Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • 1 история становления международного уголовного права. Становление международного уголовного права. Международное уголовное право

1 история становления международного уголовного права. Становление международного уголовного права. Международное уголовное право

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

ЛЕКЦИЯ № 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА (2 ЧАСА)

Понятие и значение международно-правовой борьбы с преступностью. Проблема интернационализации преступности в современном обществе. Преступность как глобальная проблема современности. Экономические, социальные и криминологические аспекты преступности.

История международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью. Борьба с преступностью в древности, в Средние века и в двадцатом веке. Основные тенденции международно-правовой борьбы с преступностью в 21-м веке.

Процессуальные права в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Развитие международно-правовых стандартов в области отправления правосудия в решениях Европейского суда по правам человека.

Международное право о смертной казни. Основания и пределы применения смертной казни. Гарантии лиц, приговоренных к смертной казни. Международное право о способах смертной казни.

Международные стандарты обращения с заключенными.

Международные стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Международное уголовное право как отрасль права стало формироваться в конце XIX в. Однако истоки этого права относятся к древнейшему периоду возникновения государства и права. Еще в рабовладельческих государствах правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний и других выступлений рабов. Так, в дошедших до наших дней сведениях о договоре, заключенном в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хаттушилем III и египетским фараоном Рамсесом И, говорилось: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов». Этим же договором предусматривались фактически и другие нормы, послужившие основой современного международного уголовного права - о выдаче преступников. Договор гласил: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса».

Практика договоренностей о совместных подавлениях восстаний рабов и борьбе с их бегством существовала в других древних рабовладельческих государствах: Месопотамии, Риме, Греции. Чаще всего правители договаривались по вопросам выдачи беглых рабов и других преступников.

К периоду рабовладения относится и появление норм об обращении с военнопленными и их обмене. Так, известно, что в ходе 1-й Пунической войны Регул Марк Атилий (256 г. до н. э.), римский полководец, победивший флот карфагенян и вторгшийся в Африку, был взят в карфагенский плен, а затем отпущен в Рим с условием договориться о мире и обмене военнопленными.

Вопросы выдачи преступников (экстрадиции) относятся к числу древнейших институтов международного уголовного права, имевших большое распространение не только в рабовладельческий период, но и в последующие времена.

С образованием своего государства восточные славяне заключали с соседними государствами договоры об оказании содействия по уголовно-правовым вопросам. Так, в договорах Древней Руси с Византией предусматривались уголовные наказания за преступления, совершенные русскими на территории Византийского государства, и соответственно, греками - на территории Руси. Договором князя Олега с Византией 911 г. устанавливались взаимные обязательства по уголовному преследованию и наказанию за убийства, телесные повреждения, кражи, грабежи и другие преступления. В этом же договоре, как и в договорах князей Игоря (945 г.) и Святослава (971 г.) с Византией, предусматривались вопросы выдачи преступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Нормы о выдаче преступников содержались в Пространной Правде 1209 г. и позднейших документах.

Вопросы экстрадиции предусматривались договорами многих европейских государств средневековья, например договором 1303 г. между королями Англии и Франции Эдуардом III и Филиппом IV Красивым, договором 1376 г. между французским королем Карлом V Мудрым и графом Савуа и др.

Международные обычаи и договоры периода рабовладения и феодализма не разрешали государствам распространять свое право и юрисдикцию на территорию других стран. В эти времена складываются основы международного обычая предоставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов. Этот международный обычай включал в себя и иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства.

Пиратство, одно из распространенных и в настоящее время преступлений международного характера, имеет древнейшее происхождение. Римским правом, правом Древнего Китая пираты признавались опаснейшими преступниками и государства всегда вели с пиратством жестокую борьбу, ставшую впоследствии общей нормой международного права.

Пираты занимались не только морским разбоем, но промышляли и работорговлей. Работорговля, узаконенная в эпоху рабовладения, сохранилась и в последующее время, особенно процветала она в XVII-XIX вв. в Новом Свете. Полагают, что из Африки в Америку к середине XIX в. было переправлено около 9,5 млн. африканцев, без учета погибших в момент захвата или в пути. Победа в Гражданской войне Севера над Югом в США привела к отмене в Штатах рабства и резкому сокращению рынка сбыта рабов.

Под давлением общественности первым осудил торговлю африканцами Венский Конгресс 1815 г. В Аахене в 1818 г. торговля рабами была запрещена и признана преступлением. Участниками Лондонского договора 1841 г. - Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией работорговля была приравнена к пиратству. Участники этого договора предоставили военным кораблям своих стран право останавливать и проводить обыск судов под флагом государства-участника в случае подозрения в работорговле, освобождать невольников и передавать виновных для привлечения к уголовной ответственности. Меры по борьбе с рабством и работорговлей, одним их преступлений международного характера, предусматривались и другими многосторонними и двусторонними договорами государств. Брюссельским Генеральным актом о работорговле 1890 г. были выработаны международно-правовые нормы о запрете работорговли. Государства - участники данного акта обязались предусмотреть в национальном уголовном законе ответственность за насильственный захват людей в рабство, перевозку, пресекать преступления, связанные с рабством и работорговлей на своих территориях.

