Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Компании
  • Конкурсное производство как процедура банкротства. Конкурсное производство вводится на срок… На какой срок вводится процедура конкурсного производства

Конкурсное производство как процедура банкротства. Конкурсное производство вводится на срок… На какой срок вводится процедура конкурсного производства

Подконтрольные арбитражному суду внешнее управление и конкурсное производство при банкротстве юридического лица вводятся с целью максимально полного исполнения обязательств должника перед кредиторами с последующей ликвидацией предприятия и исключением из Единого Реестра. Данные процедуры направлены, в первую очередь, на удовлетворение интересов третьих лиц, долги которых до сих пор не погашены компанией-банкротом. Также эти меры обязательны и для должника, поскольку без их осуществления невозможна официальная ликвидация предприятия. Разберемся детально, что представляет собой конкурсное производство как процедура банкротства. В этой статье вы найдете все актуальные ссылки на российское законодательство.

Процедура конкурсного производства - нормативные аспекты

  • Должнику окончательно предъявляются обязательства путем наступления сроков исполнения требований.
  • Начисление всевозможных неустоек, процентов, штрафов прекращается.
  • Информация о текущем финансовом положении дел банкрота более не признается коммерческой тайной и может разглашаться публично.
  • Заключение сделок, направленных на отчуждение активов компании, запрещается.
  • Действие применяемых ранее исполнительных документов прекращается с передачей конкурсному управляющему.
  • Любые требования кредиторов допускаются к предъявлению только непосредственно в процессе КП.
  • Все ранее наложенные на имущество ограничительные аресты снимаются - к примеру, блокировка счетов и др.
  • Расчеты по текущим обязательствам банкрота, включая по налоговым платежам, выполняет конкурсный управляющий с учетом действующих законодательных норм.
  • Все руководящие полномочия, включая передачу отчетности, иной документации, печатей, переходят к конкурсному управляющему с даты вынесения судебного решения о КП.

Результатом КП становится лишение банкрота правового статуса, выведение бизнеса из числа хозсубъектов, ликвидация юридического лица. Утверждение кандидатуры управляющего (конкурсного, не внешнего) проводится судом (стат. 127 № 127-ФЗ) с немедленным вступлением в должность с даты издания определения. Контроль над действиями управляющего во избежание злоупотреблений возлагается на собрание/комитет кредиторов и органы суда.

Ходатайство о введении конкурсного производства - образец скачать здесь.

Основные этапы конкурсного производства:

  1. Вынесение арбитражным судом решения о необходимости проведения КП и назначении управляющего.
  2. Уведомление компании-банкрота о введении производства, отстранении прежнего руководства, издание приказа о передаче полномочий.
  3. Извещение территориального подразделения ИФНС по утвержденному бланку о банкротстве организации.
  4. Публикация объявления в СМИ с указанием данных о месте приема требований и предстоящих сроках составления реестра.
  5. Аккумуляция сведений об активах банкрота, формирование конкурсной массы из имущества, при необходимости также проводится розыск активов, взыскание дебиторских долгов, анализ и контроль сделок.
  6. Введение моратория на исполнение требований.
  7. Формирование реестра конкурсных кредиторов, то есть с получением приоритетных преимуществ при выплате долгов.
  8. Оценка имущества конкурсной массы, организация и последующее проведение открытых торговых мероприятий.
  9. Расчет с кредиторами с учетом реестровых требований и очередности.
  10. Закрытие счетов в банках после удовлетворения требований.
  11. Формирование отчета управляющего о результатах производства и представление документации в суде. При положительном рассмотрении суд выносит решение о признании компании банкротом.
  12. Публикация сообщения в СМИ.
  13. Передача решения в ФНС для официальной ликвидации предприятия в течение 5 дней (рабочих) от даты получения налоговыми органами решения суда.
  14. Внесение записи в ЕГРЮЛ, что означает прекращение полномочий управляющего и закрытие бизнеса.

