Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Органы судейского сообщества на уровне субъекта рф. Предмет и система курса судоустройство и правоохранительные органы. Глава iii. мировые судьи, как члены судейского сообщества мурманской области. актуальные проблем в деятельности мировых судей мурманско

Органы судейского сообщества на уровне субъекта рф. Предмет и система курса судоустройство и правоохранительные органы. Глава iii. мировые судьи, как члены судейского сообщества мурманской области. актуальные проблем в деятельности мировых судей мурманско

В Российской Федерации судейское сообщество образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации. Организационное руководство и выражение воли судей осуществляется через органы судейского сообщества. Статья 3 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" определяет следующие органы судейского сообщества:

1) Всероссийский съезд судей;

2) Совет судей РФ;

3) конференции судей субъектов РФ;

4) советы судей субъектов РФ;

5) общие собрания судей судов;

6) Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

7) квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

Содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

Защита прав и законных интересов судей;

Участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

Полномочия и порядок формирования органов судейского сооб-
щества:

1. Всероссийский съезд судей РФ.

Всероссийский съезд судей РФ является высшим органом сообщества судей и обладает общими и исключительными полномочиями. К числу последних можно отнести:

Принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции квалификационных коллегий судей;

Утверждение кодекса судейской этики и актов, регулирующих деятельность судейского сообщества;

Формирование Высшей квалификационной коллегии судей, Совет судей РФ.

Порядок подготовки и созыва Всероссийского съезда определен в ст. 6 Федерального закона от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ".

Делегаты на съезд избираются от судов всех уровней по нормам в названном Федеральном законе на общих собраниях судей либо на конференциях судей субъектов, в зависимости от уровня суда, от которого выдвигается делегат. Так, на общих собраниях избираются делегаты на съезд от судей высших судов (Конституционного, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ), арбитражных судов среднего звена и военных судов среднего звена. Делегаты от судей иных судов избираются на конференциях судей субъектов РФ.

Всероссийский съезд судей созывается один раз в 4 года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ.

2. Совет судей РФ.



Совет судей РФ является выборным органом судейского сообщества. Формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов РФ. Совет судей РФ избирается сроком на 4 года.

Так же как и для Всероссийского съезда судей, в законе установлены нормы представительства от различных судов.

Совет судей избирает из своего состава председателя Совета и его заместителей, а также Президиум, который является рабочим органом Совета судей РФ и создается для оперативного, коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей.

Совет судей РФ созывается по мере необходимости, но не реже
2-х раз в год, председателем.

Полномочия Совета Судей РФ:

1) созывает Всероссийский съезд судей; дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

2) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ, вместо выбывших, в период между съездами;

3) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности.

4) Осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению ФЗ.

3. Конференции судей субъектов РФ.

Конференции судей субъектов РФ представляют судей федеральных судов общей юрисдикции среднего звена и низшего звена, арбитражных судов низшего звена (арбитражных судов субъектов), военных судов низшего звена, а также судей судов субъектов РФ.

Конференции судей принимают решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах.

Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Порядок избрания делегатов на конференцию и нормы их представительства от соответствующих судов утверждается Советом судей соответствующего субъекта.

4. Советы судей субъектов РФ.

Избираются советы судей конференциями судей сроком на два года.

Совет судей субъекта РФ избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей и его заместителя.

Полномочия Советов судей субъектов РФ:

1) рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов;

2) созывают конференции судей;

3) избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей.

К органам судейского сообщества относятся также Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

7. Квалификационные коллегии судей: их полномочия,
порядок формирования и состав

Полномочия квалификационных коллегий судей:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

2) утверждают состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

3) объявляют в СМИ об открытии вакантных должностей председателей, их заместителей, а также судей соответствующих федеральных судов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности;

4) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов;

5) осуществляют квалификационную аттестацию судей и присваивают судьям квалификационные классы;

6) рассматривают вопросы, связанные с неприкосновенностью судей (дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, с согласия квалификационной коллегии судей исполняется решение об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу);

7) осуществляют иные полномочия.

Порядок формирования квалификационных коллегий судей

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей субъектов РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ.

В состав Высшей квалификационной коллегии РФ входит 29 членов коллегии. Нормы представительства от судей федеральных судов определены в ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества".

Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии избираются тайным голосованием на Всероссийском съезде судей.