Понятие института выдачи преступников менялось с развитием общественных отношений. Наряду с экстрадицией получил закрепление международный обычай права убежища. Право убежища рабовладельческой эпохи, так же, как и выдача преступников, почти в равной степени распространялось как на уголовных, так и на политических преступников. Постепенно понятие убежища связывается только с политическими преступниками. В первой половине XIX столетия формируется международная норма невыдачи государствам лиц, преследуемых по политическим мотивам. Одновременно международными договорами все чаще предусматриваются вопросы выдачи лиц за общеуголовные преступления. Один из первых многосторонних договоров - Амьенский договор 1802 г., участниками которого были Великобритания, Голландия, Испания, Франция закреплял положение о выдаче преступников, обвиняемых в убийстве, преднамеренном банкротстве и фальшивомонетничестве. В последующем были заключены другие многосторонние договоры о выдаче преступников. Этими документами наказывались преступления, за совершение которых могла следовать экстрадиция, оговаривались другие условия, а также процедура выдачи.

Вслед за международными договорами о выдаче преступников государства стали принимать национальные законы об экстрадиции. В числе таких государств можно назвать Бельгию (1833 г.), Голландию, Великобританию.

Международно-правовые вопросы выдачи преступников к концу XIX - началу XX ее. оказались наиболее разработанными. Неслучайно поэтому многими специалистами международное уголовное право до прошлого столетия в основном связывалось с институтом экстрадиции. Ф. Ф. Мартене, один из первых российских профессоров в области международного уголовного права, в своей работе «Современное международное право цивилизованных народов» отмечал, что международное уголовное право в основном сосредоточено вокруг учения о выдаче преступников. В. Э. Грабарь подчеркивал, что все международное уголовное право до XX столетия сводилось в принципе к двум вопросам: действию закона в пространстве и выдаче преступников.

С возникновением буржуазии и развитием капиталистических отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появляются нормы о преступлениях против мира, против добрососедства государств, именуемых сегодня международными преступлениями. И хотя указанные нормы того времени преследовали главным образом цель обеспечения национальной внешней безопасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами, тем не менее они содействовали формированию международно-правовых норм и обычаев по борьбе с международными преступлениями против мира, поддержания дружественных отношений между государствами.

Французским кодексом 1791 г. устанавливалась смерть для лица, который поддерживал отношения с иностранными державами с целью побудить их к враждебным действиям и начать войну против Франции (козни). Кодексом Наполеона 1810 г. предусматривалась уголовная ответственность за козни и другие преступления, направленные против союзников Франции.

Основы норм за международные преступления содержались и в российском уголовном законодательстве. Так, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. признавались преступными действия российских подданных, которые открытым нападением на иностранцев провоцировали разрыв России с дружественным государством или соответствующее ответное нападение на российские территории. Уложением предусматривалась уголовная ответственность лиц за нападения на жизнь, здоровье, честь и достоинство императоров (глав) иностранных держав, их дипломатических агентов. В Уголовном уложении России 1903 г. преступлениями считались деяния, направленные на свержение законной власти иностранного государства, надругательство над государственным гербом иностранной державы, насилие в отношении представителей зарубежных государств.

Развитие национального уголовного законодательства государств в XIX в. происходит под влиянием международных связей. Увеличивается число преступлений с так называемым иностранным элементом. Государства все больше предусматривают в своих законах уголовную ответственность за преступления, борьба с которыми требует координации и международного сотрудничества стран всего мирового сообщества. В сферу международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью стали входить не только вопросы об экстрадиции, действии закона в пространстве, но и о противодействии ряду преступлений международного характера, таких, как пиратство, работорговля, торговля женщинами в сексуальных целях, подделка денежных знаков, охрана подводных телеграфных кабелей, столкновение морских судов и неоказание помощи на море. Уголовно-правовая регламентация этих преступлений предусматривалась различными международными документами (конвенциями, договорами, актами и т. п.).

Появление международных уголовно-правовых норм об ответственности за преступления международного характера, о вопросах, связанных с уголовной юрисдикцией, с выдачей преступников, правом политического убежища, а также закрепление в национальных правовых системах уголовной ответственности за преступления, связанные с подрывом дружественных отношений между державами, провокацией войны, осложнением сотрудничества между государствами, свидетельствовали о появлении новых международных норм права.

Концепция международного уголовного права появилась на рубеже XIX-XX ее. Собственно международные уголовно-правовые нормы находились еще только на стадии зарождения, государства искали пути разрешения вопросов подсудности, наказания, определения деяний, посягающих на интересы нескольких государств, представляющих угрозу стабильности межгосударственных отношений.

Большой вклад в развитие теории международного уголовного права внесли российские ученые. Одним из первых идею необходимости международного уголовного права в конце XIX в. выдвинул Н. М. Коркунов.

Профессор Санкт-Петербургского университета Ф. Ф. Мартене сформулировал понятие международного уголовного права, как «совокупность юридических норм, определяющих условие международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения».

Близкие понятия международного уголовного права давались и другими российскими учеными второй половины XIX - начала XX столетий (Н. С. Таганцев, Л. А. Комаровский, В. А. Уляницкий, В. П. Даневский, В. Спасович и др.).

