Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • К органам осуществления предварительного следствия относятся. Органы предварительного расследования. Место производства предварительного расследования

К органам осуществления предварительного следствия относятся. Органы предварительного расследования. Место производства предварительного расследования

Расследование преступлений - важнейшая часть уголовного судопроизводства. Наиболее сложная и ответственная форма рассле-, дования преступлений - предварительное следствие, осуществляемое следователями. Следователь-должностное лицо Соответствующего правоохранительного органа^ уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

В этих целях следователь рассматривает заявления о совершен-, ных преступлениях, возбуждает уголовные дела, устанавливает на-г личие события преступления, собирает доказательства виновности лиц, его совершивших, и выясняет другие обстоятельства, необходимые для правильного решения вопроса об ответственности обви-.няемых.

Вся деятельность следователя осуществляется строго в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом. Уголовно-процессуальный кодедс РФ конкретно определяет содержание всех следственных процедур: возбуждения уголовного дела, допросов свидетелей и потерпевших, порядка предъявления обвинения, про-" изводства обыска, выемки, осмотра и освидетельствования, проведения необходимых экспертных исследований и др.

Предварительное следствие по уголовным делам проводится следователями:

S Следственного комитета при прокуратуре РФ;

S органов внутренних дел РФ;

S Федеральной службы безопасности РФ;

S Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасиловании, бандитизме, организации преступных сообществ, массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и других опасных преступлениях.

Кроме того, эти следователи расследуют все дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации РФ и депутатами

Государственной Думы РФ, депутатами представительных органов субъектов РФ, депутатами выборных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления, Председателем Счетной палаты РФ, его заместителями и аудиторами Счетной палаты, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Следователям Поручается проведение расследования о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами органов внутренних дел РФ, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ, и преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военных следственных управлений при Прокуратуре РФ расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского состава Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны РФ.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое (более 120 составов уголовных преступлений, не считая дел о преступлениях несовершеннолетних) число дел об общеуголовных преступлениях.

К их компетенции относится расследование дел о таких опасных и распространенных преступлениях, как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежи, разбои, кражи при отягчающих обстоятельствах, хулиганство; незаконный оборот наркотиков; нарушения правил противопожарной безопасности, транспортных правил; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и др.

Следователи Федеральной службы безопасности РФ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, угоне самолетов, государственной измене, шпионаже, диверсиях, разглашении государственной Тайны, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дед, отнесенных к их компетенции.

Следователи Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков расследуют дела о преступлениях, связанных с незаконным производством, оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой наркотиков; связанных с отягчающими обстоятельствами (рецидив, крупный размер, тяжкие последствия).

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом требуется получение судебного решения или санкции (разрешения) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.В соответствии с законом такие процессуальные действия следователя, как применение меры пресечения в виде ареста; продление срока содержания под стражей; производство обыска и выемки документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; отстранение Обвиняемого от должности; помещение обвиняемого, не содержащегося под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение для проведения Экспертизы, и некоторые другие могут проводиться только после получения решения суда.

В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем, отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, направлении дела для предания обвиняемого суду или прекращении дела, а также об отводе следователя, следователь вправе предъявить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Полномочия следователя включают также его право давать орга-, нам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие поручения обязательны для исполнения. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В организационном плане деятельность следователей направляется соответствующими следственными подразделениями:

S в прокуратуре - Следственным комитетом при прокуратуре РФ и его органами на местах, включая и военные следственные управления;

S в органах внутренних дел- Следственным комитетом Министерства внутренних дел РФ, следственными управлениями (отделами) органов внутренних дел субъектов РФ, следственными отделами (отделениями) районных, городских органов внутренних дел;

в органах Федеральной службы безопасности РФ - Следственным комитетом Федеральной службы безопасности РФ, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности субъектов РФ, следственными управлениями (отделами) федеральных органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, внутренних и пограничных войсках; S в органах Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков - Следственным управлением ФСКН России и следственными управлениями (отделами) наркоконтроля в субъектахРФ.

