Место и роль суда в правовом государстве определяются его особым статусом в системе разделения властей, а также конституционными полномочиями единственного органа, обладающего правом осуществления правосудия и разрешения любых правовых споров или конфликтов. Такое положение суда определяет и содержание его деятельности в сфере уголовного судопроизводства, где, реализуя конституционные принципы, только суд в процессе осуществления правосудия по уголовным делам может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; лишь суд вправе принять решение о производстве действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности, а также осуществлять проверку законности применения принудительных мер в ходе досудебного производства органами предварительного расследования.
Значение суда в уголовном судопроизводстве состязательного типа определяется и его процессуальной независимостью - он не выступает ни на стороне обвинения, ни на стороне защиты, обеспечивая при этом реализацию принципа равноправия сторон.
Используемый законодателем в УПК термин «суд» обозначает любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные законом (п. 48 ст. 5 УПК).
Полномочия суда реализуются в ходе проводимых в установленном законом порядке судебных заседаний - процессуальной форме осуществления судебной деятельности в досудебных и судебных стадиях производства по уголовному делу. Непосредственно же исполнение судебных полномочий возлагается на судей - должностных лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществления правосудия и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе. Особую организующую роль выполняют председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично. Кроме того, разрешение некоторых вопросов в уголовном судопроизводстве закон относит исключительно к компетенции председателей судов или их заместителей.
Конкретный суд и его состав зависят от вида судебного заседания и реализуемых при этом полномочий суда, определяемых в целом терминами компетенция и подсудность. Так, в соответствии со ст. 30 УПК рассмотрение уголовных дел в зависимости от судебной инстанции осуществляется судьей единолично или судом коллегиально в составе трех и более судей. Кроме того, к рассмотрению уголовных дел по установленным законом категориям преступлений для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта в качестве присяжных заседателей могут привлекаться граждане. Рассмотрение других вопросов, связанных с производством по уголовному делу, как в досудебных, так и в судебных стадиях происходит в судебных заседаниях, проводимых судьей единолично.
Основные полномочия суда в уголовном судопроизводстве перечислены в ст. 29 УПК. По своему характеру и назначению их можно объединить в следующие группы.
1. Полномочия по осуществлению правосудия по уголовным делам. Они реализуются в судебном разбирательстве - заседаниях судов первой, второй, кассационной и надзорной инстанций. Соответственно различаются и полномочия суда для каждой судебной инстанции.
Суд первой инстанции в результате рассмотрения в судебном заседании уголовного дела по существу правомочен вынести приговор - решение о признании невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания.
Полномочия судов других инстанций имеют целью обеспечение вступления в силу законного, обоснованного и справедливого приговора, для чего они вправе отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом. Так, суд второй инстанции рассматривает в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой инстанции. Суд кассационной или надзорной инстанций осуществляет пересмотр уже вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда всех нижестоящих инстанций.
- 2. Полномочия по применению определенных принудительных мер: воспитательного воздействия или медицинского характера. В основе реализации судом этих полномочий лежат соответствующие положения УК (гл. 14 и 15).
- 3. Полномочия, связанные с исключительным правом суда в досудебных стадиях принимать решения о применении некоторых мер процессуального принуждения - об избрании в отношении подозреваемых, обвиняемых таких мер пресечения, как домашний арест, заключение под стражу, залог.
К указанным мерам относятся помещение подозреваемого или обвиняемого, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар - для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертиз; наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности.
- 4. Полномочия, связанные с реализацией правомочия суда принимать решения о даче органам предварительного расследования разрешения на производство следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы участников процесса. К числу таких действий относятся: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; обыск и (или) выемка в жилище; личный обыск (за исключением предусмотренных законом случаев); выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; наложение ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемка в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров; получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Именно суд принимает решение о реализации или об уничтожении некоторых видов вещественных доказательств, полученных органами предварительного расследования.
- 5. Рассмотрение в предусмотренных законом случаях жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
- 6. Принятие мер, направленных на устранение выявленных при судебном рассмотрении уголовного дела обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также других фактов нарушений закона, допущенных при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом.