Среди зарубежных исследователей того времени можно назвать немецких юристов Ф. Листа и А. Гефтера, бельгийца А. Принса, швейцарского юриста-международника И. Блюнчли, румынского юриста-международника В. Пелла, французского юриста Г. Донне-дье де Вабр и др.

Для формирования концепции международного уголовного права большое значение имели принятые международные документы по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, а также конвенции, регламентирующие законы и обычаи войны. В XIX начале XX ее. были разработаны Парижская декларация 1856 г. о морской войне, такие международные акты, как Женевская Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г., 13 Гаагских Конвенций о правилах морской и сухопутной войн 1907 г., Лондонская декларация 1909 г. о праве морской войны.

Ужасы Первой мировой войны показали необходимость наказания виновников войны. Версальский мирный договор 1919 г. содержал положения об уголовной ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и других деяний, выходящих за рамки национального уголовного законодательства. В соответствии с Версальским договором были разработаны проекты документов для привлечения к уголовной ответственности кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна и его соратников за военные преступления. Однако ввиду нечеткости формулировок преступных деяний, неясности порядка формирования и деятельности суда, полномочного рассматривать подобные дела, а также в силу того, что неотвратимость ответственности за агрессию не стала еще принципом международного уголовного права, указанные лица остались безнаказанными.

Вместе с тем положения Версальского договора внесли значительный вклад в развитие международного уголовного права, впервые закрепив основы привлечения к уголовной ответственности физических лиц за преступления против мира как военных преступников.

В 1927 г. в Варшаве была проведена I Международная конференция по унификации уголовного права. К преступлениям международного характера, посягающим на международный правопорядок, были отнесены пиратство, работорговля, торговля женщинами и детьми, порнография, незаконный оборот наркотических средств, подделка металлических денег и государственных ценных бумаг. На последующих конференциях предпринимались попытки определить понятие международного терроризма, унифицировать нормы о выдаче преступников и праве политического убежища, о защите культурных ценностей народов.

Наряду с развитием норм международного уголовного права о преступлениях международного характера, посягающих на отношения сотрудничества государств в различных социально-экономических сферах, по охране и защите прав и свобод личности, разрабатываются и нормы о международных преступлениях. К понятию агрессии как международного преступления внимание было обращено со времен Первой мировой войны. Советское государство в Декрете о мире 1917 г. первым заявило, что агрессия является величайшим преступлением против человечества. В договорах Советской республики с соседними государствами 20-х годов закреплялось положение о запрещении агрессивной войны.

Первым многосторонним международным договором, запретившим агрессию и объявившим ее международным преступлением, был Парижский пакт 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога). Однако самого понятия агрессии и нападающей стороны данный пакт не содержал. Следует подчеркнуть, что разработка международного понятия агрессии велась на протяжении многих десятилетий. Хотя развернутое определение агрессии было дано в 1974 г. в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, работа по его унификации продолжается.

Началом кодификации международного уголовного права является принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. государствами-победителями во Второй мировой войне и вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом главным нацистским преступникам. Генеральная Ассамблея ООН специальной резолюцией в 1946 г. подтвердила принципы международного права, закрепленные в Уставе Нюрнбергского трибунала и воплощенные в приговоре трибунала в качестве общепризнанных.

Уставом трибунала все международные преступления были классифицированы на три группы:

преступления против мира - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеназванных действий;

военные преступления - нарушения законов или обычаев войны, к которым относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение города или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления;

преступления против человечества - убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, под-лежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, явились ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены.

Устав Международного военного Токийского трибунала 1946 г., принятый для привлечения к уголовной ответственности главных военных японских преступников, закрепил те же принципы международного уголовного права и виды международных преступлений, что были предусмотрены Уставом Нюрнбергского трибунала.

Уточнение перечня международных преступлений было дано в Конвенции 1968 г. «О неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества».

С принятием в июне 1945 г. Устава Организации Объединенных Наций были подтверждены принципы международного права. Уставом ООН было запрещено применение силы в межгосударственных отношениях.

Устав Организации Объединенных Наций, провозгласивший и утвердивший в современном международном праве принципы уважения основных прав и свобод человека, мирного решения всех спорных вопросов, явился основой для принятия последующих международных конвенций по предупреждению и наказанию преступных нарушений прав и свобод человека.

В настоящее время концепция международного уголовного права является общепризнанной в доктрине и закреплена в ряде решений Генеральной Ассамблеи ООН. В одной из резолюций Генеральной Ассамблеи ООН отмечается необходимость дальнейшего развития международного уголовного права в целях обеспечения успешной борьбы с международной преступностью.

Вторая половина XX столетия ознаменовалась разработкой и принятием ряда важных международно-правовых норм в области международного уголовного права. Разрабатывались как вопросы о применимости норм международного уголовного права за преступления физических лиц, так и сами нормы о преступлениях международных и международного характера.

Весомый вклад в развитие института международных преступлений внесла созданная в 1947 г. Комиссия международного права, которая с момента образования по поручению Генеральной Ассамблеи ООН занялась разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Однако ее усилия не привели к успеху не столько из-за сложности вопросов, связанных с определением международного преступления, сколько из-за неблагоприятной международной обстановки того периода.

