Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: система, общая характеристика Полномочия государственных органов осуществляющие финансовую деятельность

Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: система, общая характеристика Полномочия государственных органов осуществляющие финансовую деятельность

  • 6. Полномочия Министерства финансов рф в сфере финансовой деятельности.
  • 7. Понятие, предмет, метод и система финансового права.
  • 8. Финансово-правовые нормы, их особенности и виды.
  • 9. Финансовые правоотношения, их особенности и виды.
  • 10. Правовые основы финансового контроля.
  • 11. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие.
  • 12. Основные методы финансового контроля.
  • 13. Государственный финансовый контроль.
  • 14. Счетная палата рф как орган финансового контроля.
  • 15. Федеральное Казначейство: правовой статус и полномочия.
  • 16. Федеральная Служба финансово-бюджетного надзора как орган финансового контроля.
  • 17. Правовые основы аудита.
  • 18. Государственный бюджет: Понятие, правовая сущность, структура государственного бюджета.
  • 19. Закон о бюджете. Его структура.
  • Часть 1. Общие положения
  • 21. Бюджетный процесс и его стадии.
  • 23. Правовое регулирование составления бюджета.
  • 26. Правовое регулирование межбюджетных отношений.
  • 27. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
  • 28. Правовое регулирование государственных доходов, их виды.
  • 29. Правовое регулирование государственных расходов, их виды.
  • 30. Налоги и сборы: понятие, функции и значение. Классификация налогов.
  • 31. Налоговая система рф.
  • 33. Общая характеристика налоговых правоотношений. Субъекты налоговых правоотношений, основы их правового статуса.
  • 34. Элементы налогообложения, их характеристика.
  • 35. Налоговый контроль: правовая основа. Цели, задачи, формы налогового контроля.
  • 36. Налоговые проверки. Акт выездной налоговой проверки.
  • 37. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
  • 38. Обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
  • 39. Государственный и муниципальный кредит. Понятие, формы, виды, принципы.
  • 40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом.
  • 41. Правовые основы банковской системы рф.
  • 42. Правовое положение Центрального банка рф. Его полномочия как органа банковского регулирования и надзора.
  • 43. Субъекты финансовых правоотношений.
  • 44. Банковские операции: виды, порядок лицензирования.
  • 45. Правовое регулирование страхования вкладов физических лиц.
  • 46. Эмиссионное право Центрального банка рф.
  • 47. Страхование Понятие, значение и функции.
  • 48. Участники страховых отношений, взаимодействие страховщиков.
  • 49. Виды и объекты страхования, виды лицензий.
  • 50. Правовое регулирование дефицита государственного бюджета.
  • 51. Правовое регулирование обязательного государственного страхования.
  • 52. Правовое регулирование страхового надзора.
  • 53. Правовые основы регулирования денежного обращения в рф.
  • 54. Правовые основы регулирования наличного денежного обращения.
  • 55. Правовые основы регулирования безналичного денежного обращения.
  • 56. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации.
  • 57. Правовое регулирование расчетов аккредитивами.
  • 58. Правовое регулирование расчетов инкассо.
  • 59. Правовое регулирование расчетов чеками и платежными поручениями.
  • 60. Понятие и структура валютных правоотношений.
  • 61. Понятие, направления и органы валютного регулирования в рф.
  • 62. Понятие и виды валютных операций.
  • 63. Валютный контроль: понятие, направления и субъекты.
  • 64. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля.
  • 5. Система органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.

    Систему органов, осуществляющих финансовую деятельность государства составляют специально уполномоченные органы государственной власти, основной функцией для которых является осуществления финансовой деятельности. К таким органам относятся: Министерство финансов и подведомственные ему федеральная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Центральный Банк РФ; Счетная палата РФ.

    Вторую группу органов, осуществляющих финансовую деятельность составляют органы общей компетенции , осуществляющие на ряду с основными полномочиями некоторые финансовые функции. К ним относят:

      Законодательные органы государственно власти – Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания, которые рассматривают, обсуждают и утверждают соответственно федеральный бюджет.

    Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

      Исполнительные органы государственной власти

    Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г. N 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

    Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

    Министерство финансов Российской Федерации;

    Федеральное казначейство Российской Федерации;

    Федеральная налоговая служба РФ;

    Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

    Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

    совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

    разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

    разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

    составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

    осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

    разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации и т.д.

    Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре Министерства финансов РФ Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556.

    Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703 закрепляет за федеральным казначейством России следующие полномочия:

      открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств,

      открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей , распорядителей и получателей

      ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета , лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

      составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

      ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

      получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы , необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

      осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

      осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

      осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

    Федеральная налоговая служба РФ, как орган государственного управления, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

    Центральный банк РФ (Банк России). действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)". Центральный банк РФ (Банк России) - юридическое лицо, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделено властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России - федеральная собственность. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

      Президент не относится ни к одной из ветвей власти, и как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет направления внутренней и внешней политики государства, на которой и строится финансовая политика. Кроме того Президент издает указы и распоряжения по вопросам формирование и исполнения бюджетов.

    С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

      Судебные органы участвуют в финансовой деятельности как в процессе создания фондов денежных средств, так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. Кроме того финансирование Судов производится из федерального бюджета.

    "

    Финансовую деятельность осуществляют все без ис­ключения государственные органы, но в пределах ус­тановленной компетенции.

    В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:

    1. федерального бюджета;

    2. федеральных налогов и сборов;

    3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;

    4. денежной эмиссии.

    Президент РФ как глава государства подписывает и об­народует федеральные законы, а также обеспечивает согласованное взаимодействие органов государствен­ной власти в области финансов, определяет основные направ­ления внутренней и внешней политики государства, в соответ­ствии с чем и строится финансовая политика. Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фон­дов, денежно-кредитной политики, регулирования валютных и иных финансовых отношений, организации органов финан­сово-кредитной системы.

    Правительство РФ:

    1. обеспечивает проведение единой финансовой, кре­дитной и денежной политики;

    2. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;

    3. обеспечивает исполнение федерального бюджета;

    4. представляет Государственной Думе отчет об испол­нении федерального бюджета;

    5. разрабатывает и реализует налоговую политику;

    6. принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

    7. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

    8. руководит валютно-финансовой деятельностью в от­ношениях Российской Федерации с иностранными го­сударствами;

    9. разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории фи­нансовую деятельность в пределах своей компетенции.

    Наряду с органами государственного управления, осуще­ствляющими финансовую деятельность в связи с выполне­нием своих основных задач и функций, для осуществления финансовой деятельности создан специальный орган - Ми­нистерство финансов РФ, в ведений которого находятся:

    · Федеральная налоговая служба;

    · Федеральная служба страхового надзора;

    · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

    · Федеральное казначейство (федеральная служба).

    Также отдельные полномочия в финансовой сфере выпол­няет Банк России.

    Министерство финансов РФ осуществляет выработ­ку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулиро­вание на основании и во исполнение Конституции РФ, феде­рального законодательства, актов Президента РФ и Прави­тельства РФ в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную области, сферы государ­ственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, драгоценных камней, таможенных пла­тежей, а также вырабатывает финансовую политику в обла­сти государственной службы и судебной системы.



    Федеральное казначейство информирует законода­тельные и исполнительные органы государственной власти РФ о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ.

    К задачам Федерального казначейства относятся:

    1. организация, осуществление и контроль за исполне­нием федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах Федерального казначейства исходя из прин­ципа единства кассы;

    2. регулирование финансовых отношений между феде­ральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использовани­ем внебюджетных (федеральных) средств;

    3. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов.

    Федеральная налоговая служба осуществляет конт­роль, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и иных пла­тежей, установленных федеральным налоговым законода­тельством, а также законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, бан­ковского надзора и управления системой расчетов в стране.

    Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе­тенцией, а также муниципальные органы. При всем этом практиче­ски все органы государства без исключения занимаются финансо­вой деятельностью. Органы общей компетенции - высшие пред­ставительные и исполнительные органы государственной вла­сти - руководят всеми финансами, бюджетом. налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо­вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ)

    Представительные органы в лице Федерального Собрания, Представительные органы субъектов Федерации и местного само­управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

    Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими фи-

    Глава 1.
    Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 15

    нансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Консти­туции РФ)

    В осуществлении финансовой деятельности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией РФ участвует Президент Российской Федерации. Стоит заметить, что он издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и оϲʙᴏбождает от должности министра финансов, министра по налогам и сборам, директора ФСНП (федеральная служба налоговой полиции), предствляет Государственной Думе кан­дидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Прези­дента РФ, о чем подробнее будет сказано в § 2 главы 4. ""*"

    Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива­ют в пределах ϲʙᴏей компетенции руководство финансами соответ­ствующих национально-территориальных и административно-тер­риториальных (закрытых городов) образований. Поскольку финан­совая система едина, то все перечисленные органы выполняют на ϲʙᴏей территории функции в отношении финансов в строгом соот­ветствии со ϲʙᴏей компетенцией. К примеру, органы местного са­моуправления помимо того, что утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного значения, обеспечивают на ϲʙᴏей территории поступление доходов в вышестоящие бюдже­ты, образование кредитных ресурсов банков, страховых фондов.

