Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ОМС
  • Международный договор как источник мчп. Двусторонние договоры в области мчп Значение международных договоров в мчп

Международный договор как источник мчп. Двусторонние договоры в области мчп Значение международных договоров в мчп

Международно-правовыми источниками МЧП выступают международный договор, международный обычай, международное коммерческое право.

Международный договор имеет наиболее важное значение как источник МЧП. Между договорами в области международного публичного и международного частного права есть существенные различия. Создателем (субъектом) и адресатом норм международных соглашений в международном публичном нраве одновременно выступает само государство. Государство создает нормы международного публичного права, самому себе их адресует и на себя же возлагает ответственность за их нарушение.

Нормы международных соглашений, регулирующих отношения в сфере публичного права, как правило, являются несамоисполнимыми. Они адресованы государству в целом и не могут быть применены в национальном праве без издания специального внутригосударственного акта, конкретизирующего такие нормы и приспосабливающего их для действия в национальном праве.

Создателем (субъектом) норм международных соглашений, регулирующих проблемы МЧП, также является государство. Независимо от предмета регулирования, любое межгосударственное соглашение входит в сферу международного публичного права. Однако подавляющее большинство международных конвенций, посвященных регламентации частноправовых вопросов, адресованы не государству в целом, а его национальным правоприменительным органам, физическим и юридическим лицам.

Такие международные договоры содержат в основном самоисполнимые нормы, т.е. конкретные и завершенные, уже полностью приспособленные для непосредственного действия в национальном праве. Для имплементации норм такого международного договора во внутреннее право не нужно издания специальных законов, а достаточно ратификации договора или его подписания.

Разумеется, все международные соглашения по вопросам МЧП содержат и обязательства государств в целом (изменить свое законодательство в целях исполнения обязательств по данному соглашению, денонсировать ранее заключенные соглашения и др.). Однако поскольку нормы подобных договоров адресованы непосредственно национальным участникам гражданских правоотношений, то имеется прямая возможность непосредственного применения норм международных договоров в национальных судах и арбитражах.

Международные договоры, регулирующие вопросы МЧП, составляют в международном праве целую систему. Основное количество таких договоров - двусторонние (договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульские конвенции, договоры о торговле и мореплавании, торговом судоходстве). Наиболее важное значение для международного сотрудничества имеют, естественно, не двусторонние, а универсальные международные соглашения, устанавливающие единообразное правовое регулирование на глобальном уровне. С начала XX в. в рамках различных международных организаций (Гаагские конференции по МЧП, УНИДРУА, МОТ и др.) предпринимались попытки универсальной кодификации МЧП.


В настоящее время разработана целая система универсальных Гаагских, Брюссельских и Женевских конвенций, регулирующих отношения практически во всех областях МЧП. Заключены, вступили в силу и достаточно успешно действуют универсальные международные соглашения о защите иностранных инвестиций, о регулировании международной купли-продажи и других внешнеторговых сделок, о праве интеллектуальной собственности, вексельном и чековом праве, о брачно-семейных отношениях, по вопросам международного гражданского процесса.

Основной недостаток большинства таких соглашений - их недостаточно представительный характер (например, в Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. участвуют всего около 100 государств мира). Многие универсальные международные соглашения в сфере МЧП, принятые довольно давно, до сих пор не вступили в силу, так как не набрали необходимого количества участников.

Значительно более успешна кодификация международного частного права, производимая посредством заключения международных конвенций регионального характера. В современном мире существует единственная межгосударственная кодификация МЧП на региональном уровне - это Кодекс Бустаманте 1928 г. (участники - государства Центральной и Южной Америки). Кодекс Бустаманте - это полномасштабная кодификация унифицированных региональных коллизионных норм, которые действуют и применяются судами всех государств-участников. Кодекс представляет собой до сих пор непревзойденную межгосударственную унификацию коллизионного права.

В 60-х годах XX в. был создан Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте - универсальная межправительственная международная организация, членами которой являются государства разных регионов (Польша, Австрия, Египет и др.). Региональные конвенции по вопросам сотрудничества в области МЧП заключаются в рамках различных международных организаций - например, Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г. (и новая Конвенция СНГ о правовой помощи 2002 г.), конвенции Европейского совета (Конвенция об усыновлении детей 1967 г., Конвенция о репатриации несовершеннолетних 1970 г., Конвенция о правовом статусе детей, рожденных вне брака, 1975 г.).

В рамках Европейского союза международное частное право и вопросы сотрудничества в области правосудия включены в качестве «первоосновы» в компетенцию ЕС. В настоящее время разрабатывается Европейский процессуальный кодекс, предназначенный для применения как в национальном, так и в транснациональном процессе.

Международные договоры представляют собой соглашения между государствами и другими субъектами международного права, разрабатываемые на основе согласования их волеизъявлений в целях единообразного регулирования определенных разновидностей общественных отношений.

Международный договор. Международный договор Российской Федерации был включен в российскую правовую систему Конституцией 1993 г. Позднее аналогичное положение было закреплено в Законе Российской Федерации 1995г. «О международных договорах Российской Федерации».

Международные договоры могут быть приняты в виде конвенций, пактов, соглашений и т.п. (например, Конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ 1968-1988 гг.).

Международные договоры, как правило, классифицируются по двум критериям:

По количеству участвующих в них государств;

«территориальному принципу» оценки участников.

В зависимости от количества участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. С точки зрения МЧП особый интерес представляют договоры о правовой помощи. К 1 сентября 2003 г. Россия стала участницей более 30 договоров о правовой помощи. Их ценность для изучения МЧП обусловлена закреплением в таких договорах коллизионно-правовых норм по различным институтам гражданского и семейного права.

Классификация международных договоров на универсальные и региональные основывается на критерии присоединения к ним государств в зависимости от их территориального расположения. Универсальные конвенции охватывают широкий круг государств, не ограниченных рамками определенного региона. К числу таких универсальных договоров можно отнести уже упомянутую Бернскую конвенцию 1886 г., Парижскую конвенцию 1883 г. об охране промышленной собственности.

К региональным относятся договоры, объединившие в круг участников государства конкретного региона, например государства - члены СНГ или государства - члены Европейского союза. Кроме Минской конвенции 1993 г., в рамках СНГ были приняты: Бишкекское соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г., Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. и др. Ярким примером региональном конвенции в рамках Европейского союза является Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (впоследствии по значимости переросшая границы регионального соглашения).

12. Международный обычай как источник МЧП: понятие, механизм применения.

Обычай в теории права определяется как часто встречающееся, длительно повторяющееся неписаное правило, имеющее обязательный характер за счет молчаливого признания государством его юридической силы. Он может быть как национально-правовым (например, обычай, применяемый в торговом порту определенного государства при регулировании разгрузки международных грузов), так и международно-правовым (например, правила ИНКОТЕРМС, разработанные международной неправительственной организацией и применяемые на территории различных государств). Обычаи распространены в сфере международной торговли, при проведении расчетных операций, осуществлении международных коммерческих сделок, выполнении международных морских перевозок. Обычаи -- это правила, которые сложились давно, систематически применяются, хотя и нигде не зафиксированы.

термин «обычай» в российском законодательстве употребляется в следующих словосочетаниях:

Обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ);

Национальный обычай (ст. 19 ГК РФ);

Местный обычай (ст. 221 ГК РФ);

Обычай торгового мореплавания (ст. 414 КТМ РФ).

Указанные виды правовых обычаев могут регулировать как гражданские отношения, не осложненные иностранным элементом, так и отношения, составляющие предмет МЧП (за исключением обычаев торгового мореплавания, указанных в ст. 414 КТМ РФ, е которой закреплены правила выбора применимого права к регулированию отношений, осложненных иностранным элементом). Национальный правовой обычай будет источником МЧП лишь в случае, если он будет представлять правило, регулирующее частноправовые трансграничные отношения.

