Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ОМС
  • День прав человека книжная выставка. Мероприятия, посвященные международному дню прав человека. Правовое воспитание призвано решать целый ряд задач

День прав человека книжная выставка. Мероприятия, посвященные международному дню прав человека. Правовое воспитание призвано решать целый ряд задач

В библиотеках Веневского района прошли мероприятия к Всемирному дню детей, провозглашенному Организацией Объединенных Наций.

Это день, посвященный деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. Дата выбрана не случайно: 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, обязывающих все страны обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство. Генеральная Ассамблея ООН предложила отмечать этот праздник в той форме и в тот день, которое каждое государство признает для себя целесообразным. В нашей стране эту дату отмечают как Всероссийский День правовой помощи детям.

Т.С. Наумова, библиотекарь ЦСЗИ

Детская библиотека: «Права ребенка – права человека» (6+)

В рамках Всемирного дня прав ребенка в Венёвской детской библиотеке–филиале состоялась презентация книжной выставки «Права ребенка – права человека». На выставке представлена литература о правах ребенка в Российской Федерации, о защите этих прав.

На страницах этих книг дети смогут познакомиться с теми или иными поступками и последствиями, узнают как вести себя в различных жизненных ситуациях и то, что можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Зав. ДБФ Емельянова Т. А.


Центральная библиотека: «Пусть всегда будет детство!» (12+)

В Межпоселенческой библиотеке действует тематическая выставка «Пусть всегда будет детство!», знакомящая читателей с документами, в которых прописаны права детей, как международными, так и российскими и региональными.

На сайте действует виртуальная выставка « « .

Т.С. Наумова



Бельковский СБФ: «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать» (6+)

Библиотекарь Бельковского СБФ провела с обучающимися МОУ «Бельковский ЦО» правовой час «Закон мы будем уважать,свои права вы будем знать». Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка.

В стихотворной форме ребята познакомились с основными статьями Конвекции, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев». Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, какие права героев нарушены.

Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. В завершение мероприятия ребята познакомились с книгами, в которых нарушены права детей и взяли их для прочтения.

Библиотекарь Шайкина Л.И.


Кукуйский СБФ: «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?» (6+)

В Кукуйском СБФ библиотекарь совместно с работниками Дома культуры провели викторину «Вы бывали в стране Прав и Обязанностей?», посвящённую Дню принятия Конвенции о правах ребёнка.

Ведущие сказали, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всём мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребёнка, потому что дети не могут ещё себя защитить самостоятельно. Каждое право несёт с собой обязанность. Ребята посмотрели презентацию «Права, свободы и обязанности сказочных и литературных героев», ответили на вопросы викторины «Своя игра», связанную с правами и обязанностями людей. Участники, показывая карточки с правами (учёба, отдых, жизнь, семья) доказали, что каждое право подкрепляется обязанностями. Мы выяснили, что все люди имеют равные права и обязанности.

Библиотекарь оформила книжную выставку «В стране Прав и Обязанностей», провела обзор художественной литературы и представила книги, в которой нарушены различные права героев.

Т.Е. Плаксина


Метростроевский СБФ: «Каждый ребёнок имеет право» (6+)

Библиотекарь Метростроевского СБФ совместно с педагогами Гурьевского ЦО имени С.К. Иванчикова провели для учащихся школы в помещении зала клуба правовой урок «Каждый ребёнок имеет право», приуроченный к Международному дню защиты прав ребёнка.

В начале детям библиотекарь Е.П. Маркелова познакомила детей с Конвенцией о правах ребёнка: что это за документ и как он защищает детей. Затем детям напомнили об основных правах и обязанностях школьников. Был показан мультипликационный фильм «Чудо-юдо», где на примерах сказочных героев ребятам было показано кто, где и когда нарушил общепринятые законы и что из этого вышло.

Е.П. Маркелова


Тулубьевский СБФ: «Дети — это наше будущее» (12+)

20 ноября в Тулубьевском СБФ состоялась беседа «Дети — это наше будущее», посвященная Всемирному дню ребенка. Библиотекарь Зыкова Т.А. рассказала детям о истории возникновения праздника, который начал отмечаться с 1956 года. Мировые организации, борющиеся за права человека, провозглашают, что первостепенной задачей родителей на планете является — обеспечение достойной, счастливой жизни детям. От воспитания подрастающих людей зависит будущее страны, мира.

Т.А. Зыкова


Детская библиотека: «Мы тоже имеем права» (6+)

21 ноября работники Веневской детской библиотеки–филиала провели для своих читателей правовой урок «Мы тоже имеем права».

В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их жизни. Свои знания читатели проверили, выполняя разбор ситуаций «Права и обязанности», «Правовой лабиринт». Учувствовали в играх «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав», «Составьте слово», «Песни о правах». Ребята оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда когда, не нарушаются права других людей.

В заключении Библиотекарь Кабанова Е.В. провела викторину «Твои права и сказочная страна». К Всемирному дню ребенка была оформлена книжная выставка «Права ребенка – права человека».

