Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Компании
  • Нормативные правовые акты по обеспечению безопасности. Презентация по обж "законы и другие нормативные акты рф по обеспечению безопасности". Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Нормативные правовые акты по обеспечению безопасности. Презентация по обж "законы и другие нормативные акты рф по обеспечению безопасности". Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

С.М. Вишняков,
независимый эксперт

В борьбе с терроризмом и преступлениями принимают участие все органы государственной власти и в первую очередь - правоохранительные органы.

ФЗ "О безопасности" 1992 г.

Первым Федеральным законом Российской Федерации (далее ФЗ) по вопросам безопасности был закон "О безопасности" №2446-1 от 5 марта 1992 г. ФЗ закреплял правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определял систему безопасности и ее функции, устанавливал порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Безопасность определялась в ФЗ как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз", а под жизненно важными интересами понималась "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства".

По ФЗ к основным объектам безопасности относятся: "личность - ее права и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Безопасность достигается "проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства".

Одной из функций системы безопасности, организованной государством, является "создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности".

ФЗ "О противодействии терроризму" 2006 г.

Последним значимым для общества в вопросах обеспечения безопасности был № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. В нем утверждались основные принципы противодействия терроризму, в том числе следующие:

  • системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
  • единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
  • соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности".

Приведенные ФЗ, в основном, были направлены на создание организационных мер по обеспечению безопасности. Последующие ФЗ рассматривали и техническую составляющую в обеспечении безопасности объекта, создавая тем самым условия для формирования систем комплексной безопасности.

Основные термины, понятия и определения по обеспечению пожарной безопасности

В развитие ФЗ № 2446-1 были приняты ФЗ для отдельных сфер жизнедеятельности общества, закрепившие различные основополагающие понятия и термины.

Например, в № 69-ФЗ РФ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. даются следующие определения:

  • пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  • требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Достаточно полно раскрываются требования по сочетанию организационных мер и применению технических средств в ФЗ РФ "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г. и ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)" от 21 июля 1999 г.

Безопасность гидротехнических сооружений

Среди общих требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений можно выделить:

  • обеспечение допустимого уровня риска аварий и представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;
  • осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.

Критерием безопасности гидротехнического сооружения служат предельные значения количественных и качественных показателей его состояния и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому установленному уровню риска аварии. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который должен содержать сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация должны были представлять декларацию в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

Промышленная безопасность ОПО определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и от последствий указанных аварий.

В соответствии с ФЗ выделяются две категории ОПО. К первой категории относятся ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества, газы, окисляющие вещества, горючие и взрывчатые вещества.

Вторую группу представляют собой ОПО, использующие оборудование под давлением более 0,07 МПа или с температурой воды более 115 °С. Такими объектами могут быть не только промышленные предприятия, но и транспортные средства с взрывоопасным грузом, некоторые объекты соцкультбыта.

Можно выделить 2 группы видов деятельности в области обеспечения промышленной безопасности:

  • проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО;
  • изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО.

ФЗ также были установлены требования к готовности осуществлять действия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Указано на необходимость создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать эти системы в пригодном к использованию состоянии.

№ 116-ФЗ законодательно утвердил положения, ранее определенные постановлениями Правительства РФ "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации" № 928 от 11 августа 1998 г. и "О применении технических устройств на опасных производственных объектах" № 1540 от 25 декабря 1998 г.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 27 октября 2000 № 63 был утвержден РД 03-315-99 "Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней".

В Положении установлено, что обоснование декларирования должно включать в себя:

  • данные о количествах опасных веществ, на основании которых ОПО отнесен к декларируемым объектам;
  • перечень правовых нормативных документов, на основании которых принято решение о разработке декларации.

Анализ безопасности должен включать в себя:

  • характеристику опасных веществ;
  • данные о технологии и аппаратурном оформлении;
  • описание технических решений по обеспечению безопасности.

