Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Автострахование
  • Какой орган уполномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов предварительного следствия? Какие решения вправе он принять по результатам их рассмотрения? Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнител

Какой орган уполномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов предварительного следствия? Какие решения вправе он принять по результатам их рассмотрения? Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия. Высший исполнител

а) орган опеки и попечительства;

б) прокурор;

17. Выберите из нижеперечисленных пунктов последствия признания брака недействительным:

а) супруги возвращаются к прежним фамилиям;

б) аннулируются все права и обязанности супругов, которые были в браке;

в) к имуществу, приобретенному совместно супругами, брак которых признан недействительным, применяются нормы семейного законодательства о совместной долевой собственности;

г) брачный договор продолжает действовать.

18. По истечении какого времени со дня подачи заявления о расторжении брака одним из супругов производится государственная регистрация расторжения брака в органах загса:

а) две недели;

в) 2 месяца.

19. В судах общей юрисдикции рассматриваются дела о расторжении брака, если:

а) супруги имеют общих несовершеннолетних детей;

б) один из супругов осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет;

в) отсутствие согласия на развод одного из супругов;

г) один из супругов признан недееспособным;

д) один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах загса;

е) один из супругов признан безвестно отсутствующим.

20. Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является:

а) день регистрации в загсе факта расторжения брака;

б) день вступления решения суда в законную силу;

в) день подачи искового заявления о расторжении брака в суд.

21. Назовите лиц, имеющих право требовать расторжения брака:

а) прокурор;

б) супруги;

в) родители;

г) усыновители.

22. К личному имуществу каждого из супругов относится:

а) имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак;

б) доходы от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;

в) пенсии, стипендии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения;

г) вещи индивидуального пользования;

д) имущество, полученное в порядке наследования.

23. К личным неимущественным правам супругов относятся следующие:

а) право супругов на свободный выбор рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства;

б) право на информацию;

в) право на труд;

г) право на получение дивидендов;

д) право выбора фамилии при заключении и расторжении брака;

е) право на совместное решение вопросов материнства отцовства, воспитания и образования детей.

24. Укажите, с какого момента заработная плата каждого из супругов становится их общей собственностью:

а) с момента начисления;

б) с момента передачи в бюджет семьи;

в) с момента их фактического получения.

25. К имуществу, не подлежащему разделу между супругами, относятся:

а) вклады, внесенные за счет общего имущества супругов, на имя их общих несовершеннолетних детей;

б) приобретенные за счет общих доходов ценные бумаги, паи, вклады;

в) приобретенные во время брака на средства одного из супругов движимые и недвижимые вещи;

г) вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей;

д) вещи и имущественные права, принадлежащие каждому супругов до вступления в брак.

26. Субъектами брачного договора могут быть:

а) лица, вступающие в брак;

б) лица, живущие в церковном браке, совершенном на территории Российской Федерации;

в) лица, уже вступившие в законный брак (супруги);

г) родители лиц, вступающих в брак.

а) определение правоотношений собственности между супругами;

б) определение личных неимущественных правоотношений между супругами;

в) определение прав и обязанностей супругов по взаимному содержанию;

г) определение условий, которые поставят одного из супругов в неблагоприятное положение;

д) определение способа участия в доходах друг друга и порядка несения семейных расходов;

е) определение прав и обязанностей супругов в отношении детей;

ж) определение имущества, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

28. Форма заключения брачного договора:

а) простая письменная;

б) нотариально удостоверенная письменная форма;

в) устная.

29. Брачный договор считается ничтожным, если он:

а) заключен с нарушением нотариальной формы;

б) заключен лишь для вида, без намерения создать правовые последствия;

в) заключен лицом, ограниченным в дееспособности;

г) заключен под влиянием заблуждения;

д) заключен с целью прикрыть другую сделку;

е) заключен под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

30. К личным обязательствам супругов относятся:

а) обязательства, возникшие до заключения брака;

б) обязательства, которые возникли по инициативе обоих супругов в интересах всей семьи;

в) обязательства, по которым оба супруга несут солидарную ответственность;

г) обязательства, возникшие вследствие неисполнения супругом алиментных обязательств в отношении детей или членов семьи.

31. Какой орган производит государственную регистрацию рождения ребенка:

в) орган опеки и попечительства.

