Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ФСС
  • , Система экологического права. Источники экологического права. Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан. Обязанности граждан в области экологии Правовые гарантии экологических прав и свобод человека и гражданина и способ

, Система экологического права. Источники экологического права. Субъекты экологического права. Понятие и виды экологических прав граждан. Обязанности граждан в области экологии Правовые гарантии экологических прав и свобод человека и гражданина и способ

Субъекты экологического права – это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права.

Субъектами экологического права являются:

1) граждане , интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;

2) физические лица , принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения, совершающие акты экологического поведения;

3) юридические лица как коллективный субъект, принимающий и реализующий экологически значимые решения и действия, несущий ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения.

Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов, т. е. возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

4) лица , которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные;

5) правоприменители (следователи, прокуроры, судьи и должностные лица, наделенные правом применения административных санкций), т. е. лица, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

6) лица (индивидуально или коллективно), осуществляющие право– и нормотворчество.

Каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве.

Граждане , кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» – и выполнения отдельных требований, не должны совершать каких-либо дополнительных действий.

Физические лица , совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем граждане, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера.

Юридические лица в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства.

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере окружающей среды и природопользования.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства , должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения.

Экологические права и обязанности субъектов экологического права определяют:

1. Конституция РФ;

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4. Нормативные акты министерств и ведомств;

5. Нормативные решения органов местного самоуправления.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие:

11. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

13. Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 июля 2009 г.

15. Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.

16. Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20 декабря 2004 г.

Наиболее полно определяет экологические права и обязанности субъектов экологического права Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Все перечисленные законодательные акты определяют объекты и субъекты регулируемых правоотношений, основания пользования указанными объектами, сферу и систему государственного управления, а также содержат ряд норм, которые направлены на регулирование рационального использования природных ресурсов.

Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ

Общую ресурсную направленность имеют:

· Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 № 2144.

· Указ Президента РФ "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" от 27.08.2010 № 1074

· Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" от 29.08.1997 № 950.

· Указ Президента РФ "О Федеральном агентстве по рыболовству" от 30.05.2008 № 863.

В свою очередь Указ Президента РФ от 06.06.94 № 1470 (с изм. от 01.03.96) «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» конкретизирует использование природных ресурсов по географическому признаку.

Кроме того, отдельно нужно выделить Указы Президента РФ, определяющие структуру государственных органов исполнительной власти, в том числе в области природопользования. Например, Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314 (в ред. от 20.05.2004 № 649).

Постановления Правительства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также Указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также является нормативно-правовым актом.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разделить на три группы:

1) принимаемые во исполнение закона для конкретизации отдельных положений, (например, Постановление Правительства РФ от 11.06.96 № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» и др.);

2) обозначающие компетенцию органов управления и контроля (например, Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов», Постановление Правительства РФ от 22.07. 2004 № 370 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» и др.);

3) включающие нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений (например, Постановление Правительства РФ от 01.06.98 № 551 (в ред. от 24.09.2002 № 700 «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации») и др.)

Кроме того, отдельно можно выделить еще и следующиеПостановлений Правительства РФ:

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

· Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

· Постановление Правительства РФ от 03.08.2010 № 595 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах».

Нормативные акты природоохранительных Министерств и ведомств.

В свою очередь природоохранные министерства и ведомства также наделены правом издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. Нормативные акты издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Примеры приказов Министерства природных ресурсов РФ:

· Приказ Минприроды РФ от 29.12.1995 N 539 «Об утверждении «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».

· Приказ Минприроды РФ от 28.09.1995 N 392 «Об утверждении единой формы Заключения государственной экологической экспертизы».

· Приказ Минприроды России от 04.06.2012 N 142 "Об утверждении Положения о национальном парке "Земля леопарда".

· Приказ Минприроды России от 23.04.2010 N 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов".

Нормативные решения органов местного самоуправления

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию − Земельным кодексом, по недрам − Законом о недрах, водопользованию − Водным кодексом, по использованию животного мира − Законом о животном мире, по окружающей природной среде − Законом об охране окружающей среды. В основе такого разделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ или Постановлениям Правительства РФ.

§ 10
Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления , если в соответствии с Конституцией РФ эти органы наделены законом необходимыми государственными полномочиями. Такие полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он относит к ведению местного самоуправления принятие и изменение уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

Закон об охране окружающей среды также определяет ряд полномочий органов местного самоуправления: организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и др.

Перечисленные полномочия органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов.

Самым низким уровнем актов как источников экологического права признаются локальные нормативные акты , принимаемые на предприятиях. Выделяются локальные акты общего характера и специальные . К актам общего характера относятся, например, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. Особое место в системе локальных источников права окружающей среды занимает устав предприятия. В уставах содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, в том числе управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по вопросам экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.

Специальные акты – планы организационно – технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого – правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия и иного формирования.

