Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Путешествия
  • Санпросвет работа терапевта в поликлинике. Общие темы для санпросвет работы медсестры. Данный метод делится на две основные группы

Санпросвет работа терапевта в поликлинике. Общие темы для санпросвет работы медсестры. Данный метод делится на две основные группы

Санитарно-просветительная
работа является важной составной частью
работы женской консультации. Используются
ее различные формы: индивидуальные и
групповые беседы, лекции, вечера вопросов
и ответов, стенные газеты, выставки,
демонстрации фильмов, научно-популярная
литература (брошюры, заметки, плакаты),
в которых освещаются санитарно-гигиенические
навыки, вопросы половой жизни, беременности,
родов, послеродового и климактерического
периода, труда и отдыха, рационального
питания беременных.

Особое
внимание следует уделять профилактике
гинекологических заболеваний, пропаганде
профилактических осмотрах для
предупреждения и раннего выявления
злокачественных новообразований женских
половых органов, разъяснительной работе
о вреде абортов, о заболеваниях,
передающихся половым путем, профилактике
СПИДа.

Широкое
распространение получили «Школы
материнства»,
в программу которых входит освещение
вопросов гигиены, беременности,
послеродового периода и ухода за
новорожденными.

Социально-правовая
помощь
осуществляется юристами ЖК. В структуре
консультаций предусматриваются кабинеты
социально-правовой помощи. Юристы
работают в тесной связи с участковыми
акушерами-гинекологами и патронажными
сестрами, проводят лекции и беседы по
основам законодательства о браке и
семье, о жилищно-бытовых условиях, охране
труда, получении государственного
пособия многодетными и одинокими
матерями, пособий и пенсий по социальному
страхованию.

17.1. Внематочная беременность

При внематочной (эктопической) беременности
оплодотворенная яйцеклетка развивается
вне полости матки.

За последнее десятилетие частота
внематочной беременности возросла в
2-3 раза и составляет в индустриально
развитых странах в среднем 12-14

на 1000 беременностей. Эктопическая
беременность представляет серьезную
опасность для здоровья и жизни женщины,
так как в связи с отсутствием условий
для развития она чаще всего прерывается
на ранних сроках, сопровождаясь
внутрибрюшинным кровотечением, и
становится причиной «острого живота».
При несвоевременной диагностике, без
оказания неотложной помощи, внематочная
беременность может стать одной из причин
материнской смертности.

Классификация. По локализации
плодного яйца внематочная беременность
подразделяется на трубную, яичниковую,
брюшную и шеечную. Наиболее часто
(98,5-99%) плодное яйцо имплантируется в
различных отделах маточной трубы —
ампулярном (60-95%; рис. 17.1), истмическом
(15%; рис. 17.2), реже (1-3%) — интерстициальном
(интрамуральном; рис. 17.3).

Очень редко
встречается беременность яичниковая
(0,1-0,7%), брюшная (0,3-0,4%), в шейке матки
(0,01%) и в рудиментарном роге матки (0,5%).
К казуистическим наблюдениям относятся
многоплодная и двусторонняя трубная
беременность, сочетание маточной и
внематочной беременности, беременность
в культе удаленной ранее трубы.

Рис. 17.1. Локализация плодного
яйца в ампулярном отделе маточной трубы.
Лапароскопия

Рис. 17.2. Локализация плодного
яйца в истмическом отделе маточной
трубы. Лапароскопия

Рис. 17.3. Разрыв угла матки при
локализации плодного яйца в интрамуральном
отделе. Лапароскопия

По клиническому течению эктопическая
беременность подразделяется на
прогрессирующую и нарушенную.

Этиология и патогенез. К причинам
внематочной беременности относят
замедление продвижения яйцеклетки или
плодного яйца по маточной трубе и
повышение активности трофобласта.

В норме оплодотворение происходит в
ампулярном отделе маточной трубы, после
чего делящееся плодное яйцо движется
в сторону полости матки под влиянием
сокращений маточной трубы и направленных
колебаний ресничек трубного эпителия.
Имплантация бластоцисты наступает на
20-21-й день менструального цикла.

Изменению нормальной миграции яйцеклетки
по маточной трубе способствуют
воспалительные процессы в придатках
матки, перенесенные в прошлом операции
на органах брюшной полости и прежде
всего реконструктивные операции на
маточных трубах, следствием которых
становятся структурные (образование
спаек) и функциональные (изменение
сократительной способности) нарушения
в маточных трубах.

