Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Пенсионное страхование
  • Как обжаловать действия должностных лиц. Обжалование действий должностного лица. Профессиональные услуги юриста по обжалованию штрафа - Екатеринбург

Как обжаловать действия должностных лиц. Обжалование действий должностного лица. Профессиональные услуги юриста по обжалованию штрафа - Екатеринбург

К категории должностных лиц относятся граждане, которые имеют особые полномочия. Согласно статье 2.4 КоАП РФ , это люди, в обязанности которых входит принятие решений, выполнение которых обязательно для учреждений и граждан.

К разряду должностных относятся лица, занимающие должности в:

  • службе судебных приставов;
  • прокуратуре;
  • органах инспекции труда;
  • органах охраны окружающей среды;
  • полиции.

Должностное лицо является представителем власти, в связи с чем имеет право распоряжаться в пределах сферы своей компетенции.

Понятие неправомерных действий

Гражданин имеет право на оспаривание официальных решений, если они нарушили его права или нанесли ущерб, согласно статье 46 Конституции РФ . По статье 16 Гражданского кодекса РФ , гражданин, чьи права были нарушены в результате неправомочных решений должностных лиц, может потребовать возмещение причиненного ему убытка .

Оспорить можно действия следующего характера :

  • не входящие в область полномочий определенного представителя власти;
  • в результате которых осуществляются незаконные действия;
  • причиняющие гражданину вред материального либо морального характера;
  • имеющие отрицательное влияние на здоровье или жизнь заявителя;
  • ущемляющие его права.

В законодательстве предусмотрено возмещение вреда гражданам, который был нанесен неправомерными действиями представителей власти. Это прописано в статьях и Гражданского кодекса РФ. Согласно этим статьям, средства на эти цели выделяет государственный бюджет .

Действия представителей власти оспариваются по следующим причинам :

  • несоответствие действующему законодательству;
  • отказ принимать законные меры или решения;
  • создание постановления, противоречащего действующему законодательству;
  • осуждение или ограничение свободы, противоречащее действующим правилам и постановлениям;
  • незаконное причинение вреда, например, при проведении следственных процедур.

Представители власти чаще всего допускают незаконные действия, принимая решения, которые не входят в число их полномочий. В ряде случаев правонарушения допускаются при проведении определенных процедур, входящих в их компетенцию.

Установленная процедура обжалования осуществляется тремя способами в:

  • вышестоящем органе;
  • суде;
  • прокуратуре.

В первом случае жалоба оформляется на имя руководителя вышестоящей инстанции либо на имя непосредственного начальства представителя власти, допустившего нарушение. Обжалование осуществляется в порядке подчиненности.

Во втором случае жалоба рассматривается судом. Пострадавший готовит иск и подает его либо в арбитраж, либо в суд общей юрисдикции.

В третьем случае обжалование действий происходит в порядке прокурорского надзора. Пострадавший обращается в прокуратуру, которая, при необходимости, передает дело в суд после осуществления всех необходимых проверок.

Рассмотрение спора в вышестоящем органе

Жалобы, которые рассматривают в порядке подчиненности, подаются в двух формах :

  1. Письменная . Жалоба, составленная письменно, приносится в вышестоящий орган заявителем лично либо отправляется по почте. При личной подаче данной бумаги она регистрируется, и срок ее рассмотрения официально начинается с момента регистрации. При отправлении по почте рекомендуется послать документ с уведомлением о вручении.
  2. Электронная . Жалоба направляется либо через портал Госуслуги , либо на официальный сайт выбранного учреждения. Заявитель обязан заполнить все установленные формы и указать свои данные.

Допускается подача заявления через посредника.

В ряде случаев обращение может быть оставлено без ответа. Согласно действующим правилам, сотрудники учреждения, в которое обращается заявитель, имеют право проигнорировать обращение, если оно:

  • составлено без указания данных заявителя, то есть, его фамилии, имени и отчества, адреса;
  • содержит оскорбительные слова в чей-либо адрес, например, должностного лица, на которого подается жалоба;
  • составлено с применением нецензурных слов;
  • выражает угрозы;
  • написано неразборчиво.

Согласно правилам, заявителю направляется ответ на его жалобу на следующий день после того, как будет принято соответствующее решение.

Судебный порядок

Если гражданин решает защищать свои права в судебном порядке, то он составляет исковое заявление, которое может быть направлено в суд по месту:

  • жительства истца;
  • расположения органа, сотрудник которого допустил правонарушение.

