Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Путешествия
  • Понятие иностранного юридического лица в российской федерации. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности юридических лиц за рубежом. Индивидуальный предприниматель. Правовой статус зарубежных юрлиц

Понятие иностранного юридического лица в российской федерации. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности юридических лиц за рубежом. Индивидуальный предприниматель. Правовой статус зарубежных юрлиц

В п.7 ст.3 ГК закреплено: «иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное».

Таким образом, в Казахстане установлен национальный режим для иностранных юридических лиц.

Раньше в Законе об иностранных инвестициях 1994 года для иностранных юридических лиц, выступающих в качестве инвесторов, были закреплены и национальный режим, и режим наибольшего благоприятствования, причем инвестор мог выбрать тот из них, который является наиболее благоприятным.

К сожалению, Закон об иностранных инвестициях был отменен с принятием 8 января 2003 г. Закона Республики Казахстан «Об инвестициях», а в новом законе эта норма не сохранилась. Поэтому Казахстан вынужден применять положения международных договоров, в частности, Договора к Энергетической Хартии, в ст. 10 которого для иностранных инвесторов предусмотрены и национальный режим, и режим наибольшего благоприятствования.

Изъятия из национального режима для иностранных юридических лиц немногочисленны. К одному из таких изъятий можно отнести запрет на приобретение в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения. Такие земли они могут брать только в аренду на срок до 49 лет (п.4 ст.23 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года).

Существует три правовые формы осуществления деятельности иностранных юридических лиц в Казахстане:

  • 1. заключение договоров;
  • 2. через филиалы и представительства;
  • 3. через создание юридических лиц на территории Казахстана.

Допуск иностранных юридических лиц на территорию Казахстана совершенно свободен, не требуется никаких разрешений и согласований. Единственное требование - своевременная и полная уплата налогов у источника выплаты, или через постоянное учреждение (ст. ст. 175-204 Налогового Кодекса РК).

Для удобства своей деятельности на территории Казахстана юридическое лицо может создать филиал или представительство, хотя это совсем не обязательно. Деятельность филиалов и представительств иностранных юридических лиц раньше регулировалась Законом об иностранных инвестициях от 27 декабря 1994 года. Правда, и в этом Законе применялись в основном положения ГК. С отменой Закона об иностранных инвестициях деятельность филиалов и представительств иностранных юридических лиц полностью регулируется гражданским кодексом. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства (п.1 ст.43 ГК).

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее защиту и представительство юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные правовые действия (п. 2 ст. 43 ГК).

Таким образом, представительство осуществляет только юридические действия от имени юридического лица, филиал может совершать и юридические, и производственные функции в зависимости от объема полномочий, которыми его наделило юридическое лицо. Сами филиалы и представительства юридическими лицами не являются.

Регистрация филиалов и представительств производится в общем порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц филиалы и представительства юридических лиц, расположенные на территории Республики Казахстан, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица (ст.3 Закона). При учетной регистрации филиалов и представительств юридических лиц требуется представление положений о филиалах и представительствах, а также копий зарегистрированных учредительных документов создавших их юридических лиц (ст. 6 Закона).

Регистрация филиалов и представительств иностранных юридических лиц производится в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан для регистрации филиалов и представительств юридических лиц Республики Казахстан. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ иностранного юридического лица, подтверждающие, что иностранное юридическое лицо, создающее филиал (представительство), является юридическим лицом по законодательству иностранного государства. Документы иностранного юридического лица, создающего филиал (представительство), представляются с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки (ст.6 Закона).

Создание юридического лица в Республике Казахстан или участие в уставном капитале юридических лиц Республики Казахстан является основной правовой формой осуществления иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности на территории Республики Казахстан.

Раньше в Республике Казахстан существовала довольно четка система определения понятий, связанных с созданием юридических лиц, в Законе об иностранных инвестициях. В ст. 1 Закона давались понятия «иностранное юридическое лицо» - созданное в соответствии с законодательством иностранного государства за пределами Республики Казахстан; и «юридическое лицо Республики Казахстан» - юридическое лицо (в том числе предприятия с иностранным участием), созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан.

Выделялись следующие понятия:

«Предприятие с иностранным участием» - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и выступающее в форме иностранного предприятия или совместного предприятия.

«Иностранное предприятие» - предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, полностью принадлежащее иностранному инвестору.

«Совместное предприятие» - предприятие с иностранным участием, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан на территории Республики Казахстан, в котором часть имущества (акций, долей) принадлежит иностранному инвестору.

Таким образом, предприятие с иностранным участием является национальным юридическим лицом и родовым понятием по отношению к иностранному предприятию и совместному предприятию, которые являются видами предприятия с иностранным участием.

С отменой Закона об иностранных инвестициях Законом Республики Казахстан от 8 января 2003 года все эти понятия перестали легально существовать.

Какие же понятия применяются сейчас в действующем законодательстве? В ст.1114 ГК говорится о юридическом лице с иностранным участием. В новом Законе об инвестициях от 8 января 2003 года сохранилось понятие «юридическое лицо Республики Казахстан» - юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан (подпункт 11) п.1 Закона). Следовательно, ясно, что юридическое лицо с иностранным участием является юридическим лицом Республики Казахстан. Однако легальных определений «иностранное предприятие» и «совместное предприятие» не сохранилось.

В законодательстве применяется ещё ряд понятий, связанных с юридическими лицами. Речь идет, прежде всего, о понятиях «резидент» и «нерезидент».

В соответствии с подпунктом 15) ст.1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле от 13 июня 2005 г. к резидентам относятся все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением на территории Республики Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и за её пределами. Аналогичное понятие закреплено в подпункте 27) ст. 191 бюджетного Кодекса РК от 24 апреля 2004 г.

Свое понятие резидентов дается в Налоговом кодексе. В п.5 ст.176 Налогового кодекса закрепляется, что «резидентами Республики Казахстан в целях настоящего Кодекса признаются также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (фактические органы управления) которых находятся в Республике Казахстан. Местом эффективного управления (фактическим органом управления) признается место осуществления основного управления и принятия стратегических коммерческих решений, необходимых для проведения предпринимательской деятельности юридического лица».

Таким образом, понятие юридических лиц - резидентов различно в разных отраслях законодательства. По валютному законодательству резиденты - это юридические лица РК, причем не все, а только те, что имеют местонахождение на территории РК. То есть применяется доктрина инкорпорации в сочетании с доктринами оседлости и центра эксплуатации.

По налоговому законодательству к резидентам относятся как юридические лица РК (доктрина инкорпорации), так и иностранные юридические лица, органы управления которых находятся в Казахстане (доктрины оседлости и центра эксплуатации).

Регистрация юридических лиц с иностранным участием производится в порядке, установленном для регистрации юридических лиц Республики Казахстан. Кроме документов, предусмотренных этим порядком, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены:

  • - легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки;
  • - копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя - иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки (ст. 6 Закона о государственной регистрации).

На практике нередко вставал вопрос о регистрации на территории Казахстана представительств иностранных организаций, которые не являются юридическими лицами. Правила о регистрации представительств на территории Казахстана не предусматривают такой возможности. Между тем на Западе не редкость такое образование, например, полное товарищество (partnership), которые не являются юридическими лицами, тем не менее выступают в гражданском обороте как полноценные субъекты права.

