Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Пенсионное
  • Характеристика политических прав и свобод человека и гражданина в российской федерации. Что такое политические права человека? 2 что такое политические права

Характеристика политических прав и свобод человека и гражданина в российской федерации. Что такое политические права человека? 2 что такое политические права

Политические права принадлежат гражданам конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, коллективе, общественном объединении, в отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку в мире. Политические права гражданина связаны с организацией и осуществлением государственной политической власти. При помощи политических прав человек может занимать определенное место в политических отношениях, быть привлеченным к народовластию, то есть участвовать в осуществлении власти.

Закрепление политических прав в Конституции РФ

В основном документе страны закреплены политические права и свободы. В России большинство прав и свобод политического характера принадлежат только гражданам России. Два вида политических прав принадлежат всем людям без исключения: право на свободу мысли и слова и право на объединение.

Определение 1

Свобода мысли – это духовная свобода, внутреннее содержание, через которое определяется отношение человека к окружающему миру.

Мысль – основа любой деятельности, социальной активности, взаимоотношений человека с обществом. Гарантия свободы мысли значит, что государство не может вмешиваться в процесс формирования и выражения мнения, а также гарантирует защиту от иного вмешательства.

Определение 2

Свобода слова – возможность выражать свое мнение по разным вопросам в письменном и устном виде на собраниях, митингах и при помощи других публичных средств, гарантированная государством.

Человек свободен в формировании своего мнения и может его придерживаться, не встречая препятствий. Человек свободен в поиске, получении и распространении информации любыми средствами, при этом вмешательства публичных властей быть не должно. Это правило действует вне зависимости от государственных границ. В основе других политических прав и свобод граждан РФ лежит именно свобода выражения мнения: свобода совести, творчества, право на участие в выборах, на образование и пр.

Но свобода не может быть без границ. Слово может иметь как созидательное, так и разрушительное воздействие. При помощи слова возник социальный прогресс и словом призывали к насилию, слово обогащает человека, слово же может унизить его достоинство. Становится ясно, что необходимо правовое ограничение свободы слова. В Российской Федерации запрещена пропаганда и агитация, которая разжигает национальную вражду, религиозную и расовую ненависть. Также запрещается пропаганда языкового превосходства в любой области. Свобода слова гарантируется при передаче, поиске, распространении информации законными способами. Свобода СМИ закреплена в Конституции РФ и в ФЗ «О средствах массовой информации», изданном в 1991 г.

Право на объединение

Свобода слова тесно связана с правом на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении делами государства и общества.

Конституция РФ гарантирует каждому право на объединение, в том числе и на создание профсоюзов для защиты интересов рабочих. Гарантирована также свобода деятельности объединений.

Замечание 1

Граждане могут создавать объединения для защиты интересов и достижения целей, вступать в объединения либо не вступать в них добровольно, выходить из объединений.

Право на свободу объединения в зарубежных источниках называется правом на свободу ассоциации. В России в детское объединение можно вступить с 10 лет, в молодежное – с 14 лет, в профсоюз – с 18 лет. Право на объединение имеют иностранцы. Они могут быть членами общественных объединений, а вот членами политических партий они быть не могут. Для того, чтобы создать общественное объединение, гражданину не требуется разрешение гос. органов. Объединение регистрируется в соответствии с пунктами ФЗ «Об общественных объединениях». Объединение самостоятельно разрабатывает свой устав. Устав должен пройти процедуру регистрации в Минюсте России, который осуществляет контроль законности целей и задач ОО, источники доходов контролируют финансовые органы. В Конституции и законодательстве РФ существуют ограничения на организацию объединений. Запрещено создание ОО, пропагандирующих идеи насилия, направленных на свержение государственного строя, подрыв безопасности, разжигание розни в любой области.

Участвовать или не участвовать в ОО – личное дело каждого человека. Любые действия направленные на принуждение, являются противоправными. По причине принадлежности к ОО права человека не могут быть нарушены или ограничены, этот фактор не может быть условием для предоставления государством льгот и преимуществ, если это не предусмотрено законом. Общественные объединения создаются в нескольких формах: общественная организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – это форма политической партии, а общественное движение – это форма политического движения. ФЗ определяет особенности каждой из этих форм.

