Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Медицинское
  • По методу регулирования. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Правовое регулирование РФ

По методу регулирования. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Правовое регулирование РФ

Выделяются три основных способа воздействия на поведе­ние субъектов :

императивный - строго обязательное предпи­сание;

автономный (диспозитивный) - возможность для вы­бора или свободного волеизъявления;

В соответствии с ними выделяют:

1. Императивные нормы - категорические, строго обяза­тельные, не допускающие отступлений и иной трактовки пред­писания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета...» {статья 124 Конституции РФ).

2. Диспозитивные нормы либо позволяет выбрать из пред­ложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегули­ровать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях и лишь на случай, если они не сделают этого, пред­писывается определенный вариант поведения.

Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Наприме р: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю перехо­дит право собственности на ту часть земельного участка, кото­рая занята зданием (сооружением) и необходима для его ис­пользования».

3. Рекомендательные нормы устанавливают варианты наи­более желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Например, Указ Президента РФ от 21.03.1996 № 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обес­печению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 02.04.1997, 16.10.2000) п. 4.5.1.В случае неисполне­ния предписаний Центрального банка РФ,... Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) бан­ка требования о проведении мероприятий по финансовому оз­доровлению банка либо о реорганизации банка и решать воп­рос о замене его руководителей.

4. Поощрительные нормы - это предписания о предос­тавлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в дости­жении результатов, превосходящих обычные требования.

В поощрительных нормах может содержаться и правомо­чие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и связыва­ние (обязанности администрации поощрить выплатить подоб­ное вознаграждение).

VIII. По степени регламентации поведения.

1. Абсолютно определенные и относительно определен­ные нормы .

Если норма формулирует правило, условия его действия с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то она абсолют­но определенная .

Например , п. 1 ст. 4 Патентного закона: «Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, име­ет изобретательский уровень и промышленно применимо».

2. Относительно определенные нормы допускают возмож­ность вариантов поведения с учетом конкретных обстоятельств. Эти нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотре­ния адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - пре­доставляют возможность выбора из обозначенных в норматив­ном акте вариантов.

Например, п. 4 ст. 13. Патентного закона: «В интересах нацио­нальной безопасности (в случае если сложится ситуация зат­рагивающая интересы национальной безопасности) Правитель­ство РФ имеет право разрешить использование объекта промыш­ленной собственности без согласия патентообладателя с вып­латой ему соразмерной компенсации» и «В случае если Государственная Дума в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объяв­ляет об отставке Правительства либо распускает Государствен­ную Думу» (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

IX. По времени действия выделяют постоянные нормы и временные .

Большинство правовых норм относятся к постоянным нор­мам, что видно из признаков правовой нормы. Однако достаточно часто в переходных положениях нор­мативно правовых актов используются и временные нормы.

Например , Совет Федерации первого созыва и Государствен­ная Дума первого созыва избираются сроком на два года (пункт 7 Раздела второго - Заключительные и переходные положения Конституции РФ).

Кроме того, оперативные нормы выполняют кратковремен­ную задачу: вводят новые и исключают устаревшие нормы.

Нормы права классифицируются по различным критериям.

По роли и месту в правовой системе (по социальному назначению):

Учредительные нормы – выполняют функцию норм – принципов. Данные нормы закрепляют:

1) основы общественно – политического;

2) права и свободы граждан;

3) основы политической системы;

4) основы правовой системы.

Примером указанных норм, являются конституционные нормы.

Регулятивные нормы – выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

1) управомочивающие – предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

2) обязывающие – вынуждают к определенным действиям;

3) запрещающие – устанавливают запрет на совершение, или не совершение тех или иных действий.

Охранительные нормы – выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действия с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Пример – норы уголовного кодекса, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль норм – гарантий, которые способствуют исполнению других норм, т.е. гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ, РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).

Дефинитивные нормы – выполняют функцию норм – определений и объясняют содержание тех или иных понятий.

Коллизионные нормы являются нормами – арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы – выполняют роль норм – инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

По предмету правового регулирования выделяются нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных.