Международный обычай является источником МЧП Российской Федерации в том случае, если он признается Российской Федерацией.

Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства государств, обязательны для всех стран; что же касается других обычаев, то они обязательны для того или иного государства в случае, если они им в какой-либо форме признаны.
Кроме международно-правовых обычаев имеются торговые обычаи, которые широко применяются странами в международной торговле и в области торгового мореплавания. То, что в нашей стране обычаи признаются в качестве источника международного частного права, проявилось, в частности, в следующем: постоянный арбитражный орган - МКАС (ранее именовавшийся Внешнеторговой арбитражной комиссией - ВТАК) при разрешении споров учитывает торговые обычаи. В Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 года предусмотрено, что третейский суд принимает решение с учетом того, что этот суд разрешает споры на основе торговых обычаев (п. 3 ст. 28).
Принятые в международной торговой практике обычаи применяются арбитражным судом в тех случаях, когда это обусловлено в договоре, из которого возник спор, и тогда, когда к обычаям отсылает норма права, подлежащего применению к спорному правоотношению, а также если применение обычая основывается на положениях международного договора, действующего в отношениях между государствами, к которым принадлежат стороны в споре. Кроме того, в арбитражной практике допускается применение торговых обычаев и в случаях, когда в нормах права, подлежащего применению к спорному вопросу, не содержится необходимых указаний, а обращение к торговому обычаю вытекает из характера условия, относящегося к спору, например условия, обозначенного одним из распространенных в международной торговле терминов "франко", "фоб", "сиф" и т.п. Вследствие расхождения в содержании торговых обычаев, применяемых в отдельных странах, в практике МКАС принимается во внимание (при установлении содержания обычая) опыт внешнеторговых отношений между соответствующими странами и практика применения сторонами обычно принятых в торговых отношениях условий, связанных с обычаем, необходимость в обращении к которому возникла при разбирательстве спора.
От обычаев следует отличать обыкновения, складывающиеся в практике торговых сделок и определяющие детали этих сделок. С торговыми обыкновениями приходится сталкиваться в области морских перевозок. Они складываются, например, в портах. Обыкновения могут регулировать взаимоотношения сторон только в тех случаях, когда стороны в той или иной форме признали необходимым применение обыкновений какого-либо морского порта.
МКАС в соответствии с Законом о международном коммерческом арбитраже 1993 года (п. 3 ст. 28) и своим Регламентом (§ 13) учитывает торговые обычаи, применимые к конкретной сделке. При этом он применяет не только ИНКОТЕРМС, о которых говорилось выше и которые подлежат использованию при наличии ссылки на них в контракте, но и вообще обычаи, широко известные в международной торговле, о которых стороны знали или должны были знать, включая в контракт этот торговый термин.
Таким образом, в России в качестве источников международного частного права признаются, во-первых, международные договоры и международные обычаи и, во-вторых, внутреннее законодательство и применяемые в РФ торговые обычаи. Ни судебная и арбитражная практика, ни доктрина не рассматриваются у нас в качестве источника международного частного права.



13. Обычаи международного коммерческого оборота: понятие, особенности применения.

В международных коммерческих контрактах широко применяются международные обычаи. В МЧП выделяют особую категорию правовых обычаев - обычаи делового оборота.

Обычай делового оборота - это "сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".

Среди обычаев делового оборота выделяется международный торговый обычай. Термин "международный торговый обычай" является обобщающим и охватывает все применяемые в международной торговле правила неюридического характера - собственно обычаи, обыкновения, заведенный порядок1. В доктрине отмечается, что определение классического международного торгового обычая закреплено в п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1980 г.: "При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли"2.

Международный торговый обычай - это единообразное правило поведения, сложившееся в практике международной торговли. Правило поведения можно квалифицировать как международный торговый обычай:

Это устойчивая, регулярная, освоенная, единообразная практика международной торговли;

Признание в качестве правовой нормы, т.е. санкционирован юридически обязательный характер.

Разрешение спора из международных коммерческих контрактов на основе торговых обычаев предусмотрено во многих национально-правовых и международно-правовых актах: "Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке" (п. 3 ст. 28 Закона РФ о МКА). При разрешении дела "арбитры будут руководствоваться положениями контракта и торговыми обычаями" (п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (1961)).

По российскому законодательству обычаи делового оборота применяются только в той части, в которой они не противоречат нормам гражданского законодательства (императивным и диспозитивным) или договору (ст. 5, п. 5 ст. 421 ГК РФ). В отечественной доктрине подчеркивается, что применительно "к отношениям по договору международной купли-продажи следовало бы исходить из приоритета обычая делового оборота над диспозитивной нормой закона". Обычаи делового оборота должны учитываться судом для определения содержания договора при выяснении действительной общей воли его сторон. Обычаи делового оборота представляют собой подразумеваемые условия, которые стороны должны иметь в виду при заключении договора.

14. Акты международных организаций как источник МЧП: виды, особенность применения.

Статус актов международных межправительственных ор­ганизаций определяется их уставами. В пределах своей компе­тенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея упол­номочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти ре­шения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного "законодателя". Вместе с тем государства - члены организации - могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера. Несколько примеров: в рамках Международного агентства по атомной энергии были приняты тексты Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рамках Международной организации труда - текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в независимых странах (1989 г.), в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение, незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются своей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовавших в то время международно-правовых норм, а в соответствии с целями и принципами Устава ООН установил новые императивные нормы относительно полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления независимости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI-XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Декларации равнозначны по юридической характеристике ссылкам на международные договоры.

Спорной считается в науке оценка резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставам Организации Объединенных Наций". Суждение о том, что роль Декларации сводится к толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возражение, поскольку в Декларации осуществлена конкретизация принципов Устава, сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей нормативный акт, т. е. источник международного права.

Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамблеи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Международного Суда ООН. Согласно ст. 108 Устава и ст. 69 Статута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и ратифицируются государствами - членами ООН. В практике деятельности ООН такие резолюции, касавшиеся ст. 23, 27, 61, 109 и имевшие нормативный характер, принимались трижды - в 1963,1965 и 1971 гг.

Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограничивались правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприниматься как нормативные положения.

В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотношений организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.

15. Судебная практика национальных и международных судов как источник МЧП.

Во многих зарубежных государствах судебная и арбитражная практика в качестве источника международного частного права играет более важную роль, чем национальное законодательство и международное право (Франция, Великобритания, США). Под судебной и арбитражной практикой, выступающей источником права, понимают решения судов (как правило, высших инстанций), кᴏᴛᴏᴩые имеют правотворческий характер – формулируют новые нормы права. Нужно иметь в виду, что правотворческая роль судов и арбитражей заключается не в создании новых норм права (суды не имеют законотворческих полномочий и не могут «творить» право), а в выявлении действующего (позитивного) права и формулировании его как системы юридически обязательных предписаний. В принципе суд только фиксирует определенное правило поведения, кᴏᴛᴏᴩое в обществе расценивается как имеющее обязательный характер.

Англо-американское право в принципе основано на системе судебных прецедентов, кᴏᴛᴏᴩые в данных странах играют роль основного источника права (в т.ч. и международного частного). Судебный прецедент можно определить следующим образом – ϶ᴛᴏ решение вышестоящего суда, имеющее императивное, решающее значение для нижестоящих судов при разрешении ими аналогичных дел в дальнейшем. Никакое решение суда не становится прецедентом автоматически, оно должно получить статус прецедента в установленном законом порядке. Судебный прецедент как решение, имеющее руководящее значении при решении аналогичных дел в дальнейшем, используется практически во всех государствах, но только в странах общей правовой системы есть целостное прецедентное право.