Право на проведение публичных мероприятий

Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты. Граждане имеют широкие возможности для выражения своего мнения. Публичные мероприятия популярны среди граждан, общественных организаций для решения вопросов, а пикеты и митинги используются для предъявления требований, которые, как правило, касаются улучшения условий труда, повышения заработной платы, улучшения условий жизни. Публичные мероприятия часто проводятся во время предвыборных кампаний.

Когда человек реализует право на проведение публичных мероприятий, он пользуется гарантированной свободой выражать свои мысли, правом на создание объединений, на участие в управлении государственными делами. Проведение публичных мероприятий укрепляет связи гос. органов и органов на местах с населением. В России издан ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», где дано определение публичного мероприятия и порядок его проведения.

Определение 3

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в разных формах акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений.

Целью данной акции является свободное выражение мнения, выдвижение требований по различным сферам жизни общества. В законодательстве определены также некоторые виды публичных мероприятий.

Определение 4

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов.

Митинг – массовое нахождение граждан в определенном для этого месте для публичного выражения общественного мнения по поводу назревших общественно-политических проблем.

Демонстрация – публичное выражение общественных настроений с использованием плакатов, транспарантов и другой наглядной агитации.

Шествие – организованное прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к насущной проблеме.

Пикетирование – публичное выражение мнения без передвижения и использования громкоговорителей путем размещения у объекта, который пикетируется, одного или группы граждан, использующих плакаты, транспаранты и другую наглядную агитацию.

Участие граждан в государственном управлении

Конституция РФ гарантирует гражданам право на участие в управлении делами государства как лично, так и через представителей. Это право тесно связано с принципом народовластия, смысл которого заключается во вовлечении граждан в сферу принятия государственных решений. Это способ преодоления отчуждения гражданина от государства. В ст. 32 Конституции изложен целый ряд прав, которые являются конкретными формами реализации права граждан на участие в государственном управлении. Прежде всего, это выражение своей воли на выборах, референдумах. Граждане также могут участвовать в осуществлении народовластия – опосредованно, через представителей. Право участия в управлении делами государства принадлежит только гражданам РФ, иностранные граждане такого права не имеют. Конституция РФ гласит, что граждане Российской Федерации имеют право:

Эти права являются всеобщими и граждане участвуют в их осуществлении на равных основаниях. Все граждане РФ избирают или избираются независимо от пола, национальности, языка, имущественного и должностного положения, религиозных взглядов, политических убеждений и других факторов. Не имеют избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах заключения по решению суда. Иностранные граждане не имеют избирательных прав и не могут участвовать в референдумах. Однако есть исключения в отношении иностранных граждан. Те иностранцы, которые постоянно проживают на территории муниципального образования в России имеют избирательные права и могут участвовать в выборах и референдумах на тех же условиях, что и граждане РФ.

О праве на равный доступ к гос. службе говорит ст. 32 ч.4 Конституции РФ. Поступить на гос. службу могут граждане РФ, достигшие совершеннолетия, владеющие государственным языком, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям, которые установлены для гос. служащих. Конечно, огромную роль играют способности и профессиональная подготовка. Для того, чтобы обеспечить равный доступ, введена конкурсная составляющая при поступлении на гос. службу. Если гражданин признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лишен судом права занимать государственные должности, имеет заболевание, препятствующее исполнению государственных обязанностей и в ряде других случаев, доступ к государственной службе для него закрыт.

Конституция РФ дает право гражданам РФ участвовать в отправлении правосудия. В России существуют институты присяжных и арбитражных заседателей. Имеются и другие формы реализации этого права. Например, гражданин может стать судьей при соответствии всем необходимым требованиям.

