Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Осаго
  • Отсутствует реальная возможность участия обвиняемого в. Место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно,! однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Другие пути влияния на власть

Отсутствует реальная возможность участия обвиняемого в. Место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно,! однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Другие пути влияния на власть

. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия

1. Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

Часть девятая статьи 115 во взаимосвязи с частью третьей той же статьи и пунктом 2 части первой статьи 208 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не предусматривают эффективных средств защиты законных интересов собственника имущества, на которое наложен арест для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, в случаях приостановления предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2011 N 1-П).

3. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.

4. По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.

5. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Комментарий к статье 208

1. Приостановление предварительного следствия представляет собой временный перерыв в производстве следственных и иных процессуальных действий, обусловленный невозможностью их проведения в отсутствие подозреваемого, обвиняемого.

2. После приостановления предварительного следствия производство каких бы то ни было следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу не допускается.

3. Основания приостановления предварительного следствия связаны с невозможностью участия в деле подозреваемого, обвиняемого. Отсутствие или тяжкое заболевание потерпевшего, свидетеля, защитника и других участников судопроизводства не может служить основанием для приостановления предварительного следствия; если без их участия невозможно завершить расследование по делу, срок следствия должен быть продлен.

4. В связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается как в случае, когда отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о причастности какого бы то ни было конкретного лица к совершению преступления, так и в случае, когда в отношении лица, привлеченного в качестве обвиняемого, уголовное преследование было прекращено в связи с его непричастностью к преступлению. При этом предполагается, что сам факт совершения общественно опасного деяния и наличие в нем состава преступления сомнений не вызывают. В связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие может быть приостановлено лишь после того, как истекли сроки расследования и выполнены все следственные действия, которые возможны в отсутствие обвиняемого (включая и те, которые направлены на его установление и розыск). По уголовному делу, которое было возбуждено в отношении конкретного лица, приостановление предварительного следствия в соответствии с п. 1 ч. 1 комментируемой статьи возможно лишь после прекращения уголовного преследования в отношении подозреваемого.

5. В п. 2 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрены, по сути, два самостоятельных основания для приостановления предварительного следствия: то, что обвиняемый, подозреваемый скрылся от следствия, и то, что местонахождение обвиняемого, подозреваемого неизвестно. Необходимость различения этих оснований обусловлена тем, что они влекут различные не только уголовно-процессуальные, но и уголовно-правовые последствия. В случае, если обвиняемый, подозреваемый скрылся от следствия или суда, предварительное следствие может быть приостановлено практически на неограниченный срок, так как в этом случае течение срока давности привлечения к уголовной ответственности приостанавливается и может быть возобновлено лишь после задержания подозреваемого, обвиняемого или его явки (ч. 3 ст. 78 УК). При неизвестности местонахождения обвиняемого, которая не связана непосредственно с его укрывательством от следствия, течение срока давности не приостанавливается и при его окончании уголовное дело подлежит прекращению.

6. Обвиняемый, подозреваемый признается скрывшимся от следствия, если он, зная о вынесении следователем постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, намеренно изменяет свое местонахождение или иным образом уклоняется от явки по вызовам дознавателя, следователя или прокурора. О существовании такого постановления лицу может стать известно как в результате предъявления ему обвинения, так и вследствие объявления его в розыск, направления ходатайства о его выдаче властям страны, в которой он в данный момент находится, и т.д. Факт информирования лица о том, что оно является обвиняемым, подозреваемым по уголовному делу, должен быть подтвержден в каждом конкретном случае приостановления предварительного следствия.

7. Предварительное расследование приостанавливается ввиду неизвестности местонахождения обвиняемого, подозреваемого в тех случаях, когда изначально, с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о применении к нему меры пресечения или о привлечении лица в качестве обвиняемого, следствие не располагало данными о его месте жительства или же когда место жительства было изменено, но при этом нет оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый стремился уклониться от следствия или дознания.

8. Приостановление предварительного расследования в связи с отсутствием реальной возможности участия в уголовном деле обвиняемого, подозреваемого, место нахождения которого известно, может иметь место прежде всего в тех случаях, когда обвиняемый, подозреваемый находится вне пределов РФ и уклоняется от явки по вызовам дознавателя, следователя или прокурора. По этому основанию производство может быть приостановлено и в других ситуациях (в частности, когда обвиняемый, подозреваемый находится в известном месте на территории РФ, но доступ к нему в силу объективных причин затруднен).

9. На основании п. 4 ч. 1 комментируемой статьи предварительное следствие приостанавливается, если: 1) обвиняемый, подозреваемый страдает тяжелым заболеванием (психическим или соматическим); 2) заболевание носит временный характер, что констатируется в случае, когда по прошествии некоего времени возможно как полное выздоровление обвиняемого, так и снятие острых форм заболевания; 3) заболевание по своему характеру таково, что оно препятствует участию лица в следственных и иных процессуальных действиях. Наличие у обвиняемого, подозреваемого такого тяжелого заболевания удостоверяется медицинским заключением, которое может быть подготовлено как врачебной комиссией, так и единолично врачом - специалистом в соответствующей области медицины.

