Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Предмет и объект судебно-оценочной экспертизы. Тактика назначения и производства судебных экспертиз Понятие субъектов судебно экспертной деятельности их виды

Предмет и объект судебно-оценочной экспертизы. Тактика назначения и производства судебных экспертиз Понятие субъектов судебно экспертной деятельности их виды

Необходимость дальнейшего развития представлений о предмете судебной экспертизы в условиях формирования к рыночных отношений показана в работах ведущих ученых и специалистов в данной области, о которых уже говорилось выше. В них рассмотрены также и научные основы для современной интерпретации содержания всех классов, родов и видов судебной экспертизы. Основное внимание при разработке научных основ предмета судебной экспертизы традиционно уделяется объектам, задачам и методам проведения судебных экспертиз. На наш взгляд, не менее серьезное внимание необходимо уделить и разработке роли субъектов судебно-оценочных экспертиз.

Развитие этих подходов поможет не только найти способы решения практических задач судебно-оценочной экспертизы, но и существенно повысить правовую культуру всего оценочного сообщества. На этой основе можно обеспечить и его успешное реформирование и переход на принципы саморегулирования, а также усилить профилактику возможных правонарушений в данной области. Немаловажно и обеспечение научной поддержки деятельности правоохранительной и судебной системы в этой, достаточно новой для них, сфере.

При этом необходимо учитывать, что положения Гражданского кодекса РФ не всегда корректно развиваются в оценочном законодательстве. К примеру, в ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеется положение о том, что проведение оценки объектов оценки является обязательным «при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям». Но в ГК РФ такой вид сделки, как «переуступка» не предусмотрен. Что же касается «уступки», то можно уступить «право требования», а не «долговое обязательство». При этом предусмотрена «замена должника» с соблюдением определенных условий.

Наличие подобных правовых «погрешностей» на уровне федеральных законов и подзаконных актов, ведомственной и местной нормативной базы, существенно осложняет работу по созданию научных основ для описания предмета судебно-оценочной экспертизы, а также практической работы судебных экспертов-оценщиков.

Необходимо специально подчеркнуть, что проведенное в настоящей работе описание объекта судебно-оценочной экспертизы не следует отождествлять с описанием объекта оценки в представленном на экспертизу отчете об оценке. Не следует отождествлять объект судебной экспертизы и с самим текстом отчета об оценке, а также и с комплектом иных документов, представленных на экспертизу. При таком упрощенном подходе возникает угроза выхолащивания предмета судебной экспертизы и нанесения ущерба надлежащему отправлению правосудия.

Исследование особенностей предмета судебно-оценочных экспертиз на основе обобщения практического опыта показывает, что кроме объектов, задач и методов судебной экспертизы отчетливо проявляется роль субъектов судебно-экспертной деятельности. К примеру, большая часть сотрудников государственных судебно-экспертных учреждений имеет высшее образование по специальности 030502 «Судебная экспертиза». В то же время, законодательство не ограничивает возможности следователя (дознавателя), прокурора или суда назначения судебного эксперта из числа лиц, не имеющих образования и специальных знаний по данной специальности. То есть, по совершенно аналогичным делам могут быть назначены экспертами сведущие лица, обладающие принципиально различными специальными знаниями и практическим опытом. Вполне естественно, что и заключения таких экспертов могут существенно различаться.

Такая ситуация оказывает негативное влияние на отправление правосудия. Несмотря на важность данной проблемы, ее исследованию и разработке научно обоснованных способов решения пока еще уделяется недостаточное внимание.

Что касается специфики объектов судебно-оценочных экспертиз различного вида, то проведенные исследования позволили сделать следующие выводы. Применение сложившихся правил судебноэкономической экспертизы к результатам оценочной деятельности на практике означает исследование экспертом определенного комплекта документации, подготовка и выпуск которой оценщиком предусмотрена действующим законодательством. В большинстве случаев рассматриваются договор на выполнение оценочных работ и отчет об оценке конкретного объекта. При этом судебный эксперт очень быстро убеждается, что общие положения ГК РФ, устанавливающие порядок подготовки и заключения договора, оценщиком не нарушались. Но тогда каким же образом можно доказать, что результат проведенной оценки получен ненадлежащим образом и скорее всего, существенно отличается от истинного? Да еще и в таких условиях, когда накопленный опыт ученых и специалистов в традиционных родах и видах судебно-экономической экспертизы для оценочной деятельности оказывается бесполезным?

Для ответа на этот и ряд других актуальных вопросов необходимо, прежде всего, определить, что же является объектом судебной экспертизы применительно к сфере оценочной деятельности и бизнес- планированию деятельности хозяйствующих субъектов. Многие исследования и разработки в этой области опираются на выводы Р.С. Белкина о том, что объектами судебной экспертизы могут быть как материальные объекты, так и процессы. Другие авторитетные ученые в этой области дополняют характеристики объекта судебной экспертизы совокупностью носителей информации различного рода, которые используются в ходе производства судебных экспертиз. При этом единого определения родового и конкретного объектов судебной экспертизы для судебно-экономической экспертизы и для уголовного, и для гражданского судопроизводства пока еще нет.

Предмет судебной экспертизы любого класса, рода и вида определяется содержанием решаемых ею задач. Применительно к экспертизе оценки имущества - это установление с помощью специальных знаний судебных экспертов-оценщиков фактов и обстоятельств, характеризующих процесс и результаты оценки в его взаимосвязи с противоправными действиями субъектов возникших в этой связи правоотношений. Такие факты могут касаться содержания и полноты использованных данных, характеризующих состояние объекта оценки, его правовое положение, особенностей использованных подходов, моделей и методов оценки, алгоритмов расчетов и т.д.

