Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Технические характеристики ручных пожарных стволов. Работа с ручными стволами Работа с пожарными рукавами и стволами

Технические характеристики ручных пожарных стволов. Работа с ручными стволами Работа с пожарными рукавами и стволами

Подъем рукавной линии при помощи пожарного автоподъемника Подъем рукавной линии с помощью автоподъемника и подача ствола производится водителем и пожарным №1 и №2. По команде: «Автоподъемник (указать, куда), ствол «Б», рукавную линию с помощью автоподъемника МАРШ», водитель подъезжает к зданию, выбирает ровную площадку и устанавливает автоподъемник. Пожарный №1 берет ствол, напорный рукав, рукавную задержку и заходит с ним в люльку, после подъема люльки вверх поворачивает фиксаторы откидного мостика и кладет его на конструкцию здания, выходит на указанное место, раскатывает напорный рукав, рукавную задержку и один конец рукава отдает пожарному №2 а ко второму концу присоединяет ствол, создает 10 метровый запас рукава, выходит на позицию и докладывает « Первый ствол ГОТОВ» Пожарный №2 берет и раскатывает в сторону люльки два напорных рукава, соединяет их между собой, с одним концом рукава заходит в люльку и закрепляет его за ее огорожу. После подъема люльки вверх берет у пожарного№1 рукавную задержку и один конец проложенного им рукава, соединяет его с рукавом, проложенным вертикально, и закрепляет задержкой рукавную линию. Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки Расчет – двое пожарных. По команде «Ствол Б рукавную линию веревкой МАРШ»пожарный №1со стволом, спасательной веревкой и рукавной задержкой поднимается на указанную высоту. Предупреждает пожарного №2 словом «Берегись» и после этого бросает спасательную веревку вниз, оставив конец у себя. Пожарный №2 раскатывает напорные рукава, соединяет их между собой, закрепляет спасательную веревку за напорный рукав, сообщает об этом пожарному №1 «ГОТОВО» затем поднимается к пожарному и работает у него подствольщиком. Пожарный №1 поднимает рукавную линию веревкой, создает 10 метровый запас рукава и закрепляет его рукавной задержкой за конструкцию здания, присоединяет ствол выходит на позицию и докладывает о готовности. Подъем рукавной линии по пожарным лестницам Подъем рукавной линии по стационарным или переносным лестницам и по автолестницам производится расчетом из двух пожарных. По команде «Ствол «Б» МАРШ пожарный №1 прокладывает напорный рукав к лестнице, присоединяет к нему ствол, перекидывает ствол с напорным рукавом через левое плече. Напорный рукав идущий в низ пожарный пропускает между ног или около правой руки и подымается на этаж или крышу создает 10 м. запас напорного рукава, закрепляет его рукавной задержкой за подоконник, карниз и другую конструкцию здания и докладывает «Первый ствол ГОТОВ». Пожарный №2 прокладывает второй напорный рукав соединяет рукава подтягивает их держит выдвижную лестницу при подъеме пожарного №1 присоединяет рукавную линию к разветвлению. Когда ствольщик работает на автолестнице, разрешается прокладывать рукавную линию по автолестнице посередине между тетивами колен и закреплять ее за ступеньки рукавными задержками. Уборка рукавной линии поднятой на высоту производится по команде «Ствол ВНИЗ» Пожарный открывает разветвление и спускает воду из рукавной линии. Далее открепляется задержка и с помощью спасательной веревки рукавная линия опускается вниз. Подъем рукавной линии в лестничной клетке между маршами По команде «Ствол Б рукавную линию между маршами МАРШ» пожарный №1 приносит напорный рукав в скатке к маршу лестницы (на первом этаже) раскатывает его к зданию, конец напорного рукава берет в левую руку, пропускает его между маршами лестничной клетки и подымается на указанную этаж, создает 10м. запас рукавной линии, закреплять ее рукавной задержкой, присоединяет ствол и докладывает Первый ствол ГОТОВ. Пожарный №2 раскатывает напорный рукав соединяет напорные рукава помогает пожарному №1 поднять рукавную линию вверх (расправляет напорные рукава, подтягивает их и т.п.), присоединяет рукавную линию к разветвлению. Поднимается вверх и работает подствольщиком у пожарного №1. По команде «Отбой» пожарные убирают рукавную линию. Прокладка рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути Прокладка рукавных линий производится сначала сверху рельсов с остановкой движения и с одновременным подкопом под рельсами, а за тем напорный рукав прокладывается под рельсами и присоединяется к рукавной линии. При возможности быстрой прокладки напорного рукава под рельсами движение транспорта не останавливается, но контролируется пожарными с двух сторон. При прокладке рукавной линии через проезжую часть дороги надо прокладывать ее перпендикулярно дороге, рукавную линию защищать рукавными мостиками, установить контроль за движением автотранспорта (снижение скорости, движения по мостикам), выставив с красным флажком пожарного, сотрудника ГАИ; направлять транспорт в объезд; не устанавливать разветвление на проезжей части дороги, не допускать перекручивание, заломов рукавов и ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги.

При определении позиции стволов командир, прежде всего, останавливает направление, куда огонь главным образом распространяется или может распространиться, и в этом решающем направлении сосредоточивает основные силы и средства.