10. Заключение о наличии или отсутствии у обвиняемого, подозреваемого тяжелого заболевания может быть подготовлено врачом как на основании постановления дознавателя или следователя, так и по просьбе самого обвиняемого, его защитника или законного представителя. Наличие у обвиняемого, подозреваемого заболевания может быть подтверждено также медицинскими справками и заключениями, подготовленными вне связи с производством по уголовному делу, а иногда и до его начала.

11. В тех случаях, когда в целях установления психического (а подчас и физического) состояния обвиняемого, подозреваемого назначается судебная экспертиза, до получения ее результатов предварительное следствие по делу не может быть приостановлено. Экспертиза является следственным действием, а в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи приостановление предварительного следствия в связи с тяжким заболеванием обвиняемого допускается только после выполнения всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого.

12. Если в результате судебно-психиатрической экспертизы, проведенной в период предварительного следствия, у обвиняемого, подозреваемого будет установлено психическое расстройство, наступившее после совершения преступления и исключающее применение к нему уголовного наказания, следователь выносит постановление не о приостановлении предварительного следствия, а о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Такая мера в виде помещения лица в психиатрический стационар может применяться только по судебному решению.

13. После того как лицо вылечится (или по крайней мере у него будет снято реактивное состояние), суд по представлению соответствующего медицинского учреждения или по просьбе заинтересованных лиц отменяет принудительную меру медицинского характера и направляет дело прокурору, который в зависимости от конкретных обстоятельств возобновляет следствие либо принимает решение о прекращении уголовного дела.

14. При наличии одного из указанных в ч. 1 настоящей статьи оснований и предусмотренных в ч. 4 и 5 этой же статьи условий следователь выносит постановление о приостановлении предварительного следствия. Это постановление должно быть мотивированным. В нем необходимо указать: а) преступление, в связи с обнаружением признаков которого ведется производство по уголовному делу; б) обстоятельства, послужившие основанием для приостановления предварительного следствия; в) наличие условий, при которых допускается возможность такого приостановления.

15. Предварительное следствие приостанавливается по уголовному делу в целом, даже если основания для этого касаются только одного из нескольких обвиняемых или лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. Вместе с тем, если при производстве предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, выявляются основания для приостановления следствия, которые касаются только некоторых из них, должен быть рассмотрен вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих лиц в отдельное производство. Рассмотрение такого вопроса должно признаваться обязательным, если хотя бы один из обвиняемых, в отношении которого не имеется оснований для приостановления производства, содержится под стражей или в отношении его применены такие меры принуждения, как временное отстранение от должности или наложение ареста на имущество.

16. Приостановление предварительного следствия в случаях, если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, а также если обвиняемый, подозреваемый скрылся от предварительного следствия или его местонахождение неизвестно по другим причинам, возможно лишь при условии, что истек срок предварительного следствия. В случаях, если участие в уголовном деле обвиняемого, подозреваемого, чье местонахождение известно, но его участие в уголовном деле невозможно или если обвиняемый, подозреваемый страдает тяжелым заболеванием, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания срока расследования.

17. Обязательным условием приостановления предварительного следствия является выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого или подозреваемого.

18. Одновременно с приостановлением предварительного следствия по уголовному делу в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, или в связи с тем, что обвиняемый скрылся от предварительного следствия или его местонахождение неизвестно по иным причинам, следователь обязан принять меры к его розыску. При этом розыск обвиняемого по приостановленному уголовному делу не может осуществляться с помощью следственных действий.

, обвиняемый и его защитник .

2. После приостановления предварительного следствия следователь :

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;

2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 208 настоящего Кодекса, устанавливает место нахождения подозреваемого или обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

3. После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается.

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

1. Специалист приглашается для участия в производстве по уголовному делу в случаях, когда органу уголовного преследования, суду либо иным участникам уголовного процесса при исследовании доказательств могут потребоваться специальные знания в определенной области. В связи с этим статьей 62 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) установлено, что специалистом является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, вызванное органом, ведущим уголовный процесс, для участия и оказания содействия в производстве следственных и других процессуальных действий.

2. Отводу специалиста посвящена статья 86 УПК. Однако конкретные основания для отвода специалиста в ней не перечисляются, а лишь дается ссылка на часть 1 статьи 85 УПК, предусматривающую основания для отвода эксперта. В свою очередь, пункт 1 части 1 статьи 85 УПК содержит ссылку уже на часть 1 статьи 77 УПК, закрепляющую перечень обстоятельств, устраняющих судью от участия в рассмотрении уголовного дела. В результате анализ норм главы 9 УПК позволяет прийти к выводу о том, что часть 1 статьи 77 УПК является универсальной и не только применяется при решении вопроса об отводе судьи, но и распространяет свое действие на других участников уголовного процесса, включая специалиста.

3. Следовательно, исходя из содержания части 1 статьи 86 УПК, можно констатировать, что основаниями для отвода специалиста служат те же обстоятельства, которые влекут и отвод эксперта, несмотря на некоторые отличия, характеризующие деятельность этих участников уголовного процесса.

В частности, специалист не может принимать участие в производстве по уголовному делу:

  • если он находился или находится в служебной или иной зависимости от лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судьи, защитника, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителей или производил по данному уголовному делу ревизию;
  • в случае обнаружения его некомпетентности.