Развивая положение об объектах судебной экспертизы, как сложном комплексе определенных материальных объектов и процессов, а также источников информации, имеющей необходимый правовой статус, можно выделить несколько видов таких процессов, в наибольшей степени влияющих на результат оценки. Для их систематизации можно использовать различные способы и классифицирующие признаки.

В первом варианте классификации можно предложить использование системы количественных характеристик процесса оценки в целом, с постепенным выделением элементарных процессов и их связей. Затем возможно провести классификацию элементарных процессов как таковых, а также их «коротких» и «длинных» цепочек и более сложных алгоритмов обработки статусной информации для различных видов оценки. Это позволит уточнить характер и причины возникновения неопределенностей различного вида, чтобы найти способы минимизации их влияния на результаты экспертизы.

Очевидно, что все элементарные процессы должны полностью соответствовать положениям действующего законодательства. Тогда любое отличие какого-либо из описанных элементарных процессов может стать основанием для надлежащих действий судебного эксперта по выявлению причин такого отличия и возможных последствий как для следующих звеньев цепочки действий оценщика, так и для результатов оценки в целом. Вся совокупность выявленных отличий позволит, прежде всего, правильно поставить вопросы к судебному эксперту, а затем и подготовить надлежащее обоснование экспертного заключения.

При использовании описанных принципов классификации возможно создать детализированное формализованное описание элементарных процессов, характеризующих работу специалиста-оценщика и других субъектов оценочной деятельности на каждом из трех этапов постановки задачи оценки, ее решения, а также архивирования промежуточных и итоговых результатов оценки и оформления отчета об оценке.

На всех перечисленных стадиях экспертных работ проверяется не только соответствие действий оценщика, зафиксированных в представленных на экспертизу документах, требованиям уголовного, гражданского и специального законодательства, законодательства об оценочной деятельности, а также законам естественных и гуманитарных наук, лежащих в основе всей оценочной деятельности. Достаточно часто выявляются ошибки расчетов, необоснованный выбор определенных формул и коэффициентов. Во многих случаях оценщики используют неудачные модели и алгоритмы оценки, способствующие накоплению погрешностей до уровня нескольких десятков процентов и даже больше.

Еще одной особенностью исследования надлежащего выполнения оценщиком своих действий является «фигура умолчания», то есть отсутствие в отчете об оценке не только развернутого описания, но даже и упоминания о выполнении ряда обязательных действий.

Разработка способов идентификации подобных сложных объектов судебной экспертизы с многоуровневой системой динамических характеристик и связей всей совокупности элементарных процессов можно отнести к предмету судебной экспертизы в сфере оценочной деятельности. Развивая представления о предмете судебной экспертизы, можно указать на существенно иные способы классификации объектов судебной экспертизы для сферы оценки предприятия (бизнеса), нематериальных активов, таможенной или кадастровой оценки и других видов оценочной деятельности и объектов оценки. Развитие подобных систем формализованного описания предмета судебной экспертизы позволяет также значительно точнее и конкретнее формулировать вопросы к судебному эксперту, что способствует и более высокому качеству проведения судебно-оценочной экспертизы в целом.

Для того чтобы дать строгое научное обоснование основных составляющих структуры предмета судебно-оценочной экспертизы - объектов, задач и методов экспертных исследований, а также их взаимосвязей и особенностей, необходимо структурировать сам процесс оценки. Варианты такого структурирования должны опираться на фундаментальные принципы процессуального законодательства и математической логики. Это позволит разработать количественное описание важнейших процессов оценки объектов любой степени сложности, на основании которого возможно создание и современных информационных технологий для обеспечения судебно-оценочной экспертизы. Кроме того, в структуре предмета судебно-оценочной экспертизы необходимо учитывать его важную составляющую, связанную с неоднозначно сформулированными требованиями к субъектам экспертной деятельности, о чем уже говорилось выше.

Первый, самый общий уровень структурирования объектов судебно-оценочной экспертизы на основе описанной выше классификации процессов оценки, можно представить в следующем виде.

Процесс максимальной длительности, сложности и с максимальным количеством неопределенностей. Он начинается с заключения договора на проведение оценки и заканчивается выпуском отчета об оценке. Эти два документа, соединенные системой действий оценщика в рамках процесса оценки и являются самоочевидным объектом судебной экспертизы.

Схематически этот сложный динамический процесс судебнооценочной экспертизы, отражающий особенности предмета для рассматриваемой сферы деятельности проиллюстрирован на рис. 1.

При переходе ко второму, более детальному уровню классификации процессов преобразования статусной информации в ходе оценочных работ, можно выделить следующую структуру из нескольких групп элементарных процессов.

Выделение групп элементарных процессов преобразования документированной информации на уровне основных этапов постановки задачи оценки, ее решения, архивирования документации с исходными данными для оценки, ее промежуточными и итоговыми результатами и оформления отчета об оценке.

  • 1. Процесс постановки задачи оценки, с которого начинается работа оценщика. Он начинается с отработки текста договора на проведение оценки и его необъемлемой части - задания на оценку. Заканчивается этот процесс подготовкой комплекта документации с системой исходных данных для проведения оценки. Система действий, соединяющей эти два комплекта документов, включает в себя действия заказчика оценки, совместные действия заказчика оценки и оценщика, действия оценщика либо совместные действия нескольких оценщиков, а также совместные действия оценщика с представителями различных организаций, располагающих сведениями, необходимыми для надлежащей постановки задачи оценки.
  • 2. Процесс решения задачи оценки начинается с аналитической работы по комплекту документации с исходными данными для проведения оценки и заканчивается формированием комплекта собственной документации оценщика, отражающей особенности процесса оценки и ее результаты. Система действий по решению задачи оценки включает в себя как индивидуальные действия оценщика, так и его коллективные действия с другими оценщиками и иными субъектами, располагающими информацией, необходимой для решения задачи оценки.

