Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование жизни и здоровья
  • Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом Особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом Особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом

Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

  1. создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
  2. показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
  3. научить распознавать системы органов класса птиц
  4. научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
  5. развитие навыка систематизации понятий

Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)

б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

  1. наличие перьев(легких и прочных)
  2. обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
  3. наличие хвоста, служащего птице рулём
  4. образование цевки, как посадочного устройства
  5. лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

  1. клюв без зубов
  2. быстрое пищеварение
  3. частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала

а) постановка целей урока

Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы

Какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

Где они расположены (грудная, брюшная полость)

Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

Пищеварительная система:

Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии(например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

Какие органы составляют пищеварительную систему?

Работа с фолиями:

Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

Как они туда попадают?

Для чего они нужны?

(роль зубов - перетирают пищу)

В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

Какая пища очень быстро переваривается

(мясо, мякоть сочных плодов)

Ягоды- 10 мин.

Мелкая рыба- 15 мин.

Мышь- 4 часа

Зерно- 12-24 часа

Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

Кровеносная система:

Какие особенности кровеносной

Какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной (обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

(крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

Объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

Какую роль играют большой и малый круги кровообращения

Б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная

большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

артерии- капилляры- органы и ткани

в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом

Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)

в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Нервная система

Рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

(точная координация движения птиц в полёте)

Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся (с использованием вопросов инструктивной карточки)

  1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
  2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
  3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
  1. закрепление
  1. тест - стр. 240 (Пепеляева)
  1. Д/З.: П. 46, записи в тетради

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.

  • Образовательные: при обобщении и закреплении знаний по заданному вопросу, осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность, системность, прочность. Направить внимание учащихся на выявление закономерностей, сущности вопроса.
  • Развиваюшие : способствовать развитию умений выделять существенные признаки, обобщать, делать логические выводы на основе полученных знаний. Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике, развивать память.
  • Воспитательные: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности учащихся, экологическую культуру.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

Ребята, мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц и отметили, что многие их признаки связаны со способностью птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о птицах и систематизируем их. Многие выводы вы сделаете самостоятельно, выполняя задания того раздаточного материала, который вы получили.

(Объявляется тема урока.)

Актуализация знаний.

Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев на курицу, определяете для себя, что это животное принадлежит к Классу Птиц?

(Предполагаемый ответ: перьевой покров – первое, что бросается в глаза.)

Мы подробно рассмотрели строение пера, выполнили лабораторную работу, определил, что перья бывают разными, выполняют разные функции и располагаются на разных частях тела птицы.

1) Задание “Одень птичку”.

На доске вывешивается рисунок курицы без перьевого покрова. Предлагаются разные типы перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске вызывается ученик, прикрепляет перья к соответствующим частям тела птицы, перечисляет функции перьев.

2) Задание “Скелет птицы”.

Вспомните особенности строения костей и скелета птиц. Найдите соответствующую карточку /рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами. Раскрасьте:

  • Позвоночник – синим цветом;
  • Череп – зеленым цветом;
  • Тазовые кости – коричневым цветом;
  • Цевку – желтым цветом;
  • Ключицу – черным цветом;
  • Ребра – оранжевым цветом;
  • Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.

– Чем кости птиц отличаются от костей других позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и крестцового отделов позвоночника сросшиеся?

3) Задание “Строение внутренних органов птицы”.

Класс делится на три группы, например по рядам, каждая группа получает свое задание. Контроль выполнения данного задания осуществляется в паре, путем взаимной проверки.

1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.

4). Задание “Где, чей мозг?”

Выполняется всем классом на раздаточном материале /рисунок №5/

Вопрос для обсуждения данного задания:

Каковы особенности развития головного мозга птиц?

5). Задание “Строение яйца птицы”.

Напишите на указателях раздаточного материала /рисунок №6/ название частей яйца птицы.

Вопросы для обсуждения данного задания:

– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным интервалом, а не друг за другом?

6). Задание “Особенности строения птиц, связанные с полетом”.

Данное задание является итогом проделанной работы. Выполняется на раздаточном материале /рисунок №7/, собирается на проверку и оценивается.

7). Задание “Узнай птицу”.

Данное задание на эрудицию учащихся. В названиях многих растений фигурируют названия животных. Выберите из списка растения с “птичьим названием”.

Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8) воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13) тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка; 18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20) слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23) кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28) волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37) лисохвост тростниковый; 38) змееголовник крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44) мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46) канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54) джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56) ужовник.

3. Подведение итогов

Подвести итог урока, в соответствии с поставленными целями и задачами. Отметить наиболее активных учеников, оценить их работу. Собрать выполненные работы для проверки.

Класс Птицы

Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту»

Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи, анализиро­вать, сравнивать, обобщать, работать с учебни­ком.

Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».

Ход урока:

I . Организационный момент(1-2 минуты).

Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II . Проверка знаний (5-10 минут).

Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.

Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).

1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

1) Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из... вещества.

2) Контурное перо состоит из твердого... и расположенного по бокам....

3) У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – ....

4) Прочную опору для крыльев создает....

5) Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других назем­ных позвоночных...,..., пояс задних конечностей образован …., срос­шимися с...

6) Цевка – это часть....

2. Выберите правильные ответы.

1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2) Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;

б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

4) Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.

5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.