32. Установление отцовства в отношении совершеннолетнего лица возможно:

а) только с согласия совершеннолетнего лица;

б) только с согласия органов опеки и попечительства;

в) только с согласия прокурора;

г) только с согласия матери ребенка.

33. В случае установления отцовства, правоотношения между ребенком и его отцом возникают:

а) с момента вступления в законную силу решения суда;

б) с момента рождения ребенка;

в) с момента подачи искового заявления об установлении отцовства в суд.

34. Установление отцовства в судебном порядке производится по иску:

а) одного из родителей ребенка;

б) опекуна или попечителя несовершеннолетнего ребенка;

в) прокурора;

г) бабушки или дедушки ребенка;

д) лица, на иждивении которого находится ребенок;

е) самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

35. Укажите случаи, при которых оспаривание отцовства (материнства) не допускается:

а) не может оспаривать запись об отцовстве мужчина, не состоявший в браке с матерью ребенка на момент совершения записи, если он знал, что фактически отцом ребенка не является;

б) не может оспаривать запись об отцовстве опекун или попечитель ребенка;

в) супруг, давший согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства;

г) не может оспаривать запись об отцовстве (материнстве) опекун родителя, признанного судом недееспособным;

д) не может оспаривать запись об отцовстве (материнстве) сам ребенок при достижении совершеннолетия.

36. Укажите личные права ребенка:

а) право жить и воспитываться в семье;

б) право на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками;

в) право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

г) право собственности на доходы, полученные им;

д) право ребенка выражать свое мнение;

е) право ребенка на имя, отчество и фамилию;

ж) право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования.

37. Укажите, с какого возраста возможно изменение имени и фамилии ребенка по его собственному заявлению:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

38. Укажите пределы осуществления родительских прав:

а) родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей;

б) родители не имеют права выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования без твердого согласия ребенка;

в) родители не имеют права самостоятельно выбирать приемы и способы воспитания ребенка;

г) родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей;

д) способы воспитания детей должны исключать жестокое и грубое обращение.

39. Лишение родительских прав не применяется в отношении:

а) родителей;

б) опекунов;

в) попечителей;

г) усыновителей.

40. Укажите основания лишения родительских прав:

а) уклонение от выполнения обязанностей родителей;

б) отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома;

в) злоупотребление родительскими правами;

г) если оставление ребенка с родителями опасно для ребенка по основаниям, от родителей не зависящим.

41. Назовите лиц, по заявлению которых рассматриваются дела о лишении родительских прав:

а) один из родителей, независимо от того, проживает ли он вместе с ребенком;

б) сам ребенок;

в) прокурор;

г) лица, заменяющие родителей;

д) органы опеки и попечительства;

е) дошкольные образовательные учреждения.

42. Укажите, в течение скольки дней должна быть направлена выписка из решения суда о лишении родительских прав в орган ЗАГСа (со дня вступления этого решения в законную силу):

а) в течение трех дней;

б) в течение двух дней;

в) в течение одного дня.

43. По истечении какого времени со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав возможно усыновление ребенка:

а) один год;

б) полтора года;

в) 6 месяцев.

44. Укажите, какие права утрачивают родители при ограничении родительских прав:

а) право на личное воспитание ребенка;

б) право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей;

в) возможность контакта с ребенком, даже с согласия органов опеки и попечительства.

45. Укажите, в течение скольки дней после вынесения постановления об отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав:

а) семь дней;

б) десять дней;

в) тридцать дней.

46. Назовите характерные признаки алиментных обязательств:

а) алиментные обязательства носят строго личный характер;

б) алиментные обязательства являются возмездными;

в) алиментные обязательства носят краткосрочный характер;

г) основания возникновения алиментных обязательств определены в законе.

47. Укажите размер алиментов, взыскиваемых на одного несовершеннолетнего ребенка в судебном порядке (по долевому принципу):

а) 1/3 от заработка и (или) иного дохода родителей;

б) 1/2 от заработка и (или) иного дохода родителей;

в) 1/4 от заработка и (или) иного дохода родителей.

48. Удержание алиментов не производится:

а) с выходного пособия при увольнении и сумм материальной помощи;

б) с пособий по государственному социальному страхованию;

в) с сумм, выплачиваемых в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья;

г) с сумм, выплачиваемых потерпевшим в возмещение расходов на уход за ними, на дополнительное питание, протезирование и санаторно-курортное лечение (включая оплату проезда);

д) с единовременных премий, на которые не начисляются страховые взносы;

е) с премий, присуждаемых за выдающиеся работы в области науки, литературы и искусства.