Библиотекарь Кабанова Е.В.


Студенецкий СБФ: «Мир детства — заветная страна» (6+)

22 ноября библиотекарь Студенецкого СБФ вместе с учителем Макридиной Е.В. провели в МОУ Студенецкая ОШ урок права «Мир детства — заветная страна», приуроченный к Всемирному дню прав ребенка.

Обучающихся познакомили с основными документами о правах ребенка, понятием «право», поговорили о правах и обязанностях ребенка; составили основные слова этого дня; провели конкурсы «Назови сказку», «Поэтический», «Загадочный», «Права ребенка»; поиграли в «Веселое ЭХО»; разобрали ситуации «Права и обязанности»; пришли к мнению, что нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Библиотекарь Сытникова Галина Владимировна

БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Правовое воспитание в библиотеке. Права или обязанности?

(консультация)

Е.А. Чупринова, главный библиотекарь

Что мы понимаем под словами «правовое воспитание»? Правовое

воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных

структур, СМИ, трудовых коллективов по формированию высокого

правосознания и правовой культуры граждан.

Впервые понятие «права человека» встречаются во французской

«Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году. До этого идею прав отразили: английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека». В ней определено, какие права принадлежат человеку независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения, имущественного, сословного и иного положения.

20 ноября 1989 года генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребёнка. Правовой документ определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг.

В июне 1990 года документ ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации.



По решению Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» под эгидой Минюста и Минобразования России, а также Ассоциации юристов России 20 ноября принято считать Днём прав ребёнка.

Одной из составляющих формирования гражданина является правовая грамотность подрастающего поколения, его умение обезопасить себя от негативного влияния социальной среды.

Существуют две проблемы:

незнание подрастающим поколением своих прав и неумение и нежелание нести ответственность за свои поступки.

Правовое воспитание призвано решать целый ряд задач:

Формировать основы правового сознания и правовой культуры молодого поколения граждан;

Пробудить интерес к праву;

Привить элементарные умения, навыки и способность действовать в последующих правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от рода занятий.

Формы правового воспитания:

1) правовая пропаганда – лекции, беседы, игровые мероприятия, книжноиллюстративные выставки и обзоры, уроки, издание популярных материалов правовой тематики и т.д.);

2) правовое обучение – передача и усвоение знаний в учебных заведениях;

3) юридическая практика, повседневный опыт – участие в процессах, заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката;

4) самообразование – самостоятельное постижение и осмысление правовых явлений, изучение законодательства.

Методы правового воспитания:

1) убеждение;

2) принуждение;

3) наказание;

4) поощрение;

5) потенциальная угроза применения санкций;

6) профилактика;

7) предупреждение и др.

Правовое воспитание – одно из направлений работы библиотеки с читателями детского, подросткового и юношеского возраста. Правовое воспитание нужно начинать как можно раньше, привлекать детей и подростков к изучению своих прав, учить защищать свои права, не выходя за рамки правового поля. Эти знания нужны ребенку для того, чтобы уметь правильно себя вести в различных жизненных ситуациях, затрагивающих юридические взаимоотношения.

Библиотека принимает участие в выполнении такой важной задачи, как профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи. Реализуя эту задачу, библиотеки тесно взаимодействуют с правоохранительными органами, правозащитными организациями, образовательными учреждениями и социальными службами. Такое социальное партнёрство позволяет библиотеке, обладающей различными информационными ресурсами, способствовать формированию правового сознания и правовой культуры молодого поколения.

Мероприятия по правовому воспитанию могут быть разовыми или приуроченнымик Дню прав человека (10 декабря), Дню Конституции РФ (12 декабря), Всемирному дню прав ребёнка (20 ноября).

Например, возможно проведение тематических акций по формированию правосознания и воспитанию гражданской активности: «Твой друг – закон», «Азбука права», «Ты знаешь свои права?».Цель таких акций – показать и утвердить в сознании подростков мысль, что закон может быть другом.

Познакомить молодёжь с деятельностью ООН и Конвенцией о правах ребёнка поможет правовой урок «Знай свои права». Урок начинается с небольшого экскурса в историю прав человека, кратким знакомством сдеятельностью Организации Объединённых Наций, с принятым ею документом «Конвенцией о правах ребёнка». После знакомства с документом подростки отвечают на ряд вопросов, ответы на которые они находят в статьях Конвенции. Выполнение целого ряда практических заданий позволит достаточно глубоко погрузиться в текст документа и более серьёзно познакомиться с ним.

Расширить знания родителей о правах ребёнка поможет проведение беседы «Родителям о правах ребёнка». Во время беседы взрослые знакомятся с содержанием Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о правах ребёнка, статьями Семейного, Гражданского, уголовного кодексов, Конституцией РФ.

Многие библиотеки организуют встречи с юристами, проводят беседы, вечера вопросов и ответов, уроки права, обзоры литературы, часы правоведа, конкурсы, турниры знатоков Конституции.

