Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Экологическое право кратко. Экологическое право. Контроль и управление в области охраны окружающей природной среды

Экологическое право кратко. Экологическое право. Контроль и управление в области охраны окружающей природной среды

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

  • по охране окружающей среды от разных форм деградации
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.



Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Экологическое право призвано регулировать общественные отношения, возникающие при взаимодействии общества и природы. В результате осуществления человеком хозяйственной деятельности они направлены на охрану окружающей среды и на обеспечение бережного и рационального использования природы и ее ресурсов.

Существует две формы взаимодействия природы и общества. Одна из них потребительская или экономическая. Человек использует и потребляет природу, а природные ресурсы необходимы, чтобы удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Другая форма – это экологическая. Взаимодействия направлены на защиту природы и природных ресурсов, на сохранение естественной среды обитания с многообразием биологических и социальных организмов.

Человек в ходе осуществления своей деятельности наносит колоссальный вред окружающей среде. Происходит и загрязнение окружающей среды антропогенными составляющими и истощение природных ресурсов, а также разрушение среды обитание живых организмов, в том числе и человека.

В основе предмета экологического права лежат природоохранные общественные отношениям.

Они являются основой для осуществления деятельности призванной сохранить, воспроизвести, улучшить породные ресурсы при их использовании, а также управлять природной средой. Это может касаться, как обеспечения экологической безопасности на охраняемых природных территориях, так и возникновения юридической ответственности при экологических правонарушениях.

В качестве объектов экологических взаимоотношений можно назвать землю с ее недрами, поверхностными и подземными водами, лесами, диким животным миром, природными ландшафтами, атмосферным воздухом, а также охраняемые природные объекты – это и национальные парки, заповедники и заказники, лечебно-оздоровительные местности, ботанические сады.

Экологическое право подразделяется на три его составляющих или подотрасли.

  1. Первая – это природоохранное , которое призвано выступать регулятором общественных отношений в результате осуществления охранных мероприятий природы и ее ресурсов.
  2. Вторая – это природоресурсное право, которое является регулятором отношений при пользовании природными ресурсами.
  3. Третья — это смежное право, которое регулирует разнообразные отношения общества и природы при помощи административного и др. прав.

Кратко об экологическом праве:

Экологическое право – система норм российского права в сфере отношений общества и природы. Регулирует природопользование, охрану природы, собственность на природные объекты, защиту экологических прав. Общая часть определяет эколого-правовые механизмы (экологическая экспертиза, ответственность за нарушения и проч.).

Особенная часть устанавливает нормативы по конкретным отраслям и объектам (требования по использованию водных ресурсов, обращению с промышленными отходами и т.п.). Специальная часть обеспечивает реализацию международных договоров на территории России.


В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают …


Гражданское право — это отрасль права, которая объединяет в себе правовые нормы, отвечающие за регулирование имущественных и личных неимущественных отношений, возникающих совместно …

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Со­блюдение норм права обеспечивается государством в принуди­тельном порядке.

Экологическое право - это отрасль права, которая регу­лирует общественные отношения в сфере взаимодействия об­щества и природы. Экологическое право является важным ин­струментом, используемым государством в интересах сохра­нения и рационального использования окружающей природной среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правового направления по­стоянно растет.

Источники экологического права

Источниками экологического права являются следующие правовые документы:

1) Конституция;

2) законы и кодексы в области охраны природы;

3) Указы и распоряжения Президен­та по вопросам экологии и природопользования; правительст­венные природоохранные акты;

4) нормативные акты мини­стерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)

В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоре­чить Конституции России и данному законодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопросы в области охраны окружающей среды:

Общие положения (гл. I);

Основы управления в области охраны окружающей сре­ды (гл. II);

Права и обязанности граждан, общественных и иных не­коммерческих организаций (гл. Ш);

Экономическое регулирование (гл. IV);

Нормирование (гл. V);

Оценка воздействий на окружающую среду и экологичес­кая экспертиза (гл. VI);

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);

Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных си­туаций (гл. VIII);

Природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

Государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

Контроль в области охраны окружающей среды (эколо­гический контроль) (гл. XI);

Научные исследования (гл. XII);

Должностные лица органов государственного экологическо­го контроля имеют широкие полномочия. В частности, соглас­но Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002), они име­ют право:

Принимать решения об ограничении, приостановлении и пре­кращении деятельности экологически вредных объектов;

Налагать административный штраф в установленном разме­ре за нарушение природоохранительного законодательства;

Предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного при­родной среде, и направлять материалы для привлечения ви­новных к уголовной ответственности;

Выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.

