Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ФСС
  • Что относится к муниципальной собственности пример. Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся? Структура муниципальной собственности

Что относится к муниципальной собственности пример. Что такое муниципальная собственность на землю и какие участки к ней относятся? Структура муниципальной собственности

В ее состав входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества. Муниципальным образованием, в свою очередь, является определенная территория (область, город или поселок и т. п.), которая находится под руководством муниципальной власти, а также контролируется органами самоуправления на местах.

Следует отметить, что согласно ГК РФ, муниципальная не отождествляется разновидностью государственной собственности, а является самостоятельным подтипом публичной собственности. Так что не следует сопоставлять муниципальную собственность с государственной. Теперь перейдем к более детальному рассмотрению структуры муниципальной собственности и определим из чего она состоит.

Структура муниципальной собственности

В целом, данный вид собственности состоит из объектов имущества определенного территориального образования, играющих главную роль в его жизнеобеспечении, сохранении культурного наследия и традиций, а также служащих для удовлетворения потребностей его жителей. Так, к числу объектов муниципальной собственности можно отнести местные бюджетные средства, муниципальные здания и учреждения, бюджетные или внебюджетные фонды и многое другое. В целом, все ее объекты можно разделить на 2 основные группы. В первую входят объекты муниципального имущества, переданные местным органам самоуправления во владение и пользование, а также зафиксированные за муниципальными предприятиями и учреждениями. Вторая же состоит из казны муниципального образования, которая находится в непосредственном его ведении и в тоже время не числится закрепленной за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Первая группа выполняет, в основном, социально-общественные и производственные задачи, связанные с такими сферами деятельности, как образование, культура, медицина и т. п. Составная часть этой группы содержит муниципальные предприятия унитарного типа, а также прочие местные предприятия и учреждения. Это могут быть библиотеки, театры, школы, больницы и т. д.

На вторую группу, в свою очередь, возлагаются задачи касательно удовлетворения потребностей общества, которое находится и проживает на данной территории, а также обеспечение финансирования деятельности органов самоуправления на местах. К данной группе относятся деньги местного бюджета, конкретно имущество органов самоуправления на местах, муниципальные земли и т. п. Муниципальная казна складывается из средств местного бюджета, а также с помощью незакрепленных муниципальных объектов.

Таким образом, муниципальная собственность — одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти.

  • § 8. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 9. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 2. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 3. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 4. Организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 5. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 6. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы
  • Глава 7. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальные закупки: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 8.
  • § 2. Президент России выступил
  • На обучающем семинаре-совещании для мэров российских городов,
  • Проходящем под эгидой Администрации Президента
  • (Москва, Кремль, 23 октября 2013 г.)1
  • § 3. Президент России провёл встречу с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований (Москва, Кремль, 8 ноября 2013 г.)1
  • § 4. "Круглый стол" по актуальным проблемам местного самоуправления в Законодательном Собрании Нижегородской области (н. Новгород, Кремль, 5 ноября 2013 г.)
  • Глава 9. Перспективы развития местного самоуправления в России (проект Основных направлений развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период)
  • § 1. Роль местного самоуправления в развитии государства и общества
  • § 2. Вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления
  • § 3. Вопросы оптимизации полномочий местного самоуправления и делегирования государственных полномочий
  • § 4. Вопросы финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 5. Вопросы стратегий и механизмов устойчивого и комплексного развития муниципальных образований
  • § 6. Вопросы инфраструктурного развития муниципальных образований
  • § 7. Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления
  • § 8. Вопросы развития местных сообществ, общественного контроля и гражданских инициатив на местном уровне
  • § 9. Вопросы развития и совершенствования муниципального контроля
  • Заключение
  • Над Федеральным законом № 131-фз
  • (По состоянию на 1 января 2014 г.)
  • Видах муниципальных образований в Российской Федерации
  • И сельского населения в Российской Федерации
  • На территории Российской Федерации
  • Постановление городской Думы города Нижнего Новгорода от 24 мая 2006 года № 41 «о Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» (извлечение)
  • В осуществлении местного самоуправления
  • Осуществления населением местного самоуправления
  • Структура администрации города Дзержинска Нижегородской области1
  • Лаврентьев Александр Рудольфович
  • 1 См.: Решение Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 31 января 2013 г. N 483 "Об утверждении Структуры Администрации города Дзержинска" (с изменениями и дополнениями)
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности

    Федеральный закон № 131-ФЗ выделяет несколько видов муниципальных имущественных объектов в зависимости от их целевого назначения. Это имущество, предназначенное:

    1) для решения вопросов местного значения;

    2) для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

    3) для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

    4) для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

    Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. № 131-ФЗ не разделяет по объектам муниципальное имущество между названными его категориями. Это означает, что любой муниципальный имущественный объект может использоваться по каждому из названных целевых назначений.