Иски военнослужащих рассматриваются военным судом, в случае жалобы на неправомочные действия командования. Иск подается согласно установленным правилам.

  1. Жалоба должна соответствовать требованиям о подсудности и подведомственности дел.
  2. Иск должен быть составлен по установленной форме.

При нарушении этих правил судебная инстанция вправе отказать заявителю в рассмотрении его дела либо отказаться принимать иск.

Если иск принят к рассмотрению, суд проверит, насколько действия ответчика соответствуют закону. Если действия представителя власти признаются неправомочными, то суд устанавливает порядок устранения нарушений.

Установлен также порядок обжалования решения суда истцом или ответчиком, если оно, по мнению одного из них, неправильно. С этой целью составляется апелляционная жалоба.

Доказывание нарушений

При рассмотрении дела в суде представители власти, на которых подан иск, обязаны:

  1. Доказать законность своих решений или действий, на которые жалуется заявитель.
  2. При предъявлении суду доказательств ссылаться на правила и постановления, в соответствии с которыми ими было принято решение, которое истец счел незаконным.

В свою очередь, истец обязан привести следующие доказательства неправомерности оспариваемого решения или действия представителя власти:

  1. Указать постановления, законы или прочие нормативные акты, которые были нарушены в результате принятия представителем власти определенного решения либо осуществления действия, на которое жалуется заявитель.
  2. Указать, какие права были нарушены в результате предпринятых действий ответчика.

Все указанные обстоятельства по разбираемому делу должны пройти определенные процедуры, в число которых входят различные экспертизы и проверки . Это необходимо для установления факта правонарушения.

Судом устанавливается:

  • факт правонарушения и его характер;
  • степень виновности ответчика;
  • степень ущерба, который понес истец.

Решение выносится, исходя из вышеперечисленных факторов. В ходе судебного разбирательства возможны два варианта решения :

  • удовлетворение иска, в результате чего представителя власти обязывают устранить правонарушение;
  • отказ в удовлетворении иска, если действия должностного лица признаются правомерными, соответствующими его компетенции и не нарушающими законных прав истца.

Если исковые требования удовлетворяются, суд оповещает об этом тот орган, на представителя которого подана жалоба. На основании решения правонарушение устраняется.

Сроки

Законом устанавливаются определённые сроки подачи заявлений в вышестоящие или судебные органы.

  1. При направлении жалобы в вышестоящую инстанцию она рассматривается в течение 15 дней с момента регистрации. После того как решение принимается, заявителю отправляется письменный ответ. Согласно правилам, он должен быть отправлен на следующий день после принятия решения. В отдельных случаях, если жалоба подается в электронном виде, ответ, с согласия заявителя, направляется на его электронный адрес.
  2. При судебном решении спора иск может быть составлен не позднее трех месяцев после правонарушения. Суд обязан рассмотреть спор в течение 10 дней. После вынесения решения в пользу истца, представитель власти, попустивший неправомерные действия, обязан устранить их в течение 30 дней.

Если заявитель пропустил трехмесячный срок, отведенный на подачу искового заявления, он может подать заявление, на основании которого суд выяснит, насколько уважительны причины задержки.

На основании этого решения суд может принять иск к рассмотрению.

Заявленные требования

В исковом заявлении или жалобе должны быть указаны конкретные требования к должностному лицу, на которое жалуется заявитель. В число требований могут входить следующие:

  • признать решение полностью или частично незаконным;
  • обязать представителя власти отменить или принять определённое решение;
  • обязать представителя власти предпринять определенные действия либо отказаться от них;
  • обязать указанное лицо возместить ущерб, при наличии такового.

Эти требования формулируются в соответствии с предметом спора. Все требования должны четко соответствовать действующему законодательству.

Оформление жалобы

Согласно действующему законодательству, при оформлении жалобы необходимо указать следующие сведения :

  • название учреждение, куда направляется заявление;
  • фамилия, имя и отчество представителя власти, чье решение предполагается неправомочным;
  • личные данные заявителя.

В жалобе необходимо изложить все обстоятельства, при которых представитель власти допустил, по мнению заявителя, нарушение его прав. В заявлении должно быть четко изложены те решения, которые предполагается оспорить. Далее заявитель обязан представить собственные доводы, на основании которых он считает поступки представителя власти неправомерными. Последним пунктом в заявлении указываются требования заявителя.