49. Суд принимает решение об изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов по основаниям, установленным:

а) гражданским законодательством;

б) семейным законодательством;

в) уголовным законодательством;

г) трудовым законодательством;

д) самим соглашением об уплате алиментов.

50. Право требовать предоставления алиментов от другого супруга в судебном порядке имеют:

а) нетрудоспособный нуждающийся супруг;

б) жена в период беременности;

в) жена в течение пяти лет со дня рождения общего ребенка;

г) нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижении им восемнадцати лет;

д) трудоспособный нуждающийся супруг.

51. Суд может освободить супруга от обязанности по содержанию другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком в следующих случаях:

а) если нетрудоспособность супруга, требующего алименты, наступила в результате злоупотребления спиртными напитками;

б) если супруг, требующий алименты, злоупотреблял родительскими правами;

в) если супруг, требующий алименты, жестоко обращался с детьми;

г) непродолжительность пребывания супругов в браке;

д) недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.

52. Алиментная обязанность дедушки и бабушки возникает при наличии следующих условий:

а) трудоспособность бабушки и дедушки;

б) достижение определенного возраста бабушкой и дедушкой;

в) наличие у бабушки и дедушки необходимых средств для уплаты алиментов;

г) нуждаемость внуков в материальной помощи;

д) невозможность получения алиментов от своих родителей, супругов или бывших супругов;

е) наличие кровного родства между дедушкой, бабушкой и внуками.

53. В течение какого срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов:

а) в течение одного года;

б) в течение трех лет;

в) независимо от срока.

54. В пределах какого срока с момента обращения в суд могут быть взысканы алименты за прошедший период, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты:

а) в пределах одного года;

б) в пределах трех лет;

в) в пределах пяти лет.

55. В течение скольки дней со дня выплаты заработной платы или получения иного дохода администрация предприятия, где работает плательщик алиментов, обязана уплачивать или переводить алименты, удержанные из доходов плательщика, получателю алиментов:

а) три дня;

б) пять дней;

в) семь дней.

56. Взыскание алиментов в судебном порядке прекращается:

а) с истечением срока действия соглашения;

б) при достижении ребенком совершеннолетия;

в) при вступлении бывшего супруга-получателя алиментов в новый брак;

г) при наступлении полной дееспособности несовершеннолетних детей.

57. По истечении какого времени со дня поступления сведений о детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, дети могут переданы на усыновление лицам, постоянно проживающим за пределами РФ:

а) по истечении одного года;

б) по истечении шести месяцев;

в) по истечении трех месяцев.

58. С какого возраста необходимо учитывать желание ребенка на его усыновление:

а) с десяти лет;

б) с двенадцати лет;

в) с четырнадцати лет.

59. Правовые последствия усыновления:

а) между усыновителями и их родственниками, с одной стороны и усыновленными детьми и их потомством, с другой, возникают личные и имущественные права и обязанности, которые существуют между родственниками по происхождению;

б) ребенок теряет все права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителя;

в) прекращаются личные и имущественные права и обязанности между усыновленными, их родителями и другими родственниками по происхождению.

60. Опека устанавливается над детьми, не достигшими:

а) четырнадцати лет;

б) шестнадцати лет;

в) восемнадцати лет.

61. В течение какого времени с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о том, что ребенок остался без попечения родителей назначается опекун (попечитель):

а) две недели;

б) один месяц;

в) три месяца.

62. Если лицо, вступающее в брак на территории РФ, имеет несколько гражданств и при этом одно из них российское, то применяется законодательство:

а) по выбору брачующегося;

в) государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

63. Досрочное расторжение договора по инициативе органов опеки и попечительства происходит:

а) при возвращении ребенка родителям;

б) в связи с истечением срока действия договора;

в) по достижении приемным ребенком совершеннолетия;

г) при возникновении в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка;

д) при усыновлении ребенка, в том числе и приемными родителями.

64. Усыновление на территории РФ российских детей иностранными гражданами производится по законодательству:

а) государства, в котором усыновитель имеет постоянное место жительства;

в) государства, гражданином которого является усыновитель.

Разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина (п.12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452).

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, - .

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" .