Рис. 1. Схематическое представление предмета судебно-оценочной экспертизы и получения итогового документа по результатам экспертизы: I - объект судебной экспертизы,

II - процесс судебной экспертизы, III - результат судебной экспертизы является редактирование важнейших частей текста отчета и формирование комплекта необходимых приложений.

Проведение даже такой простейшей, «одно» и «трехзвенной» классификации всей системы элементарных процессов преобразования документированной информации, определяющих содержание входящих в общий процесс оценки действий надлежащего оценщика, позволяет снять ряд отмеченных выше неопределенностей по объекту судебной экспертизы, а также методам и процедурам ее проведения.

Очевидно, что все элементарные процессы преобразования документированной информации должны полностью соответствовать положениям действующего законодательства. Тогда любое отличие какого-либо из описанных элементарных процессов в реальном отчете об оценке от «эталонного» элементарного процесса может стать основанием для надлежащих действий судебного эксперта по выявлению причин такого отличия и возможных последствий как для следующих звеньев цепочки действий оценщика, так и для результатов оценки в целом. Примерно по такой же схеме может проводиться анализ заключения эксперта лицом, назначившим судебную экспертизу, в ходе его оценки.

Вся совокупность выявленных структурных особенностей предмета и объектов судебно-оценочной экспертизы позволит повысить качество экспертных работ, начиная от четкого формулирования задач экспертизы, правильной постановки вопросов к судебному эксперту, методов выполнения необходимых экспертных работ, а затем и подготовки надлежащего обоснования по всем разделам экспертного заключения.

На третьем уровне классификации возможно создать детализированное формализованное описание предмета судебно-оценочной экспертизы, включая объекты, задачи и методы экспертизы, на основе более подробного исследования элементарных процессов на каждом из трех этапов постановки задачи оценки, ее решения, а также архивирования промежуточных и итоговых результатов оценки и оформления отчета об оценке. Описание всех деталей данного процесса можно прочитать в других наших работах. Приведенные примеры классификации элементарных процессов оценки для структурирования предмета судебно-оценочной экспертизы не исчерпывают возможные направления работ для решения описанных проблем, поскольку научные исследования в этой области только начинают развиваться.

Субъектами судебно-экспертной деятельности являются органы и лица, назначающие экспертизу, судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей, организующих производство судебной экспертизы, и судебные эксперты, производящие ее.

Субъектом судебно-экспертной деятельности выступает государственное экспертное учреждение. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Следующим субъектом судебно-экспертной деятельности выступает руководитель государственной судебно-экспертного учреждения. Который осуществляет общее руководство деятельностью экспертов.

Последним субъектом судебно-экспертной деятельности выступает эксперт. В соответствии с УПК РФ эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

Большинство авторов дают определение объекта судебной экспертизы либо как материальных носителей обстоятельств дела, требующих экспертного исследования, либо как носителей информации о фактах и событиях, источниках фактических данных, получаемых путем использования специальных знаний.

Объектами экспертизы являются материализованные, определенные уголовно-процессуальным законом источники информации -- материалы уголовного дела.

Экспертному исследованию могут подвергаться не только конкретные предметы, но и различные процессы (события, явления, действия), на основании которых эксперт познает другие факты, являющиеся предметом экспертизы.

Помимо общего понятия объекта экспертизы как носителя информации различаются понятия родового (видового), конкретного и непосредственного объектов.

Родовой (видовой) объект -- совокупность объектов, обладающих общими признаками. Родовой (видовой) объект играет существенную роль при разграничении отдельных родов (видов) экспертиз.

Конкретным объектом именуется индивидуальный и неповторимый объект, определяющий специфику конкретного экспертного исследования.

Непосредственный объект исследования выделяется в связи с тем, что один и тот же материальный носитель информации может быть объектом различных видов экспертиз. В связи с этим представляется целесообразным определять те стороны, свойства объекта, которые подвергаются исследованию.

Объекты дифференцируются по процессуальной форме (часть 1 ст. 248 УПК РК). По этому признаку они подразделяются на: вещественные доказательства; документы, живые лица (в данном случае могут исследоваться как тело, так и психические, психологические, физиологические и др. процессы человека); образцы для экспертного исследования; относящиеся к предмету экспертизы сведения, отраженные в материалах уголовного дела; объекты, не имеющие определенного процессуального статуса (т.е. объекты, не фигурирующие в уголовном деле в качестве вещественных доказательств либо по морально-этическим соображениям (трупы), либо ввиду фактической невозможности распространить на них режим вещественных доказательств (здания, сооружения).

Поскольку эксперт дает заключение по результатам исследования материалов, предоставляемых в его распоряжение, качество экспертного исследования и заключения эксперта как доказательства по уголовному делу во многом определяются точным и добросовестным выполнением правил действий с объектами лицом (органом), назначившим экспертизу.

В частности, указанное лицо (орган) гарантирует достоверность и допустимость объектов экспертного исследования. Для обеспечения гарантий достоверности материалов дела, предназначенных для экспертного исследования, а также во избежание их повреждения либо изменений их свойств объекты экспертного исследования, если их габариты и свойства это позволяют, передаются эксперту в упакованном и опечатанном виде.

В иных случаях лицо, назначившее экспертизу, должно обеспечить доставку эксперта к месту нахождения объектов исследования, беспрепятственный доступ к ним, а также условия, необходимые для проведения исследования.