Помимо государственного в нашей стране действует еще про­изводственный и общественный контроль . В первом случае, речь идет о своеобразном контроле предприятия за своей деятельно­стью в области природопользования, во втором - о контроле выполнения требований законодательства об охране окружаю­щей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей при­родной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Наиболее массовыми добровольными организациями до не­давнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дружины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении ме­роприятий по охране природы, привлечение широких масс на­селения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в послед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-поли­тической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них - Социально-экологический союз, ассоциация «Эко­логия и мир», Центр экологической политики России, Эколо­гический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­ло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жиз­ни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Россий­ское экологическое движение и Экологический фонд России.

Бурное развитие человеческой цивилизации, сопровождающееся небрежным отношением к окружающей среде, привело к назреванию реальной проблемы экологической катастрофы на всем земном шаре, что ставит под угрозу само существование человека как биологического вида. Эта проблема является одной из основных в списке глобальных проблем современности, которые мировое сообщество пытается решить сообща. Современное государство определяет себе цель сберечь благоприятную окружающую среду для будущих поколений, для чего принимаются и реализуются соответствующие правовые нормы.

Так, Конституция РФ в ст. 12 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В то же время, согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В российском праве сложилась довольно обширная совокупность норм, регулирующих взаимодействие общества и природы. Именно они и составляют отрасль экологического права РФ.

Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как включает не только эколого-нравовые нормы, но и правовые нормы других отраслей права.

Как и любая самостоятельная отрасль права, экологическое право имеет свои предмет и метод правового регулирования.

Предмет регулирования отрасли права составляет конкретно определенная сфера общественных отношений. Предметом регулирования экологического права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества с природой.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, которые составляют предмет правового регулирования. Существует два основных метода правового регулирования, которые в разном соотношении используются во всех отраслях права: императивный и диспозитивный. Наряду с ними можно отметить и такие методы, как поощрительный - метод, предполагающий стимулирование социально полезного поведения, рекомендательный - метод, предполагающий обозначение для субъектов права наиболее предпочтительной для общества и государства модели поведения.

В отраслях публичного нрава, к которым относится и экологическое право, преобладает императивный метод правового регулирования, предполагающий невозможность отступления от установленной модели поведения, например, при установлении норм выбросов вредных веществ в атмосферу хозяйствующими субъектами.

В экологическом праве используется и диспозитивный метод, но в значительно меньшей степени, чем императивный.

Система экологического права

Систему экологического права составляют Общая, Особенная и Специальная части.

Общая часть экологического права состоит из положений, имеющих значение для всей отрасли экологического права:

  • предмет и метод;
  • система;
  • источники;
  • принципы;
  • экологические правоотношения;
  • право собственности и природопользование;
  • экологическая экспертиза;
  • экологический контроль;
  • управление экологией;
  • ответственность за экологические правонарушения. Особенная часть включает эколого-правовые режимы:
  • использования природных объектов;
  • защиты экологической системы.

Также сюда включается эколого-правовой режим охраны экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Сюда следует отнести режим охраны и использования конкретных компонентов природной среды:

  • недропользовании;
  • водопользовании
  • лесопользование;
  • пользование животным миром;
  • несельскохозяйственное производство;
  • сельскохозяйственное производство;
  • экологические системы, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.д.

Специальную часть экологического права составляют вопросы международно-правовой охраны окружающей среды, загрязнение Мирового океана, экология и космос.

Рассмотрение источников экологического права следует начать с Конституции РФ, в составе которой есть ряд положений, посвященных вопросу охраны окружающей среды и природопользования:

  • земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);
  • владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36);
  • каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами (п. 1 ст. 72).

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды

Традиционно выделяется несколько групп таких отношений - это отношения: по использованию природных ресурсов; отношения по охране окружающей среды; отношения собственности на природные объекты и ресурсы; отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Общественные отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, недрам, лесам. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, недропользования, лесопользования.

А регулирование отношений по охране окружающей среды касается защиты природных объектов (земли, воды, растительности, животного мира) от трех видов вредных воздействий: химического, физического и биологического.

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина, Конституция Российской Федерации играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Так ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. А часть 2 этой статьи устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.



Ст. 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

Важной характеристикой юридического понятия природы, является то, что как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования и воздействия на нее человеком. В то время, как в естественнонаучном смысле природа - это все объекты мира, вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос.

В соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных объектов, природно-антропогенных объектов, и антропогенных объектов.

Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, т.е. это вещество природы одного вида – земля, вода, лес и др.

Природно-антропогенный объект – природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (парки, лесопарки, заповедники и др.).

Антропогенный объект – объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, это могут быть дома, заводы, средства транспорта и многое другое.

В экологическом праве существует такое понятие, как природный ресурс – это более узкое понятие по сравнению с природным объектом – это часть природных объектов, которая используется человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это – рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект, и сами, при этом являются природными объектами, но природными ресурсами могут быть только потребляемые человеком объекты, в данном случае это рыба и дичь.

Экологическое правоотношение – это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

Они складываются на основе норм экологического права;

Субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей.

При этом, если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности.

Экологические правоотношения носят сознательно-волевой характер. Они складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений являются физические лица, юридические лица, государство и государственные органы.

Мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность – определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица в экологическом праве возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав.

Например, Конституцией Российской Федерации признано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Экологическая дееспособность – это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих сущность и социальное назначение права, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых). Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия, равенства перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

Отраслевые принципы определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Это такие принципы как:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Источники экологического права – это правовые акты, содержащие правовые нормы, регулирующие экологические отношения.

Источниками экологического права в первую очередь являются нормативные правовые акты различных уровней, которые в совокупности образуют систему источников, расположенных в определенной последовательности:

Конституция Российской Федерации,

Федеральные законы Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (указы) Президента Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (постановления) Правительства Российской Федерации,

Нормативные правовые акты (законы) субъектов Российской Федерации,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты.

В системы источников права все нормативные правовые акты, начиная от Конституции и заканчивая локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми на предприятиях, расположены в строгой иерархии по отношению друг к другу и не могут нарушать нормы (правила) установленные в вышестоящем нормативном правовом акте.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Федеральные законы регулируют правоотношения на всей территории России, занимая одно из важнейших мест в системе права. Их действие распространяется на всех граждан и все организации на территории Российской Федерации.

В России основным нормативным актом, регулирующим отношения в области природопользования, является Федеральный закон от 10.01.2002г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При регулировании землепользования, водопользования, лесопользования или недропользования необходимо руководствоваться такими нормативными актами, какЗемельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» соответственно. В этих нормативных актах, раскрываются понятия земельных участков, лесных земель, водных объектов, их охраны, собственности на такие объекты, их использования и многое другое. Однако, основные требования к охране перечисленных природных объектов, как компонентов составляющих окружающую природную среду, содержатся именно в законе «Об охране окружающей среды». Так в нем прописаны положения, касающиеся государственного управления охраной окружающей среды и полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан и их объединений, а так же экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Этот закон вводит такие понятия, как нормирование в области охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, зона экологического бедствия и чрезвычайной ситуации, особо охраняемая природная территория и другие.

При этом Федеральный закон «Об охране окружающей среды», дает основные понятия в этих областях, а для их развития принимаются иные нормативные акты, такие как Федеральный закон от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При заключении международного договора Россия обязана соблюдать установленные в договоре нормы и выполнять взятые на себя обязательства. Для этого часто требуется изменение внутреннего законодательства, издание новых законов или изменение существующих, такая процедура называется ратификация международного договора.

Международные договоры могут регулировать как общие вопросы, связанные с охраной природной среды, так и вопросы охраны отдельных природных объектов, таких как воздух, вода или некоторые виды диких животных.

Для международного сообщества, наиболее важным вопросом является охрана мирового океана, так как он имеет исключительное значение в жизнеобес­печении Земли. Океан - это «легкие» Земли, источник питания населения земного шара и сосредоточие огромных богатств полез­ных ископаемых. В целях охраны Мирового океана принят целый ряд соглашений, таких как: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отхо­дов и других материалов 1972 г.; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которая регулируя основные правовые вопросы мореплавания, затрагивает так же и тему охраны морской среды.

В масштабах государства основная ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления, его осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Государственные органы можно подразделить на два вида: органы общей компетенции и специально уполномоченные органы, на которые возложены отдельные функции или задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

Президент России;

Правительство России;

Правительства (администрация) субъектов Российской Федерации.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

К важнейшим функциям его управленческой деятельности относятся: определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Компетенция Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», от 17.12.1997г.; Федеральный закон от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д.

