Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование жизни и здоровья
  • Как проверяет декларацию по прибыли налоговая. Контроль за правильностью составления декларации по налогу на прибыль (Игонина Т.В.). Если вы продали основное средство, не забудьте показать доход

Как проверяет декларацию по прибыли налоговая. Контроль за правильностью составления декларации по налогу на прибыль (Игонина Т.В.). Если вы продали основное средство, не забудьте показать доход

Законодательством РФ предусмотрено проведение инспекторами Налоговой службы (ФНС) различных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей. Какими именно данные проверки могут быть? Каким образом они проводятся?

Предметом налоговой проверки может быть получение индивидуальным предпринимателем прибыли, которая облагается следующими налогами:

1. По ставке в 13% при общей системе налогообложения ОСН.

В данном случае речь идет о налоге на прибыль в широком смысле. Строго говоря, употребление термина «налог на прибыль» в контексте деятельности ИП не вполне корректно. Данный налог уплачивают организации — по более высокой ставке, однако, также работающие по общей системе налогообложения (поэтому, при определенной доле условности некоторая правовая аналогия здесь уместна).

Ведение бизнеса по ОСН предпринимателем также предполагает уплату им НДС — с получаемой выручки. В общем случае ставка НДС составляет 18%, но в предусмотренных законом случаях может уменьшаться.

2. По ставке в 6% (при учете только выручки) или по ставке 15% (при учете прибыли) — в рамках упрощенной системы или УСН.

В случае, если ИП ведет деятельность по УСН, то НДС ему уплачивать не нужно. Однако, если показатели бизнеса предпринимателя выходят за установленные законом лимиты — например, по выручке или численности штата, то он будет обязан начать работу по ОСН.

3. Начисляемым по ЕНВД — при фиксированных налоговых платежах.

Величина данных платежей не зависит от выручки или прибыли. Поэтому, деятельность ИП на ЕНВД в наименьшей степени попадает под определение облагаемой налогом на прибыль (разве что при самом расширенном толковании данного понятия).

4. Начисляемым по прочим системам налогообложения:

  • ПСН (похожа на ЕНВД — в той части, что ИП на соответствующей системе платит фиксированный налог, но данный платеж рассчитывается по иным принципам);
  • ЕСХН (похожа на УСН — в той части, что предполагает уплату налога по ставке в 6%, но исходя из разницы между доходами и расходами).

Таким образом налог на прибыль ИП (если условиться понимать под этим прибыль в широком смысле) может начисляться по разным принципам, в то время как Налоговая служба (ФНС) может делать приоритетными при проверке соответствующих начислений разные методы.

Так, при проверке налогов, величина которых не зависит от выручки — ЕНВД, ПСН, акцент может делаться на проверке достоверности сведений, отражаемых в декларации, а также, безусловно, на проверке соблюдения ИП сроков подачи данных отчетных документов.

В свою очередь, при проверке налогов, напрямую зависящих от выручки — при системах ОСН, УСН, ЕСХН, налоговики могут уделять повышенное внимание, прежде всего, исчислению предпринимателями корректных платежей в бюджет.

Решение задач, связанных с проверкой налогов на прибыли ИП (по тем или иным основаниям) ФНС осуществляет в рамках налоговых проверок. В чем заключается их специфика?

Рассмотреть ее мы можем, прежде всего, в контексте классификации данных проверок — предусмотренной российским законодательством.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Классификация проверок

Налоговые проверки предпринимателей (как, собственно, и юридических лиц) классифицируются на 2 основные разновидности:

  1. Камеральные.
  2. Выездные.

При этом, в зависимости от поводов для их проведения они могут классифицироваться на плановые и внеплановые. Стоит отметить, что данная классификация определена положениями законодательства, регулирующими проверки не только ФНС, но и других государственных органов. Таким образом, политика Налоговой службы в части инициирования проведения плановых и внеплановых проверок осуществляется по тем же принципам, что и в других государственных структурах.

Изучим подробнее особенности плановых и внеплановых мероприятий.

Плановые и внеплановые проверки ФНС: нюансы

Плановые проверки ФНС проводятся, главным образом, 1 раз в 3 года. При этом, на сайте Налоговой службы заранее — до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором предполагается проведение проверки, должен быть размещен сводный план по проверкам юрлиц и ИП, которые осуществляют виды деятельности, подлежащие государственному регулированию.

В свою очередь, остальные бизнесы проверяются в соответствии с планом, как правило, не ранее, чем по истечении 3 лет после государственной регистрации. А также — каждые последующие 3 года. Еще одно возможное основание для включения ИП в план проверок — начало осуществления предпринимателем видов деятельности, которые предполагают информирование госструктур (как следствие — могут быть предметом проверок).