Десять представителей общественности в состав Высшей квалификационной коллегии судей назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Представитель Президента назначается Президентом РФ.

Высшая квалификационная коллегия формируется на 4 года.

Порядок формирования квалификационных коллегий судей субъ-
ектов РФ.

Нормы представительства судей от федеральных судов и судов субъектов определяются в ч. 4 ст. 11 ФЗ "Об органах судейского сообщества". Судьи в состав квалификационной коллегии субъекта РФ избираются тайным голосованием на конференции судей.

В состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели и заместители председателей судов. Судья не может быть избран одновременно в Совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.

В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ входят также семь представителей общественности, которые назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и представитель Президента, который назначается Президентом.

Представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не занимающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также адвокатами и нотариусами.

Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих поступков.

Представитель общественности, представитель Президента в квалификационных коллегиях судей при осуществлении своих полномочий должны избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в их объективности и беспристрастности.

Если они совершили порочащий поступок или же систематически не исполняют обязанности члена квалификационной коллегии судей, их полномочия могут быть досрочно прекращены соответственно органами, которыми они назначены.

Экзаменационные комиссии. При соответствующих квалификационных коллегиях судей образуются экзаменационные комиссии из числа наиболее опытных судей. В состав могут также входить ученые правоведы и преподаватели по юридическим дисциплинам.

Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей квалификационной коллегией судей. Также соответствующей квалификационной коллегией судей утверждается персональный состав экзаменационной комиссии.

В состав экзаменационной комиссии входят: председатель, его заместитель (заместители), секретарь, члены экзаменационной комиссии.

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех уровней, а также судьи судов субъектов РФ.

Основные задачи органов судейского сообщества:

    1. взаимопомощь в совершенствовании судебной системы;
    2. защита и законных интересов судей;
    3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Взаимный контроль органов судейского сообщества

Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии осуществляют контроль путём обмена информацией.

Совет судей Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Президиум Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также Высшая экзаменационная комиссия направляют необходимую информацию о своей деятельности соответственно в советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и в экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации.

Советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, информируют о своей деятельности Совет судей Российской Федерации, Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации и Высшую экзаменационную комиссию.

Органы судейского сообщества

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральным законодательством.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

    1. Всероссийский съезд судей;
    2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
    3. Совет судей Российской Федерации;
    4. советы судей субъектов Российской Федерации;
    5. общие собрания судей судов;
    6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
    7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
    8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
    9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации избираются на четыре года.
По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

    1. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей Российской Федерации утверждаются Всероссийским съездом судей.
    2. Регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов Российской Федерации утверждаются конференциями судей субъектов Российской Федерации.
    3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
    4. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

Всероссийский съезд судей

Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, правомочный утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, а также принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Делегаты на съезд избираются по нормам представительства.

Подробнее

    1. от судей Конституционного Суда Российской Федерации - десять судей;
    2. от судей Верховного Суда Российской Федерации - двадцать судей;
    3. от судей каждого арбитражного суда округа - по два судьи;
    4. от судей каждого арбитражного суда - по два судьи;
    5. от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
    6. от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
    7. от судей каждого окружного (флотского) военного суда - по два судьи;
    8. от судей гарнизонных военных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;
    9. от судей районных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
    10. от мировых судей - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;
    11. от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - по одному судье.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Совет судей Российской Федерации - выборный орган судейского сообщества, подотчетный только съезду. Формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

В Совете судей Российской Федерации устанавливаются нормы представительства.

Подробнее

    1. от судей Конституционного Суда Российской Федерации - два судьи;
    2. от судей Верховного Суда Российской Федерации - четыре судьи;
    3. от судей арбитражных судов округов - два судьи;
    4. от судей арбитражных апелляционных судов - два судьи;
    5. от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - пять судей;
    6. от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации - восемь судей;
    7. от судей окружных (флотских) военных судов - два судьи;
    8. от судей гарнизонных военных судов - три судьи;
    9. от судей районных судов - восемь судей;
    10. от мировых судей - пять судей;
    11. от судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - три судьи;
    12. от каждого субъекта Российской Федерации - по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта Российской Федерации.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

Совет судей Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей Российской Федерации и его заместителей. Председатель Совета судей Российской Федерации представляет Совет судей Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества.

По поручению председателя Совета судей Российской Федерации его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.