По методу правового регулирования правовые нормы могут быть:

1) императивными – применяются при отношениях, власти и подчинении, носят строгий обязательный характер;

2) диспозитивными – применяются при регулировании отношений, равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

По субъектам правотворчества выделяются:

Нормы, исходящие от государства, т.е. изданные государственными органами – к ним относятся большинство правовых норм;

Нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

По сфере действия правовые нормы могут быть:

Нормами общего действия – действуют на территории всей страны в отношении всех граждан – нормы Конституции;

Нормами ограниченного действия – действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой – либо ограниченной территории – нормы законов, акты субъектов РФ;

Локальными нормами – распространяют свое действие только на членов отдельных государственных либо негосударственных структур – работники предприятий, организаций.

По времени действия выделяются:

Постоянные нормы – действуют неограниченный период до тех пор, пока нормативно – правовой акт не будет отменен, либо изменен;

Временные нормы – действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени.

По кругу лиц различаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан. Например: нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих.

По функциональной роли правовые нормы могут быть:

Общими – присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов в соответствующей отрасли права;

Специальные – охватывают часть институтов соответствующей отрасли права, и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы.

По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обуславливает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким образом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если трудовые отношения по истечении срока трудового договора фактически продолжаются и ни одна сторона не потребовала их прекращения, то действие договора продолжается на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания об орденах, медалях, премиях и др.).

Рекомендательные кормы адресуются, главным образом, колхозам и государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ждет двоякая судьба: многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут отменены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предоставив им полную хозяйственную и организационную самостоятельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.


Методы правового регулирования определяются предметом правового регулирования, т.е. многообразием соответствующих общественных отношений. Отношения в первой группе – это отношения между собственниками. Такие отношения не могут строится на основе властеподчинения. Отношения во второй и третьей группах – это отношения между властвующими и подвластными.
В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.
Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинения. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначный характер. Последствия его нарушения (санкция) наступает независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).
Метод децентрализованного регулирования основывается на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируется таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения. (Например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод используется для регулирования частно-правовых отношений.
Способы и типы правового регулирования. Способы правового регулирования определяются характером сформулированного в норме правила поведения. Любое правовое правило имеет предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что оно и предоставляет субъективные права и возлагает субъективные обязанности (активные и пассивные). В зависимости от того, что в правовой норме выступает на первый план – право или обязанность - выделяют три основных способа правового регулирования: управомочивание, обязывание и запрет.
Управомочивание выражается в предоставлении субъекту определенных правомочий (субъективных прав).
Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия (активная обязанность).
Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность).
Типы правового регулирования. В теории права выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и общезапретительный (разрешительный).
Общедозволительный тип выражается в формуле: разрешено все, что не запрещено (законодательством). Регулирование по этому типу предусматривает установление только тех запретов, без которых общество не может нормально существовать. Все, что не попадает под законодательный запрет, считается юридически разрешенным (дозволенным). Такой тип регулирования доминирует в гражданском обществе, в сфере частноправовых отношений.
Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершать только такие действия, которые прямо предписаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функционировать органы государства, дабы не выходить за пределы своей компетенции.
