Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование жизни и здоровья
  • Особенности судопроизводства в арбитражных судах по отдельным категориям дел. Прекращение производства по делу о банкротстве физического лица Процедуры, применяемые к должнику

Особенности судопроизводства в арбитражных судах по отдельным категориям дел. Прекращение производства по делу о банкротстве физического лица Процедуры, применяемые к должнику

- ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» = Глава III. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

- Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35

"О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"

С точки зрения процессуального права несостоятельность (банкротство) понимается как совокупность процедур, осуществляемых в виде судебных актов, под контролем арбитражного суда.

Дела о банкротстве в настоящее время относятся к специальной подведомственности арбитражных судов без каких-либо исключений.

Подсудность. Заявление подается по месту нахождения должника (место нахождения управляющего органа, то есть по регистрации в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП (место регистрации физ. лица).

Как подведомственность, так и подсудность определяется на момент подачи заявления, поэтому если после принятия заявления должник изменил место нахождения, то в этом случае оснований для передачи дела нет. Если выяснилось, что это произошло до принятия заявления, то есть основания для передачи. Если в разных судах возбудили – то суд, который по ошибке принял заявление, передает все материалы в другой суд, и тот объединяет оба дела в одно производство.

Особенности дел о банкротстве:

Представляет собой целую совокупность процедур, среди которых выделяется одно основное производство, а к этому основному производству примыкает значительно большее количество относительно обособленных споров. В рамках основного производства решается вопрос о возбуждении дела о банкротстве, о переходе из одной процедуры в др., о признании должника банкротом, о завершении банкротства. В обособленных решаются споры об установлении требований кредиторов и споры между конкурсными кредиторами и арбитражными управляющими.

В целом АПП не известен институт отказа от принятия заявления а в делах о банкротстве он есть.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Возбуждение

Дела о банкротстве возбуждаются на основании заявления заинтересованного лица.

Подать заявление в суд может:

Сам должник, либо если он находится в стадии ликвидации, то ликвидационная комиссия;

Конкурсные кредиторы;

Уполномоченный орган (ЦБ, органы гос вл и мсу).

Обязанностью является для: должника (ст.9 – руководитель должника), для ликвидационной комиссии (ликвидатор); ЦБ.

Заявление принимается арбитражным судом, если:

Требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем 500 тысяч рублей (учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения )



Указанные требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (для кредитных организаций – 14 дней и стоимость имущества недостаточна для удовлетворения).

Учитывается время возникновения обязательства, его характер и предмет требований (в чем суть обязательства). Если это имущественное (обязательственные) требование, то они включаются в реестр; если это вещные требования, то они в реестр не включаются – рассматриваются за рамками дела о банкротстве (например: спор о признании права собственности – общий исковой порядок либо в арбитражном, либо в общей юрисдикции).

ст.5 закона о банкротстве – «текущие платежи» (обязательства, срок исполнения которых наступил уже в период соответствующей процедуры банкротства). Особенность заключается в том, что кредиторы по текущим платежам не включаются в реестр и, соответственно, оплата по этим обязательствам производится в общем порядке. Тогда как конкурсные кредиторы , которые учитываются в реестре, вправе рассчитывать на расчет только лишь уже по завершению конкурсного производства, т.е. когда выявлена вся конкурсная масса, выявлены все конкурсные кредиторы, определена их очередность и строго в этой очередности погашается задолженность, а текущие кредиторы получают расчет во внеочередном порядке. (Например, управляющий заключает договор на охрану, если не платить сразу, то охранять никто не будет, поэтому в ходе банкротства возникают такие обязательства и расчеты производятся сразу же).



Отличаются дела о банкротстве кругом, лиц, участвующих в делах о банкротстве. Закон разделяет, применительно к основному производству, всех участников процессуальных отношений на 2 группы:

- лица, участвующие в деле о банкротстве

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

- лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; и др.

Первые обладают всей полнотой прав (правоспособность носит самый общий характер), вторые – наделяются достаточно ограниченной процессуальной правоспособностью, их права специально оговариваются в тексте закона и их объем значительно меньше (представитель работников должника, представитель учредителей, участников, собственника имущества в унитарном предприятии и др.).

Возбуждение – дата принятия заявления.

Здесь принципиальный вопрос – кто является заявителем , поскольку, если недостаточно имущества должника, то судебные расходы возлагаются на заявителя.