Хотя первоначальный проект Кодекса был подготовлен в 1954 г., его дальнейшее рассмотрение приостановилось в связи с трудностями, возникшими при определении агрессии. И только с решением этого вопроса в 1974 г., когда понятие агрессии было дано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, встал вопрос о продолжении работы над Кодексом.

Проект Кодекса в 1978 г. был вновь включен в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН. А в 1981 г. Комиссии международного права было предложено возобновить свою работу, приостановленную с 1954 г. Комиссия в 1982 г. обсудила вопросы кодификации и пришла к выводу, что Кодексом должны охватываться наиболее серьезные международные преступления, которые будут определены на основе какого-либо общего критерия или соответствующих конвенций. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные Кодексом, должна распространяться только на индивидов.

В первом варианте данного проекта Кодекса 1991 г. было представлено 12 международных преступлений. Проект состоял из двух частей. В Общей части давалось определение международного преступления, формулировались общие принципы уголовной ответственности, понятия покушения, соучастия, ответственности физических лиц, обстоятельств, исключающих ответственность, и др. Во второй (Особенной) части содержались определения 12 преступлений против мира и безопасности человечества. В их числе: 1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство (во внутренние или внешние дела государства); 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематические и массовые нарушения прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

После обсуждения представленного проекта Кодекса поступили чамечания от государств. В частности, были высказаны возражения против включения в Кодекс таких преступлений, как вмешательство (во внутренние или внешние дела государства) из-за расплывчатого и неопределенного его содержания. Государства высказали сомнение относительно формулировок колониального господства и апартеида, полагая, что времена этих деяний уже миновали.

Несогласие ряда государств вызвало и включение в Кодекс норм о незаконном обороте наркотиков и международном терроризме как дублирующих известные понятия этих преступлений, содержащиеся в международных конвенциях. Наоборот, включение в проект Кодекса нормы об ответственности за причинение долговременного и серьезного ущерба окружающей среде показалось некоторым государствам преждевременным в силу того, что в международном уголовном праве пока нет конкретного определения этого явления.

С некоторыми из сделанных замечаний к проекту Кодекса следует согласиться. Однако представляется, что Комиссия международного права восприняла замечания слишком буквально и в дальнейшем «выбросила» из числа международных преступлений весьма опасные деяния, такие как международный терроризм, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде, незаконный оборот наркотиков.

Принятый во втором чтении проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. содержит только 5 преступлений: 1) агрессию; 2) геноцид; 3) преступления против человечности; 4) преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала; 5) военные преступления.

В вопросах подсудности лиц за международные преступления большое значение принадлежит учрежденным ООН трем Международным судам: Международному уголовному трибуналу для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных на территории бывшей Югославии, Международному уголовному трибуналу по Руанде и Международному уголовному суду.

Совет Безопасности ООН принял в 1993 г. Устав Международного трибунала по Югославии и в 1994 г. Устав Международного трибунала по Руанде. Оба трибунала работают и в настоящее время, причем с большим успехом - трибунал по бывшей Югославии.

В июне 2001 г. Международному трибуналу по Югославии был передан бывший президент Югославии Слободан Милошевич, обвиняемый в тягчайшем преступлении против человечества - геноциде. С февраля 2002 г. идет международный процесс над ним.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1989 г. по вопросу, внесенному по инициативе стран Карибского бассейна, особенно Тринидада и Тобаго, предложила Комиссии международного права изучить возможность создания международного уголовного суда. Идея международного уголовного суда возникла в связи с ростом транснациональной уголовной деятельности и особенно в сфере незаконного оборота наркотиков. По мнению ряда государств, существовала острая необходимость в международном подходе к глобальной проблеме преступности в связи с незаконным оборотом наркотиков.

При этом решалась бы задача по оказанию судебной помощи тем государствам, на которые ложилась непропорционально большая доля бремени преследования незаконных торговцев наркотиками. Такой подход позволил бы избежать и потенциальных последствий распространения юрисдикции крупных и мощных государств за пределы их собственных национальных границ.

Концепция международного уголовного суда предусматривала создание специализированного механизма по рассмотрению международных преступлений компетентным и быстрореагирующим органом. Такой суд обладал бы преимуществами перед национальными судами государств с точки зрения беспристрастности, объективности, последовательности, своевременности. К тому же международный суд мог бы смягчить проблему применимости правовых национальных систем в двусторонних отношениях. Имелось в виду, что такой суд ни в коем случае не должен заменять национальное судопроизводство, поскольку его юрисдикция распространялась бы только на согласованный перечень международных преступлений, не нарушая или ограничивая каким-либо образом национальный суверенитет, так как необходимым условием деятельности международного суда являлось бы согласие государства.

Созданная Комиссией международного права Рабочая группа пришла к выводу, что международный суд следует учредить путем принятия многостороннего договора - Устава. Его юрисдикции будут подлежать международные преступления, определенные международными конвенциями, а также преступления, включенные в Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества. Компетенция суда должна охватывать деятельность физических лиц.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 1992 г. предложила государствам представить замечания по докладу Комиссии международного права о возможности создания международного уголовного суда, а Комиссии международного права продолжить работу над проектом Устава международного уголовного суда.