Учитывая, что огонь распространяется во все стороны (в одни - слабее, а в другие - сильнее), наряду с расстановкой основного количества стволов на решающем направлении производится расстановка стволов также и на других направлениях, обеспечивающих окружение огня как на площади, охваченной огнем, так и над и под ней (если пожар в одном этаже здания).

Когда огонь будет окружен со всех сторон, задача состоит в том, чтобы приостановить распространение (т. е. локализовать пожар), а затем ликвидировать его.

Существует ряд общепринятых правил, проверенных на практике. Эти правила ствольщику следует помнить при работе со стволом:

· - Чтобы обеспечить лучшее попадание струи воды (или пены) на горящие предметы (конструкции, материалы), надо подойти к ним как можно ближе и занять позицию па уровне или выше очага горения. Близкий подход к очагу горения необходим также с целью лучшего использования силы струи. Надо учитывать, что первая половина струи наиболее сильная.

· - Подавать воду следует только на видимые горящие конструкции и предметы, а не по дыму. Подача струи по дыму не приведет к тушению огня, а вызовет только нецелесообразное, а иногда и вредное расходование воды;

· - Действовать струей нужно навстречу наибольшего распространения огня и одновременно маневрировать струей так, чтобы ограничить распространение его во все другие стороны.

· - Продвигаться вперед со стволом необходимо возможно быстрее, но не оставляя по пути продвижения огонь непотушенным. Продвигаясь вперед, надо тушить огонь, направляя струю в места, где горение наиболее сильное.

· - При продвижении вперед со стволом нельзя подвергать рукав порче (обгоранию ткани, проколам, действию кислот или едких веществ). С этой целью необходимо тщательно потушить огонь там, где будет проходить рукавная линия, не тянуть рукава через участки, где имеются разнообразные конструкции с торчащими гвоздями или какими-либо острыми металлическими поверхности.



· - Направлять струю нужно не на языки пламени, а непосредственно на горящие предметы (конструкции, материалы) – в места наиболее сильного горения.

· - При ликвидации горения на вертикальных плоскостях (стенах, перегородках, опорах) струю следует направлять сверху вниз так, чтобы вода, стекающая сверху, способствовала тушению огня внизу.

· - При ликвидации горения на поверхности горизонтальных конструкций на разных плоскостях (пола и потолка одного этажа) струю воды следует в первую очередь направлять вверх (в данном случае на потолок), чтобы приостановить распространение огня в вышележащие этажи, обезопасить себя от падения конструкций потолка, при обгорании их, и использовать стекающую сверху воду для тушения огня на поверхности пола.

· - Направлять струю необходимо навстречу распространению огня и в первую очередь на те части конструкции, сгорание или изменение прочности которых при нагреве может вызвать обрушение всей конструкции или части сооружения.

· - При пожарах в скрытых конструкциях (в пустотелых перегородках, в пустотах перекрытий и покрытий, в междупольных пространствах и т.д.) ликвидация горения производится с одновременной разборкой конструкций.

· - Ликвидацию горения в вертикальных пустотелых конструкциях, вентиляционных каналах и пустотелых покрытиях нужно производить сверху. При горизонтальных пустотелых конструкциях, например, в междупольных пространствах струю направляют навстречу огню с той стороны, куда он может распространиться в первую очередь, со стороны наибольшего протяжения пустот.

· - при наличии в конструкциях (перекрытиях, опорах, лестницах и пр.) металлических деталей (балок, колонн, ферм) нужно обращать особое внимание на необходимость защиты их струями воды во избежание разрушения.

Если до того, как поданы струи воды на место пожара, металлические детали конструкции здания, а также бетонные, железобетонные и кирпичные своды покрытий оказались сильно нагретыми, их нужно охлаждать постепенно, так как быстрое охлаждение может вызвать деформацию или обрушение конструкции. Распознать степень нагрева металлических или других конструкций можно путем кратковременного направления на них струй воды. При сильном нагреве соприкосновение воды с металлической конструкцией вызывает бурное парообразование.

В тех случаях, когда, на позиции ствола в перекрытиях или стенах имеются проемы или отверстия (двери, окна, люки, отверстия для прохода валов и т. д.) их надо защищать струей, маневрируя ею так, чтобы огонь не мог распространиться через эти проемы и отверстия в другие помещения как по горизонтали, так и по вертикали.

Если на позиции ствола обнаружилась опасность обрушения конструкций (например, перекрытий), ствольщик должен немедленно доложить об этом командиру, а при явной угрозе обрушения переменить место работы со стволом. Наиболее безопасными с точки зрения обрушения являются дверные и оконные проемы в капитальных стенах, площадки лестничных клеток, зоны, а также противопожарные стены (при позиции на крыше).

При работе со стволом, предназначенным для защиты от огня расположенных по соседству помещений и отдельных частей здания, струю нужно направлять на те из них, которым угрожает наибольшая опасность, и в первую очередь, на верхние их части.

При вскрытии или разборке конструкций, спасении людей и эвакуации имущества следует струей ограждать людей, занятых на этих работах, от действия высокой температуры и огня.

В случае необходимости нарастить рукавную линию у ствола для продвижения с ним вперед, надо остановить работу насоса или снизить давление, затем вблизи ствола сделать залом рукава, отомкнуть ствол и нарастить рукав. При работе нескольких стволов через разветвление, наращивать рукава у одного из стволов можно, не останавливая насоса, не снижая давления, а перекрыв соответствующий вентиль на разветвлении.