Стадии правового регулирования.
Правовое регулирование начинается со стадии нормотворчества. Создание нормативной основы права – его первая стадия. Созданием правовых норм права могут заниматься различные субъекты – индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры). Легитимным приоритетом в этом процессе обладает государство. Государство создает правовые нормы, которые имеют в потенции все возможности для получения приоритета правового действия. Нормы права определяют правовые возможности своих адресатов: очерчивают круг их прав и обязанностей, устанавливают правовой статус субъектов.
На второй стадии правового регулирования имеет место правовое воздействие норм на членов общества. Такое воздействие, как было отмечено выше, имеет информационный и ценностный характер. Необходимым условием для этого является доведение до сведения всех адресатов содержания правовых норм. В современных государствах это осуществляется путем опубликования тех нормативно правовых актов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения.
Как заметил известный западный социолог Н. Луман, «ценности суть «слепые пятна», которые вооружают способностью к наблюдению и действованию». Но ценности скрыты в коммуникации. «…Самый заметный признак ценностей состоит в том, что коммуницируются они незаметно. Они предполагаются, допускаются в форме намеков и импликаций». Это означает, что правовые ценности оказывают свое воздействие на субъекта путем установления правовой коммуникации, одним из выражений которой является правовое отношение.
Именно на второй стадии правового регулирования устанавливаются так называемые общие правовые отношения, которые вытекают непосредственно из закона (в широком смысле слова) и содержанием которых являются правовые возможности (субъективные права) и правовые обязанности. Правовые действия на этой стадии носят чаще всего пассивный характер (право рассчитывать на определенное поведение и требовать соответствующего поведения – исполнение пассивной обязанности не совершать определенных действий). Таково, например, право на жизнь, или право на собственность. Но если право на жизнь на этой стадии полностью реализуется, то право на собственность реализуется лишь как наличная правоспособность (право на право быть собственником).
Реализация норм права – это осуществление тех правил поведения, которые сформулированы в правовых нормах. В зависимости от того, как сформулировано правовое правило, выделяют такие формы (способы) реализации норм права как использование, исполнение и соблюдение норм права. Использование норм права представляет собой осуществление наличных субъективных прав;
исполнение нормы права – осуществление возложенной на субъекта обязанности;
соблюдение нормы права – соблюдение установленных правовой нормой запретов.
Особой формой реализации права является применение права. (См. лекцию «Применение права»).
На третьей стадии правового регулирования правовые отношения переходят в активную форму. При наличии соответствующих юридических фактов, субъекты правоотношений используют свои права, исполняют активные обязанности, своими действиями порождают новые права и обязанности. (Например, правоспособный субъект покупает недвижимость и после ее регистрации приобретает на нее право собственности). На этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия для их реализации через правоприменительную деятельность государства.
Механизм правового регулирования (механизм действия права). Под механизмом правового регулирования понимают систему правовых средств, при помощи которых реализуются правовые цели. Если действие права есть его системное функционирование, то оно осуществляется при помощи специального механизма, который и называется механизмом действия права или механизмом правового регулирования. Как верно подметил В.С. Нерсесянц, «основная регулятивная функция механизма действия права и юридико-логический смысл действия права в целом состоят в том, чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т.е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную «казусную» норму, т.е. в конкретное правило для конкретного случая».
Механизм права (механизм действия права, механизм правового регулирования) состоит из следующих элементов: правовых норм, правовых (юридических) фактов, правоотношений, индивидуальных актов реализации прав и обязанностей, актов толкования права, правоприменительных актов.
Несколько упрощенная схема действия механизма права заключается в следующем: социально признанные правовые нормы устанавливают общие правовые отношения, которые затем, при возникновении определенных правовых (юридических) фактов, трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных актов реализации прав и обязанностей субъектами. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность. Действия механизма права опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и осуществляется в режиме законности. Результатом действия права является общественный правопорядок.

