Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ДМС
  • Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Урмарский районный суд чувашской республики 247 статья ук рф

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Урмарский районный суд чувашской республики 247 статья ук рф

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы — это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 21; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 1. Ст. 10; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5142; 2009. N 1. Ст. 17; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; 2012. N 26. Ст. 3446; N 27. Ст. 3587; N 31. Ст. 4317.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) и рядом постановлений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимаются производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка — это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение — это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение — закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21 разъяснено, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. .
———————————
Определение существенного вреда противоречиво: таковым признается и заболевание, и гибель водных животных, и их массовая гибель и т.п. Представляется, что в отношении животных таковым можно считать только последний вариант.

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

— загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

— отравление окружающей среды — разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

— заражение окружающей среды — внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

— причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

— массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 01.04.2012) , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; N 52 (ч. 1). Ст. 5498, 5498; 2007. N 45. Ст. 5418; 2009. N 1. Ст. 17; N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717; 2010. N 21. Ст. 2529; N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. 24, 54; 2012. N 14. Ст. 1549.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного — в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо хотя и не повлекло указанных последствий, но совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Комментарий к статье 247 УК РФ:

1. Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В качестве факультативного объекта может выступать здоровье человека, если ему преступлением причиняется вред.

2. Предметом преступления являются запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, представляющие собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов в процессе производства продукции или ее потребления, утратившие свои потребительские свойства и представляющие опасность для окружающей среды и здоровья людей.
К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии. В этой части важное значение имеет Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Бактериологические вещества - это образования, состоящие из различных видов микробов. Применительно к предмету данного преступления речь главным образом идет о веществах, содержащих патогенные (болезнетворные) бактерии - возбудители различных болезней растений, животных и человека, обращение с которыми требует особой осторожности и строго регламентировано специальными правилами.
Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в любом из действий (бездействии), нарушающих установленные правила производства запрещенных видов опасных отходов, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения с указанными выше предметами. В отношении радиоактивных веществ эти правила содержатся в Законе "Об охране окружающей среды", в Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Нормах радиационной безопасности, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.07.2009 N 47. Закон "Об охране окружающей среды" регламентирует общие экологические требования к обращению химических веществ, а также правила охраны окружающей среды от вредного биологического воздействия на нее бактерий, микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, - формальный состав преступления. Оно признается оконченным с момента совершения любого из альтернативно указанных в диспозиции статьи действий, если они по своему характеру представляли угрозу, т.е. реальную возможность причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Оценка нарушения действующих правил как представляющего угрозу - вопрос факта, устанавливаемый органами следствия и судом и на основе обстоятельств конкретного дела (степень потенциальной опасности предмета правонарушения, продолжительность его совершения по времени, масса предмета в натуре и т.д.). Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, применительно к части 1 статьи 247 УК РФ существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

4. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247 УК, совершается с прямым умыслом, при котором субъект осознает, что нарушает установленные правила, и желает этого.

5. В ч. 2 ст. 247 УК сформулированы квалифицирующие признаки.
Загрязнение, отравление, заражение окружающей среды - это различные степени антропогенного вреда, причиненного тем или иным объектам природы или их совокупности, например одновременное заражение атмосферного воздуха, вод, земли, леса. Под вредом в данном случае понимаются существенные негативные изменения в состоянии природной среды, вызванные противоправной деятельностью виновного лица. "Загрязнение" - родовое понятие по отношению к признакам "отравление", "заражение". Оно выражается в физико-химическом или биологическом изменении качества окружающей среды, превышающем установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Качество окружающей среды нормируется посредством установления предельно допустимых норм воздействия на объекты природы - "предельно допустимых концентраций" вредных химических, физических, биологических веществ (ПДК), "предельно допустимого уровня радиации" (ПДУ), "предельно допустимого уровня выбросов" вредных веществ в атмосферный воздух (ПДВ). "Заражение" и "отравление" окружающей среды есть не что иное, как более глубокие разновидности ее загрязнения, но отличающиеся друг от друга большей степенью пораженности природного объекта, его деградированности как компонента природы.
В отношении причинения вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 246 УК.
О массовой гибели животных см. комментарий к ст. 246 УК.
Зона экологического бедствия - это официально объявленная государством часть территории Российской Федерации (город, область, край, республика), где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья людей, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоной чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

6. Часть 3 ст. 247 предусматривает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления, если оно повлекло по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей. Следовательно, по отношению к данным последствиям вина субъекта может выражаться только в неосторожности, чаще всего в виде небрежности.

Объект преступления - экологическая безопасность окружающей среды (содержание раскрыто ранее).

Предметом преступления являются:

  • 1) запрещенные виды опасных отходов;
  • 2) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.