При перемене позиции действующего ствола нужно переводить ствол опущенным вниз или перекрыть его.

При работе на крутых крышах, на больших высотах и на приставных лестницах необходимо надежно закрепляться самому и закреплять рукавную линию.

Нельзя прикасаться самому и направлять струю воды (пены) на электропровода и электроустановки, находящиеся под напряжением.

При наличии хрупкой или стеклянной тары тушение огня следует производить не компактной, а распыленной струей.

При защите от огня резервуаров с легко воспламеняющимися жидкостями, баллонов со сжатыми газами нужно равномерно охлаждать нагревающиеся поверхности резервуаров (баллонов).

Наиболее сильное охлаждение должно быть в местах, куда подается пена. Это делается для того, чтобы уменьшить разложение пены от действия температуры нагретых стенок резервуара.

При одновременной работе пенных и водяных стволов не рекомендуется направлять струю воды в места подачи пены.

Если при работе в условиях низких температур необходимо временно прекратить подачу воды, надо, не перекрывая ствола, вывести последний наружу в такое место, чтобы струя не попадала на пожарно-техническое вооружение или на соседние здания; при работе со стволами на крыше нельзя обливать водой поверхность крыши во избежание ее обледенения. Если крыша обледенеет, это затруднит продвижение по ней личного состава пожарных подразделений и может привести к несчастным случаям.

При работе с пенным стволом необходимо:

· - при тушении пожара в емкости с нефтепродуктами подавать струю только после выхода из ствола хорошей пены;

· - подавать пену на горящую поверхность жидкости так, чтобы пена не зарывалась в толщу жидкости;

· - направлять пену в одну точку, чтобы она, расплываясь, постепенно покрывала всю горящую поверхность жидкости;

· - при тушении пеной пожара твердых материалов маневрировать стволом так, чтобы вся горящая поверхность была покрыта слоем пены.

Следует постоянно помнить, что вода обладает не только огнеспасительными свойствами. Она способна причинить ущерб несгоревшим частям здания, имуществу и т.п. Поэтому вода должна применяться только в том количестве, которое действительно необходимо для тушения огня.

Чтобы при тушении любого пожара (особенно пожара внутри здания) проливалось как можно меньше воды, ствольщикам следует выполнять следующее:

· внутри зданий прокладывать, как правило, прорезиненные рукава и подавать стволы с насадками малого диаметра;

· немедленно докладывать командиру о необходимости замены ствола РСК – 50 стволом РС – 70 или стволом от насоса высокого давления;

· применять, где возможно и целесообразно, перекрывные стволы и стволы с водораспылителями;

· если нет надобности в стволе, быстро прекращать действие водяных струй путем перекрывания ствола (если перекрывающее устройство на нем имеется) или вывода струи наружу через ближайший дверной, оконный или иной проем;

· прекращение струи с перекрыванием ствола необходимо также и тогда, когда ствольщик перестает видеть очаг огня.

Решающим обстоятельством, которое позволяет сократить расходование воды, является умение ствольщиков работать со стволами. Чем квалифицированнее ствольщики, тем меньше требуется времени и средств на ликвидацию пожара, тем с меньшими убытками от огня и воды будет ликвидирован пожар.

Если на пожаре подается не один, а несколько стволов, очень важно правильное взаимодействие ствольщиков. Для успешного тушения пожара ствольщикам полезно знать не только свою непосредственную задачу, но и задачи, поставленные перед ствольщиками соседних позиций. Это необходимо для того, чтобы путем тесного взаимодействия нескольких стволов огонь был быстро окружен, и для него была исключена возможность распространения, особенно между позициями смежных стволов.

Взаимная поддержка ствольщиков, работающих по соседству друг с другом, очень важна также тогда, когда на одной из позиций создается тяжелое положение (угроза прорыва и дальнейшего распространения огня), а одного ствола на данном участке явно недостаточно. В таких случаях на помощь может прийти ствольщик соседней позиции. Однако, перенос струи или перевод ствола на поддержку соседней позиции может быть произведен только по указанию командира. И лишь в случае явной угрозы для соседнего ствольщика пожарный решает такие вопросы самостоятельно, но одновременно он не должен ослаблять работу на своей позиции.

Подствольщик - ближайший помощник ствольщика. В его обязанность входит помогать ствольщику в прокладке рукавов, в достижении позиции ствола, подменять ствольщика в случаях продолжительной его работы со стволом или работы в тяжелых условиях, а также в других случаях.

В обязанность пожарного, выполняющего обязанности подствольщика, входит также при высоком давлении в линии помогать ствольщику работать со стволом; закреплять рукавную линию при подъеме ее на высоту; обеспечивать позицию ствола необходимым запасом рукавов; осуществлять временную починку рабочей линии; осуществлять связь ствольщика с командиром,соседними ствольщиками, бойцом, работающим на разветвлении, или шофером на пожарном автомобиле (мотопомпе); наблюдать за конструкциями в пределах позиции ствола и производить работы по вскрытию и разборке конструкций на позиции.

Подствольщик должен обладать знаниями, иметь практический опыт и навыки, как и ствольщик.

От слаженности совместной работы ствольщика с подствольщиком зависит успех ликвидации горения на пожаре.