Предъявление требований кредиторов в конкурсном производстве

Недостаточно только признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, нужно максимально полно расплатиться по долгам с кредиторами. Погашение всех требований осуществляется по установленной в стат. 134 № 127-ФЗ очередности:

  • Вне очереди - осуществляется погашение текущих обязательств по очередности, определенной п. 2 стат. 134.
  • Выплаты первой очереди - осуществляется погашение требований, связанных с причинением вреда здоровью граждан или жизни.
  • Выплаты второй очереди - производятся по расчетам с персоналом в рамках трудовых договоров или по авторским вознаграждениям.
  • Выплаты третьей очереди - выполняются все прочие виды расчетов.

Обратите внимание! Законодательно запрещается переходить от одной очереди к другой до полного закрытия долгов по предыдущей, что в некоторых ситуациях лишает возможности некоторых кредиторов получить свои деньги.

Завершение конкурсного производства

В соответствии со стат. 149 № 127-ФЗ определение о завершении КП выносится судом на основании рассмотрения отчета управляющего о фактических результатах производства. После погашения долгов выносится решение о признании банкротства. Далее в течение 30-60 дней суд направляет сведения в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи о ликвидации должника в Единый Реестр. На подобные действия ИФНС отводится 5 рабочих дней с момента получения судебного определения.

Вывод - в этой статье мы выяснили, что конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику с целью расчетов с кредиторами и последующего исключения банкрота из ЕГРЮЛ.

Эксперты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) предлагают внести изменения в закон о банкротстве, законодательно запретив продление общего срока конкурсного производства более чем на 24 месяца. С такой инициативой ОНФ обратился в Верховный суд РФ. Письмо с призывом внести предлагаемые изменения направлено на имя председателя ВС Вячеслава Лебедева, рассказала «Известиям» руководитель Центра правовой поддержки журналистов, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.

Поправки предлагается внести в ст. 124 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно действующей редакции которой, конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев и может продлеваться по решению арбитражного суда на такой же период времени. Однако, по мнению активистов ОНФ, судебная практика пошла по другому пути.

Как показывает анализ судебной практики, основной причиной увеличения сроков рассмотрения банкротных дел является именно неоднократное продление срока конкурсного производства, - отмечают в ОНФ.

«Фронтовики» обратили внимание на эту проблему, участвуя в деятельности комиссии, созданной по инициативе губернатора Краснодарского края для решения спорных вопросов фермеров, связанных с использованием сельхозземель. Так, по одному из дел, поступившему на рассмотрение в рабочую группу от представителей сельхозпредприятия, конкурсное производство в рамках процедуры банкротства длится уже пять лет.

Из-за тянущихся годами судебных споров производственные предприятия не работают тогда, когда могли бы заниматься производством и импортозамещением, считает Костенко. По ее данным, во многих регионах России распространена схема, при которой конкурсные управляющие обанкротившихся предприятий извлекают прибыль с обычной хозяйственной деятельности, например, сдавая в аренду спорное имущество, а установленные законом цели конкурсного производства не достигаются.

Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а данная проблема напрямую связана с деятельностью судов, поэтому мы считаем правильным, чтобы именно высший судебный орган выступил с подобной законодательной инициативой, - объясняет она. - Такие случаи можно встретить почти во всех регионах Российской Федерации. Например, в Томской области по девяти делам производство длится более четырех лет, в Белгородской области зафиксирован случай, когда срок конкурсного производства составил более семи лет.

Как пояснил руководитель Центра правового мониторинга МГЮУ им. О.Е. Кутафина «фронтовик» Олег Гринь, в качестве предельного срока конкурсного производства ОНФ предлагает закрепить период в 24 месяца.