М.Ю. ОСИПОВ, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации Рассматриваются методы правотворчества и правового регулирования, а также критерии их соотношения; анализируются точки зрения ученых на проблему определения методов правового регулирования.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 340.113.1:342.52

Страницы в журнале: 18-21

М.Ю. ОСИПОВ,

кандидат юридических наук, научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации

Рассматриваются методы правотворчества и правового регулирования, а также критерии их соотношения; анализируются точки зрения ученых на проблему определения методов правового регулирования.

Ключевые слова: методы правотворчества, методы правового регулирования, критерии соотношения, теория права.

The methods and ways of create of law and methods and ways of legal regulation: notion and its correlation

In article methods of lawmaking and legal regulation, and also criteria of their parity are analyzed; the points of view of scientists on a problem of definition of methods of legal regulation are analyzed.

Keywords: methods of create of law, methods and ways of legal regulation, ratio criteria, theory of law.

В юридической литературе вопрос соотношения методов правотворчества и правового регулирования вообще не рассматривался, равно как и не получила надлежащего освещения проблема методов правотворчества.

Что касается методов правового регулирования, то данный вопрос в юридической литературе освещен более подробно. Существуют различные точки зрения относительно понимания метода правового регулирования. Так, метод правового регулирования, по мнению исследователей, - это:

- «способ воздействия социальных управленческих систем на внешнюю и внутреннюю среду, представляющую собой обусловленную единым предметом правового регулирования систему, складывающуюся из трех первоначальных способов воздействия - предписания, дозволения и запрета» (В.Д. Сорокин);

Средство влияния государства посредством институтов права на определенные виды волевых общественных отношений (Б.В. Шейдлин);

- «способ воздействия государства на те или иные общественные отношения» (И.В. Павлов);

Своеобразное средство давления на общественные отношения с целью их урегулирования, которые выражаются в установлении при помощи норм права определенного возможного и должного состояния воли субъектов в их взаимоотношениях, а также определенных и желательных результатов их поведения (В.М. Горшенев);

Система приемов правового воздействия, закрепленная в нормах права, на основе которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений (С.А. Теряевский);

- «обусловленная прежде всего регулируемыми общественными отношениями совокупность специфических юридических черт отрасли права, в которых в концентрированном виде выражаются соответствующие его содержанию и социальному назначению способы и средства регулирования определенного рода общественных отношений» (М.И. Байтин и Д.Е. Петров);

- «объективно вытекающий из природы, качественной определенности и социальной предназначенности (функции) права способ его воздействия на регулируемую систему отношений, способ связи права с внешней средой» (Л.Б. Тиунова);

Юридические способы влияния на поведение людей (А.Б. Пешков);

Система приемов, позволяющих сформировать базовые, исходные, первичные модели правового регулирования общественных отношений(И.В. Рукавишникова).

Все указанные дефиниции обладают как положительными, так и отрицательными признаками. Метод правового регулирования, с точки зрения В.М. Горшенева, призван установить возможное и должное поведение участников общественных отношений, однако данное определение жестко связывает метод правового регулирования с деятельностью государства, и воздействие на волю участников общественных отношений предполагает использование преимущественно психологических методов, таких как убеждение и принуждение. Кроме того, данная дефиниция фактически отождествляет метод правового регулирования и метод информационного и ценностно-мотивационного действия права. Указанными недостатками обладает, по нашему мнению, и определение Б.В. Шейдлина.

Согласно подходу С.А. Теряевского, в состав метода правового регулирования входят средства правового воздействия. Во-первых, возникает вопрос: включаются ли в состав метода правового регулирования такие средства, как субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, правоотношения, правовая информация, правовые ценности и т. д.? Во-вторых, данное определение не учитывает того факта, что способы правового регулирования могут быть закреплены не только в нормах права, но и в соглашениях сторон. В-третьих, данная дефиниция фактически смешивает разные категории, отождествляя способы, средства и принципы правового регулирования.

Недостаток подхода М.И. Байтина и Д.Е. Петрова, с нашей точки зрения, состоит в том, что метод правового регулирования связывается в предложенном исследователями определении прежде всего с совокупностью черт той или иной отрасли права, тогда как своеобразие каждой отрасли права обусловливается не только методом правового регулирования, но и особыми механизмами, характерными для определенной отрасли права, специальными принципами правового регулирования, особенностями функций правового регулирования и т. д. Верно, что своеобразие метода правового регулирования оказывает влияние на становление специфических признаков той или иной отрасли (института) права, но сводить метод правового регулирования к совокупности юридических черт отрасли права означает отождествлять результат использования метода правового регулирования с самим методом правового регулирования.

Достоинство определения Л.Б. Тиуновой, на наш взгляд, состоит в том, что в нем подчеркивается связь метода правового регулирования с природой и социальным предназначением права. Недостаток - данная дефиниция не позволяет разграничить методы правового регулирования и информационного и ценностно-мотивационного действия права.

Слабая сторона определения И.В. Рукавишниковой: метод правового регулирования, по сути дела, отождествляется с методом познания правового регулирования общественных отношений, ведь моделирование есть прием познания правовой действительности.

На наш взгляд, недостаток дефиниции А.Б. Пешкова состоит в том, что метод правового регулирования связывается с воздействием на поведение людей, тогда как в действительности метод правового регулирования влияет не на поведение людей, а главным образом на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Пробелом определения И.В. Павлова является то, что неясно, на какие общественные отношения и каким образом воздействует государство, каков результат влияния государства на общественные отношения?

По нашему мнению, метод правового регулирования - система способов воздействия на объект и предмет правового регулирования, позволяющих придать общественным отношениям, входящим в предмет правового регулирования, юридическую форму и установить определенный правовой режим. В чем достоинство такого понимания метода правового регулирования? Во-первых, в отсутствии жесткой связи между деятельностью государства и методом правового регулирования, что позволяет распространить данную категорию на обычное, религиозное и международно-правовое регулирование. Во-вторых, в непривязке метода правового регулирования к отраслям права, что допускает классификацию методов правового регулирования на общеправовой, межотраслевой, отраслевой, институциональный (метод правового регулирования общественных отношений на уровне института права) методы.