Оставление ствольщиком позиции ствола допускается, как правило, только с разрешения или ПО распоряжению непосредственного или вышестоящего командира. Исключением из этого правила являются случаи, когда жизни ствольщика угрожает явная опасность вследствие обрушений, отравления ядовитыми газами или парами и т. д. В таких случаях ствольщик, оставив позицию ствола, обязан без промедления доложить об этом своему командиру.

Перемена позиции (а не маневрирование) ствола допустима только по разрешению командира. Однако, когда командира поблизости нет и с ним нельзя связаться, ствольщик может принять самостоятельное решение о перемене позиции ствола, если он совершенно уверен в том, что это необходимо. Например, это следует делать для оказания помощи людям, нуждающимся в спасении; или в случае неожиданного распространении огня на участок, где отсутствие струи может осложнить обстановку пожара.

О всяком изменении позиции ствола и о соображениях, которыми при этом ствольщик руководствовался, необходимо по возможности быстрее докладывать командиру.

Прежде чем менять позицию ствола по собственной инициативе, ствольщик должен всесторонне обдумать создавшееся положение и только после этого принять соответствующее решение, всегда помня, что необоснованное изменение позиции ствола может лишь осложнить обстановку.

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога. Раз мы с Вами встречаемся здесь, на этих страницах, значит так или иначе, но Вас интересует и беспокоит противопожарная безопасность.

Причины для этого, уверен, у каждого свои: кто-то имеет непосредственное отношение к пожаротушению, кто-то хочет дать достойный отпор изрядно надоевшему пожарному инспектору, а кого-то действительно заботит собственная безопасность. Мы поможем всем!

Согласитесь, что чем бы не обуславливались наши встречи, знать, как готовятся, тренируются наши доблестные спасатели, пожарные – важно и интересно. Поэтому сегодня мы поговорим про упражнения с пожарными рукавами стволами и разветвлениями, которые являются неотъемлемой частью начальной подготовки огнеборцев.

Отработка упражнений с рукавами, естественно, крайне важна – при борьбе с огнем учитывается каждая секунда, даже ее доля. Любое промедление бывает смерти подобно. Имеет значение абсолютно все: насколько правильно было проведена последняя перекатка, скорость развертывания скатки, прокладка рукавов непосредственно к месту тушения, и многое другое.

Нечеткое выполнение хотя бы одного из этапов позволят огню, пожару распространятся дальше и дальше, поглощая все большую территорию.

Правительство Российской Федерации не могло остаться в стороне от безопасности своего народа – соответствующие законы, приказы и другие нормативные акты постоянно изменяются, отвечая всем требованиям норм современности.

Поэтому с 14 августа 2015 года вступает в силу новый Приказ Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» от 23.12.2014 №1100н, пришедший на смену Приказу МЧС РФ №630 от 31.12.2002 года.

Чтобы соответствовать всем требованиям охраны труда, необходима специальная подготовка, отработка основных упражнений, перечень которых отнюдь не произвольный.

Он «рекомендуется» замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 29 декабря далекого 2003 года утвердил «Программу подготовки личного состава ГПС МЧС России» для всех структурных подразделений.

В данном нормативном акте вторым номером «рекомендуемых упражнений», после занятий с пожарными лестницами, следуют «упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями». Пусть Вас не смущает слово «рекомендуемый» — невыполнение «рекомендаций» от министерства, сами понимаете, чревато.

В 2011 учебно-методический совет МЧС России рассмотрел и одобрил «Сборник примерных программ профессиональной подготовки личного состава подразделений добровольной пожарной охраны», где также обсуждаемые нами упражнения, естественно, рассматриваются как необходимые действия по тушению пожаров.

Естественно, что начальники абсолютно всех подразделений кинулись составлять планы проведения практических занятий со своим личным составом, руководствуясь методическими указаниями, соответствующей учебной литературой и так далее, чтобы выполнение любых действий, связанных с противопожарной безопасностью, и действий с пожарными рукавами также, соответствовали «Нормативам по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы», утвержденным МЧС.

Ну что ж, я думаю, все вышеперечисленное в достаточной мере убедило Вас в том, что, как ни крути, а практиковаться надо и, главное, придется. Поэтому давайте соблюдать боевой устав пожарной охраны и, проверив по списку личный состав, перейдем к выполнению плана упражнений.

Тренировка

Согласно методическому плану проведения занятий по «пожарно-строевой и физической подготовке», для того, чтобы «научить и совершенствовать навыки пожарного, методически грамотно выполнять все действия с пожарными рукавами, стволами и рукавной арматурой», достаточно 3-х часов.

Начиная с теоретического повторения материала, постепенно переходим к практике. Учтите, что все тренировки в обязательном порядке проходят в специальной защитной одежде и снаряжении.

Перед началом практического занятия, обеспечьте себя всем необходимым: потребуются пожарные рукава разных диаметров (51мм, 66мм, 77мм и 125мм), рукавные задержки, зажимы, разветвления и водосборник. Собрав все перечисленное, следуйте в гараж Вашей пожарной части или на спортивную площадку.

Итак, упражнение первое: замена прокладок.