Сегодня уже сформировалась и действует региональная система прецедентного права – европейское прецедентное право, сложившееся в рамках ЕС и выработанное Европейским судом. Все решения ϶ᴛᴏго суда обязательны для государств – членов ЕС, их национальных судов и административных органов, физических и юридических лиц и автоматически имеют характер прецедента. Ев ро пей с кий суд играет решающую роль в развитии регионального международного частного права в странах ЕС.

В российском законодательстве судебная и арбитражная практика формально не считается источником права. Отечественный законодатель расценивает практику правоприменительных органов в качестве основного средства для толкования, определения и применения правовых норм. Такой подход полностью противоречит сложившейся практике. На самом деле российские суды и арбитражи играют точно такую же роль по выявлению действующего права и его формулированию, как и суды тех государств, в кᴏᴛᴏᴩых судебная практика признана официальным источником права. Значение источника права имеют в первую очередь разъяснения пленумов ВС РФ и ВАС РФ.

Стоит отметить, что особо важное значение практика российских правоприменительных органов имеет для развития и усовершенствования российского международного частного права. Уже говорилось, что одним из самых существенных недостатков отечественного законодательства в сфере международного частного права будет неопределенность его формулировок и фактическая невозможность их непосредственного применения судами без ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разъяснений пленумов.

16. Негосударственные регуляторы МЧП: доктрина, нормы soft law, lex merсatoria, субправо.

Доктрина права - это теории, взгляды и высказывания ученых, при­знанные на официальном государственном или международном уровне (экспертные заключения, комментарии к законодательству, ответы на запросы официальных органов и должностных лиц).

Основной функцией доктрины как источника МЧП является макси­мальное восполнение пробелов на уровне научных разработок.

В настоящее время доктрина МЧП широко используется в целях его унификации и гармонизации. Разработки УНИДРУА, Гаагских конференций по МЧП и Комиссии международного права лежат в основе многих международных соглашений и применяются большинством национальных законодателей для усовершенствования МЧП.

lex merсatoria ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА НЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Наиболее "активная" концепция: lex mercatoria - автономный правовой порядок , формируемый добровольно сторонами, участвующими в международных экономических отношениях, и существующий независимо от национальных правовых систем.

Существуют определенные черты системы lex mercatoria, общие для всех его концепций, которые могут рассматриваться в их рамках либо как имеющиеся, либо как желательные.

1. Система должна быть автономной 4 . Данная система ненациональна, но. В рамках любой правовой системы на нее могут накладываться такие же ограничения, как и на случаи применения иностранного права.

2. Система должна предусматривать правила, достаточные для разрешения спора. Для выполнения своей сущностной функции - разрешения спора, вытекающего из международных сделок, lex mercatoria должно закреплять в своих нормах определенные правила. Такая система призвана выполнять функцию восполнения правового пробела и отвечать на вопросы, не урегулированные в контракте.

3. Lex mercatoria - система права. Коль скоро это так, данная система должна содержать нормы, обязательные для сторон контракта и органа, разрешающего спор. Если такие нормы - только указания или принципы, выбор lex mercatoria для вынесения решения по спору лишает его обязательной силы.

Аргументы противников существования "транснационального права" сводятся к следующим двум положениям: 1) lex mercatoria не существует в качестве права как такового; 2) его содержание слишком расплывчато и неопределенно.

В последнее время в науке был высказан еще один взгляд на рассматриваемые явления. Он связан с появлением такой категории как «субправо». Подобная дефиниция была предложена С. В. Бахиным, который рассматривает субправо как результат деятельности международных организаций в сфере унификации. В качестве проявлений субправа автор называет, прежде всего, принципы УНИДРУА и европейские принципы договорного права. Подобное рассмотрение вопроса, несомненно, обогащает видение проблемы. Нам представляется, что явление, именуемое С.В. Бахиным субправом, представляет собой одну из составляющих lex mercatoria , причем самую структурированную его часть. Между тем в оценках данного явления мы не в полной мере согласны с исследователем. Так, автор полагает, что субправовые регуляторы представляют собой предписания именно правового характера: «к категории «право», - пишет он, - субправовые регуляторы могут быть отнесены на тех же основаниях, на каких в нее попадают складывающиеся в предпринимательской сфере обычаи и практика коммерческого оборота» . Мы полагаем все же, что явления, обозначаемые термином «субправо», имеют несколько иные сущностные характеристики. Имеются в виду уже рассмотренные принципиальные различия между правовым обычаем и обыкновением. Правовой обычай, будучи правовой нормой, является правилом поведения, санкционированным государством. Обыкновение же, будучи обычаем неправовым, не обладает подобным признаком. Что касается субправовых регуляторов, то они представляют собой, скорее, с одной стороны, проявление мнения определенной части общества о том, каким образом должно формироваться регулирование общественных отношений, а с другой, - социальный регулятор неправового характера. Следовательно субправо - это «неправо», поэтому его вполне логично включить в состав lex mercatoria.

Обычно под «мягким» правом (soft law ) в международно-правовой литературе понимается нормативная совокупность, состоящая из двух видов норм: 1) нормы договоров, которые неопределенны по своему содержанию и не порождают для государств конкретных прав и обязанностей; 2) нормы, содержащиеся в резолюциях международных органов и организаций, не обладающих юридически обязательной силой. «мягкое» право по нормативному составу представляет собой совокупность, состоящую из двух видов норм: договорных и норм, которые содержатся в актах рекомендательного характера. Качественной характеристикой договорных норм является то, что, несмотря на свой правовой характер, такие нормы не порождают четких прав и обязанностей для государств. Нормы резолюций характеризуются тем, что не имеют юридически обязательной силы. Нормы «мягкого» права содержатся в письменных источниках и являются результатом нормотворческой деятельности государств.

Несмотря на то, что нормы soft law не порождают для государств четких прав и обязанностей, все же нельзя делать критерий обязательности определяющим в понимании «мягкого» права, так как, например, нормы международного договора, пусть даже содержащие нечеткие формулировки, являются международными юридическими обязательствами.

17. Внутригосударственные источники МЧП.

В современном мире существуют два основных подхода к проблеме регулирования международных немежгосударственных невластных отношений на уровне национального законодательства. Для первого из них характерно закрепление норм международного частного права в многочисленных отраслевых законах и подзаконных актах внутреннего права. Специфика второго состоит в принятии государством специальных кодификационных законодательных актов по вопросам МЧП.

Российская Федерация относится к числу государств, в которых не существует единой национальной кодификации норм международного частного права. В законодательстве нашей страны подобные положения находят закрепление в отраслевых, комплексных или специальных нормативные правовых актах различного уровня и происхождения. Ключевое положение среди них занимает Конституция РФ 1993 г.

Применительно к МЧП значение Основного закона РФ состоит прежде всего в том, что, закрепляя основы государственного и общественного строя России, Конституция определяет содержание категории «публичный порядок государства» и устанавливает тем самым общие пределы действия иностранных законов и подзаконных актов на территории нашей страны того, некоторый конституционные нормы призваны непосредственно peгулировать отношения типа МИН. Речь в данном случае идет, например, о ч. 3 ст. 62 Конституции, посвященной определению статуса иностранных граждан, или о ст. 8, 67, 75, 79, регламентирующих правовые основы осуществления инвестиционной и внешнеэкономической деятельное

Во внутреннем праве России существует значительное количество нормативных актов, содержащих коллизионные нормы международного частного права. Важнейшими среди них являются Гражданский Кодекс РФ (части которого соответственно были приняты в 1994, 1996 и 2001 г.)

Значительное количество коллизионных норм содержится также в Семейном кодексе РФ от 29 декабря 1995 г.; в разделе VII «Применение семейного законодательства “| семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», а также в Основах законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. в главе ХХI «Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры».

