Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Корпоративное 
  • Законотворческий процесс характерные черты принципы стадии. Понятие и стадии законотворческого процесса. Осуществление права законодательной инициативы

Законотворческий процесс характерные черты принципы стадии. Понятие и стадии законотворческого процесса. Осуществление права законодательной инициативы

Законотворческий процесс - это создание и принятие закона или прочего нормативного акта при соблюдении определенной последовательности. При рассмотрении названной деятельности следует указать, что осуществляют ее компетентные органы: или парламент. Отдельные случаи предусматривают осуществление законотворческого процесса при участии правительства. В редких случаях проводится референдум.

Требует для осуществления определенных знаний. В мировой юридической практике они имеют название законодательной техники. Представляет она (техника) собой определенную структуру, включающую требования, которые необходимо соблюдать при формировании законов, нормативных и а также при их систематизации.

Законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта закона. Вместе с этим определяется не только тема, но и направленность будущего акта. На этом этапе большое значение имеет основная идея и метод ее преподнесения, соответствие законопроекта в целом потребностям общественности в настоящее время.

Как правило, вместе с предлагаемым к разработке актом составляется предварительно и концепция, в содержание которой включен общий смысл и план, характеристика и основные направления и идеи.

Следующие стадии законотворческого процесса включают такие действия, как:

Внесение законопроекта в компетентный орган (проявление законодательной инициативы);

Рассмотрение;

Принятие;

Внесение предлагаемого акта возможно субъектом, наделенным законодательной инициативой. Компетентный орган обязан согласиться на предложение о принятии того или иного закона. Однако это не означает обязанность издать закон. Кроме того, компетентный принимающий орган может принять проект в совершенно ином виде, нежели было предложено.

При этом следует отметить определенное различие между законопроектом и законопредложением. Так, второе понятие характеризует лишь идею, концепцию предполагаемого нормативного акта. В то время как законопроект являет собой весь текст закона, со всеми прилагающимися атрибутами (параграфами, преамбулой, статьями и прочими элементами).

Рассмотрение нормативного акта подразумевает его обсуждение, работу над ним и в комиссиях (комитетах) и на пленарных заседаниях. Специалисты определяют этот этап, как наиболее объемный из всех, входящих в законотворческий процесс.

Обсуждение в ходе пленарных заседаний часто называют чтением. Обычно принятие закона осуществляется в трех чтениях.

Этап принятия закона в однопалатных парламентах завершает единственное или последнее чтение и являет собой голосование, которое разделяется на поименное или обычное. Крайне редко применяется тайное голосование.

Этап санкционирования закона осуществляет глава государства, подписывая его официальный текст. Сегодня указанное понятие применяется достаточно редко. Чаще всего конституции содержат такие определения, как «промульгация» или «подписание».

Промульгацией называют официальное провозглашение принятого парламентом закона. также значит, что закон был санкционирован в установленный Конституцией срок главой государства и опубликован в официальном вестнике.

Опубликованием называют напечатание текста в соответствующем установленном издании (официальном). В нем осуществляется воспроизведение полного аутентичного текста принятого нормативного акта. Вместе с этим устанавливаются сроки вступления (введения в действие) закона в силу. Этот этап завершает законотворческий процесс.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные стадии законотворческого процесса
Рубрика (тематическая категория) Государство

Рождение нового Закона связывается с крайне важно стью законодательного регулирования тех или иных возникших в обществе вопросов.

Идея или предложение в конечном счете вызревает под влиянием соответствующих объективных в каждом конкретном случае определœенных общественных прав.

Предложение или идея о разработке закона проходит в своем развитии более или менее длительный путь, который включает обычно:

Ø Начальная, предзаконопроектная стадия

Ø Стадия подготовки законопроекта

Ø Стадия официального внесения проекта в законодательный орган

Ø Стадия рассмотрения в законодательном органе

Ø Стадия принятия закона и введения его в действие

В связи с введением двухпалатного Парламента усложнилась процедура.