Для устранения таких противоречий в ГК был специально включен п. 3 ст. 1101 ГК, который гласит:

«Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическим лицом по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация учреждена.

К деятельности таких организаций, если применимым правом является право Республики Казахстан, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства Республики Казахстан или существа обязательства».

Гражданско-правовые понятия, связанные с обособленным функционированием структурных подразделений юридического лица, используются и в других отраслях законодательства, в частности, в Налоговом кодексе. В Налоговом кодексе гражданско-правовые понятия искажаются до неузнаваемости, что, конечно, ни к чему хорошему не приведет.

Подпункт 29) п.1 ст.10 Налогового кодекса гласит: «структурное подразделение юридического лица - филиал, представительство и иное обособленное структурное подразделение». В подпункте 12) п. 1 ст. 10 говорится: «иное обособленное структурное подразделение юридического лица - любое территориально обособленное подразделение юридического лица, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца».

Здесь допущены, как минимум, две грубые ошибки:

  • 1) структурное подразделение юридического лица - это не только обособленное подразделение. Само юридическое лицо состоит из структурных подразделений. Подпункт 12) юридически не верен. Надо было назвать: «Обособленное структурное подразделение юридического лица».
  • 2) Обособленное структурное подразделение по гражданскому кодексу - это только филиал и представительство. Других правовых форм нет. Введение понятия «иное обособленное структурное подразделение» размывает и понятие «филиал» и «представительство».

Кроме того, для нерезидентов, в том числе иностранных юридических лиц, Налоговый кодекс вводит еще понятие «постоянное учреждение».

Иностранные юридические лица приобретают в собственность имущество точно так же как и национальные юридические лица. Единственное ограничение - запрет на приобретение в собственность земель сельскохозяйственного назначения, а также жилищ.

Условия для этого созданы самые благоприятные, недаром все крупнейшие предприятия Казахстана находятся в собственности иностранных юридических лиц.

· Выбранные варианты учета и оценки объектов учета;

· Система регистров бухгалтерского учета;

· Формы бухгалтерской отчетности;

· Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

· Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· Порядок контроля за хозяйственными операциями;

· Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета.

Принятая представительством иностранной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

Учетная политика представительства иностранной организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности иностранной организации на территории РФ, осуществленных непосредственно представительством данной организации(требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Принятая представительством иностранной организации учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Принятая вновь созданным представительством иностранной организации учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации данного представительства на территории РФ.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации

Если представительством иностранной организации был выбран способ ведения бухгалтерского учета в соответствие с российскими стандартами, то рабочий план счетов формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации.

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета
1 2 3
Внеоборотные активы
Основные средства 01 1. Поступление основных средств
2. Выбытие основных средств
Амортизация основных средств 02 1. Поступление нематериальных активов
Нематериальные активы 04 2. Выбытие нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов 05
Вложения во внеоборотные активы 08 1. Приобретение земельных участков
4. Приобретение отдельных объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
Запасы
Материалы 10 1. Сырье и материалы
3. Топливо
6. Прочие материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 1. НДС при приобретении основных средств
2. НДС при приобретении нематериальных активов
3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам
Затраты
Основное производство 20
Общепроизводственные расходы 25
Общехозяйственные расходы 26
Готовая продукция и товары
Выпуск продукции 40
Товары 41 По видам товаров
Готовая продукция 43
Денежные средства
Касса 50 1. Касса в рублях
3. Денежные документы
4. Касса в иностранной валюте
Расчетный счет 51
Валютный счет 52 1. Валютные счета на территории РФ
Специальные счета в банках 55 1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета
Переводы в пути 57 1. Переводы в рублях
2. Переводы в иностранной валюте
Финансовые вложения 58 1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества
Расчеты
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60
Расчеты с покупателями и заказчиками 62
Расчеты по налогам и сборам 68 По видам налогов и сборов
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда 70
Расчеты с подотчетными лицами 71
Расчеты с персоналом по прочим операциям 73 1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по возмещению материального ущерба
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76 1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам
Капитал
Добавочный капитал 83
Целевое финансирование 86
Финансовые результаты
Продажи 90 1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль/убыток от продаж
Прочие расходы и доходы 91 1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов
Недостачи от потери и порчи ценностей 94
Расходы будущих периодов 97 По видам расходов
Доходы будущих периодов 98 1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

2. Безвозмездные поступления

3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленные за прошлые годы

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

Рассмотрим на примере представительства иностранной организации, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории РФ, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных операций, связанных с деятельностью данного представительства.

Пример 1. Представительство иностранной компании осуществляет деятельность в РФ по установлению партнерских отношений между головной компанией и российскими организациями. Данный вид деятельности не приводит к образованию постоянного представительства в России. Все расходы представительство осуществляет за счет финансирования, поступающего от головной компании ежемесячно в сумме 50 000 долларов США.

Предположим, что курс доллара на момент зачисления средств на валютный счет составил 31,01 руб. В последний день того же месяца посредством перечисления с валютного счета представительством был оплачен счет за аренду офисного помещения, выставленный арендодателем за текущий месяц в сумме 35 000 долларов США. Курс доллара на момент оплаты составляет 31,10 руб.

Представительство ведет бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности по российским стандартам, в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для отражения в учете представительства информации о поступлении от головного офиса средств на содержание представительства и расходовании этих средств может использоваться счет 86 «Целевое финансирование» .

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, согласно Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации для этой иностранной валюты по отношению к рублю. Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте, приведенному в Приложении к ПБУ 3/2000, датой совершения банковских операций по валютным счетам считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета в кредитной организации.

Таким образом, получение представительством валютных средств от головного офиса согласно Плану счетов может быть отражено по дебету счета "Валютные счета" в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование» .

При признании расходов по арендной плате их сумма отражается в бухгалтерском учете по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Датой признания расходов в нашем примере является последний день месяца, за который получен счет, т.е. когда выполняются условия, необходимые для признания расходов.

В соответствии с ПБУ 3/2000 пересчет стоимости валютных средств на счетах в кредитных организациях и средств в расчетах производится на дату составления бухгалтерской отчетности и на дату совершения операции в иностранной валюте.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности также должна быть отражена и курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Центрального банка Российской Федерации на дату исполнения обязательств по оплате отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или была пересчитана в последний раз.

Согласно ПБУ 3/2000 курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Хозяйственная операция по начислению арендной платы может быть отражена в учете представительства иностранной организации, не осуществляющего предпринимательской деятельности, по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» .

Согласно п.1 ст.149 НК РФ реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных помещений, предоставленных иностранным организациям, аккредитованным в РФ, в случае, если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и применяется в отношении граждан и юридических лиц РФ, освобождается от обложения НДС.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
На валютный счет поступили средства от головного офиса на содержание представительства согласно выписке банка по валютному счету (50 000 * 31, 01) 52 86 1 550 500
Бухгалтерские записи на последний день отчетного периода
Отражена курсовая разница по счету 86 «Целевое финансирование» (50 000 * (31,10 - 31,01)) 91 86 4 500
Начислена арендная плата за текущий месяц согласно счета за аренду (35 000 * 31,10) 86 60 1 088 500
Отражена курсовая разница по валютному счету (50 000 * (31,10 – 31,01)) 52 91 4 500
Осуществлена выплата аренды за истекший месяц (35 000 * 31,10) 60 52 1 088 500

Организация бухгалтерского учета в российских представительствах иностранных компаний носит специфический характер. Порядок и особенности ведения различных участков бухгалтерского учета будет рассмотрена далее, в последующих статьях.