Внеплановая проверка — мероприятие, о котором предприниматель обычно не уведомляется. Заранее узнать о ее проведении в официальных источниках, как правило, у ИП нет возможности. Вместе с тем, данная проверка не инициируется просто так. У нее должны быть основания — такие как, например:

  1. Неисполнение ИП ранее полученных от ФНС предписаний об устранении нарушений налогового законодательства.
  2. Получение проверяющими органами информации о грубом нарушении ФНС норм законодательства, которое может сопровождаться нанесением вреда гражданскому обществу и окружающей среде. Конечно, в этом случае оснований для, собственно, налоговой проверки может и не выявиться (поскольку крайне маловероятно, что неуплата налогов может привести к указанным последствиям). Однако, привлечение к ИП внимания одних органов может впоследствии сопровождаться интересом и налоговиков — но в рамках действующих правовых механизмов.
  3. Получение инспекторами приказа руководителя ФНС о проведении в отношении ИП внеплановой проверки на основании требования со стороны прокуратуры (которое может быть основано как раз на полученной информации от других государственных органов, осуществлявших проверку деятельности ИП по нарушениям иных правовых норм — не связанных с налогами).

Рассмотрим теперь подробнее специфику камеральных и выездных проверок ФНС.

Камеральные налоговые проверки по прибылям ИП: нюансы

Главная задача Налоговой службы при камеральной проверке — изучение отчетных документов, представленных ИП (главным образом, деклараций) и установление фактов, которые могут отражать:

  • нарушения, допущенные ИП с точки зрения соблюдения сроков подачи отчетных документов в ФНС;
  • возможные ошибки в исчислении сумм, приведении иных показателей в отчетных документах.

В случае, если данные факты не устанавливаются в ходе камеральной проверки, то никаких правовых последствий для деятельности ИП не появляется. Сам предприниматель, как правило, не уведомляется о проведении в отношении его деятельности камеральной проверки, равно как и о том, что с его отчетностью — все в порядке.

Однако, если те или иные факты, отражающие нарушение предпринимателем тех или иных норм налогового законодательства, подтвердятся — ФНС обязательно уведомит его об этом, а также потребует предпринять действия к исправлению выявленных недочетов в формировании налоговой отчетности.

Например — при недоплате или неверном исчислении налога предпринимателю направляется предписание о необходимости, соответственно, доплатить или откорректировать декларируемую сумму дохода.

Предприниматель может выразить несогласие с претензиями в ФНС — подав в установленном порядке жалобу в соответствующее территориальное представительство ведомства или в орган, которому оно подотчетно. Если взаимодействие со структурами ФНС ни к чему не приведет — ИП вправе инициировать судебный иск к ведомству, подготовив, разумеется, необходимые доказательства.

Особенности выездной проверки

Выездная проверка — мероприятие, которое проводится по адресу ведения коммерческой деятельности предпринимателем (но при отсутствии возможности принять инспекторов ФНС предприниматель сам наносит визит в ведомство и осуществляет далее взаимодействие с инспекторами в установленном порядке). Данная процедура инициируется в соответствии с распоряжением руководителя территориального подразделения ФНС.

В отличие от камеральной проверки — о проведении которой ИП может и не догадываться, в отношении выездного мероприятия предприниматель может быть проинформирован, если оно носит плановый характер.

Выездная проверка — достаточно длительная процедура. Она может длиться — при наличии предусмотренных законом оснований, до 6 месяцев (но, как правило, не превышает 2-4). Ее продолжительность зависит, прежде всего, от охвата проверяемых объектов: их перечень может быть как достаточно узким (например, когда осуществляется выездная проверка контрольно-кассовой техники), так и очень широким (когда проверяется вся финансовая документация предпринимателя).

После проведения выездной проверки инспекторы составляют в 2 экземплярах акт, в котором фиксируются результаты их работы. Они могут отражать как отсутствие каких-либо нарушений, так и их обнаружение налоговиками. В отношении данных нарушений ИП может представить обоснованные возражения в установленный законом срок.

Какие действия производит ФНС при проверках?