Сегодня законодательный процесс включает ряд последовательных стадий, которые бывают подразделœены на обязательные и факультативные.

Обязательные:

Ë Реализация права законодательной инициативы

Начальная стадия. Приводит в действие весь правотворческий механизм.

В результате представления проекта на рассмотрение возникает первое правоотношение по осуществлению законодательной деятельности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ включает в себя право инициатора требовать рассмотрение представленного законопроекта и обязанность законодательного органа принять его к рассмотрению, обеспечив надлежащее оформление.

Оформление – после регистрации. Сам проект хранится в секретариате Палаты представителœей. Такая регистрация имеет место при соблюдении инициатором ряда условий.

Обязательные: наличие сопроводительного письма, обоснование крайне важно сти принятия, наличие финансового обоснования законопроекта͵ информация о предполагаемых затратах.

Могут быть приложены: информация о предварительной экспертизе учеными и специалистами, заключение заинтересованных государственных органов, их замечания и предложения.

В обязательном порядке к представленному законопроекту прилагаются заключение криминологической экспертизы.

Законопроекты, следствием принятия которых должна быть сокращение гос. средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителœей лишь с согласия Президента либо по его поручение Правительством.

Несоблюдение условий – возвращение к субъекту инициативы с предложением о крайне важно сти соблюдения процедуры.

Во многих современных государствах правом законодательной инициативы наделяются обычно лишь депутаты Парламента и Правительства, вместе с тем, круг субъектов должна быть значительно шире и включать в себя главу государства, Парламентские комитеты и комиссии.

Подготовка законопроектов на сессии Палаты представителœей.

Ë Рассмотрение законопроектов в 1-ом и 2-ом чтении

Ë Одобрение или отклонение

Ë Подписание закона президентом и его обнародование

Факультативные:

§ Преодоление разногласий между палатами Парламента в процессе законотворческой деятельности

§ Преодоление Парламентом отлагательного вето Президента

Разработка и закрепление важнейших институтов государства требует высочайшего качества законотворческой работы, следствием которой будут приняты Парламентом и промульгированы Президентом законодательные акты страны, в т.ч. носящие кодифицированный характер.

Законы должны быть по своему характеру реальными, гарантированными государством, нормативными (как по содержанию, так и подготовке, принятию).

В связи с этим к подготовке ЗА страны в актах законотворческого процесса предъявляется повышенное требование.

Условно процесс разработки законопроекта должна быть разделœен на 3 последовательные стадии: подготовительную, основную, заключительную. Каждая из названных обладает своей спецификой и в то же время они чрезвычайно связаны между собой.

Подготовительная стадия – последовательное выяснение принципиальной крайне важно сти законодательного урегулирования сложившихся отношений. Она включает тщательный анализ действующего законодательства, оценку целœесообразности регулирования общественных отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта посредством норм закона, а не подзаконного НПА, посредством принятия нового закона, а не внесения изменений и дополнений в уже действующее законодательство.

Основная стадия – письменное изложение самого текста законопроекта в точном соответствии с определœенными требованиями. При этом требования могут предъявляться как к содержанию законопроекта͵ так и к его структуре. Текст законопроекта должен четко определять: 1.цели правового регулирования, 2.круг общественных отношений, на который данный акт распространяет действие, 3.территорию, 4.круг лиц, которому адресованы нормы акта͵ 5.с какого времени и по какое акт имеет юридическую силу, 6.права и обязанности юридических или физических лиц, 7.компетенцию конкретных органов управления или иных субъектов права, 8.может предусматривать санкции, 9.может содержать возможные исключения, 10.он также может содержать данные о предоставлении полномочий на издание подзаконных актов, 11.перечень НПА, подлежащих отмене в связи со вступлением закона в силу.

Не меньшее значение имеют требования к форме законопроекта и крайне важно сть соблюдения правил юридической техники. НПА имеет как внешнюю, так и внутреннюю структуру. Внешняя – определœенные реквизиты, позволяющие идентифицировать вид НПА. Внутренняя – делœение на структурные элементы (разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы).