Поэтому пленум разъяснил, что если в арбитражный суд поступило несколько заявлений о признании должника банкротом, то они все подлежат рассмотрению в порядке календарной очередности. Если, например, первое заявление принято, то последующее заявления уже не рассматриваются. Если первое - не принято по каким-либо причинам, то суд переходит к рассмотрению второго заявления и т.д. И останавливается на том, которое оформлено надлежащим образом. Если заявитель уполномоченный орган, то он также оплачивает судебные расходы за счет бюджета, как и остальные заявители в указанном случае. Если всем отказано, то дело не возбуждается.

Если заявление принято, то об этом размещается информация на сайте арбитражного суда. Также делается публикация в специальном издании, которое определено правительством РФ – газета «Коммерсант». Данная информация делается для того, чтобы другие кредиторы могли подать свои заявления о признании их требований обоснованными. Раз дело возбуждено, то кредиторы подают заявления не чтобы возбуждать дело, а чтобы участвовать в первом собрании кредиторов. Вопрос решается по правилам ст.71 Закона о банкротстве, т.е. в течении месяца арбитражный суд рассматривает поступившие требования. Заявления должны быть поданы в течение 2х месяцев после публикации.

Движение дела .

После принятия заявления суд рассматривает его обоснованность (в случае признания обоснованным = определение о введении наблюдения)

Подготовка к рассмотрению дела в судебном заседании осуществляется в рамках процедуры наблюдения и преследует 3 цели:

Установить финансовое состояние должника;

Обеспечить сохранность его имущества;

Установление требований кредиторов.

Когда определен круг участников первого собрания, на нем решается вопрос об обращении в суд с ходатайством о применении той или иной процедуры банкротства. Это могут быть ходатайства о введении фин. оздоровления и т.д. Если первое собрание ничего не решает, то суд откладывает рассмотрение дела и предлагает кредиторам определить свою позицию, если после этого они не принимают никакого решения, то суд сам принимает решение по имеющимся материалам.

Если имеются лица, готовые профинансировать должника, тогда вводится процедура финансового оздоровления , если таких лиц нет – то суд выясняет: имеется ли возможность восстановить платежеспособность за счет имеющегося имущества. (Например: продать часть активов, перепрофилировать производство, произвести сокращение работников и т.д. В этом случае вводится внешнее управление . Если такой возможности нет, то должник признается банкротом и вводится конкурсное производство .

Сроки. Общий срок рассмотрения по ст.51 Закона о банкротстве – 7 месяцев. Этот срок дается для того, чтобы ввести одну из процедур банкротства. Фактически данные дела длятся годами.

В ст.52 Закона о банкротстве перечислены итоговые судебные акты , которые завершают рассмотрение данного дела. Это:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

решение об отказе в признании должника банкротом;

определение о введении финансового оздоровления;

определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

определение об утверждении мирового соглашения.

Конкурсное производство представляет собой аналог исполнительного производства, что от имени должника в интересах кредитора действует не пристав, а арбитражный управляющий под контролем арбитражного суда.

Обжалование судебных актов по данной категории дел. Пленум обратил внимание, что по делам о банкротстве существует 3 порядка обжалования:

Непосредственно в ст.223 АПК предусмотрено, что все определения, которые выносятся судом в рамках дела о банкротстве – обжалуются в сокращенный 10ти дневный срок, и затем возможно кассационное обжалование;

Для итоговых актов - в ст.72 Закона о банкротстве. Данные акты приравнены к решению – сначала обжалуются в месячный срок в апелляционном порядке, и потом, возможно, кассационное обжалование

Ст.61 Закона о банкротстве - там указано, что по отдельным вопросам, прямо предусмотренным в законе, жалобы подаются в течение 14 рабочих дней и рассматриваются в течении 14 рабочих дней. И по смыслу закона дальнейшее обжалование таких определений не допускается. (Например: оспаривание общих собраний кредиторов, признание требований кредиторов обоснованными для участия в первом собрании и т.д).

Рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее - обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее - непосредственные участники обособленного спора). Относительно обособленные споры рассматриваются в рамках дела о банкротстве, но не обязательно в том же составе суда, в котором осуществляется основное производство, а именно:

Это требования кредиторов о признании обоснованными их требований;

Споры об оспаривании сделок должника;

Если банкротство организации застройщика, то это иски о признании права собственности на объекты недвижимого имущества.