Главной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, для чего конкурсному управляющему необходимо провести инвентаризацию всего имущества и в необходимых случаях организовать проведение торгов по продаже такого имущества, - объясняет он. - В ряде зарубежных стран установлены предельные сроки конкурсного производства, такая же идея закреплена и в нашем законе - при буквальном толковании п. 2. ст. 124 закона «О банкротстве» можно прийти к выводу о том, что срок конкурсного производства с учетом его продления не может составлять более одного года. Вместе с тем Пленум Высшего арбитражного суда РФ в 2012 году сформулировал положение, в соответствии с которым продлеваться этот срок может неограниченное количество раз. На практике это привело к тому, что в ряде случаев в рамках процедуры конкурсного производства фактически осуществляется хозяйственная деятельности под руководством конкурсного управляющего.

Предлагаемые временны е ограничения в одних случаях будут полезны, но в других кредиторы могут недополучать деньги, которые могли бы получить, считает эксперт в сфере банкротства, председатель комиссии Российской коллегии аудиторов Иван Рыков. По его словам, в зависимости от конкретной ситуации срок конкурсного производства может существенно варьироваться.

Для того чтобы получить деньги (украдены они или переписаны на подставные компании), требуется время. По некоторым компаниям достаточно 1–2 лет. Поэтому сроки должны быть гибкими, - объясняет эксперт.

Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2005, 01.12.2005 N КГ-А40/11899-05

Метки:Банкротство, Конкурсы, Московский округ

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Стрельникова А.И., судей Бутриной Т.П., Яскина С.А., при участии в заседании от заявителей: 1. Г.С. — предъявлен паспорт; 2. Г.Т. (Г.С. — доверенность б/номера от 26 ноября 2004 года); от должника: никто не явился (извещен), рассмотрев 01 декабря 2005 года в судебном заседании кассационную жалобу кредиторов Г.С. и Г.Т. на определение от 23 августа 2004 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьями Герасимовой М.О., Кобылянским В.В., Кравченко Е.В., и на постановление от 11 октября 2005 года N 09АП-11048/05-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Жуковым Б.Н., Седовым С.П., Дегтяревой Н.В., по заявлению Г.С. и Г.Т. к РЭУ N 56 ЮАО г. Москвы о признании несостоятельным (банкротом),

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 января 2003 года по настоящему делу Муниципальное предприятие "РЭУ N 56" ЮАО г. Москвы было признано несостоятельным (банкротом), как отсутствующий должник. Определением того же суда от 09 декабря 2004 года конкурсным управляющим должника был назначен Ф.

Конкурсное производство вводится на срок…

(т. 5, л. д. 42 — 45).

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2005 года, был принят к сведению отчет конкурсного управляющего должника о проделанной им за период с 09 декабря 2004 года работе по конкурсному производству, было удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего должника о продлении срока конкурсного производства на один месяц, срок конкурсного производства в отношении должника был продлен на два месяца, отчет конкурсного управляющего был назначен к рассмотрению на 11 октября 2005 года, при этом конкурсному управляющему было предписано в срок до 05 октября 2005 года представить в суд отчет о проделанной работе с документами, подтверждающими указанные в отчете сведения, с обоснованием возможности завершения конкурсного производства, в том числе окончательный ликвидационный баланс должника с отметкой налогового органа о его принятии (т. 5, л. д. 128, 148). При принятии судебных актов суд исходил из того, что завершить конкурсное производство в отношении должника не представляется возможным, поскольку на момент вынесения судебных актов не был закрыт единственный счет должника в Дополнительном офисе "Москворецкий" АКБ "Мосстройэкономбанк", не было получено решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-22785/05-86-41 (по иску, заявленному конкурсным управляющим должника, о взыскании в пользу должника денежных средств) и не был представлен суду окончательный ликвидационный баланс должника с отметкой налогового органа.

Не согласившись с названным определением и постановлением, кредиторы должника Г.С. и Г.Т. обратились с кассационной жалобой, в которой просят отменить вышеназванные судебные акты и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявители считают преждевременной постановку судами вопроса в обжалуемых судебных актах о возможности завершения в ближайшее время конкурсного производства в отношения должника по следующим основаниям: не было исполнено определение от 23 мая 2003 года о предоставлении в суд заключения о наличии у должника признаков преднамеренного банкротства; суд не рассмотрел ходатайство собрания кредиторов от 06 мая 2005 года об отстранении Ф. от обязанностей конкурсного управляющего должника.