Довольно часто встречающаяся внематочная
беременность после ЭКО может
свидетельствовать о значимости
гормональных нарушений в патогенезе
этого заболевания. Введение препаратов,
содержащих прогестерон, замедляет
перистальтику маточных труб и способствует
имплантации плодного яйца до его
попадания в полость матки.

Одной из причин внематочной беременности
считается генитальный инфантилизм
(длинные извитые маточные трубы с
замедленной перистальтикой).

Риск эктопической беременности повышается
при опухолях и опухолевидных образованиях
в малом тазу (миома матки, опухоли и
кисты яичника и др.), вызывающих
механическое сдавление маточных труб.
Описаны


случаи наружной миграции яйцеклетки,
при которой женская гамета из яичника
попадает в маточную трубу противоположной
стороны, проходя при этом более длинный
путь. Доказательством этому служит
желтое тело в яичнике со стороны,
противоположной трубной беременности.

Некоторые исследователи связывают
возникновение эктопической беременности
с преждевременным проявлением
протеолитической активности трофобласта,
которая приводит к нидации плодного
яйца в стенку трубы.

Ворсины хориона, внедряясь в стенку
маточной трубы и вырабатывая
протеолитические ферменты, вызывают
ее расплавление, истончение, а затем и
разрушение со вскрытием стенок кровеносных
сосудов. В результате роста и развития
плодного яйца в трубе прогрессирующая
трубная беременность прерывается чаще
на 6-8-й нед по типу трубного аборта, когда
плодное яйцо отслаивается от стенки
трубы.

Антиперистальтические движения
трубы изгоняют кровь и элементы плодного
яйца в брюшную полость. При скоплении
крови в области воронки маточной трубы
может образоваться перитубарная
гематома. Реже наблюдается разрыв трубы
(рис. 17.4). Довольно редким исходом трубной
беременности являются ранняя гибель и
резорбция зародыша с образованием
гематоили гидросальпинкса.

Яичниковая или брюшная беременность
развивается при оплодотворении яйцеклетки
сразу после ее выхода из яичника. Однако
чаще возникновение брюшной и яичниковой
беременности связывают с вторичной

Рис. 17.4. Правосторонняя трубная
беременность — разрыв трубы. Лапароскопия


имплантацией жизнеспособного зародыша,
попавшего из трубы вследствие трубного
аборта (рис. 17.5), на поверхности яичника,
печени, сальника, брюшине малого таза.

ОБЪЁМ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ:

· Роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья человека.

· Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из обязанностей среднего медперсонала.

· Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды.

· Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения.

Санитарное просвещение -раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья

В санитарно-просветительной работе принимают участие все врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактического учреждения. При этом необходимо, чтобы в графиках работы врачей всех специальностей предусматривалось 4 часа на проведение санитарно-просветительной работы в счет месячного баланса рабочего времени. Санитарно-просветительная работа должна проводиться в форме лекций, бесед, выступлений в средствах массовой информации (печати, по радио, телевидению), рецензирования текстов лекций, бесед, статей, выпуска санбюллетеней, альбомов. Предусмотрены следующие нормативы затрат времени для: проведения лекций - 1 час; беседы - 30 минут; выступления по радио, телевидению - 2 часа; оформления санбюллетеня - 8 часов.

Санитарно-просветительная работа среднего медицинского персонала включает в себя: индивидуальные, групповые беседы с различным контингентом обслуживаемого населения; подготовку и выпуск (совместно с врачом) санитарных бюллетеней, альбомов, уголков здоровья и т.д.; составление индивидуальных планов работы и отчетов о проделанной работе по санитарному просвещению.

Методы и средства пропаганды здорового образа жизни:

Медицинские работники должны квалифицированного использовать все доступные и необходимые методы и средства пропаганды здорового образа жизни.

Под словом "методы" понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации.



Средства (или формы) - это совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, плакаты), используемые в процессе индивидуального, группового, массового воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов.

К средствам метода устной пропаганды относятся: лекция, беседа (индивидуальная, групповая), агитационно-информационное выступление, вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие, вводный инструктаж. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационные выступления), а также средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радиовыступление, по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке).