Заключительная – завершает процесс разработки. Разработчик обязан внимательно перепроверить: на сколько законопроект отвечает изложенным выше требованиям, составить перечень ЗА, подлежащих изменению, дополнению или отмене в связи с принятием данного, подготовить всœе необходимые материалы для внесения проекта в Палату представителœей.

Все субъекты права законодательной инициативы вносят свои предложения по правовому регулированию в виде проекта закона РБ, который вначале рассматривается в Палате представителœей, а затем в Совете Республики.

Внесение законопроекта в законодательный орган сопровождается дальнейшей доработкой, причем чем выше степень подготовленности законопроекта͵ тем легче он проходит стадию доработки в Палате представителœей.

Основные ошибки на данной стадии: недооценка роли юридической техники, отсутствие единообразия применяемой терминологии, чрезмерная громоздкость и слабая структурная проработка статей, декларативность. В результате на практике кол-во поправок зачастую сравнимо с объёмом законопроекта.

Стадия доработки законопроекта в Палате представителœей сопровождается определœенным порядком, предусмотренным регламентом Палаты представителœей, в частности Председатель либо заместитель назначает Головную комиссию для предварительного рассмотрения поступившего законопроекта и подготовке по нему заключения. В случае, в случае если Головная комиссия заявит о своей некомпетентности либо возникнут разногласия между двумя или более постоянными комиссиями, Председатель после консультации с постоянными комиссиями и при недостижении согласия с ними вносит на Совет??? предложение о создании специальной комиссии для работы с проекта.

В случае, в случае если всœе-таки возникла крайне важно сть в создании Специальной комиссии он должен определить состав и порядок работы. Для работы над законопроектом Головная комиссия может создать рабочую группу, в состав которой могут включаться депутаты ПП, не входящие в состав Головной комиссии, специалисты и ученые.

Привлечение ученых и специалистов для доработки к 1-ому и 2-ому чтению позволяет повысить качество законопроекта и профессионально ответить на возникающие вопросы.

По решению Головной комиссии тот или иной проект должна быть направлен на научную экспертизу, ᴛ.ᴇ. на оценку с точки зрения его отраслевой направленности. В ряде стран существуют специальные органы, призванные соблюдать экспертизу закону, в т.ч. давать научную оценку.

В нашей стране данную задачу призван решать НЦЗПИ, который обязан давать заключение по всœем проектам законов на предмет их соответствия международно-правовым договорам, действующему законодательству, вне зависимости от того, проводилась ли ранее экспертиза.

Такие заключения должны обязательно даваться после первого чтения.

Замечания и предложения, поступившие в ходе рассмотрения законопроетка, рассматриваются на заседании Головной (?) комиссии и согласовываются с субъектам права законодательной инициативы, внесшим законопроет. При этом в законопроект вносятся только те изменения, по которым комиссией достигнуто согласие с инициатором законопроекта. Урегулирование разногласий возникших между Постоянными комиссиями, принимавшими участие в работе по законопроекту по вопросам его содержания или целœесообразности разработки, реализуются председателœем ПП, его зам-ем или по их предложению с советом ПП. Вопросы, по которым не достигнуто согласие выносятся на рассмотрение ПП. По завершению работы, связанной с доработкой законопроекта͵ Головная комиссия направляет заключение и законопроект со всœеми необходимыми материалами в Совет ПП для предварительного рассмотрения вопроса о включении в законопроекта в повестку дня сессии ПП для рассмотрения его в первом чтении.

В случае несогласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект с изм.и доп. Законопроект будет рассматриваться В авторской редакции.

Основные стадии законотворческого процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные стадии законотворческого процесса" 2017, 2018.

Законотворческий процесс - основной, стержневой вид право­творчества, направленный на разработку и принятие законов.

Стадии законотворческого процесса - это имеющие правовые основания начала и окончания этапы разработки, принятия и всту­пления в силу законодательных актов (законов).