Если представитель власти нарушает права гражданина, тот может подать жалобу в установленном порядке.

Дополнительно об обжаловании незаконных действий должностных лиц — ниже на видео:

Судебный порядок разрешения жалоб (административный иск) является надежным и наиболее эффективным способом защиты прав и свобод граждан и законных интересов организаций, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются действиями субъектов власти.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что административно-правовые жалобы рассматриваются свободными от ведомственного влияния и интересов судьями, которые обладают независимостью в принятии решений и необходимой квалификацией для установления истины.

Кроме того, заявитель лично участвует в процедуре рассмотрения дела, является полноправным субъектом судебного процесса, активно защищая свои интересы. Немаловажным является закрепленное в законе правило о том, что бремя доказывания законности принятого решения лежит на государственном органе или должностном лице, которые вынесли обжалуемое решение по индивидуально-конкретному делу.

В юридической литературе выделяют два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных правовых норм. Соответственно есть общие жалобы и специальные судебные жалобы.

Кроме того, судебные жалобы можно различать и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в конституционные (уставные) суды, международные.

Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 48661 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Рассмотрим его основные положения.

В соответствии с названным Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 22.апреля 2004 № 213-О Статьи 255 и 258 ГПК Российской Федерации и статья 2 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" - по своему конституционноправовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации, - предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц,

государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

К действиям названных органов, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

Действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

Действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

Три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Кроме того, установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, федеральных окружных арбитражных судах, судах субъектов Российской Федерации специально образуются коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административно-правовых отношений.

В частности, арбитражным судам подведомственны споры затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности о рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц; об установлении фактов имеющих юридическое значение и др.

Рассмотрим судебный порядок обжалования действий субъектов власти на примере оспаривания нормативных правовых актов.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается истцом или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

4) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

5) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

6) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

7) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

8) перечень прилагаемых документов.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Резюмируя изложенное, полагаем необходимым сделать следующие выводы:

1. Судебный порядок разрешения жалоб является надежным способом защиты прав и свобод граждан и законных интересов организаций, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются действиями субъектов власти.

2. Жалоба, по общему правилу, подается в суд по месту жительства гражданина или регистрации юридического лица. Заявитель лично участвует в процедуре рассмотрения дела, активно защищая свои интересы.

3. В юридической литературе выделяют два варианта судебного обжалования: по общему праву и на основе специальных правовых норм. Соответственно есть общие жалобы и специальные судебные жалобы.

Обжалование действий должностных лиц

Что такое должностное лицо

В ст. 2.4 КоАП РФ законодатель устанавливает, что должностным лицом считается гражданин, который постоянно или временно осуществляет функции представителя власти.

Такое лицо наделено специальными распорядительными полномочиями. Должностные лица являются сотрудниками государственных структур или воинских формирований.

Право граждан на судебную защиту и возмещение ущерба

Право на судебное обжалование действий или бездействия должностных лиц отражено в нормах ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. При этом законодатель предоставляет гражданам возможность возмещения убытков, которые были причинены незаконными или правомерными действиями государственных органов.

Так, согласно ст. 16 ГК РФ, граждане могут возместить убытки от незаконных действий или бездействия должностных лиц государственных органов за счет государственных средств.

В нормах ст. 16.1 ГК РФ отражено, что власти компенсируют гражданам ущерб личности или имуществу, вызванный правомерными действиями должностных лиц.

Должностные лица государственных структур несут ответственность согласно статьям 1069 и 1070 ГК РФ. Должностные лица возмещают гражданам причиненный ими вред. Денежные средства на возмещение вреда выделяются из государственной казны.

Причины обжалования действий должностных лиц

Подача жалоб в отношении должностных лиц происходит:

  • в связи с совершением незаконных действий;
  • незаконным бездействием;
  • изданием незаконного нормативного акта;
  • незаконным осуждением;
  • незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности;
  • противозаконным заключением под стражу или оформлением подписки о невыезде;
  • причинением вреда при осуществлении дознания, предварительного следствия, правосудия.

Составление жалобы

Заявление об оспаривании действий должностных лиц, согласно нормам постановления Правительства РФ от 16.08.2012 № 840, должно содержать:

  1. Наименование государственного органа, указание на должность и Ф. И. О. лица, чьи решения обжалуются.
  2. Ф. И. О. и адресные реквизиты заявителя.
  3. Сведения о решениях и деяниях, которые оспариваются в жалобе.
  4. Доводы, исходя из которых можно установить противозаконность принятых должностным лицом решений.