для кредитной организации = единственная процедура – конкурсное производство (сразу после признания банкротом), оздоровление = до подачи заявления

Согласно ст. 33 АПК и ст. 6, 33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Данные дела рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели (ч. 1, 2 ст. 223 АПК).

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (п. 3 ст. 33 Закона).

Обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве) осуществляется в форме заявления (ч. 4 ст. 4 АПК).

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 224 АПК). Правом на обращение в арбитражный суд обладают также уполномоченные органы и, кроме того, лишь конкурсные кредиторы. При этом такое право у них возникает по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (ст. 7, 34 Закона).

Сам должник вправе подать в арбитражный суд заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок (ст. 8 Закона).

Закон также устанавливает случаи, когда руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязаны обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, а именно, если:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в указанных случаях не позднее чем через один месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (ст. 9 Закона).

Согласно ст. 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Кроме того, данный Закон (ст. 35) предусматривает наличие лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, к которым относятся:

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

иные лица в случаях, предусмотренных АПК и настоящим Законом.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства: конкурсное производство, мировое соглашение, иные предусмотренные настоящим Законом процедуры банкротства (ст. 27 Закона).

Заявление должника, конкурсного кредитора и уполномоченного органа о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", к нему должны быть приложены документы, указанные в Законе (ст. 37-41).

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК и настоящим Законом. О принятии заявления судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через 5 дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего, и дата рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, если иное не установлено настоящим Законом.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять предусмотренные АПК меры по обеспечению заявления.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение, которое в случае его удовлетворения подлежит немедленному исполнению. Определение о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер по обеспечению заявления может быть обжаловано (ст. 42 Закона).

Судья отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом в случае:

нарушения условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона (требования к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину - не менее чем 10 тыс. руб., и указанные требования не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Законом);

подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства (ст. 43 Закона).

Заявление о признании должника банкротом, не соответствующее требованиям, предусмотренным ст. 37-41 Закона (т.е. не соответствующее форме и содержанию), и приложенные к нему документы возвращаются арбитражным судом. О возвращении заявления суд выносит определение (ст. 44 Закона).

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Указанные определения могут быть обжалованы (ст. 48 Закона).

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству проводится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК, с особенностями, установленными настоящим Законом. При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов, осуществляет иные предусмотренные настоящим Законом полномочия.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона).

Согласно ст. 52 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

решение об отказе в признании должника банкротом;

определение о введении финансового оздоровления;

определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

определение об утверждении мирового соглашения.

Данные судебные акты, а также иные предусмотренные настоящим Законом судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено данным Законом.

Арбитражный суд может прекратить производство по делу о банкротстве в случае (ст. 57 Закона):

восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

заключения мирового соглашения;

признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном настоящим Законом, иных соответствующих положениям ст. 6 Закона требований кредиторов;

отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;

завершения конкурсного производства;

в иных предусмотренных настоящим Законом случаях.

Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве рассматриваются в порядке ст. 60 Закона, согласно которой заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Законом.

Указанные заявления, ходатайства и жалобы рассматриваются судьей единолично. По результатам рассмотрения этих заявлений, ходатайств и жалоб арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные настоящим Законом.

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Процедура банкротства в отношении физических лиц может быть прекращена арбитражным судом по ряду причин, закрепленных законом. О прекращении производства по делу суд выносит определение. Самыми частыми причинами прекращения данной процедуры являются:

  • заключение мирового соглашения между сторонами;
  • отсутствие финансовых средств на проведение процедуры банкротства;
  • неназначение финансового управляющего по истечении трех месяцев с начала процедуры.

Все случаи прекращения производств по делу о банкротстве указаны в ст. 57 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу 28.01.2018г.)

Отсутствие денег на финансирование процедуры

Отсутствие финансовых средств на проведение судебного производства - самый распространенный случай, по которому прекращается процедура банкротства. Финансирование требуется для проведения действий, предусмотренных законом. Денежные средства необходимы на организацию торгов, оплату публикаций по делу, вознаграждение финансовому управляющему, оплату услуг оценщиков и других дополнительных действий, которые нужны для проведения данной процедуры. Без финансовых средств невозможно проведение банкротства, и их отсутствие приводит к прекращению процедуры.

Финансовый управляющий подает ходатайство в арбитражный суд о прекращении процедуры на основании отсутствия финансирования. Суд выносит соответствующее определение, и дело считается прекращенным.