4. Определение того, является ли данное лицо надлежащим специалистом для того, чтобы его можно было привлечь в таком качестве для участия и оказания содействия в производстве следственных и других процессуальных действий по данному уголовному делу (с учетом пункта 1 части 1 статьи 77 УПК), а также удостоверение в его компетентности (предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 85 УПК) могут быть осуществлены посредством выяснения его образования, специальности и специализации, занимаемой должности, опыта применения им специальных знаний и научно-технических средств и методов, использование которых необходимо для качественного выполнения следственных и других процессуальных действий. Для этого орган, ведущий уголовный процесс, вправе потребовать у специалиста представить документы, подтверждающие его специальную квалификацию, сообщить по его требованию, а также по требованию сторон сведения о своем профессиональном опыте и отношениях с лицами, участвующими в производстве по материалам и уголовному делу, представление и сообщение которых входит в обязанности специалиста, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 62 УПК.

Необходимо учитывать, что педагог или психолог, участвующие в допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, согласно части 1 статьи 62 УПК также являются специалистами. В связи с этим среди документов, подтверждающих возможность участия в допросе несовершеннолетних, вызываемые для этого педагог или психолог должны иметь удостоверение, выдаваемое им на основании абзаца 4 пункта 5 Положения о порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.2001 N 1533. На это обстоятельство также обращается внимание в обзоре Верховного Суда Республики Беларусь от 01.01.2002 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

5. Кроме того, учитывая положения части 1 статьи 77 УПК, следует отметить, что специалист не может принимать участие в производстве по уголовному делу:

  • если он является по данному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем;
  • если он участвовал в производстве по данному делу в качестве переводчика, понятого, лица, производящего дознание, следователя, государственного обвинителя, прокурора, частного обвинителя, секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания — помощника судьи), защитника, законного представителя подозреваемого или обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;
  • если он является родственником государственного обвинителя, прокурора, частного обвинителя, следователя, лица, производящего дознание, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, представителя, защитника;
  • если имеются иные обстоятельства, дающие основание считать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного дела.

6. Следует заострить внимание на том, что предыдущее участие лица в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не является основанием для его отвода. С учетом положений части 2 статьи 86 и части 1 статьи 85 УПК можно предположить, что не является основанием для отвода специалиста и предыдущее его участие в производстве по делу в качестве эксперта. Вместе с тем, если лицо ранее принимало участие в деле как эксперт и давало экспертное заключение, то оно не должно выступать в суде с разъяснением специальных вопросов, входящих в предмет данной экспертизы, в качестве специалиста, а может делать это только как эксперт.

7. Таким образом, общий смысл оснований для отвода специалиста сводится к возможной прямой или косвенной личной заинтересованности его в исходе дела и некомпетентности.

Полагаем, что в том числе и с целью выяснения оснований для отвода частью 2 статьи 200 УПК предусмотрено, что перед началом производства следственного и иного процессуального действия орган уголовного преследования удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъясняет специалисту его права и обязанности, предусмотренные статьей 62 УПК, и предупреждает об ответственности, установленной законодательными актами, о чем делается отметка в протоколе и удостоверяется подписью специалиста. Аналогичный порядок участия специалиста закреплен в соответствии со статьей 299 УПК и при разбирательстве уголовного дела в заседании суда первой инстанции.

8. Наряду с тем что в соответствии со статьей 320 УПК председательствующий разъясняет специалисту его права и обязанности, предусмотренные статьей 62 УПК, и предупреждает об установленной законодательными актами ответственности за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей, в рамках статьи 321 УПК председательствующий также обязан разъяснить сторонам их право заявления отвода составу суда, кому-либо из судей и другим участникам судебного разбирательства, включая специалиста.

9. Отвод специалисту может быть заявлен как в устной, так и письменной форме, не требующей какого бы то ни было особого порядка оформления. Письменное заявление об отводе (самоотводе) приобщается к уголовному делу. Устное заявление заносится в протокол следственного действия, либо составляется отдельный протокол устного заявления об отводе, а в судебном заседании оно заносится в протокол судебного заседания. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 76 УПК отводы и самоотводы рассматриваются и разрешаются безотлагательно после их заявления и поступления.

10. Право на отвод специалиста может быть реализовано участником уголовного процесса на любой стадии производства по делу. Перед принятием решения об отводе орган, ведущий уголовный процесс, может получить объяснения от специалиста и лица, заявившего отвод. В результате заявление об отводе в каждом конкретном случае рассматривается тем органом (должностным лицом), в чьем производстве в данный момент находится уголовное дело. В частности, вопрос об отводе специалиста при производстве предварительного расследования разрешает орган уголовного преследования, а в судебном заседании — суд, рассматривающий уголовное дело. При этом выносится мотивированное постановление (определение), о чем уведомляется специалист и участник уголовного процесса, заявивший отвод специалисту.

В случае если основания для отвода специалиста установлены в рамках судебного заседания, данный вопрос разрешается всем составом суда, а само решение об отводе либо отказе в удовлетворении заявленного отвода в соответствии с частью 2 статьи 305 УПК выносится в совещательной комнате, излагается в виде отдельного документа — определения (постановления) и оглашается в судебном заседании. Кроме того, орган, ведущий уголовный процесс, при обнаружении обстоятельств, исключающих участие специалиста в уголовном процессе, на основании части 3 статьи 76 УПК в пределах своей компетенции отстраняет его от участия в производстве по делу по собственной инициативе даже в том случае, если никто из участников уголовного процесса не заявлял об этом.