В нашем случае прокладка – это резиновый уплотнитель, используемый в соединительных головках рукавов и стволах. После того, как прозвучала команда «Уплотнители – заменить!», возьмите левой рукой соединительную головку, а правой достаньте из нее резиновый уплотнитель. Затем берите новый и наложите его на кольцевой паз, как следует утопив по всей окружности. Все, упражнение выполнено.

Идем далее: соединение и разъединение головок. Пожарная соединительная головка – это арматура, которая смыкается практически мгновенно (возможно даже быстрее), с помощью которой пожарные рукава соединяются между собой, со стволами и другим пожарным оборудованием, с насосами.

Поэтому, по команде «Рукава – соединить!», надо взять один конец пожарного рукава, на котором есть головка, зажать коленями, взять накидную гайку другого рукава и соединить обе головки между собой.

Если Вы работаете в паре, то тогда пусть каждый из Вас возьмет по головке в руки. Став друг напротив друга, соедините их и, сжимая уплотнители, поворачивайте одну навстречу другой, пока полностью их не соедините.

Если соединительные головки винтовые, то, по сути, действия те же самые. Разница лишь в том, что тот, у кого в руках оказалась накидная гайка, будет накручивать ее по часовой стрелке, до упора.

Чтобы разъединить, соответственно, все действия выполняйте в обратном порядке, и скручивание головок проводите просто в противоположном направлении.

Корректное соединение головок является крайне важным, а почему – очевидно: не умея это делать как следует, соединение рукавов, установка разветвления и многие другие необходимые действия Вы не сможете выполнить. Поэтому давайте проверим свои навыки.

Установка разветвления. Итак, команда «Рукав к разветвлению – присоединить!». Ваши действия: подходите к разветвлению, берете правой рукой соединительную головку рукава и, наклонившись или став на одно колено, придерживая разветвление свободной рукой, соединяете одно с другим.

Наращивание пожарной линии

Тренировка на наращивание пожарной линии также лишний раз проверит Ваше умение работать с соединительными головками. Команда «Линию первого ствола одним рукавом – нарастить!» прозвучала. Исходное положение – Вы работаете со стволом, а Ваш напарник – подствольщиком.

После команды напарник бежит за скаткой и раскатывает ее параллельно действующей линии. Подается команда «Воду – остановить!», по большей части направленная водителю пожарного автомобиля. После прекращения подачи воды, Вы отсоединяете ствол от своего рукава и присоединяете его к тому, что принес напарник.

Присоединив, продвигайтесь вперед, изменяя позицию ствола, в то время как напарник присоединяет рукав к действующей линии, расправляет новый участок и кричит «Готово!». Звучит команда «Воду – дать!», и процесс тушения продолжается.

Если требуется нарастить более двух рукавов, то, в таком случае, напарник сперва соединяет рукава между собой, после присоединяет к действующей линии, естественно, расправляет, и так далее. Уверен, что у Вас все получается. Поэтому можем переходить к следующему этапу нашей тренировки – прокладке рукавов из скатки.

Прокладка рукавных линий

Варианты прокладки рукавов различаются, в зависимости от ландшафтных условий. Она может быть:

  • Горизонтальной, тянущейся по земле или полу. Тогда при расчете длины на один погонный метр учитывается 1-2 метра напорного рукава.
  • Вертикальной, прокладываемой в высоту, как внутри, так и снаружи строения. Если это жилое здание, то на один этаж предполагается 4-5 метров рукава. Если промышленное, то 6 – 8 метров, для обычной высоты этажа.
  • Ползучей, прокладываемой по наклонной плоскости. Здесь считается для жилого здания – 10 метров на этаж, для производства – 12-15м.
  • Смешанная, включающая одновременно различные варианты прокладки. В таком случае расчет подразумевает учитывать каждый отрезок.

Рабочая рукавная линия, проложенная Вами, будет осуществлять подачу воды или других огнетушащих веществ от разветвления и далее, к стволу, к пеногенератору. Но ведь до разветвления тоже используются рукава, соединяющие его с насосом.

Этот участок рукавной линии называется магистральным. Прокладка магистральной линии осуществляется для соединения емкостей, подающих воду, перекачивающих насосов, для подачи воды от них к разветвлению.

Прокладка и рабочей, и магистральной линии, по сути, происходит одинаково. Отработаем эти действия. Возьмите правой рукой скатку за концы рукавов рядом с головками. Левой – с другой, противоположной стороны. Движения должны быть резкими и быстрыми – дорога каждая секунда.

Удерживайте скатку правым предплечьем, согнув руку в локте. Замахнувшись правой рукой назад, сделайте резкий шаг вперед левой ногой и выбрасывайте скатку вперед, само собой, не выпуская концов из рук.

Скатка должна раскручиваться по земле сама. Перед самым концом раскатки рукава, сделайте резкий рывок назад рукой, держащей соединительные головки. Теперь один конец (нижний) бросайте на землю и быстро-быстро бегите в сторону прокладки, держа в руке второй конец. Развернув таким образом рукав, можете и вторую соединительную головку положить на землю.

Учтите, что, по нормативам, один человек должен справляться с прокладкой магистральной линии, например, 3-х рукавов диаметром 77 мм хотя бы за 55 секунд – это оценка «удовлетворительно». Если хотите на «отлично», то управиться надо на 10 секунд быстрее.

Скатывание рукавов

Как Вы понимание, здесь немалое значение сыграет то, насколько качественно, умело, была проведена накануне скатка. Поэтому последним нашим упражнением, я думаю, разумно будет провести скатывание рукавов.