В теории правотворчества обычно выделяют следующие с т а - д и и законотворческого процесса:

Внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего пол­номочиями по принятию законодательных актов - законода­тельная инициатива:

Рассмотрение проекта;

Отклонение проекта либо принятие его за основу;

Доработка проекта;

Отклонение проекта или принятие закона;

Введение в действие принятого законодательного акта.

В классической (неконституционной) монархии все стадии зако­нотворческого процесса связаны с действиями одного лица - монар­ха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.

В республике и конституционной монархии законотворчество осуществляется коллегиально (в конституционной монархии монарх подписывает законы, принятые парламентом), круг субъектов зако­нотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и за­шите интересов отдельных граждан.

Рассмотрим стадии законотворческого процесса на примере рес­публики.

Субъектами законодательной инициативы яв-

Законодательпая

инициатива ляется исчерпывающий круг лиц, перечень ко­торых обычно определяется законом. Только определенные органы государства объективно по своему положе­нию способны установить необходимость принятия нормативных правовых актов в соответствии с целями, которые стоят перед госу­

дарственной властью.

Основные субъекты законодательной инициативы - правитель­ство (как центральный орган государственного управления, ежеднев­но разрешающий текущие проблемы правового регулирования отно­шений) и парламент (его палаты, депутаты) как центральный пред­ставительный орган, призванный защищать интересы граждан.

Например, в соответствии с ч. I ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ. Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государ­ственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представи­тельным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (что в настоящее время вызывает дискуссии в российской юридической науке, поскольку участие в законотворче­ском процессе противоречит судебной функции названных органов).

Субъектом законодательной инициативы принимается решение о необходимости разработки законопроекта (начало процедуры), со­ставляется план работы, разрабатывается проект (продолжение про­цедуры), который вносится на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов (окончание процедуры). Например, в соответствии с Регламентом Прави­тельства РФ Правительство РФ планирует законопроектную дея­тельность, поручает разработку законопроектов исполнителям (фе­деральным органам исполнительной власти), проводит рассмотре­ние подготовленных проектов и принимает решение о внесении их в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Согласно п. 74 Регламента Правительства РФ решение о внесении Правительством законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседаниях Правительства.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ Государственная Дума планирует законопроектную деятельность на основе предложений депутатов и поручает разработку внесенных в план законопроектов исполнителям (комитетам Госу­дарственной Думы).

Совет Государственной Думы на основе материалов, представ­ленных соответствующим комитетом (в том числе заключения пра­вовой экспертизы о соответствии проекта Конституции и законам), принимает решение о внесении подготовленных проектов феде­ральных конституционных законов или проектов федеральных за­конов на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение

Законопроект, внесенный в порядке законо­дательной инициативы, рассматривает орган, обладающий полномочиями по принятию за­конодательных актов. В республике таким органом является парла­мент (англ, parliament от parley - вести переговоры, договариваться). В двухпалатном (трехпалатном) парламенте палаты рассматривают законопроект на паритетных началах (лат. paritas - равенство).

Как правило, законопроект вносится в нижнюю палату парла­мента, которая проводит его рассмотрение и доработку. Верхняя па­лата одобряет или не одобряет проект, принятый нижней палатой в качестве закона.

Рассмотрение законопроекта вносится в повестку дня палаты (начало процедуры), затем проходит его заслушивание (чтение) и краткое обсуждение в целом по тексту (продолжение процедуры), которое заканчивается принятием решения о необходимости голо­сования проекта (окончание процедуры).

Отклонение проекта либо принятие его за основу

Голосование законопроекта означает начало данной стадии законотворческого процесса. В результате голосования проект отклоняется или принимается в качестве закона. Это упрошен­ная процедура рассмотрения проекта. В парламентской практике подавляющего большинства стран законопроект проходит два и более чтений. Усложнение процедуры направлено на повышение качества принимаемых законов и всесторонний учет мнения всех депутатов. Так, в соответствии с Регламентом Государственной Думы Феде­рального Собрания РФ законопроект должен пройти на заседаниях Государственной Думы три чтения. В четырех чтениях принимается федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год.