Неназначение финансового управляющего по делу в течение трех месяцев

На первом заседании суда по делу о банкротстве должен быть назначен финансовый (арбитражный) управляющий. Такое условие не всегда выполняется по ряду причин. Должнику, обратившемуся за назначением управляющего в СРО (саморегулируемую организацию) арбитражных управляющих, могут отказать, не дать согласия на участие в процессе банкротства. Дальнейшие обращения в эту же или другую СРО также могут не дать положительных результатов. Без предварительной договоренности с конкретным человеком, рекомендованным на должность управляющего, не имеет смысла заявлять наугад организацию к участию в судебном процессе. Сначала надо заручиться согласием потенциального финансового управляющего. В противном случае время будет потрачено впустую.

Причиной прекращения делопроизводства по процедуре банкротства физического лица может служить неназначение финансового управляющего по истечении трех месяцев со дня первого судебного заседания по данному делу. Основанием для прекращения служит п.9 ст.45 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Последствия прекращения процедуры

Прекращение процедуры банкротства не означает, что должник получает отказ в признании себя банкротом. Это означает что процедура прекращена, что не лишает возможности повторно обратиться с заявлением после устранения препятствий.

Все ограничения, действовавшие по закону в процессе производства, снимаются с должника согласно ст.56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Важно знать, что физическому лицу будет возвращена госпошлина и денежные средства, внесенные на депозит арбитражного суда для финансирования процедуры.

В дальнейшем, кредитор или должник могут подать новое заявление о признании гражданина банкротом. Прекращение процедуры банкротства не ограничивает право должника и кредитора в отношении действий, направленных на защиту своих интересов.

1. Дела о банкротстве отнесены к отдельным категориям судебных дел, рассматриваемых арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными главой 28 АПК РФ и Законом о банкротстве*(149).

В юридической литературе по-разному определяется природа судопроизводства по делам о банкротстве: как особого производства*(150); как искового производства с особым исполнительным производством*(151); как симбиоза особого и искового производства*(152); как самостоятельного вида производства*(153).

2. Если придерживаться разделения гражданского судопроизводства на три вида: исковое производство, производство из публичных правоотношений и особое производство, - то дела о банкротстве действительно тяготеют к делам особого производства. По таким делам заявитель обращается в суд с материально-правовым притязанием к должнику, порядок удовлетворения которого зависит от установления определенного юридического факта (признания или отказа в признании должника банкротом). Установление судом факта банкротства имеет юридическое значение для последующего осуществления субъективного права заявителя и других кредиторов должника. Признание должника банкротом влечет применение к нему специальных принудительных процедур, предусмотренных Законом о банкротстве, и особого порядка осуществления требований кредиторов, выражающегося в участии кредиторов в конкурсе на имущество должника.

Таким образом, в отличие от обычных дел особого производства (например, дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение), в рамках которых субъективное материальное право не защищается (его защита осуществляется в отдельном производстве), в производстве по делу о банкротстве устанавливается не только юридический факт банкротства должника, но и реализуется право заявителя (а также других кредиторов, вступивших в процесс по делу о банкротстве) на участие в конкурсе на имущество должника с расчетом на удовлетворение соответствующих требований. Это сближает производство по делу о банкротстве с исковым производством, а также исполнительным производством, на что обращают внимание авторы, трактующие производство по делу о банкротстве как смешанное.

3. Если исходить из другого подхода, отвергающего деление гражданского судопроизводства на виды, то дела о банкротстве - это одна из категорий гражданских дел, которые подлежат рассмотрению по общим правилам гражданского (искового) судопроизводства с особенностями, предусмотренными законодательством о банкротстве для этой категории гражданских дел*(154).

Действительно, гражданское судопроизводство едино и не должно подразделяться на виды; его суть воплощается в общих правилах искового производства, допускающих исключения для определенных категорий дел. Такой подход в значительной степени реализован в АПК РФ, где выделяется по существу общий раздел II "Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство" и специальные разделы: раздел III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений" и раздел IV "Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел". Таким образом, все гражданские дела, включая дела о банкротстве, - это отдельные категории гражданских дел, подлежащие рассмотрению по общим правилам гражданского (искового) судопроизводства с особенностями, предусмотренными процессуальным законом.