Полномочия члена совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

Президиум Совета судей Российской Федерации

Рабочим органом Совета судей Российской Федерации является Президиум Совета судей Российской Федерации, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей Российской Федерации. Заседания Президиума Совета судей Российской Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Президиум Совета судей РФ избирается Советом судей Российской Федерации из числа его членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов, в том числе судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей , включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В состав Президиума Совета судей Российской Федерации входят по должности председатель Совета судей Российской Федерации и его заместители.

Совет судей Российской Федерации созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Полномочия Совета судей Российской Федерации:

    1. созывает Всероссийский съезд судей;
    2. дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    3. избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;
    4. избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами;
    5. изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;
    6. определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;
    7. осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.
    8. осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

Полномочия Советов судей субъектов Российской Федерации:

    1. рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и заслушивания их отчетов;
    2. созывают конференции судей;
    3. избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей;
    4. избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации) вместо выбывших в период между конференциями судей.

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Конференции судей субъектов Российской Федерации

Конференции судей субъектов Российской Федерации представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конференции судей правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, а также принимать решения по вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, кроме вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

Избрание делегатов

Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу настоящего Федерального закона конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации, на последующие конференции судей - конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.


62. Отставка судей.

Отставка судьи – это его право на почетный уход или почетное удаление с должности. Законом допускается отставка судьи при условии, если его полномочия прекращены по предусмотренным законодательством основаниям, которые можно подразделить на 5 групп:

1) по собственной инициативе – письменное заявление судьи об отставке;

2) по состоянию здоровья;

3) ввиду истечения установленного законом срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) ввиду признания судьи недееспособным (ограниченно дееспособным) в установленном законом порядке;

5) ввиду отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда.

Судье, ушедшему или удаленному в отставку, выплачивается выходное пособие. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет (для КС РФ – не менее 15 лет), выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание. Пребывающий в отставке судья сохраняет звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу. За ним пожизненно сохраняется присвоенный ему квалификационный класс.

Судья, находящийся в отставке, вправе работать в сфере правосудия. Допускается привлечение судьи к осуществлению правосудия на срок до одного года при вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличение объема работы в суде, либо ввиду отсутствия судьи или приостановлении его полномочий. Решение о привлечении судьи, пребывающего в отставке, принимается председателем вышестоящего суда при положительном заключении ККС.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах гос.власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в общественных объединениях, в качестве помощника депутата, но не вправе занимать должности прокурора, следователя, дознавателя, а также осуществлять адвокатскую и нотариальную деятельность.

Отставка судьи может быть прекращена, если он не соблюдает требований, предъявляемым к судьям Законом о статусе судей (избран депутатом, занимается предпринимательской деятельностью и т.д.). Отставка судьи также прекращается в случае повторного избрания его на должность судьи.

Решение о прекращении отставки судьи принимает ККС. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в течение 10 дней со дня получения копии решения. В случае, если отпали основания для прекращения отставки судьи, отставка может быть возобновлена решением ККС.
^ 63. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы и полномочия.

Для выражения интересов судей в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» образуются органы судейского сообщества.

Такими органами в РФ являются:


  • Всероссийский съезд судей РФ и формируемый им Совет судей;

  • конференции судей субъектов РФ и избираемые ими советы судей субъектов РФ;

  • общие собрания судей судов, которые могут избирать советы судей соответствующих судов;

  • Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

  • квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.

В субъектах РФ органами судейского сообщества являются конференции судей субъектов РФ. Конференции правомочным принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей формируется сроком на 4 года в количестве 29 членов: 18 судей (избираемых тайным голосованием на Всероссийском съезде судей), 10 представителей общественности и представитель Президента РФ.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируется сроком на 2 года из числа судей судов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ. Численность определяется в зависимости от количества судей и судов в субъекта РФ.

К числу органов судейского сообщества относятся также общие собрания судей судов – для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, проведения выборов делегатов на Всероссийский съезд судей.
^ 64. Судебный департамент при ВС РФ. Система и полномочия.

Судебный департамент при ВС РФ является федеральным гос.органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Организационное обеспечение деятельности судов определено в ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ» - мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого существования правосудия.

Систему Судебного департамента при ВС РФ образуют собственно департамент, управления (отделы) Судебного департамента, учреждения судебного департамента.