Таким образом, он указан альтернативно и охватывает два разных вида

антропогенных объектов: вещества и отходы. По сути, последние тоже представляют собой вещество, т.е. «вид материи; то, из чего состоит физическое тело» 1 . В данном случае под отходами вообще понимают непригодные для производства данной продукции виды сырья, неупотребимые остатки вещества или энергии . Таким образом, вещества относятся к производству, а отходы - к обращению экологически опасных объектов.

Выделяются радиоактивные, химические, бактериологические вещества. Радиоактивными считаются не относящиеся кядерным материалам, т.е. к материалам, содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, вещества, испускающие ионизирующее излучение. К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве. Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Опасными признаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво-, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами. Их запрещенными видами являются отходы, возникновение которых не разрешается:

  • 1) в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения);
  • 2) при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт);
  • 3) в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы - это не пригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они разделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности.

Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Опасными (токсичными) признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

С объективной стороны преступление характеризуется производством запрещенных видов опасных отходов, а также в транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Таким образом, в уголовном законе деяние, как и предмет преступления, указано альтернативно.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются. Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Хранение - помещение отходов в накопители с целью последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает пользование (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает: обезвреживание - освобождение от вредных примесей; утилизацию - извлечение полезных продуктов; складирование - временное размещение отходов; сбор - накопление в месте образования.

В сфере обращения опасных веществ и отходов действует целый комплекс нормативных правовых актов, технических нормативов, стандартов. В совокупности они составляют содержание бланкетной диспозиции уголовно-правовой нормы, закрепленной в ст. 247 УК РФ. Однако нужно иметь в виду, что «массив законов и подзаконных актов, расшифровывающих технические термины, использованные в норме, крайне велик и внутренне не согласован» . В самом общем виде правила производства указанных работ закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и других нормативных актах. В частности, производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются только после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством.

Указанные правила могут быть нарушены при обезвреживании и утилизации отходов, при превышении предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, необеспечении надежной изоляции радиоактивных отходов от природной среды и т.д. Нарушения могут проявляться в сбросе веществ и отходов в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и почву; их размещении на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, здоровья человека и др.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указано: «Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья)».

Состав рассматриваемого преступления по конструкции специфичен, он предполагает угрозу наступления последствий в виде вреда здоровью человека или окружающей среде.

Угроза наступления последствий - сложная уголовно-правовая категория, по которой в науке пока не выработана единая позиция 1 . С практической точки зрения имеют значение три аспекта проблемы: во-первых, следует ли признавать ее пусть хотя и специфическим, но преступным последствием, а отсюда - надо ли правоприменителю устанавливать причинную связь между нарушением соответствующих правил и появившейся угрозой; во-вторых, какой по характеру она должна быть - реальной или абстрактной; в-третьих, когда в этом случае считать преступление оконченным.

В.Н. Кудрявцев в целом признавал возможность причинения вреда последствием преступления, но специально отмечал, что «результата (нарушения объекта преступления) в указанных случаях в полной мере еще нет», поэтому ее нельзя рассматривать «как действительное преступное последствие в полном смысле этого слова, то есть в качестве фактического ущерба объекту посягательства» . По сути, так оценивали угрозу и дореволюционные ученые-криминалисты. Например, Н.С. Таганцев писал: «Опасность для правоохраненного интереса сама по себе является самостоятельным, воспрещенным законом последствием, не зависимым от вредоносности деяния, на которое направлена преступная воля или которое создается таковой» .

Признание угрозы наступления вреда специфическим преступным последствием фактически предопределяет необходимость установления причинной связи.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 постановления «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» угрозу причинения вреда характеризует как «возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде». Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ говорит о реальной, а не об абстрактной возможности, для осуществления которой на данной стадии развития деяния еще не сложились соответствующие условия. Реальная угроза (возможность) свидетельствует о такой ступени развития действительности, которая предполагает наличие предпосылок, способных в своем развитии породить определенное явление.

Вместе с тем нетрудно заметить, что Пленум Верховного Суда РФ угрозе дал лишь общую характеристику, не привел каких-либо критериев наличия конкретной опасности причинения вреда. В теории же по этому поводу высказаны различные мнения 1 . На наш взгляд, практическое значение имеет рекомендация ученых , которые при определении реальности угрозы предлагают в том числе руководствоваться следующими документами: постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 25 и Главного государственного инспектора РФ по охране природы № 03-19/24-3483 от 10 ноября 1997 г. «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» ; Положением о порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения в Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. ; Методическими рекомендациями по обработке и анализу данных, необходимых для принятий решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, утвержденными Минздравом России 27 февраля 2001 г. № 11-3/61-09 . В последнем документе, например, выделяются следующие критерии угрозы: существование источника риска (токсичного вещества в объектах окружающей среды или продуктах питания; технологического процесса, предусматривающего использование вредных веществ, и т.п.); присутствие данного источника во вредной для человека дозе; подверженность населения воздействию указанной дозы токсичного вещества.