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа , подлежит рассмотрению в порядке, установленном (п.3 ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (п.4 ст.13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Лицо, желающее получить информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Разъяснения органа государственной власти имеют юридическую силу только в том случае, если орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 , определен исчерпывающий видовой перечень нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: постановления, приказы, правила, инструкции, положения. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Документы, изданные в форме, не предусмотренной для нормативных правовых актов данных государственных или муниципальных органов, не приобретают юридической силы. Разъяснения рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти оформляются в форме писем.

Как правило, разъяснения имеют информационно-разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Они не являются обязательными ни для правоприменителя, ни для физического или юридического лица, сделавшего соответствующий запрос, не носят нормативно-правового характера и не порождают каких-либо правовых последствий , однако помогают уяснить содержание правовых норм и сформировать правовую позицию.

Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных давать разъяснения законодательства

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

(МВД России)

Утверждающий документ

Организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Министерство иностранных дел (МИД России)

(МИД России)

Полномочия по разъяснению законодательства

Утверждающий документ

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Дает разъяснения в пределах своей компетенции по вопросам международного права в связи с запросами органов государственной власти, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, физических и юридических лиц.

Какой орган уполномочен рассматривать жалобы на действия (бездействие) органов предварительного следствия? Какие решения вправе он принять по результатам их рассмотрения?

Согласно ч. 1 ст. 125 УПК РФ постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с ч. 2 – ч. 6 ст. 152 УПК РФ, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Местом совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей;

Местом окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте;

Местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, если преступления совершены в разных местах;

Местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. В связи с изложенным жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ должны рассматриваться судами по месту производства предварительного расследования; до этой стадии - по месту нахождения органа, вынесшего обжалуемое решение или совершившего обжалуемое действие.

Из смысла ст. 125 УПК РФ следует, что после поступления в суд жалобы на действия и решения должностных лиц органов предвари-тельного расследования и прокуратуры, она рассматривается по существу. При этом перечень решений, которые может постановить суд, строго ограничен законодателем. В соответствии с ч. 5 ст. 125 УПК РФ по результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным и необоснованным и его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Заявительный характер жалобы предопределяет не только обязанности суда по ее рассмотрению, но и обязанности заявителя по ее своевременной подаче и поддержанию. Важно отметить, что задачи судебного контроля на досудебном этапе в немалой степени предопределены необходимостью предоставления участнику уголовного судопроизводства возможности своевременно воспользоваться механизмом судебной защиты своих прав и свобод, что требует безотлагательности в разрешении заявленных им жалоб. Закон напрямую не предусматривает срока для обжалования действий и решений должностных лиц органов предварительного расследования, что на практике компенсируется применением общих предписаний уголовного и уголовно-процессуального законов, системный анализ которых говорит, что сроки на обжалование таких действий все же носят пресекательный характер и определяются в каждом конкретном случае:

Сроком давности, в связи с истечением которого лицо освобождается от уголовной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 78 УК РФ); например, такие ситуации возникают при обжаловании постановлений о прекращении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела;

Утверждением обвинительного заключения или обвинительного акта (постановления) прокурором и направлением уголовного дела в суд (ст. 222, ст. 226 УПК РФ);

Постановлением приговора по уголовному делу, обстоятельства которого являются предметом спора в порядке ст. 125 УПК РФ.

Предложения по обоснованию вида процессуальной формы решения суда, пришедшего к выводу о невозможности рассмотрения жалобы по существу, в основном сводятся к использованию процессуальной аналогии решений, принимаемых в связи с рассмотрением допустимости заявления и жалоб при производстве по делам частного обвинения, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В соответствии с названными процессуальными порядками в случае неприемлемости заявления или жалобы (несоответствие ее по форме и содержанию требованиям уголовно-процессуального закона) суд принимает следующие решения:

Выносит постановление о возвращении заявления лицу, его подавшему, в котором предлагается привести его в соответствие с требованиями, установленными для заявления о возбуждения уголовного дела частного обвинения, и устанавливает для этого срок; в случае неисполнения данного указания отказывает в принятии заявления к своему производству и уведомляет об этом лицо, его подавшее (ч. 1 ст. 319 УПК РФ);

Возвращает ее для пересоставления и назначает срок для исправления указанных недостатков; в случае невыполнения требований судьи или непоступления жалобы в установленный срок выносится соответствующее постановление;

Возвращает их заявителю для устранения недостатков, выявленных судьей надзорной инстанции и препятствующих для вынесения по жалобе решения по существу.

