Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражном суде Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в арбитражном суде Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов

  • § 4. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам
  • § 5. Понятие, состав и виды субъектов арбитражного процессуального права
  • § 6. Стороны в арбитражном процессе
  • § 7. Представительство в арбитражном процессе
  • § 8. Процессуальные сроки в арбитражном процессе: понятие и виды
  • § 9. Судебные расходы в арбитражном процессе
  • § 10. Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  • § 11. Обеспечительные меры в арбитражном процессе: понятие и виды
  • Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции § 1. Понятие иска в арбитражном процессе, его элементы и виды
  • § 2. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции
  • § 3. Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
  • § 4. Примирительные процедуры в арбитражном суде
  • § 5. Постановление арбитражного суда первой инстанции
  • § 6. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе
  • § 7. Производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение в арбитражном суде
  • § 8. Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном процессе
  • § 9. Упрощенное производство в арбитражном процессе
  • Раздел III. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов § 1. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
  • § 2. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  • § 3. Производство в арбитражном суде в порядке надзора, сущность и стадии
  • § 4. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Органы принудительного исполнения. Стороны в исполнительном производстве
  • § 3. Исполнительный лист арбитражного суда, порядок исполнения
  • Раздел V. Разрешение экономических споров третейским судом § 1. Правовая природа третейского суда
  • § 2. Порядок третейского разбирательства
  • § 3. Принятие решения третейским судом и его исполнение
  • Библиографический список
  • § 6. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, могут обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в арбитражный суд. Дела данной категории рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей.

    Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 202 АПК).

    Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК). Указанные положения применяются и в тех случаях, когда правонарушение совершено привлекаемым к ответственности лицом вне места его нахождения либо места жительства (п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

    Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1 , п.п. 1 , 2 , 10 ч. 2 , ч. 3 ст. 125 , ст. 204 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:

    а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

    б) наименование заявителя, его место нахождения;

    в) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    г) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

    д) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

    е) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    ж) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

    К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 204 АПК).

    При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

    Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10).

    Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, если иной срок не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (ч.ч. 1 , 2 ст. 205 АПК).

    Суду предоставляется право признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 4 ст. 205 АПК).

    По этим делам обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается не на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК РФ), а на административный орган.

    Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).

    Принимая решение по делу о привлечении к административной ответственности, а также о рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд должен проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч.ч. 1 , 3 ст. 4.5 КоАП. Истечение указанных сроков является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

    В случае, когда арбитражный суд при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения или о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), он принимает решение об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа.

    Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей единолично.

    Закон устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Такие дела должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В КоАП не установлено иного срока рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.6 ).

    Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае ходатайства об этом лиц, участвующих в деле, либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.

    Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. В случае неявки этих лиц в судебное заседание судья арбитражного суда вправе наложить на них штраф в порядке и размерах, установленных ч. 4 ст. 205 АПК РФ.

    Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо. Должностное лицо представляет в суд доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд может их истребовать от административного органа (должностного лица) по своей инициативе.

    Арбитражный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности, выясняет в судебном заседании:

    имелось ли событие административного правонарушения;

    имелся ли факт совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

    имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;

    имелись ли полномочия у административного органа, составившего протокол;

    предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;

    имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

    Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

    При этом суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

    По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

    Арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, например, в случае, когда при рассмотрении дела было установлено, что протокол составлен неправильно или неправомочными лицами, представленных материалов недостаточно и их полнота не может быть восполнена при рассмотрении дела.

    В случае принятия решения о привлечении к административной ответственности в его резолютивной части должны содержаться:

    наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

    вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

    Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК).

    В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

    "

    Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражным судам с момента вступления в законную силу КоАП РФ (1 июля 2002 г.).

    Данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

    Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.7, 14.10-14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31-14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.15, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

    2. Заявление о привлечении к административной ответственности

    Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

    Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. Место нахождения организации определяется по месту ее государственной регистрации (ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 54 ГК РФ).

    Место жительства гражданина определяется местом его регистрации (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(167)).

    С учетом правил, изложенных в ст. 29.5 КоАП РФ, в случае совершения административного правонарушения обособленным подразделением юридического лица заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения.

    Общие требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, изложены в ст. 125 АПК РФ.

    Кроме того, в заявлении должны быть указаны:

    Дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    Данные о лице, составившем протокол;

    Данные о лице, в отношении которого составлен протокол;

    Нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    Требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

    К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении, прилагаемые к нему документы, а также доказательства (уведомление и т.п.) направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

    Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение трех суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ). Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения или возвращение заявления.

    Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается судьей к производству, о чем выносится соответствующее определение, копии которого не позднее следующего дня направляются лицам, участвующим в деле.

    Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, необходимо учитывать следующее:

    В определении может быть указано на действия по подготовке к судебному разбирательству, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, а также на время и место проведения судебного разбирательства;

    Извещение участников арбитражного процесса допускается по правилам ст. 121 АПК РФ телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, электронной почтой и т.п. (см. также постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10).

    При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления арбитражный суд возвращает их административному органу - письмом в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

    Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид или размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку арбитражный суд руководствуется общими правилами назначения наказания и не связан требованием административного органа в части вида и размера наказания.