    Органы власти специальной компетенции в зависимости от сте­пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

    государственные органы, осуществляющие финансовую деятель­ность в связи с выполнением ϲʙᴏих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятель­ности, они тратят бюджетные ассигнования, создают на ϲʙᴏих пред­приятиях прибыль, кᴏᴛᴏᴩая в ϲʙᴏю очередь перераспределяет в бюд­жет, утверждают сметы подведомственных учреждений, распределя­ют в пределах ϲʙᴏей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть кᴏᴛᴏᴩых в ϲʙᴏю очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финан­сов определяются специальными нормативными актами;

    государственные органы специальной компетенции, для кото­рых финансовая деятельность будет основной. Эти органы соз­даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

    Систему финансовых органов возглавляет Министерство фи­нансов РФ. Все национально-территориальные и административ­но-территориальные образования имеют в составе ϲʙᴏих прави­тельств или администраций управления, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие респуб­ликанские министерства финансов или другие органы финансового

    16 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

    управления. В органах местного самоуправления, сельских, посел­ковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии.

    Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финан­сов, рассмотрим его компетенцию более подробно.

    Министерство финансов выделяется комплексным характером ϲʙᴏих функций. Стоит заметить, что оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти, явля­ется преемником ранее самостоятельно существовавших служб - Федеральной службы по надзору за страховой деятельно­стью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным кам­ням, Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.

    Основные задачи Министерства финансов Российской Федера­ции в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Стоит сказать - положением о нем":

    1) совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюд­жетного федерализма;

    2) разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

    3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

    4) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения в установленном порядке; составление отчета об испол­нении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

    5) разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление го­сударственным внутренним и внешним долгом РФ;

    6) разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

    7) участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драго­ценных металлов и драгоценных камней;

    8) разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

    9) осуществление в пределах ϲʙᴏей компетенции государствен­ного финансового контроля;

    10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в со­ответствии с российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе)

    Министерство финансов Российской Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с возложенными на него задачами реализует следующие основные функции (ст. 6 Стоит сказать - положения):

    1) подготавливает предложения и реализует меры по совершен-

    СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.

    Глава 1.
    Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 17

    ствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федера­лизма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

    2) участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, средне­срочную и краткосрочную перспективу;

    3) участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, испол­нителей работ и услуг;

    4) участвует в подготовке предложений по основным направле­ниям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;

    5) участвует в формировании и осуществлении единой полити­ки цен;

    6) участвует в подготовке федеральных целевых программ, обес­печивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

    7) разрабатывает меры, направленные на формирование и реа­лизацию активной инвестиционной политики, участвует в разра­ботке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

    8) участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

    9) разрабатывает и принимает в установленном порядке норма­тивные правовые акты по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;

    10) обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями эко­номического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;

    11) проводит совместно с Министерством РФ по связи и ин­форматизации единую техническую политику в области информа­тизации ϲʙᴏих территориальных органов;

    12) обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета, что закреплено в ст. 165-167 БК РФ.

    Министерство финансов Российской Федерации имеет право (ст. 7 Стоит сказать - положения):

    1) запрашивать в установленном порядке у федеральных орга­нов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:

    Разработки проекта федерального бюджета;

    Расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;

    исполнении федерального бюджета; олнении консолидированного бюд-

    18 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

    жета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъ­ектов РФ;

    2) запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их ис­полнении;

    3) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций дан­ные, необходимые для осуществления контроля за целевым расхо­дованием средств федерального бюджета;

    4) проводить совместно с ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими министерствами экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в ка­честве обоснований для выделения средств на инвестиции;

    5) представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пре­делах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год;

    6) ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ финансиро­вание из федерального бюджета организаций при выявлении фак­тов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки от­четности о расходовании ранее полученных средств;

    7) взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому на­значению, с наложением штрафа в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательст­вом РФ;

    8) организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств ϶ᴛᴏго Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год;

    9) выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на по­крытие временных кассовых разрывов с погашением данных ссуд в рамках бюджетного года;

    10) предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодатель­ством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответ­ствующего реестра;

    11) выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в ко­торых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;

    12) осуществлять лицензионную деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответ­ствующих организаций.

    Глава 1.
    Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 19

    Организационная структура Министерства финансов Российской

    федерации:

    Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначае­мый на должность и оϲʙᴏбождаемый от должности Президентом рф по представлению Председателя Правительства РФ.