В итоге декларация должна подтверждать достаточность принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями ПБ, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО; кроме того, определять мероприятия, направленные на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

Новые условия обеспечения безопасности объектов, особенно опасных производственных и им подобных, возникли с реализацией положений законов № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и № 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О техническом регулировании".

В № 184-ФЗ приняты определения и понятия "продукция" и "безопасность продукции". Эти понятия необходимы при рассмотрении реализации требований № 184-ФЗ по отношению к объектам защиты. Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее "безопасность") - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Первая программа Правительства РФ по разработке технических регламентов рассматривала вопросы обеспечения безопасности не только продуктов и товаров для человека, но и зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий.

Последующие ФЗ уже учитывали новые тенденции, появившиеся с принятием ФЗ о техническом регулировании.

ФЗ "О транспортной безопасности" от 9.02 2007 г.

Наиболее полно требования по безопасности были сформулированы в № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г., в котором категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств напрямую связано с созданием необходимых уровней защищенности.

Обеспечение транспортной безопасности -реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Из основных задач обеспечения транспортной безопасности можно выделить:

  • нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  • определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  • оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • разработку и реализацию требований и мер по обеспечению транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливались Правительством Российской Федерации.

Технические регламенты для комплексных систем безопасности

В 2009 г. большинство организаций, предприятий и специалистов, ведущих работы по созданию и внедрению комплексных систем безопасности (на стационарных объектах в виде зданий, строений, сооружений в первую очередь), будут ощущать применение и влияние разработанных и разрабатываемых технических регламентов для этой сферы.

Первым, имеющим прямое отношение к вопросу обеспечения безопасности объектов, является технический регламент по пожарной безопасности. Именно на него будут ориентироваться при разработке других технических регламентов по безопасности.

№ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г.

В этом законе установлено, что "каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности", которая включает в себя "систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности... Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом".

Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

В ФЗ дается классификация пожаров и опасных факторов пожара, технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности, а также пожарно-техническая классификация и определения категорий зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрыво-пожарной опасности.

Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности используется для установления безопасных параметров ведения технологического процесса.

Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

В № 123-ФЗ рассматриваются и такие системы, как система противодымной защиты, система пожарной сигнализации, система передачи извещений о пожаре.

Система пожарной сигнализации - это совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста.

Система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления.

Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны автоматически определить, имеет ли место возгорание, за время, необходимое для включения систем оповещения, в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

Системы создаются с применением различного вида установок пожаротушения и средств пожарной автоматики, в состав которых входят:

  • извещатели пожарные;
  • приборы приемно-контрольные пожарные;
  • приборы управления пожарные;
  • технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные;
  • системы передачи извещений о пожаре;
  • другие приборы и оборудование для построения систем пожарной автоматики.

Именно они помогают защитить людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара.

Основываясь на существовавших нормах пожарной безопасности, регламент ввел и новые требования в соответствии с № 184-ФЗ. Одним из подобных требований является подтверждение соответствия обеспечения пожарной безопасности на объекте путем ее декларирования.

По № 123-ФЗ "декларация составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации". "Лица, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества"

В середине 2008 г. в Правительство Российской Федерации был передан на рассмотрение проект Федерального закона "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества" (ТР ПКЗ).

Проект разработан специалистами ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России на базе национальных стандартов и руководящих документов МВД РФ.

Основные положения проекта были изложены в статье А.К. Крахмалева (журнал "Системы безопасности", 2008, № 5).

ТР ПКЗ установил понятие "криминальная безопасность" как состояние объекта защиты, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы либо действия ее последствий, и распространил требования на технические средства противокриминальной защиты. В качестве объектов защиты были приняты стационарные и подвижные объекты.

К стационарным объектам отнесены здания, строения, сооружения, их отдельные части или помещения, территории, занимаемые ими или прилегающие к ним, отдельные территории и находящиеся на них имущество, документы, денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц.

К подвижным объектам отнесены транспортные средства - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.