В результате голосования проекта в первом чтении палата при­нимает решение об отклонении законопроекта либо принятии его за основу. В последнем случае законотворческий процесс продол­жается. Отклонение законопроекта является окончанием процедуры законотворчества.

Доработка

Принятие законопроекта в первом чтении оз­начает, что проект должен быть подготовлен ко второму чтению, т.е. доработан в ответст­

венных комитетах и комиссиях палаты (начало процедуры доработ­ки проекта).

На заседаниях комитетов и комиссий палаты при подготовке проекта ко второму чтению фактически решается его судьба, так как проводится его детальная, постатейная проработка. Значительное количество законопроектов отфильтровывается (так и остаются на сталии подготовки ко второму чтению) именно на данном этапе.

В случае, если проект проходит эту процедуру, он выносится на рассмотрение палаты во втором чтении.

Основное обсуждение проекта депутатами проходит при его рас­смотрении во втором чтении. Если в результате обсуждения палата голосует за проект, процедура законотворчества продолжается, проект направляется на доработку с учетом поправок, внесенных в него депутатами.

Комитеты и комиссии снова рассматривают проект, составляет­ся таблица поправок, внесенных депутатами в проект при его вто­ром чтении, проводится дополнительная правовая экспертиза про­екта: правовая оценка предлагаемого проектом правового регулиро­вания, выявление противоречий по смыслу текста, фиксирование редакционных погрешностей и окончательная его доработка с уче­том заключения правовой экспертизы (продолжение процедуры).

Н а п р и м е р, в соответствии с ч. I ст. 114 Регламента Госу­дарственной Думы принятый во втором чтении законопроект направ-
ляется в ответственный комитет для устранения с участием правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и ре­дакционной правки ввиду изменения текста при втором чтении.

В дальнейшем палата парламента рассматривает проект в треть­ем чтении (количество чтений может быть в парламентах разных стран различным). В ходе третьего чтения депутаты оценивают за­конопроект в целом с учетом внесенных в него поправок. Особое внимание обращается на редакцию текста проекта.

Решение депутатов о необходимости окончательного голосова­ния законопроекта означает завершение данной стадии законотвор­ческого процесса.

Вынесение законопроекта на окончательное голосование палаты парламента является нача­лом процедуры данной стадии законотворче­

Отклонение проекта или принятие закона

ского процесса.

Аналогичную процедуру проходит в верхней палате проект, при­нятый в качестве закоші нижней палатой. Отличие заключается в новом статусе проекта. Поскольку он принят нижней палатой в ка­честве закона, верхняя палата не может вносить в него поправки без согласия нижней палаты. Это означает, что при рассмотрении проекта верхняя палата одобряет или не одобряет его.

Одобрение проекта верхней палатой парламента становится фак­том, свидетельствующим о принятии закона.

При неодобрении проекта верхней палатой он возвращается в нижнюю палату. В этом случае палаты парламента должны найти компромиссное решение. Если такое решение невозможно, законо­проект «застревает» в парламенте (такова, например, процедура про­хождения биллей (законопроектов) в Конгрессе США).

Согласно ч. 4 и 5 ст. 105 Конституции РФ в случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать со­гласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается при­нятым. если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Введение в действие принятого законо­дательного акта

Принятый парламентом законодательный акт подлежит введению в действие. Другими слова­ми, данный акт должен получить юридическую силу. По общему правилу принятый парламен­том законодательный акт получает юридическую силу в результате:

Его подписания главой исполнительной власти в республике (председателем правительства, президентом);

Обнародования - промульгации {лат. promulgatio - публичное объявление);

Истечения определенного срока после обнародования акта. Таким образом, юридически законодательный акт становится та­

ковым только после обретения им юридической силы.