В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ 1994 г. к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом, применяются правила, установленные гражданским законодательством Российской Федерации.

К внутренним источникам международного частного права относятся Конституция РФ, законодательство РФ по международному частному праву, правовой обычай.

Конституция РФ является главным источником МЧП, т. к. она имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Среди ее норм можно выделить:

Главу 1 «Основы конституционного строя», нормы которой позволяют раскрыть содержание понятия «основы правопорядка (публичный порядок) Российской Федерации», а также установить общие пределы действия иностранного права на территории России;

Главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», определяющую основы правового статуса не только граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

при несоответствии положений Конституции РФ правилам международного договора РФ будут применяться первые в силу прямого действия Конституции России.

Российское законодательство по МЧП - система федеральных законов, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. В соответствии с п. «п» ст. 71 Конституции РФ, федеральное коллизионное право находится в исключительном ведении Российской Федерации. Именно поэтому законодательство по МЧП состоит только из федеральных законов.

В отличие от ряда стран (Австрии, Венгрии, Польши, ФРГ, Швейцарии), где действуют специальные законы о МЧП, в России отсутствует единый кодифицированный акт, а нормы по МЧП включены в отраслевые кодексы и иные федеральные законы. К ним, в частности, относятся:

Указанные акты действуют на всей территории России в отношении ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

В качестве примеров иных федеральных законов, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, можно назвать федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве», Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Патентный закон РФ.

Региональные договоры как источники МЧП.

Региональные договоры заключаются в рамках определенной региональной общности государств (ЕС, СНГ).

Договоры ЕС:

1. Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний и других ЮЛ - 1968г.

2. Брюссельская конвенция « о юрисдикции и признании к принудительному исполнению судебных решении по гражданским и торговым делам» - 1968г. (заменена регламентом совета ЕС - 2000г.).

3. Всемирная конвенция «Об иммунитете государств» - 1972г.

4. Конвенция о патенте для стран общего рынка - 1975г.

5.Римская конвенция «О праве применимом к договорным обязательствам» -1985г.

В настоящее время разрабатывается проект регламента о праве применимом к внедоговорным обязательствам, и планируется заменить Римскую конвенцию на регламент.

Все государства, вступающие в ЕС подчиняются регламентам Совета ЕС.

Договоры СНГ.

1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров связанных с осуществлением хозяйственной деятельности - 1992г.

2. Минская конвенция о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам - 1993г.

3. Евразийская патентная конвенция -1995г.

4. Соглашение о порядке взаимного исполнения решении АС, ХС, ЭС стран участниц СНГ - 1998г.

5. Договор об учреждении евразийского экономического сообщества - 2000 г.

6. Соглашение о формировании единого экономического пространства - 2003г.

Региональные договоры и конвенции – это многосторонние МД.

К ним принадлежат и универсальные МД:

1. Парижская конвенция об охране промышленной собственности - 1883г.

2. Бернская конвенция об охране культурных произведений.

4. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров - 1980г.


Для сферы МЧП имеет особое значение категории двусторонних договоров:

1) об избежании двойного налогообложения; и уклонения.

2) о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций);

3) договоры об оказании правовой помощи по гражданским семейным и уголовным делам;

4) соглашения по вопросам гражданского процесса;

5) консульские конвенции;

7) соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;

Систематически обновлялись, изменялись и дополнялись специальными протоколами.

РФ как правопреемница СССР осталась участником таких договоров.

После провозглашения суверенитета РФ были выработаны договоры о правовой помощи с: Азербайджаном 1992г, Албанией 1995г, Аргентина 2000, Грузия 1995, Египет 1997, Индия 2000, Израиль 1996, КНР 1992, Кыргызстан 1992, Латвия 1993, Литва 1992, Молдова 1993, Польша 1996, Турция 1996, Эстония 1993. С США 1999 – заключён договор о взаимной правовой помощи по у/д.

Договор международной купли-продажи

Основным видом внешнеэкономического контракта выступает контракт международной купли-продажи товаров. Стороны, заключая данный договор, вправе подчинить его любому национальному законодательству. Если стороны не определили применимое право, то орган, рассматривающий спор, на основании коллизионных норм изберет в качестве применимого закон страны продавца. Закон страны продавца имеет универсальный характер и закрепляется во всех коллизионных нормах и международных соглашениях, посвященных вопросам купли-продажи.

Избранная сторонами права применяется так же к возникновению и прекращению права собственности на товар.

Коллизионные нормы относительно купли-продажи товаров содержатся не только в национальных законодательствах, но так же в ряде международных соглашений.

Для стран европейского союза действует римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам (принята в 1980г). В соответствии с данной конвенцией, если стороны не избрали применимое право, то должен применяться принцип наиболее тесной связи. Традиционно она устанавливается с правом страны продавца, если из обстоятельств дела не будет следовать иное.

Для западно-европейских действует Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (1955г). Данная конвенция так же отсылает к праву страны продавца.

Для стран СНГ (за исключением Грузии) действует соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (1992г). Данная конвенция закрепляет, что при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

В настоящее время разработаны, но не вступили в силу следующие документы:

1) Гаагская конвенция «О праве, применимом к переходу права собственности при международной купле-продаже движимых материальных вещей» (1958г)

2) Женевская конвенция «О представительстве и международной купле-продаже товаров» (1983г)

Материально-правовое регулирование договора международной купли-продажи в настоящее время характеризуется единообразием. Это связано с Венской конвенцией «О договорах международной купли-продажи товаров». Данная конвенция была разработана ЮНСИТРАЛ и открыта для подписания 11 апреля 1980г. Для России конвенция вступила в силу с 1 сентября 1991г. Подписывал и ратифицировал её Советский Союз.

В настоящее время в данной Конвенции участвуют более 50 государств мира. В ней нашли отражение особенности 2-х правовых систем: Романо-германская и англо-саксонская. Именно это обстоятельство позволило данной конвенции стать неким универсальным документом.

Конвенция даёт определение договора Международной купли-продажи товаров, содержит положение о форме договоров, о порядке их заключения, регулирует вопросы прав и обязанностей сторон, а так же положения об ответственности.

Конвенция подлежит применению в двух основных случаях:

1) Когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах, участвующих в конвенции

2) Когда в силу коллизионной нормы в качестве применимого к договору права признается право государства-участника конвенции.
Данное положение действует даже в том случае, когда стороны избирают применимое право в силу автономии воли.

Конвенция не применяется к продаже определенных объектов:

Ø Ценных бумаг

Ø Судов водного и воздушного транспорта

Ø Электроэнергии

Ø Товаров с аукциона

Ø Товаров, приобретаемых не для коммерческого использования

Конвенция освещает основные положения договора купли-продажи, однако она не регулирует:

  • Вопросы действительности договоров,
  • Вопросы права собственности на проданный товар,
  • Ответственность продавца за причиненный товаром повреждения,
  • Положения о неустойке,
  • Применение исковой давности

Конвенция распространяется только на договоры международной купли-продажи. При этом она не применяется к договорам, по которым одна сторона поставляет товар другой стороне для переработки и последующего вывоза обратно.

Так же конвенция не применяется к договорам, если на ряду с поставкой товаров предусматривается выполнение работ или оказание услуг при условии, что данные обязательства являются основными.

В соответствии со статьей 6 Конвенции – «Стороны могут исключить её применение, однако данное исключение должно быть сделано прямо и недвусмысленно».

Конвенция регламентирует порядок заключения договоров. Допускается заключение договора и между отсутствующими сторонами. В данном случае договор заключается путем направления оферты и получения акцепта. Данное положение конвенции не совпадает с положениями ГК. В силу статьи 438 ГК – «Полученный акцепт должен быть прямым и безоговорочным». В то же время статья 19 конвенции говорит о том, что акцепт может содержать дополнительные или отличные условия, при условии, что они не изменять существенные условия оферты.