Право на обращение

Политические права и свободы человека включают в себя право обращения. Человек может обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения. Данное право является средством защиты других прав граждан. Также при реализации этого права укрепляются связи населения и органов государственной власти. Обращения усиливают контроль за деятельностью гос. органов, способствуют борьбе с бюрократией и коррупционными проявлениями. Органы и должностные лица обязаны рассмотреть обращение и принять обоснованное и законное решение. Более конкретно данная обязанность раскрыта в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выделяют три основных вида обращений:

Заявление – просьба о содействии в реализации конституционных прав гражданина, либо сообщение о нарушении законодательства, о недостатках в работе конкретных органов или должностных лиц, критика в адрес служб, органов, должностных лиц.

Жалоба – просьба восстановить или защитить права гражданина, его законные интересы.

Граждане реализуют данное право свободно и добровольно. Право на обращение не должно нарушать права других граждан. Рассмотрение обращений осуществляется бесплатно.

Жалобы по делам, касающихся осуществления правосудия, рассматриваются по правилам специального законодательства.

Обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его статус регулируется ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства, слу­жат отражением суверенитета народа и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие.

Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Кон­ституции РФ), выражающееся:

♦ в праве участвовать в референдуме и выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных органов субъектов РФ и депутатов муниципальных советов (активное избирательное право);

♦ праве быть избранным в органы государственной власти и мест­ного самоуправления (пассивное избирательное право);

♦ возможности воздействовать на деятельность законодательных органов власти всех уровней через своих представителей (депу­татов);

♦ равном доступе граждан к государственной службе;

♦ участии в отправлении правосудия (привлечение граждан в ка­честве присяжных и арбитражных заседателей).

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

(ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возмож­ность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и определяет обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ, и неграж­дане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие об­щественные организации (исключением будут являться иностран­ные граждане, военнослужащие и работники силовых структур). При этом российское государство гарантирует свободу обществен­ных объединений, а также добровольность вступления или пре­бывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) - граждане РФ име­ют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми­тинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реали­зации указанного права регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­ниях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.). От­метим, что российское законодательство, закрепляя общий запрет на проведение мероприятий, уведомления о которых не были по­даны или в отношении которых не было согласовано изменение места или время их проведения, в то же время не предусматривает особого порядка их прекращения. В связи с чем стоит согласиться с выводом М. А. Яковенко о том, что применение силы в целях

прекращения подобных акций, если они носят мирный, ненасиль­ственный характер, должно исключаться или сводиться к допу­стимому минимуму.

Еще по теме Политические права и свободы человека и гражданина:

  1. Тема 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах 1.
  2. § 1. Понятие, сущность и природа политических прав и свобод граждан в России, их развитие в современном государстве
  3. § 2. Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
  4. § 3. Ограничения политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
  5. 8. Участник производства по делу об административном правонарушении, посягающем на чьи-либо политические права.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса ш референдуме). право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций . Обладание П.п. и с. (в отличие от большинства других прав и свобод) обычно строго связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

П.п. и с. получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них - Международный пакт о гражданских и политических правах(открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.. ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).

В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31-33. Граждане РФ имеют право: собираться мирно\", без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);

обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав. установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. УК предусматривает ответственность за следующие нарушения П.п. и с. граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, группа основных конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в… … Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации … Энциклопедический словарь конституционного права

    Одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и С. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    политические права и свободы - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на… … Большой юридический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают … Профессиональное образование. Словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Словарь терминов по социальной статистике

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической … Социальная статистика. Словарь

    Политические права и свободы - это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны. Они, как правило, принадлежат… … Большой юридический словарь

Книги

  • Билль о правах , Борис Палант. Стала бы Америка великой страной без своей Конституции и Билля о правах? В своем труде, известный нью-йоркский адвокат, юрист-международник, Борис Палант развернуто и аргументированно…

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ -одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций . Обладание П.п. и с. обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, группа основных конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в… … Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Юридическая энциклопедия

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации … Энциклопедический словарь конституционного права

    Одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и С. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    политические права и свободы - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на… … Большой юридический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают … Профессиональное образование. Словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Словарь терминов по социальной статистике

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической … Социальная статистика. Словарь

    Политические права и свободы - это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны. Они, как правило, принадлежат… … Большой юридический словарь

Книги

  • Билль о правах , Борис Палант. Стала бы Америка великой страной без своей Конституции и Билля о правах? В своем труде, известный нью-йоркский адвокат, юрист-международник, Борис Палант развернуто и аргументированно… аудиокнига
  • Основы конституционного права России , Радько Т.Н.. В учебном пособии в краткой и удобной форме раскрыты основные темы, необходимые для получения базовых знаний по курсу"Конституционное право РФ".Рассмотрены такие вопросы как источники и…
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.

    Политические права тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);

    – в отличие от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;

    – самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;

    – являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

    К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

    1) свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ);

    2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

    3) право на объединение (ст. 30);

    4) право граждан РФ на проведение публичных мероприятий (ст. 31);

    5) право граждан РФ на участие в управлении делами государства (ст. 32);

    6) право граждан РФ на обращения (ст. 33).

    Конституционное право граждан на свободу слова и массовой информации

    Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам посредством устного или печатного слова, а также другими средствами. Беспрепятственное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность.

    Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также какое-либо превосходство по указанным основаниям. При этом под агитацией законодатель имел в виду: активную деятельность среди широких масс, имеющую целью распространение различных идей средствами массовой информации, с помощью устных выступлений, плакатов, лозунгов. Пропаганда в данном случае - это распространение в массах и разъяснение воззрений, идей, учений, знаний, относящихся к социальному, расовому, национальному, религиозному или языковому превосходству.

    Условием функционирования правового государства является свобода массовой информации. Причем под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио - аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

    В российском законодательстве закреплены гарантии свободы массовой информации (признание идеологического многообразия, в частности политическое многообразие)

    Особое внимание среди гарантий обращается на запрет цензуры, то есть требования от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а также наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей. Цензура в любой форме запрещается, а при обнаружении органов или организаций, учреждений или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры в любой форме средств массовой информации, их финансирование немедленно прекращается, и они немедленно ликвидируются в установленном законом порядке.

    Конституционное право граждан на информацию

    Право граждан на информацию - это самостоятельное конституционное право, позволяющее свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Данное право предполагает также, что каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

    Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).

    Право на информацию не охватывается полностью свободой слова и печати. Оно богаче, содержательнее и имеет собственную субстанцию, играя свою роль в удовлетворении определенных интересов субъектов.

    Право гражданина на информацию – сложное и многогранное субъективное право, состоящее из целого ряда юридических возможностей:

    1) право на беспрепятственное ознакомление с нормативными актами (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ направлена на осуществление данной возможности «Законы, – сказано в ней, – подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»);

    2) право знать о создании и функционировании всех конкретных информационных систем, которые в какой-либо степени затрагивают сферу личной жизни гражданина или информацию о ней, а также информацию об иных сферах жизнедеятельности гражданина;

    3) право давать согласие на сбор личностной информации для экономических, культурных и иных социальных целей;

    4) право проверять достоверность такой информации и оспаривать недостоверную информацию как в административном, так и в судебном порядке;

    5) право доступа к такой информации с целью ее проверки, получения необходимых справок;

    6) право знать об использовании этой информации в соответствующих целях и соответствующими пользователями систем;

    7) право на гражданский код (обозначение гражданина в соответствующей информационной системе);

    8) право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды;

    9) право на достоверную финансовую и потребительскую информацию и др.

    Все пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа, выступающей либо в виде государственной тайны либо в конфиденциальной форме.

    Конституционное право граждан на объединение

    Право на объединение выступает важнейшим условием осуществления политической свободы и обеспечения подлинной демократии в обществе. Оно получило закрепление в ст. 30 Конституции РФ, в федеральных законах «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года, в которых учтены соответствующие международные стандарты.

    Именно данное право лежит в основе свободного образования партий, многопартийности, выступает формой проявления политического плюрализма.

    Конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

    1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

    2) право вступать в существующие общественные объединения;

    3) право воздерживаться от вступления в них;

    4) право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Часть 5 статьи 13 КонституцииРФ и статья 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» устанавливают запрет на создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Закон «Об общественных объединениях» предусматривает следующие виды общественных объединений: политические партии, профессиональные союзы, общественные движения, общественные фонды, органы самодеятельности и иные общественные объединения, предусматривает возможность для конкретных видов общественных объединений иметь дополнительные права, которые могут быть установлены соответствующими законами. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом (ст. 13 Конституции РФ).

    Для создания общественного объединения не требуется согласие какого-либо государственного органа, для этого достаточно решения самих граждан-учредителей, принятого в установленном законом порядке. Если же общественное объединение желает получить права юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений можно стать с 14 лет, а детских – с 10 лет.

    Ликвидация общественного объединения производится только по решению суда в строго определенных законом случаях:

    При нарушении ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

    При виновном нарушении своими действиями прав и свобод граждан;

    При неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

    Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий

    Одной из специфических форм участия граждан в управлении делами общества и государства, в проявлении социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования). Это право регламентируется ст. 31 Конституции РФ, а также Указом Президента РФ от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

    Посредством осуществления данного права граждане выражают коллективное мнение по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлекают к ним внимание населения, соответствующих органов власти и управления, общественных объединений, предъявляют к ним определенные требования, защищают или поддерживают какие-либо социально значимые инициативы.

    Статья 31 КонституцииРФ предусматривает следующие виды публичных мероприятий:

    1) собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

    2) митинг – массовое собрание граждан для публичного выражения отношений к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    3) демонстрация – публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств;

    4) шествие уличное – организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    5) пикетирование – наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления путем размещения участников возле пикетируемого объекта и использования различных средств наглядной агитации.

    Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами:

    Их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок (ст. 17 Конституции РФ);

    Должно преследовать мирные конституционные цели (не допускается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему вооруженных силРФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия);

    Должно проводиться без оружия.

    Существуют следующие основания для запрещения публичного мероприятия в следующих случаях:

    1) не было подано заявление о его проведении (стихийный митинг, шествие, блокирующие работу общественного транспорта, две демонстрации противников на одной и той же территории и т.д.);

    2) состоялось решение о запрете на его проведение, а организаторы все-таки стали его проводить;

    3) нарушен порядок его проведения (лозунги и транспаранты содержат призывы, оскорбительные для населения);

    4) возникла опасность для жизни и здоровья граждан. Существующий ныне в России разрешительный порядок проведения публичных мероприятий не соответствует статьям 31 и 55 Конституции РФ, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах. Конституционным будет установление уведомительного порядка проведения публичных мероприятий, который должен быть закреплен соответствующим федеральным законом.

    Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.

    Право на участие в управлении государственными делами обычно гарантируется подлинно демократической организацией всей политической системы общества, Конституцией и текущим законодательством, всей практикой организации федеральных форм власти.

    Это право включает в себя несколько субъективных возможностей, которые, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельные политические права граждан РФ. К ним относятся:

    1) права, обеспечивающие участие граждан в формировании государственных органов власти и выражающиеся в избирательных возможностях личности избирать и быть избранными (граждане РФ участвуют в выборах добровольно, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) (ч. 1 ст. 81 КонституцииРФ);

    2) права граждан РФ на участие в референдуме и в других формах прямой демократии. Референдум как всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни является, наряду с выборами, высшим непосредственным выражением власти народа и, соответственно, яркой формой политической свободы (порядок реализации этого права получает подробную регламентацию в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года);

    3) права граждан РФ на осуществление местного самоуправления, которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года;

    4) права граждан РФ на равный доступ к государственной и муниципальной службе, которые означают равенство исходных возможностей для занятия соответствующих должностей и недопустимость какой-либо дискриминации и которые получают свою конкретизацию в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года и в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 года;

    5) права граждан РФ на участие в отправлении правосудия, которые могут быть реализованы путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве народных заседателей (когда дело рассматривается коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, избранных населением), в качестве присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

    Конституционное право на участие в отправлении правосудия

    Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с КонституциейРФправо на участие в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей, а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя (народного, присяжного, арбитражного).