Как Вы знаете, есть два варианта: одинарная скатка и двойная. Понятное дело, что для использования на пожарном автомобиле используется только второй вариант, но, согласитесь, уметь надо делать обе. Приступим?

Начнем с одинарной, потому что для двойной Вам понадобится напарник. Итак, разложите рукав на земле. Возьмите в руки соединительную головку и, стараясь все сделать как можно плотнее, а, главное, ровнее, наложите ее на поверхность рукава. Таким образом, потихоньку продвигаясь вперед, скатывайте его.

Раз напарник уже подошел, то приступим к варианту №2. Разложив пожарный рукав на земле, сложите его пополам в длину, но так, чтобы верхняя половина была короче нижней примерно на 70 см. В принципе, скатывание теперь от места сгиба можно делать так же, как и в случае с одинарной скаткой.

Но только напарник должен обязательно, по мере скатывания, выравнивать рукав и натягивать его, продвигаясь синхронно с Вами.

Скачать план-конспект занятия

И совсем маленький бонус для руководителей занятий по пожарно-строевой и физической подготовке: план-конспект занятия «Упражнения с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями» можно скачать . Уверен, что многим этот конспект пригодится.

В принципе, на этом нашу тренировку можно считать оконченной. Повторите все выполненное с рукавами разного диаметра. Чтобы быть во всеоружии, проведите упражнения по замене пожарных рукавов, их починке, прокладке линий через препятствия.

Наша работа направлена исключительно на удовлетворение Вашего интереса, на обеспечение Вас всей необходимой информацией в области противопожарной безопасности. Мы следим за любыми изменениями в законодательстве и наши публикации всегда актуальны. Поэтому, оформив подписку на наш блог, Вы всегда в курсе, всегда во всеоружии против самого вредного инспектора, всегда знаете, что делать в случае возникновения опасности.

Позаботьтесь о друзьях и близких – расскажите им о нас в социальных сетях, поделившись ссылкой.

До скорой встречи.

Написали заявление на возврат денег за путевку Ждем решения туроператора. Искренне надеюсь, что обойдемся без справок.

Вчера на тренировке Юлька потянула связки на правом голеностопе. Очень расстроена — нога правая, за рулем ездить пока не получается. А я вчера лишний раз потренировался оказывать первую помощь при растяжении связок. Ходим теперь в фиксирующем бандаже. Юлька, поправляйся уже скорее.

И еще одна новость: друзья, скоро Новый год. А вы уже подготовились? Подзарядились новогодним настроением? Покупаете подарки? Если еще нет, то рекомендую вам поторопиться. Это я про настроение. Уже пора зарядиться и жить в ожидании большого новогоднего чуда Что вы заказали у Деда Мороза?

Упражнения с пожарными рукавами и рукавными принадлежностями проводятся с целью подготовки личного состава к умелой и быстрой прокладке магистральных и рабочих рукавных линий на пожарах.

На занятиях решаются следующие задачи:

Обучение различным способам укладки пожарных рукавов на автомобили, прокладки рукавных линий и их уборки после работы и выработка навыков в выполнении указанных упражнений;

Обучение подъему рукавных линий на высоты;

Тренировка в работе с пожарными стволами;

Обучение правилам защиты и временного ремонта рукавов на пожаре.

В зависимости от диаметра пожарные рукава подразделяются на 77, 66, 51 мм, 89, 110 и 150 мм.

Скатывание рукавов производится в одинарную или двойную скатку и выполняется, как правило, одним пожарным. Одинарная скатка скатывается по всей длине от одного конца к другому. При скатывании в двойную скатку пожарный складывает рукав вдвое и скатывает его от середины к концам. При этом верхний конец рукава должен быть короче нижнего.

Складывание рукавов в "гармошку" производится двумя пожарными. Один перегибает рукав по размерам отсека кузова автомобиля и укладывает рукав в отсек, другой соединяет рукава между собой.

Наматывание рукавов на заднюю катушку производится расчетом из трех пожарных. Пожарный № 1 закрепляет соединительную головку рукава на оси катушки и укладывает рукав слева направо и справа налево ровными рядами. Пожарные № 2 и № 3 вращают диски катушки до полной намотки рукавов на катушку. После этого пожарный № 1 закрепляет свободный конец последнего рукава, продевая соединительную головку рукава под последний виток.

В боевой работе и на учебных занятиях могут быть различные виды прокладки рукавных линий. Горизонтальная рукавная линия прокладывается по земле или по полу; вертикальная поднимается снаружи или внутри здания (сооружения) снизу вверх или опускается сверху вниз.

Ползучая рукавная линия прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям, а смешанная - одновременно по горизонтальным, вертикальным и наклонным плоскостям.

Рукавные линии различают магистральные и рабочие. Магистральная линия предназначается для подачи воды от насоса или внутреннего пожарного крана к стволу; для подачи воды от насоса до разветвления или до пеногенератора; для соединения насосов, работающих вперекачку; для подачи воды в лафетный ствол. Рабочая рукавная линия предназначается для подачи воды от разветвления к стволу или пеногенератору.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке - 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке - 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания обычной высоты; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.


При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее одного рукава.