11. Обязанностью специалиста в соответствии с частью 2 статьи 76 УПК является также необходимость заявить самоотвод, если ему известно хотя бы одно из обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе. В этом случае орган, ведущий уголовный процесс, должен проверить обоснованность сделанного заявления и только при подтверждении соответствующих обстоятельств принимать решение об удовлетворении заявления специалиста.

12. Принятые решения по заявленным отводам, в том числе и об отказе в удовлетворении заявленного отвода, могут быть обжалованы заинтересованными участниками уголовного процесса в общем порядке, предусмотренном разделом V УПК.

13. При неявке специалиста и невозможности его замены в силу части 2 статьи 299 УПК разбирательство уголовного дела откладывается.

14. Таким образом, к вопросам, связанным с привлечением и соответственно отводом специалиста (как и других участников уголовного процесса), необходимо относиться достаточно серьезно, принимая во внимание, что прямая или даже косвенная заинтересованность в исходе дела или некомпетентность специалиста могут привести к тому, что предварительному расследованию или судебному разбирательству будет придана ошибочная направленность, проводимые с участием специалиста следственные действия окажутся неэффективными, а доказательства будут утрачены. В результате в случае выявления обстоятельств, исключающих участие в деле того или иного участника уголовного процесса, в том числе и специалиста, уже после того, как данным участником выполнены определенные процессуальные действия или приняты процессуальные решения, эти действия и решения на основании положений статей 8 и 105 УПК могут быть признаны недопустимыми и не имеющими юридического значения.

Комментарий к статье 59 настоящего Кодекса

1. Объективность и беспристрастность судей будут важнейшими предпосылками

соблюдения требований закона при осуществлении правосудия по уголовным делам.

Правовой статус судьи как носителя судебной власти создает гарантии его

объективности. Не случайно по϶ᴛᴏму Закон "О статусе судей" (ст.3) устанавливает,

что судья при исполнении ϲʙᴏих полномочий, а также во внеслужебных отношениях

должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство

судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности.

Для обеспечения беспристрастности и объективности судей комментируемая

статья устанавливает перечень обстоятельств, кᴏᴛᴏᴩые делают невозможным участие

судьи в рассмотрении уголовного дела.

2. По основаниям, указанным в комментируемой статье, отвод может быть

заявлен профессиональным судьям, народным заседателям, присяжным заседателям,

рассматривающим уголовное дело, а также запасным заседателям.

3. В п.1 ч.1 статьи указаны обстоятельства, устраняющие судью от участия

в рассмотрении уголовного дела в связи с недопустимостью совмещения в одном

лице функций судьи и какого-либо иного субъекта, участвующего в уголовно-процессуальной

о том, что лицо, допрошенное на предварительном следствии в качестве свидетеля,

не может входить в состав суда при рассмотрении ϶ᴛᴏго же уголовного дела.

При этом лицо не может входить в состав суда, независимо от того, было

ли оно допрошено в качестве свидетеля или нет, но имеются данные, в силу кᴏᴛᴏᴩых

оно может быть, согласно ст.72, вызвано для допроса в качестве свидетеля.

4. В п.2 ч.1 ст.59 в качестве обстоятельств, устраняющих судью от участия

в рассмотрении дела, рассматривается наличие родственных отношений, в том

числе с участниками уголовного процесса. Отношения родства между судьей и

иными лицами, участвующими в уголовном процессе, сами по себе влияют либо

могут влиять на беспристрастность и объективность судьи, рассматривающего

уголовное дело.

Под понятием "родственные отношения" имеются в виду не только отношения

близкого родства (о понятии "близких родственников" см. комментарий к п.9

ст.34), но и более отдаленные родственные отношения.

5. Участие в составе одного и того же суда лиц, состоящих в родстве между

собой, также препятствует всестороннему, полному и объективному расследованию

и разрешению уголовного дела. По϶ᴛᴏму будет недопустимым.

6. Перечень обстоятельств, исключающих возможность участия судьи в производстве

по уголовному делу, приведенный в комментируемой статье, не будет исчерпывающим.

К числу иных обстоятельств, дающих основание считать, что судья лично,

прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела (п.3 ст.59), следует относить

такие обстоятельства, кᴏᴛᴏᴩые сами по себе или в совокупности с другими обстоятельствами

указывают на наличие у судьи личного (прямого или косвенного) интереса в исходе

данного дела, вызывают сомнения в его беспристрастности. Нужно помнить, такие обстоятельства

могут быть обусловлены дружескими или неприязненными отношениями с лицами,

участвующими в деле, либо быть вызваны враждой, завистью, местью и т.п. мотивами.

Иными обстоятельствами, дающими основания считать, что народный или присяжный

заседатели лично, прямо или косвенно, заинтересованы в деле, могут быть также

признаны их служебная зависимость от лиц, участвующих в деле, существование

между ними отношений подчиненности или старшинства по служебной линии и другие

подобные причины.

Личная заинтересованность судьи в исходе дела должна определяться в каждом

конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела.

7. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что в ходе судебного разбирательства

председательствующий и народные заседатели обязаны воздерживаться от высказывания

любых оценок и выводов по существу рассматриваемого дела вплоть до удаления

суда в совещательную комнату для постановления приговора, исключив любые проявления

предвзятости и необъективности (Сборник постановлений Пленумов по уголовным

8. В состав суда не могут входить судьи, не назначенные в установленном

законом порядке для данного суда, народные заседатели, не избранные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии

с требованиями закона в состав ϶ᴛᴏго суда, а также судьи (народные заседатели),

срок полномочий кᴏᴛᴏᴩых истек (Бюл. ВС РФ, 1975, N 9, с.14)

9. Обстоятельства, перечисленные в ст.59, исключают возможность участия

в судопроизводстве не только судьи, но и прокурора, защитника, следователя,

лица, производящего дознание, специалиста, эксперта и некᴏᴛᴏᴩых других субъектов


Применение положений данной нормы к

другим субъектам процесса обусловлено тем, что их предвзятость и необъективность

также препятствуют решению задач уголовного судопроизводства и могут обусловить

незаконное и необоснованное разрешение уголовного дела.

Комментарий к статье 60 настоящего Кодекса

в рассмотрении уголовного дела базируется на том, что судья, ранее принявший

по рассматриваемому им делу какое-либо процессуальное решение, становится

связанным выводами по делу, сложившимися у него. Это ставит под сомнение возможность

объективной и беспристрастной проверки тем же судьей того же решения, либо

вынесения с его участием законного и обоснованного решения после отмены первоначально

принятого.

законность и обоснованность приговора, других актов, вынесенных с его участием,

объясняется тем, что нельзя осуществлять надзор за собственными действиями

и решениями по уголовным делам либо выполнять ϲʙᴏи же собственные указания.

3. Судья, проверяющий законность и обоснованность ареста или продления

лица по тому же делу в порядке, предусмотренном ст.220.2, если заключение

под стражу в качестве меры пресечения было вновь избрано после ее отмены или

изменения лицом, производящим дознание, следователем или прокурором. Стоит заметить, что он также

вправе неоднократно проверять законность и обоснованность очередных решений

о продлении срока содержания под стражей по одному уголовному делу (Сборник

постановлений Пленумов по уголовным делам, "Спарк", с.505-506)

4. Судья, принимавший участие в кассационном рассмотрении дела, не может

участвовать в рассмотрении того же дела по первой инстанции после производства

по делу дополнительного расследования, независимо от того, произошло ли изменение

объема обвинения или расширение круга обвиняемых (Бюл. ВС РСФСР, 1965, N 12,

5. Судья, кᴏᴛᴏᴩый принимал участие в кассационном рассмотрении дела,

не может участвовать в рассмотрении того же дела в порядке надзора, в том

числе и в отношении лиц, кᴏᴛᴏᴩые не обжаловали приговор в кассационном порядке

6. Судья, с участием кᴏᴛᴏᴩого в судебном заседании было вынесено определение

о направлении дела для производства дополнительного расследования, вправе

после доследования участвовать в рассмотрении ϶ᴛᴏго же дела (Бюл. ВС РСФСР,

7. В случае если отменены принятые постановления о возвращении дела для производства

дополнительного расследования или о прекращении дела, судья не может принимать

решение о назначении судебного заседания или принимать участие в самом судебном

разбирательстве данного уголовного дела.

8. Закон не запрещает судьям, принимавшим участие в кассационном рассмотрении,

участвовать в новом кассационном рассмотрении ϶ᴛᴏго же дела, если не было

отменено принятое судом второй инстанции первое определение об отмене приговора

и направлении дела на новое рассмотрение (Бюл. ВС РФ, 1967, N 9, с.13)

Это правило касается и судей, рассматривающих дело в порядке надзора.

Стоит отметить - они вправе участвовать в рассмотрении того же дела в порядке надзора, если

их надзорное решение ранее не отменялось и не изменялось.

Комментарий к статье 61 настоящего Кодекса

1. Требование закона о необходимости мотивировать заявленный отвод означает

приведение лицом, заявившим ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее ходатайство об отводе, конкретных

обстоятельств, кᴏᴛᴏᴩые свидетельствуют о личной (прямой или косвенной) заинтересованности

судьи в исходе дела, в связи с чем делают невозможным его участие в производстве

по данному делу.

2. Отвод без указания его мотивов предусмотрен законом исключительно в отношении

присяжных заседателей. Право безмотивного отвода присяжных заседателей в процессе

формирования коллегии присяжных предоставлено государственному обвинителю,

подсудимому и его защитнику.

О порядке безмотивного отвода присяжных заседателей в суде присяжных

см. комментарий к ст.439.

3. Установление обстоятельств, указанных в ст.59, при рассмотрении дела

в кассационном или надзорном порядке влечет отмену приговора в связи с существенными

нарушениями уголовно-процессуального закона, независимо от того, был ли заявлен

отвод судье субъектами процессуальной деятельности или основания для отвода

обнаружены самим судом, проверяющим законность и обоснованность принятого

по делу решения.