В рамках проведения проверок ФНС может осуществлять следующие действия:

  1. Истребование различных документов. При этом могут запрашиваться как копии, так и оригиналы документов. ФНС может попросить ИП прислать их, принести или обеспечить доступ к ним при выездной проверке по месту ведения ИП хозяйственной деятельности.
  2. Выемка документов (в некоторых случаях — предметов, находящихся на территории предприятия). Осуществляется в целях выявления, а также подтверждения предполагаемых нарушений предпринимателем норм налогового законодательства.
  3. Осмотр различных объектов. Как правило, к данным объектам относятся офисные и производственные помещения, оборудование, земельные участки и прочие ресурсы, которые могут использоваться ИП в бизнесе.
  4. Проведение экспертизы. Данная экспертиза может проводиться в отношении различных объектов и процессов хозяйственной деятельности — если это необходимо для получения достоверной оценки соблюдения ИП норм налогового законодательства.
  5. Допрос. При этом, может опрашиваться как сам предприниматель, так и иные лица, имеющие отношение к его коммерческой деятельности.

В зависимости от совместимости указанных действий ФНС со спецификой тех или иных проверок по существу (например, маловероятно проведение допроса и экспертизы при камеральной проверке), а также от имеющихся у инспекторов данных о деятельности ИП, указанные действия могут производиться инспекторами в разных сочетаниях.

Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Недавно ФНС России выпустила письмо с контрольными соотношениями для проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (письмо ФНС России от 14 июля 2015 г. № ЕД-4-3/12317@ " "). Письмо предназначено в первую очередь для налоговых инспекторов, принимающих налоговые декларации и проводящих камеральные проверки. Но и налогоплательщики могут самостоятельно им воспользоваться как при заполнении декларации, так и при проверке уже сданной отчетности.

Полный перечень контрольных соотношений можно найти в письме ФНС России, мы же рассмотрим наиболее интересные и полезные из них.

Лист 02 "Расчет налога"

Порядок заполнения большинства строк этого листа уже прописан в декларации: в конце наименования строки в скобках указывается, из какой строки какого листа декларации нужно взять сведения. Но есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Строка 090 "Суммы льгот, предусмотренных законодательством РФ" . Если в этой строке организация отразила сведения по применяемым льготам, то как прописано в письме ФНС России о контрольных соотношениях, налоговые инспекторы обязаны будут запросить документы, подтверждающие право применения льготы. Поскольку на выполнение требования налогового органа организации отводится всего 10 рабочих дней (), то лучше заранее подготовить необходимую документацию.

Строки "Налоговая база для исчисления налога" (стр. 120, 130) и "Ставка налога" (стр. 140-170). Если организация является участником региональных инвестиционных проектов, резидентом особой экономической зоны или субъект федерации, в котором она зарегистрирована, снизил налоговую ставку, зачисляемую в региональный бюджет, то налоговая инспекция уделит внимание порядку заполнения этих строк.

Если налоговая база полностью получена от инвестпроектов, в регионе со сниженной ставкой или в особой экономической зоне (стр. 130 = стр. 120), то ставка налога (стр. 140) складывается из ставки налога в федеральный бюджет (ст. 150) и ставки налога в бюджет субъекта РФ, понизившего ставку (стр. 170). А вот в случае, когда в общей сумме налоговой базы присутствуют и доходы не от инвестдеятельности или полученные в прочих субъектах РФ (то есть стр. 130 < стр. 120), то заполняются только строки 150-170 со ставками в федеральный и региональные бюджеты, а итоговая ставка налога не указывается (стр. 140 остается пустой).

Для организаций-страховщиков предусмотрена и междокументарная проверка некоторых показателей налоговой отчетности с бухгалтерской. Так, сумма доходов от реализации, указанных в строке 010 Листа 02 декларации по прибыли должна быть не меньше суммы полученных страховых премий по страхованию жизни (стр. 1100 формы № 2-страховщик, утв. приказом Минфина России от 27 июля 2012 г. № 109н " ") и заработанных страховых премий по иным видам страхования (стр. 2100 формы № 2-страховщик), указанных в Отчете о прибылях и убытках страховщика (форма № 2-страховщик). Такое правило основывается на порядке учета доходов от реализации, указанном в .

Что касается внереализационных доходов (стр. 020 Листа 02), то они должны быть больше суммы трех составляющих: отраженной в Отчете о прибылях и убытках страховщика суммы изменения страховых резервов по страхованию жизни (стр. 1500 формы № 2-страховщик), изменения иных страховых резервов (стр. 2300 формы № 2-страховщик), а также изменения резервов убытков (стр. 2240 формы № 2-страховщик).

Приложение № 4 к Листу 02 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу"

В соответствии с законодательством уменьшить базу можно либо на всю сумму убытка, либо на ее часть, перенеся оставшуюся часть на следующие налоговые периоды (). Поэтому стоит помнить, что по стр. 150 "Сумма убытка или часть убытка" отражается полученный налогоплательщиком убыток не в полном размере, а только в той сумме, которая не превысит налоговую базу налогового периода. То есть значение стр. 150 не должно превышать значение стр. 140 "Налоговая база за отчетный (налоговый) период".