Названные полномочия суд реализует путем вынесения и направления в соответствующие организации и должностным лицам частного определения или постановления, в которых требуется принятие необходимых мер (ч. 4 ст. 29 УПК).
В уголовном судопроизводстве суд занимает исключительное положение, осуществляя функции разрешения дела и судебного контроля.
Функция разрешения уголовного дела, то есть правомочие по разрешению спора между обвинением и защитой, выполняется судом путем рассмотрения и разрешения в судебном заседании уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением (актом) от органов исполнительной власти.
Функция судебного контроля обязывает суд выступать арбитром в споре между гражданином (участвующим в процессе на стороне защиты или обвинения или относящимся к числу иных участников процесса), который считает, что его конституционные права нарушены, и должностными лицами и органами, ведущими уголовный процесс, и проверять законность действий (бездействия) и решений по- следних.
Полномочия суда, сформулированные в ст. 29 УПК РФ, включают в себя:
Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания;
Применение к лицу принудительных мер воспитательного воздействия или медицинского характера;
Отмену или изменение решения, принятого нижестоящим судом;
Принятие решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, продлении срока содержания под стражей, помещении подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы;
Санкционирование производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, производства обыска или выемки в жилище, выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, выемки предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах граждан в кредитных организациях, производства личного обыска (за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ), наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитных организациях; санкционирование контроля и записи телефонных и иных переговоров, а также получения информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами;
Принятие решений о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
Принятие решений о возмещении имущественного вреда, а также о реализации или уничтожении вещественных доказательств.
В ходе досудебного производства суд также правомочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК РФ. При выявлении в ходе судебного рассмотрения уголовного дела обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, суд вправе вынести частное определение или постановление в адрес соответствующих организаций и должностных лиц с требованием принятия необходимых мер.
Состав суда, рассматривающего уголовные дела, определен ст. 30 УПК РФ. По первой инстанции рассмотрение судом уголовных дел может осуществляться в следующем составе: один судья федерального суда общей юрисдикции; судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей; коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции; мировой судья. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
Подсудность уголовных дел судам общей юрисдикции (включая военные суды) определена ст. 31 УПК РФ.
По общему правилу уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то уголовное дело будет подсудно суду по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, уголовное дело будет рассматриваться судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где было совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них. В случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело обо всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ст. 32 УПК РФ).
23. Место и роль суда в уголовно-процессуальной деятельности.
Исключительной компетенцией суда является осуществление правосудия. Только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание, применить к лицу принудительные меры медицинского характера (ст. 29 УПК).
Вся предшествующая досудебная деятельность осуществляется для того, чтобы обеспечить возможность рассмотрения дела судом. Материалы досудебного производства и выводы следователя и дознавателя имеют для суда лишь предварительное значение. Деятельность суда не сводится только к проверке материалов предварительного расследования, она носит самостоятельный характер. Выводы следователя и дознавателя и результаты проведенной ими оценки доказательств не связывают суд. Только те доказательства, которые были рассмотрены в судебном заседании, могут быть положены в обоснование приговора.
УПК наделяет суд рядом полномочий и в досудебном производстве (ч. 2 ст. 29). В частности, суд принимает решения:
Об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
О продлении срока содержания под стражей;
О помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
О возмещении имущественного вреда;
О производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
О производстве обыска и (или) выемки в жилище;
О производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
О производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;
О производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
О наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
О наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
О временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;
О реализации или уничтожении вещественных доказательств в виде громоздких и скоропортящихся предметов, а также изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды;
О контроле и записи телефонных и иных переговоров;
О получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
24. Неприкосновенность личности, жилища, охрана личной жизни и тайны переписки в уголовном процессе рф.
Принцип неприкосновенности личности. Данный принцип закреплен в ст. 22 Конституции РФ и ст. 10 УПК РФ. Он гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В данном принципе содержится очень важное правило неприкосновенности личности. Ограничение свободы возможно только в случаях и в порядке, установленных в уголовно-процессуальном законе. Данный принцип уголовного судопроизводства закреплен не только внутренними законами Российской Федерации, но и различными международными договорами, ратифицированными Россией. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах записано, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. В ст. 9 этого договора сказано, что никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Решение суда не требуется только для кратковременного задержания подозреваемого в порядке, предусмотренном законом (ст.ст. 91, 92 УПК РФ) на срок не более 48 часов. Таким образом, можно заключить, что неприкосновенность личности гарантируется не только отраслевым уголовно-процессуальным и конституционным законодательством, но и нормами международного права. Ограничение свободы личности возможно исключительно по решению судебных органов, и только на сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (ст. 109 УПК РФ).
Неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК) означает, что осмотр, обыск и выемка в нем осуществляются на основании судебного решения, кроме случаев, когда производство указанных следственных действий не терпит отлагательства.
Данный принцип предусматривает правила, в соответствии с которыми:
1) осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК;
2) обыск и выемка в жилище, личный обыск, наложение ареста на имущество и выемка вещи, находящейся в ломбарде, производятся на основании судебного решения, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК.
В рамках этого принципа под понятием жилища понимают индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями; жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания; иные помещения или строения, не входящие в жилищный фонд, используемые для временного проживания. Под проживающими в жилище следует понимать всех совершеннолетних лиц, постоянно или временно проживающих в жилище или владеющих им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище (п. 10 ст. 5 УПК).
Тайна частной жизни граждан - это тайна переписки, телеграфных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК). Наложение ареста на телеграфные отправления, их выемка, контроль и запись переговоров могут производиться только на основании судебного решения.
Обыск, наложение ареста на телеграфные отправления, их выемка, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами могут производиться только на основании судебного решения, кроме случаев, не терпящих отлагательства.
Право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК) означает, что каждый участник процесса может обжаловать любое действие и решение следователя, дознавателя, прокурора и суда, которое он считает незаконным и необоснованным. Жалобы приносятся и рассматриваются в порядке, установленном законом.
К отраслевым принципам относятся следующие положения: осуществление правосудия только судом, свобода оценки доказательств, язык судопроизводства, обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту, презумпция невиновности, состязательность сторон.
" |
Согласно новому УПК РФ, суд, его процессуальная деятельность становятся основой всего уголовного судопроизводства. Суд, осуществляя только присущую ему функцию правосудия, наделяется широкими полномочиями для ведения судебного контроля. Судебный контроль в уголовном процессе определен в двух формах:
1) предварительный контроль (санкции на проведение определенного перечня процессуальных действий на стадии предварительного расследования) ч.2 ст.29 УПК. Только по решению суда будут применяться такие меры пресечения, наиболее существенно затрагивающие права и интересы граждан, как заключение под стражу (арест) и домашний арест. Суд будет принимать решения о:
производстве обыска и выемки предметов и документов;
наложении ареста на имущество;
аресте на корреспонденцию и ее выемке в учреждениях связи;
контроле и записи телефонных и иных переговоров;
отстранении обвиняемого от должности;
продлении сроков содержания под стражей.
2) последующий или восстановительный контроль (обжалование действий стороны обвинения, включая решения прокурора, по месту производства предварительного следствия) ст.125 УПК РФ:
постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
постановление о прекращении уголовного дела;
иные решения стороны обвинения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию.
Анализ этих норм закона позволяет прийти к выводу о том, что сфера судебного контроля расширена вплоть до начала уголовного процесса.
Особо следует отметить, что в новом УПК появилась новая статья, касающаяся допустимости доказательств по уголовному делу (ст.75). Специальная норма Конституции РФ (ст.50 ч.2) предусматривает положение, согласно которому не допускаются доказательства, полученные с нарушением закона. В ст.75 перечисляются, какие доказательства являются недопустимыми, и наиболее важным здесь оказывается признание недопустимости показаний подозреваемого (обвиняемого), данных в ходе досудебного производства (т.е. во время предварительного расследования) в отсутствие защитника и не подтвержденных им в суде. Иначе говоря такие показания не имеют юридической силы.
Досудебное производство или предварительное расследование, будет традиционно осуществляться в двух формах - предварительное следствие и дознание. Однако здесь имеются определенные корректировки. Согласно ст.151 дознание должно проводится в 15-дневный срок по дольно широкому кругу составов преступлений в случае, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретных лиц (иными словами по преступлениям, совершаемым в условиях очевидности). Считается, что дознаватели по такой упрощенной процедуре смогут расследовать значительно большее число уголовных дел, а следователи будут сосредоточены на расследовании более серьезных преступлений.