К техническим средствам и системам обеспечения противокриминальной защиты относятся:

  • средства инженерно-технической укрепленности;
  • системы охранной сигнализации:
    - средства обнаружения проникновения - автоматические и неавтоматические (тревожная сигнализация) охранные извещатели;
    - средства сбора и обработки информации - приборы приемно-контрольные, блоки, устройства и модули в составе комплексных (интегрированных) систем;
    - системы передачи извещений;
    - пульты централизованного наблюдения;
  • системы контроля и управления доступом;
  • системы охранные телевизионные;
  • системы оповещения о тревоге;
  • системы оперативной связи;
  • технические средства досмотра;
  • системы охраны и мониторинга транспортных средств;
  • средства и системы защиты от краж отдельных предметов;
  • системы электропитания и охранного освещения;
  • взрывозащитные средства.

Представленные ТР по № 123-ФЗ и проект ТР на ПКЗ объекта определяют наиважнейшие составляющие обеспечения безопасности любого объекта.

К ним при определенных требованиях и для объектов особой значимости и назначения могут добавляться дополнительные требования специального характера. Это относится к ОПО и объектам, защищаемым от угроз террористического характера. В этом случае системы будут дополняться необходимыми техническими средствами.

Особые требования по обеспечению информационной безопасности или по защите от угроз радиационного или экологического характера могут быть применены к системам специального назначения. При подобном расчленении системы обеспечения безопасности любого объекта в итоге могут иметь пять основных составляющих:

  • систему обеспечения пожарной безопасности;
  • систему обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • систему обеспечения антитеррористической защиты объекта на базе систем обеспечения противокриминальной защиты;
  • систему специального назначения.

В данном перечне отсутствуют присущие абсолютному большинству объектов системы и сети инженерного обеспечения, энергообеспечения, электроснабжения и прочие системы, наличие которых определяется другими техническими и проектными решениями, - возможно, они будут рассмотрены в техническом регламенте "Безопасность зданий и сооружений".

На базе первых четырех взаимосвязанных систем можно рассматривать единую систему обеспечения комплексной безопасности объекта. Такая система может оказать существенное влияние на повышение эффективности управления, принятия решений и мобилизации сил и средств на всех стадиях предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий возможных угроз. Кроме того, она позволит решать технические проблемы путем интеграции функций своих подсистем.

Различия по представлению деклараций по безопасности объекта

В соответствии с № 123-ФЗ декларация пожарной безопасности объекта представляет собой совокупность деклараций на отдельные системы СКВ.

По проекту ТР ПКЗ декларация безопасности должна подтверждать соответствие именно технических систем ПКЗ объекта. Проект предлагает три схемы подтверждения соответствия реализованной на объекте системы противокриминальной защиты. Изучив представленные федеральные законы и технические регламенты на важные составляющие СКВ, можно рассмотреть создание нормативного документа, облегчающего решение вопросов декларирования на конкретном объекте. Этот документ, представляющий собой "свод правил", мог бы быть полезным Ассоциации производителей.

В изложении ТР ПКЗ и ТР по пожарной безопасности имеются существенные различия. Тем не менее на объектах при их реализации будут действовать общие подходы к основным вопросам декларирования, к которым я бы отнес следующие:

  • назначение и значимость объекта, его определяющие характеристики;
  • место расположения объекта, его климатические условия, возможность проявления природных чрезвычайных ситуаций, способных усложнить или нарушить его нормальную жизнедеятельность;
  • анализ электромагнитной обстановки и установление других возможных источников помех для работы технических средств и систем;
  • другие возможные особенности эксплуатации объекта и предполагаемых технических средств и систем;
  • обоснование и условия применения системы обеспечения комплексной безопасности;
  • анализ возможности появления угроз от человека и технических средств, реализуемых на объекте и дополнительно влияющих на усиление возможности появления угроз;
  • расположение объекта и его влияние на рядом находящиеся объекты и территории при реализации наиболее опасных возможных угроз;
  • установление соотношения влияния организационных мер и применения технических средств и систем (СКВ) на предупреждение и/или устранение возникших угроз и их последствий;
  • анализ мест, зон объекта, уязвимых и наиболее подверженных воздействию установленных и принятых угроз;
  • принятие решения по категориям объекта в соответствии с требованиями технического регламента (ТР);
  • принятие решения по формированию подсистем или средств и систем, составляющих СКВ и установленных требованиями ТР;
  • составление и утверждение технического задания на СКВ и на две ее основные составляющие;
  • установление общих и частных требований к энергообеспечению и проведению монтажных работ;
  • выбор и обоснование применения технических средств и систем, составляющих СКВ;
  • установление общих и частных требований по составу и объему проектной, эксплуатационной и ремонтной документации;
  • установление общих и частных требований к методам испытаний на объекте по оценке подтверждения соответствия предъявляемым требованиям ТЗ;
  • составление и принятие декларации соответствия;
  • обеспечение условий проведения инспекционного контроля.

Возможно, что представленное рассмотрение покажется надуманным, но это - результат стремления облегчить многие вопросы, возникающие у заказчика, собственника, исполнителя, проектировщика и непосредственно организаций, реализующих на объекте все вопросы по формированию систем безопасности, как бы они ни назывались.

В данной главе представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности жизнедеятельности на территории Российской Федерации. Рассмотрены основные положения и статьи Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и иных федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от существующих опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера.

После изучения данной темы студент должен:

знать

  • основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;
  • основные положения и статьи Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года в области безопасности жизнедеятельности;
  • систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, структуры, отвечающие за ее реализацию;
  • общие положения основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств;
  • основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь

  • соблюдать основные правила безопасного поведения (на улице, в местах массового скопления людей, при возникновении криминогенных, террористических опасностей и угроз), предусмотренные действующим законодательством РФ в области безопасности;
  • соблюдать меры безопасности в различных ситуациях;

владеть

  • алгоритмом безопасного поведения в случае возникновения ЧС;
  • правилами личной безопасности, регулируемыми существующим законодательством РФ в области безопасности жизнедеятельности;
  • общими положениями основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств.

Основные понятия: федеральный закон, Конституция РФ, правовой акт, подзаконные акты, безопасность, безопасность жизнедеятельности, правовая система, законодательство в области БЖД, правовое обеспечение безопасности, пожарная безопасность, дорожно-транспортная безопасность, безопасность человека, общества и государства, международная безопасность.

Нормативные документы и правовые акты

Обеспечение принципов правового государства невозможно без высокой эффективности законодательного регулирования общественных отношений, основой которой являются единая правовая система, строгая соподчиненность и взаимодействие нормативных правовых актов, уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности представляет собой совокупность законов и различных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Нормативный акт – это документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы, т.е. общеобязательные, исходящие от государства, правила поведения. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы подразделяются на две большие группы, составляющие систему нормативных правовых актов, – федеральные законы и подзаконные акты (рис. 2.1).

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются Конституция РФ и федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые в совокупности составляют федеральное законодательство.

Строгое соблюдение законности является одним из основополагающих принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности. От современного специалиста требуется глубокое знание законов РФ и правовых актов, так как это поможет создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Система общеобязательных норм, установленных или разрешенных государственными органами и охраняемых от нарушений

государством, является регулятором взаимоотношений между личностью и обществом.

Рис. 2.1.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является основной закон государства – . Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций;
  • правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления);
  • приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Среди органов, осуществляющих безопасность, можно выделить следующие основные:

Рассмотрим более подробно некоторые из нормативных документов.

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, определяющая его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

В ст. 2 Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Статья 17 гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст. 59 защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В п. "ж" ст. 83 определен государственный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности – Совет Безопасности РФ, определяющей полномочия Президента РФ в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил РФ).