Ключевые слова

/ определение иностранной организации / дефиниция иностранной компании. / / the definition of a foreign organization / the definition of a foreign company.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Еремина Ю.И.

В статье рассматривается понятие иностранного юридического лица . Актуальность исследования обуславливается следующими соображениями: в современных условиях Россия становится все более привлекательной для привлечения иностранного капитала и зарубежных хозяйствующих субъектов в национальную экономику страны. Однако прежде чем затрагивать тему осуществления предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории России в целом, необходимо определить какие именно организации вообще могут быть квалифицированы как иностранные. В связи с этим целью исследования является формирование единого понятия иностранного юридического лица , поскольку в действующем законодательстве такое определение отсутствуют. Автором анализируется как гражданское, так и специальное законодательство, в котором содержатся разнообразные формулировки исследуемого термина, зависящие от предмета правового регулирования. Данное положение дел нельзя признать правильным, так как современное гражданское законодательство должно оперировать не только критериями определения личного статута и национальности юридических лиц, но и закреплять единую дефиницию иностранного юридического лица. В связи с обозначенной в публикации тенденцией отделения личного закона организации от ее государственной принадлежности, вполне оправданно использовать разные, но не противоречащие друг – другу определения иностранной компании в частноправовых и публично-правовых целях, которые будут характеризовать одно и то же явление, только с разных сторон. В итоге автором формулируется собственное определение иностранного юридического лица, которое может быть использовано в частноправовых отраслях.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Еремина Ю.И.

  • Критерии определения личного закона и национальности юридического лица

    2015 / Еремина Юлия Ирековна
  • Юридические лица в международном частном праве России и Европейского союза

    2017 / Вознесенская Нинель Николаевна
  • Анализ современного положения иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации

    2010 / Долинина Е.
  • Иностранная организация, принимающая участие в строительной деятельности на территории РФ: особенности правового положения

    2016 / Никитин Владимир Валерьевич
  • К вопросу о критериях определения иностранного юридического лица

    2017 / Куркина Юлия Владимировна
  • Особенности правового статуса публично-правовых образований как субъектов гражданского права по аналогии с юридическими лицами

    2014 / Намаев Тимур Фоатович
  • 3. 17. Национальные и международные частноправовые нормы о защите капиталовложений в транснациональных сделках

    2010 / Пулеха Алексей Владимирович
  • Ограничительные меры (реторсии)

    2017 / Агаларова Мария Андреевна
  • Проблемы международного юридического лица

    2014 / Раджабов Махмадьёр Носирович
  • Case Law of European Union and its Impact on the Regulation of Recognizing Legal capacity of Legal persons

    2017 / Касаткина А.С., Рудерман И.Ф.

THE NOTION OF A FOREIGN LEGAL ENTITY

This article is about the problem of . The article is topical because Russia is becoming more attractive for foreign capital and foreign economic entities. However before we start to investigate foreign company business activity in the Russian Federation as a whole, we must determine what kind of organization could be classified as foreign. In this connection the research purpose is to develop a single definition of a foreign legal entity, because there is no such definition in the current Russian civil legislation. The author analyzes both civil law and special law, which contain variety formulations of the term depending on the subject of legal regulation. This situation is incorrect, because modern civil legislation has to operate not only criterions to define the nationality and personal law of a legal entity, but also to fix a single definition of a foreign legal entity. In view of tendency of separation personal law of organization from its nationality, it is normal to use different but not discrepant definitions of a foreign company in private law and public law purposes. They could characterize the same phenomenon but on different sides. As a result the author formed his own definition of a foreign legal entity, which could be used in private law.

Текст научной работы на тему «О понятии иностранного юридического лица»

LAW I Juvenis scientia 2016 № 1

О ПОНЯТИИ ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ю. И. Еремина

Башкирский государственный университет Россия, 450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

В статье рассматривается понятие иностранного юридического лица. Актуальность исследования обуславливается следующими соображениями: в современных условиях Россия становится все более привлекательной для привлечения иностранного капитала и зарубежных хозяйствующих субъектов в национальную экономику страны. Однако прежде чем затрагивать тему осуществления предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории России в целом, необходимо определить какие именно организации вообще могут быть квалифицированы как иностранные. В связи с этим целью исследования является формирование единого понятия иностранного юридического лица, поскольку в действующем законодательстве такое определение отсутствуют. Автором анализируется как гражданское, так и специальное законодательство, в котором содержатся разнообразные формулировки исследуемого термина, зависящие от предмета правового регулирования. Данное положение дел нельзя признать правильным, так как современное гражданское законодательство должно оперировать не только критериями определения личного статута и национальности юридических лиц, но и закреплять единую дефиницию иностранного юридического лица. В связи с обозначенной в публикации тенденцией отделения личного закона организации от ее государственной принадлежности, вполне оправданно использовать разные, но не противоречащие друг - другу определения иностранной компании в частноправовых и публично-правовых целях, которые будут характеризовать одно и то же явление, только с разных сторон. В итоге автором формулируется собственное определение иностранного юридического лица, которое может быть использовано в частноправовых отраслях.

Ключевые слова: понятие иностранного юридического лица, определение иностранной организации, дефиниция иностранной компании.

THE NOTION OF A FOREIGN LEGAL ENTITY

Bashkir State University

32 Zaki Validi St., 450074, Ufa, Russia

This article is about the problem of the notion of a foreign legal entity. The article is topical because Russia is becoming more attractive for foreign capital and foreign economic entities. However before we start to investigate foreign company business activity in the Russian Federation as a whole, we must determine what kind of organization could be classified as foreign. In this connection the research purpose is to develop a single definition of a foreign legal entity, because there is no such definition in the current Russian civil legislation. The author analyzes both civil law and special law, which contain variety formulations of the term depending on the subject of legal regulation. This situation is incorrect, because modern civil legislation has to operate not only criterions to define the nationality and personal law of a legal entity, but also to fix a single definition of a foreign legal entity. In view of tendency of separation personal law of organization from its nationality, it is normal to use different but not discrepant definitions of a foreign company in private law and public law purposes. They could characterize the same phenomenon but on different sides. As a result the authorformed his own definition of a foreign legal entity, which could be used in private law.

Keywords: the notion of a foreign legal entity, the definition of a foreign organization, the definition of a foreign company.

В современных условиях Россия становится все более привлекательной для привлечения иностранного капитала и зарубежных хозяйствующих субъектов в национальную экономику страны. Говоря об осуществлении предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории России, прежде всего, необходимо определить какие именно организации могут быть квалифицированы как иностранные.