Полномочия:


  • организационно обеспечивает деятельность верховных судов субъектов РФ, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

  • разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

  • разрабатывает предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

  • разрабатывает предложения о совершенствовании организации судов;

  • вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

  • ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

  • принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента;

  • организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

  • принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

  • организует материальное и социальное обеспечение судей;

  • взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

  • финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

^ 65. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.

Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов; по исполнению судебных актов и актов других органов.

Система органов ФССП включает центральный аппарат и территориальные органы (в субъектах РФ). Структурные подразделения центрального аппарата: директор, первый заместитель, заместители, управления, отделы. Структурные подразделения территориальных органов: районные отделы, межрайонные отделы, специализированные отделы – в них судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).

Полномочия:

^ 66. Органы предварительного расследования: понятия и виды.

Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Система органов предварительного расследования включает органы предварительного следствия и органы дознания.

УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Общая характеристика дел, подследственных следователям прокуратуры, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления.

Согласно УПК к органам, имеющим право проводить дознания относятся:

Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы Федеральной службы судебных приставов России;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы Государственной противопожарной службы.

Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;

Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Обязанности органа дознания

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, - в порядке, установленном главой 32 Уголовно-процессуального кодекса;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 кодекса.
^ 67. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

^ Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России.

^ Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

^ Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

^ Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

^ Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

^ Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

^ Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Организация и деятельность органов судейского сообщества урегулированы Федеральным законом от 15 февраля 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей – носители судебной власти – важнейший институт обеспечения их независимости.

Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия .

Органы судейского сообщества включают:

  • Всероссийский съезд судей, а в период между съездами Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;
  • собрания судей ВС РФ и ВАС РФ;
  • съезды судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов , а в период между съездами избираемые ими советы судей;
  • Высший орган судейского сообщества – Всероссийский съезд судей, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей.

Органы судейского сообщества:

  • обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства;
  • проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов , касающихся деятельности судов и статуса судей;
  • рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей;
  • представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях ;
  • избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок формирования деятельности органов судейского сообщества устанавливается Всероссийским съездом судей.

Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи ; приостановление или прекращение полномочий судьи; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса.

Создаются Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей ВС РФ, судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, судей военных судов, а также ВАС РФ и других арбитражных судов.

Квалификационные коллегии судей ВС РФ и ВАС РФ избираются на собрании этих судов, квалификационные коллегии судов общей юрисдикции в субъектах Федерации избираются на съездах указанных судов, квалификационные коллегии арбитражных судов – на съездах судей соответствующих судов, военных судов – на съездах судей этих судов.

После образования Судебного департамента при ВС РФ в его полномочия входит создание необходимых условий для работы органов судейского сообщества и согласования ряда принимаемых им решений с данными органами.

Органы судейского сообщества формируются в соответствии со ст. 29 ФКЗ о судебной системе для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном федеральным законом порядке. Этой же нормой был очерчен круг органов судейского сообщества на федеральном уровне. Высший орган - Всероссийский съезд судей, формирующий Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Долгое время специальный закон, определяющий статус органов судейского сообщества, отсутствовал. Общие нормы находились в Законе о статусе судей (ст. 17). Инициаторами проекта нового закона выступили Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ. В Пояснительной записке к законопроекту указывалось: «...практика работы органов судейского сообщества подтверждает необходимость не только уточнения круга полномочий указанных органов, но и регламентации их деятельности. Это тем более необходимо, что существенно изменяется законодательство, в том числе касающееся как в целом судебной системы, так и статуса судей». Уже в Пояснительной записке обсуждались трудности определения правовой природы органов судейского сообщества: «При решении этого вопроса разработчики склонились к мнению ученых Российской правовой академии Минюста России о том, что советы судей и квалификационные коллегии не являются общественными объединениями в правовом понимании сущности этого института и вряд ли можно их отнести к формам организации государственных органов, хотя отдельные элементы государственно-управленческих функций проявляются в деятельности квалификационных коллегий судей. Исходя из этого, наиболее правильным было бы определить советы судей и квалификационные коллегии судей как органы профессионального самоуправления, правовая природа которых обусловлена спецификой деятельности по осуществлению правосудия, предполагающей полную независимость судей в принятии решений от влияния извне любых органов и лиц». После проведения длительной работы 14 марта 2002 г. был принят Федеральный закон № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее - Закон об органах судейского сообщества). Статьи Закона РФ о статусе судей, посвященные органам судейского сообщества, были исключены.