7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

8) Цевка у птиц - результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:

(слайд 7)

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозговой кости черепа.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.

III . Изучение нового материала (25-30 минут).

Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

1) Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функ­ции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочево­го пузыря?

2) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одина­ковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пище­варительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.

4) В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обра­ботка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система.

1) Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2) Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, свя­занные с полетом, в тетрадь.

3) Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

1) Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пре­смыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Используя рис., определите направление движения крови по со­судам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3) Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения.

1) Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.

2) На рис. изображена система органов размножения птиц. Назо­вите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодо­творение у птиц?

3) Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц.

1) Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Ка­кие особенности строения головного мозга птиц указывают на бо­лее высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с ры­бами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведе­ния птиц и уровня организации их нервной системы?

3) Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.

После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устно­му ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).

Система органов

Органы

Функциональная приспособленность

к полету

1. Пищеварительная.

2. Выделительная.

3. Дыхательная.

4. Кровеносная.

5. Нервная.

6. Половая.

Во время ответа ученика 2-й группы преподаватель демонстрирует учащимся работу дыхательной системы птицы, используя для этого модель «Ды­хательный аппарат птиц». При отсутствии данной модели один из участников второй группы объясняет движение воздуха в дыхательной системе по схеме (рис.), увеличенной для демонстрации ее в классе.

Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц свя­заны с приспособлением к полету.

Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выступления групп.

IV . Закрепление изученного материала (3-5 минут).

Выберите правильные ответы:

1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них

челюстей и зубов: (слайд 10)

а) зоб; в) мускульный отдел желудка;

б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник.

2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;

б) легкие; г) трахея.

3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)

а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.

4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся: (слайд 12)

а) передний мозг; г) мозжечок;

б) средний мозг; д) продолговатый мозг.

в) промежуточный мозг;

6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.

7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:

а) у них функционирует только один яичник;

б) это позволяет не увеличивать массу тела;

в) у птиц небольшое число яиц.

Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).

Домашнее задание. Изучить текст учебника, с.212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136-140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца» (слайд 13).

Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.

Пищеварительная система. Челюсти

образуют клюв - орган захвата пищи.

Зубы отсутствуют. В ротовой полости

расположен язык. Секрет,

выделяемый слюнными железами ,

смачивает пищу и облегчает её

движение по пищеводу . У большинства

птиц он имеет расширение - зоб , где

пища подвергается химической

обработке. Во время вывода птенцов

стенка зоба некоторых видов птиц

выделяет питательный секрет –

"молочко", которым выкармливаются

птенцы. Желудок состоит из двух

отделов – железистого ( пища расщепляется под действием ферментов) и мускулистого (механическая обработка пищи). Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку , куда открываются протоки печени и поджелудочной железы . Продвигаясь далее по тонкому кишечнику, она переваривается и всасывается. У растительноядных птиц он длиннее, чем у насекомоядных. Интенсивность пищеварения очень высокая. Непереваренные остатки пищи поступают в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. Быстрое переваривание пищи и быстрое опорожнение кишечника избавляют птиц от избыточной массы.

Дыхательная система . Через ноздри

воздух поступает в носовую полость,

глотку, гортань, трахею, в нижней

аппарат птиц. Трахея разделяется на

два бронха , которые, входя в лёгкие ,

ветвятся на 15-20 вторичных бронхов .

Лёгкие птиц - не мешки, как у

земноводных или пресмыкающихся, а

губчатые тела с большой дыхательной

поверхностью. Часть вторичных

бронхов проходит в воздушные мешки.

Акт дыхания в покое осуществляется за

счёт сужения и расширения грудной

клетки. При вдохе грудина опускается,

при выдохе - поднимается. При полёте вентиляция легких осуществляется с помощью воздушных мешков. При подъёме крыльев мешки растягиваются и воздух частично поступает в лёгкие, где происходит газообмен, а частично в воздушные мешки. В них окисления крови не происходит. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в лёгкие, где снова происходит окисление крови. Таким образом, в полете газообмен у птиц происходит и на вдохе и на выдохе. Такой механизм получил название двойного дыхания . Помимо участия в газообмене, воздушные мешки предохраняют организм при большой мышечной работе от перегрева, отводя с выдыхаемым воздухом избыток тепла.

Кровеносная система птиц характеризуется полным разделением артериального и венозного токов крови в связи с формированием четырёхкамерного сердца , состоящего из двух предсердий и двух желудочков. Как и у всех наземных позвоночных - два круга кровообращения. Венозная кровь из правого желудочка поступает по лёгочным артериям в лёгкие и окисляется. Артериальная кровь по лёгочным венам поступает в левое предсердие. Это малый круг кровообращения . Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Из него берёт начало только одна, правая дуга аорты, несущая артериальную кровь к органам. Венозная кровь собирается в парные передние и непарную заднюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. У птиц высокая скорость кровотока. Это, наряду с высокой кислородной ёмкостью крови, а также интенсивным газообменом в лёгких, позволяет осуществлять эффективное насыщение тканей организма кислородом. Благодаря этому птицы способны поддерживать постоянную температуру тела.

Органы выделения - парные почки. От каждой почки отходит мочеточник , открывающийся в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует .

Нервная система отличается большим, чем у пресмыкающихся, размером головного мозга. Полушария крупные, доли среднего мозга хорошо развиты, мозжечок - большой, От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Лучшие статьи по теме