    Федеральный закон № 131-ФЗ делит объекты муниципальной собственности на две группы: 1) имущество, находящееся в собственности поселений; 2) имущество, находящееся в собственности муниципальных районов. Что касается городского округа, в его муниципальной собственности по Закону могут быть все виды имущества из обеих групп.

    Итак, в собственности поселений могут находиться :

    1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

    2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения;

    3) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;

    4) жилищный фонд;

    5) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

    6) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

    7) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

    8) имущество библиотек поселения;

    9) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

    10) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);

    11) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

    12) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения;

    13) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

    14) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

    15) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    16) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

    17) пруды, обводненные карьеры на территории поселения и др.

    В собственности муниципальных районов могут находиться:

    1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

    2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

    3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

    5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

    6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории района муниципальной милицией;

    7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

    8) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

    9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

    10) архивные фонды;

    11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

    12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

    13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

    14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

    15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов и др.

    В собственности поселений и муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Однако муниципальные образования не могут иметь в собственности никакого иного имущества, если оно не попадает в перечень объектов, названных в Законе, либо не предназначено для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Согласно ч. 5 ст. 50 такое имущество не может оставаться в собственности муниципальных образований и подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

    Лыскова Н.А. в своем диссертационном исследовании «Условия функционирования и особенности социально-экономического развития муниципальных образований» (Волгоград, 2011) приводит следующую классификацию объектов муниципальной собственности:

    Критерии

    классификации

    Виды объектов муниципальной собственности

    Видовой состав

    − материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на недвижимые объекты);

    − нематериальные (интеллектуальная собственность)

    Функциональное назначение

    − для осуществления хозяйственной деятельности:

    − объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

    − транспорт и связь;

    − торговля, бытовое обслуживание, строительство;

    − для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций;

    − земельные ресурсы

    функционирования

    − переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям;

    − переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям;

    − находящиеся в безвозмездном пользовании

    Форма выражения объектов

    − стоимостная;

    − вещественная

    доходности

    − доходообразующие;

    − самофинансируемые;

    − бюджетообременительные (доходопоглощающие)

    Происхождение

    − естественные или природные;

    − искусственные, т. е. созданные человеком

    готовности

    к эксплуатации

    − готовые к использованию;

    − предназначенные для реконструкции и капитального ремонта;

    − не завершенные строительством

    Согласно ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, являющееся объектом муниципальной собствен­ности, подразделяется на:

    1) имущество, закрепленное за муниципаль­ными унитарными предприятиями и учрежде­ниями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Муниципальные пред­приятия имеют общую цель деятельности ­ пре­доставление населению жизненно необходимых материальных и духовных благ, которые взаи­мосвязаны в процессе функционирования;

    2) имущество муниципальной казны, к ко­торой относятся средства местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муници­пальными предприятиями и учреждениями.

    Таким образом, муниципальная собствен­ность включает в себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально­ бытового назначения, локализованную в рамках муници­пального образования. От уровня развития муниципальной собствен­ности, а также эффективности использования ее составляющих во мно­гом зависит качество жизни населения.

    "

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

    Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

    Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях ГХ

    Реферат по дисциплине « Комплексное развитие городов и ГХ»

    Муниципальная собственность

    Выполнили:

    студентки 5 курса

    515 «А» группы

    Гребнева Валерия

    Бурко Алена

    Муниципальная собственность - это имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество.

    В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

    Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

    · глава муниципального образования;

    · представительный орган муниципального образования;

    · структурные органы и подразделения местной администрации;

    · орган управления муниципальным хозяйством;

    · муниципальные унитарные предприятия и учреждения;

    К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

    Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

    Субъектами является местное сообщество, то есть население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества. В то же время дополнительными субъектам отношений муниципальной собственности являются органы, причастные к управлению муниципальной собственностью. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что в большей степени муниципальная собственность близка к государственной: ведь её собственником также является, в первую очередь, общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определённой степени «пересекаются»), а также для управления государственной собственности создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами.

    Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово- кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, имеющие особое значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, на лицо социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её особенностей. По характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь в собственности также – в первую очередь – объекты жизнеобеспечения, а также объекты производственного и социально-экономического назначения(предприятия и учреждения).

    Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

    Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

    Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

    Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» . В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.

    Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации . В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.

    • Понятие и признаки местного самоуправления
      • Основные теории местного самоуправления
      • Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти
      • Конституционно-правовое закрепление местного самоуправления
    • Понятие муниципального права
      • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
      • Муниципальное право как отрасль права
      • Предмет муниципального права
      • Метод муниципального права
      • Система муниципального права
      • Муниципальные правоотношения
    • Источники муниципального права
      • Нормы муниципального права
      • Система источников муниципального права
    • История местного самоуправления в России
      • Управление на местах до 1864 г.
      • Реформы самоуправления земств и городов
      • Местное самоуправление в России после 1917 года
      • Реформы местной власти конца XX- начала XXI вв.
    • Основы местного самоуправления в Российской Федерации
      • Законодательное определение местного самоуправления
      • Основы местного самоуправления
      • Местное самоуправление как основа конституционного строя
      • Децентрализация местного самоуправления
    • Территориальные основы местного самоуправления
      • Территориальная организация местного самоуправления
      • Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
      • Установление и изменение границ муниципальных образований
      • Компетенция муниципальных образований
    • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
      • Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления
      • Местный референдум
      • Сход граждан
      • Территориальное общественное самоуправление
      • Опрос жителей
      • Собрания, конференции жителей
      • Обращения граждан в органы местного самоуправления
      • Правотворческая инициатива граждан
      • Публичные слушания
      • Общественные объединения
    • Муниципальное избирательное право. Организация муниципальных выборов
    • Органы местного самоуправления
      • Общая характеристика органов местного самоуправления
      • Основные модели организации муниципальной власти
      • Органы местного самоуправления как юридические лица
      • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
    • Представительный орган муниципального образования
      • Общая характеристика представительного органа муниципального образования
      • Структура и организация работы представительного органа муниципального образования
      • Депутат представительного органа, член выборного органа местного самоуправления
      • Контрольный орган муниципального образования
    • Глава муниципального образования, местная администрация
      • Глава муниципального образования
      • Местная администрация
    • Муниципальные правовые акты
      • Система муниципальных правовых актов
      • Устав муниципального образования
      • Акты выборных органов, должностных лиц местного самоуправления
      • Муниципальное правотворчество
    • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления
      • Общая характеристика правонарушения и ответственности в муниципальном праве
      • Ответственность органов, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением. Отзыв должностных лиц
      • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед государством
      • Удаление главы муниципального образования в отставку
      • Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
      • Контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления
    • Муниципальная служба
      • Правовая природа муниципальной службы
      • Права и обязанности муниципальных служащих
      • Прием на муниципальную службу, основания ее прекращения
    • Экономическая основа местного самоуправления
      • Муниципальная собственность
      • Местный бюджет
      • Бюджетный процесс в муниципальных образованиях

    Муниципальная собственность

    Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Она представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью.

    В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

    Виды муниципального имущества . Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

    В собственности поселений могут находиться:

    1. имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
    2. автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
    3. жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
    4. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
    5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
    6. объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
    7. библиотеки;
    8. имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
    9. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;
    10. имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
    11. имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
    12. имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
    13. имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
    14. имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
    15. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;
    16. обособленные водные объекты на территории поселения;
    17. леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

    В собственности муниципальных районов могут находиться:

    1. имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
    2. автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
    3. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
    4. имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
    5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
    6. имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
    7. имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
    8. имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
    9. имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов:
    10. архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
    11. имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
    12. межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;
    13. имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
    14. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
    15. обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

    В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

    Субъекты и содержание права муниципальной собственности. Содержание права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом. Однако собственник - это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе. 1 Толстой Ю. К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № С. 21. Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.

    Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным актам; не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

    На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит - местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования. Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е. как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, отождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения. Органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

    Управление муниципальным имуществом . Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

    Движимое, недвижимое муниципальное имущество находится в местной казне наряду со средствами местных бюджетов или закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Муниципальные предприятия и учреждения, за которыми закрепляется определенное имущество, осуществляют в его отношении правомочия владения, пользования, распоряжения, но не в качестве собственников, поскольку их действия по управлению вверенным имуществом ограничены усмотрением органов местного самоуправления, продолжающих осуществлять в отношении названного имущества правомочия собственника. Муниципальные предприятия владеют, пользуются, распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, а муниципальные учреждения - на праве оперативного управления. Оба эти права производны от права муниципальной собственности и представляют собой его содержательно усеченные копии.