В судебном заседании Г.С., выступавший также и от имени Г.Т., поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.

Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания конкурсный управляющий должника в кассационную инстанцию не явился, своего представителя также не направил, в связи с чем судебной коллегией было принято решение о рассмотрении настоящей жалобы по существу в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителей, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а жалоба — без удовлетворения в связи с нижеследующим.

Так, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 97 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 1998 года срок конкурсного производства не может превышать один год, при этом арбитражный суд вправе продлить указанный срок на шесть месяцев, а при необходимости срок конкурсного производства может быть продлен арбитражным судом сверх указанных сроков.

Согласно ст. 117 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", после завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должника обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При этом к отчету конкурсного управляющего прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Статьей 119 указанного Закона установлено, что после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Поскольку на момент вынесения судебных актов конкурсным управляющим не был закрыт единственный счет должника в Дополнительном офисе "Москворецкий" АКБ "Мосстройэкономбанк" и не было получено решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-22785/05-86-41 (по иску, заявленному конкурсным управляющим о взыскании в пользу должника денежных средств), а также не был представлен суду окончательный ликвидационный баланс должника с отметкой налогового органа, то суд, в соответствии с п. 3 ст. 97 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", правомерно продлил срок конкурсного производства в отношении должника.

Доводы заявителей в кассационной жалобе не влияют на законность и обоснованность принятых судебных актов, а, напротив, свидетельствуют о том, что суд обоснованно принял лишь к сведению отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства и правомерно отложил разрешение вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника на более поздний срок.

Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, а обжалуемые судебные акты — оставлению без изменения.

А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 года по делу N А40-41494/02-86-75"Б" и постановление N 09АП-11048/05-ГК от 11 октября 2005 года Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу кредиторов Г.С. и Г.Т. — без удовлетворения.

1. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

Определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежит немедленному исполнению.

2. Арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Комментарий к Ст. 149 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим.

Согласно п. 1 комментируемой статьи после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд может вынести определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со ст.

Конкурсное производство

125 (см. комментарий к данной статье) выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о завершении и определение о прекращении конкурсного производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

2. В течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен его представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц в регистрирующий орган помимо определения арбитражного суда должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен внести соответствующую запись в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном ч. 3 ст. 223 АПК РФ.

4. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным. Информацию о ликвидации должника публикует регистрирующий орган.

Как выглядит процедура банкротства? Сначала Банк России отзывает у банка лицензию и передает полномочия по управлению им временной администрации. Это орган Банка России, который работает в кредитной организации до тех пор, пока не будет начата процедура принудительной ликвидации или конкурсного производства. Основная функция временной администрации заключается в том, чтобы обеспечить сохранность имущества банка до начала процедуры банкротства.

Сроки конкурсного производства

В этот период Банк России должен провести анализ кредитной организации на наличие признаков банкротства и направить в арбитражный суд соответствующее заявление о ее финансовом состоянии и начале той или иной процедуры. Также временная администрация начинает формировать реестр требований кредиторов. Кредиторы сразу после отзыва лицензии вправе предъявить свои требования к банку.

Конкурсное производство в процедуре несостоятельности

ВажноНа нем решаются ключевые вопросы относительно компании-должника, которые входят в компетенцию только собрания. В их числе:

  • привлечение к оценке имущества независимых компаний;
  • определение порядка продажи собственности или уступки прав требования;
  • рассмотрение и анализ отчета финуправляющего о ходе процесса или финансовом состоянии должника;
  • внесение ходатайств об устранении управляющего;
  • заключение мирового соглашения между собранием кредиторов и должником;
  • избрание комитета кредиторов;
  • обжалование действий управляющего и решений арбитражного суда.

Отдельные решения могут быть переданы к компетенции избранного комитета кредиторов.