Подача жалобы на должностное лицо в вышестоящие органы

Гражданин, который считает, что его права и свободы были нарушены решением или действием (бездействием) должностного лица, может оспорить их:

  • в суде,
  • вышестоящем государственном органе.

Государственные органы принимают жалобы в письменной и электронной форме. Подать заявление об оспаривании действий должностных лиц граждане могут лично, через представителя, посредством письменного отправления, с помощью портала государственных услуг или официального сайта государственного органа.

Оставление жалобы без ответа

Сотрудники государственного органа, уполномоченные на рассмотрение жалобы гражданина, вправе оставить ее без ответа, если она включает в себя:

Не знаете свои права?

  • нецензурные или оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц;
  • угрозы родственникам государственных служащих;
  • части текста, которые невозможно прочитать, в том числе Ф. И. О. и адрес заявителя.

Подача жалобы на должностное лицо в суд

В КАС РФ содержится глава 22, которая подробно регламентирует порядок подачи заявления в отношении должного лица.

Куда можно подать жалобу?

Если гражданин, чьи права были ущемлены, решает обратиться в суд с административным исковым заявлением, то ему потребуется подать иск по месту нахождения органа, в котором должностное лицо работает. Если заявление в суд подается от лица военнослужащего, оспаривающего решение командира или органа военного управления, то его следует направлять в военный суд.

Правила подачи административного исковогозаявления

Направляя жалобу на должностное лицо в суд, гражданину требуется придерживаться требований КАС РФ о подсудности дел.

Кроме этого, истец должен помнить о соблюдении формы обращения в суд, которая описана в ст. 124 КАС РФ, 220 КАС РФ.

Поданную жалобу судебные органы могут принять, вернуть, оставить без движения или направить истцу отказ в принятии.

Подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Если права нарушили судебные приставы, то срок сокращенный - 10 дней.

Рассмотрение заявления об оспаривании действий должностных лиц

Жалоба рассматривается судом на протяжении 2 месяцев. Судебные органы, принявшие заявление, имеют право приостановить действие решения должностного лица до момента, когда будет принято окончательное решение по гражданскому делу.

Рассмотрение жалобы должно происходить при участии того должностного лица, решения которого подлежат оспариванию. Если извещенное лицо не явится на заседание суда, то дело будет рассмотрено без его присутствия.

Судебное решение по жалобе

После проведения необходимых процессуальных процедур суд принимает решение по административному исковому заявлению.

Судебные органы вправе:

  1. Признать иск обоснованным, приняв решение об обязанности должностного лица полностью устранить допущенные нарушения и ограничения для реализации прав гражданина.
  2. Отказать в удовлетворении иска. Такое решение принимается, когда оспариваемые действия должностных лиц являются:
  • законными;
  • осуществленными в пределах их полномочий;
  • принятыми без нарушения прав и свобод гражданина-заявителя.

Принятое судом решение направляется в государственный орган, сотрудником которого является должностное лицо-ответчик.

Полученный государственными служащими документ станет основанием для устранения допущенных нарушений закона.

Таким образом, граждане могут подать жалобу на неправомерные действия должностных лиц для восстановления нарушенных прав. По итогам рассмотрения заявления суд может обязать должностное лицо, или орган, в котором оно трудится, устранить допущенные нарушения.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Жалобы ".

Источники:

  • Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" от 16 августа 2012 г. № 840

от 08/05/2019

Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав. Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием.

Пример административного иска на действия должностного лица

В Харабалинский районный суд

Астраханской области

Административный истец: ООО «Бригантина»,

адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714

Административный ответчик: заместитель начальника

Управления МВД России по Астраханской области,

Административный ответчик: Управление МВД России

по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

Административный иск на действия должностного лица

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму. Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г. я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности

Приложение:

  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б. 20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить жалобу на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение требований

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: .

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица – 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.

Обжалование действий должностных лиц является правом человека или организации, чьи права и интересы затронуты их деятельностью. Куда писать жалобы? Является ли суд единственным местом для этой цели? Какие требования предъявлены к порядку и форме жалобы.