Руководители следственных подразделений вправе: S осуществлять контроль за своевременноапью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству следствия;

s проверять уголовные дел а, давать указания следователю о Производстве следственных действий, привлечении в качестве обвиняембго, квалификации и объеме обвинения, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование группе следователей, а также участвовать в расследований лично.

Указания руководителя следственного подразделения обязательны для исполнения, кроме тех случаев, когда следователь, не исполняя, может обжаловать их прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнений, кроме тех случаев, когда они касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации, объема обвинения и избрании меры пресечения. В этих случаях следователь вправе представить дело прокурору с письменными возражениями на указания руководителя следственного подразделения. Жалобы на действия и решения следователя разрешаются прокурором или судом. Прокурор обязан рассмотреть жалобу в течение трех суток и принять решение о ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Судья по результатам рассмотрения жалобы выносит постановление либо о признании действий и решений следователя незаконными и его обязанности устранить допущенные нарушения или об оставлении жалобы без удовлетворения.

Надзор за предварительным следствием осуществляют руководители соответствующих следственных подразделений. Полномочия надзирающих включают право:

s "требовать от следователя любые дела и документы, поступившие в ходе следствия, и давать обязательные к исполнению письменные указания о расследовании преступлений;

S отменять незаконные и необоснованные постановления (о возбуждении уголовного дела, описи, обыске, привлечении в качестве обвиняемого, прекращении или приостановлении расследования и др.) следователя;

S лично производить отдельные следственные действия или расследование дела в полном объеме;

S изымать дело у одного следователя и передавать другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования;

^ отстранять следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия, если при расследовании им допущено нарушение закона.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Задачи органов предварительного следствия в Российской Федерации

1. Задачами органов предварительного следствия в Российской Федерации являются:

а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений;

в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности;

г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению.

2. В соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия:

а) производят предварительное следствие по уголовным делам;

б) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

г) организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

д) изучают правоприменительную практику следователей и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

е) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

ж) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы.


Органы дознания. Их задачи, полномочия и система.

Органы пограничной службы РФ;

Органы Службы судебных приставов Минюста России;

Таможенные органы РФ;

Органы Государственной противопожарной службы;

Прокуратура;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж-дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

Дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель-ного следствия необязательно;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное осу-ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз-нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

Самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей-ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.

Дознаватели подразделяются на штатных и внештатных.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра «Уголовного процесса»

Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»

РЕФЕРАТ

по теме: «Органы предварительного расследования»

Адъюнкт кафедры

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород - 2008

Введение.

Текущее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает в Российской Федерации рассмотрение уголовных дел до судебного производства. Такое рассмотрение осуществляется путем производства предварительного расследования, которое в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия или отсутствия преступного деяния, изобличения и привлечения виновных к уголовной ответственности. Закон также обязывает данные органы выявлять все существенные обстоятельства по делу и принимать меры, направленные на предупреждение преступлений.

Основываясь на доказательствах, полученных в ходе предварительного расследования, суд (судья), исследовав их в ходе судебного заседания, выносит приговор по уголовному делу.

В ходе лекции мы рассмотрим формы предварительного расследования, а также органы, осуществляющие предварительное следствие и дознание, их структуру, а также компетенцию следователя, дознавателя.

Перейдем к рассмотрению первого вопроса.

1. Понятие предварительного расследования. Формы предварительного расследования.

Перед тем как приступить к рассмотрению понятия предварительного расследования, необходимо осветить исторический очерк развития органов предварительного следствия и дознания в России

До 1860 г. расследование преступлений входило в круг обязанностей полиции. В роли следователей выступали в основном квартальные надзиратели, а в крупных городах существовали особые должности следственных приставов по гражданским и уголовным делам. Следствие производили также нижние земские суды , управы благочиния и различные присутствия, в которые входили полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав). В так называемых важных случаях следствие поручалось особо выделенным чиновникам, командируемым на места происшествий губернаторами, министром внутренних дел и даже царем.