Проблема понятия иностранного юридического лица рассматривалась еще в дореволюционный период. К примеру, Г. Ф. Шершеневич утверждал, что иностранным должно быть признано общество, чьи деятельность, правление и имущество находятся за границей , а Л. А. Шалланд считал, что общество является иностранным, если оно было создано за границей и его правление тоже находится за рубежом .

В действующем законодательстве отсутствует единый подход к определению иностранного юридического лица. Как было замечено в юридической литературе, законодателем используются разнообразные понятия в этом плане .

Для начала проанализируем нормы гражданского законодательства, которое хотя и не дает конкретной дефиниции иностранной организации, но содержит критерий установле-

ния ее личного статута - место образования юридического лица (статья 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Иными словами ГК РФ использует жесткую коллизионную привязку к месту создания юридического лица. Стоит учитывать, что согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц проводится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, которое указывается учредителями в их заявлении. Получается, что для признания компании иностранной российский законодатель использует критерий инкорпорации, дополнительно прибегая к критерию формальной (статутарной) оседлости. Напомним, что распространенная в государствах Западной Европы доктрина оседлости относит к иностранным те организации, чей главный административный орган (совет директоров, правление и иные исполнительные органы) локализован на территории иностранной страны. При этом в науке международного частного права различают формальную и реальную (эффективную) оседлость. Первая теория опирается на местонахождение исполнительных органов компании, указанное в уставе; вторая - на фактическое место пребы-

juvenis scientia 2016 № 1 | ПРАВОВЕДЕНИЕ

вания центра управления. Критерий статутарной оседлости, как правило, приводит к тем же последствиям, что и критерий инкорпорации, так как законодательство государств, придерживающихся теории формальной оседлости требует, чтобы место пребывания постоянно действующего административного центра, зафиксированное в учредительных документах, и место государственной регистрации совпадали. Наглядным примером и выступает российское законодательство.

В мае 2014 года из общего правила при определении личного закона юридического лица было сделано одно исключение . Имеющие местонахождение постоянно действующего исполнительного органа в Республике Крым или Севастополе на день принятия этих субъектов в Российскую Федерацию юридические лица были управомочены обратиться с заявлением с требованием о внесении сведений о них в российский государственный реестр. Срок для подачи указанного заявления устанавливался до первого марта 2015 года. Исключением являлись некоторые виды организаций -банки, некредитные финансовые организации, для которых предусматривался иной срок . Обращение организаций с подобным заявлением дало им возможность приобрести права и обязанности российский компаний, но лишь с момента внесения записи о них в государственный реестр юридических лиц. В этом случае личным законом таких организаций провозглашалось право России. В противном случае, изначально учрежденные в иностранном государстве (Украина) юридические лица вправе вести коммерческую деятельность на территории Российской Федерации только после получения статуса филиала или представительства иностранной организации. Таким образом, в описанной выше ситуации, несмотря на изначальное учреждение организации в соответствии с иностранным правопорядком, при выполнении определенных требований и совершении конкретных действий, ее личным законом могло стать российское право.

Проанализируем специальное законодательство Российской Федерации.

Утративший силу Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» признавал иностранными участниками внешнеторговой деятельности (иначе иностранными лицами) юридические лица и организации в иной правовой форме, чья гражданская правоспособность определена по праву иностранного государства, в котором они были учреждены. Ныне действующий Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дает определение иностранного лица, используя отрицательное определение: иностранное лицо - это юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом в соответствии с правом иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Однако по правилам логики, определение не должно быть только отрицательным, поскольку такое определение не раскрывает содержание исходного понятия, а только указывает на то, чем объект не является, не сказав, что он есть на самом деле.

Для целей валютного регулирования используется узкоотраслевое понятие «нерезидент» которое в некотором смысле приходится синонимом словосочетания «иностранное лицо» . Нерезидентом признаются юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, образованные в соответствии с иностранным законодательством и с нахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся на территории России их филиалы, представительства и другие обособленные структурные под-

разделения. Видно, что валютное законодательство применяет в совокупности критерии инкорпорации и оседлости.

Федеральный закон «Об экспортном контроле» устанавливает, что иностранные лица - это юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых должна определяться по праву иностранного государства, в котором они были созданы.

Положение, регулирующее порядок аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, учреждаемых на территории России признает иностранными юридические лица, чья гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они образованы и зарегистрированы.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит определение иностранного инвестора. Им признается, в том числе, иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого должна определяться по праву страны, в которой оно образовано, и которое вправе в соответствии с правовыми нормами указанной страны инвестировать на территорию России.

Стоит учитывать, что если законодатель разрешает иностранным коммерческим структурам осуществлять предпринимательскую деятельность на собственной территории с использованием организационно-правовых форм предприятий, предусмотренных для национальных компаний, он не может зайти слишком далеко и распространить на их деятельность нормы отечественного материального права без определенных ограничений и изъятий. Поэтому он вынужден принимать так называемое «законодательство об иностранных инвестициях», имеющее прямое действие. Получается, что, несмотря на присутствие в составе участников или учредителей иностранного элемента (полное или частичное), личным законом коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в соответствии с российским законодательством, будет признаваться право России. Подобные «осложнения» компании иностранным элементом не меняют ее государственной принадлежности. Если же какое-либо государство придерживается теории контроля, при этих же обстоятельствах решение вопроса о государственной принадлежности приведет ровно к противоположному результату. То есть коммерческая организация с иностранными инвестициями - это хотя и российская организация, но ее правовой статус определяется, прежде всего, специальным законодательством.

Итак, в зависимости от преследуемой цели в различных отраслях законодательства (гражданском, валютном, налоговом и других) приводятся разные определения иностранной организации. На данную ситуацию существуют противоположные точки зрения.

С одной стороны, если каждая отрасль права, более того, каждый нормативно-правовой акт, может иметь свое собственное понятие иностранной организации, обозначаемое одним термином, это приводит к логическому противоречию. Закон тождества в формальной логике гласит, что любая мысль должна быть тождественна сама себе. Тогда выходит, что отрасли права оперируют совершенно разными понятиями, соответственно, обозначаться они должны разными терминами. Но, на наш взгляд, в данном случае правильнее сказать, что наука и законодательство характеризуют различные существенные признаки, ведь юридическое лицо - это многогранное предельно широкое понятие. УДАЛЕНО 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Существует и другая позиция. Так, проблему государ-

