Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом
Цели:
- создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
- показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
- научить распознавать системы органов класса птиц
- научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
- развитие навыка систематизации понятий
Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки
Ход урока:
Орг. Момент.
- а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)
б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют
- наличие перьев(легких и прочных)
- обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
- наличие хвоста, служащего птице рулём
- образование цевки, как посадочного устройства
- лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)
Добавление учителя:
- клюв без зубов
- быстрое пищеварение
- частое удаление непереваренных остатков из организма
2. Изучение нового материала
а) постановка целей урока
Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список
б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы
Какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные
Где они расположены (грудная, брюшная полость)
Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.
Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей
Пищеварительная система:
Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»
Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии(например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)
Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма
Какие органы составляют пищеварительную систему?
Работа с фолиями:
Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.
Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.
Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками
Как они туда попадают?
Для чего они нужны?
(роль зубов - перетирают пищу)
В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро
Какая пища очень быстро переваривается
(мясо, мякоть сочных плодов)
Ягоды- 10 мин.
Мелкая рыба- 15 мин.
Мышь- 4 часа
Зерно- 12-24 часа
Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее
Кровеносная система:
Какие особенности кровеносной
Какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной (обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке
(крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)
Объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые
Какую роль играют большой и малый круги кровообращения
Б) рассказ учителя с демонстрацией фолий
в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная
большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности
артерии- капилляры- органы и ткани
в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом
Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения
малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)
в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется
от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.
Нервная система
Рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися
(точная координация движения птиц в полёте)
Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)
Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга
Дыхательная система
В) самостоятельная работа уч-ся (с использованием вопросов инструктивной карточки)
- рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
- запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
- как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
- закрепление
- тест - стр. 240 (Пепеляева)
- Д/З.: П. 46, записи в тетради
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о внешнем и внутреннем строении птиц.
- Образовательные: при обобщении и закреплении знаний по заданному вопросу, осуществить выполнение главных требований к овладению знаний: полноту. Глубину, осознанность, системность, прочность. Направить внимание учащихся на выявление закономерностей, сущности вопроса.
- Развиваюшие : способствовать развитию умений выделять существенные признаки, обобщать, делать логические выводы на основе полученных знаний. Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике, развивать память.
- Воспитательные: воспитывать культуру труда, коммуникативные способности учащихся, экологическую культуру.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Основная часть урока
Ребята, мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц и отметили, что многие их признаки связаны со способностью птиц к полету. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о птицах и систематизируем их. Многие выводы вы сделаете самостоятельно, выполняя задания того раздаточного материала, который вы получили.
(Объявляется тема урока.)
Актуализация знаний.
Ребята, есть очень расхожая фраза, “что курица не птица”. Вы с этим согласны? Как вы, посмотрев на курицу, определяете для себя, что это животное принадлежит к Классу Птиц?
(Предполагаемый ответ: перьевой покров – первое, что бросается в глаза.)
Мы подробно рассмотрели строение пера, выполнили лабораторную работу, определил, что перья бывают разными, выполняют разные функции и располагаются на разных частях тела птицы.
1) Задание “Одень птичку”.
На доске вывешивается рисунок курицы без перьевого покрова. Предлагаются разные типы перьев. Необходимо на скотч прикрепить к рисунку перья, поясняя свой выбор. Для этого к доске вызывается ученик, прикрепляет перья к соответствующим частям тела птицы, перечисляет функции перьев.
2) Задание “Скелет птицы”.
Вспомните особенности строения костей и скелета птиц. Найдите соответствующую карточку /рисунок №1/. Вооружимся цветными карандашами. Раскрасьте:
- Позвоночник – синим цветом;
- Череп – зеленым цветом;
- Тазовые кости – коричневым цветом;
- Цевку – желтым цветом;
- Ключицу – черным цветом;
- Ребра – оранжевым цветом;
- Вороньи кости и лопатки – фиолетовым цветом.
– Чем кости птиц отличаются от костей других
позвоночных животных? Что это дает птицам?
– Перечислите отделы крыла. Сколько пальцев
осталось на кисти птиц? Почему?
– Перечислите отделы нижней конечности. Сколько
пальцев имеет стопа?
– Почему грудина птиц имеет мощный гребневидный
вырост – киль?
– Почему позвонки грудного, поясничного и
крестцового отделов позвоночника сросшиеся?
3) Задание “Строение внутренних органов птицы”.
Класс делится на три группы, например по рядам, каждая группа получает свое задание. Контроль выполнения данного задания осуществляется в паре, путем взаимной проверки.
1 группа – пищеварительная система /рисунок №2/;
2 группа – кровеносная система /рисунок №3/;
3 группа – дыхательная система /рисунок №4/.
4). Задание “Где, чей мозг?”