В Конституции США так и сказано:

Каждый бн.і.іь, при юн ы й Палатой представителей и Сенатом, прежде чем стать законом, представляется Президенту Соединенных Штатов Америки.

(По Конституции США билль становится законом со дня его под­писания Президентом США.)

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 105) федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Феде­рации. Таким образом, буквальное толкование положений данной статьи Конституции РФ приводит к выводу, что в Российской Фе­дерации проект становится федеральным законом после его приня­тия Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Это закреплено и в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», во второй статье которого устанавливается, что датой принятия федерального закона считается день его принятия Госу­дарственной Думой в окончательной редакции.

На самом деле очевидно, что если закон нс имеет юридическом силы, он продолжает оставаться проектом акта, но не самим актом. Только вступление в силу акта свидетельствует о том, что проект стал законом. Для удобства, однако, обычно употребляется формула «вве­дение в действие (или вступление в силу) принятого акта».

В Российской Федерации вступление в силу закона связано не с его подписанием соответствующим должностным лицом, а с опуб­ликованием в изданиях периодической печати.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ (часть первая и вто­рая) принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (между прочим, из этой статьи Конституции РФ уже следует, что в Российской Фе-
дсраиии проекты законодательных актов становятся федеральными законами после их принятия обеими палатами Федерального Соб­рания РФ, иначе можно подумать, что федеральный закон направ­ляется Президенту РФ для подписания и обнародования непосред­ственно из Государственной Думы); Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Согласно положениям вышеупомянутого Федерального закона:

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней по­сле дня их подписания Президентом РФ (ст. 3);

Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опуб­ликования. если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6).

Таким образом, принятие закона парламентом свидетельствует о начале следующей стадии законотворческого процесса, которую мы назвали введением в действие законодательного акта, поскольку акт вступает в силу не сам по себе, а в результате ряда организацион­ных мер со стороны главы исполнительной власти в республике.

Направление акта главе исполнительной власти для подпи­сания и обнародования, подписание и обнародование (опубли­кование) акта главой исполнительной власти являются продол­жением процедуры данной стадии законотворческого процесса.

Окончание этой процедуры зависит уже от самого вступающего в силу акта. Если в законе ничего нс сказано о сроках его вступле­ния в силу, то действует общее правило, установленное в конститу­ции или законах данного государства (например, день подписания акта президентом или определенный день после дня опубликования акта). Если в законе установлен порядок его вступления в силу, действует данный порядок (например, в законе может быть указа­но, что он вступает в силу со дня опубликования или с I января будущего года и т.д.).

Вступление в силу закона завершает законотворческий процесс, так как этим официально реализуются стоящие перед законотвор­чеством задачи.

Следует также учитывать, что в республике и конституционной монархии в соответствии с принципом разделения властей глава ис-

полнитслыюй власти (глава государства) обычно наделяется правом вето по отношению к законам, принятым парламентом. Такая про­цедура обеспечивает участие в законотворческом процессе главы исполнительной власти (главы государства) не только в рамках за­конодательной инициативы, но и на сталии вступления в силу за­конодательного акта, чем обеспечивается введение в действие за­конов, отвечающих насущным потребностям государственной вла­сти. Парламент может преодолеть вето (пат. veto - запрещаю). Для этого каждая палата должна снова проголосовать за откло­ненный главой исполнительной власти (ілавой государства) закон (законопроект), но теперь уже квалифицированным большинством голосов (обычно для принятия закона требуется 50% голосов депута­тов плюс один голос; квалифицированное большинство голосов - две трети, четыре пятых И Т.Л.).

Конституция РФ, характеризуя РФ как законодательный орган государства, тем самым раскрывает главнее назначение российского парламента, его основную функцию - законотворчество.

Но законотворчество в широком смысле слова включает в себя не только непосредственные действия Федерального Собрания по созданию законов, но и те действия государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, которые предваряют законодательный процесс: рождение идеи о необходимости того или иного закона, научная разработка этой идеи, подготовка предложений или проекта закона, его обоснование, экспертная оценка, обсуждение широкой общественностью или в кругу специалистов и т.п.