Лекция - наиболее распространенное средство устной пропаганды. Используется, главным образом, для воздействия на различные группы здорового населения с целью формирования здорового образа жизни, борьбы с вредными для здоровья привычками, первичной профилактики заболеваний.

Беседа - эффективное средство устной пропаганды.

Проводится в стационаре или на поликлинических приемах с больными, страдающими одинаковыми заболеваниями.

Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25-30 человек).

Вечер вопросов и ответов - это та же беседа, где на вопросы аудитории отвечает ведущий. Успешное проведение вечера зависит от степени готовности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.

Агитационно-информационное выступление - сообщение медицинского работника в зале ожиданий, поликлинике, палатах стационара, цехе, бригаде и пр. Его задача - рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни (например, гриппа, кишечных инфекций и др.). Выступление должно быть сжатым, носить практическую направленность. Здесь не предусматривается обмен мнениями.

Санитарно-просветительная работа проводится также с помощью средств массовой информации: центрального и местного радиовещания и телевидения (это лекции, беседы, "час вопросов и ответов", "круглый стол" и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.

Метод печатной пропаганды включает средства: публикации в центральной и местной прессе, научно - популярные брошюры, памятки, буклеты, листовки, лозунги, журналы, книги, стенные газеты, бюллетени.

Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения.

Данный метод делится на две основные группы:

а) печатная продукция (памятка, брошюра, лозунг, листовка, буклет, газетные и журнальные публикации):

памятка - содержит конкретные рекомендации для отдельных групп здорового населения (о вреде курения, алкоголя) или людей, страдающих тем или иным заболеванием (сердечно - сосудистые, диабет и др.); должна быть предельно ясной, краткой, содержать точно сформулированные и выполнимые советы;

брошюра - представляет собой малообъемное печатное средство массовой информации и содержит конкретные советы отдельным группам больных или здоровых людей. В ней освещаются различные вопросы охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний;

лозунг - печатное средство массовой пропаганды, содержащее призыв, обращение к населению с краткой и четко выраженной медико - гигиенической рекомендацией или требованием ("Не употребляйте немытые фрукты!", "Соблюдайте чистоту!" и т.п.);

буклет - один из видов иллюстрированного издания, в нем текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам. Содержит рекомендации по одной теме;

листовка - печатное средство агитационно - информационного характера. Содержит мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях либо лаконичные медико - гигиенические советы;

б) средства печатной информации , создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (стенные газеты, санитарные бюллетени, рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, статьи, заметки в периодических изданиях).

Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает:

1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, фотография, слайды, диапозитив, диафильм, кино - видеофильм;

2) объемные средства : муляж, макет, скульптура, чучело;

3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного и животного мира, изделия, продукты и др.);

4) комбинированные средства: вагон - выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр;

5) технические средства: фильмоскоп, киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель и пр.

Наглядный метод - самый многообразный по числу входящих в него средств.

Оформление санитарных бюллетеней:

Среди разнообразных средств пропаганды здорового образа жизни широко используются санитарные бюллетени. Для того, чтобы санитарный бюллетень выполнял поставленные перед ним задачи, при его разработке и оформлении должны соблюдаться определенные требования.

Санитарный бюллетень выпускается в больнице, поликлинике, здравпункте промышленных предприятий, фельдшерско-акушерском пункте, в учебных заведениях и т.д.

Санитарный бюллетень может быть нарисован художником либо представлен в виде аппликаций, когда рисунки вырезаются и наклеиваются на лист бумаги.

Размер санитарного бюллетеня определяется обычно размером ватманского листа бумаги (60 х 90 см).

Санитарный бюллетень состоит из текстовой и изобразительной частей, причем первая преобладает.

Составлять бюллетень из одного текста недопустимо. И из одного рисунка бюллетень состоять не может (в этом случае он будет уже плакатом или лозунгом).

Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким, желательно отражающим содержание. Но при этом не следует использовать название заболеваний. Например ", вместо "Профилактика алкоголизма" - написать "Он уносит здоровье".

Слово "санбюллетень" большими буквами не пишется. Его пишут мелким шрифтом либо под названием, либо в правом нижнем углу листа, где указываются выходные данные (например, "Санитарный бюллетень разработан 1-м отделением детской больницы"). Здесь же желательно указать фамилии лиц, ответственных за его выпуск.