материал подготовлен А.В. Куницыной,

кандидатом юридических наук,

доцентом кафедры уголовного права и процесса,

"Порядок обжалования действий следователя и дознавателя

в уголовном судопроизводстве"

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения фактически определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя такого учреждения, при утверждении положения о закупке соответствующего учреждения.

Обоснование вывода:
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрена возможность осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с этим Законом при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с Закона N 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров ( Закона N 223-ФЗ, смотрите также Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317 и, например, АС Северо-Кавказского округа от 04.05.2017 N Ф08-2497/17).
N 223-ФЗ не даёт закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего - конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки ( Закона N 223-ФЗ), среди которых упоминается и закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 этого Закона).
При этом возможность закрепить в положении о закупке тот или иной способ закупки и условия применения этого способа, в том числе и закупки у единственного контрагента, не поставлены N 223-ФЗ в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе видов договоров, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов, цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности (одноимённости) приобретаемых товаров (работ, услуг), заключения договоров с данным контрагентом в предшествующий период и так далее.
Установленное Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке на официальном сайте, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тысяч рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, - 500 тысяч рублей, связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления. А применение того или иного способа закупки, в свою очередь, не ставится в зависимость и от обязанности размещения информации.
Не ограничивает указанное право и требование Закона N 223-ФЗ осуществлять в электронной форме закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, поскольку оно относится именно к форме проведения закупки, которая при этом может осуществляться разными способами. Это следует и из постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, которым утвержден соответствующий перечень, на это также указано в разделе 6 разъяснений по вопросам применения N 223-ФЗ, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.12.2012 N ИА/44025/12.
Иными словами, критерии выбора способа закупки (то есть процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора) определяются исключительно требованиями положения о закупке заказчика, которое может предусматривать возможность заключения договоров по различным основаниям с единственным контрагентом. Аналогичного мнения придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 26.08.2015 N Д28и-2452, письмо от 31.06.2015 N Д28и-2232, письмо от 28.05.2015 N Д28и-1368, письмо от 31.12.2014 N Д28И-2886).
Таким образом, предел суммы закупки (одной сделки), которая может быть осуществлена у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя бюджетным учреждением во всех случаях, во всех случаях без дополнительных обоснований (например, в зависимости от состояния рынка - в условиях естественных монополий и т.п.) или в отдельных случаях определяется именно положением о закупке.
В соответствии с Закона N 223-ФЗ положение о закупке государственного бюджетного учреждения или муниципального бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Соответственно, именно этот орган фактически и определяет предел суммы закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя по одной сделке бюджетного учреждения.

К сведению:
Согласно Закона N 223-ФЗ, внесенной от 31.12.2017 N 505-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти (выполняющий функции учредителя бюджетного учреждения) вправе утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, которые обязаны будут его применять.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Виноградова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана - согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти

Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения государственной защиты прав и свобод , их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).

Уполномоченный по правам человека - это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Основные признаки понятия «омбудсман» :

  1. принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
  2. государственно-общественный статус;
  3. независимость;
  4. рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
  5. целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.

Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ

Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты .

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:

  • Президентом РФ;
  • Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
  • депутатами Государственной Думы;
  • депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ

В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:

  1. восстановление нарушенных прав;
  2. совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  3. развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  4. правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ

К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:

  • рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
  • изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
  • выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
  • осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб . Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без .
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Интересующие нас в данном случае субъекты, решения или действия (бездействие) которых могут быть обжалованы через Уполномоченного по правам человека, – это государственные служащие и должностные лица. Круг лиц, являющихся государственными служащими, установлен Федеральным законом РФ «О системе государственной службы РФ» от 25.04.2003 г.
Однако, не все государственные служащие являются должностными лицами, но и не все должностные лица – государственные служащие. Поэтому ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" упоминает обе данные категории, которые частично перекрывают друг друга.
В законе также прописана процедура подачи и рассмотрения жалобы

Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

  1. принять жалобу к рассмотрению;
  2. разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
  3. передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
  4. отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.

Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию . Так, согласно положениям ст. 31 , по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

  • направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
  • обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.

Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).

Лучшие статьи по теме