Конкурсное производство

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России. Определение о завершении конкурсного производства и определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве, решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

Конкурсное производство при банкротстве

В новом Законе к перечню требований, которые удовлетворяются в первую очередь, добавились требования физических лиц по заключенным договорам банковского вклада и/или договорам банковского счета.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в главе шестой устанавливает особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом. Процедура конкурсного производства носит системный характер.

Данные правила часто порождают серьезные проблемы на практике. В частности, с момента признания кредитной организации банкротом Закон предусматривает ряд правовых последствий.

Конкурсное производство сколько длится

Что происходит с ними, если кредитная организация подвергается процедуре принудительной ликвидации или конкурсного производства? Мы их взыскиваем в судебном порядке. Изначально в любом случае производится анализ, за которым следует подготовка заявлений о взыскании задолженностей в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, если речь идет о физических лицах.

Одновременно, согласно требованиям законодательства проводится оценка этих портфелей, результаты которой предлагаются комитету кредиторов для того, чтобы он установил стоимость их реализации. Так как портфели кредитов, существующие в настоящее время, сложно назвать удовлетворительными – в большинстве банков их качество оказывается очень низким – реализация заканчивается поступлением средств лишь в редких случаях. Получив решение суда, мы отправляемся в службу судебных приставов, которая проводит взыскание в рамках своей компетенции.

Процедуры банкротства кредитной организации

Осуществляет ли в настоящее время должник коммерческую (или предпринимательскую) деятельность, а именно прием и выдачу личных сбережений? 5.Что такое «Третья очередь реестра требований кредиторов»? Статьей 134 ФЗ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что после погашения текущих платежей, требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Внимание

В этой связи проводим работу по взысканию просроченной задолженности, занимаемся реализацией имущества, включая недвижимость. Также хочу отметить, что важным участком нашей работы является выявление и оспаривание сомнительных сделок, то есть сделок, заключенных в ущерб банку и его кредиторам.

Следует подчеркнуть, что это является составной частью мероприятий, проводимых Агентством, которые направлены на выявление признаков преднамеренного банкротства и неправомерных действий при банкротстве. Выявляем основания для возложения на руководителей и учредителей банков, субсидиарной и иных видов ответственности за убытки, причиненные ими кредитной организации.

Каким образом удовлетворяются требования кредиторов? Что происходит в тех случаях, когда имущества банка для этого недостаточно? Требования кредиторов удовлетворяются поочередно.

Сколько длится конкурсное производство в кредитной организации

О том, каким образом строится сейчас работа АСВ в этом направлении, мы поговорили с директором Департамента ликвидации банков Марией Филатовой. Мария Владиславовна, каким образом проводится ликвидация банка? В первую очередь, нужно сказать, что существуют две ликвидационные процедуры – принудительная ликвидация и конкурсное производство.

Они отличаются друг от друга тем, что в ходе первой из них все требования кредиторов потенциально должны быть удовлетворены. В обоих случаях действия ведутся через суд, но при принудительной ликвидации изначально подтверждается, что имущества банка достаточно для полного удовлетворения требований кредиторов.

Если это не так, начинается конкурсное производство. Следует отметить, что в нашей практике были случаи, когда банк, проходящий процедуру ликвидации, переходил в категорию организаций, подвергнутых конкурсному производству.

Вернуться назад на Конкурсное производство

Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве (п. 3 ст.

Сроки конкурсного производства при банкротстве банка

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 50 Постановления N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснил следующее.

"Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части — с даты ее объявления).

Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника).

При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.

Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).

Следует учитывать, что статья 28 Закона о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.

Необходимо также иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности".

Было изучено 33 дела о банкротстве, рассматриваемых судьями Арбитражного суда Томской области, производство по которым не завершено.

Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и условий, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве.