Явная неудовлетворительность состояния следствия была очевидной. Медлительность и взяточничество, процветавшие среди полицейских чиновников, парализовали его. Поэтому в 1860 г. следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 г. в 44 губерниях России были введены должности судебных следователей, числившихся по ведомству Министерства юстиции.

Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по делам о преступлениях и проступках, которыми устанавливалось производство предварительного следствия, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие вопросы.

Должность судебного следователя была приравнена к должности члена уездного суда . Назначение на нее и увольнение осуществлялись министром юстиции по представлению губернатора и с согласия губернского прокурора. Условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их положения, поскольку, хотя формально они были подчинены Министерству юстиции, фактически в гораздо большей степени зависели от губернаторов.

20 ноября 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства , который установил, что предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судам, производится судебными следователями при содействии полиции. При отсутствии следователя Устав обязывал полицию проводить дознание и затем передавать собранные материалы судебному следователю.

В 1867 г. были учреждены должности временных следователей по особо важным делам (они предназначались для расследования уголовных дел о подделках государственных кредитных билетов). В 1870 г. введены должности судебных следователей по важнейшим делам . Помимо своей непосредственной работы по расследованию уголовных дел судебный следователь при нехватке судей привлекался к рассмотрению дел, по которым он не принимал участия в производстве предварительного расследования.

Декретом о суде № 1 в ноябре 1917 г. существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры были упразднены , производство предварительного следствия возлагалось на местных судей единолично . Однако они не справлялись с большим количеством уголовных дел, а поэтому были образованы следственные комиссии Военно-революционного комитета . Аналогичные комиссии для расследования дел о контрреволюционных преступлениях были созданы при местных органах власти. Затем для расследования дел об убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, бандитизме, изнасилованиях и других опасных преступлениях были учреждены следственные комиссии окружных судов.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. производство расследования возлагалось на следственные комиссии и на милицию (в форме дознания), а в ряде случаев - на народного судью.

20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), на которую возлагалось, кроме других обязанностей, расследование уголовных дел о государственных преступлениях. В октябре 1920 г. ВЦИК принял Положение о суде РСФСР, которым были введены должности народных следователей, избираемых губернскими исполкомами Советов и состоящих при советах народных судей. Одновременно учреждались должности следователей по важнейшим делам, которые состояли при губернских отделах юстиции и при Наркомате юстиции РСФСР.

Постановлением ВЦИК 25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР . Этот Кодекс не имел специальной статьи с перечнем органов предварительного следствия, но в п. 5 ст. 23 УПК говорилось, что под словом “следователь” разумеются народные следователи, следователи, состоящие при губернских судах, следователи военных трибуналов и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Принятые в 1924 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили, что “органами, производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик ”; вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы не затрагивали.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции новый орган - государственную прокуратуру - и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. Наряду с другими функциями на прокуратуру был возложен надзор за расследованием уголовных дел. Эта сторона ее деятельности стала в последствии развиваться достаточно интенсивно. Следственные же аппараты повсеместно оставались (до 1928 г.) в административном подчинении судов.

В сентябре 1928 г. были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, в соответствии с которыми, следователи из подчинения судам передавались в ведение прокуроров. Однако это переподчинение было номинальным, поскольку подконтрольность следователей. Наркомюсту и местным советам сохранялась, так как прокуратура оставалась в структуре Наркомата юстиции.