§ 11
Роль судебной практики в регулировании экологических отношений

Являются ли решения, принимаемые судами по вопросам, отнесенным к предмету права окружающей среды, источником этого права? Наиболее распространенная позиция по этому вопросу выражена В. В. Петровым : «Решения судов, несмотря на свою оригинальность и юридическую грамотность, не могут служить образцом, источником для принятия решения по другому аналогичному делу. Отсюда следует, что российская доктрина рассматривает судебную практику лишь в плане применения права, толкования и разъяснения его отдельных положений» .

Полагаем, однако, что анализ роли судов в контексте принципа разделения властей и признания судебной власти в качестве самостоятельной ветви государственной власти дает основание для существования иной позиции. Ее суть – в признании судебной практики источником права окружающей среды, поскольку в рамках принципа разделения властей суды наделяются новыми полномочиями нормотворческого органа власти.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Отсюда следует, что нормативный правовой акт любого уровня может быть обжалован в суд. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. При этом Конституционный Суд РФ может признать акты неконституционными, что является основанием для их отмены. Решения других органов, нарушающие права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд (ст. 3 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866–1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Решение суда о признании неконституционным и отмене того или иного нормативного акта порождает новые права и обязанности участников общественных отношений. По существу такое решение безусловно оказывается нормотворческим.

Конституцией РФ (ст. 126, 127) закреплено право Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения пленумов этих судов носят общий неперсонифицированный характер и, бесспорно, являются источником права.

Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 судам даны разъяснения по вопросам рассмотрения жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан, в том числе экологические права.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 рассмотрены некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т. п.), или нарушающие личные неимущественные права (право на пользование своим имуществом и др.) либо имущественные права гражданина.

Судам предоставлено право непосредственного применения Конституции РФ. При осуществлении этого права суд может не применять тот или иной закон, если, по мнению суда, он противоречит Конституции РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8). Такое решение суда, по существу отменяющее закон, является источником права.

Наконец, при рассмотрении отдельных дел суды восполняют пробелы в праве, руководствуясь внутренним убеждением. Если такие решения апробируются Верховным Судом РФ или Высшим Арбитражным Судом РФ и публикуются, они становятся источником права.

Глава 4
Экологические правоотношения

§ 1
Понятие и виды экологических правоотношений

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право). Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении. При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками :

– они складываются на основе норм экологического права;

– субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и иными законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;

– носят сознательно – волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;

– гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого – правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенную правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т. е. отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны .

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные . Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это – правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологически прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение. Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Закона об охране окружающей среды о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст. 37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т. п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные . Абсолютные экологические правоотношения – те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права, например права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены. К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой – предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

§ 2
Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы – физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью .

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду. Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренном законом.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы. Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

§ 3
Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяется две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа – отдельные природные объекты и ресурсы – земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в гл. 2 данного учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории Российского государства, например исключительная экономическая зона.

§ 4
Содержание экологических правоотношений

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право – это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) .

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы. Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность – это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Не исполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия» .

§ 5
Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события . Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные . Все действия классифицируются на юридические акты и поступки . Юридические акты – действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица – владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки – это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т. е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт – Петербург – Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого предусмотрены Законом об охране окружающей среды. Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наряду с экологическими правами на субъектов правоотношений, возникающих в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, возлагаются и отдельные экологические обязанности.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В развитие указанных правовых предписаний в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливаются экологические обязанности как граждан Российской Федерации, так и общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Повторяя положения Конституции РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» провозглашает три основные экологические обязанности граждан Российской Федерации: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства (п. 3 сг. 11). На общественные и иные некоммерческие объединения возлагается обязанность по соблюдению природоохранных требований при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.

Законодательством РФ определенные экологические обязанности возлагаются и на общественные коммерческие объединения. Так, все юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов на территории РФ, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

К числу экологических обязанностей можно отнести обязанности но охране и рациональному использованию отдельных природных ресурсов, закрепленные в природоресурсных законодательных актах.

Согласно положениям ЛК РФ участники лесных отношений при освоении лесов должны проводить мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, а также по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. Кроме того, граждане, находящиеся в лесах, обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности, правила лесовосстановления и ухода за лесами.

Земельный кодекс РФ устанавливает обязанности по рациональному использованию и охране земель для участников земельных отношений. Так, установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия: по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» субъекты хозяйственной и иной деятельности, влекущей за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должны осуществлять такую деятельность с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При этом хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Кроме того, Федеральным законом «О животном мире» устанавливается обязанность всех субъектов хозяйственной и иной деятельности осуществлять мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также обеспечивать неприкосновенность защитных участков территорий и акваторий при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности.