Комментарий к статье 62 настоящего Кодекса

1. Стоит сказать, для обеспечения правильного решения вопроса об отводах судам надлежит,

руководствуясь ч.2 ст.276, тщательно обсуждать в судебном заседании каждое

такое ходатайство, предоставив лицу, кᴏᴛᴏᴩому заявлен отвод, возможность публично

изложить ϲʙᴏи объяснения и выслушать мнения других участников судебного разбирательства

(Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам, "Спарк", с.441-442)

2. Заявление отвода составу суда в судебном следствии допускается исключительно

в случае, когда обстоятельства, исключающие возможность участия судьи в деле,

стали известны лицу, заявившему отвод, после начала судебного следствия.

3. Вопрос об отводе судьи разрешается в совещательной комнате и излагается

в виде отдельного документа - определения или постановления (ст.261) (Бюл.

В таком же порядке решается вопрос об отводе, заявленном любому субъекту

уголовно-процессуальной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Отвод запасному народному заседателю также разрешается судом в совещательной

комнате в полном составе суда простым большинством голосов. Несоблюдение установленного

порядка разрешения отвода влечет отмену приговора с направлением дела на новое

судебное рассмотрение в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального

4. Определение (постановление) об отводе или об отказе в удовлетворении

заявленного отвода подлежит оглашению в судебном заседании.

5. В случае удовлетворения ходатайства об отводе судьи рассмотрение дела

откладывается до формирования нового состава суда.

Комментарий к статье 63 настоящего Кодекса

1. Качественное выполнение прокурором возложенных на него Законом о прокуратуре

и УПК задач в уголовном процессе несовместимо с наличием у него личной (прямой

или косвенной) заинтересованности в деле. По϶ᴛᴏму прокурор не может принимать

участие в производстве по делу и подлежит отводу при наличии тех же обстоятельств,

кᴏᴛᴏᴩые вызывают устранение судьи от участия в деле (см. комментарий к ст.59)

Верховный Суд РФ не раз обращал внимание на то, что прокурор не вправе

принимать участие в осуществлении надзора за производством предварительного

следствия по делу либо участвовать в разбирательстве данного дела судом, если

он будет родственником следователя (Сборник постановлений и определений

ВС РСФСР, 1989, с.380; Бюл. ВС РФ, 1977, N 4, с.7)

2. В случае если прокурор лично расследовал уголовное дело в полном объеме, он

также вправе участвовать в рассмотрении судом данного дела и, продолжая осуществлять

уголовное преследование, правомочен выступать в качестве государственного

обвинителя.

3. Возбуждение прокурором уголовного дела в связи с обнаружением им преступления

по материалам проведенной им проверки в порядке надзора за исполнением законов

не будет обстоятельством, исключающим возможность его участия в производстве

по уголовному делу.

4. Прокурор может в определенном объеме высказывать ϲʙᴏе мнение по уголовному

делу до его окончательного разрешения исключительно при условии, что данным не нарушается

принцип презумпции невиновности и не ущемляются права и законные интересы

Комментарий к статье 64 настоящего Кодекса

1. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст.20 следователь и лицо, производящее дознание,

обязаны принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного

и объективного расследования обстоятельств дела, как уличающих обвиняемого

в совершении преступления, так и оправдывающих его.

Объективность и беспристрастность следователя и лица, производящего дознание,

представляет собой важную предпосылку принятия законного и обоснованного решения

по уголовному делу.

По϶ᴛᴏму следователь и лицо, производящее дознание, не могут принимать

участия в расследовании дела при наличии оснований, предусмотренных прокомментированной

выше ст.59.

2. Следователь не может осуществлять предварительное следствие по делу,

если дознание по ϶ᴛᴏму делу производилось его родственником (Бюл. ВС РФ, N

3. В случае если следователь в процессе судебного разбирательства по делу допрошен

в качестве свидетеля, то после возвращения уголовного дела для производства

дополнительного расследования он не вправе производить предварительное следствие

по тому же делу и подлежит отводу (Бюл. ВС РФ, 1989, N 9, с.6-7)

4. Судебная практика относит к существенным нарушениям уголовно-процессуального

закона, влекущим возвращение уголовного дела на дополнительное расследование,

производство расследования лицами, подлежащими отводу в силу ст.64 (Сборник

постановлений Пленумов по уголовным делам, "Спарк", с.418)

5. Единство задач предварительного расследования на досудебных стадиях

процесса обусловливает то положение, что участие следователя или лица, производящего

дознание, в предварительном следствии или в дознании, кᴏᴛᴏᴩое производилось

ранее по ϶ᴛᴏму же делу, не будет основанием для их отвода. Из ϶ᴛᴏго вытекает,

что следователь и лицо, производящее дознание, ранее осуществлявшие проверку

заявления или сообщения о преступлении, послужившего поводом к возбуждению

уголовного дела, в порядке ст.109, могут вести расследование по данному делу.

В случае если лицо, производящее дознание, впоследствии будет назначено на должность

следователя в установленном порядке, такое лицо правомочно производить предварительное

следствие по делу и не подлежит отводу.

6. Лицо, производящее дознание, не вправе участвовать в расследовании

уголовного дела, если оно по ϲʙᴏему служебному положению будет начальником

или подчиненным лица, в отношении кᴏᴛᴏᴩого возбуждено уголовное дело.