Текст санитарного бюллетеня должен быть написан просто, с учетом интересов и образовательного ценза читателей. Можно выбрать любой жанр - информацию, очерк, рассказ, стихи и т.д. Текст, как правило, рекомендуется составлять на основе местных материалов и примеров, иногда авторы могут пользоваться готовыми текстами из медицинских журналов и газет. Статьи следует подбирать так, чтобы тема имела введение, основную часть и заключение.

Во введении должно быть разъяснено читателям, почему выбрана данная тема, насколько она актуальна. Введение может не иметь названия или подзаголовка.

Основную часть лучше составить из нескольких сообщений, информаций или коротких зарисовок. В этой части раскрывается суть проблемы, причем акцент делается на роли субъективного фактора в структуре заболеваемости или решении других медицинских вопросов. Каждая статья должна иметь броский подзаголовок. Медицинские термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается.

Заключение может содержать выводы по данной теме, или они раскрываются в виде вопросов и ответов, заданных населением по данной теме. Желательно, чтобы вопросы и ответы не были анонимными, (например, Таня К. спрашивает... Отвечает врач...).

Бюллетень лучше заканчивать лозунгами - призывами, вытекающими из его содержания.

Подзаголовки, названия сообщений и лозунг рекомендуется писать четким шрифтом (можно цветным).

Текст, как правило, печатается на машинке через 1,5 - 2 интервала, колонками. (Обычно делится на 4-6 столбцов шириной 12-14 см, затем наклеивается на приготовленный ватманский лист).

Изобразительная часть иллюстрирует текст и может состоять из одного крупного рисунка или нескольких небольших иллюстраций (фото, рисунки, монтаж из плакатов, текстовых лозунгов, карикатуры). Рисунок может подтверждать текст и дополнять его. При этом крупный рисунок должен формировать так называемое "зрительное пятно", то есть привлекать к себе взгляд читателя в первую очередь.

Если санитарный бюллетень перегружен иллюстрациями, то читателю трудно сосредоточиться, его внимание рассеивается. Чтобы этого не произошло, нужно использовать сходные или "родственные" тона красок, а не делать бюллетень слишком пестрым.

Рисунки, схемы, фотографии могут подтверждать текст и дополнять его.

Изобразительная часть, как и текстовая, не должна перегружать бюллетень - иначе он будет трудно читаться. В то же время нельзя допускать, чтобы в нем оставалось много пустого пространства.

Санитарный бюллетень должен вывешиваться на видном месте и на такой высоте, чтобы его было удобно читать. Срок его экспозиции примерно две недели. Затем бюллетень нужно снять и заменить другим.

Санитарные бюллетени, посвященные профилактике инфекционных заболеваний (например, ОКИ, гриппа и др.), необходимо вывешивать при их вспышках, с учетом сезонности повышения заболеваемости.

Как составить презентацию:

Презентация - это, по сути, конспект речи. А конспект лучше всего составлять по известному принципу: сказать, о чём буду говорить, рассказать, о чём хотел рассказать и, наконец, напомнить, о чём говорил.

Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться принципа: один слайд - одна мысль. Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.

Титульный слайд должен содержать название презентации, её автора.

На втором слайде обычно представлены цели и задачи исследования, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.

Остальные слайды, в идеале, нужно строить по модели: тезис - аргументы - вывод.

Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном (предпоследнем слайде) слайде.

Последний слайд должен содержать список ресурсов, как письменных так и интернет источников, причем должны работать гиперссылки.

Важно учитывать, что нельзя на слайдах писать всё, что вы собираетесь сказать. На слайдах должны быть только важные тезисы, самые необходимые («говорящие») данные, а также, весьма желательно, графический материал: диаграммы, иллюстрации, фотографии всегда лучше воспринимаются аудиторией.

Перед презентацией обязательно нужно провести репетицию. На ней вы сможете понять, где могут возникнуть трудности, почувствовать реальный хронометраж презентации, а также исправить замеченные по ходу ошибки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико - Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

на тему: «Санитарно-просветительная работа среди пациентов в ЛПУ»

Выполнил: Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.

Москва, 2014

Введение

1. Определение санитарно-просветительных работ

2. Задачи санитарного просвещения

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

4. Санитарный бюллетень

5. Уголок здоровья

6. Диспуты и конференции

Список литературы

1. Определение с анитарно- просветительных работ

Санитарное просвещение - это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний.

Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом средних медицинских работников. Одна из основных задач медицинской сестры - убедить человека осознано принять здоровый образ жизни и быть для них личным примером.

Существенным элементом диспансеризации является санитарно-просветительная работа. Она преследует 3 основные цели. Во-первых, необходимо дать больному в доступной форме общее представление о заболевании и использованию, о возможных признаках обострения или осложнений, например язвенного кровотечения, с тем, чтобы больной при их возникновении своевременно обратился за медицинской помощью.

Во-вторых, следует убедить больного в серьезности болезни, ее прогрессирующем характере, несмотря на периодическое возникновение более или менее длительных рецидивов, в необходимости отказа от вредных привычек (курение, употребление алкоголя), правильного режима питания, дня, здорового образа жизни. В-третьих, требуется ознакомить больного с целями и задачами диспанцеризации, рассказать о сущности диспансерного метода, убедить его, что диспансерный метод является единственным эффективным средством предотвращения прогрессирования болезни. Необходимо выработать у больного твердое убеждение в целесообразности лечебных и профилактических мероприятий не только в период обострений, но и во время ремиссий. При диспансеризации каждого больного язвенной болезнью врач должен учитывать клинические особенности заболевания, труда и быта, наметить программу последующих посещений поликлиники (или медсанчасти), проведения исследований и профилактического противорецидивного лечения.

Санитарно-просветительная работа должна проводиться в течение всего периода лечения и диспансеризации больного. Особенно важно начинать разъяснительную работу с больным уже в период обострения заболевания, когда имеются выраженные симптомы болезни. В этот период больные лучше воспринимают советы врача, с большим интересом читают рекомендованную научно-популярную литературу по вопросам профилактики обострений язвенной болезни (брошюры, памятки и т. д.). Не следует забывать о санитарно-просветительной работе среди родственников больного, от которых порой зависит и характер питания, и правильная организация образа жизни больного, ликвидация некоторых неблагоприятных факторов, поддерживающих болезнь.

Важное значение, имеет анализ эффективности диспансеризации. Как показывает опыт, диспансеризация больных язвенной болезнью позволяет в 2 Ѕ -3 раза уменьшить частоту рецидивов, в значительном числе случаев снизить вероятность возникновения осложнений болезни и добиться длительных ремиссий (до 5 лет), что расценивается как практическое выздоровление.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе -- опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», -- писал великий русский хирург Н.И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

санитарный просвещение здоровье медицинский

2. Задачи санитарного просвещения

* распространение медицинских и гигиенических знаний;

* воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

* повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветитель-ской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

3. Методы и средства санитарно-просветительской работы

* собеседование;

* групповые дискуссии;

* тематические вечера;

* вечера вопросов и ответов;

* беседы за круглым столом;

* устные журналы;

* школы здоровья;

* публикации в прессе;

* конференции,

широко использует и методы наглядной агитации:

* стенгазеты;

* санбюллетени;

* выставки и уголки здоровья;

* книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

4. Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень -- это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей--текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13--15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них -- основной -- должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1--2 раз в квартал.

5. Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

* согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

* определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

* выбор места -- достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

* подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья -- различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

6. Диспуты и конференции

Диспут -- метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение -- один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость -- одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Сп исок использованной литературы

1. Сайт медицинского профиля: www.medstudent.ru

2. Wikipedia - Санитарно-просветительные работы

3. Справочник санитара - Клишин Е.С. стр. (384-387)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение санитарно–просветительской работы среди населения. Система специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей. Обязанности медицинских сестер диспансеров.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Определение необходимости проведения санитарно-просветительной работы среди населения на данном этапе развития современного общества. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Изучение требований к санитарному бюллетеню.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2015

    Организация санитарно-эпидемиологической службы и систематическое проведение противоэпидемических мероприятий. Принципы и методы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Основные учреждения данной службы, ее задачи и функции.

    презентация , добавлен 05.03.2015

    История развития организаций санитарного просвещения. Контингент лиц, подлежащих обязательному обследованию. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Проведение медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах.