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды определяются правительством Российской Федерации. В настоящее время специально уполномоченными государственными органами являются:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР);

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ);

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Именно эти органы через свои подразделения, непосредственно проводят работу по организации охраны окружающей среды в России.

Использование природных ресурсов в России регулируется природоресурсным законодательством. Это означает, что при использовании земельных ресурсов основным нормативным актом в этой области является Земельный кодекс Российской Федерации. В нем прописано деление земель по целевому назначению на категории. К примеру: на территории земель поселений разрешается строительство жилья и жилой инфраструктуры, то есть на землях поселений возводятся города и населенные пункты; а земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства, выращивания различных культур.

При использовании лесных ресурсов страны для нужд народного хозяйства, в качестве правового руководства применяется Лесной кодекс Российской Федерации, где прописаны основные правила по использованию древесины и охране лесов в России.

Регулирование добычи полезных ископаемых, использования и охраны недр в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О недрах». Этим законом устанавливаются правила разведки и разработки полезных ископаемых, а так же лица, имеющие право на их добычу.

Однако, одной из основных задач для России является рациональное использование ее водных пространств. Под понятием рациональное использование понимается охрана водных биологических ресурсов в целях их неистощительного использования, а так же охрана водной среды от загрязнения в результате хозяйственной деятельности.

Решению этих проблем способствует Водный кодекс Российской Федерации. В нем установлены нормы, регулирующие такие вопросы как: право собственности на водные объекты, водопользование, управление в области использования и охраны водных объектов, ответственность за нарушение водного законодательства.

Не только Водный кодекс Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране водных ресурсов в России. Существуют так же и некоторые другие нормативные правовые акты в этой области.

Согласно ст. 67 Конституции, Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» дает определение континентального шельфа и закрепляет права России в его границах.

Континентальный шельф Российской Федерации – морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с международным правом континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Это означает, что государство не обладает здесь суверенитетом. В то же время признается, что применительно к данным пространствам государства обладают суверенными правами и юрисдикцией, используемыми для разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах.

Российская Федерация осуществляет следующие права на континентальном шельфе:

Суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов.

Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку и разработку, никто не может делать это без ее согласия;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды;

Однако права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают, правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Это означает, что, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с принципами и нормами международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Закон регулирует права Российской Федерации в исключительной экономической зоне, где Россия осуществляет:

Суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов;

Суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов;

Исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;

Исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

Юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Согласно законодательству о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне, их участки могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и иностранных государств, а также товариществам, создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юр. лица для добычи живых и минеральных ресурсов и других видов деятельности.

Любая деятельность в этих пространствах должна контролироваться с целью предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. В связи с этим проведение любых работ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне возможно только после получения пользователем соответствующей лицензии.

Лицензии на пользование недрами, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными на то федеральными органами (обороны, рыболовства, пограничной службы).

В лицензию включаются следующие сведения:

Об экологическом и гидрометеорологическом обеспечении пользования участками, включая организацию мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;

О мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

О страховании, консервации и ликвидации установок и сооружений по завершении работ.

Пользователи участков обязаны:

Соблюдать международные нормы и стандарты, законы и правила Российской Федерации по защите морской среды, минеральных и живых ресурсов;

Осуществлять технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия;

Регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации.

Буровые работы на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне могут проводиться для целей, не противоречащих международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

Условия проведения буровых работ включают в себя:

1) типы и технические характеристики буровых платформ и иного используемого для проведения буровых работ оборудования;

2) сведения о соответствии буровых установок требованиям в области охраны окружающей среды;

3) комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды, а также по снижению и возмещению ущерба, наносимого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам;

4) данные о мерах по обеспечению безопасности судоходства, транспортной безопасности при проведении буровых работ и в районе их проведения.

Законами о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне определяются виды и порядок использования живых ресурсов.

Видами использования живых ресурсов являются:

Вылов живых ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях;

Вылов живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации;

Вылов живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;

Разведка и промысел живых ресурсов;

Товарное выращивание живых ресурсов.

Применение экологических нормативов и стандартов в области природопользования осуществляется для сохранения многочисленных природных богатств и естественной природной среды для настоящего и будущих поколений. Только рациональное использование ископаемых, живых и растительных ресурсов, а так же их охрана от вредоносного антропогенного воздействия, может оградить человека от многочисленных болезней и неблагоприятных последствий природного характера.

Лучшие статьи по теме