Изменяются формы рассмотрения уголовных дел в судах (ст.30) - все дела будут рассматриваться либо коллегиально, либо единолично. Коллегиальная форма означает рассмотрение дела тремя федеральными судьями (дела о тяжких и особо тяжких преступлениях) или федеральным судьей и 12 присяжными заседателями (дела об убийствах, терроризме, бандитизме и др. опасных преступлениях).
Единолично:
Мировой судья будет рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы.
Федеральный судья - дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы.
Таким образом, институт народных заседателей с принятием нового УПК оказался упраздненным.
Одна из новел УПК предполагает введение предварительного слушания, в ходе которого судья выносит решения по заявленным сторонами ходатайствам и оценивает допустимость представленных доказательств. В действующем УПК такая процедура предусмотрена только для процесса с участием присяжных заседателей.
В новый УПК включен новый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл.40 ст. ст.314-317). В этом случае по просьбе обвиняемого и согласии потерпевшего и государственного обвинителя приговор выносится без проведения судебного разбирательства (соглашение о признании вины). В таком случае наказание не может превышать 2/3 срока (размера) наказания, предусмотренного уголовным законом. Такой порядок вынесения судебного решения может применяться лишь по уголовным делам о преступлениях, мера наказания за которые не превышает 5 лет лишения свободы.
Судопроизводство по данным делам должно стать действительно скорым, более эффективным.
В уголовном процессе теперь не будет института направления дела судом на дополнительное расследование. Если прокурор подписал обвинительное заключение, направил дело в суд, и оно принято судом к рассмотрению, суд должен разрешить его по существу - вынести обвинительный или оправдательный приговор или прекратить дело по основаниям, указанным в законе. Суд вправе возвратить дело прокурору только в стадии назначения судебного заседания для устранения препятствий его рассмотрения судом (ст.237). Однако данное возвращение дела прокурору не преследует цели проведения дополнительного расследования. Устранение препятствий должно быть проведено прокурором в течение 5 суток.
В новом УПК усовершенствован порядок обжалования приговоров - введение апелляционного порядка обжалования приговоров, выносимых мировыми судьями, уточнен порядок кассационного пересмотра решений, введен порядок вынесения судебного решения по жалобам в порядке надзора.
Существенные изменения УПК вносит в стадию надзорного производства. В соответствии с главой 48 надзорное производство начинается непосредственно с подачи жалобы осужденным или его защитником либо представления прокурором. Эту жалобу (представление) рассматривает судья надзорной инстанции, который либо отказывает в ее удовлетворении, о чем выносит соответствующее постановление, либо, если он считает, что жалоба (представление) подлежат удовлетворению, возбуждает надзорное производство и направляет ее (его) на рассмотрение суда надзорной инстанции. Последний принимает окончательное решение, руководствуясь при этом положениями ст.405 о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора. Новый закон запрещает пересматривать оправдательный приговор и постановление (определение) суда о прекращении уголовного дела.
Следует отметить, что ст.402 УПК РФ ограничивает круг лиц, имеющих право принесения надзорной жалобы, сторонами процесса, тогда как в действующем законодательстве такого ограничения не существует. Кроме того, в соответствии с новой процедурой решение Верховного Суда РФ по надзорной жалобе (представлению) является окончательным, тогда как в настоящее время такие жалобы зачастую приносятся по пять-десять раз.
Таким образом можно прогнозировать существенное снижение числа надзорных жалоб. И главное - УПК требует принятия по жалобе (представлению) судебного решения, а не отписки прокурорского или судейского чиновника об отказе в истребовании дела.
Глава 52 УПК регулирует особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, судей, прокуроров, следователей и адвокатов. Изъятия из общих положений нового УПК в отношении перечисленных лиц касаются процедуры возбуждения против них уголовного дела, привлечения в качестве обвиняемого, а также особенностей задержания, и вытекают из соответствующих федеральных конституционных и федеральных законов.
Часть пятая УПК подробно регламентирует вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, практически отсутствующие в действующем УПК Новое уголовное право России. Общая часть. Учебное пособие. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.С. 652. .