    реферат , добавлен 07.09.2009

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Формирование здорового образа жизни. Четыре зоны физкультуры. Фитнес как регулятор здоровья. Лечение наркомании, алкоголизма и игромании. Начальные навыки управления жизненной энергией и ее перемещение внутренним зрением. Курение - путь к короткой жизни.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2009

    Основные задачи первичной медико-санитарной помощи населению. Целевые показатели работы организаций здравоохранения. Санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия и профилактика заболеваний. Обеспечение комплекса доступных медицинских услуг.

    презентация , добавлен 15.04.2014

    Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

    презентация , добавлен 27.01.2011

    Защита местного населения от заражения путем вакцинации. Применения средств индивидуальной защиты органов дыхания. Дезинфекционные работы. Карантин и обсервация при бактериологической атаке. Задачи санитарно-эпидемиологического отряда в военное время.

    презентация , добавлен 20.12.2010

    Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.

Тема: «санитарно-просветительная работа»

Введение

Санитарное просвещение - раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.

Санитарное просвещение - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний.

Санитарное просвещение как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарного просвещения используются все доступные каналы информации: устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т.п.

Санитарно-просветительская работа среди населения осуществляется по программам, разработанным Роспотребнадзором РФ и территориальными ЦГСЭН.

Контроль за эффективностью санитарного просвещения осуществляется территориальными ЦГСЭН в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами.

1. История развития организаций санитарного просвещения

В том или ином объёме санитарное просвещение проводится во всех развитых странах. Как часть государственной системы здравоохранения санитарное просвещение сформировалось впервые в СССР в 1920-е гг.; оно играло важную роль в решении очередных медико-санитарных задач (борьба с эпидемиями, охрана материнства и младенчества, борьба с так называемыми социальными болезнями, оздоровление условий труда и быта в городе и на селе, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма в 20-30-е гг.; подготовка населения по вопросам санитарной обороны, пропаганда донорства в годы Великой Отечественной войны 1941-1945; ликвидация санитарных последствий войны, и т.д.). Санитарное просвещение в СССР - обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического учреждения и каждого медицинского работника. Республиканские, краевые, областные и городские дома санитарного просвещения осуществляли организационно-методические функции и вместе с соответствующими кабинетами в санитарно-эпидемиологических станциях составляли специальную службу. Кроме органов здравоохранения, распространением медицинских и гигиенических знаний занимались культурно-просветительские учреждения Советов депутатов трудящихся и профессиональных союзов, обществ «Знание», Красного Креста и Красного Полумесяца, органы просвещения и другие организации. Для координации их работы по санитарному просвещению были созданы межведомственный Всесоюзный (ВССП) и республиканские советы. Научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность возглавлял Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (основан в 1928 в Москве).

За рубежом научно-исследовательские институты санитарного просвещения были открыты в Праге и Братиславе (ЧССР), Белграде (СФРЮ), на базе гигиенического музея в Дрездене (ГДР). Как научно-исследовательские учреждения или крупные дома санитарного просвещения функционировали также национальные и региональные центры в ряде социалистических (СРР, ВНР, МНР) и капиталистических (Франция, Великобритания, ФРГ, США) стран. С 1949 в системе Всемирной организации здравоохранения существует секция «Санитарное просвещение» , которая работает в контакте с ЮНЕСКО и Международным союзом санитарного просвещения (МССП; основан в 1951; ВССП вошёл в его состав в 1957). С 1951 МССП проводит международные конференции; с 1964 практикуются симпозиумы специалистов по санитарному просвещению социалистических стран Европы (1964 - Будапешт; 1967 - Росток; 1970 - Москва; 1974 - Прага). С 1958 МССП издаёт в Женеве международный журнал по санитарному просвещению .

С 1 января 1989г. служба санитарного просвещения реорганизована в службу формирования здорового образа жизни, а дома санитарного просвещения - в центры здоровья. Целью деятельности службы формирования здорового образа жизни является повышение уровня санитарной культуры населения, проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.

2. Организация санитарно-просветительской работы

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее, анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

2.1 Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

Санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

Санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

Агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;

Наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

Разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

Демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов.

Цель данной работы - выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями .

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно вылеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

Индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;

Групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

Выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний .

2.2 Санитарное просвещение в стационаре

Цель санитарно-просветительной работы в больнице - повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых гигиенических навыков.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию:

О правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания, т. е. служит целям вторичной профилактики заболеваний. При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии;

Дополнительную медико-гигиеническую по общегигиеническим вопросам в связи с тем, что у больного человека отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а в стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.

В соответствии с информативными задачами санитарно-просветительная работа осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:

В приемном отделении - индивидуальная беседа, с вручением памятки, содержащей сведения о внутрибольничном распорядке, о гигиенических требованиях к поведению больных;

В палате - индивидуальная или групповая беседа;

В холлах больничных отделений - групповая беседа с больными, дискуссия в соответствии с нозологической формой заболевания с использованием тематических наглядных пособий - лекционных диапозитивов, лекторских папок и др. С успехом применяется слайдоскоп с набором широкоформатных слайдов, иллюстрирующих основные медицинские сведения и гигиенические рекомендации, сообщаемые больным;

При выписке - индивидуальная беседа с вручением памятки, содержащей гигиенические рекомендации, выполнение которых строго необходимо для успешной реабилитации и в целях профилактики рецидивов заболевания .

В программу гигиенического воспитания больных с хроническими заболеваниями (в стационаре и поликлинике) обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива заболевания с тем, чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу. Это прежде всего относится к больным, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и некоторыми другими заболеваниями.

Целенаправленное гигиеническое воспитание больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.

Санитарное просвещение родственников и близких больного включает:

Индивидуальную беседу в приемном отделении и выдачу листовки-памятки с основными требованиями и рекомендациями в адрес лиц, посещающих больного;

Индивидуальные беседы лечащего врача в холле для посетителей и самовоздействие средствами санитарно-просветительного оформления этого помещения. Санитарно-просветительное оформление поликлиники и стационара является дополнительным, но важным источником информации. Оно должно быть выполнено с учетом требований эстетики интерьера и необходимости стилевого единства и базироваться на принципе: формы стационарные, экспозиции сменные. В санитарно-просветительном оформлении должны содержаться:

Справочно-информационные материалы;

Гигиеническая информация общего характера - пропаганда здорового образа жизни, важность профилактических осмотров, сезонная информация (профилактика гриппа, острых желудочно-кишечных заболеваний и т. д.);

Целевая информация – профилактика хронических заболеваний (располагается в соответствии с кабинетом специалистов).

Эта программа информации доводится до реципиентов с помощью отдельных форм и средств оформления. Для настенного оформления используют светящиеся плоскости (короба) с широкоформатными цветными слайдами и несветящиеся (стенды), экспозиции плакатов и тематических выставок, а для настольного оформления - альбомы, картотеки, настольные турникеты.

2.3 Санитарное просвещение на обслуживаемой территории

Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет проводить широкую санитарно-просветительную работу на объектах обслуживаемой поликлиникой территории, в первую очередь на врачебном участке.

Эта работа складывается из санитарного просвещения:

Больных и их родственников при посещениях на дому, формы и средства санитарно-просветительной работы аналогичны гигиеническому воспитанию больных с острыми заболеваниями);

Всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, и гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков здорового образа жизни).

Несомненно, значительный объем санитарно-просветительной информации население обслуживаемой территории получает через радио, кино, телевидение, прессу.

Именно в жилом квартале должна быть сконцентрирована значительная часть профилактической, в том числе санитарно-просветительной, работы. Широко используются по месту жительства традиционные формы массовой и групповой санитарно-просветительной работы: лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов и тематические. Врачи лечебно-профилактических учреждений принимают участие в народных университетах здоровья.

Для надлежащего проведения санитарно-просветительной работы с населением лечебно-профилактическое учреждение должно иметь необходимое санитарно-просветительное оборудование и набор санитарно-просветительных средств.

В целях методической подготовки медицинских работников поликлиники по вопросам гигиенического воспитания населения и оказания им организационной помощи в ее осуществлении в отделениях профилактики поликлиник создается кабинет пропаганды здорового образа жизни. Основными задачами кабинета являются:

Организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни;

Оказание организационной помощи врачам поликлиники в проведении санитарно-просветительных мероприятий;

Комплектование материалов для пропаганды и методических;

Методическая помощь среднему медицинскому персоналу и санитарному активу в проведении санитарно-просветительной работы с населением.