Система бюрократии

Административный аппарат организован по вертикали. Муниципальный уровень, который формально является самостоятельным. Региональный, который так же автономен и федеральный уровень. Структуры последнего выстроены в несколько уровней: низовые подразделения, как правило, районного уровня, затем на уровне субъектов. Далее идет верхний уровень, который возглавляет структуру. Зная это, проще понять, каким образом выстроена система обжалования действий должностных лиц.

Куда писать жалобы

Обжалование действий должностных лиц обеспечивается согласно выстроенной вертикали. Вначале жалоба подается начальнику подразделения либо напрямую в вышестоящую инстанцию. Например, в случае с приставами, жалобы и заявления рассматривает начальник отдела. В вышестоящие инстанции жалобы подаются после этого этапа. В налоговой службе жалоба сразу же передается в межрайонное управление, низовой уровень в рассмотрении не участвует.

Прокуратура обеспечивает общий надзор над деятельностью всех органов власти, однако она не подменяет собой иные структуры. Жалобы к рассмотрению по существу принимаются, если подаваемые заявления в вышестоящие инстанции не принесли результата.

Кем рассматриваются заявления

Каким образом организована система обжалования действий должностных лиц? Органами, рассматривающими заявления, являются:

  • начальники сотрудников, на которых поданы жалобы;
  • специальные комиссии, созданные при органах власти;
  • вышестоящие инстанции.

Начальник вправе передать полномочия по рассмотрению жалоб одному из своих заместителей.

Какая схема выбрана зависит от специфики построения структур власти. В одном регионе жалобы рассматривает начальник, в другом - специальная комиссия и т. д. На муниципальном уровне принято создавать комиссии.

Нормативное регламентирование

Порядок обжалования действий должностных лиц выстроен по единой схеме, однако регулируется различными актами.

В первую очередь нормами законов, регламентирующих соответствующую отрасль. Например, Налоговым кодексом, законом об исполнительном производстве и т. д.

Отдельный документ разработан и принят для разбирательства жалоб на действия чиновников, обеспечивающих оказание государственных услуг, в частности, регистрацию права собственности, постановки на кадастр и т. д. Почти во всех ведомствах есть аналогичный документ.

Генеральной прокуратурой выпущен приказ, регламентирующий принятие и рассмотрение жалоб от граждан. Он носит общий характер и под него попадают все заявления, кроме тех, что поданы в рамках уголовного судопроизводства. Также он описывает обжалование действий должностных лиц в органах прокуратуры.

Что нужно знать для составления заявления

Жалоба подается в электронной или письменной форме. Необходимость заверения цифровой подписью электронных документов определяется нормативными актами. В некоторых случаях достаточно заполнить форму на портале органа власти для отправки жалобы.

Заявление, отправленное в письменном виде, должно отвечать основным требованиям. К примеру, заявления не принимаются, если ранее рассматривались аналогичные. Отказывают в рассмотрении анонимных материалов, с угрозами, нецензурными выражениями и т. д. Если нет возможности прочесть хотя бы часть текста, жалоба считается неприемлемой.

Гражданин вправе отправить жалобу с помощью почты или передать, лично посетив канцелярию органа, в который она подается. Процедура обжалования действий должностных лиц предполагает ее рассмотрение не более определенного срока, в среднем месяц.

Как написать жалобу

Обжалование действий и бездействий должностных лиц будет успешным при указании следующих пунктов:

  • название органа или должности лица (его Ф. И. О.), на действия которого подана жалоба;
  • Ф. И. О гражданина-заявителя, место его проживания, контактные сведения;
  • информация о действиях или бездействии, которые, по мнению автора заявления, нарушают его права;
  • доводы, подтверждающие обоснованность слов заявителя (ссылка на нормативные акты, документы);
  • наличие доверенности, если жалоба подается через представителя;
  • подпись и дата подачи.

Текст документа нежелательно насыщать эмоциональными высказываниями, не несущими дополнительной информации. Подобный подход приведет к нежеланию чиновника вникать в полученную информацию.

Сроки обжалования действий должностных лиц

Закон и нормативные акты органов исполнительной власти регулируют этот вопрос по-разному. В ФНС предусматривается право подать жалобу в течение года в межрегиональную или региональную инспекцию, затем тот же срок дается на подачу апелляции на незаконный, по мнению жалобщика, ответ. Если решение налогового органа касается третьих лиц, им дается 3 месяца.

В исполнительном производстве участникам дается 10 дней после того, как им стало известно о действиях пристава (срок отсчитывается с момента получения документов).