Принципы организации и деятельности Высшего Арбитражного Суда весьма близки тем принципам, на которых строится система судов общей юрисдикции. При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд обладает статусом, установленным Законом о статусе судей. Что же касается принципов деятельности Высшего Арбитражного Суда, то, в частности, ст.6 Закона об арбитражных судах констатирует: "Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел". Помимо указанных принципов Арбитражно-процессуальный кодекс РФ называет еще и принципы непосредственности (ст.10), непрерывности (ст.117), национального языка судопроизводства (ст.8), которые, как известно, действуют при осуществлении правосудия в судах общей юрисдикции Уголовный процесс РФ: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова М.: Юрист, 2005.С. 115. .
- Понятие и назначение уголовного судопроизводства
- Понятие и сущность уголовного процесса
- Назначение уголовного судопроизводства
- Стадии уголовного судопроизводства
- Исторические типы (формы) уголовного процесса
- Уголовно-процессуальное законодательство
- Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства
- Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Общая характеристика и структура УПК РФ
- Общая характеристика образцов уголовно-процессуальных документов и требования к ним
- Уголовно-процессуальное право
- Понятие и значение уголовно-процессуального права
- Уголовно-процессуальные правовые нормы: виды и структура
- Уголовно-процессуальные правоотношения
- Процессуальная форма
- Уголовно-процессуальные документы
- Процессуально-правовые гарантии
- Уголовно-процессуальные функции
- Уголовно-процессуальное право и его межотраслевые связи
- Уголовно-процессуальное право и нормы морали
- Принципы уголовного судопроизводства
- Понятие, значение и классификация принципов уголовного судопроизводства
- Характеристика общеправовых принципов уголовного процесса
- Участники уголовного судопроизводства
- Суд, судья, их процессуальные полномочия
- Подсудность уголовных дел и ее виды
- Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Общая характеристика участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения
- Прокурор в уголовном процессе
- Следователь в уголовном процессе
- Руководитель следственного органа
- Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
- Потерпевший в уголовном процессе
- Частный обвинитель в уголовном процессе
- Гражданский истец в уголовном процессе
- Представители потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца
- Подозреваемый в уголовном процессе
- Обвиняемый, законные представители в уголовном процессе
- Защитник в уголовном процессе
- Гражданский ответчик, его представитель в уголовном процессе
- Свидетель в уголовном процессе
- Эксперт в уголовном процессе
- Специалист в уголовном процессе
- Переводчик в уголовном процессе
- Понятой в уголовном процессе
- Понятие и признаки доказательств в уголовном процессе
- Классификация доказательств
- Основания и порядок признания доказательств недопустимыми
- Предмет и пределы доказывания
- Процесс доказывания и его цель
- Общая характеристика показаний как вида доказательств
- Заключение и показания эксперта
- Заключение и показания специалиста
- Вещественные доказательства
- Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы
- Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
- Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
- Основания, порядок задержания и освобождения подозреваемого в совершении преступления
- Понятие и виды мер пресечения, основания и общий порядок их применения
- Понятие и виды иных мер процессуального принуждения
- Понятие ходатайств и жалоб как индивидуально-правовых актов участников уголовного судопроизводства
- Процессуальный порядок рассмотрения жалоб
- Судебный порядок рассмотрения жалоб
- Сроки в уголовном процессе
- Процессуальные издержки и их виды
- Взыскание процессуальных издержек
- Общая характеристика института реабилитации
- Сущность реабилитации. Основания возникновения права на реабилитацию и возмещение вреда
- Право на реабилитацию и возмещение вреда и порядок его реализации
- Понятие и значение возбуждения уголовного дела
- Поводы и основания к возбуждению уголовного дела
- Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
- Отказ в возбуждении уголовного дела
- Понятие, значение и формы предварительного расследования
- Общие условия предварительного расследования
- Иные условия предварительного расследования
- Процессуальные сроки предварительного следствия и порядок их продления
- Субъекты предварительного следствия
- Общие правила производства следственных действий
- Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
- Протокол следственного действия и его значение
- Порядок и сроки дознания по уголовным делам
- Особенности возбуждения уголовных дел органами дознания
- Обвинительный акт дознания и его правовые последствия
- Сущность и значение привлечения лица в качестве обвиняемого
- Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого
- Допрос в качестве обвиняемого
- Осмотр и личный обыск
- Выемка предметов и документов, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
- Контроль и запись телефонных и иных переговоров
- Допрос
- Очная ставка, опознание, проверка показаний на месте
- Производство судебной экспертизы
- Понятие, основания и порядок приостановления предварительного следствия
- Действия следователя после приостановления предварительного следствия
- Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
- Постановление о прекращении уголовного дела
- Решение об окончании предварительного следствия с обвинительным заключением
- Процессуальный порядок ознакомления участников уголовного процесса с материалами дела
- Обвинительное заключение
- Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Направление уголовного дела в суд
- Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу
- Общий порядок подготовки к судебному заседанию
- Принятие судьей единолично решения по уголовному делу и подготовка к судебному заседанию
- Основания и порядок проведения предварительного слушания
- Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания
- Понятие, задачи и общие условия судебного разбирательства
- Непосредственность, устность, гласность и пределы судебного разбирательства. Неизменность состава суда
- Председательствующий в судебном разбирательстве и его участники
- Протокол судебного заседания
- Судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого
- Понятие, сущность, значение и виды приговора
- Требования, предъявляемые к приговору
- Порядок постановления приговора
- Структура и содержание приговора
- Понятие и основания особого порядка судебного разбирательства по уголовным делам
- Судебное заседание при особом порядке судебного разбирательства
- Особенности производства дел у мирового судьи
- Судебное разбирательство у мирового судьи
- Общие условия производства в суде присяжных
- Особенности подготовки к судебному заседанию
- Подготовительная часть судебного разбирательства
- Особенности судебного следствия
- Прения сторон и последнее слово подсудимого
- Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями
- Напутственное слово председательствующего
- Вынесение вердикта судом присяжных
- Обсуждение последствий вердикта
- Постановление приговора и принятие иных решений
- Понятие и общая характеристика апелляционного производства
- Субъекты апелляционного обжалования и процедура принесения жалоб и представлений
- Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
- Основания отмены и изменения приговора мирового судьи
- Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции, и их обжалование
- Понятие и значение кассационного производства
- Субъекты кассационного обжалования и порядок принесения жалоб и представлений
- Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции
- Понятие, виды и формы решений, принимаемых судом кассационной инстанции
- Понятие и сущность стадий исполнения приговора
- Вступление судебного решения в законную силу
- Порядок обращения к исполнению судебного решения
- Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
- Отсрочка исполнения приговора и снятие судимости
- Понятие и правовая природа судебного надзора по уголовным делам
- Порядок обжалования вступивших в законную силу судебных решений. Судебные надзорные инстанции
- Характеристика надзорного производства
- Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции
- Решения суда надзорной инстанции
- Возобновление производства по уголовному делу: понятие, значение, основания
- Сроки и процедура возобновления производства по уголовному делу
- Решения, принимаемые на этапе возобновления производства по уголовному делу
- Особенности производства по делам несовершеннолетних и предмет доказывания
- Предварительное расследование уголовных дел по обвинению несовершеннолетних
- Судебное разбирательство
- Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
- Особенности имущественной ответственности несовершеннолетних за причиненный преступлением вред
- Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
- Особенности досудебного производства о применении принудительных мер медицинского характера
- Процедура судебного разбирательства
- Особенности имущественной ответственности
- Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
- Круг лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
- Возбуждение уголовного дела и привлечение лица в качестве обвиняемого
- Особенности досудебного и судебного производства
- Применение норм международного права в уголовном процессе
- Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
- Выдача лица для целей уголовного преследования или для исполнения приговора
- Передача выдаваемого лица
- Международное сотрудничество с государствами, не имеющими договоров по вопросам уголовного судопроизводства с РФ
- Регулирование уголовно-процессуальных вопросов международными договорами РФ, не вступившими в силу
- Источники уголовно-процессуального права стран СНГ
- Задачи и принципы уголовного судопроизводства стран СНГ
- Особые институты уголовного судопроизводства в странах СНГ
Суд, судья, их процессуальные полномочия
Суд является органом государственной власти, осуществляющим судебную власть. Чтобы понять и осмыслить роль суда в уголовном судопроизводстве, необходимо раскрыть понятие «судебная власть». Если понятие «государственная власть» мы раскрываем через понятие субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями на уровне государства в лице его органов и должностных лиц, то понятие судебной власти уточняется и конкретизируется через понятие «власть», которая осуществляется специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 1 ФКЗ «О судебной системе» гласит, что «судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемыми в уголовном судопроизводстве в установленном законом порядке представителями народа: присяжными заседателями».