4. Судопроизводство по делам о банкротстве осложнено тем, что в его рамках нередко рассматриваются частные споры, например, по оспариванию должником требований кредиторов, по обжалованию кредиторами действий арбитражного управляющего, по оспариванию арбитражным управляющим сделок должника и т.п. Это также создает трудности в определении природы судопроизводства по делам о банкротстве, но не подрывает вывода о том, что это гражданское (исковое) производство с исключениями, предусмотренными законодательством о банкротстве. Указанные частные споры рассматриваются судом, разрешающим дело о банкротстве, в рамках единого производства по делу о банкротстве в упрощенном порядке (ст. 60, 61 Закона о банкротстве) и подчинены логике единого производства по делу о банкротстве.

В рамках судопроизводства по делу о банкротстве осуществляются принудительные процедуры, направленные на исполнение судебных актов по делу о банкротстве о введении процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина). Полагая, что и отмеченное обстоятельство не подрывает вывода о единстве судопроизводства по делу о банкротстве, рассмотрим представляющие интерес аргументы ряда других авторов.

Так, по мнению В.В. Яркова, правовая природа дел о банкротстве, в силу их сложности, вряд ли может быть раскрыта в рамках традиционно сложившихся видов судопроизводства: указанное производство представляет собой вполне самостоятельный вид производства, сочетая в себе черты искового и исполнительного производства. Оно, с точки зрения последовательности совершаемых процессуальных действий, неоднородно и состоит из двух стадий: первая - рассмотрение дела о банкротстве судом и вторая - собственно процедура банкротства. На первом этапе действуют принципы судебного процесса, и поэтому сводить ее только к констатации юридического факта банкротства (либо к отказу в такой констатации) вряд ли верно. Должник в полной мере располагает возможностями и средствами защиты от поданного заявления, поэтому такое разбирательство носит спорный и состязательный характер, отличается наличием сторон с противоположными интересами, что нехарактерно для дел особого производства. В пользу изложенного подхода свидетельствует и постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г.*(155), которым подчеркнут спорный характер дел о банкротстве на первом этапе их рассмотрения*(156).

На наш взгляд, сама идея дифференциации гражданского судопроизводства на виды не выдерживает проверки, когда посредством нее необходимо объяснить природу производств по некоторым категориям дел, в частности, по делам о банкротстве, которые не укладываются в прокрустово ложе этой идеи. С учетом этого, трудно согласиться с тем, что производство по делам о банкротстве - это еще один вид гражданского судопроизводства наряду с исковым производством, особым производством и производством по делам из публичных правоотношений.

Нельзя не отметить внутренне противоречивую позицию А.В. Солодилова, который определяет производство по делу о банкротстве как самостоятельный вид процесса и в то же время утверждает, что такой процесс не может быть выражен одним производством, поскольку налицо система отдельных производств, имеющих различную направленность и содержание. Кроме того, автор полагает, что процедуры, применяемые в деле о банкротстве, и процесс по делу о банкротстве также представляют собой два элемента конкурсного процесса, два производства - внесудебное и судебное*(157).

Полагаем, что если производство по делу о банкротстве - это система отдельных производств, то закономерно было бы сделать вывод: единого производства по делу о банкротстве не существует, а это противоречит Закону о банкротстве, который регламентирует именно производство по делу о банкротстве во всех его стадиях и иных проявлениях, а не какую-то совокупность производств. Что касается процедур, применяемых в деле о банкротстве, то из самого их названия следует, что это судебные процедуры, реализуемые в рамках единого судопроизводства по делу о банкротстве. Сущность процедур, применяемых в деле о банкротстве, заключается в исполнении судебных актов. Таково их место в судебном производстве по делу о банкротстве. Каждая процедура имеет своим основанием судебный акт (определение или решение суда), и на основании судебного акта она завершается. Таким образом, суд проверяет законность и обоснованность действий, связанных с реализацией процедур.

Интересна, но не бесспорна точка зрения Ю.В. Литовцевой, объясняющей процесс рассмотрения дела о банкротстве через так называемые правоприменительные циклы, количество которых определяется процедурами, применяемыми в деле о банкротстве. Автор выделяет обязательный подготовительный цикл, связанный с процедурой наблюдения, и факультативные подготовительные циклы, связанные с иными процедурами, применяемыми в деле о банкротстве. Каждый из правоприменительных циклов имеет свою стадию подготовки и стадию рассмотрения с вынесением соответствующего судебного акта. Рассматривая природу производства по делам о банкротстве, автор, с одной стороны, утверждает, что указанное производство не имеет целью установление юридического факта, а с другой - что в деле о банкротстве устанавливается юридический факт несостоятельности или состоятельности; что в рамках дела о банкротстве суд рассматривает несколько самостоятельных дел, вынося по каждому из них самостоятельный судебный акт*(158).