LAW I Juvenis scientia 2016 № 1

ственной принадлежности юридических лиц можно трактовать в рамках следующих отраслей права: коллизионного (определяет личный закон компании), административного (вводит определенные запреты и ограничения на занятие конкретной деятельностью для иностранцев) и международного права (перечисляет организации, на которые распространяются условия международного договора или дипломатическая защита). В частности, М. Иссад разделял национальность на два вида: частноправовую, означающую юридическую связь, и публично-правовую, обозначающую связь политическую . А.В Асосков придерживается мнения, согласно которому на сегодняшний день понятие «национальность» юридического лица зачастую используется в неоднородных значениях. Принадлежность организации к определенному государству устанавливает границы действия публично-правовых норм и его международных договоров. Употребление же обозначенного термина в международном частном праве отождествляет его с понятием личного статута (который относится к коллизионно-правовому регулированию и применяется только в частноправовых целях). А значит, нет нужды использовать слово «национальность» в международном частном праве и вносить путаницу в его систему. Ведь организация, которая в частноправовом отношении трактуется как иностранная, с позиции публичного права может признаваться отечественной, если этого требуют интересы государства . Соответственно и определения иностранных организаций могут быть различными в зависимости от сферы применения конкретного закона. Сторонники данного подхода испытывают собственные затруднения. Несмотря на это, в настоящее время активно развивается концепция отделения личного статута юридического лица от его государственной принадлежности. Эта тенденция может быть объяснена следующими причинами: интересы каждого государства (экономические, политические) заставляют тщательно формулировать понятие иностранных хозяйствующих субъектов и критерии их классификации на отечественные и иностранные. Вероятность неподчинения иностранной организации установленным для национальных юридических лиц императивным нормам становится источником бед для законодателя, который преследует цель дать формулировки, рассчитанные на все возможные случаи. Вопросы личного статута компании, применяемого в частноправовой сфере, не имеют огромного политического значения. В целях упрощения работы контрагентов компаний, судов и иных органов государства зачастую позволяют себе закрепить в коллизионном праве жесткие формулы прикрепления, не требующие сложного анализа в каждой конкретной ситуации.

Исходя из изложенного, можно подвести следующие итоги. Законодательство, содержащее упоминание понятий «иностранное юридическое лицо», «иностранная организация», содержит разрозненные определения данных терминов, относящиеся, как правило, к предмету его правового регулирования. Более того, ни один правовой акт полностью не раскрывает содержание понятия. Вместе с тем, при сопоставлении приведенных в исследовании определений можно выделить сходные моменты. Более того, стоит заметить, что и в рамках международного частного права отсутствует единое фопределение иностранного юридического лица. Гражданский кодекс России содержит только критерий для отнесения компании к иностранной. Такое положение дел, на наш взгляд, нельзя признать правильным.

Поэтому, чтобы сформулировать единое понятие иностранного юридического лица в рамках частноправовых

дисциплин, нужно, прежде всего, выявить его существенные признаки.

Во-первых, определять понятие нужно через ближайший род - «образование», «организация». Обратимся к нормам публичных отраслей права. К примеру, Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 11 определяет иностранную организацию как иностранное юридическое лицо, компанию и другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, международную организацию, филиал и представительство иностранного лица и международной организации, созданные на территории России. Таким образом, понятие иностранная организация гораздо шире понятия иностранного юридического лица и включает себя также международные организации, любое корпоративное образование, не обладающее статусом юридического лица, филиалы и представительства.

Во - вторых, в качестве существенного признака следует выделить образование юридического лица в соответствии с иным, нежели российским, правопорядком.

В-третьих, правовое положение, личный статут или по-другому личный закон юридического лица должен определяться исходя из того правопорядка, в соответствии с которым компания была учреждена.

Таким образом, современное гражданское законодательство должно оперировать не только критериями определения личного статута и национальности юридических лиц, но и закреплять единую дефиницию иностранного юридического лица. В связи с наметившейся тенденцией отделения личного закона организаций от их государственной принадлежности, вполне оправданно использовать разные, но не противоречащие друг - другу определения иностранной компании в частноправовых и публично-правовых отраслях, которые будут характеризовать одно и то же явление, только с разных сторон.

Автор считает наиболее приемлемым определение иностранного юридического лица как учрежденную на территории иностранного государства организацию, личным законом которой считается право данного государства. При этом именно личный закон юридического лица компетентен определять: является ли организация вообще юридическим лицом; организационно-правовые формы, в которых она вправе вести свою деятельность; требования к наименованию; содержание правоспособности; внутренние отношения, а также отношения по созданию, ликвидации, реорганизации и правопреемстве юридического лица; механизм приобретения гражданских прав и обязанностей; способность компании отвечать по обязательствам, а также ответственность ее учредителей и участников.

М. Л. Варданян определяет иностранное юридическое лицо как организацию, правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором учреждена или зарегистрирована такая организация . Однако как было описано выше, компетентный правопорядок призван отвечать на множество вопросов, не ограничиваясь только установлением правоспособности организации.

В связи с изложенным, предлагаем внести изменения в часть 1 статьи 1202 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции:

«Иностранное юридическое лицо - это учрежденная на территории иностранного государства организация, личным законом которой считается право данного государства, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении

juverns scientia 2016 № 1 | ПРАВОВЕДЕНИЕ

изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если постоянно действующий исполнительный орган иностранного юридического лица или его основное место деятельности находятся на территории России, при определении личного закона возможно применение российского права» .

ЛИТЕРАТУРА

1. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Казань, 1899. С. 359-360.

2. Шалланд Л.А. Юридическое положение иностранных акционерных обществ в России // Право, 1902. №1. С. 18-19.

3. Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др. / Отв. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С/ 244.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ. Часть третья (с посл. изм. и доп. от 5 марта 2014 г. № 124-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49, ст.4552.

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. №237-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I), ст. 3431.

6. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 19, ст. 2329.

7. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образо-

вании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с посл. изм. и доп. от 29 декабря 2014 г. №20 - ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 12, ст. 1201.

8. Федеральный закон от 13 октября1995 № 157-ФЗ (ред. от 10 февраля 1999 г.) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 42, ст. 3923. (утратил силу).

9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.№ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. №223-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50, ст. 4850.

10. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с посл. изм. и доп. от 29 июня 2015 г. №210-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50, ст. 4859.

11. Варданян М. Л. Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 27.

12. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 30, ст. 3774.

13. Временное положение «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации» (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.).

14. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 5 мая 2014 г. № 106-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 28, ст. 3493.

15. Иссад М. Международное частное право. М., 1989.

16. Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М.: Статут, 2003.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29.12.2015 г. № 396-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №32, ст. 3340.

18. Еремина Ю. И. Критерии определения личного закона и национальности юридического лица // Juvenis scientia. 2015. № 1. С.

В соответствии со статьей 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо.

В соответствии со сложившимся пониманием в части третьей ГК РФ (пункт 2 статьи 1202) предусмотрено, что по праву страны, где учреждена , определяется:

· статус организации в качестве юридического лица;

· организационно-правовая форма юридического лица;

· требования к наименованию юридического лица;

· вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

· порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

· внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

· способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Юридический статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет свое основное местонахождение), и подтверждается документами, выданными компетентными органами этого государства.

Для целей осуществления деятельности за рубежом компании необходимо постоянное присутствие на территории, где расположены ее контрагенты и потенциальные клиенты, где существует наиболее выгодный рынок сбыта производимой компанией продукции. Необходимость такого присутствия приводит к созданию иностранными юридическими лицами своих деловых подразделений на территории других государств, в том числе в России. Создание отделений и их деятельность регулируются нормами внутреннего права государства, где они расположены, однако определенный суверенитет того государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано, распространяется и на его зарубежные отделения.

Статьей 21 Федерального закона от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее Закон №160-ФЗ) определено, что филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица – головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При создании отделения в виде филиала или представительства, решение об этом принимается в соответствии с правоспособностью иностранной организации и регулируется соответствующим территориальным правом. Фактическое создание, регистрация и деятельность такого отделения регулируются российским законодательством, в частности устанавливается порядок аккредитации филиалов и их участие в гражданских правоотношениях от имени создавшего лица.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона №160-ФЗ филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.