Конституция РФ в ст. 10 закрепила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть - это самостоятельная власть и действует независимо от законодательной и исполнительной. Согласно Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного и гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принцип разделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между органами государства, но и наличие системы сдержек и противовесов, не позволяющих одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Суд в механизме сдержек и противовесов выступает важным его элементом. Судебная власть, как отмечает И.Л. Петрухин, «учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающих конституционность и законность их действий и решений».
Судебная власть есть тот реальный фундамент, который предназначен для обеспечения прочности конструкции государственности страны, разрешая конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности. Судебная власть призвана обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи судебная защита посредством уголовного судопроизводства выступает как часть общегосударственной защиты прав и свобод личности. Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
И только независимая судебная власть способна реально защитить права и свободы человека и гражданина. Именно поэтому судебная защита выступает вершиной пирамиды общегосударственной функции защиты личности. А поскольку деятельность правоохранительных органов, как разновидность государственной деятельности, направлена на обеспечение охранительной функции государства, то защита прав, свобод человека и гражданина в угол овном судопроизводстве для всех его участников, ведущих судопроизводство, выступает как цель (предназначение).
Именно такой смысл заложен в ст. 6 УПК, в которой отражено, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1) и защиту личности от незаконного необоснованного обвинения, осуждения и ограничения ее прав и свобод (п. 2). Если реализация п. 1 данной статьи осуществляется посредством функции обвинения (уголовное преследование), то п. 2 - посредством функции защиты от обвинения.
Поскольку общегосударственная функция судебной защиты призвана разрешать социальные конфликты, возникающие в правовой сфере жизни нашего общества субъект имеет право обратиться за защитой своих нарушенных прав к судебной власти. Судебная власть осуществляется посредством правосудия, поэтому правосудие представляет собой тот вид государственной деятельности, который по Конституции РФ возложен на судебную власть (ст. 18. ч. 1 ст. 118). Таким образом, правосудие есть форма осуществления судебной власти, и представляет собой ее функцию.
Сущностью судебной власти является возможность принудительно-регулятивно воздействовать на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебной власти проявляется не иначе как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечивать высший уровень правовых гарантий участниками судопроизводства. Судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законам процессуальной форме.
Особенностью уголовного судопроизводства является то, что оно охватывает властную деятельность не только суда, но и других органов: прокурора, руководителя бедственного органа, следователя, органа дознания, дознавателю и начальника подразделения дознания . С принятием УПК уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное производство и судебное производство. Первая часть охватывает только два этапа уголовного процесса - возбуждение уголовного дела и предварительное расследование, вторая - судебное производство, включая все последующие этапы уголовного судопроизводства.
Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу в досудебном производстве, представляют собой органы исполнительной власти. Если в ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой, то необходимость его разрешения возложена именно на беспристрастный, независимый и объективный суд .
В судебном производстве суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с разрешением дела по существу. Все действия суда и есть сфера действия судебной власти. Судебная власть выступает как особая форма государственно-властных отношений в сфере уголовного судопроизводства. В силу этого судебная власть необходима тогда, когда возникает правовой конфликт, требующий разрешения в судебном порядке.
Судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав человека, гражданина. Укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства - это основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства. В Концепции судебной реформы говорится, что «ядром всякой реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых коренным образом обновляются институты права, изменяются предназначения и деятельность других правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда, во исполнение судебных приговоров и решений». Основное внимание должно уделяться уголовному правосудию как безальтернативному механизму защиты основных прав и законных интересов гражданина в экстремальной ситуации преступного правонарушения.