Согласно ст14 Конвенции – «Оферта должна быть достаточно определенной. В ней должен быть обозначен товар, а так же прямо или косвенно должны быть установлены цена и количество».

При отсутствии указания на цену она может быть определена исходя из средних показателей цен на мировых рынках.

Отсутствие указания на количество товара делает контракт не заключенным.

Таким образом единственным существенным условием договора согласно Конвенции является наименование товара и его количество.

Венская Конвенция допускает заключение договора в любой форме – в том числе и устной. Факт заключения договора может доказываться любыми доказательствами и средствами (в том числе и свидетельскими показаниями).

Однако при присоединении конвенции любое государство может сделать оговорку об обязательности письменной формы такого контракта (Россия сделала такую оговорку).

Таким образом контракт международной купли-продажи товаров с участием российского лица в обязательном порядке должен заключаться в письменной форме. В противном случае он признается ничтожным.

В соответствии со ст13 Конвенции: «Под письменной формой понимается: а) Составление единого документа, подписанного сторонами б) Обмен сообщениями по телеграфу или телетайпу»

Конвенция определяет основные права и обязанности сторон договора.

Продавец обязан:

v Поставить товар

v Передать покупателю документацию на товар

v Передать право собственности на товар

Товар должен быть поставлен в обусловленный срок, а при его отсутствии в разумный срок. Таким образом исходя из положений конвенции срок уже не будет являться существенным условием договора.

Обязательство продавца по поставке товара будет считаться исполненным, когда товар будет предоставлен покупателю в согласованном месте. Если такое место не определено, то родовой товар будет считаться предоставленным с момента сдачи товара первому перевозчику, а индивидуально определенным товар будет считаться переданным в момент поступления в распоряжение покупателя.

Передаваемый товар должен соответствовать оговоренному в договоре по количеству, качеству, описанию, таре и упаковке.

Как правило требования к качеству товара определяются путем ссылки на международные или национальные стандарты качества.

Согласно Конвенции товар признается несоответствующим договору в следующих случаях:

1) Если он не обладает качествами образца

2) Если он не пригоден для целей, для которых подобные товары обычно используются

3) Если он не пригоден для конкретной цели, для которой он приобретался покупателем

4) Когда товар не заторирован и не упакован обычным способом

В соответствии с Конвенцией на покупателе лежит 2 обязанности:

o Принять товар

Принятие товара заключается в совершении покупателем необходимых для этого действий, которые от него разумно ожидаются. При этом покупатель должен осмотреть товар в максимально короткий срок.

o Уплата цены

Обязанность уплаты цены включает в себя принятие таких мер, которые делают платеж возможным. Однако если покупатель для выполнения своих обязанностей привлекает третьих лиц, то он сам несет ответственность за их действия

Основная форма ответственности сторон, согласно Конвенции – ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ. Наряду с возмещением убытков покупатель вправе:

o Потребовать исполнения обязанностей со стороны продавца

o Потребовать замены товара, если нарушение носит существенный характер

o Установить дополнительный срок для исполнения продавцом обязанностей

o Снизить цену в случае несоответствия товара

o Расторгнуть договор в случае существенного нарушения

В случае досрочной поставки покупатель может отказаться от принятия товаров.

Продавец на рядку с возмещением убытков может:

  • требовать реального исполнения договора
  • установить дополнительный срок для исполнения договора
  • требовать расторжения договора при существенном нарушении

Ответственность по конвенции наступает за сам факт нарушения договора. При этом вина стороны не учитывается.

Ответственность лица исключает так называемые «препятствия вне контроля» (непреодолимая сила) – тот самый форс-мажор.

При этом факт невозможности исполнения обязательства не принимается во внимание, если исполнение было объективно возможно.

Освобождение от ответственности действует только в период существования форс-мажорных обстоятельств. При их отпадении сторона должна незамедлительно исполнить свои обязательства.

В соответствие с Конвенцией под определением «препятствий вне контроля» подпадают разного рода стихийные бедствия, события социального характера (общенациональные забастовки, революции, беспорядки), а так же войны.

Кроме того имеются специфические обстоятельства:

¨ Правительственные запреты и ограничения на осуществление экспортно- импортных операций

Вместе с тем не принято относить к форс-мажорным: банкротство покупателя, изменение курса валюты, отказ в выдаче лицензии.

Сторона, которая не исполняет свое обязательство, в силу форс-мажорных обстоятельств, должна информировать об этом другую сторону.

Кроме того данная сторона должна сама доказать, что неисполнение договора было вызвано препятствиями вне контроля.

Согласно Конвенции – любая сторона может приостановить исполнение своих обязательств, если после заключения договора станет очевидным, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В данном случае необходимо известить другую сторону, которая может предоставить гарантии своих обязательств, и если они будут признаны достаточными, то исполнение договора следует продолжать.

Помимо общеобязательных нормативных актов в сфере внешнеторговой деятельности действуют факультативные источники (не правовые – не обязательные для использования и применения). Что к ним относится??? :

1) Базисные условия и основные типы торговых терминов. Они используются в международной торговой практике под общепринятыми наименованиями, представляющими собой сокращенные варианты английских словосочетаний.

Возможность применения торговых терминов в частности оговаривается пунктом 6 ст1211 ГК.

В международной практике торговые термины собираются и обобщаются. Наиболее последовательно эту работу осуществляет международная торговая палата.

На основе указанных сведений в целях унификации толкования базисов поставки в 1936г были подготовлены и изданы международные правила по толкованию терминов.

Инкатермс предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте. Торговые «термины инкатермс» содержат указания относительно исполнения договора купли продажи, а так же относительно распределения обязанностей сторон по заключению договоров перевозки и страхованию, выполнению погрузочно-разгрузочных работ, получению экспортных и импортных лицензий, а так же по оплате таможенных расходов.

Кроме того, инкатеримс фиксирует момент исполнения продавцом своих обязанностей по договору, а так же момент перехода риска случайной гибели.

Ссылка в контракте на инкатермс делает их контрактными условиями. Таким образом инкатермс соотносится с национальным законодательством как закон и частноправовой договор. Инкатермс не является международным договором и не требует присоединения к ним государств.

На экзамене необходимо подготовить характеристику основных базисов

Помимо инкатермс в международной практике используются так называемые «общие условия поставок».

В настоящий момент действуют следующие документы:

  • Общие условия поставок между организациями стран-членов совета экономической взаимопомощи (1968г в ред 88г)

Данный акт ранее подлежал обязательному применению, однако в 1981г совет экономической взаимопомощи прекратил свое существование, и многие государства денонсировали данный акт. В настоящее время в России он применяется только при условии ссылки на него в контракте.

  • Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и обратно (1990г)
  • Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и КНДР (1981г)

Порядок применения данных (2,3) актов в настоящее время носит спорный характер. СС подписать то подписал, но не ратифицировал эти документы.

§ Общие условия поставок товаров из стран-членов СЭФ в Финляндскую республику (1978г)

Данный документ сочетает в себе законодательные положения и положения в виде типизированных условий контрактов.

Он содержит следующие положения:

Заключение и прекращение контракта

Базис и срок поставки

Качество и количество товара

Отгрузочные инструкции

Порядок платежей

Общие условия об ответственности

Порядок и сроки предъявления претензий

Арбитраж и исковая давность

К существенным условиям договора относятся: предмет, количество и цена товара. По сравнению с Венской Конвенцией содержатся более подробные требования к качеству товаров.

Основной формой ответственности является ШТРАФ, который взыскивается не зависимо от наличия убытков. Убытки возмещаются только в том случае, если за данное нарушение договора нельзя взыскать штраф.