В библиотеках популярно проведение уроков по праву, таких как уроклекция, урок-беседа, урок-обобщение, урок-игра, урок-конференция. На таких уроках по праву могут быть рассмотрены любые вопросы, связанные с правовыми вопросами, например. Форма урока предполагает изложение нового материала и его закрепление, повторение пройденного. Такой правовой урок может включить изложение нового материала в виде беседы, закрепление – в виде викторины, повторение – в виде небольшой дискуссии на актуальнуютему.

В библиотеках разных регионов накоплен богатый опыт работы по правовому воспитанию.

В Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялся республиканский семинар «Детская библиотека как ресурс формирования правовой культуры детей и подростков». Участникам был представлен опыт коллег из Ивановской, Нижегородской, Пензенской областей.

В Центральной городской детской библиотеке им. К.И.Чуковского в городе Чебоксары уже несколько лет работает школа «Правознайка».

В Томской областной детско-юношеской библиотеке создан информационный центрправовой и психологической поддержки детей и молодёжи, основными задачами которого являются просвещение детей и молодёжи в области прав человека, обеспечение свободного доступа к информации, касающейся прав детей и молодёжи, организация и проведение тренингов, занятий, выставок.

Проанализировав профессиональную периодику за последние три года и материалы сети интернет, можно привести некоторые формы и названия мероприятий по воспитанию правовой культуры у детей и подростков:

конкурс по правам человека для детей и молодёжи «Защити своё право»;

встреча с юристом «Профилактика правонарушений среди детей и подростков»;

тест-опрос «Правовая компетентность подростка»;

книжная выставка, обзор у выставки «Права ребенка в современной России»;

правовые клубы: «Молодой избиратель», «Щит»;

День делового общения;

акция «Детство - территория закона»;

игра-викторина «По букве закона»;

цикл бесед «Детская библиотека – пространство правовых знаний»;

ролевые игры «Уроки Фемиды»;

Школа правовой грамотности;

Час правовой информации «Права наших детей»;

Блиц - турнир «Сам себе юрист»;

Час информации «Активное отношение к выборам – активное отношение к жизни»;

Урок права «Сегодня ученик – завтра избиратель», «Избирательная компания: шаг за шагом»;

«Факультет юного избирателя»;

Викторина «Детский адвокат»;

Беседа «Избирательное право для всех»;

Час информации «Избирательный процесс от А до Я»;

Информационный уголок «Я – избиратель»;

Игра-путешествие «Избирательный лабиринт».

В последние годы библиотеки разной ведомственной подчинённости, крупные и маленькие, областные и сельские реализуют множество проектов и программ в области воспитания правового сознания детей и юношества.

В Томской Областной детско-юношеской библиотеке, например, реализуется проект «Защити своё право». Целью проекта является повышение правовой компетенции выпускников детских домов, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в сложных жизненных ситуациях. Проект поддержан департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в рамках областной целевой программы «Дети Томской области». Участниками проекта стали выпускники детских домов, обучающиеся в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования города Томска – более 60 человек.

Централизованная библиотечная система города Кургана реализовала информационные проекты для молодёжи «Страна накануне выборов» и «Курган голосует и выигрывает». Читальные залы библиотек в это время превращаются в дискуссионные площадки, где обсуждаются темы дня; фойе библиотек становятся информационными порталами, на которых читатели могут узнать свежие новости о предвыборной кампании. Наряду с устоявшимися профессиональными формами библиотекари используют новые подходы – например, обзоры сайтов, слайд - программы.

В Омске, в шести муниципальных библиотеках системы «Омские муниципальные библиотеки» – в каждом административном районе города – созданы центры правовой информации. Одна из задач Центров – повышение правовой культуры и юридической грамотности юных омичей. Для этого при Центрах правовой информации работают: Правовой факультатив в библиотеке «Мир женщины»; Школа правовой грамотности в библиотеке им. Ф.М. Достоевского; Правовая школа в библиотеке им. В.Г. Белинского;

Правовой университет в библиотеке «Радуга»; Академия информационноправовой культуры в библиотеке им. Зои Космодемьянской; Правовой лекторий в Центральной городской библиотеке.Более подробно о программе можно прочитать на официальном сайте Омских муниципальных библиотек http://lib.omsk.ru/csmb.php?page=pravo-p В библиотеках муниципальных районов Омской области, судя по материалам информационных отчетов, ведется большая и интересная работа по правовому воспитанию с использованием разнообразных форм проведения просветительских и массовых мероприятий.

В деятельности по продвижению правовых знаний среди читателей, библиотекари, работающие с детьми в муниципальных районах Омской области, активно используют книги Павла Астахова из серии «Детям о праве». Оформляются книжно-иллюстративные выставки, тематические полки проводятся обзоры, громкие чтения, индивидуальные беседы.

Специалисты Азовской центральной детской библиотеки и Кормиловской детской библиотеки провели Неделю правовых знаний «Закон обо мне и мне, о законе» и «Жить достойно». В рамках Недели в библиотеках состоялись правовые часы, актуальные диалоги, уроки правовой грамотности, книжно-иллюстративные выставки.