В 1994 г. Комиссия международного права приняла проект Устава международного уголовного суда, подготовленный Рабочей группой с учетом замечаний, поступивших от государств, и рекомендовала созвать дипломатическую конференцию для обсуждения проекта Устава и его принятия.

В резолюции 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН закрепила решение о созыве дипломатической конференции предположительно в 1998 г. В 1997 г. было определено время и место проведения конференции - 15 июня-17 июля 1998 г. в Риме. На конференцию был представлен проект Статута, включавший огромное количество несогласованных предложений.

В Риме в 1998 г. на дипломатической конференции полномочных представителей государств под эгидой ООН был принят статут Международного уголовного суда. Основная цель данного Суда заключается в привлечении к уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества, т.е. международные преступления. Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г.

В современном мире осуществляется большая работа по кодификации преступлений международного характера. Международное сообщество в рамках ООН разработало и приняло различные международные конвенции. В их числе можно назвать Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Конвенцию о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенцию по морскому праву 1982 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Типовой договор о выдаче 1990 г., утвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., Конвенцию против транснациональной организованной преступности 2000 г. и др.

Государства консолидируют свои действия с международной преступностью как на региональном, так и на двустороннем уровнях. В рамках Совета Европы приняты конвенции, направленные на борьбу с опаснейшими преступлениями, например, Конвенция о легализации, («отмывании»), выявлении, изъятии (конфискации) доходов от преступной деятельности 1990 г., Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Ряд стран бывшего Советского Союза в 1995 г. приняли Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, закрепившую общепризнанные принципы международного уголовного права, обеспечивающие право лицу на объективное независимое судебное расследование и соблюдение прав человека при совершении им преступления. В числе региональных документов можно назвать Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г. и др.

Между государствами заключены многочисленные двусторонние договоры по оказанию правовой помощи по уголовным делам и объединении усилий по предупреждению и пресечению преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств: Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 г., Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче 1995 г. и др.

На современном этапе развитие международного уголовного права связано и с проводимыми в рамках ООН Конгрессами по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы проводятся в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 1950 г. Основным координирующим органом ООН по борьбе с преступностью является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС). Под его началом в настоящее время действует Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая разрабатывает меры борьбы с международной преступностью. Комиссия подготавливает проведение Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Первый такой Конгресс был проведен в 1955 г., всего состоялось 10 Конгрессов. Начиная со второго Конгресса в них принимал участие СССР.

На Конгрессах по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями представителями государств разрабатываются и одобряются совместные меры по борьбе с преступлениями, посягающими как на основы мирного сосуществования государств и безопасности человечества, так и на преступления международного характера, посягающие на стабильность межгосударственных отношений в различных сферах. В поле зрения данных Конгрессов находятся не только вопросы определения преступности деяний, но и другие, связанные с ними аспекты: уголовного преследования, выдачи преступников, применимости закона, назначения наказания и его отбывания, обращения с преступниками, правил поведения полицейских служб, пенитенциарных учреждений и т. п.

В работе Конгрессов принимают участие государственные деятели, эксперты из различных стран по уголовному праву, криминологии, уголовному процессу, уголовно-исполнительному праву, международному праву, работники практических органов, а также представители неправительственных международных организаций и специалисты по правам человека.

В Декларации принципов и программы действий программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, содержащейся в приложении к резолюции 46/152 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1991 г., говорится:

«Конгрессы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и обращению с правонарушителями в качестве консультативного органа программы представляют собой форум для;

а) обмена мнениями между государствами, межправительственными и неправительственными организациями и отдельными экспертами, представляющими различные специальности и области знаний;

б) обмена опытом в области исследований, права и разработки программ;

в) выявления новых тенденций и проблем в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

д) представления предложений для рассмотрения Комиссией в связи с возможными темами для включения в программу работы».

I Конгресс (Женева, 1955 г.) утвердил Минимальные стандарты и правила обращения с заключенными, в последующем одобренные ЭКОСОС. Ряд положений этих правил вошел в Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г.

II Лондонский Конгресс (1960 г.) был посвящен анализу мер предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. В повестку дня Конгресса также вошли вопросы, касающиеся труда осужденных к лишению свободы, условно-досрочного освобождения и мер содействия лицам в их ресоциализации после отбытия наказания. Конгрессом были приняты рекомендации по предупреждению преступлений несовершеннолетних, дальнейшему изучению динамики и структуры преступности, влияния внутригосударственных особенностей на состояние преступности, и в частности в раз вивающихся странах.

III Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Стокгольм, 1965 г.) рассмотрел и одобрил
Доклад, в котором преступность анализировалась не только как асоциальное поведение индивидуума, требующее адекватного реагирования правоохранительных органов, а как явление, связанное с социально-экономическим и культурным развитием государств. Были рассмотрены вопросы неоднократности преступлений и выработаны рекомендации по борьбе и пресечению рецидивной преступности.