    Судьями являются граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, наделенные в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Они независимы, несменяемы, неприкосновенны.

    Участие народных, присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия рассматривается не только как право, но и как гражданский долг. Обязанность составления списков присяжных заседателей возложена на глав местных администраций, причем в эти списки включаются не все потенциальные присяжные заседатели, а лишь то их число, какое необходимо для работы краевого, областного суда в данном календарном году. Согласно Закону в судебное заседание вызываются не менее 20 кандидатов, причем стороны (обвинение и защита) имеют право отвести без указания причин по 2 заседателя каждая.

    Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, за это время им выплачивается вознаграждение за счет республиканского бюджета в размере не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту их основной работы.

    Законодательством РФ установлен ряд требований к гражданам, участвующим в отправлении правосудия, в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Так, в частности, присяжным заседателем может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, дееспособный, неопороченный, обладающий активным избирательным правом.

    Какие-либо ограничения на включение граждан в списки заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

    От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

    Конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе

    Исходя из права граждан РФ на участие в управлении государством, Конституция закрепляет важнейший принцип государственной службы - равный доступ к ней (ст.32 ч. 4). Гражданин РФ имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и профессионализма без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии.

    Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    Государственная служба-

    это деятельность, при осуществлении которой гражданин приобретает новый статус - статус государственного служащего, не теряя при этом обычного, общегражданского статуса.

    это постоянная профессиональная деятельность. Тем самым, государственная служба отличается от иных форм названного участия в управлении публичными делами, рассчитанными на эпизодическое участие (например, в избирательном процессе).

    это платная деятельность, что является прямым следствием ее профессионального характера.

    Законодательством устанавливается ряд требований к поступающим на службу в органы государственной власти: наличие у лица гражданства Российской Федерации, достижение таким лицом восемнадцатилетнего возраста, дееспособность.

    Применительно к отдельным системам государственных органов и даже к отдельным должностям законодательными актами могут предусматриваться дополнительные условия (о состоянии здоровья, о возрасте, о наличии образования и т.д.).

    Конституционное право граждан на обращения

    Важной формой участия граждан в управлении обществом и государством являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция РФ закрепляет право петиций (на обращение) в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации с целью наиболее полного удовлетворения интересов граждан, совершенствования работы федеральных и местных органов, обеспечения двусторонней связи между государством и населением.

    Статья 33 наделяет правом на обращение только граждан России, но на деле этим правом пользуются и иностранцы, и лица без гражданства, что не противоречит международно-правовым стандартам.

    Конституция предусматривает возможность как непосредственного (личного) обращения, так и различных форм его направления (по почте, через средства массовой информации и пр.). При этом сами обращения могут быть и личными и коллективными (как двух и более авторов, так и обращения, принятые на митингах и собраниях). Но во всех ситуациях обращение должно иметь индивидуальные подписи, число которых не подлежит ограничению. В случае же отсутствия таких подписей соответствующее обращение рассматривается как анонимное со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (то есть государственные органы, должностные лица вовсе не обязаны его рассматривать).

    Действующее законодательство предусматривает различные виды обращений:

    1) предложения (в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа, предприятия, организации);

    2) заявления (в котором содержится просьба о предоставлении условий для реализации гражданином принадлежащего ему права на получение жилья, прием на работу и т.п.);

    3) ходатайство (в котором в письменной форме содержится просьба о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод

    4) жалоба (в которой содержится требование о восстановлении нарушенного права).

    В соответствующих актах определен порядок подачи предложений, заявлений, жалоб, установлены сроки их рассмотрения (Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, а в тех случаях, когда нет необходимости в дополнительной проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления обращения).

    Лучшие статьи по теме