Исходя из положений уголовно-процессуального закона, центральное место в содержании судебной власти отводится деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовного дела по существу. Наряду с этим в содержание судебной власти в уголовном процессе входит также и деятельность суда, осуществляющего судебный контроль в досудебном производстве.
Существование судебного контроля как особого вида деятельности суда отрицать сегодня невозможно, ибо он развивается и расширяется. Не случайно в настоящее время вопрос о юридической природе судебного контроля широко обсуждается в науке. Так, В.А. Лазарева пишет, что «уголовное судопроизводство как система распадается на определенное количество подсистем и множество частных процедур, каждая из которых имеет собственные формы, под которыми принято понимать совокупность процедурных требований, предъявляемых к действиям участников процесса и направленных на достижение определенного материально-правового регулятора.
Участие суда в процессе производства предварительного расследования неслучайно: оно стало возможным сравнительно недавно, что говорит о возникновении новых форм уголовного судопроизводства наряду с такими традиционными формами, как рассмотрение и разрешение уголовных дел в стадии судебного разбирательства, а также в стадиях кассационном и надзорном производствах.
Термин «судебный контроль» не нов, он применялся в научной литературе и ранее, ибо использовался для обозначения, например, деятельности суда по проверке и оценке результатов предварительного расследования в стадии предания суду, а также и в последующих судебных стадиях. Многоступенчатость уголовного процесса позволяет сегодня обеспечивать контроль за законностью результатов уголовно-процессуальной деятельности на всех этапах судопроизводства. Говоря о судебном контроле сегодня, мы говорим о новой его форме, которая выражает существо взаимоотношений судебной власти и органов уголовного преследования.
Судебный контроль, осуществляемый непосредственно при возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании, преследует те же цели, что ставятся перед судебными органами: обеспечить законность и эффективность уголовного судопроизводства защиту прав и свобод участников процесса. Это и позволяет считать его одним из способов осуществления правосудия. Наличие такого контроля в досудебном производстве отличается наибольшей эффективностью и своевременностью восстановления нарушенных прав и позволяет заинтересованному лицу незамедлительно обратиться в суд с жалобой за защитой его прав.
Рассматривать судебный контроль в досудебном производстве в качестве особого способа осуществления правосудия позволяет укоренившееся в науке мнение о правосудии как деятельности суда по разрешению социально-правовых конфликтов, по восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства.
Уголовные дела рассматриваются судьями единолично и коллегиальным составом .
Единолично уголовные дела рассматривает судья федерального суда общей юрисдикции. Рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях единолично судьей федерального суда общей юрисдикции или в коллегиальном составе зависит исключительно от волеизъявления обвиняемого. Если обвиняемый не заявит ходатайство о том, что желает рассматривать дело в коллегиальном составе, то дело будет рассмотрено единолично судьей федерального суда общей юрисдикции.
Единолично рассматриваются уголовные дела судьей районного суда в апелляционном порядке. Также единолично рассматривают дела мировые судьи, а в указанных в ч. 3 ст. 30 УПК случаях и судьи гарнизонных военных судов. Единолично рассматривают уголовные дела районные суды и гарнизонные военные суды, действующие в качестве судов первой инстанции, когда они принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (ч. 5 ст. 109. ч. 3 ст. 125 и ч. 2 ст. 165 УПК).
Коллегиально суд первой инстанции может рассматривать дело в составе коллегии из трех профессиональных судей, судьи единолично или судьи и 12 присяжных заседателей. Суд присяжных рассматривает дела в краевом (областном, городском) суде.
Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.
При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, один из них председательствует в судебном заседании. Председательствующий руководит ходом судебного заседания, обеспечивает равноправие сторон и состязательность процесса. В начале судебного заседания он разъясняет всем участникам судебного разбирательства их права и обязанности, а затем следит за регламентом судебного заседания.
Все присутствующие в зале судебного заседания обязаны вставать, когда суд входит в зал судебного заседания. Показания суду дают также стоя. При обращении к суду с заявлениями и ходатайствами, а также при даче показаний обращаются к суду уважительными словами: «Уважаемый суд». Если же разбирательство дела ведет единолично судья, то к нему обращаются словами: «Ваша честь». Этим особо подчеркивается наличие судебной власти и ее значимость.