Если по уважительным причинам срок подачи заявления пропущен, автор вправе просить о его восстановлении. Обычно задержка связана с действиями чиновников, запоздало отправляющих бумаги.

Некоторые ситуации не требуют от граждан соблюдения срока обжалования, их могут и не установить вовсе. Однако правила могут содержаться в процессуальных кодексах. Так, КАС дает 3 месяца на направление иска в суд с момента, как стало известно о нарушении. По некоторым делам на подачу заявления дается 10 суток.

Обращение в суд

Суд - особая инстанция при обжаловании действий и решений должностных лиц. Процесс регламентируется подробными нормами, но их выполняет даже не всякий юрист, не говоря о простых гражданах. При этом у граждан и организаций есть право выбирать между судом и вышестоящими административными инстанциями. В некоторых случаях суду требуется доказательства попытки решить спор в досудебном порядке. Например, такая обязанность имеется у граждан, желающих признать завышенной кадастровую оценку.

В арбитражном процессе без досудебного порядка не обходится ни одно дело.

В нормативном регламентировании имеется существенная разница. Граждане и организации, не занимающиеся экономической деятельностью, обжалуют действия в соответствии с нормами КАС в общих судах. Предприниматели же обращаются в арбитражные суды согласно нормам АПК (в кодексе есть раздел, посвященный административным спорам).

Написание иска согласно КАС

Основные требования следующие:

  • название суда;
  • Ф. И. О. гражданина, дата его рождения, место проживания, контактные данные;
  • аналогичный объем сведений передается о представителе;
  • полное название органа, адрес его нахождения;
  • изложение обстоятельств с указанием, какие права и интересы были нарушены;
  • основания и доводы, на которых построена жалоба;
  • название и номер документа, или описание и место совершения обжалуемого действия;
  • сведения о подаче жалоб в вышестоящие инстанции в рамках досудебного рассмотрения споров;
  • требования о признании незаконными действия или бездействия, ненормативного акта.

В данном случае граждане платят пошлину в размере 300 руб., а организации - 6 000 тыс. руб.

К заявлению прилагаются копии документов согласно числу участников дела. Истец вправе направить их самостоятельно либо этим займется суд.

Если заявитель желает перепоручить ведения дела представителю, то порядок обжалования действия и бездействия должностных лиц предполагает обязательное наличие диплома о высшем юридическом образовании. В таком случае прилагаются копия доверенности и диплома.

Если пропущен срок, в иске или в дополнительном заявлении, подается и просьба о восстановлении срока. Можно этого не делать, но пропуска срока достаточно, чтобы добиться отказа в иске без его рассмотрения по существу.

Особенности иска согласно АПК

Спор рассматривается согласно АПК, если иное не предусматривается законом.

Заявление подается лицом, чьи интересы и права нарушаются. В законе допускается обращение в суд из-за наложения дополнительных ограничений на ведение экономической деятельности. Инициатором вправе выступить и прокуратура.

Общая норма устанавливает 3 месяца для обжалования с того момента, как стало известно о нарушении. Судья вправе восстановить его по просьбе истца, если подано соответствующее заявление с достаточными доводами, иначе возникнет риск проиграть дело.

Составление заявления

Обжалование действий должностного лица в суде согласно АПК, обязывает указать следующие пункты в иске:

  • название суда, в который подан иск;
  • сведения об истце (Ф. И. О., регистрационный номер ИП, место проживания, название организации, регистрационный номер, место расположения);
  • полное название органа, место расположения;
  • указание Ф. И. О. должностного лица, принявшего решение;
  • изложение обстоятельств дела: в чем заключается нарушение норм законодательства, прав и интересов, какие незаконные ограничения возникли;
  • название, номер и дата принятия акта;
  • в чем состояло действие или бездействие, место и дата;
  • ссылка на нормативные акты;
  • доказательства отправки другим сторонам копий заявления и приложенных к нему документов;
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция об оплате пошлин;
  • подпись и дата подачи.

ИП оплачивает пошлину в размере - 200 руб., организации - в размере 2 000 руб.

В заключение

Обжалование действий должностного лица предусматривается в административном порядке и в суде. Оба способа регламентируются нормами законодательства, первый более прост, второй связан с многочисленными нюансами.

Поход в суд возможен в ряде случаев только после обращения с жалобами в вышестоящие административные инстанции, особенно если обращаются с жалобой в арбитражный суд.

Лучшие статьи по теме