Если же налоговая база за отчетный период (стр. 140) будет равна нулю, то и сумма убытка, отражаемая по стр. 150, также должна быть нулевой.

Приложение № 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения"

Данное приложение предназначено для расчета и распределения суммы налога между обособленными подразделениями организации. Начать проверку его заполнения лучше со сравнения данных строк этого приложения с информацией, указанной в Листе 02. Так, налоговая база, по стр. 030 Приложения № 5 должна совпадать с налоговой базой, отраженной в стр. 120 Листа 02. А в стр. 031 Приложения № 5 не должны попасть сведения из приложений, заполненных по закрытым обособленным подразделениям (суммируются показатели только тех приложений, у которых в строке "Расчет составлен" не проставлен код "3"). Также сумма долей налоговой базы, указываемых по стр. 040, должна быть равной 100 при сложении показателей по всем обособленным подразделениям, у которых в этом приложении в строке "Расчет составлен" указаны коды "1", "2" и "4".

Если организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), должна равняться сумме налога (стр. 070 Приложения № 5), уменьшенной на выплаченный за границей налог (стр. 090 Приложения № 5), и ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в следующем за отчетным периодом квартале (стр. 120 Приложения № 5) ().

В случае, когда налогоплательщик уплачивает авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, равенство будет другим: сумма налога, исчисленного в бюджеты субъектов РФ (стр. 080 Приложения № 5), равна разнице между суммой налога за предыдущий отчетный период (стр. 070 Приложения № 5) и суммой налога, выплаченной за пределами России и засчитываемой в уплату налога тоже за предыдущий отчетный период (стр. 090 Приложения № 5).

Лист 03 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)" Раздел А. "Расчет налога с доходов в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях, созданных на территории Российской Федерации)

Показатели этого листа можно сравнить с данными Отчета о движении денежных средств (Форма № 4). Так, если значение по строке "на уплату дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)" Формы № 4 (или стр. 3220 Формы № 4-страховщик для организаций-страховщиков) больше нуля, то и сумма строк 110 и 120 (сумма налога начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные периоды и в последний квартал отчетного периода) также должна быть положительной.

Исправление ошибок

Бывает так, что уже после подачи декларации организация замечает неточность или ошибку в отчетности. Чтобы разобраться с последствиями этого, нужно прежде всего понять, является ли она грубой, то есть приводящей к занижению суммы налога, подлежащей уплате, или несущественной – не влияющей на размер уплачиваемого налога. В первом случае организация обязана подать уточненную декларацию (), причем чем быстрее она это сделает, тем лучше. Ведь если успеть исправить ошибку до истечения срока уплаты налога и до того момента, как сама налоговая сообщит об этой ошибке организации, то никакие штрафы, предусмотренные или , платить не придется ().

Если же ошибку нашли уже после истечения срока уплаты налога, но до обнаружения ее налоговым инспектором или до вынесения решения о проведении налоговым органом выездной проверки по этому налогу и за этот период, то организация также может избежать штрафов, если уплатит самостоятельно необходимую сумму налога и соответствующие пени, а затем подаст уточненную декларацию ().

Обращаем внимание, что для освобождения от штрафа обязательно нужно заплатить сумму пеней. Это не раз подчеркивалось как Минфином России, так и судами ( ,). При этом уплатить налог и пени нужно будет до подачи уточненной декларации, поскольку в обратном случае в карточке расчетов с бюджетом автоматически отразится недоимка.

Если же инспекторы уже начали проверку декларации, то при обнаружении грубой ошибки они должны направить налогоплательщику требование о предоставлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в отчетность (). После этого у налогоплательщика будет пять рабочих дней для того, чтобы выполнить требование налоговой инспекции. Если по рассмотрении представленных пояснений и подтверждающих документов налоговики сочтут, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство, то будет составлен акт проверки (). В нем будет указана сама ошибка, обоснование позиции налоговой инспекции, подлежащая уплате сумма налога, а также начисленные пени и штрафы за неуплату полной суммы налога в срок.

Что касается несущественной ошибки, которая не влияет на размер подлежащего уплате в бюджет налога, то она не влечет начисление штрафа вне зависимости от того, когда и кем она была обнаружена. Однако налогоплательщик все же вправе подать уточненную декларацию и в этом случае ().

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) исчерпывающе изложен в ст. 88 НК РФ. Контроль исчисления налога на прибыль осуществляется на основании данных декларации или иных документов, предоставленных организацией или имеющихся в распоряжении Инспекции. Камеральная проверка по налогу на прибыль производится инспектором в рамках должностных обязанностей и не требует издания решения за подписью начальника или заместителя Инспекции.