В остальном обращение с объектами экспертного исследования осуществляется в соответствии с правилами изъятия, приобщения к делу, хранения и уничтожения вещественных доказательств, предусмотренными УПК РК.

1. Субъекты судебно-экспертной деятельности

2. Судебный эксперт, его процессуальный статус. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения

3. Оптимизация формы и содержания экспертных заключений. Использование содержания заключения

Список использованной литературы

1. Субъекты судебно-экспертной деятельности

Субъектами судебно-экспертной деятельности являются органы и лица, назначающие экспертизу, судебно-экспертные учреждения в лице их руководителей, организующих производство судебной экспертизы, и судебные эксперты, производящие ее.

Субъектом судебно-экспертной деятельности выступает государственное экспертное учреждение. Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой Материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Следующим субъектом судебно-экспертной деятельности выступает руководитель государственной судебно-экспертного учреждения. Который осуществляет общее руководство деятельностью экспертов.

Последним субъектом судебно-экспертной деятельности выступает эксперт. В соответствии с УПК РФ эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

2. Судебный эксперт, его процессуальный статус. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения

В настоящее время судебный эксперт выступает в качестве самостоятельного, независимого субъекта процесса, обладающего специфическими процессуальными обязанностями и правами, отличающими его от иных субъектов. Независимое положение эксперта среди других субъектов процесса, содействующих осуществлению правосудия, обеспечивается его функцией предоставления доказательств в виде заключения и особой процессуальной формой реализации этой функции. Причем УПК РФ, КоАП РФ и АПК РФ не допускают смешения процессуальных функций между различными участниками процесса (например, эксперта и свидетеля).

Эксперт, не обладая заранее какой-либо доказательственной информацией, изыскивает ее сам, проводя с этой целью специальные экспертные действия, результаты которых оформляет в форме письменного заключения. Дача экспертом заключения по поставленным следствием (судом) вопросам - главная обязанность этого субъекта процесса при производстве экспертизы, установленная Федеральным законом от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно - экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о судебно - экспертной деятельности), УПК РФ, ГПК РСФСР, КоАП РФ и АПК РФ.

Помимо этого, Закон о судебно - экспертной деятельности в ст. 16 закрепляет следующие обязанности эксперта:

Принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно - экспертного учреждения судебную экспертизу;

Провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела;

Составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если: поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта; объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении; современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

Не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

Обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт исполняет и те обязанности, которые предусмотрены действующим процессуальным законодательством.

Указанная статья названного Закона устанавливает ограничения деятельности эксперта, который не вправе:

Принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно - экспертного учреждения;

Осуществлять судебно - экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

Вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

Самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

Сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

Уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

В соответствии с ч. 4. ст. 57 УПК РФ эксперт также не вправе:

Без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

Давать заведомо ложное заключение;

Разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

В силу важности соблюдения законности при учете судом результатов экспертизы председательствующий судья в соответствии со ст. 269 УПК РФ обязан разъяснить эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, о чем тот дает подписку, приобщаемую к протоколу судебного заседания.

Между тем в юридической литературе отмечено наличие и иных процессуальных обязанностей, производных от главной, многие из которых нашли отражение в УПК РФ и в Законе о судебно - экспертной деятельности. Однако отдельные положения доктрины пока нельзя отнести к процессуальным обязанностям эксперта, поскольку Закон не предусматривает их в таком качестве. Например, Закон не относит к процессуальным обязанностям проведение экспертом исследования в полном соответствии с возможностями применяемых им специальных знаний для обоснования своих выводов, хотя это требование и вытекает из характера судебной экспертизы как формы использования специальных знаний. Здесь можно говорить о реализации обязанности дать заключение по делу, к которому Закон (ст. 204 УПК РФ) предъявляет, в том числе требование обоснованности выводов по поставленным перед экспертом вопросам. К порядку реализации обязанности эксперта дать заключение следовало бы отнести и требования о проведении исследования, даче подробного описания и выводов по этому исследованию, а также о даче обоснованных ответов на вопросы следователя и суда.

В Пособии кратко изложены история развития судебной экспертизы, основные теоретические понятия судебной экспертизы, система государственных экспертных учреждений, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском судопроизводстве. Предназначено для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза», может быть полезно следователям и судьям. Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судебная экспертиза. Введение в специальность (Т. Ф. Моисеева, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Система государственных экспертных учреждений и субъекты судебно-экспертной деятельности

4.1. Система судебно-экспертных учреждений

Судебные экспертизы проводятся, главным образом, в судебно-экспертных учреждениях, которые могут быть государственными или негосударственными.

Государственные судебно-экспертные учреждения – специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

Понятие негосударственных судебно-экспертных учреждений четко определено в Постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам».

Негосударственные судебно-экспертные учреждения – некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2. Постановления Пленума Верховного Суда № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»).

В настоящее время система государственных судебно-экспертных учреждений включает экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД России, Министерства здравоохранения, ФСБ России, а также экспертные учреждения Министерства обороны РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной противопожарной службы МЧС России (см. табл. 3).

Каждая система имеет свою специфику Основная масса проводимых экспертиз осуществляется в системе МВД и МЮ России.

Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах областного значения, в городах, населенных пунктах районного значения, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях.

Экспертно-криминалистические подразделения выполняют судебные экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел: дактилоскопические, трасологические, баллистические, почерковедческие, технические исследования документов, видеофоноскопические, портретные, холодного оружия, материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, пожарно-технические и взрывотехнические.

В отличие от экспертных учреждений Министерства юстиции, в органах МВД дактилоскопическая экспертиза выделена в самостоятельную. В Минюсте России она проводится в рамках трасологической экспертизы.