Если сторона просрочила исполнение денежного обязательства, то она должна оплатить контрагенту 6% годовых суммы просроченного платежа.

§ Общие условия поставок товаров между организациями СС и Югославией (1977г)

Оба этих документа применяются исключительно при наличии ссылки на них в контракте сторон.

Общие условия поставок содержат положения относительно срока исковой давности. Однако данные положения на территории РФ не подлежат применению, т.к. статья 198 ГК устанавливает императивную норму в отношении сроков исковой давности (даже если стороны договорятся о применении данного документа, положение о сроках исковой давности применяться не будут).

Международные перевозки

Договор морской перевозки груза

Общее определение договора перевозки содержится в ст785 ГК. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу в обусловленном месте.

Отправитель в свою очередь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей специальных перевозочных документов.

Перевозчик в любом случае несет ответственность за не сохранность груза, которая произошла после принятия его перевозки.

Сроки исковой давности по требования, вытекающим из перевозки груза составляют 1 год.

Договорам морской перевозки груза посвящена глава 8 Кодекса Торгового Мореплавания. Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки грузов всего судна или его определенной части. В этом случае договор будет носить название ЧАРТЕР.

Договор морской перевозки груза должен быть составлен в простой письменной форме. В противном случае договор считается незаключенным.

При осуществлении систематических морских перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок груза. Однако даже при наличии такого договора перевозка отдельной партии груза должна оформляться специальным договором.

Перевозчик после принятия предоставленного груза выдает отправителю особый транспортный документ - КОНОСАМЕНТ. Коносаменты выписываются на основе стандартных бланков. Эти формы разрабатываются и одобряются объединениями судовладельцев. Наибольшее количество бланков коносаментов разработала международная морская организация Балтийский и Международный Морской Совет (БИМ).

Коносамент - универсальный документ многоцелевого назначения. Во первых коносамент служит распиской перевозчика в принятии груза. Таким образом коносамент доказывает сроки, качество и объем принятого груза. Во вторых коносамент выступает доказательством наличия с содержания договора морской перевозки, однако сам коносамент не может быть приравнен к договору перевозки.

Коносамент является товаро-распорядительным документом, а так же ценной бумагой. Сам коносамент может стать предметом гражданско-правовой сделки, так как выражает право собственности на конкретный указанный в неё груз.

Коносаменты подразделяются на:

  • Чартерные

Всегда основаны на чартерном договоре

  • Линейные

Так же выделают:

  • Береговой коносаменты - выдается при приеме груза на складе перевозчика
  • Бортовой коносаменты - выдается в случае приемки груза на борту судна

От данных видов коносаментов зависит объем ответственности перевозчика.

Так же выделают:

  • Именные коносаменты
  • Ордерные коносаменты
  • Предъявительские коносаменты

В данном случае отличие между видами основано на лицах, имеющих право на получение груза.

Наиболее распространенными в деловой практике являются ордерные коносаменты. В соответствии с ним он может быть передан на основании специальной именной надписи. Данные надписи совершаются на оборотной стороне коносамента. Порядок передаче ордерного коносаменты идентичен порядку передачи векселя.

Предложение о заключении договора перевозки исходит от отправителя в форме составляемого в нескольких экземплярах погрузочного ордера . В нём указываются: название судна, наименование и количество груза, вид упаковки, наименование отправителя и получателя, а так же порты отправления и назначения.

После погрузки грузовой помощник капитана судна ставит свою подпись на одном экземпляре погрузочного ордера. В этом случае погрузочный ордер превращается в штурманскую расписку, которая подтверждает прием груза.

Затем штурманская расписка обменивается на коносамент. Выданный перевозчиком коносамент свидетельствует о количестве принятого к перевозке груза, его внешних характеристиках и состоянии.

Коносамент, в котором нет никаких оговорок называется чистым коносаментом. Однако если внешнее состояние груза или его упаковка вызывают сомнение в сохранности груза, то перевозчик вправе сделать в коносаменте соответствующую оговорку. Наличие такой оговорки делают коносамент нечистым. Соответственно его доказательственная база снижается.

На практике может иметь место замена коносамента не оборотными документами. В качестве таковых применяется морская накладная . Однако при её составлении нельзя продать груз, находящийся в процессе морской перевозки.

Среди всех договоров особое значение имеет договор чартера или договор фрахтования судна . Порядок заключения договора фрахтования, а так же его форма устанавливаются транспортными кодексами в стране перевозчика.

В чартере подробно излагаются все условия договора перевозки (в том числе характеристика судна, время и место его подачи, время и место погрузки груза).

Условия чартера становятся обязательными с момента его подписания, а не со времени фактической подачи судна. Таким образом судовладелец будет нести ответственность за неподачу судна или опоздания.

Длительная практика фрахтования позволила выработать обычно-применимые условия чартера. На их основе были созданы так называемые проформы - стандартные формы чартера.

В настоящее время известно более 400 проформ чартера. Все они предназначены для перевозки отдельных видов грузов. Проформы чартеров разрабатываются под эгидой авторитетных морских организаций.

Круг условий, которые обычно содержатся в чартере, довольно широк, но наиболее часто-встречающимися являются следующие:

1) Субститут - право судовладельца заменить поименованное судно другим. При этом новое судно должно иметь сходные эксплуатационные характеристики, но не обязательно должно быть однотипным.

2) Мореходность - означает, что судно должно быть водонепроницаемым и надлежащим образом снаряженным для данного рейса.

3) Безопасный порт - это условие включается, когда в чартере не обозначен конкретный порт доставки груза. В этом случае делается оговорка, что порт должен быть безопасным в силу природных условий

4) Всегда на плаву - это условие означает, что судно ни при каких условиях не должно осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды.

5) Сталийное время - время отводимое на грузовые операции

6) Демередж - плата за простой. Как правило за простой судна судовладельцу должны быть возмещены его затраты на содержание судна во время стоянки.

7) Диспач - если судно будет погружено или разгружено ранее установленного срока, то фрахтователь имеет право на компенсацию его затрат по досрочному завершению грузовых операций.

8) Концеллим - право фрахтователя расторгнуть договор в случае, если судно не пришло в порт погрузки к определенному времени

9) Нотис о готовности судна - прибыв в назначенный порт капитан судна должен заявить о его готовности к грузовым операциям.

10) Прекращение ответственности - указанная оговорка освобождает фрахтователя от ответственности с момента погрузки судна

Если право по рейсорному чартеру связано с определенным периодом времени, то в данном случае заключается договор тайм-чартер. Он может охватывать определенный период времени - от трех месяцев до нескольких лет.

Аренда судна по тайм-чартеру оплачивается авансом вперед за один календарный месяц. В данном случае фрахтователь имеет право использовать все грузовые помещения судна и загружать судно любыми товарами.

В соответствии с этими договорами традиционно оговариваются следующие положения:

  • Судовладелец выплачивает заработную плату и прибавку. Но в случае сверхурочных работ они оплачиваются фрахтователем.
  • Владелец судна оплачивает страхование судна, его текущий ремонт и снабжение продовольствием
  • Фрахтователь оплачивает топливо, портовые и иные расходы, а так же все расходы по грузовым операциям

Время в течение которого судно не эксплуатировалось в следствие аварии или поломки высчитывается из аренды.

За все остальное время простоя фрахтователь платит аренду. Если во время нахождения судна в тайм-чартере оно окажет услуги по спасению, то спасательное вознаграждение распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем.

Ещё одной разновидностью чартера является бергут-чартер . Это договор фрахтования судна без экипажа. В данном случае фрахтователь на определенный период времени нанимает судно. При этом судно предоставляется как плавучее сооружение для торгового мореплавания. По договору бергут-чартера фрахтователь нанимает экипаж самостоятельно - соответственно полностью его контролирует.