В 1933 г. в СССР была учреждена прокуратура как самостоятельный орган. В 1936 г. следственный аппарат был выделен из системы юстиции и передан в подчинение прокуратуре. В то же время в 30-е гг. наблюдается существенное расширение подследственное и полномочий органов дознания, в частности милиции, которая и производила дознание по основной массе обще-уголовных преступлений. В 1940 г. приказом НКВД был образован следственный аппарат, входивший в структуру Главного управления милиции НКВД СССР. Основная масса общеуголовных преступлений в 40-50-е гг. расследовалась следователями НКВД и милицией как органом дознания.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми и принятыми затем уголовно-процессуальными кодексами союзных республик правом производства предварительного следствия были наделены следователи прокуратуры и органов государственной безопасности. Следственный аппарат МВД был упразднен (в системе МВД - МООП в это время функционировали специализированные подразделения дознания, которые расследовали значительное количество уголовных дел об общеуголовных преступлениях). Как показал опыт, следователи прокуратуры не могли справиться с расследованием большого количества уголовных дел. Поэтому 6 апреля 1963 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, которым наделил органы охраны общественного порядка (так тогда именовались органы внутренних дел) правом производства предварительного следствия. В МООП (МВД) был создан следственный аппарат , к подследственности которого относилось большинство дел об общеуголовных преступлениях. В то же время за милицией было сохранено право производства дознания по значительному числу преступлений .

В последующем в уголовно-процессуальное законодательство вносятся важные изменения и дополнения, направленные на: расширение гарантий прав участников процесса (например, допуск защитника на более ранних этапах предварительного расследования); совершенствование организационных вопросов расследования (регламентирование полномочий начальника следственного отдела - в 1965г.); изменение подследственности (например, передача в 1978 г. уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних следователям МВД); более полное использование возможностей науки и техники в уголовном судопроизводстве (введение в 1965 г. в уголовный процесс специалистов); использование в уголовном процессе данных, полученных оперативно-розыскным путем (в связи с принятием в 1992 и 1995 гг. законов об ОРД) и т. д. Заметим, однако, что если с 1963 г. следственный аппарат считался структурным подразделением МВД, УВД, то в 1970 г. следственные подразделения были включены в состав горрайорганов внутренних дел.

Определенные изменения в структуре органов расследования произошли в 90-е гг. В частности, в 1993г. функции органов дознания получили учрежденные федеральные органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета; в 2003г. следственный аппарат был создан в ФСН и воссоздан в 1995г. в Федеральной службе безопасности.

Но необходимо помнить, что в настоящее время налоговая полиция реорганизована и создан государственный комитет по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, который может осуществлять предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к его компетенции.

Таким образом , в настоящее время следственный аппарат функционирует в четырех ведомствах. Существенные меры по совершенствованию предварительного следствия в системе МВД РФ были предприняты с изданием Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422.

Расследование в российском уголовном процессе традиционно принято именовать «предварительным», поскольку окончательное решение о виновности лица принимает суд (ч.2 ст.8 УПК РФ). В литературе высказывается и иное мнение. Так, предлагается именовать данную деятельность собственно расследованием, так как согласно действующему законодательству, это – не просто репетиция или «дубль» судебной деятельности, а в известной мере самостоятельный элемент системы уголовного процесса.

Расследование называется предварительным и по той причине, это оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Деятельность органов предварительного расследования состоит, прежде всего, в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если ими собраны доказательства виновности лица, то следователь, изложив свои выводы в обвинительном заключении, а дознаватель в обвинительном акте, направляют материалы уголовного дела через прокурора в суд, который окончательно решает вопрос о виновности лица в совершении преступ­ления и назначает меру наказания.

Суд, рассматривая дело в судебном заседании, не связан выводами органов предварительного расследования. В стадии судебного разбирательства осуществляется собственное, то есть судебное исследование доказательств – судебное следствие. Однако предварительное расследование не теряет от этого своего важного значения в уголовном процессе. Предварительное расследование должно быть произведено так, чтобы у суда были все возможности правильно разрешить уголовное дело, вынести законный, обоснованный и справедливый приговор.

Нельзя забывать, что в ходе предварительного расследования уголовное дело может быть разрешено по существу, принятием решения о прекращении уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах :

1. предварительное следствие,

2. дознание.

Предварительное следствие и дознание различаются органами расследования, сроками и процессуальным порядком их производства.