На IV Конгрессе (Киото, 1970 г.) была принята Декларация по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгресс рекомендовал государствам принимать все необходимые меры по пресечению преступлений, выявлять причины их совершения, анализировать динамику и структуру преступности с целью выработки действенных мер по предотвращению преступлений международного характера. Затрагивались вопросы необходимости соответствия национальных уголовных законодательств международным уголовно-правовым нормам по борьбе с преступностью.

V Конгресс (Женева, 1975 г.) рассмотрел и принял Декларацию о защите лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или

унижающих достоинство видов обращения и наказания. На основе данной Декларации в 1984 г. была принята международная Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Были рассмотрены также вопросы поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, которые явились основой Кодекса поведения указанных лиц по поддержанию правопорядка, принятого в 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Предусматривалось, что положения Кодекса должны получить отражения в национальных законодательствах, особенно его правила, касающиеся поведения полицейских и других сил национальной безопасности.

Замечание 1

Зарождение и становление уголовного права – сложный и продолжительный процесс, тесно связанный с историей человеческой цивилизации. Реакция общества и государства на различные преступления менялась с ходом развития представлений о ценности жизни, равенстве всех перед законом, утверждением демократических принципов гуманизма.

Историю развития уголовного права в нашей стране можно условно разделить на четыре этапа:

  1. Древняя Русь;
  2. Российская империя;
  3. эпоха СССР;
  4. современная Россия.

История развития международного уголовного права

Международное уголовное право сформировалось, как отрасль, в конце XIX века. Хотя истоки его зарождения можно найти, начиная с рабовладельческого периода. Первоначально договоренности между странами в данной сфере касались трех вопросов:

  1. совместное подавление восстаний;
  2. выдача беглых рабов;
  3. предоставление послам дипломатического иммунитета.

В Средневековье одной из главных тем международных договоров стала совместная борьба с пиратством. Затем мировая общественность сосредоточила свои интересы на работорговле африканцами. В 1815 году Венский конгресс первым осудил эту порочную практику. В 1818 году в Ахене торговля рабами была официально признана преступлением.

Кроме того, в начале $XIX$ века меняется подход к экстрадиции преступников, формируется международная норма о невыдаче лиц, преследуемых по политическим мотивам. Заключив Аньенский договор в 1802 году, Великобритания, Испания, Голландия и Франция сформулировали перечень преступлений, за совершение которых возможна выдача виновных лиц. В этот список вошли: убийство, фальшивомонетчество и преднамеренное банкротство.

Первая мировая война вызвала необходимость межгосударственных соглашений о военнопленных и правилах ведения боевых действий. В 1927 году в Варшаве состоялась первая международная конференция по унификации уголовного права, на которой был сформирован перечень преступлений международного характера. К ним отнесли: пиратство, работорговлю, торговлю женщинами и детьми, незаконный оборот наркотиков и порнографию.

Началом кодификации этой отрасли права считают принятие устава международного военного трибунала, состоявшееся в 1945 году, после победы над фашистской Германией. Тогда были закреплены общегосударственные принципы уголовного права. Устав разделил все преступления на три группы:

  1. преступления против мира;
  2. военные преступления;
  3. преступления против человечества.

Кроме того, в 1945 году при создании ООН было запрещено применение силы в межгосударственных отношениях. В 1998 году принят Римский статут международного уголовного суда, основная цель которого – привлечение к уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества.

Уголовное право Российской империи

Развитие уголовного права в Российской империи, как и во всем мире, происходило параллельно с совершенствованием общественных и государственных институтов.

Замечание 2

Крупнейшим законодательным памятником $XVII$ века стало Соборное Уложение 1649 года. В нем была сделана попытка впервые создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники и Новоуказные статьи. Это первый печатный свод законов Российской империи. До Соборного Уложения обнародование законов ограничивалась их оглашением на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах.

В Соборном Уложении был сделан значительный шаг вперед в развитии уголовно-правовых норм, в нем впервые предпринята попытка законодательного разграничения деяний на умышленные, неосторожные и случайные. Вводились такие уголовно-правовые понятия, как необходимая оборона и крайняя нужда, различались инициатор преступления, исполнитель, пособник и укрыватель.

Объектами преступления Соборное Уложение считало церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность. Впервые в истории русского законодательства в светскую кодификацию были включены преступления против религии, которые ранее находились в юрисдикции церкви.

В 1830 году было издано Полное собрание законов Российской империи. Оно включало в себя более 30 тысяч нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке: начиная с Соборного Уложения 1649 года до Манифеста о вступлении на престол царя Николая I. С 1 января 1835 года вступил в силу Свод законов Российской империи, в котором содержались нормы уголовного права.

Новое уголовное Уложение было введено в действие 1 мая 1846 года. В этом документе были четко сформулированы четыре стадии противоправного деяния: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и «совершившееся» преступление.

Декрет Совета народных комиссаров от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» упразднил уголовную ответственность для малолетних и преступников. Учитывая бедственное социальное и экономическое положение детей и подростков в стране, наличие многомиллионной армии беспризорных, советское право установило возраст, начиная с которого наступала уголовная ответственность – 17 лет.