Филиалы и представительства иностранной организации действуют на основании положения о филиале и выступают в гражданских отношениях от имени иностранной компании.

В положении о филиале должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 4 Закона №160-ФЗ определено, что филиал иностранного юридического лица, созданный на территории России, выполняет часть функций или все функции от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею, в связи с ведением коммерческой деятельности, на территории России обязательствам.

В соответствии со статьей 55 ГК РФ под филиалом понимается юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (представление интересов юридического лица и осуществление их защиты). ГК РФ устанавливает, что филиалы и представительства наделяются имуществом юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, иностранное юридическое лицо, имеющее филиал или представительство, может нести непосредственную имущественную ответственность по обязательствам, возникающим в связи с коммерческой деятельностью в России, и за счет того имущества, которое передано его филиалам и представительствам.

Филиалы и представительства не являются самостоятельными субъектами гражданских отношений, однако могут участвовать в них на тех же условиях, что и юридические лица. Таким образом, филиал или представительство является составной частью иностранного юридического лица, выступающей в гражданских отношениях с третьими лицами от имени самого юридического лица, создавая для него гражданские права и обязанности.

В связи с этим, обособленное подразделение, выполняющее все функции иностранного юридического лица, будет иметь ту же правоспособность, что и создавшее его юридическое лицо за рубежом, которая будет определяться по законодательству другого государства.

Выделение таких субъектов права, как филиал или представительство, - субъектов, не обладающих самостоятельными правами и обязанностями, обусловлено тем, что они имеют иное местонахождение, так как территориально обособлены от создавшего их юридического лица. Вместе с тем такие подразделения не обособлены от создавшего их лица юридически, так как являются частью его структуры, как внутренней, так и внешней. Усеченный комплекс их полномочий по созданию гражданских прав и обязанностей для юридического лица не делает их отдельными субъектами права, а лишь определяет те виды деятельности, которые иностранная фирма осуществляет через свое подразделение.

Для непосредственного осуществления деятельности иностранное юридическое лицо наделяет руководителя такого подразделения определенными полномочиями. Руководитель филиала или представительства может осуществлять полномочия от имени юридического лица только на основании доверенности даже в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами.

Как было отмечено, филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. При осуществлении регулярной деятельности в Российской Федерации через филиал, представительство или другие отделения, иностранная организация может приобретать статус налогоплательщика по ряду налогов (налог на прибыль, НДС) а также налогового агента (по НДФЛ).

Налогоплательщики – иностранные организации рассматриваются в налоговом законодательстве как особые субъекты права. Это выражается в том, что особенностям налогообложения иностранных юридических лиц посвящен ряд специальных положений законов о различных видах налогов. Особенность налогового статуса иностранных юридических лиц заключается в том, что полномочия государства по взиманию с них налогов регулируются международными налоговыми соглашениями с рядом стран; в национальном законодательстве также существуют специальные нормы, регулирующие особенности исчисления и порядка уплаты налогов, а возможные меры по налоговому контролю и по взысканию налоговых платежей ограничены территорией России и компетенцией налоговых органов. В настоящее время налоговое законодательство идет по пути приспособления налоговых норм к особенностям хозяйственной деятельности иностранных организаций на территории России.

Постановка на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность через свой филиал на территории Российской Федерации, производится в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 7 апреля 2000 года №АП-3-06/124 «Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» (далее Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций).

Налоговый учет является одной из форм налогового контроля. В случае с иностранными организациями он напрямую связан с обязанностями иностранной организации как самостоятельного налогоплательщика и налогового агента. Как правило, в случае, когда иностранная организация не имеет ИНН, на организациях, состоящих на налоговом учете, лежит обязанность по удержанию налога из сумм выплачиваемых ей денежных средств – налога на доходы, НДС. Если же ИНН присвоен, то это означает, что иностранная организация имеет филиал, представительство или иное подразделение и уплачивает все налоги самостоятельно, а также является налоговым агентом наравне с российскими организациями. Поэтому учет иностранной организации в налоговых целях существенно влияет на налоговые права и обязанности организаций, являющихся ее контрагентами по гражданским отношениям.

При постановке на налоговый учет налогоплательщик – иностранная организация сообщает исчерпывающие данные о себе, своей структуре и в том числе о своем местонахождении в России.

В соответствии со статьей 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налогом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме №2401ИМД с указанием ИНН и КПП. Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, в каждом из которых она обязана встать на учет.

Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль в порядке, установленном пунктом 8 статьи 307 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), независимо от наличия обязательств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязательств по уплате налогов.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Организационно-правовые формы, юридический статус, порядок создания и деятельности юридических лиц регулируются корпоративным правом (англо-американская терминология - "право компаний"). В западной доктрине корпоративное право традиционно рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. В праве ЕС соответствующая совокупность норм составляет право хозяйственных обществ.

Сравнительное правоведение позволяет выделить универсальные типовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, имеющие сходные названия и сходные существенные признаки: 1) акционерные общества (АО); 2) общества с ограниченной ответственностью (ООО); 3) товарищества.

Функционирование юридических лиц одного государства на территории другого предполагает экстерриториальное признание их правосубъектности. Правосубъектность иностранных юридических лиц признается на основе национального законодательства и международных договоров. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством данного государства. Например, в Румынии преследующие имущественные цели иностранные юридические лица, законно учрежденные в том государстве, чьими национальными субъектами они являются, признаются в силу закона. Иностранные юридические лица, не преследующие имущественные цели, могут быть признаны с разрешения Правительства Румынии на основании решения судебного органа на условиях взаимности. Такие юридические лица должны быть законно созданы в том государстве, чьими национальными субъектами они являются, их уставные цели не должны противоречить социальному и экономическому строю Румынии (ст. 43 Закона о МЧП). Признанное иностранное юридическое лицо обладает всеми правами, присущими его организационному статусу, за исключением тех, в которых признавшее это лицо государство в силу положений закона ему отказывает (ст. 44). Иностранное юридическое лицо, признанное в Румынии, осуществляет свою деятельность в соответствии с условиями, установленными румынским правом для осуществления деятельности экономического, социального, культурного и иного характера (ст. 45).

Грузинское право утверждает принцип автоматического признания иностранных юридических лиц. Это подразумевает, что для признания юридического лица не является обязательным существование специального акта признания1. Регистрацию филиала (представительства) некоммерческого юридического лица иностранного государства производит соответствующий налоговый орган по месту его нахождения. Законодательство не признает какого-либо запрета в связи с участием иностранного юридического лица при основании юридического лица в Грузии. Однако принцип автоматического признания не может быть применен, если иностранное юридическое лицо своей деятельностью противоречит требованиям ст. 5 "Публичный порядок" Закона о МЧП Грузии, например если организационная структура и порядок деятельности юридического лица противоречат "основным правовым принципам Грузии".

В основном внешнеэкономическая деятельность иностранных юридических лиц подчинена режиму наибольшего благоприятствования. В международных договорах предоставление этого режима часто формулируется как "принцип наиболее благоприятствуемой нации". Комиссия международного права ООН разработала Проект статей "О клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации", где зафиксировано обязательство государства предоставлять лицам других государств режим наибольшего благоприятствования в определенных международными договорами сферах отношений. Иностранцы на территории одного государства должны быть уравнены в правах друг с другом.