Кроме производства судебных экспертиз сотрудники экспертно-криминалистических подразделений выступают в качестве специалистов в уголовном процессе, принимая участие в проведении следственных действий и, прежде всего, в осмотрах мест происшествий. В установленном порядке они проводят экспертные исследования по заданиям подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ведут экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, разрабатывают совместно с другими подразделениями мероприятия по повышению эффективности их использования в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.

Важной функцией, входящей в деятельность экспертно-криминалистических подразделений, является оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в организации и использовании криминалистических средств и методов, обеспечении их сотрудников информацией о возможностях экспертно-криминалистических подразделений в борьбе с преступностью.

В соответствии с ведомственными нормативными актами в органах внутренних дел функционируют три параллельных системы: экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП), которые организованы во всех республиканских, краевых, областных центрах, городах, а также в управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте и в режимных населенных пунктах. Системы связаны между собой отношениями взаимодействия. Структура ЭКП соответствует структурам органов внутренних дел, в которые они входят.

Головное экспертное учреждение по территориальному принципу экспертно-криминалистической службы – ФГУ Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем территориальных подразделений является экспертно-криминалистическое управление или отдел в самостоятельном субъекте Российской Федерации – области или республике, к первичному или низшему звену относятся отделы, отделения, группы в районных (городских) отделах внутренних дел.

Деятельность службы в целом основана на российском законодательстве, ведомственных нормативных актах МВД России.

Приказы МВД Российской Федерации, приложенные к ним Наставление, Инструкция и другие нормативные акты, которые регулируют деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, имеют ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей профессионально-служебных функций сотрудников ЭКП.

Следователь, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, и другие полномочные лица имеют право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право участвовать в уголовном процессе специально закреплены за сотрудниками полиции, которыми являются сотрудники ЭКП, в Законе о полиции. В частности, они обязаны проводить экспертизы и исследования по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также в качестве специалистов применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений (ст. 12).

Судебно-экспертные учреждения Минюста России. Формирование судебно-экспертных учреждений (СЭУ) Министерства юстиции России началось в 20-х гг. прошлого столетия. Система СЭУ была создана для обслуживания судов и органов прокуратуры.

В 70-е гг. система экспертных учреждений имела достаточно разветвленную сеть, в настоящее время она включает региональные центры судебной экспертизы (в том числе Северо-Западный региональный центр (г. Санкт-Петербург) и Южный региональный центр (г. Ростов на Дону); Воронежский, Средневолжский, Сибирский и ряд лабораторий судебных экспертиз (41 ЛСЭ), а также отделения экспертных групп.

Основное направление деятельности всех экспертных учреждений Минюста России – проведение судебных экспертиз и экспертных исследований по заданиям судов, органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности, таможенных органов, налоговых инспекций, нотариата, органов социальной защиты.

В экспертных учреждениях Минюста России, наряду с проведением большого количества экспертиз, осуществляется научно-исследовательская работа, разработка новых методов и методик экспертного исследования, подготовка научных и экспертных кадров.

Учреждение в системе СЭУ МЮ. В нем проводятся все первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных лабораториях судебной экспертизы (ЛСЭ) отсутствуют соответствующие специалисты; наиболее сложные и повторные экспертизы выполняются им по заданию любого следственного органа или суда Российской Федерации.

Центр обеспечивает экспертные учреждения всех ведомств, а также правоохранительные органы, суды, юридические вузы методическими и информационными изданиями. Для каждого экспертного учреждения МЮ России установлена зона обслуживания следственных органов и судов. В основном это одна или более (2–4) областей, краев, республик в составе Российской Федерации. В целях производства экспертиз для судебно-следственных органов экспертной службы к судебно-следственным органамудалить в некоторых крупных городах образованы отделы либо экспертные группы, которые по мере развития преобразуются в самостоятельные ЛСЭ. Каждому экспертному учреждению определен перечень родов и видов судебных экспертиз, обязательных для производства.

Система судебно-медицинских учреждений России. Судебно-медицинская экспертиза в России является государственной и входит в систему органов здравоохранения. В соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами в ее рамках проводятся: экспертиза трупов в случаях насильственной смерти; судебно-медицинское исследование трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельств, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке; экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины; экспертиза вещественных доказательств; экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

Для осуществления судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) созданы бюро судебно-медицинской экспертизы (областные, краевые и республиканские) и отделения (районные, межрайонные и городские).

Российский центр судебной медицины экспертизы (РЦСМЭ) – головное судебно-медицинское учреждение Минздрава России. Начальник РЦСМЭ является одновременно Главным судебно-медицинским экспертом министерства.

В бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов проводят осмотр трупов на месте их обнаружения. В подразделениях СМЭ, где такие группы отсутствуют, работу по первоначальному осмотру трупа выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику. Дежурные эксперты, помимо того, проводят освидетельствование живых лиц, преимущественно в целях экспресс-диагностики алкогольного опьянения и отбор тканей и выделений для последующего судебно-медицинского освидетельствования.

Профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов осуществляется Российской медицинской академией последипломного образования в Москве, Государственным институтом усовершенствования врачей (ГИДУВ) в Санкт-Петербурге и факультетами усовершенствования врачей при некоторых медицинских вузах страны.

Наряду с судебно-медицинскими экспертизами, в России функционирует государственная система судебно-психиатрической экспертизы. Для проведения их созданы судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля – психоневрологических диспансеров и психиатрических (психоневрологических) больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические экспертизы на регулярной основе по правилам производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Работа этих комиссий осуществляется амбулаторно и стационарно. В ряде случаев создаются «смешанные» судебно-психиатрические экспертные учреждения, правомочные проводить как амбулаторные, так и стационарные исследования. Работа СПЭК организована по зональному принципу: каждая комиссия обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Большинство составляют так называемые областные комиссии, обслуживающие лишь одну область. Межобластные комиссии проводят экспертизы по поручению правоохранительных органов не только своей, но также близлежащих областей. По принципу межобластной комиссии могут функционировать, кроме собственных областных, также республиканские, краевые и городские экспертные учреждения.