На наш взгляд, ни закон, ни существо дела о банкротстве (как дела, возбужденного в отношении конкретного должника) не дают оснований говорить о нескольких делах, о выделении самостоятельных производств в рамках единого производства по делу о банкротстве. Определяя природу того или иного, необходимо исходить из характеристики того дела, в отношении которого возбуждено это производство, особенностях его рассмотрения. Каждое конкретное гражданское дело, включая дела о банкротстве, рассматривается в рамках одного гражданского производства, характеризуемого своими стадиями и другими процессуальными особенностями. Если в рамках данного производства по гражданскому делу имеет место рассмотрение и разрешение сопутствующего требования лица, участвующего в деле, то это не составляет его существенного условия, поскольку может произойти и вне его - в другом производстве. Если в рамках производства по делу о банкротстве допускается признание требований кредиторов, рассмотрение возражений должника, обжалование действий арбитражных управляющих и другие частные споры, это объясняется исключительно практическими удобствами объединения связанных требований и не меняет природы производства по делу о банкротстве.

Таким образом, судопроизводство по всем гражданским делам является исковым и осуществляется в отношении отдельных категорий гражданских дел с особенностями, предусмотренными процессуальным законом. Особенности гражданского судопроизводства по делам о банкротстве настолько существенны (многочисленны), что оно регламентируется специальным законом - Законом о банкротстве. Такой подход к регулированию порядка рассмотрения дел о банкротстве в целом характерен и для законодательства о банкротстве других стран, где также действуют специальные законы о банкротстве.

5. Законом о банкротстве предусмотрены также особенности судопроизводства, связанного с рассмотрением заявлений о привлечении к ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве (п. 5-8 ст. 10). Рассмотрение указанных заявлений осуществляется судом, рассматривающим дело о банкротстве должника. Это не исключает, при наличии к тому оснований, возбуждения административного и уголовного производства в отношении тех же лиц за такие правонарушения, как фиктивное и преднамеренное банкротство, другие неправомерные действия при банкротстве. Несмотря на известную близость указанных процессуальных форм, они различны. Решающим фактором, обусловливающим это различие, являются особенности предмета судебной деятельности, которые соответствующим образом влияют на формирование существенных черт гражданского, административного и уголовного судопроизводства: их задач, принципов, структуры правовых институтов, мер ответственности и т.п.*(159)

Гражданский процесс возникает в связи с гражданско-правовым спором или иной правовой ситуацией, когда охраняемый законом интерес лица требует применения формы судебной защиты. При этом гражданский процесс, как правило, возникает лишь по инициативе заинтересованного лица (ст. 4 АПК РФ, ст. 7 Закона о банкротстве), в частности, с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Индивидуальный интерес субъекта - решающая основа процесса, поэтому гражданское судопроизводство вообще не знает стадии предварительного следствия.

Административный и уголовный процессы возникают в связи с соответствующими административными проступками и преступлениями. Совершение указанных правонарушений, особенно преступлений, требует немедленного реагирования со стороны государства. Например, уголовно-процессуальная форма начинает применяться с момента совершения преступления, и в результате этого система уголовно-процессуальных стадий начинается со стадий возбуждения дела, дознания и предварительного следствия.

Возникает вопрос: каким образом отмеченные основные различия гражданского, административного и уголовного судопроизводства проявляются в делах, связанных с банкротством?

Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что "банкротство составляет преступное действие, совершенное несостоятельным должником, а потому оно предполагает несостоятельность. Однако не следует искать причинной связи между преступными действиями и несостоятельностью, необходимо только одновременное существование... Отсутствие несостоятельности исключает возможность банкротства"*(160).

Другие считали, что "уголовное преследование нисколько не связано решением гражданского суда, один факт прекращения платежей с наличностью преступных признаков вполне достаточен для его возбуждения. Всякое преступление должно быть преследуемо немедленно по обнаружении его, независимо от гражданских его последствий. Так как объявление несостоятельности зависит от просьбы кредиторов, то уголовное преследование преступления, не относящегося к разряду частных, стояло бы в зависимости от воли потерпевших"*(161); "предварительное обсуждение в порядке конкурсного производства вопроса о виновности должника в простом или злостном банкротстве, с одной стороны, совершенно излишне усложняет конкурсное производство, с другой - без всякого основания стесняет преследование должника в порядке уголовного производства"*(162).