Предварительное следствие – основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч.3 ст.150 УПК РФ, так как по ним производится дознание. Однако и по таким делам, в предусмотренных законом случаях, возможно проведение предварительного следствия.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые связаны с:

Принятием уголовного дела к своему производству (ст.156 УПК РФ);

Выполнением следственных действий (ст.176-207 УПК РФ);

Привлечением в качестве обвиняемого, предъявлением обвинения и допроса обвиняемого (ст.171-173 УПК РФ);

Применением мер процессуального принуждения(ст.91, 98, 111 УПК РФ);

Приостановлением предварительного следствия (ст.208 УПК РФ);

Составлением итоговых решений по уголовному делу, а именно обвинительного заключения (ст.215 УПК РФ), постановления о прекращении уголовного дела (ст.213, п.1 ч.1 ст.439 УПК РФ), постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера (п.2 ч.1 ст.439 УПК РФ).

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Подробнее об этом мы поговорим при рассмотрении следующего вопроса лекции.

На предварительном следствии реализуется восемь функций:

1) исследование обстоятельств дела (или доказывание);

2) разрешение уголовного дела;

3) уголовное преследование;

4) защита;

5) предупреждение и пресечение преступлений;

6) обеспечение прав участников процесса и охрана их законных интересов;

7) возражение против гражданского иска;

8) отстаивание интересов, нарушенных преступлением.

Предварительное следствие должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела (ч.1 ст.162 УПК РФ).

В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу (ч.2 ст.162 УПК РФ)

Срок предварительного следствия может быть продлен до 6-ти месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями (ч.4 ст.162 УПК РФ). По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12-ти месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями (ч.5 ст.162 УПК РФ). Предельного срока расследования (в отличие от срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования) закон не устанавливает.

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которая впервые выделена законодателем в качестве коллективного субъекта расследования (ст.163 УПК РФ).

Что же касается второй формы предварительного расследования – дознания, то словарь русского языка определяет «дознание» как «предварительное административное расследование».

Действительно, дознание возникло именно как административная деятельность полиции на первоначальном этапе досудебного производства, которая осуществлялась не по процессуальным правилам, обязательным только для производства предварительного следствия. Все нужные сведения полиция собирала посредством розысков, словесными расспросами и негласными наблюдениями, не производя ни обысков, ни выемок. При осуществлении дознания полиция не имела права на составление какого-либо протокола, а полученные сведения должна была заносить в один общий акт за подписью лица, производящего дознание. Полиция собирала не доказательства, а только сведения о них. Сенат не рекомендовал читать акты дознания в судебном заседании и в особенности подчеркивал, что признание обвиняемого на дознании, не подтвержденное в присутствии суда, не имеет доказательственного значения.

Согласно п.8 ст.5 УПК РФ дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Необходимо запомнить, что предварительное следствие осуществляется в двух формах:

1.в форме предварительного следствия;

2.в форме дознания.

3. Органы предварительного следствия: их организация, задачи и олномочия.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи:

1. прокуратуры;

3. следственных подразделений при ОВД;

4. следователи Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).

Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) определена УПК РФ по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, ФСБ и госнаркоконтроля.

Следователи - уполномоченные государством должностные лица, которые призваны, в соответствии с законом, устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний.

Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти.

Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ. Кроме этого, прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу.

В последних случаях, т.е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст. 126 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами ОВД, ФСН и таможенных органов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил.

Следственный аппарат при органах внутренних дел был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г . «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Следователям этого аппарата подследственны уголовные дела о преступлениях против жизни и здоровья граждан, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, в сфере компьютерной информации и о некоторых иных преступлениях, указанных в ч. 1,2 и 5 ст.126 УПК.

В соответствии со ст.12 Федерального закона “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, принятого Государственной Думой 22 февраля 1995 г., правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 126 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасных государственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих на безопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасности человечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляется органами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и других преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 6.07.03г. была образована Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, одним из подразделений которой является следственное управление. На следователей этой службы возложено проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории РФ, т.е. их незаконное приготовление, приобретение, хранение, перевозка, сбыт, использование поддельных рецептурных бланков и т.д. Помимо этого, следователи ФСН могут производить предварительное следствие и по ряду других преступлений, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следователи не вправе производить оперативно-розыскную деятельность . В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголовным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности” обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления предварительного следствия по уголовным делам наделены также руководители следственных подразделений при органах внутренних дел, органов ФСБ и госнаркоконтроля . При производстве предварительного следствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуются правами следователей.