В течение нескольких месяцев после октября 1917 года разрешалось применение судами дореволюционного уголовного законодательства, если оно не противоречило идеалам революции. Декрет новой власти от 20 июля 1918 года № 3 утвердил, что народные суды отныне должны руководствоваться решениями рабоче-крестьянского правительства и социалистической совестью.

Институт уголовного наказания в первые годы СССР отличался крайней противоречивостью. «Инструкция революционным трибуналам», изданная 19 декабря 1917 года, предполагала использование следующих наказаний:

  1. денежный штраф;
  2. лишение свободы;
  3. удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики;
  4. объявление общественного порицания;
  5. объявление виновного врагом народа;
  6. лишение виновного всех или некоторых политических прав;
  7. секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества виновного;
  8. присуждение к обязательным общественным работам.

Замечание 3

Интересно, что расстрел, как высшая мера наказания, не был включен в этот список.

Особое место в истории уголовного законодательства занял первый советский Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. В нем содержалось материальное понятие преступления, которым признавалось всякое опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

В 1960 году была принята новая редакция УК РСФСР, которая предусматривала охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств. То есть, новый Уголовный кодекс, как и предыдущий, на первое место ставил интересы государства и общества, а не личности.

2 июля 1991 года Верховным Советом были приняты Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Данный документ был призван заменить прежнее уголовное законодательство, но в связи последовавшим вскоре распадом страны, он так и не вступил в силу. Основы уголовного законодательства 1991 года были достаточно демократичным правовым документом. В дальнейшем он был использован при разработке нового уголовного законодательства Российской Федерации.

Международное уголовное право как отрасль стала формироваться примерно в конце 19 века. Истоки международного уголовного права можно найти, начиная с рабовладельческого периода. Первоначально совместные договоренности касались всего лишь двух вопросов:

1. Совместное подавление восстаний

2. Выдача рабов

Пример – договор между Рамзесом и царем Хетов

Нормы обращения с военнопленными – появились чуть позднее.

Постепенно вопросы войны и мира приводят к появлению ещё одного института – вопросы предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.

Особенностью данных межгосударственных соглашений является то, что они не распространяли или не разрешали распространять свою юрисдикцию на территорию другого государства.

Параллельно идет практика относительно межгосударственных договоренностей по борьбе с отдельными видами преступлений. Речь идет о преступлениях, которые затрагивают интересы нескольких государств. Самым распространенным таким преступлением было пиратство. К пиратам применялась в основном смертная казнь.

Начиная с конца 18 начала 19 века, вся мировая общественность задумывается над вопросами пиратства и работорговле. Тогда наказание отражало суть преступления, то есть соответствовала тяжести преступлении, главное наказать тело, а не душу преступника.

Постепенная гуманнизация наказания, в том числе в рамках межгосударственных отношений.

В 1815 году Венский конгресс первым осудил торговлю африканцами. В 1818 в Ахене торговля африканцами была признана преступлением.

К началу 19 века начинает меняться подход к экстрадиции (выдаче). Если ранее Право убежища и выдаче преступника распространялось на всех, в том числе и на лиц, совершивших общеуголовные преступления, то в первой половине 19 века формируется международная норма о невыдаче лиц преследуемых по политическим мотивам. Норма об обзяанности государств выдавать лиц за уголовные преступления. В практике межгосударственных договоренностей формируется список преступлений за которые возможна выдача – Аньенский договор 1802 год – Великобритания, Испания, Голландия, Франция – сформулирован перечень преступлений – лица обвиняемые в убийстве, лица обвиняемые в фальшивомонетчестве, лица обвиняемые в преднамеренном банкротстве.

Государства одновременно стали принимать свои законы об экстрадиции.

В уголовных законах ряда европейских государств появляется норма о преступлениях против мира, добрососедства и эти преступления являются как бы прообразом международных преступлений

Первая мировая война – следующий этап развития. Она вызвала необходимость межгосударственных соглашений относительно вопросов связанных с военнопленными, вопросов связанных с правилами ведения войны, вопросы связанные с наказанием виновников войны, но и 1919 год – впервые появилась норма об уголовной ответственности физического лица за совершение преступных деяний выходящих за рамки национального законодательства – речь идет о Кайле Вильгельме II.


1927 год – первая международная конференция по унификации уголовного права. Она проходила в Варшаве. На данный конференции был сформирован перечень преступлений международного характера. Иногда они встречаются под названием конвенционных преступлений. К этим преступлениям были отнесены – пиратство, работорговля, торговля женщинами и детьми, незаконный оборот наркотиков, порнография.

Началом кодификации международного уголовного права считают принятие устава международного военного трибунала 1945 года. Были закреплены общие принципы международного уголовного права. Уставом все преступления были квалифицированы на три группы:

1. Преступления против мира. К ним относились планирование, развязывание, ведение агрессивной войны, нарушение международных договоров и так далее

2. Военные преступления – это нарушение законов и обычаев войны

3. Преступления против человечества – к ним относились преступления против гражданского населения, преступления по расовым мотивам и так далее.

Именно в 1945 уставом ООН было запрещено применение силы в межгосударственных отношениях.