Выполняется всем классом на раздаточном материале /рисунок №5/
Вопрос для обсуждения данного задания:
Каковы особенности развития головного мозга птиц?
5). Задание “Строение яйца птицы”.
Напишите на указателях раздаточного материала /рисунок №6/ название частей яйца птицы.
Вопросы для обсуждения данного задания:
– Сколько яичников и яйцеводов имеет самка
птиц?
– Почему редуцирован один из яичников?
– Почему птица откладывает яйца с определенным
интервалом, а не друг за другом?
6). Задание “Особенности строения птиц, связанные с полетом”.
Данное задание является итогом проделанной работы. Выполняется на раздаточном материале /рисунок №7/, собирается на проверку и оценивается.
7). Задание “Узнай птицу”.
Данное задание на эрудицию учащихся. В названиях многих растений фигурируют названия животных. Выберите из списка растения с “птичьим названием”.
Список растений: 1) волчье лыко; 2) львиный зев; 3) медвежье ушко; 4) кукушкин лен; 5) гусиный луг; 6) зубровка душистая; 7) лисий виноград; 8) воробьиная греча; 9) кукушкины слезки; 10) медвежий орех; 11) вороний глаз; 12) рябчик русский; 13) тигровый касатик; 14) пантерный мухомор; 15) гусиная лапка; 16) воробьиный щавель; 17) верблюжья колючка; 18) медвежий дудник; 19) страусник обыкновенный; 20) слоновий очиток; 21) заячья капуста; 22) козья ива; 23) кошачьи лапки; 24) мышиный горошек; 25) ястребинка волосистая; 26) кошачий щавель; 27) медвежий луг; 28) волчеягодник низкий; 29) маралий корень; 30) конский каштан; 31) орляк обыкновенный; 32) козлятник лекарственный; 33) ослинник душистый; 34) конский щавель; 35) клоповый тимьян; 36) щучка дернистая; 37) лисохвост тростниковый; 38) змееголовник крупноцветный; 39) мышатник; 40) баранец обыкновенный; 41) собачья фиалка; 42) коровяк скипетровидный; 43) котовниковый душевник; 44) мышиный гиацинт; 45) голубиный горох; 46) канареечник; 47) собачий пырейник; 48) козлиный ремнелистник; 49) клоповник Мейера; 50) горец змеиный; 51) птичья вишня; 52) боярышник петушья шпора; 53) вероника-петуший гребень; 54) джузгун-голова медузы; 55) копытень европейский; 56) ужовник.
3. Подведение итогов
Подвести итог урока, в соответствии с поставленными целями и задачами. Отметить наиболее активных учеников, оценить их работу. Собрать выполненные работы для проверки.
Класс Птицы
Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту»
Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником.
Оборудование: таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».
Ход урока:
I . Организационный момент(1-2 минуты).
Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).
II . Проверка знаний (5-10 минут).
Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).
1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.
Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).
1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:
1) Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из... вещества.
2) Контурное перо состоит из твердого... и расположенного по бокам....
3) У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – ....
4) Прочную опору для крыльев создает....
5) Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных...,..., пояс задних конечностей образован …., сросшимися с...
6) Цевка – это часть....
2. Выберите правильные ответы.
1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)
а) приспособились к полету;
б) имеют перьевой покров тела;
в) откладывают яйца с известковой скорлупой.
2) Крылья поднимают:
а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;
б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);
в) большие грудные и подключичные мышцы.
3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)
а) длины тел позвонков;
б) количества позвонков;
в) количества позвонков и длины их тел.
4) Пояс передних конечностей у птиц образован:
а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;
б) двумя ключицами и двумя лопатками;
в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.
5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)
а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;
б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;
в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:
а) трех пальцев; б) двух пальцев; в) одного пальца.
7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)
а) способствует рассеканию воздуха при полете;
б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;
в) не имеет значения, как приспособление к полету.
8) Цевка у птиц - результат приспособления к:
а) поднятию туловища над землей;
б) смягчению при приземлении;
в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:
(слайд 7)
а) отсутствие зубов;
б) срастание нескольких отделов позвоночника;
в) большой объем мозговой кости черепа.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.
III . Изучение нового материала (25-30 минут).
Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).
I группа. Пищеварительная и выделительная системы.
1) Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
2) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.
4) В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?
II группа. Дыхательная система.
1) Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
2) Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
3) Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.
III группа. Кровеносная система, обмен веществ.
1) Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2) Используя рис., определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
3) Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?
IV группа. Система органов размножения.
1) Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.
2) На рис. изображена система органов размножения птиц. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворение у птиц?
3) Выберите правильные утверждения:
а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревает сразу много яиц.
в) Собственно яйцом считается желток.
г) Оплодотворение у птиц наружное.
V группа. Нервная система птиц.
1) Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
3) Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:
б) высиживание птенцов; г) цыплята клюют все подряд.
После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).