На органы предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

Обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

Обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;

Обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

Установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Структура следственного аппарата

Основное звено следственного аппарата прокуратуры составляют следователи городских и районных или межрайонных прокуратур. Назначение их на должность, перемещение и освобождение от должности осуществляет прокурор вышестоящей прокуратуры, который в отношении их обладает также правом поощрения и наложения взыскания. Следователи данных прокуратур в основном работают по зональной системе. В крупных городских прокуратурах следователи специализируются на расследовании уголовных дел определенной категории.

В прокуратурах республик, краев и областей имеются следственные управления (отделы), в составе которых- следователи по особо важным делам, старшие следователи, а также их помощники (ст.15 Закона о прокуратуре). Соответствующие должности следователей имеются в специализированных прокуратурах.

Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры является Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое возглавляет работу по надзору и руководству следствием, разрабатывает вопросы организации следственной работы, тактики и методики расследования преступлений. В следственный аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят старшие следователи по особо важным делам и их помощники (ст. 14 Закона о прокуратуре).

В военных прокуратурах состоят следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам . Такие должности имеются как в военных прокуратурах армий, флотилий, соединений, гарнизонов, так и в Главной военной прокуратуре.

В следственном аппарате Федеральной службы безопасности и госнаркоконтроле имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

В системе расследования преступлений значительное место занимает следственный аппарат при органах внутренних дел, следователи которого расследуют основную (по количеству) массу уголовных дел о преступлениях, ежегодно регистрируемых в России.

Высшим звеном следственного аппарата органов внутренних дел является Следственный комитет при МВД Российской Федерации , возглавляет который начальник, одновременно являющийся первым заместителем министра. В составе Следственного комитета имеются информационно-аналитическое, организационное и контрольно-методическое управления, а также следственная часть, следователи которой занимаются расследованием уголовных дел о преступлениях особой важности.

Аналогичную структуру имеют следственные управления (отделы) при МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей. Примерно две трети личного состава этих следственных аппаратов приходится на долю организационных и контрольных подразделений, а остальную часть составляют следователи следственных частей. Руководители следственных управлений и отделов одновременно по должности являются заместителями министров и начальников управлений внутренних дел. В структуре этих следственных аппаратов имеются следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам.

Подавляющее большинство уголовных дел расследуются следователями при городских, районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте. При этих органах имеются группы следователей (если следователей менее 4 человек), следственные отделения или следственные отделы.

Возглавляют эти следственные подразделения начальники, которые одновременно по должности являются заместителями начальников органов внутренних дел. В составе следственных подразделений имеются следователи и старшие следователи. Они назначаются, перемещаются и освобождаются от должности министром внутренних дел республики, начальником управления внутренних дел края, области. Эти же должностные лица обладают правом поощрения и наказания следователей. Начальники следственных подразделений при городских, районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте, как и руководители этих органов, таких прав по отношению к следователям не имеют. В надлежащих случаях они возбуждают соответствующие ходатайства перед руководителями вышестоящих уровней системы органов внутренних дел.

Таким образом, при производстве предварительного следствия следователи всех перечисленных выше ведомств руководствуются нормами УПК, предусматривающими полномочия органов предварительного следствия.

3. Органы дознания: их виды, структура и компетенция.

Одной из форм предварительного расследования является дознание, производство которого основывается на том же уголовно-процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кроме расследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.

К органам дознания закон (ч.1 ст.40 УПК РФ) относит:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы – по делам о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.168, ч.1 ст.219, ч.1 ст.261 УК РФ.

в соответствии с действующим законодательством органы дознания могут осуществлять два вида процессуальной деятельности: непосредственно само дознание и производство неотложных следственных действий.