Библиотекари Муромцевского муниципального района проводили для своих читателей беседы, правовые игры, часы, дни правовой информации. В Карташовской библиотеки-филиала проведен круглый столдля подростков «Я имею право».

В Называевской центральной детской библиотеке для детей к выборам президента Российской Федерации состоялась Декада молодого избирателя.

В рамках декады для читателей экспонировалась книжная выставка «Выбирает Россия», проводился опрос читателей «Хочу быть президентом», состоялось виртуальное путешествие по сайту «Президент России гражданам школьного возраста», проведена игра «Я президент из сказки».

В библиотеках-филиалах Тюкалинского муниципального района ведётся активная работа по правовому воспитанию. Циклы мероприятий правовой тематики, правовые игры, дискуссии, уроки правовых знаний – основные формы работы в библиотеках района. Обзор-презентация «У меня тоже есть право» и турнир знатоков права «Знай и используй свои права» на оздоровительной площадке для ребят младшего и среднего школьного возраста проведены в Малиновской библиотеке-филиале. Целью правового часа «Законы нашей жизни», проведённого в Троицкой библиотеке-филиале, стало просвещение старших подростков в области избирательного права, Здесь же состоялся День молодого избирателя «Мой голос – будущее России».

В библиотеках Марьяновского муниципального района продолжают работать информационные уголки «Сам себе адвокат», где представлена литература, раскрывающая основы правового законодательства Российской Федерации, материалы из периодической печати и интернет - ресурсов «Новое в законодательстве», а так же регулярно пополняющиеся тематические папки «Юридические консультации: ваши права».

Визитной карточкой Таврической детской библиотеки стала «Детская общественная приемная», которая пользуется большой популярностью среди ребят разного возраста. В течение года поступает около 100 вопросов на волнующие детей темы. Благодаря Умным книгам и встречам с компетентными людьми, ребята получают ответы, подсказки и нужные советы, как решить возникшие проблемы. Ребята не только заочно обращаются в «Детскую общественную приемную», для них также организуются и проводятся Дни консультирования с людьми, которые дают им «Уроки живых законов».

БУК «Областная библиотека для детей и юношества» систематически проводит мероприятия по правовому воспитанию детей и молодежи.

Организуя мероприятия по правовому воспитанию, библиотека активно сотрудничает с другими учреждениями, общественными организациями и объединениями. Это позволяет сделать правовое воспитание плановым, системным, постоянным. Учитывая «продвинутость» молодого поколения в вопросах коммуникационных технологий, палитра проводимых мероприятий разнообразна по тематике, а использование на мероприятиях слайд- и видеопрограмм делает их более яркими, интересными, запоминающимися.

Организуются мероприятия о государственном устройстве Российской Федерации, символах государства, правах и обязанностях детей и подростков. В 2013 году отмечалось 20-тилетие принятия Российской Конституции. В связи с этим событием было подготовлена беседа со слайд презентацией и книжно-иллюстративной выставкой «Российская Конституция. Преамбула». Интерес участников вызвала слайд-программа «О правах детей и подростков».

С 2009 года успешно реализуется партнерский проект «Я гражданин, твой Россия». Проект разработан и реализуется совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области в Советском административном округе города Омска. Основу каждого мероприятия проекта составляет проведение церемонии торжественного вручения паспортов Российской Федерации гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Программа каждого мероприятия посвящена какой-либо всероссийской общественно-политической дате: Дню воинской славы России, общероссийскому празднику. В мероприятиях проекта принимают участие не только подростки, которым вручаются паспорта, но и их родители, близкие друзья. К мероприятиям проекта оформляются книжноиллюстративные выставки, слайд-презентации и видео-презентации. На сайте библиотеки размещаются сообщения о проекте. Паспорта подросткам вручают почетные гости – известные омичи, руководитель аппарата Уполномоченного Омской области по правам человека, ветераны войны и труда. Ежегодно в рамках проекта организуется 12 мероприятий.

Программа мероприятий для детей по популяризации образовательного детского ресурса «Сайт Президента – гражданам школьного возраста» была реализована в 2011 – 2012 годах. Замечательный, красочный и информативный сайт, на котором сложная информация изложена доступным языком, в занимательной форме. Сайт, на который стоит обратить внимание и библиотекарям, и детям. В рамках реализации программы оформлены информационные стенды «Зайди на сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»; проведены групповые и индивидуальные консультации, беседы и экскурсии по сайту «Президент России – гражданам школьного возраста» для детей и для библиотекарей; разработаны и распространены среди читателей библиотеки закладки, визитки с адресом сайта; оформлен информационный плакат; проведены консультации для библиотекарей, осуществляющих библиотечное обслуживание детей и молодежи «Использование сайта Президента в работе библиотеки».

Построение правового государства начинается с воспитания чувства ответственности за свои действия и поступки, широкого информирования каждого члена общества о его правах и обязанностях. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является обеспечение доступа юных граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. Библиотеки предоставляют своим пользователям доступ к справочным правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант». Хорошее знание интернет - ресурсов и правовых информационных систем позволяет квалифицированно выполнять справки для молодых читателей, на более высоком профессиональном уровне составлять методические и библиографические пособия.