Наряду со СПЭК в системе государственных судебно-психиатрических экспертных учреждений сформированы региональные центры судебной психиатрии. Они являются не только экспертными, но также научно-методическими учреждениями для региона. В центре обязательно имеется экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, амбулаторная экспертная комиссия и отделение для принудительного лечения психических больных, совершивших общественно опасные преступления. В задачи регионального центра помимо практической экспертной работы входит также научно-исследовательская деятельность, подготовка экспертных кадров, координация деятельности всех экспертных учреждений на обслуживаемой центром территории, консультативно-методическая помощь другим учреждениям.

Головным экспертным учреждением в системе государственных судебно-психиатрических учреждений является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Минздрава России. В нем проводятся первичные судебно-психиатрические экспертизы (для г. Москвы), а также наиболее сложные и повторные исследования для остальных регионов России. Кроме того, он играет роль общероссийского научно-методического центра по судебной психиатрии, в частности, осуществляет принудительное лечение психических больных, которые совершили общественно опасные преступления, организует психиатрическую помощь в местах лишения свободы.

Судебно-экспертные учреждения Минобороны России также проводят судебно-медицинские и некоторые виды криминалистических экспертиз.

Центр судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России – головное учреждение в этой системе.

В регионах функционируют судебно-медицинские центры и судебно-медицинские лаборатории видов Вооруженных Сил РФ, округов, групп войск, флотов, армий, флотилий. В этой системе проводятся судебно-медицинские экспертизы и криминалистические (баллистические, трасологические, почерковедческие, технико-криминалистическое исследование документов, исследование уничтоженных маркировочных обозначений).

Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление – головное учреждение для региональных таможенных лабораторий, отделов и филиалов лабораторий при таможнях. Эта экспертная служба проводит экспертизы и исследования различных объектов, товаров, проводит их сертификацию, в том числе конфискованных и бесхозных товаров; формирует банк данных эталонных образцов товаров и т. п.

Экспертно-криминалистическая служба ФСБ России. Подразделения проводят в основном криминалистические экспертизы, осуществляют методическую работу, совершенствуют имеющиеся и разрабатывают новые методики экспертных исследований.

Экспертные учреждения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК). Головное учреждение – Экспертно-криминалистическое управление Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСНК.

Судебно-экспертные учреждения и их подразделения в Федеральной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФПС МЧС России).


Таблица 4. Система государственных судебно-экспертных учреждений

4.2. Субъекты судебно-экспертной деятельности

Субъектами судебно-экспертной деятельности, обладающими определенным процессуальным положением при ее осуществлении, являются лица и органы, назначающие судебную экспертизу (табл. 5); лица, осуществляющие организацию и производство судебной экспертизы (табл. 6).


Таблица 5. Субъекты, которые имеют право назначать экспертизу


Данные субъекты решают вопрос о назначении экспертизы, за исключением случаев ее обязательного назначения, определяют объем задания эксперту, определяют, в какое конкретно экспертное учреждение или какому конкретно эксперту поручить производство экспертизы, а после завершения экспертизы вправе провести допрос эксперта и назначить дополнительную или повторную экспертизы.

Наиболее полно процессуальные права и обязанности при производстве судебной экспертизы регламентированы в УПК РФ применительно к следователю (ст. 195, 196, 197). Следователь вправе присутствовать при всех проводимых экспертом исследовательских действиях.

Субъектами, осуществляющими производство судебной экспертизы, являются судебный эксперт и руководитель судебно-экспертного учреждения. Собственно субъектом производства судебной экспертизы является судебный эксперт, а руководитель экспертного учреждения осуществляет функцию организации судебной экспертизы. Он поручает экспертизу конкретному эксперту или экспертам, обеспечивает условия для ее проведения, осуществляет координацию действий между экспертом и субъектом назначения экспертизы.

Судебный эксперт – сведущее в определенной области науки, техники, искусства или ремесла лицо, привлекаемое в установленном законе порядке для решения вопросов следствия и суда.

Экспертом может быть любое компетентное и незаинтересованное в ходе дела лицо.


Таблица 6. Субъекты производства судебной экспертизы


Во всех видах судопроизводства эксперт в качестве процессуальной фигуры рассматривается как участник процесса, наделенный определенными правами и обязанностями.

Права и обязанности эксперта определены наиболее полно в ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 16, 17) и УПК РФ (ст. 57), но содержатся также и в ГПК РФ (ст. 85), АПК РФ (ст. 55), КоАП РФ (ст. 25.9) (табл. 7).


Таблица 7. Права судебного эксперта

Основная обязанность судебного эксперта – провести полное исследование представленных ему объектов, на основании которого дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ.

Предыдущее участие эксперта в деле в качестве специалиста не является основанием его отвода в уголовном и гражданском процессах. В то же время в арбитражном процессе проведение экспертом предварительных исследований (ревизия, проверка), в которых он выступает в качестве специалиста (хотя такой процессуальной фигуры АПК не предусматривает), является основанием к его отводу.

Статья 57 УПК РФ обязывает эксперта соблюдать конфиденциальность проводимых им исследований; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы и которые могут нанести ущерб правам граждан, ограничить их конституционные права, а также сведения, составляющие государственную или иную тайну охраняемую законом.