Поскольку цель конкурсного производства заключается в формировании конкурсной массы, продаже имущества должника и удовлетворении требований кредиторов, для продления срока процедуры конкурсного производства необходимо наличие оснований, свидетельствующих об осуществлении мероприятий, необходимых для ее завершения. В обоснование незавершенности мероприятий и необходимости срока продления конкурсными управляющими в ходатайстве и представляемых документах приводятся различные обстоятельства, подтверждающие их проведение. Практически всегда с ходатайством о продлении срока в суд обращается конкурсный управляющий.

В ряде случаев также указывается о принятии собранием кредиторов должника решения обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства.

Поэтому суд считает возможным продлять срок конкурсного производства, исходя из обстоятельств дела и учитывая, что в ходе конкурсного производства должника не завершены в полном объеме необходимые мероприятия, не достигнуты цели конкурсного производства.

В обоснование продления срока конкурсного производства в судебных определениях указываются следующие причины: необходимость завершения инвентаризации имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, проведение мероприятий по реализации выявленного имущества должника; необходимость завершения формирования конкурсной массы должника; проведение расчетов с кредиторами; не утвержден порядок продажи имущества должника, являющегося предметом залога; конкурсному управляющему требуется время для закрытия расчетного счета должника, подготовки итогового отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства; необходимость привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Иногда суд в определении указывает конкурсному управляющему на необходимость активизировать работу по завершению конкурсного производства.

По изученным делам представители уполномоченного органа в 58 случаях (23% от всех продлений) возражали против продления конкурсного производства на срок, указанный в ходатайстве. В обоснование возражений указывали на неоднократное продление срока, а также на то, что конкурсным управляющим не обоснована (не доказана) необходимость продления на испрашиваемый им срок.

Удовлетворяя ходатайства на срок меньший, чем просил управляющий (в 30 случаях из 253, что составило 12%), арбитражный суд исходил из того, что заявитель не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих необходимость продления срока конкурсного производства на такой срок; а также принимал во внимание отсутствие со стороны конкурсного управляющего расчета срока и перечня мероприятий, необходимых для завершения процедуры.

Конкурсный управляющий не во всех случаях просил суд продлить срок конкурсного производства на 6 месяцев. Так, в 4 случаях заявлено ходатайство о продлении на 2 месяца, в 28 случаях — на 3 месяца, в 9 случаях — на 4 месяца, в 3 случаях — на 5 месяцев. При этом в подавляющем большинстве ходатайств заявлено о продлении конкурсного производства на максимальный срок 6 месяцев — в 209 случаях (82,6%).

Нельзя сказать, что уменьшение срока обязательно стимулирует управляющего к более активному проведению мероприятий и ведет к более быстрому завершению конкурсного производства. Зачастую при продлении на меньший срок в дальнейшем и конкурсный управляющий в ходатайствах, и суд в определениях возвращаются к продлению на больший срок.

В настоящее время с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ при продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства.

Судьи выносят об этом мотивированные определения, руководствуясь нормами Закона о банкротстве и разъяснениями Пленума ВАС РФ; отмен/изменений судебных актов по вопросу продления срока конкурсного производства нет.


На сегодняшний день конкурсное производство является неотъемлемой процедурой, которая вводится на предприятии, близком к банкротству , для удовлетворения всех требований кредиторов. Однако что представляет собой эта процедура на деле и на какой срок она вводится? Иногда оказывается очень полезно и важно разобраться в нюансах конкурсного производства, разобрать по полочкам банкротство, ведь если банкротство коснется непосредственно вас или фирму, в которой вы работаете, то вам наверняка придется отстаивать собственные права.

Конкурсное производство – что это

По сути, конкурсное производство обычно представляет собой финальную стадию, завершающую банкротство должника. Эта процедура необходима в некоторых случаях для того, чтобы банкротство прошло надлежащим образом, ведь предприятие имеет множество обязательств перед кредиторами , инвесторами, непосредственными работниками и иногда нуждается во внешнем руководстве для погашения всех долгов.