В судебной практике чаще отдается предпочтение объективному критерию угрозы (например, учитываются степень токсичности вещества, его количество и т.д.), берутся во внимание обстоятельства места нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (например, наличие свободного доступа людей и животных к месту хранения опасных отходов).

В ст. 247 УК РФ указаны два вида последствия, угроза наступления которых образует преступление: существенный вред здоровью человека или окружающей среде.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под качеством окружающей среды понимается ее состояние, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Следовательно, вред окружающей среде состоит в негативном изменении нормативно закрепленных характеристик, выразившихся в загрязнении, отравлении, заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для жизни или здоровья человека.

Содержание предполагаемого последствия в виде вреда здоровью человека в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» раскрывается иначе, чем одноименных последствий, указанных в ст. 246 УК РФ. В п. 6 постановления говорится: «...существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица». Таким образом, легкий вред не включен в содержание толкуемого последствия. Вероятно, это обусловлено признанием преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК РФ, умышленным.

Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Согласно ч. 2 ст. 247 УК РФ ответственность наступает за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Таким образом, ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий и обстоятельств места совершения преступления.

Согласно от. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение предполагает «поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду». Таким образом, загрязнение можно понимать как процесс и как его результат.

«В законе говорится о загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды в целом. В этом случае возникает вопрос, охватываются ли анализируемой нормой загрязнение отдельных ее компонентов, как это указано в других статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за экологические преступления? Думается, в целом ответ должен быть положительным.

Однако при этом нужно иметь в виду следующее. Норма, предусмотренная в ч. 2 ст. 247 УК РФ, является общей по отношению к нормам, содержащимся в ст. 250-252, 254 УК РФ 1 . Следовательно, при загрязнении вод, атмосферы, морской среды и земли подлежат применению данные статьи» .

Загрязнение окружающей среды считается оконченным с момента, когда нарушены пределы допустимой концентрации вредных веществ, что уже само по себе влечет загрязнение окружающей среды, т.е. изменяет ее качественное состояние. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Нормативы качества являются едиными для всей территории России. Вместе с тем допускается установление более строгих нормативов с учетом природно-климатических особенностей и социальной ценности отдельных территорий.

Признак «массовой гибели» - оценочный. Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

Виновное отношение к указанным выше последствиям характеризуется неосторожностью.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не дает понятий зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций, а лишь указывает, что порядок объявления и установления режима данных зон регулируется специальным законодательством (о зонах экологического бедствия). Зашита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Зонами экологического бедствия объявляются участки и территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зона чрезвычайной экологической ситуации - это объявленные участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


В ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за:

1) производство запрещенных видов опасных отходов,
2) транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил,
если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В ч. 2 ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, указанные в ч. 1, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. А в ч. 3 ст. 247 УК РФ - если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии.

Бактериологические вещества - это вещества, содержащие патогенные (болезнетворные) бактерии (возбудители различных болезней растений, животных и человека), обращение с которыми требует особой осторожности.
Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Требования обращения с радиоактивными веществами и отходами указаны в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования к обращению с опасными отходами указаны в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления».

Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов установлены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» (ст. 47). Дополнительно в ст. 14 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со ст. 43 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для привлечения виновного к уголовной ответственности за совершения преступления, указанного в ч.1 ст. 247 УК РФ, требуются следующие условия:

1) субъект преступления - специальный (лицо, ответственное за соблюдение правил транспортировки, хранении, захоронения, использования или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов), достигший 16 лет.
2) совершение действий по производству запрещенных видов опасных отходов, либо по транспортировке, хранению, захоронению, использованию или иному обращению радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения.

Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах.

3) создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате совершения действий виновным, т.е. последствия (наступление самого существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) не наступили.

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняется, что считается созданием угрозы причинения существенного вреда. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п. 4) наличие прямого умысла на совершение преступления: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.
По ч. 2 и ч. 3 ст. 247 УК РФ форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.

При привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 247 УК РФ должны наступить последствия в виде загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, либо действия должны совершаться в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Зона чрезвычайной экологической ситуации устанавливается в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации» и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 247 УК РФ, предусматривающая ответственность за это преступление, гласит: 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

  • 2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

Рассматриваемое деяние относится к числу наиболее опасных экологических преступлений, сопряженных с негативным воздействием на среду обитания, оно создает угрозу экологической безопасности населения.

Объект преступления - отношения по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей природной среды.