Понятие объекта экологического права

В юридической литературе в качестве объекта правоотношений выступает то благо, на которое направлены данные правоотношения. В экологических правоотношениях выделяют два основных вида таких благ:

  1. Объекты природы. Они могут выступать в виде целостных природных объектов, их элементов, природных комплексов, а также в целом окружающей среды.
  2. Порядок использования и охраны этих природных объектов.

Для объектов природы как объектов экологических правоотношений присуще два основных свойства, которые влияют на содержание этих правоотношений:

  1. Естественное происхождение объектов природы порождает появление таких видов экологических правоотношений, которые не присущи правоотношениям других отраслей права, например, как отношения по ведению мониторинга, по ведению кадастра объектов животного мира и прочие;
  2. На экологические правоотношения непосредственно воздействуют объективные законы природы. Например, субъекты экологических правоотношений, осуществляя свою хозяйственную деятельность и размещая производственные объекты, обязаны следить за сохранностью миграционных путей диких животных.

Виды объектов экологического права

Природные объекты, как объекты экологического права, можно разделить на три вида:

  1. Основные виды объектов природы, которым присущи свойства однородности: дикая фауна, леса, земля, недра, вода. Ввиду однородных свойств этих природных объектов, а также однородных отношений, которые складываются по поводу этих объектов, экологические правоотношения делят на лесо-правовые, водно-правовые, земельно-правовые и т.д. Использование и охрана таких природных объектов регулируется системно.
  2. Природные комплексы, которые включают в себя различные виды и элементы указанных выше объектов природы. Ввиду комплексного характера такие правоотношения являются достаточно специфическими. К ним относят правоотношения по использованию и охране земель лесного фонда, правоотношения, складывающиеся в отношении природно-заповедных комплексов.
  3. В целом природная окружающая среда. Она выступает в качестве объекта экологических правоотношений в случаях определенного антропогенного воздействия на нее. Такие экологические правоотношения возникают в области охраны экологического благополучия и включают в себя применение мер судебной или административной защиты. Например, применение мер правового воздействия при превышении предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду.

Порядок использования и охраны природных объектов, как объект экологических правоотношений, также делится на несколько разновидностей:

  1. Порядок использования объектов природы, устраняющий возможность природоохранных нарушений. К нему можно отнести установление лимитов водопотребления и водоотведения, которые предотвращают загрязнение и истощение водоемов.
  2. Порядок охраны объектов природы, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, путем ограничения использования определенных объектов природы может быть достигнута поставленная цель охраны окружающей среды.

Специфика объектов экологических правоотношений влияет на содержание этих правоотношений, в основе которых лежат правомочия субъектов. Также эта специфика служит основным критерием разграничения экологических правоотношений от правоотношений, возникающих в других отраслях права. Например, к экологическим отношениям нельзя отнести отношения, возникшие в сфере обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота, так как к объектам экологических правоотношений относятся особи животного мира, имеющие естественное происхождение в дикой природе, а также обитающие в среде этой дикой природы.

Особенности экологических правоотношений можно поделить на типичные и индивидуальные. Для типичных особенностей характерно влияние на содержание правоотношений в большей степени, чем индивидуальных.

Понятие субъекта экологического права

Всех субъектов, реализующих эколого-правовые нормы, делят отдельно на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Так как Конституцией РФ для каждого установлена обязанность охраны окружающей среды, то субъектом экологического права может выступать любое лицо, то есть как физические, так и юридические лица.

Напротив, субъектом экологического правоотношения может выступать только то лицо, которое в силу закона может принимать участие в тех или иных экологических правоотношениях.

Субъекты экологического права - это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права.

Субъекты экологических правоотношений, как правило, делятся на две основные группы: управомоченные и обязанные. Наличие этих групп является неотъемлемым признаком экологических правоотношений, так как всегда уполномоченному субъекту противостоит обязанный субъект.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений являются носителями принадлежащих им субъективных прав. При этом они самостоятельно делают выбор реализовать эти субъективные права или нет.

Обязанные субъекты экологических правоотношений выступают в качестве носителей обязанности, которая корреспондирует правам управомоченных субъектов данных правоотношений. Иными словами, обязанные субъекты участвуют в реализации прав, принадлежащих управомоченным субъектам.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений при изменении содержания правоотношений могут меняться местами.

Правомочия субъектов экологического права

Правомочия любых субъектов в праве означает меру их возможного и дозволенного поведения. Правомочия субъектов экологических правоотношений условно делят на общие и специальные.

Общими правомочиями обладают все виды субъектов, так как они выступают в виде универсальных правил. И, напротив, специальными - обладает узкий круг субъектов, которые имеют особенности в правовом статусе. Так, например, право общего природопользования могут реализовать в равной степени все субъекты экологических правоотношений, в то время как право специального природопользования - только те субъекты, которые в силу своего правового статуса уполномочены на такой вид природопользования. Сами общие и специальные правомочия субъектов более подробно классифицированы законом в отдельных видах экологических правоотношений.

Лучшие статьи по теме