В 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР. В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета РФ по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности", но некоторые его пункты перестали отвечать требованиям современной действительности, и 28 декабря 2010 г. принимается новый Федеральный закон № 390-Φ3 "О безопасности" (далее – Закон о безопасности). В нем определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства и личности, общественной, экологической, информационной и иных видов безопасности. Определены система безопасности и ее функции, установлены порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон о безопасности устанавливает основные принципы обеспечения безопасности личности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, а также разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Данным документом также устанавливается содержание деятельности в этой сфере. С этой целью определяются соответствующие полномочия и функции Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального собрания РФ, федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также муниципалитетов.

В Законе о безопасности определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи, и другие вопросы. Принципы, которые закреплены в законе, легли в основу разработки многих законодательных актов в сфере безопасности.

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности РФ диктуется положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года , утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537 (далее – Стратегия-2020), которая представляет "официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу".

В документе раскрывается ключевое понятие: "национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".

Стратегия-2020 является базовым документом для планирования развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, а также основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Стратегическая цель национальной обороны состоит в предотвращении войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Основы и организацию обороны РФ определяет Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Закон об обороне).

Закон об обороне устанавливает полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Статья 9 данного закона регулирует правовые отношения граждан в области обороны, определяя исполнение воинской обязанности в соответствии с Законом об обороне. Раздел IV документа характеризует деятельность Вооруженных Сил, определяет общий состав, комплектование и штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Одним из важных элементов национальной безопасности РФ является гражданская оборона, обеспечивающая выживаемость государства в военное время. Правовые основы области гражданской обороны закреплены в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28 "О гражданской обороне" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о гражданской обороне).

Закон о гражданской обороне определяет основные задачи гражданской обороны, одной из которых является обучение населения защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также раскрывает принципы организации и ведения гражданской обороны, определяет органы, осуществляющие управление гражданской обороной. Государство определяет силы гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 относятся спасательные воинские формирования, подразделения Федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о защите населения), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон о защите населения определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

Действие Закона о защите населения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационноправовой формы (далее – организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия закона приводим ниже.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Основные цели Закона о защите населения – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с данным Законом определяются нрава и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о пожарной безопасности) определяет общие основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует общественные отношения, возникающие в этой области, закрепляет основные понятия.

Закон о пожарной безопасности описывает систему обеспечения пожарной безопасности в России, устанавливает виды и задачи пожарной охраны, указывает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области пожарной безопасности, регламентирует обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации, и т.д. Законом предусматривается обязательное обучение различных категорий населения мерам пожарной безопасности, в том числе в образовательных учреждениях различного уровня.

Деятельность, в основе которой лежит противодействие терроризму, регламентируется Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о противодействии терроризму).

Документ устанавливает организационные и правовые основы профилактики терроризма и борьбы с ним, а также применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом, основные принципы противодействия терроризму, формы ликвидации или возможность минимизации последствий терроризма.

Статьи 1–4 упомянутого Закона регулируют общие положения закона, они устанавливают правовую основу документа, описывают основные принципы, дают определения всем понятиям, используемым в законе, и определяют форму международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом. В ст. 5–8 трактуются организационные основы и применение Вооруженных Сил РФ в противодействии терроризму, а также пресечение террористических актов в воздушной среде и внутренних водах.

Закон о противодействии терроризму определяет правовой режим и условия проведения контртеррористических операций, в том числе задействованные в борьбе с терроризмом силы и средства, участие Вооруженных Сил РФ и форма руководства.

Статьи 18 и 19 упомянутого Закона регламентируют порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в гой или иной мерс от террористических актов, а также вопросы социальной и правовой защиты для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

Закон устанавливает ответственность организаций за причастность к терроризму, а также форму и размер вознаграждения за содействие в борьбе с данной преступной деятельностью.

Таким образом, исходные законодательные принципы обеспечения безопасности России составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные акты органов государственной власти и управления, а также международные договоры и обязательства РФ, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

ü Федеральные законы.

ü Указы Президента РФ.

ü Постановления Правительства РФ.

ü Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств.

ü Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления).

ü Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основными из них являются ФЗ:

ü «О безопасности».

ü «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ü «Об обороне».