7. Стоит сказать, для обеспечения наиболее полного и объективного расследования

прокурор вправе изымать от органов дознания и передавать следователю любое

дело, а также передавать дело от одного органа предварительного следствия

другому, либо от одного следователя другому (см. комментарий к п.9 ст.211)

8. Заявленный следователю или лицу, производящему дознание, отвод сам

по себе не устраняет от предварительного расследования по делу, и до разрешения

отвода прокурором они не приостанавливают производства следственных и иных

процессуальных действий.

9. В случае производства предварительного следствия группой следователей

участникам уголовного процесса объбудет весть состав следственной группы,

разъясняется их право на отвод всех следователей, входящих в эту группу (см.

Комментарий к статье 65 настоящего Кодекса

1. Согласно ст.244 секретарь судебного заседания ведет протокол судебного

заседания. Стоит заметить, что он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения

суда, а равно действия участников процесса, имевшие место в ходе заседания.

Все ϶ᴛᴏ требует наличия у секретаря судебного заседания таких качеств,

как беспристрастность и объективность. В случае его заинтересованности в исходе

дела он подлежит отводу по основаниям, указанным в ст.59.

2. При решении вопроса об отводе секретаря судебного заседания применяются

положения, содержащиеся в ст.59 и 61.

О разъяснении участникам судебного разбирательства права на отвод секретаря

судебного заседания см. комментарий к ст.272.

3. Отмена приговора по уголовному делу в кассационном или надзорном порядке

вследствие существенных нарушений уголовно-процессуального закона, связанных

с нарушением правил полноты и объективности фиксации хода судебного разбирательства

в составленном протоколе судебного заседания, исключает возможность участия

того же секретаря в новом судебном разбирательстве данного дела.

4. В случае удостоверения судьей правильности замечаний участников судебного

заседания, принесенных на протокол в порядке ст.266, и связанной с данным отменой

приговора в кассационном или надзорном порядке секретарь, кᴏᴛᴏᴩый ранее вел

϶ᴛᴏт протокол, по нашему мнению, не может участвовать в новом судебном заседании.

5. Отвод, заявленный секретарю судебного заседания, разрешается составом

суда (судьей, рассматривающим дело единолично) в совещательной комнате с вынесением

ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего определения (постановления)

Приостановление предварительного следствия по данному основанию возможно, когда: 1) лицо, в отношении которого осуществляется досудебное производство, наделено процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого; 2) установлено точное место его нахождения; 3) доказано, что реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Для того чтобы приостановление предварительного следствия по данному основанию стало возможным, необходимо, чтобы наличествовали все три вышеперечисленных условия. Отсутствие любого из них делает приостановление незаконным.

Категорически запрещено наделять лицо процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого без наличия достаточных оснований, специально для того, чтобы приостановить производство по делу.

Точное фактическое место нахождения подозреваемого или обвиняемого может быть установлено следующими способами: 1) посредством производства следственных действий; 2) при производстве розыскных мероприятий следователем или по его поручению органом дознания; 3) в результате производства оперативно-розыскных мероприятий.

В любом случае такая информация должна быть облечена в форму доказательств и находиться в материалах уголовного дела.

Подобная информация, как правило, свидетельствует об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого желания скрыться от следствия и суда. Наличие умысла скрыться должно быть подтверждено имеющимися в уголовном деле доказательствами. При отсутствии таковых доводы лица о том, что ему не было известно о необходимости явки к следователю, считаются обоснованными. Это правило вытекает из положения принципа невиновности, в соответствии с которым никто не обязан доказывать свою невиновность либо меньшую виновность.

Нарушение подозреваемым или обвиняемым избранной в отношении него меры пресечения однозначно свидетельствует о его желании скрыться от следствия и суда, поэтому в данном случае необходимо объявлять его розыск. В случае необходимости дело приостанавливается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК.



После того как место нахождения лица установлено, необходимо определить, насколько реальны препятствия для его участия в уголовном деле.

К таковым могут быть отнесены следующие причины: 1) подозреваемый или обвиняемый выехал в длительную командировку; 2) подозреваемый или обвиняемый выехал на отдых, и отсутствует связь с ним; 3) произошли стихийное бедствие, техногенная катастрофа, вследствие чего явка подозреваемого или обвиняемого по вызовам невозможна; 4) подозреваемый или обвиняемый находится в отдаленном месте и отсутствует возможность его выезда в назначенный срок; 5) подозреваемый или обвиняемый находится в установленном месте, но за пределами Российской Федерации; 6) появились иные непреодолимые препятствия для участия обвиняемого в производстве по делу.

Следователь не вправе вначале разрешать обвиняемому выезд с постоянного места жительства, а затем приостанавливать производство по уголовному делу по данному основанию. Если следователь принял решение разрешить обвиняемому такое временное отсутствие, он должен на время нахождения лица вне места проживания планировать производство иных следственных действий без его участия.

8.4. Приостановление предварительного следствия при наличии временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, удостоверенного медицинским заключением, которое препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях

Следует иметь в виду, что выявление у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания не может служить само по себе основанием для приостановления предварительного следствия. Пункт 3 ст. 196 УПК указывает, что для определения психического или физического состояния лица, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, обязательно назначается судебная экспертиза.