    Арбитражный суд возвращает заявление:

    Если рассмотрение дела в отношении конкретного административного правонарушения ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к компетенции арбитражного суда, - применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае установления данных обстоятельств на стадии рассмотрения дела выносится определение о прекращении производства в арбитражном суде по п. 1 ч. 2 ст. 150 АПК РФ и возвращении протокола административному органу;

    Если при принятии заявления установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, - на основании ст. 29.4 КоАП РФ.

    Выявление указанных обстоятельств в судебном заседании служит основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

    Введение

    Конституцией РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции и системой арбитражных судов РФ. По действующему законодательству рассмотрение споров, связанных с административной ответственностью организаций и предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства. Кроме того, в арбитражный суд могут быть обжалованы акты органов должностных лиц. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений введено в качестве средства судебного контроля в сфере публично-правовых отношений. Административное судопроизводство с точки зрения категорий дел, подведомственных арбитражным судам, постепенно развивается и расширяется. В отличие от АПК РФ 1995 г. законодатель впервые выделил в отдельные главы кодекса положения о порядке рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК РФ. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является должностное лицо. Производство по делам об административных правонарушениях в арбитражном процессе включает в себя две главы: рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Попробуем детально раскрыть особенности рассмотрения каждой из перечисленных категорий дел.

    Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе

    Особенностью рассмотрения в арбитражных судах дел о привлечении к административной ответственности является смешанный процессуально-правовой режим рассмотрения данной категории дел, обязывающий арбитражный суд применять три группы процессуальных норм:

    а) общие правила искового производства (разд. I и II АПК);

    б) правила административного судопроизводства (гл. 25 АПК);

    в) правила производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 и 29 КоАП).

    Разрешение процессуальных коллизий между АПК и КоАП может производиться различными способами в зависимости от характера разрешаемого вопроса, степени его связанности с правилами судопроизводства в арбитражных судах, а также с задачами производства по делам об административных правонарушениях. В тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами. Это касается наименования категорий дел (гл. 25 АПК), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и 211 АПК), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК).

    В то же время, учитывая достаточно схематичное регулирование АПК вопросов рассмотрения дел об административных правонарушениях, арбитражные суды субсидиарно применяют отдельные процессуальные нормы КоАП, восполняющие имеющиеся пробелы АПК либо устанавливающие иные по сравнению с АПК процессуальные правила, когда это позволяет учесть специфику материальных или процессуальных административно-деликтных отношений. Так, например, арбитражные суды непосредственно на основании процессуальных норм КоАП принимают следующие судебные решения:

    О возвращении протокола об административном правонарушении административному органу для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП);

    О принятии заявления прокурора о привлечении лица к административной ответственности (ст. 28.4 и 28.8 КоАП);

    О допуске потерпевшего в судебное заседание и направлении ему копии решения по делу (ст. 25.2, 29.10 КоАП);

    О сроке и порядке предъявления к исполнению судебного решения о привлечении к административной ответственности (ст. 31.3, 31.9 КоАП);

    О досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 32.12 КоАП).

    Также большое значение для разрешения данной категории споров имеют материально-правовые и процессуально-правовые нормы КоАП, регулирующие условия и основания для принятия арбитражным судом тех или иных решений, т.е. регулирующие разрешение административно-деликтных споров по существу Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.В. Яркова). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Инфотропик Медиа", 2011..

    Производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 202 АПК). Тем самым обеспечивается переход дела из административно-юрисдикционного производства в административное судопроизводство, в основе которого лежит исковое производство, а административный орган приобретает процессуальный статус стороны в арбитражном процессе (ст. 45 АПК) Тихонова Е.В. Арбитражный процесс и третейское разбирательство. - Тамбов, "Издательство Першина Р.В.", 2011..

    Устанавливая территориальную подсудность дел о привлечении к административной ответственности, АПК учитывает, с одной стороны, общие правила территориальной подсудности, применяемые в исковом производстве (ст. 35 АПК), а с другой - особенности совершения административных правонарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - данные правонарушения, как правило, совершаются по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя. Если деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя не выходит за пределы одного субъекта РФ, то место совершения правонарушения и место рассмотрения дела арбитражным судом фактически совпадают, что полностью соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.5 КоАП Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.В. Яркова). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Инфотропик Медиа", 2011.. Дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 29.5 КоАП РФ подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года N 10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. N 8..

    Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1, п.п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, ст. 204 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:

    а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

    б) наименование заявителя, его место нахождения;

    в) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    г) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

    д) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

    е) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    ж) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

    К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 204 АПК).

    При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2011..

    Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года N 10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. N 8..

    В заявлении о привлечении к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений, обстоятельства, перечисленные в ч. 2 п. 1 ст. 204 АПК, должны быть изложены применительно к каждому правонарушению По аналогии с толкованием уголовно-процессуального института. См.: О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому права на защиту: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. N 5 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С. 136..

    Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, если КоАП не установлен иной срок. Этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (ч.ч. 1, 2 ст. 205 АПК).