    Находящееся в составе казны имущество принадлежит на праве собственности непосредственно соответствующему муниципальному образованию. Учет составляющего местную казну имущества и его движения, например, в Екатеринбурге, осуществляется комитетом по управлению городским имуществом путем занесения соответствующих сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности. Документом, удостоверяющим право муниципальной собственности на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации права, выданное учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на движимое имущество, является выписка из реестра муниципальной собственности.

    Сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, так же, как и о казенном имуществе, заносятся в реестр муниципальной собственности.

    Органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия, определяют предмет и цели деятельности данных предприятий, решают вопросы назначения и увольнения руководителей муниципальных предприятий, реорганизации и ликвидации последних, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества, заслушивают отчеты руководителей данных предприятий об их деятельности. Предприятия не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия соответствующих органов местного самоуправления. Остальным своим имуществом муниципальные предприятия распоряжаются, по общему правилу, самостоятельно. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятий.

    Состоящие на местном бюджете учреждения осуществляют в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества правомочия владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями органов местного самоуправления и назначением имущества. Органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, вправе изымать закрепленное за учреждениями имущество, если оно оказывается излишним, не используется или используется не по назначению. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться таким имуществом по своему усмотрению. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно (дополнительно) отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение.

    Необходимо иметь в виду, что представительные и исполнительные органы местного самоуправления имеют сложную природу, одновременно являясь и органами управления - субъектами публичного права, и учреждениями - субъектами гражданского права, прежде всего имущественного оборота. Следовательно, органы местного самоуправления в качестве органов публично-властного управления осуществляют полномочия собственников муниципального имущества, а в качестве учреждений (юридических лиц) полномочия оперативного управления в отношении имущества, которое они сами за собой закрепляют (либо которое закреплено за ними иным путем). Органы местного самоуправления вправе участвовать в создании предприятий смешанной формы собственности.

    Органы местного самоуправления наделены правом предоставлять различные виды муниципального имущества в аренду. Стремясь повысить привлекательность муниципального имущества для реальных и потенциальных арендаторов, увеличить эффективность его использования в интересах жителей, органы местного самоуправления прибегают к практике предоставления льгот арендаторам муниципального имущества. Порядок и условия приватизации муниципального имущества (возмездное отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

    Не менее важно, чем эксплуатация и отчуждение муниципального имущества, пополнение муниципального имущества новыми объектами. Одно из направлений этой работы - строительство жилья и социально-экономической инфраструктуры.

    Органам местного самоуправления на территории своих муниципальных образований приходится взаимодействовать не только с предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, но и с немуниципальными предприятиями, учреждениями, организациями. В этом взаимодействии можно выделить две сферы: сферу компетенции муниципальных образований и их органов местного самоуправления и сферу иных аспектов местной жизни и взаимодействия муниципальных и немуниципальных субъектов.

    В первой сфере органы местного самоуправления вправе координировать участие любых расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии своих муниципальных образований. В пределах собственной или переданной им в порядке наделения государственными полномочиями компетенции органы местного самоуправления определяют порядок и условия хозяйствования и иной деятельности любых субъектов. Они, например, осуществляют приемку в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, отвечают за перевод жилых помещений в нежилые и за перевод нежилых помещений в жилые, определяют правила организации уличной торговли.

    Упорядочивая на территории своих муниципальных образований деятельность хозяйствующих и иных субъектов независимо от форм их собственности, органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъекта РФ. по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

    Территориальные органы самоуправления от лица муниципального образования призваны осуществлять деятельность, касающуюся решения вопросов местного характера в соответствии с историческими и прочими традициями, а также интересами населения. Обеспечивать защиту интересов граждан эти структуры могут не только за счет законотворческой и другой работы. Большое значение в сфере администрирования имеет и управление муниципальной собственностью. Рассмотрим эту сторону деятельности местной власти подробнее.