    Министр:

    Несет персональную ответственность за выполнение возложен­ных на Министерство задач и осуществление им ϲʙᴏих функций;

    Имеет заместителей, назначаемых на должность и оϲʙᴏбож­даемых от должности Правительством РФ; ,л,

    Руководит деятельностью Министерства на базе единона­чалия;

    Распределяет обязанности между заместителями министра;

    Вносит в установленном порядке на рассмотрение Прави­тельства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

    Руководит деятельностью Федерального казначейства;

    Утверждает положения о"структурных подразделениях Мини­стерства;

    Назначает в установленном порядке на должность и оϲʙᴏбождает от должности работников центрального аппарата Министерства и т.д.

    В Министерстве финансов РФ образуется коллегия (ст. 11 По­ложения) в составе министра (председатель коллегии), его замести­телей, руководителей Министерства РФ по налогам и сборам и Го­сударственного таможенного комитета РФ, а также других руково­дящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению министра.

    Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должно­сти, утверждаются Правительством РФ.

    Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюд­жетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

    Решения коллегии реализуютсятрадиционно приказами мини­стра.

    В случае разногласий между министром и членами коллегии окончательное решение принимает министр, докладывая о возник­ших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут сооб­щить ϲʙᴏе мнение в Правительство РФ.

    Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, во­просов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создан научный совет, в состав кᴏᴛᴏᴩого вошли уче­ные и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и де­нежного обращения.

    В 2001 г. в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № П5-ФЗ «Об организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»" в структуре

    " Российская газета. 2001 № 151 -152

    20 Раздел I. Финансовая деятельность и финансовое право

    Минфина РФ был образован Комитет РФ по финансовому монито­рингу (далее - КФМ России)

    Как видим, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

    Важно заметить, что один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, - Центральный банк РФ, кᴏᴛᴏᴩый осу­ществляет руководство в области банковской деятельности.
    Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в облас­ти денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контроли­рует и направляет деятельность коммерческих банков, в т.ч. выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставно­го капитала и резервного фонда, кᴏᴛᴏᴩый, кстати, хранится на рас­четных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

    В период перехода к рынку финансовая деятельность государст­ва приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления идут только через финансовые ресурсы, по϶ᴛᴏму контроль и наблюдение за деятельностью по аккумуляции, перерас­пределению и использованию денежных фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку появился целый ряд органов, специально занимающихся контролем в облас­ти финансовой деятельности государства.

    Такими специальными органами будут:

    Счетная палата РФ - постоянно действующий орган финан­сового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчет­ный ему.
    Стоит отметить, что основная задача Счетной палаты - организация и осуще­ствление контроля за ϲʙᴏевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов.

    Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми госу­дарственными денежными накоплениями.

    Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, будет Министерство РФ по налогам и сборам.

    Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем за соблюдением законности в области финансовой деятель­ности образована Федеральная служба налоговой полиции, одна из основных задач кᴏᴛᴏᴩой - предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в т.ч. и в органах налоговой ин­спекции.

    Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, кᴏᴛᴏᴩые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.

    Глава 1.
    Стоит отметить, что основы финансовой деятельности государства 21

    Есть еще ряд органов, специально занимающихся финансовым контролем, но их деятельность будет рассмотрена в главах учебни­ка, специально посвященных финансовому контролю.

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое финансы?

    2. Что означает понятие «финансовая деятельность государства и муниципальных образований»?

    3. Дайте определение финансовой системы и ее элементов (инето-тутов)

    4. Назовите методы осуществления финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    5. Какие органы государственной власти осуществляют финансовую деятельность?

    6. Назовите специальные органы исполнительной власти, кᴏᴛᴏᴩые осуществляют финансовую деятельность.

    Глава 2. Предмет и система финансового права

    В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные ор­ганы, государственные учреждения и предприятия, частные предпри­ятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

    Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на следующие группы:

    1) высшие органы государства, осуществляю­щие общее руководство финансовой деятельностью:

    • Президент РФ;
    • Государственная Дума РФ;
    • Правительство РФ.

    2) государственные органы специаль­ной компетенции :

    • Минфин России;
    • ЦБ РФ.

    3) федеральные органы испол­нительной власти (их финансовые департаменты и другие финансовые подразделения);

    4) органы государственной власти субъектов РФ ;

    5) органы местного самоуправления .

    Высшие органы государства, осуществляю­щие общее руководство финансовой деятельностью

    Президент РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представ­ляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о феде­ральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Госу­дарственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Пре­зидент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

    Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Пред­седателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину соста­ва ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам феде­ральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенно­го, регулирования, денежной эмиссии.

    Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ1 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики.

    Государственные органы специаль­ной компетенции

    Для государственных органов специаль­ной компетенции финансовая деятельность является основной.