Таким образом, круг лиц, которые могут быть причастны к законотворчеству, достаточно широк и ничем не ограничен. И все же главное место в этом кругу принадлежит Федеральному Собранию как органу, который только один наделен Конституцией РФ принимать законы.

Что же касается законодательного процесса в узком смысле слова , то он строго регламентирован как по кругу лиц, участвующих в нем, так и по формам и стадиям деятельности.

В основе законодательной деятельности лежат принципы:

    • законности;
    • научной обоснованности нормативно-правовых актов;
    • демократизма;
    • системности.

Законодательный процесс – это совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

При этом следует иметь в виду, что наряду с основными стадиями могут быть и факультативные.

Стадии законодательного процесса

Основные стадии законодательного процесса:

    1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
    2. рассмотрение законов, принятых Государственной Думой;
    3. подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Факультативные (необязательные) стадии законодательного процесса:

    • повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Осуществление права законодательной инициативы

Первой стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы.

Ч. 1 ст. 104 Конституции РФ: "Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения".

Праву законодательной инициативы корреспондирует обязанность Государственной Думы рассмотреть поступивший законопроект по существу. Она вовсе не обязана принять предлагаемый законопроект, но она должна его рассмотреть.

В Регламенте Государственной Думы прямо записано: "Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

  1. проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее - законопроект);
  2. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР;
  3. поправок к законопроектам.

При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом - должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу без заключения Правительства РФ, могут направляться Советом Государственной Думы вместе с финансово-экономическим обоснованием на заключение в Правительство РФ, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного комитета устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой.

Для работы над законопроектом комитет может создать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы - членов данного комитета.

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом.

Под чтением понимается одна из стадий рассмотрения законопроекта в Государственной Думе.

Ст. 118 Регламента Государственной Думы устанавливает, что при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

  1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон.

После окончания обсуждения законопроекта на голосование ставится предложение о принятии законопроекта в первом чтении. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представленияпоправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ - менее 30 дней. В случае, если у депутатов имеются предложения об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, срок подачи поправок устанавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Если имеются возражающие против этого предложения, председательствующий предоставляет каждому из них до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии закона.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить субъекты права законодательной инициативы. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Депутатам Государственной Думы, внесшим законопроект или поправки к нему, ответственный комитет обеспечивает возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственнымкомитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов законов.

Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы:

    1. проект постановления Государственной Думы по законопроекту;
    2. таблицы поправок, рекомендуемых к принятию и к отклонению;
    3. таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений;
    4. текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении);
    5. заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект.

Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой, о направлении законопроекта Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета.

Если у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеется возражений субъектов права законодательной инициативы,а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения. Автор поправки, представитель ответственного комитета, а также депутат Государственной Думы или представитель иного субъекта права законодательной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции в выступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосование ставится вопрос о принятии соответствующей поправки.

По окончании голосования по поправкам председательствующий ставитна голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это решение направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект. Решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Решение о принятии поправок к проекту федерального конституционного закона принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения и дополнения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту РФ в Совет Федерации, Правительство РФ, депутатам Государственной Думы.

При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Закон РФ о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренные Государственной Думой законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой

Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации обязан запросить заключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствие заключений Правительства РФ может служить основанием для отклонения указанных федеральных законов.

Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона.

Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    1. федерального бюджета;
    2. федеральных налогов и сборов;
    3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
    4. ратификации и денонсации международных договоров РФ;
    5. статуса и защиты государственной границы РФ;
    6. войны и мира.

Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение.

Заключение по рассматриваемому федеральному закону принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета Совета Федерации.

В заключении комитета (комитетов) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется одно из следующих решений:

    1. одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты;
    2. рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.

По федеральным законам, которые в соответствии со статьей 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих решений:

    1. рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
    2. рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включение в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручениюзаместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:

    1. одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
    2. отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока. Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневногосрока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.

Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и не рассмотренный палатой в установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ и ст. 104 Регламента четырнадцатидневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления федерального закона из ГосударственнойДумы направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации

Преодоление разногласий, возникших при отклонении федеральных законов Советом Федерации, - это не самостоятельная стадия законодательного процесса, а способ устранения возникших противоречий между двумя палатами.

В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета. По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:

    1. создать комиссию для преодоления возникших разногласий;
    2. принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;
    3. снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки Государственной Думой не рассматриваются.

Государственная Дума принимает решение по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного. Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.

В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый в указанном порядке федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение пяти дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении данного федерального закона Президенту РФ.

Если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии либо в ранее принятой редакции при голосовании не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый федеральный закон считается непринятым.

Подписание и обнародование закона Президентом РФ

В ст. 107 Конституции РФ записано:

«1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

2. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию».

Эта заключительная стадия законодательного процесса известна в ряде стран как промульгация. Она состоит в том, что принятый палатами парламента закон подписывается главой государства, после чего публикуется. Опубликование закона, в свою очередь, является необходимым условием его вступления в силу. Промульгация закона предусмотрена большинством действующих в мире конституций. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом иподлежит опубликованию, а по вступлении в силу - исполнению.

Конституция РФ термина "промульгация" не использует. Она говорит о подписании и обнародовании Президентом принятого закона. Эта стадия законодательного процесса существует для федеральных законов (ст. 107) и федеральных конституционных законов (ст. 108).

Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания". В соответствии с этим Законом на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Отклонение федерального закона Президентом РФ в литературе называют президентским вето. В российском законодательстве термин "вето" не используется, но на практике он широко распространен.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.

Но в бытность Президентом России Б.Н. Ельцина имели место случаи, когда Президент возвращал принятый обеими палатами закон без рассмотрения, что означало отказ главы государства вообще рассматривать закон, принятый, по его мнению, с нарушением установленных Конституцией, федеральным законодательством и регламентами палат процедур принятия федеральных конституционных и федеральных законов. Президент и не подписывает закон, и не отклоняет его. Формально Президент считает, что такой закон не принят парламентом, и отказывается его рассматривать, пока надлежащим образом не будут соблюдены конституционные процедуры. Конституционный Суд признал подобный механизм возвращения законов без подписания обоснованным.

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ

Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ

В регламентах Государственной Думы и Совета Федерации имеются специальные главы, посвященные рассмотрению федеральных законов, отклоненных Президентом РФ. Согласно ст. 133 Регламента Государственной Думы, если Президент в течение 14 дней со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон. При этом он передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который изучает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой. Затем ответственный комитет вносит проект постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать последней один из следующих вариантов решения:

    1. принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;
    2. согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
    3. принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;
    4. создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФи при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
    5. одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента РФ. Затем излагается заключение ответственного комитета и принимается одно из постановлений, указанных выше.

Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта.

Если палата принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, то на голосование ставится каждое предложение (поправка) Президента РФ. Перед каждым голосованием слово предоставляется полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе либо иному официальному представителю Президента РФ, а затем представителю ответственного комитета. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если предложения Президента РФ не сформулированы в виде конкретных поправок, то Государственная Дума может большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы отложить принятие федерального закона с учетом предложений Президента РФ и обратиться к Президенту РФ с предложением представить тексты поправок к данному федеральному закону.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона в ранее принятой редакции он считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации (это не только определено в ч. 1 ст. 128 Регламента Совета Федерации, но и следует из ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Если за одобрение проголосовало менее двух третей, федеральный закон считается отклоненным палатой. Решение Совета Федерации оформляется его постановлением.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одобрении федерального закона в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования. Постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона вместе с федеральным законом в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу.

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

Стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

  1. законодательная инициатива;
  2. процесс обсуждения нового законопроекта;
  3. принятие нового закона;
  4. его обнародование.

Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».

Лучшие статьи по теме