В соответствии с Законом об органах судейского сообщества судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. «Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти» .

В соответствии со ст. 2 указанного Закона судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Это означает, что судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества, за исключением одного ограничения: «Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества». Таким образом, сообщество объединяет всех судей, как работающих, так и находящихся в отставке.

Профессиональным корпорациям судей уделяется много внимания и на международном уровне. VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.) были разработаны Основные принципы независимости судебных органов, в которых создание профессиональных корпораций рассматривается как одна из юридических гарантий существования в демократическом обществе компетентного, независимого и беспристрастного суда. Согласно п. 9 Основных принципов «судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости» 1 .

Основные задачи органов судейского сообщества определены в ст. 4 вышеназванного Закона:

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защита прав и законных интересов судей;
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Статья 5 этого Закона закрепляет принципы их организации и деятельности:

  • а) коллегиальность;
  • б) гласность;
  • в) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Советы судей, экзаменационные комиссии и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Органы судейского сообщества рассматриваются законодательством России как форма коллективного выражения интересов судей. Отчасти это сближает их с профессиональными союзами. Еше при обсуждении законопроекта ставился вопрос, является ли орган судейского сообщества добровольной ассоциацией судей или органом, выполняющим публичные функции. Между тем Закон об органах судейского сообщества специально выделяет орган судейского сообщества не потому, что это особая форма профессионального объединения, а для придания ему принципиально иного статуса (в отличие от разновидности юридического лица в рамках частного права) и ограничения возможности создания подобных организаций другими гражданами - не судьями. Орган судейского сообщества - это не общественное объединение и не профессиональный союз. На него не распространяются действия законов «Об общественных объединениях» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Различия можно проследить по следующим положениям. Так, Закон об органах судейского сообщества ни в одной статье не упоминает о членах органа судейского сообщества как о самостоятельном субъекте правоотношений, везде говорится только о судьях. Судья не подает заявления о приеме в орган судейского сообщества, а органы судейского сообщества не проводят процедуру его приема в свои члены, он становится членом судейского сообщества в силу закона с момента принесения присяги. Точно так же нельзя судью из него исключить, если при этом не утратится статус судьи. Членство, как таковое, не свойственно этому органу (оно является условным и не будет выполнять функции устойчивой правовой связи между членом органа судейского сообщества и самим сообществом). Судья уже в силу назначения на должность является соответствующим субъектом права. Подобие членства в органе судейского сообщества не является условием для того, чтобы заниматься судейской деятельностью, таковым может быть только указ Президента РФ.

В отличие от общественных объединений органы судейского сообщества выполняют публичные функции, связанные с осуществлением подбора судейских кадров. Это формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена для кандидатов на должность, дача рекомендаций при назначении, осуществление дисциплинарного производства и т.д. Квалификационные коллегии обладают существенными властными полномочиями, что недопустимо по отношению к общественным организациям.

Органы судейского сообщества создаются в силу закона, а не по инициативе судей, поэтому нельзя создать «параллельные» или «альтернативные» структуры. Они не имеют учредителей. Орган судейского сообщества в соответствии с действующим законодательством не является и не может быть юридическим лицом. В настоящее время такой статус ему и не нужен в силу специфики выполняемых функций.

В то же время закон четко разграничивает профессиональную деятельность судей и функции органов судейского сообщества. Реализация ими публичного интереса определена не контрольными функциями по отношению к судьям, а обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Судья подчиняется только Конституции России и закону. Орган судейского сообщества не может давать судье обязательных указаний, как рассматривать то или иное дело, принимать то или иное решение. Орган судейского сообщества не является органом административного контроля за деятельностью судьи.

Ресурсное обеспечение органов судейского сообщества возложено на государственный орган - Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Эти вопросы обеспечения регулируются также приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 марта 2003 г. «Об утверждении типового положения об управлении (отделе) судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Для судей нет обязательных членских (или каких-то иных) взносов. Недопустимо принимать добровольные пожертвования или заниматься предпринимательской деятельностью. Органы судейского сообщества финансируются только государством.

Все это позволяет признать орган судейского сообщества особой формой публичной корпорации, создаваемой по профессиональному признаку, не имеющей статуса юридического лица.

Лучшие статьи по теме