    Минфин России относится к числу федеральных ведомств, в соответствии с Положением, утв. постановлением Пра­вительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре­гулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, производства, переработки и обращения драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, опре­деления таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, орга­низации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборо­та защищенной полиграфической продукции, финансового обеспе­чения государственной службы.

    Минфин России осуществляет координацию и контроль деятель­ности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

    Основные функции Минфина России:

    • составляет проект федерального бюджета;
    • утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюд­жета;
    • доводит до главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ас­сигнованиях;
    • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
    • осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
    • запрашивает и получает в установленном порядке сведения,
      необходимые для принятия решений по отнесенным к ком­петенции Минфина России вопросам.

    Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Мин­фина России, особую роль в осуществлении финансовой деятель­ности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполне­ние федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за на­копление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор на­логов, и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

    Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим бан­ковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Бан­ке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, органи­зует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устой­чивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.

    Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов местного само­управления.

    Федеральные органы испол­нительной власти

    Многочисленную группу образуют федеральные органы испол­нительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Напри­мер, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют дру­гие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сель­ского хозяйства РФ и т.д.

    Органы государственной власти субъектов РФ

    Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в пределах своих тер­риторий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта РФ, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществля­ют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администра­ция области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным со­бранием.

    В составе администраций субъектов РФ функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполне­нию, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и ока­зывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государст­венный финансовый контроль на соответствующей территории.

    Органы местного самоуправления

    Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включа­ют денежные средства местного бюджета, государственные и муни­ципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного само­управления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет на собственный бюджет и право на по­лучение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

    Органы местного самоуправления (представительные и исполни­тельные):

    • устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льго­ты по их уплате в соответствии с федеральными законами;
    • обращаются за финансовой помощью к федеральным орга­нам и органам субъектов РФ, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
    • составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполне­нии;
    • осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
    • осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жи­лищных сертификатов;
    • предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
    • получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
    • осуществляют муниципальные займы путем выпуска муни­ципальных облигаций.

    Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции -- высшие представительные и исполнительные органы государственной власти -- руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

    Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

    Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства. ч. 1 ст. 114 Конституции РФ

    Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

    • 1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они: а) тратят бюджетные ассигнования; б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет. Они утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции, имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами;
    • 2. государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

    Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии. Учитывая, что основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется Министерством финансов, рассмотрим его компетенцию более подробно.

    Министерство финансов выделяется комплексным характером своих функций. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти.

    Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

    • 1. совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
    • 2. разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
    • 3. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
    • 4. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
    • 5. разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
    • 6. разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;
    • 7. участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • 8. разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
    • 9. осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
    • 10. обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

    Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6 Положения):

    • 1. подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
    • 2. участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
    • 3. участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
    • 4. участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
    • 5. участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;
    • 6. участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
    • 7. разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
    • 8. участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
    • 9. разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
    • 10. обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств;
    • 11. проводит совместно с Министерством РФ по связи и информатизации единую техническую политику в области информатизации своих территориальных органов;
    • 12. обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета, что закреплено в ст. 165--167 БК РФ.

    Министерство финансов Российской Федерации имеет право (ст. 7 Положения):

    • 1. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для:
      • - разработки проекта федерального бюджета;
      • - расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;
      • - составления отчета об исполнении федерального бюджета;
      • - составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;
    • 2. запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;
    • 3. запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
    • 4. проводить совместно с соответствующими министерствами экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;
    • 5. представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
    • 6. ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
    • 7. взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством РФ;
    • 8. организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
    • 9. выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;
    • 10. предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
    • 11. выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит Российская Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;
    • 12. осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.

    Организационная структура Министерства финансов Российской Федерации:

    • * Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
    • * Министр:
    • -- несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций;
    • -- имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ;
    • -- руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия;
    • -- распределяет обязанности между заместителями Министра;
    • -- вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
    • -- руководит деятельностью Федерального казначейства;
    • -- утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
    • -- назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства и т.д.

    В Министерстве финансов РФ образуется коллегия (ст. 11 Положения) в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

    Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ.

    Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

    Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.

    В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство РФ.

    Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и теоретики, специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.

    Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

    Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

    Акты Министерства финансов Российской Федерации:

    • - Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
    • - Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции издает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

    Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, -- Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности. Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков.

    В результате в период перехода к рынку появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области финансовой деятельности государства.

    Такими специальными органами являются:

    • - Счетная палата -- постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
    • - Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.

    Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.

    Лучшие статьи по теме