Конкурсное производство, которое сопровождает банкротство компании, имеет ряд отличительных признаков, которыми на сегодняшний день принято считать такие:

Назначение лица, распоряжающегося имуществом должника. Дело в том, что банкротство чаще всего приводит к достаточно затруднительному финансовому положению должника и самостоятельно он не в состоянии надлежащим образом распорядиться своим имуществом. Никто не хочет терять имущество, поэтому конкурсное производство включает в себя назначение конкурсного управляющего, который полностью отвечает за имущество и направляет средства на погашение долгов.

Текущее руководство компании может быть полностью отстранено от процесса управления предприятием и распоряжения имуществом. Дело в том, что банкротство предполагает погашение всех долгов, однако если поручить управление фирмой и имуществом должнику, он может распорядиться имуществом по своему усмотрению, например передать его и окажется не в состоянии погасить какие-либо долги, действуя, таким образом, лишь в своих интересах.

Некоторые требования кредиторов могут быть приостановлены. Если банкротство сильно ударило по финансовому положению предприятия, то в рамках конкурсного производства часть обязательств перед кредиторами может быть приостановлена для погашения первостепенных долгов.

Также в рамках конкурсного производства могут быть в судебном порядке отменены сделки, заключенные еще до начала конкурсного производства. Другими словами, партнеры, которые не были в курсе, что фирме угрожает банкротство, могут оказаться в крайне невыгодном положении, однако в судебном порядке имеют возможность обжаловать законность сделок.

Формирование так называемой конкурсной массы . Это все имущество, которое принадлежит должнику и продажа которого может быть направлена на погашение задолженности перед кредиторами.

Кто такой конкурсный управляющий

Банкротство – процесс иногда затяжной и всегда непростой, при этом фирма может действовать в собственных интересах и не желать расставаться с собственным имуществом. Однако долги есть долги, и поэтому в компании вводится конкурсное производство и назначается в судебном порядке конкурсный управляющий. На это лицо переходят функции фактического управления предприятием. Кроме этого, конкурсный управляющий берет полностью под свой контроль имущество должника и в его обязанности часто входит оценка всего имущества. А если в качестве должника выступает унитарное предприятие, конкурсный управляющий вообще занимает место прямого руководителя компании.

Круг обязанностей и задач конкурсного управляющего довольно широкий. Прежде всего, он принимает имущество и проводит полную его перепись. Вторая важная задача – это оценка имущества должника. Как правило, оценка имущества должника выполняется самим конкурсным управляющим, в других случаях оценка имущества должника выполняется специально назначенным специалистом по оценке. После того, как проведена комплексная оценка имущества должника, оно может быть взято под охрану.

Впрочем, бывает, что имущество скрывается должником, который совсем не рад перспективе его реализации, в таком случае конкурсный управляющий обязан организовать розыск имущества. Далее, когда активы оказываются найденными, схема соответствующая – проводится оценка имущества должника , его реализация и покрытие долгов перед кредиторами. Стоит отметить, что оценка имущества должника может быть проведена только надлежащими специалистами, ведь в противном случае реализация имущества может быть связана с определенными махинациями.

В список обязанностей конкурсного управляющего входят и другие функции – это увольнение рабочего персонала , ведь по закону все сотрудники должны быть уволены в определенный срок. Также конкурсный управляющий осуществляет контроль над требованием кредиторов, которые следует удовлетворить. Если предприятие собирает кредиторские собрания, то принятые на них решения закрепляются подписью конкурсного управляющего.

Конкурсное производство в процедуре банкротства

Срок традиционного конкурсного производства

Не смотря на то, что положение предприятия, которое оказалось банкротом, может быть разным, срок обычного конкурсного производства устанавливается единый во всех случаях – ровно 1 год. Он отсчитывается от момента принятия решения арбитражным судом о банкротстве должника. Срок может быть продлен, однако лишь по решению суда. Как правило, срок обычного конкурсного производства продлевают на несколько месяцев, максимальный же срок составляет + 6 месяцев. Впрочем, в особых случаях арбитражный суд может перенести даже этот крайний срок и продлить его, например, срок может растянуться на дополнительные месяцы, если не завершился процесс продажи имущества, необходимый для расчета с кредиторами. Часто срок такого конкурсного производства приходится многократно продлевать, если имущество должника объявлено в розыск.