В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования в отдельных областях сотрудничества предоставлять национальный режим: в сфере торгового мореплавания, оказании правовой помощи, сфере социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту. Национальный режим предоставляется в области авторского и патентного права. При определении национального режима за основу берется режим деятельности, которым пользуются национальные юридические лица. Национальный режим может быть сформулирован как общий принцип недискриминации или в конкретной формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемой нации. Как режим недискриминации национальный режим сформулирован в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) (1947) применительно к торговле товарами (п. 1 ст. 3).

В законодательстве некоторых государств установлен национальный режим для иностранных юридических лиц: "Иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное" (ст. 1113

ГК Беларуси (1998)). Аналогичные положения закреплены в кодификациях МЧП Азербайджана, Армении, Словакии, Румынии.

Ограничительные условия допуска иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности, согласно которым для иностранных предприятий действуют специальные нормы, присутствуют во всех государствах. В Европе они представлены законодательством о конкуренции. Меры, принимаемые государством по защите конкуренции в области регулирования и контроля над иностранными юридическими лицами, основаны на нормах Хартии экономических прав и обязанностей государств.

В Японии иностранные компании, намеревающиеся осуществлять предпринимательскую деятельность на ее территории, обязаны назначить представителя в Японии и создать контору по месту его жительства или "в другом месте, которое укажет это лицо" (ст. 479 Торгового кодекса (1899)). Иностранная компания обязана обеспечить регистрацию по месту нахождения своей конторы. Иностранная компания обязана произвести регистрацию в соответствии с законодательством, на основании которого она учреждена (т.е. в "материнской" стране), с указанием имени и места жительства своего представителя в Японии.

Иностранные юридические и физические лица осуществляют хозяйственную деятельность на территории другого государства путем создания самостоятельных предприятий. Организационный статус отделения, созданного юридическим лицом в другом государстве, подчиняется национальному закону юридического лица (ст. 41 Закона о МЧП Румынии). Общества и организации, которые не являются юридическими лицами (неперсонифицированные образования), регламентируются правом государства, в котором они зарегистрированы или учреждены (ст. 57 Кодекса МЧП Болгарии).

Филиал (представительство) - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающее интересы создавшего его юридического лица. Филиал (представительство) не является юридическим лицом, не обладает собственной гражданской правосубъектностью, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, выступает от имени и по поручению представляемой организации. Организационный статус филиала подчиняется закону того государства, на территории которого он создан, независимо от закона, применимого к юридическому лицу, образовавшему этот филиал (ст. 41 Закона о МЧП Румынии). Внутренние вопросы, касающиеся созданных по праву Республики Китай органов иностранных юридических лиц, регулируются правом Республики Китай (§15 Закона о МЧП Китая). Данный подход практически является общим - личным законом филиала считается право его местонахождения.

Однако в современном регулировании встречается и другое решение. В Законе о МЧП Азербайджана указано, что право страны места учреждения определяет правоспособность юридического лица, его представительств и филиалов (ст. 13.1), наименование юридического лица (его филиалов и представительств), право на использование и защиту наименования (ст. 14.2). Таким образом, личным законом филиала является право страны места учреждения юридического лица. Иностранное юридическое лицо не может вносить протест по поводу ограничения его полномочий вследствие заключения его органом (филиалом) или представителем сделки, запрещенной по праву страны места заключения сделки (ст. 13.2).

По общему правилу деятельность иностранных юридических лиц регламентируется специальным законодательством - законами об иностранных инвестициях, корпоративным и акционерным правом. Акты кодификации МЧП обычно ограничиваются определением компетентного правопорядка к вопросам общей правосубъектности иностранных компаний. Однако в некоторых странах установлены специальные коллизионные нормы по отдельным аспектам деятельности иностранных юридических лиц. Например, если юридическое лицо совершает сделку при осуществлении собственной коммерческой деятельности, достаточно наличия у него правоспособности для совершения такой сделки в соответствии с правом страны, в которой осуществляется коммерческая деятельность (ст. 18.1 Закона о МЧП Польши). Если юридическое лицо является стороной внедоговорного обязательства, действия или события, повлекшего причинение вреда, то учитывается место нахождения его правления или органа, заменяющего правление, либо место деятельности, связанное с названным действием или событием (ст. 53.2.2 Закона о МЧП Эстонии).

В Венгрии к учредительному договору применяется право места осуществления деятельности, однако учредительный договор об образовании юридического лица регулируется его личным законом (§ 26.2 Указа о МЧП). Если в ценных бумагах выражены права членства, вопрос о возникновении, переходе, прекращении и действительности прав и обязанностей, основанных на этих ценных бумагах, рассматривается по личному закону юридического лица (§27.4).

В Румынии слияние нескольких юридических лиц разной национальности может быть осуществлено в случае, если соблюдаются условия, предусмотренные обоими национальными законами, применимыми к их организационным статусам (ст. 46 Закона о МЧП). Представительство юридического лица, которое прекратило платежи, регулируется правом, применимым к правоотношению, из которого вытекает полномочие на представительство (ст. 47). Эмиссия именных, ордерных акций или акций на предъявителя, а также облигаций подчиняется закону, применимому к организационному статусу юридического лица-эмитента (ст. 57).

В Португалии перенос из одного государства в другое местонахождения юридического лица не прекращает его правосубъектности, если в этом согласуются законы одного и другого местонахождений. Слияние организаций с отличающимися личными законами рассматривается согласно обоим личным законам (п. 3,4 ст. 33 ГК). Аналогичное решение предлагает и законодатель Перу: "Слияние юридических лиц, учрежденных по различным законам, оценивается на основании обоих законов и закона места слияния, если последнее осуществляется в третьей стране" (ст. 2074 ГК). Практическая реализация этих норм (к тому же императивных по своему характеру) способна породить серьезные затруднения: как быть, если материально-правовое регулирование в праве двух (трех) стран является принципиально различным? Императивное требование совпадающего регулирования по двум или трем правопорядкам может быть невыполнимым и привести к непризнанию правосубъектности юридического лица.

В Бельгии перемещение основного предприятия юридического лица из одного государства в другое может иметь место без изменения его регистрации и правосубъектности, если оно производится в соответствии с условиями, по которым право обоих государств это разрешает. Если юридическое лицо перемещает свое основное предприятие на территорию другого государства, право этого другого государства будет применяться в отношении перемещения (ст. 112 Кодекса МЧП).

В Швейцарии охрана наименования и фирмы товарищества, не включенного в швейцарский торговый реестр, осуществляется в соответствии с правом, применимым к недобросовестной конкуренции или к посягательствам на права личности. Охрана наименования и фирмы товарищества, включенного в швейцарский торговый реестр, от посягательств, совершаемых в Швейцарии, осуществляется по швейцарскому праву (ст. 157 Закона о МЧП).