Разветвления предназначены для подачи воды из магистральной рукавной линии в рабочие линии. Они бывают двухходовые, трехходовые, четырехходовые и "гребенки".

Напорные пожарные рукава соединяются между собой в рукавную линию при помощи соединительных головок. Соединительные головки бывают следующих типов: "Рот", Богданова и винтовые.

Замена резиновых прокладок в соединительных головках "Рот" производится по команде "Прокладки заменить!". По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой - вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки.

При замене прокладок в соединительных головках типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Для соединения рукавов между собой подается команда "Рукава соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов, устанавливает их друг против друга так, чтобы при сжатии преодолеть сопротивление резиновых прокладок, и поворачивает клыки навстречу друг другу до полного их соединения. Если усилий рук недостаточно для преодоления сопротивления прокладок, тогда головки прижимаются коленями и совместными усилиями рук и ног производится их соединение.

При соединении головок типа Богданова они устанавливаются друг против друга. Выступ одной головки вставляется в паз другой, и поворотом рук по часовой стрелке головки соединяются между собой.

Соединение винтовых головок производится двумя пожарными. Каждый из них берет в руки соединительную головку рукава и поднимает ее до уровня колен. Затем головки устанавливаются друг против друга так, чтобы внутренняя резьба накид-ой головки вошла в резьбу другой головки, поворотом по часовой стрелке производится соединение.

По команде "Рукава разъединить" усилием рук (правой к себе, левой от себя) повернуть и отсоединить соединительные головки типа "Рот" и типа Богданова. Винтовые соединительные головки разъединяются поворотом накидной головки против часовой стрелки. Для разъединения винтовых головок и головок типа Богданова применяются ключи.

Соединение головки рукава с разветвлением, колонкой, напорным патрубком насоса, пеногенератором, гидроэлеватором и другими приборами производится так же, как описано выше.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Учебные вопросы:

  1. Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки.
  2. Замена прокладок соединительных головок.
  3. Подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки.
  4. Прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канава, железнодорожный путь и т.п.).
  5. Прокладка рукавных линий с этажей способом наращивания.

Охран труда

Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде, в касках с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.

При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда

  • При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий.
  • При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;
  • рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;
  • нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;
  • прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;
  • в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами.

Пожарный рукав

Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.

Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) – рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорный пожарный рукав – рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:

  • прорезиненные;
  • латексные;
  • с двухсторонним полимерным покрытием;
  • льняные;
  • рукава на рабочее давление 3 МПа (30 кг/см2).

Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.

Соединение пожарных рукавов между собой с пожарными стволами и другим оборудованием

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

Соединение пожарных рукавов производится по команде: “Рукава – соединить!”. По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: “Рукава – разъединить!”. По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола к рукаву. По команде: “Ствол – присоединить!” пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую – пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: “Рукав к разветвлению – присоединить!”. По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: “Поврежденный рукав – заменить!” один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

Существуют различные виды прокладки рукавных линий:

  • горизонтальная – прокладывается по земле или по полу;
  • вертикальная – прокладывается на высоту снаружи или внутри здания;
  • ползучая – прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;
  • смешанная - одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

Различают магистральные и рабочие рукавные линии.

Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления; для соединения насосов (емкостей), работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки

Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: “Рукав из скатки – проложить!” пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой – с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.

Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета – с правой стороны автомобиля в одну шеренгу. По команде: “Разветвление (указывается место установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток – марш!” пожарный № 2 открывает отсек автомобиля и берет две скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй рукав и присоединяет его соединительную головку к напорному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным №. 1. Пожарный № 1 берет две скатки рукавов и бежит в сторону прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава, соединяет их между собой и прокладывает линию к месту установки разветвления. Пожарный № 3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.

При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.

Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) – сбоку или снизу.

Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле “гармошкой”, производится расчетом – один человек на один рукав. По команде: “Рукавную линию из “гармошки” на три рукава – проложить!” пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 – третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке

Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него; на тренировочных занятиях – у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение.

Если междумаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания.

Если междумаршевое расстояние меньше размера соединительных головок рукавов, то при прокладке рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале необходимо на первом этаже раскатать один или несколько рукавов (в зависимости от длины рукавной линии). Ствольщик со стволом и рукавной задержкой берет один конец рукава и, пропуская его между маршами лестничной клетки, поднимается на заданный этаж. Затем он создает запас рукава, закрепляет линию рукавной задержкой, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности к работе. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает под ствольщиком.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подстволыциком.

По команде “Рукав в одинарную скатку - скатать!” пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, про­двигаясь вперед, скатывает рукав.

Скатывание рукавов в двойную скатку производится 2-мя пожар­ными. По команде “Рукав в двойную скатку - скатать!” рукав склады­вается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче нижней примерно на 60-70 см. Скатывается рукав от места перегиба к соединительным головкам одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Уборка рукавов “восьмеркой” производится одним пожарным по команде: “Рукав восьмеркой-убрать”. Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис.) и т. д. При уборке рукава “восьмеркой” пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав мокрый убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

Уборка рукавов восьмёркой

Укладка рукавов “гармошкой”.

Рукава укладываются “гармошкой” двумя пожарными по команде: “Рукава “гармошкой” – уложить!”. Пожарные складывают рукава “гармошкой” по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки закрепляют их ремешками.