Система органов | Органы | Функциональная приспособленность к полету |
1. Пищеварительная. 2. Выделительная. 3. Дыхательная. 4. Кровеносная. 5. Нервная. 6. Половая. |
Во время ответа ученика 2-й группы преподаватель демонстрирует учащимся работу дыхательной системы птицы, используя для этого модель «Дыхательный аппарат птиц». При отсутствии данной модели один из участников второй группы объясняет движение воздуха в дыхательной системе по схеме (рис.), увеличенной для демонстрации ее в классе.
Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связаны с приспособлением к полету.
Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выступления групп.
IV . Закрепление изученного материала (3-5 минут).
Выберите правильные ответы:
1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них
челюстей и зубов: (слайд 10)
а) зоб; в) мускульный отдел желудка;
б) железистый отдел желудка; г) тонкий кишечник.
2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:
а) передние воздушные мешки; в) задние воздушные мешки;
б) легкие; г) трахея.
3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.
4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе
а) с необходимостью облегчения тела;
б) с интенсивным обменом веществ;
в) с особенностями продуктов выделения.
5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся: (слайд 12)
а) передний мозг; г) мозжечок;
б) средний мозг; д) продолговатый мозг.
в) промежуточный мозг;
6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:
а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.
7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:
а) у них функционирует только один яичник;
б) это позволяет не увеличивать массу тела;
в) у птиц небольшое число яиц.
Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).
Домашнее задание. Изучить текст учебника, с.212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136-140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца» (слайд 13).
Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)
Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом.
Пищеварительная система. Челюсти
образуют клюв - орган захвата пищи.
Зубы отсутствуют. В ротовой полости
расположен язык. Секрет,
выделяемый слюнными железами ,
смачивает пищу и облегчает её
движение по пищеводу . У большинства
птиц он имеет расширение - зоб , где
пища подвергается химической
обработке. Во время вывода птенцов
стенка зоба некоторых видов птиц
выделяет питательный секрет –
"молочко", которым выкармливаются
птенцы. Желудок состоит из двух
отделов – железистого ( пища расщепляется под действием ферментов) и мускулистого (механическая обработка пищи). Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку , куда открываются протоки печени и поджелудочной железы . Продвигаясь далее по тонкому кишечнику, она переваривается и всасывается. У растительноядных птиц он длиннее, чем у насекомоядных. Интенсивность пищеварения очень высокая. Непереваренные остатки пищи поступают в короткую толстую кишку, открывающуюся в клоаку. Быстрое переваривание пищи и быстрое опорожнение кишечника избавляют птиц от избыточной массы.
Дыхательная система . Через ноздри
воздух поступает в носовую полость,
глотку, гортань, трахею, в нижней
аппарат птиц. Трахея разделяется на
два бронха , которые, входя в лёгкие ,
ветвятся на 15-20 вторичных бронхов .
Лёгкие птиц - не мешки, как у
земноводных или пресмыкающихся, а
губчатые тела с большой дыхательной
поверхностью. Часть вторичных
бронхов проходит в воздушные мешки.
Акт дыхания в покое осуществляется за
счёт сужения и расширения грудной
клетки. При вдохе грудина опускается,
при выдохе - поднимается. При полёте вентиляция легких осуществляется с помощью воздушных мешков. При подъёме крыльев мешки растягиваются и воздух частично поступает в лёгкие, где происходит газообмен, а частично в воздушные мешки. В них окисления крови не происходит. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в лёгкие, где снова происходит окисление крови. Таким образом, в полете газообмен у птиц происходит и на вдохе и на выдохе. Такой механизм получил название двойного дыхания . Помимо участия в газообмене, воздушные мешки предохраняют организм при большой мышечной работе от перегрева, отводя с выдыхаемым воздухом избыток тепла.
Кровеносная система птиц характеризуется полным разделением артериального и венозного токов крови в связи с формированием четырёхкамерного сердца , состоящего из двух предсердий и двух желудочков. Как и у всех наземных позвоночных - два круга кровообращения. Венозная кровь из правого желудочка поступает по лёгочным артериям в лёгкие и окисляется. Артериальная кровь по лёгочным венам поступает в левое предсердие. Это малый круг кровообращения . Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке. Из него берёт начало только одна, правая дуга аорты, несущая артериальную кровь к органам. Венозная кровь собирается в парные передние и непарную заднюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения. У птиц высокая скорость кровотока. Это, наряду с высокой кислородной ёмкостью крови, а также интенсивным газообменом в лёгких, позволяет осуществлять эффективное насыщение тканей организма кислородом. Благодаря этому птицы способны поддерживать постоянную температуру тела.
Органы выделения - парные почки. От каждой почки отходит мочеточник , открывающийся в клоаку. Мочевой пузырь отсутствует .
Нервная система отличается большим, чем у пресмыкающихся, размером головного мозга. Полушария крупные, доли среднего мозга хорошо развиты, мозжечок - большой, От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.