Авторское право иностранного юридического лица в отношении произведения, которое впервые опубликовано или публично распространено во Вьетнаме или которое создано и приобрело объективную форму во Вьетнаме, защищается по законодательству Вьетнама (ст. 836 ГК). Права на промышленную собственность иностранного юридического лица в отношении объектов прав на промышленную собственность, по поводу которых свидетельство о защите было выдано государством Вьетнам, защищаются по законодательству Вьетнама (ст. 837). Передача технологии между вьетнамским юридическим лицом и иностранным юридическим лицом и любая передача технологии из-за рубежа во Вьетнам или из Вьетнама за рубеж должна соответствовать законодательству Вьетнама (ст. 838).

Наиболее интересное регулирование коллизионных вопросов статуса и деятельности иностранных компаний предлагает законодательство Лихтенштейна. Если иностранное объединение прекращается благодаря предпринятой в государстве главного обзаведения мере, нарушающей публичный порядок и нравственность, то последствия прекращения в Лихтенштейне не признаются. Однако обособленное обзаведение в Лихтенштейне при такой официальной ликвидации должно в течение установленного срока организоваться как самостоятельное объединение (ст. 236.6 Закона об изменении регулирования о лицах и обществах). Очень интересная норма, позволяющая сохранить в Лихтенштейне филиалы и представительства иностранных компаний в случае, например, банкротства юридического лица.

Понятие "мера, нарушающая публичный порядок и нравственность" в законодательстве Лихтенштейна не определено. Оговорка о публичном порядке (клаузула об оговорке) в ст. 6 Закона о МЧП устанавливает, что положение иностранного права не применяется, если применение привело бы к результату, не совместимому с основными ценностями лихтенштейнского правопорядка (понятие которых также не определено). В итоге получается чрезвычайно гибкое регулирование, во многих случаях предоставляющее возможность руководству обособленного подразделения утверждать, что головная компания была ликвидирована в результате применения мер, нарушающих публичный порядок и нравственность.

Если в Лихтенштейне нарушается наименование или фирменное обозначение какого-либо внесенного в местный публичный реестр объединения, то его защита производится по местному праву. Если объединение в местный публичный реестр не внесено, то защита его наименования или его фирмы производится по праву, применимому к недобросовестной конкуренции или к защите правосубъектности (ст. 237а Закона об изменении регулирования).

Правоспособность иностранной организации может быть ограничена законом или уставными документами данной организации. При выходе за пределы правоспособности действия организации могут быть признаны не имеющими юридических последствий. Выход за пределы правоспособности юридического лица обозначается термином ultra vires (за пределами полномочий). Доктрина ultra vires была сформулирована в XIX в. в странах общего права. В соответствии с ней компании запрещено вести деятельность, явно не предусмотренную учредительными документами.

Согласно английскому Акту о компаниях (1856) каждая компания обязана включить в свой учредительный договор пункт о целях деятельности, которые определяют правоспособность компании. В связи с правилом ultra vires сформулирована "доктрина конструктивного уведомления" - тот, кто имеет дело с компанией, знает содержание ее учредительных документов. В 1972 г. (вступление Великобритании в Европейское сообщество) в законодательство о компаниях были внесены изменения (правило ultra vires отменено в отношении третьих лиц). Эти нормы закреплены в Законе о компаниях (1985, ред. 2006). В настоящее время общий принцип английского корпоративного права - "юридическая сила действий, совершенных компанией, не может быть оспорена на основании недостаточной правоспособности по причине каких-либо положений, содержащихся в учредительном договоре компании... Если устав не ограничивает явно цели компании, они считаются неограниченными".

Большинство стран континентальной системы права не принимает концепцию ultra vires. Коммерческие организации имеют неограниченную правоспособность, а органы компании имеют все права представлять организацию перед третьими лицами. Полномочия и правоспособность могут быть ограничены учредительными и внутренними документами, но третьих лиц эти ограничения, как правило, не касаются. В 1968 г. принята Первая директива Совета Европейских сообществ, в соответствии с которой компания, оспаривающая свою сделку с третьим лицом, лишена возможности ссылаться на ограничения, заложенные в ее уставе. Директива допускает возможность признания недействительными сделок, выходящих за пределы правоспособности компании (если другая сторона сделки знала об этом).

По Закону о МЧП Грузии (ст. 31), если юридическое лицо участвует в заключении договора, оно не может ссылаться на ограничение тех полномочий по представительству своих органов или представителей, которых не существует в месте деятельности другой стороны, участвующей в договоре, или в стране обычного ее нахождения и о которых такой другой стороне договора не было и не могло быть известно. Таким образом, для определения полномочий юридического лица по представительству приоритет имеют правовые нормы, относящиеся к обстоятельствам конкретного дела: на свою недееспособность по иностранному праву можно ссылаться только тогда, когда другая сторона, участвующая в договоре, при его заключении знала или должна была знать об этом.

Россия относится к странам с континентальной системой права, поэтому в отечественном законодательстве отсутствует доктрина ultra vires. Исключение составляют сделки, совершенные за пределами полномочий директоров, которые могут быть оспорены самой организацией. Это положение делает права третьих лиц гораздо хуже защищенными, чем в Европе. Российские суды в основном придерживаются правила: любой коммерческий контрагент юридического лица "заведомо должен был знать" содержание устава этого юридического лица. Это неписаное правило (подобие "доктрины конструктивного уведомления") противоречит европейским стандартам, устанавливающим, что даже фактическое обладание копией устава не обязательно означает осознания заложенных в нем ограничений.

Деятельность иностранных юридических лиц в России регулируется российским законодательством (гражданским, таможенным, валютным, банковским, налоговым) и международными договорами РФ. Под иностранным лицом понимаются юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Российское лицо - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ.

Коммерческое присутствие - это любая допускаемая законодательством РФ или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории РФ или российского лица на территории иностранного государства. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом.

Иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву.

Положения гражданского законодательства в полной мере применяются к иностранным юридическим лицам на территории РФ (ст. 2 ГК РФ). В соответствии с положениями международных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в России принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностранным юридическим лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования (Соглашение России и Швейцарии о торговле и экономическом сотрудничестве (1994)).

Иностранные юридические лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована (ст. 1214 ГК).

Специфика создания предприятий с иностранными инвестициями определена в законодательстве РФ об иностранных инвестициях. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Для определения правового статуса иностранного юридического лица как инвестора наиболее важным является, что в законодательстве об иностранных инвестициях оно отнесено к иностранным юридическим лицам, т.е. учреждено не по российскому праву. Критерий закона страны инкорпорации, который определяет его гражданскую правоспособность, имеет значение для внешнеэкономической деятельности иностранного лица, но не для регулирования иностранных инвестиций в государстве-реципиенте1.

Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица за исключением особо оговоренных в законе случаев. Может быть установлена государственная монополия на определенные виды предпринимательской деятельности, касающиеся отдельных экспортных и импортных операций. Такую деятельность вправе осуществлять на основе специальной лицензии только государственные унитарные предприятия (федеральные казенные предприятия), по долгам которых Российское государство несет дополнительную ответственность.

Все российские участники внешнеторговой деятельности несут самостоятельную имущественную и юридическую ответственность по своим обязательствам. Субсидиарная ответственность государства возможна только по долгам государственных предприятий.

Общее правило российского законодательства - принцип раздельной ответственности государства и юридических лиц.

Лучшие статьи по теме