В-третьих, в возможности использования категории «метод правового регулирования» не только при анализе правового регулирования общественных отношений, но и при исследовании правового регулирования деятельности субъекта права, поскольку при помощи метода правового регулирования устанавливается определенный правовой режим.

Какова структура метода правового регулирования? В юридической литературе нет однозначного ответа на данный вопрос. Так, Л.С. Явич отмечает, что метод правового регулирования раскрывает: а) порядок установления прав и обязанностей; б) степень определенности предоставленных прав и автономность действий их субъектов; в) взаимоположение субъектов правоотношения; г) наличие или отсутствие конкретной связи между субъективными правами и обязанностями; д) пути и средства обеспечения установленных субъективных прав.

М.И. Байтин и Д.Е. Петров в структуру метода правового регулирования включают отраслевые принципы правового регулирования, функции данной отрасли права, приемы формирования изменения и прекращения субъективных прав и обязанностей, средства защиты субъективных прав и обеспечения обязанностей; особенности правового положения субъектов права, реализации субъективных прав и обязанностей, применения ответственности в случае нарушения общих правовых предписаний. И.В. Рукавишникова считает: «Метод правового регулирования определяет особенности возникновения изменения или прекращения правовых отношений, влияет на выбор способов установления прав и обязанностей субъектов, степень свободы действий субъектов в рамках правоотношений, их правовое положение по отношению друг к другу, определяет специфику и взаимосвязь их субъективных прав и обязанностей, а также возможность использования тех или иных средств защиты субъективных прав участников правоотношения».

На наш взгляд, основными недостатками указанных подходов являются: а) достаточная размытость рассматриваемых элементов (например, непонятно, что понимается под характером правового положения участников регулируемых отношений); б) слабая связь между предметом и методом правового регулирования (особенность предмета практически никак не влияет на особенность метода правового регулирования); в) включение в число элементов метода правового регулирования функций и принципов правового регулирования.

По нашему мнению, для раскрытия особенностей структуры метода правового регулирования необходимо исходить из следующих положений: а) метод правового регулирования способствует достижению цели правового регулирования; б) в содержание метода правового регулирования входят способы правового регулирования; в) специфика метода правового регулирования обусловлена спецификой предмета правового регулирования.

Если исходить из вышеуказанных положений, то метод правового регулирования характеризуется следующими особенностями: а) спецификой правового статуса субъектов общественных отношений, регулируемых при помощи данного метода; б) особенностью правового режима объектов общественных отношений, регулируемых при помощи данного метода; в) самобытным характером и содержанием субъективных прав и обязанностей; г) спецификой оснований возникновения и прекращения правоотношений; д) особым видом норм, источников, в которых они выражены, а также пределов этих норм во времени, в пространстве и по кругу лиц; е) своеобразием способов и сроков реализации субъективных прав и обязанностей.

На наш взгляд, подобное структурирование метода правового регулирования позволяет объяснить многообразие отраслей и институтов права. В самом деле, субъектами гражданского права являются физические, юридические лица, государство, муниципальные образования. Субъектами же семейного права выступают супруги, родители (лица, их заменяющие) и дети. Субъектами трудового права являются работодатели, работники и их объединения. Объектом земельного права служит земля, тогда как объектами гражданского права могут быть вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, работы, услуги, информация, объекты интеллектуальной собственности, иные нематериальные блага. Если для гражданского права правомерным основанием возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей служат в основном сделки, то для семейного права - акты гражданского состояния, для административного права - односторонние акты органов управления, для налогового права - наличие у налогоплательщика объекта налогообложения, истечение определенных сроков, установленных нормами налогового права, их наступление и т. д.

Что же касается методов правотворчества, то, на наш взгляд, они представляют собой систему приемов и способов, направленных на достижение целей правотворчества, как в целом, так и задач каждой стадии правотворчества.