Период производства зависит еще и от того, как быстро осуществляется перепись и оценка имущества должника. В отдельных случаях оценка имущества должника затягивается на месяцы.

Кроме этого, сроки конкурсного производства зависят еще от многих других факторов:

  • Период исполнения денежных обязательств. Все денежные обязательства, возникшие еще до наступления периода конкурсного производства, должны быть выполнены, также должны быть произведены все обязательные платежи.
  • Осуществления уплаты всех неустоек – начисленных предприятию штрафов, пени. Все соответствующие платежи также должны быть проведены в рамках периода конкурсного производства. К ним относятся и различные проценты и финансовые санкции. Завершение конкурсного производства невозможно до оплаты неустоек.
  • Должны быть переданы все запрашиваемые сведения о должнике, в том числе и конфиденциальные. После признания должника банкротом, даже сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть переданы кредиторам.
  • Полное завершение оценки – оценка имущества должника может быть проведена только в рамках конкурсного производства. Оценка имущества должника производится сразу после его переписи.
  • Все запрашиваемые судебными приставами исполнительные документы также должны быть переданы во время конкурсного производства и сроки его привязываются к данной процедуре. Завершение конкурсного производства означает закрытие доступа к таким документам.

Если ранее на имущество должника был наложен арест , то именно в период конкурсного производства арест по требованию суда может быть снят, как и все остальные ограничения по распоряжению имуществом. При этом наложение новых арестов в период конкурсного производства не допускается.

Требования кредиторов и конкурсное производство

Сроки, на которое вводится конкурсное производство, напрямую связаны с требованиями кредиторов. Именно из-за неудовлетворенных требований сроки могут быть существенно растянуты во времени. Стоит отметить, что требования кредиторов удовлетворяются не за счет имущества должника, а лишь за счет средств, вырученных за счет реализации имущество. Именно поэтому в период конкурсного производства следует успеть провести оценку и реализацию имущества и только после этого производится расчет с кредиторами.

Все средства от реализации имущества должника поступают на единый счет. Все остальные счета должника подлежат закрытию, при этом имущество может быть реализовано только посредством торгов.

  • Сроки конкурсного производства могут быть продлены, как уже говорилось, в случае невыполнения требований кредиторов. Именно поэтому сразу после реализации имущества конкурсный управляющий проводит расчет со всеми должниками в порядке очередности. Очередность предусматривается в реестре и некоторые лица могут быть рассчитаны в первую очередь. Существует также несколько категорий расходов, которые оплачиваются до расчета с кредиторами, это:
  • Все судебные расходы должника
  • Коммунальные платежи, штрафы, финансовые санкции предприятия. Выплата вознаграждения конкурсному управляющему
  • Требования кредиторов, которые возникли после объявления должника банкротом и начала конкурсного производства
  • Задолженность по выплате заработной платы работникам предприятия. Зарплата выплачивается также в рамках строгой очередности – сначала оплачивается работа сотрудников, которым начислена текущая заработная плата, а во вторую очередь производится расчет по заработным платам, начисленным еще до начала процедуры банкротства.

Как видите, конкурсное производство – непростой и достаточно запутанный период банкротства, в рамках которого должны быть выполнены многие обязательства как перед кредиторами, так и перед другими лицами. Сроки конкурсного производства устанавливаются арбитражным судом и первоначальный срок устанавливается на отметке в один год. Впрочем, если в оглашенный период не были выполнены все поставленные задачи, конкурсное производство может быть продлено еще на период до шести месяцев. Если и в эти сроки обязательства перед кредиторами все еще не выполнены, по решению арбитражного суда период конкурсные процедуры могут быть снова продлены.

Лучшие статьи по теме