В процессе мероприятия контроля производится проверка соблюдения сроков подачи отчетности, полноты заполнения, сопоставления показателей. Основными задачами инспекторов служат контроль за правильностью определения базы –доходов, уменьшенных на величину расходов, и налогообложения.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Период проверки не может превышать 3-х месяцев, исчисляемых от даты представления декларации. Наопределение срока окончания не влияет день дачи пояснений или конечная дата для представления отчетности. Камеральные проверки по налогу на прибыль проводятся выборочно и не применяются к каждой представленной декларации.

Продление периода КНП не производится. Исключение составляет случай представления корректирующей данные декларации до дня окончания проверки. Инициируется новая проверка, срок проведения которой устанавливается заново в пределах 3-х месяцев от даты подачи уточненных показателей. Камеральная налоговая проверка может охватывать только период, указанный в декларации.

На процедуру КНП не действует запрет на повторное проведение контроля. При подаче уточненной декларации в любом периоде проверка может быть назначена повторно. В случае обнаружения нарушений, доказательство которых невозможно в силу ограниченных возможностей КНП, инспектором составляется докладная о направлении предприятия на углубленный контроль – выездную проверку (см. →

Ю.С. Шемелева, эксперт АГ «РАДА»

Новые методические рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль утверждены приказом МНС России от 23 апреля 2003 г. № БГ-4-02/9дсп (далее – Рекомендации). Согласно этому документу, налоговики должны проверять налог на прибыль в два этапа.На первом этапе они сопоставят показатели декларации по налогу на прибыль с показателями бухгалтерской отчетности и деклараций по другим налогам (НДС, налога на рекламу, ЕСН).Обратим внимание, что рекомендации разработаны для проверки декларации по налогу на прибыль в редакции приказа МНС от 12 июля 2002 г. № БГ-3-02/358. Если в последующем ее опять изменят, необходимо будет учесть все новые поправки.Второй этап камеральной проверки – экономический анализ декларации. Его цель – выяснить причины роста расходов и снижения доходов фирмы.

Как сопоставить показатели

С декларацией по НДС Если организация считает налог на прибыль по методу начисления, а НДС – по отгрузке, налоговики могут сопоставить выручку, указанную в декларациях по налогу на прибыль с выручкой, отраженной в декларации по НДС (нарастающим итогом).Прежде всего, они проверят выполнение следующего равенства:
Приложение 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль Раздел I декларации по НДС
Строка 010 – строка 011 – строка 013 – строка 015 – строка 017 + строка 020 Приложения 6 к листу 02 = Сумма показателей графы 4 строк 010, 020, 030 и 040 – сумма показателей графы 6 строк 030 и 040 – сумма показателей графы 4 строк 050 и 060 – (графа 4 строки 120 – графа 6 строки 120 + графа 4 строки 130 – графа 6 строки 130) – (графа 4 строки 110 – графа 6 строки 110) – сумма показателей графы 4 строк 070 и 080 – (графа 4 строки 020 + графа 4 строки 030 + графа 4 строки 040 – графа 6 строки 040 + графа 4 строки 050 – графа 6 строки 050 Приложения Е) – (графа 4 строки 060 + графа 4 строки 070 + графа 4 строки 080 – графа 6 строки 080 + графа 4 строки 090 – графа 6 строки 090 Приложения Е) + итоговая строка графы 3 Приложения В + сумма показателей графы 3 строк с кодами 1010804, 1010807, 1010808 Приложения Д

Если налоговики выявят расхождение, они должны выяснить его причину. Для этого они могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля: вызвать организацию в налоговую инспекцию для объяснений, затребовать первичные документы, провести встречные проверки. Но иногда расхождения между декларациями неизбежны. Например, если организация поставляет товары на экспорт и одновременно пользуется освобождением от НДС по статье 145 НК РФ.Кроме того, в методичке рекомендуется проверить еще несколько соотношений:С декларацией по ЕСН Особое внимание налоговики уделяют показателям строки 261 Приложения № 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. Они рекомендуют своим коллегам проверять, насколько обоснованно исключены выплаты работникам из состава расходов, которые уменьшают облагаемую прибыль. Ведь именно такие выплаты не облагаются ЕСН.Кроме того, между налогом на прибыль и ЕСН налоговики проверяют следующее соотношение:

С декларацией по налогу на рекламуМежду декларацией по налогу на прибыль и деклараций по налогу на рекламу тоже должно быть определенное соотношение:С бухгалтерской отчетностью Налоговики должны сопоставить показатели декларации по налогу на прибыль не только с данными других деклараций, но и с показателями бухгалтерской отчетности: формы № 2 и формы № 5.Отметим, что форму № 5 не заполняют малые предприятия, поэтому для них такая проверка ограничится лишь сравнением декларации с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2). Налоговики привели в своих рекомендациях соотношения, которые необходимо проверять в первую очередь:

Расхождения между строкой 090 Приложения № 3 декларации (расходы на оплату труда) и формой № 5 возможны лишь в том случае, если у фирмы есть расходы на оплату труда, которые не уменьшают прибыль в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса. Они отражаются в Приложении № 3 к листу 02 декларации.Кроме того, налоговики предлагают сравнить декларацию по налогу на прибыль с другими показателями бухгалтерской отчетности. Прежде всего, это суммы доходов:

Различаться эти показатели могут лишь в нескольких случаях: – если у фирмы есть операции с ценными бумагами;– если по бартерным операциям или при безвозмездном получении имущества фирма использует в налоговом учете рыночные цены;– если фирма устанавливает свои цены в условных единицах.С точки зрения доходов анализу подлежат и другие показатели декларации:

Отдельное соотношение налоговики разработали и для расходов. Правда, оно может соблюдаться, только если фирма начисляет амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете одинаково:

Внутри декларации по налогу на прибыль Показатели декларации по налогу на прибыль налоговики будут сравнивать не только с другими декларациями, но и между собой. При этом должны соблюдаться следующие соотношения:

Лист 02 декларации по налогу на прибыль соотношение Лист 02 декларации по налогу на прибыль или иные значения
Строка 100 >= 0
Строка 110 >= 0
Строка 120 >= 0
Строка 130 >= 0
Строка 160 >= 0
Строка 170 >= 0
Строка 180 >= Строка 140 – строка 150
Строка 190 >= Строка 140 – строка 150 – строка 160
Строка 200 >= строка 140 – строка 150 – строка 170
Строка 220 <= 6%
Строка 230 <= 16%
Строка 231 < 16%
Строка 240 <= 2%
Экономический анализ В своих Рекомендациях налоговики написали, что экономический анализ необходимо проводить лишь по декларациям основных налогоплательщиков. Поэтому небольших фирм, чьи налоговые платежи не велики, он скорее всего не коснется.Сам анализ заключается в сравнении различных показателей налоговой и бухгалтерской отчетности за текущий период и три предыдущих года. Он базируется на внутренних и внешних источниках информации.По результатам анализа налоговики не могут доначислить фирме налоги и штрафы. Они могут лишь предположить, что у организации есть нарушения в финансово-хозяйственной деятельности и налоговом учете, и назначить выездную проверку.Внутренний анализ На этом этапе налоговики должны сравнить объемы реализации и уровень себестоимости продукции (работ, услуг) и определить их колебания. Для этого они используют внутренние источники информации: данные бухгалтерской и налоговой отчетности, а также пояснения самих организаций.Если расходы и доходы растут или уменьшаются приблизительно одними темпами, налоговики оставят фирму в покое. В противном случае они потребуют объяснений.Поэтому следует заранее продумать, что вы скажете инспектору, так как не все объяснения его устроят. Например, объяснить рост расходов по причине инфляции не получится: налоговики считают, что в этом случае должны возрасти и доходы фирмы.Внешний анализ При анализе декларации налоговики могут прибегнуть к помощи других организаций. Например, запросить информацию о физических объемах потребленных вашей фирмой энергии, газа, воды и т. д. и проанализировать, насколько уровень ее доходов соответствует уровню расходов в физических величинах. Если у фирмы растут расходы на производство 1 единицы продукции, а доходы при этом почти не меняются или снижаются, она должна это обосновать. В противном случае проверяющие посчитают их превышение экономически неоправданным и могут исключить из состава расходов. Но даже если они не пойдут на столь радикальные меры, фирму могут включить в план выездных проверок.Правда, в самой же методичке налоговики указали объяснение, которое может оправдать фирму в их глазах. Так, любые нестыковки в динамике показателей вы можете списать на изменение технологии производства.

В одной небольшой компании с оборотами 10 млн. рублей в месяц произошла следующая ситуация: уволился главный бухгалтер, проработавший всего два месяца, первый из которых был отчетным по НДС и налогу на прибыль. Через две недели после его ухода, приемник получил требование из инспекции о предоставлении документов и объяснений по сданным документам.