Эксперту следует воздерживаться от неофициальных встреч и бесед с заинтересованными в исходе дела лицами; не вступать с ними в какие-либо контакты; находясь в служебной командировке, не принимать от них каких-либо услуг (например, по предоставлению транспорта, приобретению билетов и т. п.).

Эксперт обязан соблюдать установленные сроки производства порученной ему экспертизы; должен стремиться к полному сохранению исследуемых объектов.

Эксперт не имеет права самостоятельно привлекать других специалистов к порученной ему экспертизе, передавать объекты исследования другим, не включенным в состав комиссии экспертам.

При этом эксперт свободен в выборе методики исследования, он может проводить научные и экспертные эксперименты для обеспечения объективности, всесторонности и полноты решения поставленных перед ним задач. Он может делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.


Схема 2. Обязанности судебного эксперта


Схема 3. Основания для отвода эксперта (ст. 16 ФЗ ГСЭД; ст. 70 УПК РФ; ст. 18 ГПК РФ; ст. 23 АПК РФ; ст. 25.12 КоАП РФ)


Эксперт должен отказаться от дачи заключения, если поставленный вопрос выходит за пределы его специальных знаний или представленные материалы недостаточны для дачи заключения, и в письменной форме сообщить об этом лицу или органу, назначившему экспертизу.

Руководитель экспертного учреждения – процессуальное лицо, обладающее процессуальными и организационными функциями (табл. 8, схема 4).

Организационные обязанности и полномочия руководителя экспертного учреждения заключаются, главным образом, в обеспечении необходимых условий для проведения судебной экспертизы (необходимых материалов и оборудования, обеспечение безопасности экспертов при проведении исследований), а также обеспечении качества заключений экспертов. Права и обязанности руководителя экспертного учреждения кратко определены в ст. 199 УПК РФ и дополнены ст. 14 и 15 ФЗ о ГСЭД.

При организации производства экспертизы руководитель устанавливает срок ее проведения в зависимости от сложности исследования. В случае если экспертиза не может быть выполнена по объективным причинам в установленные сроки, руководитель учреждения сообщает об этом органу (лицу), назначившему экспертизу, и по согласованию с ним устанавливает дополнительный срок. Руководитель учреждения не нарушая принцип независимости эксперта, осуществляет контроль качества и полноты экспертных исследований. Если он обнаружит неполноту исследования, нарушение методики производства экспертизы, которое могло привести к неправильной оценке полученных результатов и соответственно к ошибочным выводам, он вправе вернуть заключение эксперту для устранения недостатков. На практике часто возникают разногласия с экспертом по поводу содержания, оформления и сделанных им выводов. В таких случаях руководитель вместе с заключением эксперта может направить свое особое мнение или создать комиссию экспертов, включив в нее и эксперта, давшего заключение.


Схема 4. Обязанности руководителя экспертного учреждения


В обязанности руководителя входит создание необходимых условий для производства экспертизы: обеспечение соответствующим оборудованием и техническими средствами, химическими и вспомогательными материалами; создание условий для хранения вещественных доказательств, в частности, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, огнестрельного оружия, драгоценностей и т. п. (схема 4).

Важной является и обязанность руководителя, связанная с соблюдением правил техники безопасности и производственной санитарии. В соответствии с этой нормой руководитель обязан обеспечить структурные подразделения противопожарными средствами, спецодеждой, проведением инструктажей и т. п.

Руководитель не может давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Федеральный закон закрепил ряд прав руководителя государственного экспертного учреждения. Так, например, он может передать часть своих полномочий другим должностным лицам, т. е. может поручить организацию производства экспертизы и назначение конкретного эксперта (комиссии) своему заместителю или руководителю структурного подразделения того учреждения, которое он возглавляет (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).

Не менее важным является и право руководителя требовать от органа или лица, назначивших экспертизу, возмещения расходов, если транспортная организация выставила счет экспертному учреждению за хранение габаритных объектов; если перевозка после исследования осуществлялась за счет экспертного учреждения; если объекты после окончания производства экспертизы длительное время хранятся в учреждении и др. (ст. 15 ФЗ о ГСЭД).


Таблица 8. Права руководителя экспертного учреждения

Отводы руководителя и эксперта осуществляются на общих основаниях, предусмотренных ст. 61, 62 УПК РФ и ст. 18 ФЗ о ГСЭД. Кроме того, в ст. 18 ФЗ о ГСЭД впервые говорится об основании отвода государственного экспертного учреждения – если выявлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения. Эта норма направлена на развитие принципа объективности и независимости.

Субъектами судебно-экспертной деятельности явля­ются лица и органы, назначающие экспертизу, судеб­ные эксперты и судебно-экспертные учреждения. Та­кая классификация субъектов вызвана системой дей­ствий и связанных с ними правоотношений, возника­ющих в процессе судопроизводства.

Взаимодействие и правоотношения субъектов судеб­но-экспертной деятельности осуществляется в процес­се установления доказательственных фактов в двух формах: процессуальной и непроцессуальной.

Взаимоотношения в процессуальной форме обуслов­лены, прежде всего, закрепленными законом правами и обязанностями субъектов. В уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательствах зак­реплены отдельные нормы, относительно следователя и судьи. Относительно фигуры эксперта и руководите­ля экспертного учреждения в законодательстве имеют­ся лишь некоторые положения, в большей мере свиде­тельствующие об их обязанностях.