Предмет преступления - запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.

Потерпевший - человек, здоровью которого причинен вред.

Опасные отходы классифицируются по различным основаниям (по виду, опасности, источникам образования и т.д.). Класс токсичности отходов определяется в соответствии с Приказом МПР РФ "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" // Российская газета. 2003. N 12.. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "О порядке введения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" // СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4476. на Минприроды РФ возлагается обязанность по паспортизации опасных отходов и ведению кадастра отходов по единой для всей страны схеме. Химические вещества по степени опасности разделяются на четыре класса: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"), а по ГОСТу 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения" - на высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные. Специальные классификации существуют для пестицидов и других веществ.

Экологические требования по производству опасных отходов, транспортировке, хранению и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами указаны в нормативных актах, перечисленных при рассмотрении ст. 246. Они изложены также в ряде других законодательных актов РФ, ее субъектов, подзаконных нормативных актах, на которые необходимо сделать ссылку.

Объективная сторона преступления выражается в производстве опасных отходов и обращении опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Под обращением понимается транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Частью 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. № 6. предусматриваются деяния по обращению с отходами производства и потребления, осуществление которых запрещается, в том числе ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания, сброс отходов на водосборные площади, в недра и на почву.

Поскольку диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная, необходимо, во-первых, установить в каждом конкретном случае, нарушение каких правил имело место, являются ли они действующими, и, во-вторых, сослаться на эти правила при квалификации преступления. Зумакулов Д., Прохоров Л. Квалификация экологических преступлений // Российская юстиция. 2003. N 8. С. 24.

Под производством запрещенных отходов понимается создание отходов, которые не должны оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами.

Оконченным преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, считается с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения и иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Угроза вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой) и вред здоровью людей или природной среде не был причинен лишь по счастливой случайности или благодаря вовремя принятым мерам.

Так, заведующий отделением функциональной диагностики института А. в нарушение действующих правил не сдал для захоронения специализированной организации отработанные капсулы с радиоактивными материалами, а выбросил их в мусорный ящик во дворе института, что создало угрозу здоровью людей, утилизирующих отходы.

Преступления, предусмотренные ч. 2 и 3 ст. 247, будут считаться оконченными с момента наступления указанных в них последствий: загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека либо массовой гибели животных, смерти человека либо массового заболевания людей.

Исключение составляет совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247, в зонах экологического бедствия или в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. Они считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах. Если же такие деяния повлекли смерть или массовое заболевание людей, имеет место конкуренция двух частей одной статьи и применению подлежит ч. 3 ст. 247. Дуюнов В.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный) / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 367.

Понятия "вред здоровью людей", "массовая гибель животных", "существенный (тяжкий) вред природной среде" излагаются при рассмотрении ст. 246, 250, 257.

Под угрозой причинения существенного вреда здоровью, о которой говорится в ч. 1 ст. 247, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии.

Под загрязнением окружающей природной среды по смыслу ч. 2 статьи понимается физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на природную среду и создающее в результате этого угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою.

Отравление окружающей среды (ч. 2 ст. 247) - это разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации.

Под массовыми заболеваниями людей понимается распространение заразных болезней, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемой в данной местности.

Заражение окружающей среды (ч. 2 ст. 247) - внесение в среду обитания возбудителей болезни животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения).

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, а зонами экологического бедствия - те территории, где такие изменения уже произошли и повлекли за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, обеднение растительного и животного мира вплоть до вымирания отдельных видов растений и животных.

Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации (ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в Российской Федерации. - М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2004. С. 85.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, характеризуется умышленной виной, предусмотренное ч. 2 - как умыслом, так и неосторожностью по отношению к последствиям, ч. 3 - неосторожностью.

Субъект. Ответственности подлежат вменяемые, достигшие 16-летнего возраста лица.

Лицо, совершающее данное преступление с использованием своего должностного положения, отвечает также по ст. 285, а лицо, выполняющее свои функции в коммерческих или в негосударственных организациях и использующее свои полномочия, - по ст. 201.

Статья 247 является общей по сравнению со статьями, предусматривающими ответственность за загрязнение отдельных видов природных ресурсов (ст. 248 - 252, 254, 262). Поэтому если перечисленные статьи более полно описывают конкретное деяние, то применяются они. Например, если при использовании промышленного объекта произошло загрязнение водоемов или воздуха, применению подлежат ст. 250 и 251, а если уничтожены или повреждены леса, нарушен режим особо охраняемых природных территорий, - соответственно ст. 261 и 262.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 247, относится к категории небольшой тяжести, ч. 2 - средней тяжести, ч. 3 - тяжких. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 412.

Лучшие статьи по теме