Замена прокладок соединительных головок

Замена прокладок соединительных головок производится по команде «Прокладки заменить!» По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой – вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки. При замене прокладок типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Подъему сухой рукавной линии на высоту

Для подъема рукавной линии и шанцевого инструмента на высоты назначается расчет из двух человек.

Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом «Берегись» и после ответа «Есть, берегись», бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя.

Пожарный №2 внизу раскатывает рукава, соединяет их между собой, вяжет петлю, закрепляет рукавную линию (шанцевый инструмент) на веревке, оставляя достаточную длину конца веревки для сопровождения и удержания рукавной линии (шанцевого инструмента) от здания.

Для вязки узла взять веревку в левую руку (ладонью вверх), в правую руку (ладонью вниз) на расстоянии 25-30 см от левой руки (Рис. 1).

Сделать две петли вращательным движением кистей рук по часовой стрелке (Рис. 2), сложить их вместе, перекладывая из левой руки в правую (Рис. 3).

Надеть петли на рукав у соединительной головки и затянуть.

Затем протянуть верхний конец веревки вдоль ствола (шанцевого инструмента) к спрыску, сделать петлю (Рис. 4), надеть ее на ствол (шанцевый инструмент) и затянуть верхним концом веревки (Рис. 5).

Сообщить Пожарному №1 «Готово». Пожарный № 1 поднимает рукавную линию (шанцевый инструмент), Пожарный № 2, находясь на безопасном расстоянии, сопровождает подъем, натягивая веревку. Ниже приведены интересные материалы по работе с веревкой, которые так же полезно знать.

Прокладка рукавной линии через препятствия (заборы, железнодорожные, трамвайные пути, канавы)

При прокладки напорных рукавов через заборы используют ручные пожарные лестницы. Переходы рукавов на заборах предохраняют рукавными седлами или подсобным материалом. Рукавные линии через шоссейную дорогу прокладываются перпендикулярно к ней и защищают их рукавными мостками, расстояние между которыми должно быть равными ширине между колесами автомобилей.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию рекомендуется прокладывать поверх путей при остановке движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно вместе с этим готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который проложен над рельсами.

Прокладка рукавных линий с этажей способом наращивания

Для подачи стволов в верхние этажи зданий рукавные линии прокладывают внутри зданий между маршами, а также с наружной стороны зданий. В зданиях повышенной этажности, наиболее целесо­образно рукавные линии собирать из скаток, поднятых на высоту по маршевым лестницам и затем, раскатывая спус­кать их в низ, или при помощи спасательных веревок.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следую­щим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на 1 погонный метр местности; при вертикальной прокладке – 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания; при ползучей про­кладке – 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж произ­водственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определя­ется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее 1 рукава.

Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания

По команде: «Ствол «Б» на 12-й этаж, разветвление – на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию из скаток – марш»: пожарный № 1 бе­рет ствол и рукав «Б», рукавную задержку; пожарный № 2 раз­ветвление, рукав «А», рукавную за­держку. Оба поднимаются бе­гом по лестнице на лестнич­ную клетку 11-го этажа, устанавливают разветвление, раскатывают рукав «А» опуская его вниз с балкона незадымляемой лестничной клетки (окна), присоединяют к раз­ветвлению и закрепляют его задержкой. За­тем прокла­дывают рукав «Б» до ис­ходной позиции ствола. Пожар­ный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 под­ствольщи­ком и на разветвлении.

Пожарный № 3 берет скатку рукава «А» и рукавную задержку, поднимается на незадымляемую лестничную клетку 6-го этажа, раскатав рукав, соединяет его с рукавом, проложенным с 11-го этажа. Затем опускает свой рукав вниз и закреп­ляет его задержкой за конструкцию здания.

Пожарный № 4 берет скатку рукава «А», прокладывает рукав­ную ли­нию от АЦ к рукаву проложенному с 6-го этажа.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этаж­но­сти, при помощи спасательной веревки.

Расчет из четырех пожарных построен у АЦ, находящейся в 10 м от 12-этаж­ного жилого дома.

По команде: «Ствол «Б» на 12-й этаж, разветвление – на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками – марш»: пожар­ный № 1 бе­рет ствол и рукав «Б», спас.веревку, рукавную задержку; пожарный № 2 раз­ветвление, спас.веревку, рукавную за­держку. Оба поднимаются бе­гом по лестнице на лестнич­ную клетку 11-го этажа, связывают две веревки между собой (спосо­ба­ми, применяемыми при закреплении спас.вере­вок за кон­струк­цию при самоспасании), от­крывают окно и сбрасывают один конец ве­ревки на землю. За­тем подни­мают рукавную линию «А» с земли до 11-го этажа, закреп­ляют рукав­ной задержкой, устанавливают разветвление, присоединяют к нему рукава «А», прокла­дывают рукав «Б» до исходной позиции ствола. Пожар­ный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 подствольщи­ком и на разветвлении.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов «А», прокладывают рукав­ную ли­нию от АЦ к зданию, привязывают конец спас.веревки к рука­ву, помогают про­кладывать рукавную линию до 11-го этажа, по­жарный № 3 поднимается на ле­стничную клетку 6-го этажа, где через окно закреп­ляет нижний рукав за­держкой за конструкцию здания.

Лучшие статьи по теме