Возражая против этой точки зрения, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что если предоставить уголовному суду решать вопрос о наличии банкротства независимо от гражданского суда, то возможно столкновение двух юрисдикций, когда лицо, относительно которого гражданский суд отверг наличие банкротства, будет осуждено уголовным судом как банкрот, и наоборот, лицо, признанное банкротом гражданским судом, будет освобождено от уголовного преследования, несмотря на обнаружившиеся признаки банкротства. Поэтому необходимо подчинить уголовное преследование предварительному объявлению лица банкротом со стороны гражданского суда. Кроме того, гражданский суд гораздо более компетентен в вопросах банкротства, нежели уголовный.

Интересно отметить также, что в западном законодательстве конца XIX - начала XX в. вопрос о свойстве несостоятельности и наличии в ней признаков банкротства составлял предмет уголовного процесса, независимо от гражданского процесса. Гражданский суд лишь сообщал в необходимых случаях о несостоятельности того или иного лица прокурору. В соответствии же с российским законодательством того периода возбуждение уголовного преследования за простое или злостное банкротство было поставлено в зависимость от предварительного признания соответствующего свойства несостоятельности гражданским судом.

В современном западном законодательстве понятия "несостоятельность" и "банкротство" довольно четко разводятся. Так, в США лицо, в отношении которого возбуждено гражданское судопроизводство по делу о несостоятельности, во время производства считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом со всеми вытекающими последствиями. По мнению ряда авторов, целесообразно было бы использовать в российском законодательстве американский вариант сочетания несостоятельности и банкротства*(163).

Как решается этот вопрос в современном российском законодательстве? Сравнительный анализ ст. 10 Закона о банкротстве, ст. 14.12 КоАП РФ и ст. 196-197 УК РФ свидетельствует о следующем.

Во-первых, имея разную природу (гражданскую, административную, уголовную), соответствующие составы правонарушений и их последствия сформулированы в разных законах. Таким образом, законодатель поступил более последовательно, чем это было сделано в Законе о банкротстве 1998 г., непосредственно содержавшем определения понятий фиктивного и преднамеренного банкротства. Действующий Закон о банкротстве не содержит таких определений, а указывает только на признаки гражданских правонарушений и их последствия (ст. 10).

Во-вторых, обязанность выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена ст. 10 Закона о банкротстве, возложена на арбитражных управляющих. Установив эти признаки, арбитражный управляющий сообщает о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в СРО, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в государственные органы, к компетенции которых относится рассмотрение сообщений об административных правонарушениях и преступлениях. Уже из этого видно, что иное судопроизводство может быть возбуждено независимо от решения суда по делу о банкротстве.

Кроме того, данный вывод подтверждается тем, что установление фиктивного банкротства означает отсутствие оснований для признания должника несостоятельным. В соответствии со ст. 55 Закона о банкротстве суд отказывает в признании должника банкротом, если установит, что заявление о признании должника банкротом подано им при наличии возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял мер по оспариванию необоснованных требований заявителя.

Вывод о независимости гражданского, административного и уголовного судопроизводств можно сделать также в связи с анализом норм о преднамеренном банкротстве. Выявление признаков преднамеренного банкротства (в отличие от ситуации с фиктивным банкротством) не является основанием для отказа в признании должника банкротом. Однако факт признания судом должника банкротом не является необходимым основанием для возбуждения иного гражданского, административного или уголовного судопроизводства по делу о преднамеренном банкротстве.

В литературе правильно отмечается, что прекращение производства по делу о банкротстве прекращает гражданско-правовые последствия, т.е. последствия признания лица банкротом, но не последствия преднамеренности тех действий, которые привели к банкротству (преднамеренного банкротства). Административно-правовое или уголовно-правовое преследование лиц, виновных в банкротстве, должно продолжаться и после окончания гражданского судопроизводства по делу о банкротстве.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что судопроизводство по делу о банкротстве и его исход не являются необходимым основанием для судопроизводства по административным и уголовным делам о фиктивном и преднамеренном банкротствах.

Лучшие статьи по теме