К числу методов правотворчества можно отнести методы, связанные с анализом современного состояния системы права, направленные на разработку концепции законопроекта (концептуальное проектирование) и на подготовку проектов нормативных правовых актов, методы внесения проектов нормативных правовых актов в правотворческий орган, обсуждения проектов в правотворческом органе и принятия законопроекта в правотворческом органе, подписания и утверждения проектов нормативных правовых актов, вступления в силу нормативных правовых актов.

К первой группе относятся методы анализа системы права. К числу этих методов может быть отнесен: формально-логический и системный подходы, а также использование алгоритма правового регулирования.

Ко второй группе могут быть отнесены методы, направленные на разработку концепции законопроекта. В их число входят методы концептуального проектирования, моделирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, CASE-технологий, SADT-проектирования, использование алгоритма правового регулирования.

К третьей группе относятся методы, направленные на подготовку проектов нормативных правовых актов: метод «юридическая техника: правотворческая техника», а также правовые, лингвистические, социологические методы.

Четвертая группа - методы внесения проектов нормативных правовых актов в правотворческий орган: пакетное представление проектов нормативных правовых актов либо по отдельности.

К пятой группе относятся методы обсуждения проекта нормативного правового акта: методы диалога, обратного отклика, обсуждения в рабочих группах, анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок, докладов, «защита проекта», «конференция и круглый стол» и ряд других приемов.

Шестую группу составляют методы принятия проекта нормативного правового акта. В соответствии с порядком принятия можно выделить методы принятия документа без обсуждения и после обсуждения. В зависимости от наличия чтений - принятие документа без чтений и по чтениям (от 3 до 4). В соответствии с необходимым числом голосов - принятие законопроекта большинством голосов и квалифицированным большинством голосов (2/3 и 3/4). В зависимости от способа голосования - открытое, тайное, поименное, с использованием электронной системы или без нее.

К седьмой группе относятся методы подписания и утверждения проектов законов и иных нормативных правовых актов. Это самая закрытая группа из всех методов, и о ней мало что известно.

К восьмой группе относятся методы вступления нормативных правовых актов в силу: вступление нормативного правового акта в силу с момента подписания, через определенный срок с момента подписания, с определенной даты, со дня вступления в силу другого законопроекта.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что правотворчество отличается от правового регулирования по своему методу. Если посредством метода правового регулирования общественным отношениям, входящим в его предмет, придается юридическая форма и устанавливается определенный правовой режим, то методы правотворчества в конечном итоге направлены на принятие, изменение или отмену норм права.

Библиография

1 Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс. - СПб., 2003. С. 102-115.

2 См.: Шейдлин Б.В. Сущность советского социалистического права. - Л., 1949. C. 117.

3 Павлов И.В. О системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. № 11. С. 7.

4 См.: Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования. - М., 1972. C. 80.

5 См.: Теряевский С.А. Понятие метода правового регулирования в отечественной юридической науке // Новая правовая мысль. 2005. № 4. С. 18.

6 Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 95.

7 Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. - СПб., 1991. С. 93-94.

8 См.: Пешков А.Б. О методе правового регулирования // Правоведение. 1971. № 2. С. 27.

9 См.: Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Там же. 2003. № 1. С. 221.

10 См.: Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 3 т. Т. 1: Элементарный состав. - М., 2002 С. 385.

11 См.: Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. - М., 1961. С. 89.

12 См.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Указ. раб. С. 92-93.

13 Рукавишникова И.В. Указ. раб. С. 222.

14 О включении в число элементов метода правового регулирования принципов и функций правового регулирования см.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Указ. раб. С. 92-93.

15 О том, что метод правового регулирования способствует достижению цели правового регулирования, см.: Хвалева М.А. Метод публичного права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Казань. 2007. С. 19.

16 О концептуальном проектировании см.: Кононенко А.А., Кучкаров З.А., Никаноров С.П. Технология концептуального проектирования. - М., 2004.

Поделитесь статьей с коллегами:

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре-делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре-гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре-делить границы и возможности регулирующего воздействия пра-ва на общественные отношения, в-четвертых, значительно усо-вершенствовать правотворческую и правоприменительную дея-тельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существен-ный признак, определяющий все остальные признаки классифи-цируемого явления. В настоящей главе предлагаются четыре ос-нования классификации юридических норм (хотя в правовой ли-тературе их значительно больше): функции в правовом регули-ровании общественных отношений, предмет правового регулиро-вания, метод правового регулирования, форма выражения пред-писания.