    Иной, чем установленный ч. 1 ст. 205 АПК срок рассмотрения дела предусмотрен ч. 5 ст. 29.6 КоАП - дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. К административным правонарушениям, подведомственным арбитражным судам, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, относятся правонарушения, предусмотренные ст. 9.4, ч. 1 и 3 ст. 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ч. 4 ст. 14.1, ч. 6 ст. 19.5 КоАП. Если при возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном указанными статьями, административный орган применил к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю такую меру обеспечения производства по делу, как временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП), дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде в течение пяти суток с момента фактического прекращения деятельности.

    Суду предоставляется право признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 4 ст. 205 АПК).

    По этим делам обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается не на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК РФ), а на административный орган.

    Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 года N 10 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. N 8..

    Порядок проведения судебного заседания в арбитражных судах также отличается от процедуры, установленной ст. 29.7 КоАП, поскольку в его основе лежит исковое производство и в полном объеме реализуется принцип состязательности. КоАП не устанавливает порядок исследования доказательств, не требует ведения протокола судебного заседания, не предусматривает прений сторон, не содержит норм, обеспечивающих порядок в судебном заседании, не устанавливает порядок окончания рассмотрения дела по существу. Следует также обратить внимание на то, что в судах общей юрисдикции свидетели, эксперт и переводчик предупреждаются об административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 17.9 КоАП), а в арбитражном процессе - об уголовной ответственности Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.В. Яркова). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Инфотропик Медиа", 2011..

    Принимая решение (а не постановление О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2003. N 2.) по делу о привлечении к административной ответственности, а также о рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд должен проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч.ч. 1, 3 ст. 4.5 КоАП. Истечение указанных сроков является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

    В случае, когда арбитражный суд при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения или о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), он принимает решение об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа.

    По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

    Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК). В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Однако и в случае изменения решения суда оно также вступает в законную силу со дня принятия постановления в апелляционном порядке.

    Установив ограничения на обжалование в кассационном порядке решений по делам о привлечении к административной ответственности, связанные с суммами назначенных судом административных штрафов - для юридических лиц - сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, федеральный законодатель оптимизировал судебный контроль за законностью судебных актов по данной категории дел. Тем самым произошло соответствующее конституционным требованиям сближение с институтами судебного оспаривания судебных актов по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, в которых без учета надзорной инстанции возможно однократное оспаривание судебного решения по делу об административном правонарушении.

    Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предоусмотренных КоАП РФ (н-р, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконное использование товарного знака; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и т.д.).

    Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений :

    · органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (должностные лица налоговых органов;

    · антимонопольных органов;

    · таможенных органов и др.

    · Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

    В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, ИП к административной ответственности.

    Заявление о привлечении к административной ответственности подается в течение 3 суток с момента составления протокола по месту нахождения организации или месту жительства ИП, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности либо по месту совершения административного правонарушения, если оно было совершено вне места нахождения ЮЛ или ИП.

    Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны:

    Дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    Данные о лице, составившем протокол;

    Данные о лице, в отношении которого составлен протокол;

    Нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;



    Требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

    К заявлению должны быть приложены протокол об административном правонарушении, прилагаемые к нему документы, а также доказательства (уведомление и т.п.) направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

    Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид или размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку арбитражный суд руководствуется общими правилами назначения наказания и не связан требованием административного органа в части вида и размера наказания.

    Арбитражный суд возвращает заявление:

    Если рассмотрение дела в отношении конкретного административного правонарушения не отнесено к компетенции арбитражного суда.

    Если при принятии заявления установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (это основание для отказа в удовлетворении заявленного требования).

    После поступления заявления вместе с протоколом при соблюдении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству .

    На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:

    Относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП РФ);

    Имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела этим судьей;

    Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела;

    Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);

    Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

    Имеются ли ходатайства и отводы. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и отводов предусмотрен ст. 24.4, 25.13 КоАП РФ.

    Кроме того, судья арбитражного суда:

    1) назначает время и место рассмотрения дела;

    2) определяет круг лиц, участвующих в деле, и вызывает их в заседание.

    3) извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела.

    Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ;

    4) определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Арбитражный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.

    Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

    По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает одно из решений :

    О привлечении к административной ответственности;

    Об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

    При назначении административного наказания необходимо учитывать правила:

    О презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ);

    О действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве (ст. 1.7 КоАП РФ);

    О возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ);

    Об ответственности юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ);

    Об общих правилах назначения административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ). Арбитражный суд не может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции соответствующей статьи КоАП РФ;

    О давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ.

    Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в 10-дневный срок со дня принятия, в кассационную инстанцию - в течение 2 месяцев.

    Копии решения направляются арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а в случае необходимости - вышестоящему в порядке подчинения административному органу. Решение по делу о привлечении к административной ответственности имеет силу исполнительного документа.

    По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах.

    По результатам рассмотрения дела может быть вынесено определение о прекращении производства по делу и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых документов административному органу в случае, если в результате надлежащей квалификации рассмотрение дела не отнесено к подведомственности арбитражного суда.

    Лучшие статьи по теме