Суть претензий ревизоров состояла в том что показатели декларации по налогу на прибыль и отчета по НДС, не вызывавшие нареканий по отдельности, во взаимосвязи делали обе формы отчетности недостоверными. Вот к каким значениям показателей в частности были вопросы (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Из приведенных данных мы видим, что компания заявила два разных объема выручки за один налоговый период, чего в принципе быть не может. Добавлю также, что в форме 2 бухгалтерской отчетности был показан третий объем реализации, но в тот момент претензии ревизоров этого документа не касались.

Инспекторы попросили объяснить подобное недоразумение, либо предоставить все документы, подтверждающие объемы реализации за указанный период. То есть, все акты и счета-фактуры за отчетные даты. Такое требование абсолютно законно, поскольку ревизоры поняли, что в какой-то форме присутствует ошибка, и ее нужно объяснить. А также доплатить налог и штраф за искажение отчетности.

Дальше история развивалась не очень хорошо, новый бухгалтер совершил оплошность и отдал все документы, подтверждающие доход. Таким образом ревизоры получили третий вариант выручки за рассматриваемый отчетный период. Конечно, они пришли с проверкой и компания доплатила сборы, штрафы и пени. Но такая ситуация не возникла бы, если бы новый специалист учета, принимая дела, нашел бы искажения и сдал бы уточненную отчетность. Итак, переходим к сути этого материала, а именно – основным правилам «чтения» итоговой документации.

Нормы Налогового Кодекса становятся все более однозначными, а расходы – понятными, надо только их обосновать. Изложенная в статье методика предварительного определения налогового результата позволяет любому руководителю не ожидать с ужасом 20-го и 28-го чисел месяца после окончания периода, думая, сколько же сборов придется заплатить в бюджет.

Выполнить проверку

В рассказанной истории налоговики в своем требовании сами написали, что они сверяют при проверке деклараций. Значит, составив отчетность, бухгалтер должен внимательно перепроверить объемы выручки, указанные в декларациях за предыдущие периоды. Что должен был сделать новый специалисту учета? Ему нужно было отталкиваться от истинного объема дохода, подгоняя под него уточненную отчетность. Однако просто считать мало – надо понимать, как работает расчет налоговой нагрузки, которую не смог определить опростоволосившийся бухгалтер. Ведь искажения в объемах – это не просто орфографическая ошибка, это просчет неграмотного учетчика, который и увидели ревизоры.

Рассмотрим простой пример и проанализируем, отчего зависит налоговая нагрузка. Итак задача.

Пример

У ООО «Ромашка» выручка по итогам расчетного периода составила 2 000 000 рублей.

а) НДС в размере 2 000 000 * 18% = 360 000 рублей;

б) зарплата + налоги с ФОТ = 1 000 000 рублей;

в) стоимость полученных товаров, работ и услуг от контрагентов-плательщиков НДС = 500 000 рублей + НДС (18%) в размере 90 000 рублей;

г) Стоимость полученных товаров, работ услуг от контрагентов – неплательщиков НДС = 200 000 рублей.

В каком размере заплатит НДС и налог на прибыль ООО «Ромашка»?

НДС рассчитывается как: 360 000 – 90 000 =270 000 рублей.

Налог на прибыль: 2 000 000 – 1 000 000 – 500 000 – 200 000 = 60 000 рублей.

Итого компания оплатит: 270 000 + 90 000 = 360 000 рублей налогов.

Данный пример – достаточно простой, однако суть его состоит в том, что руководитель может, задав три простых вопроса своему главному бухгалтеру, самостоятельно просчитать налоговую нагрузку, а потом проверить специалиста учета, который принесет подписывать декларации по НДС и налогу на прибыль.

Не облагается

Вопрос номер один: сколько расходов, которые не облагаются НДС, понесла компания в истекшем налоговом периоде?

В нашем примере это пункты Б и Г. Если фирма не получала авансовых платежей и сама не принимает НДС к вычету с авансов, то налог на добавленную стоимость рассчитывается следующим образом:

(А+Б+ПРИБЫЛЬ)*18%

Считаем: 1 000 000 + 200 000 + 300 000) * 18 процентов = 270 000 рублей.

Сверим с ответом рассчитанном в решении 360 000 – 90 000 = 270 000.

Вместе с НДС

Вопрос номер два: сколько расходов, облагаемых НДС, понесла компания?

В нашем случае это пункт В. Отняв из выручки Б, В и Г, руководитель получит финансовый результат, умножив который на 20 процентов, он получит сумму налога на прибыль, причитающуюся к уплате в казну.

Сократить выплаты

Вопрос номер три: можно ли что-то сделать, чтобы сократить налоговые выплаты? Отвечая на него, сначала обращу внимание на главный вывод из примера. НДС и налог на прибыль – сборы взаимосвязанные, но взаимосвязь эта прямая: увеличивается НДС к уплате и увеличивается и налог на прибыль.