1. По функциям в механизме правового регулирования выде-ляются: исходные правовые нормы, нормы — правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы за-нимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные на-чала, основы правового регулирования общественных отноше-ний. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направле-ния, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не ис-ключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обо-сновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законо-дательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законо-дательного положения, либо усилить авторитетность принимае-мого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по свое-му характеру, содержанию и целевому назначению. В их соста-ве можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-нача-ла это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и госу-дарственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают разви-тие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.


Нормы-принципы зако-нодательные предписания, выражающие и закрепляющие прин-ципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значитель-нее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законода-тельном предписании, становится нормой-принципом.

Определителъно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляю-щие целевые установки законодателя. Примером таких норм слу-жат предписания Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ст. 1): «Судебная власть в Российской Федерации осуществля-ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на-родных и арбитражных заседателей»; ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации» от б февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего-рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ-ления в уголовном законе, административного проступка — в ад-министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы-полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова-ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель-ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Именно поэтому российское за-конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ-ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь-зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира-тельный блок» и др.

Нормы — правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, обще-ственных отношений. Они указывают на взаимные права и обя-занности субъектов, условия реализации этих прав и обязаннос-тей, виды и меру реакции государства по отношению к право-нарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем ха-рактере, соответственно которому она устанавливает для участ-ников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гаран-тируемые государством взаимные субъективные права и юриди-ческие обязанности. В результате такого целенаправленного ре-гулятивного воздействия нормы — правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами дан-ного правоотношения.

В нормах — правилах поведения получают логическое разви-тие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы — правила поведения основательно изучены в юриди-ческой науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы — правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы — правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранитель-ные. Не возражая в принципе против такого деления, подчер-кивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, услов-ность данной классификации, ибо охрана — один из способов ре-гулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы.

Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы это пред-писания, охватывающие своим действием, как правило, все пра-вовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы груп-пируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы — это предписания, кото-рые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых обще-ственных отношений, с учетом присущих им особенностей.

Спе-циальные нормы детализируют общие предписания, корректиру-ют временные и пространственные условия их реализации, спо-собы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей сово-купности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в граждан-ском праве; нормы, предусматривающие ответственность за ху-лиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уго-ловном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловлива-ют особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют от-расль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и про-цессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организаци-онные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно-шению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и проис-ходит, то на определенном этапе развития системы права. Про-цессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную право-вую совокупность, создают определенный раздел соответствую-щей отрасли права.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

1) властно-побудительный (императивный), направленный на обес-печение предписанного государством, строго обязательного пове-дения субъектов;

2) автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощри-тельный, стимулирующий желательное для государства и обще-ства правомерное и социально активное поведение;

4) рекоменда-тельный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения го-сударства вариант поведения. В соответствии с ними и классифи-цируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы категорические, строго обязатель-ные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, отно-сящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диапозитивные нормы, предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за-конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделя-ются участники отношений, регулируемых диспозитивной нор-мой, заключается в том, что сторонам предоставляется возмож-ность самим договориться о своих взаимных правах и обязаннос-тях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловли-вает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: «Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким об-разом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фак-тически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их пре-кращения, то действие договора (контракта) считается продол-женным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специ-фический метод правового регулирования данной отрасли бази-руется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полез-ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводитель-ный труд людей, их творческую и социальную активность (нор-мативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, ак-ционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба:

многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут от-менены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предо-ставив им полную хозяйственную и организационную самостоя-тельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предо-ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «впра-ве», «имеет право», «может». Например: осужденные имеют пра-во на получение информации о своих правах и обязанностях;

имеют право на вежливое обращение со стороны персонала уч-реждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо-ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения оп-ределенных положительных действий. Для этих норм характер-ны слова «обязан», «должен». К примеру: «Государственная лес-ная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обя-зана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного ко-декса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых пред-отвратить возможное нежелательное для личности и общества по-ведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровожда-ется словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Брачный договор не может огра-ничивать правоспособность или дееспособность супругов...» (ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ);

«Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституци-онного Суда Российской Федерации не допускается» (ст. 29 Фе-дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.) и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени под-ходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

Лучшие статьи по теме