Производство неотложных следственных действий состоит в производстве следственных действий по немедленному установлению и закреплению следов преступления, которое подследственно следователю (например, осмотр места преступления, производство обысков, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допросы потерпевших, свидетелей, проведение освидетельствования и др.). В этом случае следователь по объективным причинам не может самостоятельно начать процессуальную деятельность по данному факту (например, он на выезде, в командировке и т.д.). О начале производства неотложных следственных действий в обязательном порядке необходимо немедленно уведомить надзирающего прокурора. Тем более, что, в соответствии с УПК РФ, именно прокурор дает свое согласие на возбуждение уголовного дела. Производство неотложных следственных действий закон ограничивает 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока либо до его истечения (если неотложные следственные действия произведены за более короткое время или следователь может приступить к расследованию) дело немедленно направляется по подследственности следователю. По такому уголовному делу орган дознания после передачи дела по подследственности может производить определенные следственные и розыскные действия только по поручению следователя (отдельному поручению). В тех случаях, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено, орган дознания проводит соответствующие оперативно-розыскные мероприятия по его установлению и о результатах проделанной работы сообщает следователю.

Само же дознание , как одна из форм предварительного расследования, предполагает проведение расследования уголовного дела дознавателем или органом дознания в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного акта или вынесением постановления о прекращении производства по делу. Уголовно-процессуальный закон устанавливает некоторые особенности, отличающие дознание от предварительного следствия.

Во-первых, они касаются сроков проведения расследования - на дознание отводится 1 месяц. Во-вторых, по окончании дознания материалы уголовного дела обязательно предъявляются для ознакомления только обвиняемому, другие же участники процесса только уведомляются об окончании дознания и о своем праве ознакомиться с материалами дела.. В-третьих, обжалование органом дознания указаний прокурора, в отличие от жалобы следователя, во всех случаях не приостанавливает их исполнение.

Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции:

Рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;

Дознание;

Производство неотложных следственных действий;

Производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;

Оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является их единственной функцией. И, тем не менее, в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции.

Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя.

Среди перечисленных органов дознания в первую очередь следует выделить органы внутренних дел, которые, как обоснованно отмечено в литературе, можно назвать универсальным органом дознания, поскольку закон не ограничивает их компетенцию определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

В соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. “О милиции” милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и некоторые иные подразделения, которые необходимы для выполнения стоящих перед ней задач и для оказания помощи милиции общественной безопасности. В соответствии с уголовно-процессуальным законом основными задачами криминальной милиции являются:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений;

Организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Для милиции общественной безопасности основными задачами являются:

Обеспечение безопасности личности, общественной безопасности;

Выявление, предупреждение и пересечение преступлений и административных правонарушений;

раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция, как универсальный орган дознания, в соответствии ст. 12 ст. 11 Закона “О милиции” вправе задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В то же время милиция не должна подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производство дознания по первичному материалу о преступлении.

Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручениям следователей подчиненным работникам из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым инспекторам милиции, инспекторам ГИБДД и др.), т. е. они как бы делегируют свои полномочия в части проведения дознания перечисленным выше сотрудникам.

Судебные приставы являются органом дознания уже потому, что основной их задачей является обеспечение порядка и безопасности во время судебных заседаний и в здании суда, исполнение решений суда. Именно поэтому, при совершении преступного деяния на вверенном объекте или в связи с исполнением своих обязанностей, судебные приставы могут осуществлять дознание.

Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда в состоянии осуществлять дознание. Поэтому Министерством обороны в ведомственном порядке предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения своим приказом назначает из числа таких лиц дознавателей, которые затем осуществляют дознание по уголовным делам, а также иную процессуальную деятельность, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т. д.).

В составе ФСБ РФ функционирует Главное управление государственной противопожарной службы, а в республиках, краях и областях - субъектах Российской Федерации - управления Государственной противопожарной службы. Руководители этих органов по должности являются государственными инспекторами по пожарному надзору, на которых в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством возложено производство дознания по уголовным делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности. В городских, районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте полномочиями органа дознания в качестве органа государственного пожарного надзора обладают инспектора государственной противопожарной службы.