Для подтверждения тезиса представьте, что в пункте В стоимость услуг равна нулю. Тогда сумма НДС составит 360 000 – 0 = 360 000 рублей.

А база по налогу на прибыль увеличится на 1 000 000 рублей и будет равна 1 300 000 рублей, а сам сбор составит 1 300 000 * 20 процентов = 260 000 рублей.

Повторюсь, я не рассматриваю частные случаи с НДС, который уплачивается с полученных авансов и вычитается из перечисленных.

Налоговые художества

Встречаются умельцы, которые предложат добавить фиктивные услуги, например на 1 000 000 рублей, полученные от организации – плательщика НДС. Тогда размер налога на добавленную стоимость к вычету вырастет на 180 000 рублей (1 000 000 * 18%) и к уплате будет положенно внести 360 000 – 90 000 (из пункта В) – 180 000 = 90 000 рублей.

При этом налог на прибыль не будет уплачиваться вовсе, поскольку финансовый результат станет отрицательным – 300 000 – 1 000 000 = -700 000 рублей.

Есть ли законные способы оптимизации налогообложения? Это не способы, а, скорее, просто соображения, продиктованные здравым смыслом. Главная рекомендация для компаний, старающихся обелиться, состоит в том, что с неплательщиками НДС нужно работать, когда это действительно экономически выгодно.

То есть, в данном случае – зависимость прямая: налог на прибыль уменьшился, уменьшился и НДС к уплате.

А теперь давайте посмотрим на приведенные выше цифры глазами ревизора, у которого наверняка появятся вопросы, и которому потребуются объяснения по поводу правомерности вычетов и самого факта убытка. Ведь налог на прибыль не уплачивается. А у самого бизнеса, похоже, отсутствует деловая цель – извлечение прибыли. Поэтому такой вариант оптимизации лучше отвергнуть.

Чуть менее рискованным способом оптимизации НДС видится вариант, при котором пункты Б и Г из нашего примера замещаются услугами плательщиков НДС на сумму 1 200 000 рублей, тогда сбор в размере 1 200 000 *18 процентов = 216 000 рублей принимается к вычету.

При этом налог на прибыль остается равным 300 000 * 20 процентов = 60 000 рублей, а НДС к уплате составит 360 000 – 216 000 – 90 000 = 54 000 рублей.

Правда, указанную сумму 1 200 000 + 216 000 = 1 416 000 рублей придется «обналичить», чтобы оплатить пункты Б и Г. Но и в этом случае нужно готовиться к претензиям налоговой по поводу фиктивного ФОТ.

Для директора, который решится на подобную оптимизацию, подскажу еще один простой вариант расчета НДС. Это прибыль, умноженная на 18 процентов. То есть 300 000 * 18 процентов = 54 000 рублей. Этот вариант оптимизации боле-менее безопасен для организаций, доля зарплаты в себестоимости продукции которых минимальна.

Об этих способах сокращения налогового бремени смутно догадывается любой руководитель, теперь же он может сам просчитать варианты. Но в любом случае, каждый из приведенных примеров несет под собой риск. И пишу я про них не для того, чтобы вы их применяли на практике, а лучше понимали принципы взаимосвязи сборов.

Делай как я

Есть ли законные способы оптимизации налогообложения? Это не способы, а, скорее, просто соображения, продиктованные здравым смыслом. Главная рекомендация для компаний, старающихся обелиться, состоит в том, что с неплательщиками НДС нужно работать, когда это действительно экономически выгодно. Если в пункте Г нашего примера заменить услугами неплательщика НДС, то мы получим 200 000 * 18 процентов = 36 000 рублей НДС к вычету.

То есть, налицо экономия 36 000рублей по налогу на добавленную стоимость. Но ведь и потратите вы на услуги плательщика НДС тоже на 36 000 больше, а именно 236 000 тысяч рублей. Значит никакой выгоды нет, да и налог на прибыль так же не изменится. А экономия будет достигнута только тогда, когда услуги неплательщика НДС станут дешевле услуг плательщика НДС (за вычетом 18%). В этом случае выгода составит разницу, умноженную на 0,8.

Теория и практика

Нормы Налогового Кодекса становятся все более однозначными, а расходы – понятными, надо только их обосновать. Изложенная в статье методика предварительного определения налогового результата позволяет любому руководителю не ожидать с ужасом 20-го и 28-го чисел месяца после окончания периода, думая, сколько же сборов придется заплатить в бюджет. Теперь вы сами можете спрогнозировать налоговый бюджет по НДС и налогу на прибыль. И будьте осторожнее с оптимизацией!

Лучшие статьи по теме