Поэтому, получив сведения о тяжком заболевании подозреваемого или обвиняемого, следователь в первую очередь назначает экспертизу. Заключением судебной экспертизы разрешается вопрос о характере заболевания: является оно хроническим или же временным.

В случае заболевания подозреваемого или обвиняемого, не связанного с расстройством его душевной деятельности, следователю необходимо удостовериться, что, во-первых, оно действительно является тяжелым и, во-вторых, что сам характер заболевания препятствует окончанию предварительного следствия.

Критерий отнесения заболевания к той или иной степени тяжести является медицинским, а не правовым. Поэтому следователь должен получить и приобщить к уголовному делу медицинское заключение о том, что заболевание подследственного действительно является тяжелым. Однако вопрос о невозможности закончить предварительное следствие из-за временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого должен разрешать сам следователь. При возникновении сомнения в способности участия заболевшего подозреваемого или обвиняемого в том либо ином следственном действии следователь получает об этом заключение от лечащего врача. Если же медицинское заключение о характере заболевания лица, его возможности принимать участие в производстве конкретного следственного действия вызывает у следователя сомнение в его обоснованности, он должен назначить по делу судебно-медицинскую экспертизу. На разрешение эксперта (экспертов) ставятся вопросы о том, является ли заболевание подозреваемого или обвиняемого тяжелым, какова его продолжительность, способен ли подозреваемый или обвиняемый принимать активное участие в производстве тех или иных следственных действий.

После приостановления следствия по причине временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого копию постановления следователь должен направить прокурору и одновременно уведомить руководителя того лечебного учреждения, где подследственный находится на излечении, о необходимости заранее сообщить об окончании курса лечения последнего. В то же время следователю необходимо и самому осуществлять контроль за ходом лечения подозреваемого или обвиняемого путем переговоров с лечащим врачом, а в случаях необходимости посещать лечебное учреждение, чтобы убедиться, что заболевший находится на стационарном лечении.

Если установлено хроническое душевное заболевание, то согласно ст. 439 УПК предварительное следствие в данном случае заканчивается: 1) составлением постановления о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного серьезного вреда; 2) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Следственные действия в этом случае проводятся без участия подозреваемого или обвиняемого, и приостанавливать производство по уголовному делу нет необходимости.

Когда из заключения экспертов следует, что у лица наступило временное расстройство душевной деятельности после совершения преступления (так называемые реактивные или психогенные состояния) и он нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, следствие по делу может быть закончено только после выздоровления.

К участию в таком деле в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 51 УПК должен быть приглашен защитник, если он ранее отсутствовал. Его следует ознакомить с постановлением о возбуждении уголовного дела и заключением судебно-психиатрической экспертизы. Если защитник заявит ходатайство о дополнительном производстве каких-либо следственных действий, их необходимо разрешить, руководствуясь ст. 122 УПК.

Однако приостановление предварительного следствия при таких обстоятельствах имеет характерную особенность: применить принудительные меры медицинского характера вправе только суд, и применение таких мер к производству предварительного следствия не имеет отношения. Срок нахождения подозреваемого или обвиняемого на принудительном лечении вследствие психического заболевания, в отличие от сроков производства судебно-психиатрической экспертизы, продлению не подлежит. При таких обстоятельствах следователь должен вынести постановление о приостановлении предварительного следствия и одновременно постановление о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. Затем уголовное дело направляется через прокурора в суд, который и принимает решение о применении таких мер к лицу, если имеются достаточные данные, указывающие на доказанность его участия в совершении преступления и подтверждающие наличие у него душевного заболевания, возникшего после совершения преступления.

О приостановлении предварительного следствия на основании одного из пунктов ст. 208 УПК выносится постановление. Структура постановления о приостановлении предварительного следствия на основании п. 1–2 ч. 1 ст. 208 УПК приведена в приложении 73 к УПК; структура постановления о приостановлении предварительного следствия на основании п. 3–4 ст. 208 УПК – в приложении 74 к УПК. Как в первом, так и во втором случае в постановлении указываются:

1) во вводной части – место и дата его составления; должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы следователя, составившего постановление; номер расследуемого уголовного дела;

2) в описательной части – доказательства, подтверждающие наличие события преступления и факт совершения его подозреваемым, обвиняемым или неустановленным лицом; какие следственные действия выполнялись в ходе следствия, их результаты; какие и когда поручения следователем давались о розыске обвиняемого либо выявлении преступника органам дознания, в полном ли объеме они выполнены, каковы их результаты; почему не удалось установить место нахождения подозреваемого или обвиняемого либо выявить лицо, совершившее преступление; если подозреваемый или обвиняемый заболел, то каков характер заболевания, какими документами оно подтверждается, почему данное заболевание препятствует окончанию предварительного следствия и какова примерно продолжительность болезни; соблюдение процессуальных условий приостановления предварительного следствия, перечисленных в ч. 3–5 ст. 208 УПК. Из описательной части постановления должен следовать вывод о том, что приостановление предварительного следствия по данному делу является единственно верным и необходимым;

3) в заключительной части принятое решение о приостановлении предварительного следствия и основание, по которому оно приостанавливается; отметка о направлении копии постановления прокурору.

Лучшие статьи по теме