В процессе освещения вопросов организации и деятельности различных органов дознания употреблялись термины “орган дознания” и “дознаватель”. По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Дознаватель - это должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять дознание по уголовным делам, по которым не обязательно предварительное следствие. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель тем не менее по своему процессуальному статусу отличается от следователя.

Таким образом, предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи ФСБ, следователи следственных подразделений при ОВД и следователи госнаркоконтроля, а дознание могут осуществлять дознаватели (следователи по указанию прокурора), органов дознания, а также некоторые должностные лица, уполномоченные на то законом.

Заключение

В систему правоохранительных органов РФ входят органы предварительного расследования.

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных законом государственных органов и должностных лиц, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности и восстановление прав потерпевших от преступления.

Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания.

Предварительное следствие осуществляют следователи при ОВД, прокуратуры, ФСБ и госнаркоконтроля. Предварительное следствие осуществляется в течении 2 месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором города, субъекта РФ и Генеральным прокурором РФ до 6, 12 и 18 месяцев соответственно. Максимальный срок предварительного следствия законом не установлен. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительное заключение.

Дознание могут осуществлять дознаватели, следователи и органы дознания. Срок дознания – 20 суток. Он может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Т.е. максимальный срок дознания – 30 суток. При направлении уголовного дела в суд итоговым решением является обвинительный акт.

Прокурор, по своему усмотрению, может также принять уголовное дело к своему производству и произвести по нему предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.

Процессуальный статус следователя и дознавателя практически ничем не отличается: они независимы; принимают процессуальные решения самостоятельно, руководствуясь законом и основываясь только на своем внутреннем убеждении и материалах дела (здесь есть различие: дознаватель утверждает обвинительный акт у начальника ОД и у прокурора, а следователь – только у прокурора); самостоятельно принимают решения о ходе расследования; обладают одинаковым набором средств для достижения целей уголовного преследования (здесь между ними есть различие: отдельное поручение, согласно УПК, может давать органу дознания только следователь, хотя четкого запрета на это дознавателю закон не установил), несут полную ответственность за все свои действия и решения по делу.

Список используемой литературы

1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во БЕК., М., 1994.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ принятый 18.12.2001 г..

3. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 2002. Гл. 15.

4. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.

5. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. – ., Щит-М. 1998. Гл.2. параграф 5.

6. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999 . Раздел 5. Гл. 6.

7. Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В. -М., Щит-М. 2000.

8. Приказ МВД РФ от 20.06.96 г. №334 “Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений”.

9. Приказ МВД РФ от 04.01.99 г. №1 “О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.98. №1422”.(Положение о Следственном комитете при Министерстве внутренних дел РФ).

10. В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской

Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996.

11. Зажицкий В. Таможенные органы - органы дознания // Российска

юстиция, 1994, № 11.

12. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.М., Розыск, дознание, следствие – Л., Изд-во ЛГУ,1986.

Выявление и последующее расследование преступлений находятся главным образом в компетенции ОВД и прокуратуры. Сравнительно недавно в законодательство, регулирующее эти вопросы, были внесены значительные изменения и дополнения. Они преимущественно связаны с новым УПК, вступившим в действие с 1-го июля 2002 года. Далее разберем, что собой представляют органы предварительного следствия. Полномочия и назначение их также будут подробно описаны в статье.

Общие сведения

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

Органы предварительного следствия и дознания: характеристика

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела.

Основные отличия

Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Характер мероприятий

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Компетенция органов предварительного следствия

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности.
Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Основные требования

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Надзор

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. Ведомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. Прокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.

Материалы судебной практики

Они выступают в качестве одного из наиболее эффективных средств, способствующих устранению и предотвращению нарушений законности при уголовном судопроизводстве, а также улучшению качества предварительного следствия и дознания. Вследствие этого на стадии подготовки дела к слушанию, а также непосредственно в ходе судебного заседания, прокурор тщательным образом проверяет объективность, полноту и всесторонность проведенных мероприятий, соблюдение норм и требований законодательства.

Роль структуры

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

В заключение

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

Лучшие статьи по теме