Восполнением этого пробела послужило принятие Фе­дерального закона «О государственной судебно-экспер­тной деятельности в Российской Федерации» 2001 г. В законе закреплены и значительно расширены пра­ва и обязанности руководителя государственного су­дебно-экспертного учреждения и эксперта. Так, напри­мер, статья 199 УПК говорит в отношении руководи-, теля о том, что он поручает производство экспертизы сотруднику или нескольким экспертам данного учреж­дения, разъясняет эксперту его права и ответствен­ность, предупреждает об ответственности за дачу за­ведомо ложного заключения, взяв у него соответству­ющую подписку. Статья 14 Федерального закона пре­дусматривает и другие обязанности руководителя: обеспечить контроль за соблюдением сроков производства

судебных экспертиз, полнотой и качеством про­веденных исследований, не нарушая принцип незави­симости эксперта; направить по окончании исследо­ваний заключение и материалы дела в орган или лицу, которые назначили экспертизу; обеспечить условия для сохранения конфиденциальности результатов ис­следований; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством экспертизы. Руководитель обязан обеспечить условия, необходи­мые для проведения исследований, сохранность пред­ставленных объектов и материалов дела; соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии. Кроме обязанностей, руководитель име­ет право возвратить материалы (постановление или оп­ределение о назначении судебной экспертизы, объек­ты исследования и материалы дела) без исполнения, если в данном учреждении отсутствуют эксперты кон­кретной специальности, необходимая материально-техническая база. Руководитель вправе ходатайство­вать перед органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспер­тов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные познания необходимы для дачи зак­лючения; передавать часть обязанностей, связанных с организацией и производством экспертиз, своему за­местителю или руководителю структурного подразде­ления. Кроме того, он вправе требовать от органа или лица, назначившего экспертизу, возмещения расхо­дов, связанных: с компенсацией за хранение транспор­тной организацией поступивших на экспертизу объек­тов исследования; транспортировкой объектов после их исследования; хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении; ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом по­ступления в данное учреждение объектов повышенной опасности (ст.



Федеральный закон достаточно полно отражает пра­ва и обязанности эксперта (ст.ст. 16, 17), многие из ко­торых не были охвачены процессуальным законода­тельством. Например, эксперт не вправе самостоятель­но собирать материалы для производства экспертизы, осуществлять судебно-экспертную деятельность в каче­стве негосударственного эксперта и другие.

В процессуальной форме проводится взаимодействие эксперта и следователя. Эксперт может быть приглашен для проведения какого-либо следственного действия либо проведения эксперимента на месте происшествия. Следователь, в соответствии с процессуальным законо­дательством, имеет право присутствовать при производ­стве экспертизы. Это дает ему возможность непосред­ственно наблюдать процесс исследования. Он может поставить перед экспертом новые вопросы и порекомен­довать более совершенные методы исследования, исполь­зование технических средств. Однако следователь не вправе осуществлять какого-либо руководства экспер­том. Он не может давать указания по обязательному ис­пользованию той или иной методики, влиять на сущ­ность и содержание заключения и выводов.

Взаимодействие эксперта и судьи имеет свою специ­фику, заключающуюся, прежде всего, в введении экс­перта в судебный процесс для дачи заключения или допроса в суде, вызова в судебное заседание. Эксперт в суде может принимать участие в формулировании воп­росов, давать пояснения о возможности проведения эк­спертизы в здании суда или в конкретном случае необ­ходимости производства ее в лабораторных условиях. Последнее обстоятельство может быть обусловлено тем, что для разрешения поставленных вопросов необходи­мо использование технических средств и приборной базы, определенное время для проведения исследований.

К процессуальной форме относится и взаимодействие эксперта с руководителем экспертного учреждения. Су­дебный эксперт является самостоятельной фигурой процесса,

несет личную ответственность за дачу заключе­ния. Эти отношения закреплены Федеральным законом, о котором упоминалось выше, и рядом ведомственных нормативных актов. Наряду с этим отношения этих субъектов обусловлены и рядом других не менее важ­ных причин, например межличностными неформальны­ми отношениями, не связанными с производством кон­кретной экспертизы.

Негативные факторы в неформаль­ных отношениях могут отрицательно сказаться и на формальных, например, при производстве комиссион­ных (комплексных) или повторных экспертиз. Как из­вестно, создание группы экспертов (комиссии) осуществ­ляется волевым решением руководителя экспертного учреждения или лица (органа), назначившего эксперти­зу. Поэтому в таких случаях необходимо соблюдать не только процессуальные и организационные, но и этико-психологические требования. От последних зависит качество и успех работы всей комиссии.

Особое место занимают судебные эксперты негосу­дарственных судебно-экспертных учреждений или ча­стные эксперты. Их деятельность осуществляется на основе соответствующих лицензий, получаемых в ус­тановленном законом порядке. В последнее десятиле­тие образовано ряд ассоциаций и лабораторий незави­симых экспертиз. Наряду с такими объединениями могут привлекаться для производства экспертиз и ча­стные эксперты.

Непроцессуальная форма взаимодействия эксперта и следователя (судьи) осуществляется в виде консуль­таций и дачи справок. В этом случае эксперт как све­дущее лицо может оказать большую помощь следова­телю (суду) при выборе той или иной экспертизы, ос­вещения ее возможностей, необходимости качества и количества материалов для ее производства, форму­лирования вопросов эксперту.

Перечень рассмотренных субъектов судебно-экспер­тной деятельности не является исчерпывающим. Так,

по мнению Р.С. Белкина («Курс криминалистики». М., 2001), действующий закон ограничивает субъектов назначения экспертизы органом расследования и су­дом. В частности, автор имеет в виду защитника, ко­торый по закону имеет право «представлять доказатель­ства». Далее автор справедливо отмечает, что «...защит­нику должно быть предоставлено право назначать и дополнительную, и повторную экспертизы...».

Глава 5. ЭКСПЕРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Лучшие статьи по теме