Наиболее весомый вклад в развитие института международных преступлений внесла комиссия международного права, которая с 1947 года начала разработку проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Во втором чтении этот проект был принят в 1996 году. В этом проекте названо 5 преступлений, которые признаны международными преступлениями:

1. Агрессия

2. Геноцид

3. Преступления против человечности

4. Преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала

5. Военные преступления

В вопросах подсудности за международные преступления наибольшее значение имеет три учрежденные ООН международных суда:

1. Международный трибунал по Югославии

2. Международный трибунал по Руанде

3. Международный уголовный суд

В 1998 году был принят Римский статут международного уголовного суда. Основная цель суда – это вопросы привлечения к уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления против мира и безопасности человечества, то есть международные преступления.

Процесс кодификации уголовного права идет параллельно. С 1950 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН проводятся конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Этот конгресс проводится каждые 5 лет.

Международное уголовное право - это система принципов и норм, регу­лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотрен­ными международными договорами.

Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие :

* запрещение агрессивной войны;

* неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, ко­торое по международному праву считается преступным;

* если государство не устанавливает наказания за действия, которые меж­дународным правом отнесены к категории преступлений против мира и челове­чества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;

* должностное положение лица, совершившего международное преступле­ние, не освобождает его от личной ответственности;

* исполнение лицом преступного приказа своего правительства или началь­ника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;

* каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или в преступ­лении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;

* неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;

* международные принципы осуществления правосудия по уголовным де­лам, провозглашенные в ст.7-11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т.д.)

Вопрос 71 Классификация уголовных преступлений международного характера Реализация этих общих задач и содержание международно-правовых норм обусловлены характером преступлений, которые делятся на две большие группы:

* международные преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств, к которым отно­сятся агрессивная война, апартеид и т.д. (см. выше);

* преступления международного характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный, но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот нарк. и т.д.).

В соответствии с объектом международные преступления делятся на:

*преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);

* военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);

* преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение и т.д.);

* преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).

Внутреннюю классификацию имеет и группа преступлений международного характера :

* преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные действия, совершаемые на борту воздушного судна; хищение ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; незаконное радио- и телевещание);

* деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный обороти наркотических и психотропных средств; контрабанда; неле­гальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов);

* преступные посягательства на личные права человека (рабство; работор­говля; торговля женщинами, детьми; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания);

* преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской раз­бой); разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды вредными веществами);

* военные преступления международного характера (применение запрещен­ных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство и т.д.).

Несмотря на большое количество разновидностей преступных деяний. вхо­дящих в две вышеозначенные группы, тем не менее в каждой из них можно выде­лить несколько наиболее важных, серьезных, представляющих повышенную опас­ность для государств .

1. Агрессия . В соответствии с резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независи­мости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

* вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой временный характер она не носила бы, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

* бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

* блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

* нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;

* применение вооруженных сил одного государства, находящихся на терри­тории другого государства по соглашению с принимающим государством, в на­рушение условий, предусмотренных в соглашении или любое продолжение их продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия со­глашения;

действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

* засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения во­оруженной силы против другого государства, носящих серьезных характер.

2. Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, ра­совую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьез­ных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, ко­торые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насиль­ственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Государства обязываются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида; в отношении вы­дачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.

3. Наемничество . - это лицо, которое: специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, глав­ным образом соображениями личной выгоды; не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом. постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в кон­фликте; не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выпол­нения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав воору­женных сил.

4. Борьба с “отмыванием” доходов , полученных от преступной деятель­ности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и кон­фискации доходов от преступной деятельности содержится определение преступлений, входящих в эту категорию. Это совершенные умышленно : конверсия или передача материальных ценностей с целью скрыть их неза­конное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических послед­ствий деяния (напр. конфискации имущества); утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, раз­мещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;

приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

5. Борьба с подделкой денежных знаков . Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются: все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков; сбыт поддельных денежных знаков; действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен; покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях; обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предме­тов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

6. Борьба против незаконного оборота наркотических и психотропных ве­ществ. Конвенция ООН 1988 г. таким образом определяет преступления в этой области:

преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготов­ление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, распро­дажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная пере­правка; культивирование опиумного мака, кокаинового куста или растения канна­бис в целях производства наркотических средств; хранение или покупка любого НС или ПС для вышеозначенных целей;

Вопрос 72 . Сотрудничество государств в борьбе с международной преступностью .

Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных инди­видами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой та­кого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. Еще в дого­воре хеттского царя Хаттусили III и египетского фараона Рамсеса 2 говорилось: “Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттский не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса”. Позднее возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации по­стоянно расширялся. На определенном этапе возникла необходимость обмени­ваться опытом. А в последнее время заметное место в отношениях между госу­дарствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего право­охранительные органы различных государств не могут успешно бороться с от­дельными видами преступлений, прежде всего с организованной преступностью.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Двустороннее сотрудничество . Здесь наибольшее распространение полу­чили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой по­мощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосудар­ственные и межправительственные соглашения как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ве­домств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением инте­ресов и характеров отношений стран определенного региона В рамках СНГ такое сотрудничество развивается весьма быстро: страны Со­дружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система много­сторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.;

* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г.;

Лучшие статьи по теме