В случае оказания спасательных услуг спасательное вознаграждение будет целиком принадлежать фрахтователю.

В сфере морских грузов ответственность перевозчика во многом зависит от действий капитана судна. В целях защиты прав и законных интересов перевозчика.

Основу морского протеста составляет описание обстоятельств происшествия и мер, предпринятых капитаном, по их предотвращению. Морской протест перехватывает время доказывания на сторону, которая утверждает противное.

1) Всякий раз, когда судно попало в погодные условия, которые могут явиться результатом повреждения судна

2) Когда по какой либо причине повреждено судно

3) Когда груз погружен на судно в таком состоянии, что в рейсе возможно ухудшение его качества.

4) Когда в следствие непогоды не было возможности предпринимать необходимые меры по проветриванию скоропортящегося груза

5) Когда имеются какие либо серьезные нарушения условий чартера со стороны фрахтователя

6) Когда грузополучатель не выгружает или не принимает груз

7) Все случаи общих аварий

Морской протест должен быть подан в течение 24 часов с момента прихода судна в порт.

Морской протест заявляется в порту РФ нотариусу или иному должностному лицу, имеющему право совершать нотариальные действия.

В иностранном порту протест заявляется консулу РФ или компетентным должностным лицам иностранного государства.

Договор морской перевозки пассажиров

Предмет такой перевозки - физическое лицо и его багаж.

Перевозочными документами при осуществлении договора морской перевозки являются билет и багажная квитанция.

В билете указываются: порт отправления и порт назначения, наименование и местонахождение перевозчика, имя пассажира (если билет является именным), наименование судна, время отправления судна, размер платы за проезд, место и дата выдачи билета.

Если билет выдан на имя определенного лица, он не может быть передан другому лицу без согласия перевозчика.

Основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и его багажа в порт назначения.

Перевозчик обязан к началу перевозки привезти судно в состояние пригодное к безопасной перевозке пассажиров.

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2 лет без предоставления ему отдельного места. Остальные дети перевозятся по льготному тарифу. Так же пассажир имеет право бесплатно перевозить каютный багаж в пределах установленной нормы.

Пассажир вправе до отхода судна, а так же после начала рейса в любом порту отказаться от договора морской перевозки. Пассажир обязан оплатить свой проезд, а так же соблюдать все правила, установленные на борту судна.

Основным международно-правовым актом в области морской перевозки пассажиров является Афинская Конвенция "О перевозки морем пассажиров и их багажа" (1974г). Положения конвенции распространяются только на морские суда (за исключением судов на воздушной подушке. В соответствии с положениями конвенции перевозчик отвечает за ущерб, причиненный в результате смерти пассажира, нанесения ему телесных повреждений, а так же в результате утраты или повреждения багажа. При этом перевозчик презюмируется виновным, пока не доказано обратное.

Важной проблемой в сфере морских перевозок пассажиров является проблема незаконных пассажиров.

В 1957г в Брюсселе была принята международная Конвенция, относящаяся к безбилетным пассажирам. Согласно её положениям безбилетный пассажир может быть передан властям в первом порту захода судна. При этом капитан судна обязан вручить этим властям подписанное им заявление, в котором должна содержаться вся известная ему инфа о безбилетном пассажире.

Все расходы на содержание такого пассажира, а так же расходы по передаче его государству несет судовладелец. Но при этом у него появляется право регрессного иска к государству, гражданином которого является безбилетный пассажир.

5 мин пропущено...

Достаточно начать такую перевозку. При этом фактического поступления груза на территорию иностранного государства может и не быть.

В соответствии с п13 Постановления Пленума ВС от 11 апреля 1969г к международным железнодорожным перевозкам относятся перевозки с участием железных дорог 2 и более стран на основе международных соглашений и по предусмотренным ими единым перевозочным документам, хотя бы груз и не проследовал через государственную границу.

В настоящее время при перевозке грузов государство Европы и из этих государств действует положение Конвенции о международных ж/д перевозках, принятая в Берне в 1980г. (КОТИФ).

При перевозках грузов между бывшими социалистическими странами, а так же странами юго-восточной Азии действует соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (1951г) - СНГС.

В соответствии с КОТИФ договор перевозки грузов оформляется ж/д накладной. Причем первый экземпляр такой накладной является товаро-распорядительным документом. Накладная составляется в 2 экземплярах: один следует с грузом, а второй остается у грузоотправителя.

Основной обязанностью перевозчика является осуществление безопасной перевозки груза в срок и без потерь.

Грузоотправитель в праве указать в накладной какие платежи за перевозку груза будет производить он, а какие - грузополучатель.

В случае причинения ущерба или утраты груза в процессе перевозки перевозчик обязан составить акт. При отсутствии такого акта грузополучатель теряет право требования к перевозчику.

Ответственность перевозчика за несоблюдение условий перевозки возникает на началах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить эту презумпцию, если представит доказательство того, что убытки возникли в результате обстоятельств, за которые железная дорога не отвечает. К таким обстоятельствам относятся:

1) Собственная вина лица, имеющего право на груз

2) Негативные последствия, вызванные свойствами самого груза

3) Неизбежные обстоятельства

4) Специальные риски, к которым относятся ненадлежащая покупка, перевозка животных, перевозка на открытых платформах.

Если перевозчик докажет, что ущерб вызван именно этими обстоятельствами, то в этом случае он освобождается от ответственности.

В соответствии с КОТИФ предел ответственности перевозчика установлен в специальных единицах (СДР) - условная единица, применяемая странами-членами международного валютного фонда.

За не сохранность груза ответственность устанавливается в 17 СДР на КГ груза. В случае просрочки доставки - предел ответственность перевозчика не более 3-х кратный размер провозной платы. Данные пределы ответственности не устанавливаются, если будет установлен умысел перевозчика на причинение ущерба.

В соответствии с КАТИФ общим сроком исковой давности является 1 год.

СНГС устанавливает, что на его условиях производится перевозка грузов в прямом международном ж/д сообщении. В соглашении специально оговорено, что некоторые перевозки груза осуществляются на основании особых договоров, которые заключаются между заинтересованными ж/д.

Так же соглашение подчеркивает, что особое значение при перевозках грузов имеют специальные правила перевозок. Данные правила являются обязательными для сторон договора перевозки.

В настоящее время действуют правила о перевозке опасных грузов, скоропортящихся грузов, грузов в контейнерах, грузов в сопровождении проводников.

Так же все государства, участвующие в СНГС, признали обязательной специальную служебную инструкцию. Она является обязательной для ж/д и её сотрудников.

Соглашение определяет какие предметы не могут быть допущены к перевозке.

До приема груза к перевозке в соответствии со служебной инструкцией станция отправления обязана проверить допуск тех или иных грузов к перевозке.

К перевозке в прямом международном сообщении не допускаются следующие грузы:

v Предметы, перевозка которых запрещена хотя бы одной из стран, чьи ж/д будут участвовать в перевозке

v Предметы, составляющие монополию почтового ведомства

v Разрывные снаряды, огнестрельные и боевые припасы (кроме охотничьих и спортивных)

v Взрывчатые вещества

v Сжатые или сжиженные под давлением газы

v Самовозгорающиеся вещества и радиоактивные вещества

v Мелкие отправки с массой менее 10 кг в одном месте

v Грузы массой более 1,5 тонн в крытых вагонах с неоткрывающейся крышкой

Договор ж/д перевозки оформляется накладной единого образца. Она состоит из 5 листов (оригинал накладной, дорожная ведомость, дубликат накладной, лист уведомления о прибытии груза).