    Актуальность вопроса

    Муниципальная форма собственности выступает в качестве экономической основы местной власти. Вопросы территориального значения, которые решаются посредством распоряжения и пользования имуществом, касаются различных сфер. Это обуславливается тем, что спектр интересов населения достаточно широк. Понятие собственности само по себе относится к экономическим категориям. Юридическое ее закрепление имеет существенное значение во взаимоотношениях между субъектами.

    Объекты муниципальной собственности

    Понятие закрепляется в ст. 215 ГК. Объекты муниципальной собственности представляют собой имущество сельских и городских поселений. К нему в том числе относят и финансы. Они выделяются на решение вопросов, касающихся денежного обеспечения тех либо других мероприятий.

    Право муниципальной собственности

    На территории МО проживают граждане, которые объединены общими интересами, касающимися решения вопросов территориального характера. Население имеется в любом муниципальном образовании. Реализация власти на местах осуществляется напрямую гражданами либо через уполномоченные органы. Последние, в свою очередь, действуют в интересах населения и в соответствии со сложившимися на территории традициями. В данном случае присутствует 2 ключевых элемента:

    1. Участие населения в решении административных вопросов.
    2. Работа уполномоченных органов в интересах граждан.

    П. 2 ст. 28 ФЗ, регламентирующего организацию деятельности местной власти, указывает на то, что самоуправление выступает как выражение воли населения, составляя, таким образом, один из элементов основы конституционного строя страны. Это значит, что право муниципальной собственности в первую очередь распространяется на граждан. Второстепенными субъектами выступают местные органы власти. Ими осуществляется непосредственное управление муниципальной собственностью.

    Субъекты

    Как выше было сказано, первым владельцем имущества выступает население. Муниципальная собственность также принадлежит:

    • Главам МО.
    • Законодательным органам.
    • Структурам и подразделениям администрации.
    • Органу, управляющему муниципальным хозяйством.
    • Унитарным предприятиям и учреждениям.
    • Прочим организациям, уполномоченным на управление собственностью.

    Имущество

    Муниципальная собственность в виде средств местного бюджета, а также внебюджетных фондов является финансовыми ресурсами МО. К имуществу местной власти относятся денежные средства. А также:

    • Предприятия и организации.
    • Жилищный фонд.
    • Учреждения разных отраслей.
    • Нежилые помещения.
    • Муниципальная земельная собственность (природные ресурсы, участки).
    • Финансово-кредитные учреждения.
    • Имущество местных органов власти.
    • Прочие недвижимые и движимые объекты.

    Особое имущество

    Существуют материальные ценности, которые включает в себя исключительно муниципальная собственность. Такое имущество имеет особое значение для жизнеобеспечения определенной территории или населенного пункта, сохранения исторического и культурного наследия. К этой категории в частности относят памятники, городские парки и проч. Наличие такого имущества говорит о том, что муниципальная собственность имеет социальную направленность. Обуславливается это существенным влиянием на жизнь граждан в пределах конкретной территории. Кроме этого, многие объекты социально ориентированы. Например, в пределах территорий существуют спортивные, культурные, образовательные, медицинские и прочие учреждения. Еще одна важная особенность состоит в том, что муниципальная собственность выступает в качестве экономической основы местной власти. Так, согласно ст. 113 ГК, предприятия МО являются коммерческими, а имущество территориальных структур формирует материальную базу, посредством которой обеспечивается их деятельность.

    Сравнительная характеристика

    Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.

    Методы реализации полномочий

    Государственная и муниципальная собственность - достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

    • Формирование предприятий.
    • Заключение контрактов с руководителями компаний.
    • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
    • Внесение части в уставной капитал АО.
    • Списание и передачу на баланс имущества.
    • Лизинг, аренду.
    • Отчуждение.
    • Доверительное управление и прочие.

    К экономическим методам относят:

    • Муниципальные заказы.
    • Дотации.
    • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
    • Налогообложение.
    • Нормативы выплат за использование собственности МО.
    • Штрафы и другие экономические санкции.

    Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

    Заключение

    Законодательство предусматривает несколько видов собственности, среди которых наибольшее общественное и социальное значение имеет муниципальная и государственная собственность. Контроль над владением, распоряжением и пользованием имуществом находится в руках населения, местных, региональных и федеральных органов власти. При определении того или иного типа собственности прежде всего рассматривается характер отношений, которые возникают между субъектами относительно определенных материальных ценностей. Именно по этим позициям формулируются основные отличия между видами.

    Лучшие статьи по теме