Примеры наиболее популярных правовых ресурсов Интернета:

1. Портал «Права человека в России»

(http://www.hro.org/).

Самый крупный и динамичный ресурс по правам человека в российском Интернете. Обширная библиотека, методические рекомендации по защите прав, советы призывникам, база данных правозащитных организаций России.

В разделе «Права детей» представлены материалы, касающиеся нарушений (защиты) прав детей и молодёжи в РФ.

2. Сайт межрегионального общественного движения «За защиту прав и свобод граждан «Правозащита ХХ1 век»

(http://www.pravoza21.ru/).

Цель движения – оказание юридической и социальной помощи лицам, чьи права были нарушены. На сайте есть самостоятельный раздел, посвящённый непосредственно защите прав детей.

3. Сайт Всероссийского Союза общественных объединений, работающих в интересах детей в России «Гражданское общество – детям России»

(http://www.detirossii.ru/).

4. Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»

(http://kids.kremlin.ru/).

На сайте имеется страница «Выборы», построенная по игровому сценарию.

Её цель – показать, что одна из обязанностей гражданина демократического государства – отстаивать свои права, а участие в выборах является одним из важных способов защиты.

5. Программа «Права и дети в интернете»

(http://school-sector.relarn.ru/prava/).

Представляет особый интерес для учителей права и их учеников. Этот сайт приветлив. Содержит массу ценной информации для самостоятельной работы. Рубрики сайта всесторонние: «Законы про тебя», «Странные слова»

(словарик юридических слов), «Адвокат для ребят», «Телефон спасения» и т.д.

6. Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребенка – твои права»

(http://www.pravadetey.ru/).

В заключение хочется сказать, что в мероприятиях по правовому воспитанию, необходимо ориентировать наших молодых читателей не только на изучение прав, но и на осознание своей ответственности и своих обязанностей – перед собой, перед семьей, перед местным сообществом, перед государством, перед человечеством.

Список литературы:

1. Аптукова Э. Проект «Правовой ликбез» - правовое просвещение несовершеннолетних / Э. Аптукова // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - №9/10. – С.154-155.

2. В центре внимания – права молодёжи: методические рекомендации // Амур. Обл. науч. б-ка им. Н.Н. Муравьёва-Амурского; сост.

В.В.Фатеева.– Благовещенск, 2010. – 58с.

3. Все вправе знать о праве: методическое пособие // ММУК «ЦБС»

Муромцевская межпоселенческая библиотека им. М.А. Ульянова / сост.

Т.Н. Цеханович. – 2009. – 21с.

4. Выбираем президента России: работа библиотек в период избирательной кампании: методические рекомендации / Липец. обл. универс. науч. б-ка.

– Липецк, 2000. – 6 с.

5. Королькова Е. Главный гарант наших прав / Е. Королькова // Граждановедение. – 2007. - №1. С.3

6. Ленкова Т.В. Сделай свой выбор: роль библиотеки в повышении гражданско – правовой культуры молодых избирателей / Т.В. Ленкова // Юношеские библиотеки России: инфоррм. вестн. / РГЮБ.– М., 2006. – Вып.3 (38). – С.32-43.

7. Певцова Е.А. Формирование правосознания и правовой культуры школьников на учебных занятиях по праву / Е.А. Певцова // Основы государства и права. – 2004. - №6. – С.6.

8. Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодёжи в Россиии / Е.А. Певцова // История государства и права. – 2007. - №20. – С.10-12.

9. Хомко С. Отстаивать гражданскую позицию / С. Хомко // Библиотека. – 2008. - №3. – С.12-14.

Похожие работы:

«О.И. ИЛЬИНСКАЯ* К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Ключевые слова: международный договор, международное право, выполнение международных договоров, способы обеспечения выполнения международных договоров, контроль за выполнением международных договоров Согласно международному праву, нарушение субъектами этой правовой системы их договорных обязательств порождает правоотношения ответственности. В соответствии со ст. 73 Венской конвенции о праве международных...»

«ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Москва, 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ ФАКТОРЫ УСИЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЧВК ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ ЧВК ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧВК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧВК КРУПНЕЙШИЕ ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ KELLOG, BROWN AND ROOT (США) ACADEMI (США) SANDLINE INTERNATIONAL (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) EXECUTIVE OUTCOMES (ЮАР) GROUPE-EHC (ФРАНЦИЯ) HART...»

«Коллективный договор на 2015-2017 годы между акционерным обществом «Национальная компания «Казакетаи ie\iip ж о л ы » и его трудовым коллективом t Акционерное общество «Национальная компания «К,азакстан темтр жолы» в лице Президента акционерного общества «Национальная компания «Казакстан тем1р жолы» (далее Работодатель) и представитель работников акционерного общества «Национальная компания «Кдзакстан тем1р жолы» Общественное объединение «Казахстанский отраслевой профессиональный союз...»

«АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ОТКРЫТИЯ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА С вступлением в силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины недобросовестным сотрудникам правоохранительных органов стало проще использовать уголовное производство, с целью влияния на бизнес. О начале досудебного расследования менеджмент или собственник предприятия может узнать по истечению значительного строка, перед реальной угрозой быть привлеченным к уголовной ответственности. Основанием к началу расследования может...»

«ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ курсовых, бакалаврских и магистерских работ (направление «Нефтегазовое дело») ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ 1. Общие требования.1.1. Работа представляется на листах формата А4, 210Х297 (печать на одной стороне листа), в сброшюрованном виде.1.2. Текст печатается шрифтом «12 Times New Roman» через 1,5 интервала. Первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм). 1.3. Поля: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20 мм 1.4....»

« Российской академии наук Р.А. Каламкарян, доктор юридических наук, профессор Военного университета Ю.И. Мигачев Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в совре меннам международном праве.М.: Современная экономика и право, с. 2003. 320 ISBN 5-8411-0098-Х В монографии рассматривается процесс становления инсти­ тута выдачи...»

« регулирующего земельные отношения, и практики его применения. В процессе изучения учебной дисциплины «Земельное право» бакалавры должны научиться квалифицированно применять нормативные правовые акты в данной сфере, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Задачи: дать представление о земельном...»

«Положение (стандарт) бухгалтерского учета 34 «Платеж на основе акций» (вступает в силу с 01.01.2010 г.) Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 30 декабря 2008 г. № Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 22 января 2009 г. под № 57/16073 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях, платеж по которым осуществляется на основе акций с использованием инструментов...»

Государственное учреждение культуры Ярославской области

«Ярославская областная универсальная научная библиотека

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ЕДИНОГО ДНЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

правовых знаний в библиотеках Ярославской области / Департамент культуры

Ярославской области; ЯОУНБ им. ; сост. ; под ред. . – Ярославль, 2011. – 24 с.

© ЯОУНБ им.

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем библиотекарь подводит итог: Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция - это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути. Дух Конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Правовые игры ‑ наиболее удачная форма подачи материала (см. прил. 4). Варианты таких игр библиотекарь может разработать самостоятельно или найти в профессиональной литературе (см. список книг и материалов).

В заключение подчеркнем, что успех работы по правовому информированию граждан зависит от качественно сформированных информационных ресурсов библиотеки. Общедоступная библиотека является сосредоточением значительной части ресурсов по правам человека. Кроме того, библиотека предоставляет услуги по информационному сопровождению прав человека. Содержание услуг включает в себя:

1. Комплектование фондов источниками по правам человека;

2. Предоставление полной информации о составе библиотечных фондов по правам человека через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

3. Оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации по правам человека;

4. Обеспечение оперативного доступа получателя к информационным ресурсам по правам человека;

5. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов;

6. Предоставление информации о возможности удовлетворения запроса пользователя с помощью других библиотек;

7. Проведение мероприятий культурно-просветительного характера в сфере прав человека для различных категорий граждан.

Мы надеемся, что одним из таких мероприятий, ежегодно проводимых библиотеками, станет День правовых знаний, приуроченный к 10 декабря ‑ Дню прав человека.

Приложения

Приложение 1.

Программа проведения Дня правовых знаний

Ярославская областная универсальная научная библиотека имени, Рыбинская городская библиотека им. Ф. Энгельса, Избирательная комиссия Ярославской области, Пенсионный фонд РФ по Ярославской области проводят

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции , было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законо­дательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с 1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

Приложение 3

Всеобщая декларация прав человека

Генеральной Ассамблеей

Организации Объединенных Наций

Всеобщая декларация прав человека ‑ первый универсальный международный акт, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные права и свободы, которые должны быть обеспечены каждому человеку на земле. Декларация стала также первым документом в комплексе универсальных международных актов общего характера в области прав человека, куда помимо нее вошли еще два международно-правовых акта, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с первым Факультативным протоколом к нему и с принятым Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1989 г. вторым Факультативным протоколом). В июне 2008 г. на восьмой сессии Совета по правам человека в Женеве был одобрен Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Ожидается, что к 60-летию Всеобщей декларации этот документ будет принят Генеральной Ассамблеей ООН, после чего государства смогут приступить к его подписанию.

Специалисты в области прав человека подсчитали, что из примерно 70 конкретных гражданских прав и свобод человека, провозглашенных в Декларации 1948 г. и (или) закрепленных в соответствующих международных пактах 1966 г., около 40 воспринято Конституцией РФ. Но и те права и свободы, которые прямо не провозглашены в ней, обеспечиваются правами и свободами, закрепленными в тексте Основного Закона.

Идеалы и принципы Всеобщей декларации прав человека изменили характер международных отношений и наполнили содержанием стремление человечества к свободе и к достоинству. Человечество далеко продвинулось по пути, предначертанному Декларацией.