ü «О гражданской обороне».

ü «О борьбе с терроризмом».

Важное значение имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.



В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых:

ü закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

ü закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

ü закон РФ «О радиационной безопасности населения»;

ü закон РФ «О пожарной безопасности»;

ü закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

ü закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

ü закон РФ «О защите прав потребителя»;

ü Уголовный кодекс Российской Федерации;

ü кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др.

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством природных ресурсов России, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральным горным и промышленным надзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

Документация Министерства здравоохранения и социального развития включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по регулированию и метрологии - Государственные стандарты (ГОСТ), Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунального хозяйства - строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей - это ОСТы, Правила и т.д.

Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 104.

Вопросы и задания

1. Что понимается под управлением безопасностью жизнедеятельности? Что является основой этого управления?

2. Чем определяется обеспечение безопасности жизнедеятельности?

3. Что регламентирует и на что направлена нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности?

4. Что является правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности?

5. Перечислите основные источники права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Какие федеральные законы являются правовой основой обеспечения государственной безопасности?

7. В каком документе представлена система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности?

8. Какими законами и кодексами регулируется комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации?

9. Какими министерствами и ведомствами Российской Федерации разрабатываются нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения?

10. Какие документы по вопросам безопасности жизнедеятельности разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)?

Цели и задачи курса.

Основной целью и задачей курса является необходимость научить предвидеть, прогнозировать и не допускать опасные и чрезвычайные ситуации, а также умело с сознанием дела действовать.

Предвидение достигается благодаря анализу тех факторов и явлений, которые сопутствуют данной действительности, при этом целесообразно учитывать влияние космических тел на состояние и деятельность человека, а также высказывание экстрасенсов и гадалок.

Умелые действия достигаются благодаря изучению стандартных правил, а также психологическим и физическим тренировкам.

Модуль 1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне».). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан. (8 кл 20-21, 10кл 78-81)

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1. Положения Конституции Российской Федерации, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г. Полная версия приложение 1).

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе IV Закона определены права и обязанности граждан Рос­сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

Права и обязанности граждан Российской федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Извлечения) .

Граждане Российской Федерации имеют право:

На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, пред­назначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о ме­рах необходимой безопасности;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

На ряд других компенсаций и льгот.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и техноло­гической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрез­вычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности; ш изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивиду­альными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои зна­ния и практические навыки в области безопасности;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возник­новении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В главе V определен порядок подготовки населения в области за­щиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).

В Законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и социаль­ные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Феде­рации. Определен порядок установления отношений в области пожар ной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организа­циями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и граждана­ми Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошколь­ных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образова­тельных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).

Закон определяет основы и организацию обороны Российской Фе­дерации, полномочия органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обя­занности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом определены права и обязанности граждан Российской Фе­дерации в области обороны (ст. 9).

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федера­ции, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (при­нят в 2006 г.).

В законе установлены основные принципы противодействия терро­ризму, правовые и организационные основы профилактики террориз­ма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные осно­вы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.



Согласно ст. 56 Конституции РФ "в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". Статья 71 Конституции РФ среди предметов ведения Российской Федерации устанавливает оборону и безопасность, а ст. 72 относит обеспечение общественной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.


В главе IV закона определены права и обязанности граждан РФ. Основные положения статьи 18:

Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

Основные положения статьи 19:

Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Закон РФ «О безопасности»

В данном законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства . Определена система безопасности и её функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

Согласно статье 1:

«Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

  • «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

Статья 2 закона «О безопасности» гласит:

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 9:

Основные функции системы безопасности.

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

  • Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

В законе определены общие правовые, экономические и соиальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, Определён порядок установления в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления...

Законом предусмотрена обязательное обучение детей в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности.


Федеральный закон «Об обороне»

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.


Законом определены права и обязанности граждан РФ в области обороны:

Статья 9. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны Граждане Российской Федерации: 1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; 2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; 3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; 4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Лучшие статьи по теме