Первый экземпляр накладной является товаро-распорядительным документом. Докладная предоставляется одновременно с предъявлением груза к перевозке для каждой отправки станции отправления.

Не полностью заполненная или не подписанная отправителем накладная возвращается для устранения недостатков.

Бланки накладной печатаются на языке страны отправления, а так же на одном или двух из рабочих языков договора перевозки.

Договор ж/д перевозки может быть оформлен электронной накладной. При этом под электронной накладной понимается набор данных в электронном виде, который выполняет функции бумажной накладной.

Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приемки станцией отправления груза и накладной.

Прием груза к перевозке удостоверяется наложением на накладную календарного штемпеля.

Перевозка грузов может осуществляться двумя видами скоростей:

1) Большая

Выбранный отправителем вид скорости влияет на срок доставки груза и размер провозных платежей. При большой скорости перевозка осуществляется в количестве 320 км в сутки. Малая скорость - 200 км в сутки.

Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины. Перевозчик несет ответственность за не сохранность груза, если она произошла в следствие обстоятельств, которые перевозчик могу предотвратить. Ответственность перевозчика определена в размере действительной стоимости груза, а при перевозке груза с объявленной ценностью - в пределах такой ценности.

Ж/д освобождается от ответственности за утрату или повреждение груза, если они произошли в следствие следующих обстоятельств:

1) Ненадлежащее качество груза, тары и упаковки при приеме груза к перевозке

2) По вине отправителя или получателя

3) В следствие перевозки на открытом подвижном составе

4) В следствие того, что отправитель сдал к перевозке предметы не допускаемые к перевозке под неправильным, неточным или неполным наименованием.

В следствие неисполнения таможенных или иных административных правил грузоотправителя или грузополучателя.

Ж/Д освобождается от ответственности в случае просрочки доставки в следующих случаях:

v Различного рода стихийные явления, срок действия которых свыше 15 дней

v Обстоятельства, вызвавшие ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны

Международные источники МЧП

1) Международные Договоры.

Наибольший удельный вес их всех международных источников.

Международный договор можно расценивать в качестве источника данной отрасли лишь в том случае, если он содержит правовые нормы, регулирующие отношения между частными лицами . Т.о. международный договор должен распространять свое действие на частноправовую сферу .

Например: Договор о правовой помощи по гражданским уголовным и семейным делам. Если международный договор регулирует публичные отношения, то он не может быть признан источником МЧП.

Значение международных договоров в сфере МЧП заключается в том, что международные договоры являются средством (способом) унификации норм МЧП (достижения единообразия) , т.к. заключающие договор государства в своей правоприменительной практике обязуются исходить из одних и тех же норм , правил, регулирующих определенные области частных отношений.

Классификация международных договоров в области МЧП

В зависимости от числа участников договора:

двусторонние

многосторонние: региональные и универсальные.

Субъектом универсального международного договора может быть любое государство , можно всегда присоединиться . Все универсальные договоры разрабатываются специализированными международными организациями.

Организации :

  • а) Гаагская конференция по МЧП - занимается разработкой текстов в сферах международного гражданского процесса, международного СП и международное наследственное право.
  • б) международный институт по унификации частного права (штаб квартира в Риме) - УНИДРУА - разработка универсальных конвенций по: международному коммерческому арбитражу, международной торговле, международным перевозкам, международному туризму.
  • в) специализированное подразделение ООН - комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРИАЛ)
  • г) международная организация труда (МОТ )
  • д) международная организация гражданской авиации
  • е) всемирная организация интеллектуальной собственности.
  • ж) международная морская организация (ИМО )

Региональные договоры заключаются в рамках определенной региональной общности государств (ЕС, СНГ).

Для сферы МЧП имеет особое значение категории двусторонних договоров :

об установлении двойного налогообложения

о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений (инвестиций)

договоры об оказании правовой помощи по гражданским семейным и уголовным делам

соглашения по вопросам гражданского процесса

консульские конвенции

соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности .

2) Международно-Правовой Обычай

Признается источником МЧП и МПП .

Обычная международно-правовая норма представляет собой единообразное сложившееся в международной практике устойчивое правило, за которым государства признают юридическую силу и которая, в следствие этого имеет юридически обязательный характер для субъектов МЧП .

Международно-правовые обычай - неписаные правила, которые сложились давно, систематически применяются, и отступление от них рассматривается как правонарушение.

Для МЧП характерны правовые обычаи, которые сложились в сфере международной торговли и торгового мореплавания. Существуют такие сферы правового регулирования, где применение правовых обычаев как источников исключается. Обычаи не применяются в сфере вещного права, наследственного права

В РФ обычаи признаются в качестве источников МЧП. Обычаи применяются независимо от их фиксации в каком-либо документе. Учитывается значительная роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических отношений и трудности установления их содержания, а также применяется в силу неписаного характера, специализированные международные организации обобщают и публикуют определенные своды обычаев делового оборота и деловых обыкновений по определенному кругу вопросов . Некоторые такие публикации приобрели популярность и распространение на практике .

Международная торговая палата:

международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов - ИНКОТЕРМС - 1936 года (в ред. 2000 года);

унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1993 года);

унифицированные правила по инкассо (в ред. 1993 года);

унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 года.

В рамках международного морского комитета в 1949 году были подготовлены Йорк-Антвертские права об общей морской аварии, которая действует в ред. 1994 года.

Однако факт создания подобных документов не меняет правовой природы правовых обычаев, сформулированных в них, и не обязывает государства применят в своей деятельности нормы этих кодификаций. Поскольку такого рода своды обычаев представляет собой частную, неофициальную кодификацию обычаев международного делового оборота. Сами по себе эти своды не обладают Существует 2 способа придания таким кодифицированным обычаям юридической силы правовых норм:

1. Как сам документ в целом, так и отдельно сформулированные в нем правила применяются юристдикционными органами государств, если это государство санкционировало обычаи международного оборота и признало за ними юридическую силу. Такое санкционирование осуществляется посредством нормативно правового акта.

Примером санкционирования обычаев международного торгового оборота РФ может служить норма п. 2 ст. 285 КТМ РФ, где предусматривается, что при определении общей аварии, размера общеаварийных убытков и их распределения, применяется привила об общей морской аварии и другие обычаи торгового мореплавания.

В некоторых государствах за ИНКОТЕРМС признается сила нормативно правового акта , в таких случаях он рассматривается как источник национального законодательства. В России ИНКОТЕРМС рассматривается как свод правовых обычаев. Эти унифицированные правила подлежат применению лишь при наличии указания в договоре , что определенное условие или термин понимается в том смысле, как это предусмотрено в соответствующей редакции ИНКОТЕРМС. В таком же порядке применяются принципы международных коммерческих договоров, которые разработаны УНИДРУА и приняты в 95 году. Принципы носят факультативный характер и применяется только в том случае, если на них есть ссылка в договоре.

3) Акты международных организаций, содержащие нормы МЧП

Международные организации выступают чаще всего в качестве субъектов политических отношений, которые регулируются нормами МПП. Но в то же время международные организации могут выступать в качестве субъектов международных неполитических, непубличных правоотношений. В частности, международные организации могут приобретать в собственность определенное имущество , арендовать его , является субъектом наследственного правопреемства и, т.о. совершать акты частно правового характера.

Какие действия в сфере частных отношений могут совершать международная организация? Это вопрос о правоспособности международной организации в частных правоотношениях.

Правоспособность международных организаций в сфере неполитических отношений частного характера определяется нормами, содержащимися в актах самих организаций : регламенты, положения, уставы, правила и т.д.

Эти правовые акты, создаваемые международными организациями, признаются источниками МЧП.

Например: утвержденные в 1975 году ООН «Правила о совершении сделок от имени ООН».

Лучшие статьи по теме