Вместе с тем, как отмечено в выступлении Верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур по случаю начала кампании, посвященной 60-летию Всеобщей декларации прав человека, несмотря на признание прав человека в законах и в обязательствах государств, в любой стране мира и в XXI в. можно обнаружить вопиющие пробелы в практической реализации стандартов в области прав человека. По-прежнему распространены злоупотребления, дискриминация и неравенство. Данные явления могут даже усугубляться вследствие возникновения новых видов угнетения, насилия, экономического и социального неравенства.

«Для многих судебных систем, ‑ отмечает Луиза Арбур, ‑ характерны нехватка профессионализма или застарелая практика запугивания людей и подчиненности властям, что не позволяет привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека и не дает их жертвам полноценной возможности добиться справедливости».

По данным Доклада Amnesty International-2008, спустя 60 лет после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека люди по-прежнему подвергаются пыткам и жестокому обращению не менее чем в 81 стране мира, несправедливые судебные разбирательства проводятся по меньшей мере в 54 странах и как минимум в 77 странах гражданам не позволяют свободно высказываться.

Разработка и содержание Всеобщей декларации.

Уже разработка Всеобщей декларации прав человека, проходившая в непростой дипломатической борьбе, показала сложность обсуждаемых проблем и противоречивость позиций различных групп государств.

Западные державы ориентировались на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласившие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Названные документы содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны первоначально возражали против включения в разрабатываемый проект прав социально-экономического характера.

Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на самоопределение, равенству прав каждого народа и каждой национальности в пределах государства. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государства и возражал против включения во Всеобщую декларацию таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать свою страну и возвращаться в нее (и ряда других прав). Особую позицию занимали развивающиеся государства. Однако и среди них часто возникали разногласия. Это прежде всего было характерно для позиции исламских государств.

Советский Союз выступал против признания естественного, прирожденного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать такие естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои права каждый человек получает исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «справедливость», «принципы справедливости», «политический, экономический и социальный прогресс», «равноправие и равенство» и т. д.

Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как и равенства и демократии, а признание частной собственности означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.

Несмотря на принципиально различную оценку и трактовку важнейших социально-политических категорий, государства ‑ члены ООН разработали Всеобщую декларацию прав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и принятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными общественными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечеловеческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построения социализма и коммунизма. С другой ‑ страны с разными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития социального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека. Особенно это было характерно для позиции развивающихся государств.

Различные (а зачастую и противоположные) позиции Запада, социалистических и развивающихся стран при обсуждении Всеобщей декларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа (всего в документе 30 статей) носят общий характер и не имеют точных границ.

В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации вполне конкретны и напоминают положения конституций и законодательных актов различных стран мира, поскольку, формулируя свои предложения, многие государства фактически использовали нормы национальных конституций и иных законодательных актов.

Как было уже отмечено, после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека.

Всеобщая декларация включает широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой являлся известный французский ученый Рене Кассен, провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах».

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридических обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются в процессе заключения новых международных соглашений, что свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследований, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием». Так, в Бельгии, Нидерландах, Индии, Италии, США, Шри-Ланке положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды названных стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных им решений.

Большинство государств рассматривает Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали «jus cogens». Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что некоторые страны не являются участниками многих международных соглашений в области прав человека. Однако они обязаны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека.

Приложение 4

Библиотечный урок по Конвенции о правах ребенка

(для 5-7 классов)

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.

Задачи урока: передать школьникам знания о Конвенции о правах ребенка, ее содержании, сформировать представление о системе прав ребенка.

Ход урока:

Разминка: игра «Мы разные». Библиотекарь предлагает поднять руки тем, кто считает себя:

· внимательным;

· общительным;

· свободным;

· счастливым.

Библиотекарь: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Продолжение разминки: - Кто из вас знает такой документ, как Конвенция о правах ребенка?

Библиотекарь: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка - это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

А знаете ли вы, что первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую декларацию, со­держащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей, один из которых содержится в статье 6 Декларации: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной обеспеченности...».

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

1. Что такое права человека?

2. Какие права есть у вас?

3. Достаточно ли прав у детей?

4. Можете ли вы добиться, чтобы ваши права уважали?

5. Какие права вы считаете главными для человека?

6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Какие?

7. Какие из ваших прав чаще всего нарушаются?

8. Чтобы вы сделали для защиты прав других людей или своих?

Работа с текстом Конвенции о правах ребенка:

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Вопросы к учащимся:

1. Что удивило вас в отношении возраста детей?

2. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Вопросы к учащимся:

1. Какие права ребенок приобретает сразу же после рождения?

2. Что такое гражданство?

Аналогичным образом идет знакомство с основными положениями Конвенции.

В заключение можно обсудить с ребятами следующие вопросы:

1. На кого Конвенция возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (на государства-участники).

2. При каких обстоятельствах (если это вообще допустимо) могут быть ограничены права и свободы ребенка? (Эти ограничения необходимы для: А. Для уважения прав и репутации других лиц. Б. Для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения).

3. Как выглядит ваша реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?

Приложение 5

Игра, посвященная Дню Защиты прав человека ‑ 10 декабря

(старший школьный возраст)

Цели игры:

Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.

Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Организационная часть игры

Ребята делятся на команды, их количество должно варьироваться в количестве от 2-х до 5. Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Оформляется зал. На стенах размещаются плакаты с символикой страны, символом Конституции России; организуется «табло» для отображения счета игры. Все ребята должны ознакомиться с правилами игры заранее, но в начале игры ведущий напоминает их. Команды получают экземпляры Конституции России на каждую команду, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека.

Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течении 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные» ответы. Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса – число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задаётся следующий вопрос. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными грамотами победителей, именными дипломами. В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила. Проигравшая команда получает поощрительные призы.

Вопросы I тура

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? ‑ В 1948 году.

2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.

3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября ? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.

4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.

5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.

6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – В 1989 г.

7. Кто является ребенком по определению Конвенция о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.

8. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.

9. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря .

10. Как называется вступительная часть к Конституции? ‑ Преамбула.

11. Сколько субъектов в РФ? – 89.

12. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина в ? – Во II-й главе.

13. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

14. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.

Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2) Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?

(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?

(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).

5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т. д.).

Ведущий подводит предварительные итоги.

Продолжение 2 тура.

Ведущий : Попробуйте разобраться в ситуациях, используя Конвенцию о правах ребенка.

Ситуация №1 .

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!

Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном? – Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут.

Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?

Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей. (Ст. 13 Конвенции).

Ситуация №3.

Мама – Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, вымой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын – Мам, у меня контрольная завтра...

Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме такой беспорядок...

Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

Список книг и материалов

1. Конституция Российской Федерации. Любое издание.

2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. ‑ М. : Юридическая литература, 1990. ‑ С. 14-20.

3. Конвенция о правах ребенка: Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. ‑ 1990. ‑ №45.

4. Закон ЯО от 01.01.2001 N 50-з «О гарантиях прав ребенка в Ярославской области»: Принят Ярославской областной Думой 29.09.2009 // Документ-Регион. 2009. ‑ N 15, 13 октября .

5. Албегова человека / , ; Обществ. орг. яросл. обл. «Социум». ‑ Ярославль: [б. и.], 2005. ‑ 174 с.

6. «Детская конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / коммент., советы и рекомендации, . ‑ М. : Рос. газ., 2005. ‑ 192 с. ‑ (Библиотечка «Российской газеты»).

7. Защита прав ребенка: интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. – М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

8. Защита прав ребенка (руководство для преподавателя) : интерактивный мультимедиа курс для дистанционного образования / ; Рос фонд правовых реформ, Юрид. фак МарГУ. ‑ Электронное издание. ‑ М. : [б. и.], 2001. ‑ 1 компакт диск.

9. Морозова преподавания права в школе / Рос. фонд правовых реформ, Проект «Правовое образование в школе». ‑ М. : Новый учеб., 2002. – 219 с.

10. Никитин ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М. : Дрофа, 2000. ‑ 96 с.

11. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека: учеб. пособие / Е. Потемкина и др. ‑ М.: Права человека, 2003. – 215 с.

12. Права человека: учебник для вузов / Комиссия по правам человека при Президенте Рос. Федерации, Ин-т государства и права РАН. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

13. Права человека: История, теория и практика: [Учеб. пособие] / ; Отв. ред. . ‑ М. : Руслит, 1995. – 302 с.

14. Ребенок под защитой закона: Методические рекомендации по организации цикла книжных выставок / Централизованная библиотечная система города Ярославля, Центральная библиотека имени. ‑ Ярославль, 2010, ‑ 16 с.

15. Савина человека. Информационная поддержка в библиотеке: учебно-методическое пособие. ‑ М. : Литера, 2010. ‑ 208 с.

16. Сборник олимпиад: Экономика, право, предпринимательство, основы потребительских знаний / Мин-во образования РФ, Государственный ун-т - Высшая школа экономики. ‑ М. : МПА-Пресс, 2002. – 111 с. ‑ (Приложение к журналу «Экономика в школе» ; вып. 1).

17. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. ‑ Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 286 с.

Ресурсы Интернет

1. http://www . ***** - Уполномоченный по правам человека РФ.

2. http://wvvw. un. org/russian - Организация Объединенных Наций.

3. http://www. hro. оrg - портал «Права человека в России».

4. http://yhrm. ***** - Молодежное правозащитное движение.

5. http://www. *****/index. htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени.

6. http://www. ***** - информационно-правовой ресурс для детей

7. http://school-sector. *****/prava - Программа «Права и дети в Интернете»

8. http://www. ycentre. org - Молодежный центр прав человека (Москва)

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Какие желания были у Жени?
  • У неё было право выбора?
  • На что она потратила последний лепесток?
  • Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

  • Я имею право быть чёрным и белым.
  • Я имею право быть ловким и смелым.
  • Ты имеешь право иметь своё имя.
  • Ты имеешь право быть просто любимым.
  • Мы имеем право на всём белом свете.
  • Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы сайта "Детский правовой сайт".
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

Лучшие статьи по теме