В задачи кабинета пропаганды здорового образа жизни входит осуществление связи с местным домом санитарного просвещения с целью проведения работы по повышению квалификации сотрудников поликлиники и гигиеническому воспитанию населения.

Дом санитарного просвещения обеспечивает лечебно-профилактическое учреждение необходимыми инструктивными методическими и наглядными материалами и по возможности материалами для работы с населением. К созданию материалов для населения должны привлекаться сотрудники лечебно-профилактических учреждений. Несомненно, что только их совместная работа со специалистами службы санитарного просвещения может обеспечить должный объем и высокое качество гигиенического воспитания населения в лечебно-профилактических учреждениях .

работы . План работы старшей медицинской сестры. ... шанс выжить. САНИТАРНО - ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В отделении являюсь санитарно - просветительным организатором.Составляю план работы на год, ...
  • Отчёт о работе врача -стоматолога за три года

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Терапевтическом приеме. …………………………………………………………5-19 4. Санитарно -просветительная работа … …………………19-20 5. Санитарно -эпидемиологический режим работы кабинета………………………………………………… ….. 21-22 ...

  • Отчет о работе участкового врача терапевта Мироновой Натальи Валериевны за 2010 – 2012 года

    История болезни >> Медицина, здоровье

    Целевых медосмотров, диспансеризацию населения, санитарно -просветительную работу . Организация и проведение периодических... данным заболеваниям. САНИТАРНО ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Большое внимание уделяю санитарно просветительной работе , которая проводится...

  • Отчет о производственной работе медицинской сестры дерматовенерологического кабинета

    Реферат >> Медицина, здоровье

    Где отмечалась высокая заболеваемость, санитарно просветительной работе удалось снизить уровень заболеваемости. ... отношу на стерилизацию в автоклавную. Санитарно просветительная работа Санитарно -просветительная работа -это комплекс мероприятий по пропаганде...


  • Санитарно-просветительная работа. Примерные темы лекций и бесед с больными
    1 .Профилактика гипертонической болезни.

    1. Профилактика хронической обструктивной болезни легких.

    2. Профилактика бронхиальной астмы.

    3. Профилактика ИБС.

    4. Рациональное питание при сердечно-сосудистых заболеваниях.

    5. Профилактика простудных заболеваний.

    6. Профилактика кишечных инфекций.

    7. Здоровый образ жизни.

    8. Диета при заболеваниях желудка.
    10. Профилактика гипертонических кризов.

    В работе врача встречается множество моментов, которые невозможно изучить теоретически, их можно понять и научиться выполнять только в процессе практической деятельности. Основное - это умение непосредственно общаться с больным, умение его понять, понять ту причину, которая явилась поводом для обращения пациента к врачу. Распознать суть болезни означает поставить диагноз. Диагноз в амбулаторных условиях практически всегда идет от симптома к синдрому, а затем к предварительному диагнозу, а уже затем - к окончательному (уточненному). Предварительный диагноз основан только на данных клинического обследования: расспрос, анамнез, пальпация, перкуссия, аускультация. Поэтому основное умение, вынесенное на практику, - умение поставить предварительный диагноз заболеваний, изученных на 4-5 курсах, используя методы расспроса, сбора анамнеза и непосредственного обследования больного.

    Второе, чрезвычайно значимое умение - амбулаторное ведение и лечение больных. Ведение пациента в поликлинике предполагает решение следующих вопросов:


    1. Постановка и формулировка предварительного диагноза.

    2. Уточнение диагноза с использованием дополнительных методов исследования и консультаций врачей-специалистов.

    3. Назначение лечения.

    4. Решение вопроса о госпитализации (плановой или экстренной).

    5. Решение вопроса о трудоспособности пациента.
    6. Оформление медицинской документации (амбулаторная карта, талон амбулаторного пациента, направления на анализы, рецепты и т.д.).

    7. При повторном обращении оценка динамики состояния пациента, данных дополнительных методов обследования, формулировка уточненного диагноза и коррекция лечения

    Работа врача-участкового терапевта сложна также тем, что на прием обращаются пациенты с различной, в том числе не терапевтической, патологией. Врач-терапевт должен четко знать терапию и хорошо ориентироваться в смежных областях.

    Несмотря на то, что работа врача поликлиники сложна и многогранна, она имеет определенную структуру: определение цели визита, постановка диагноза с использованием физикальных методов исследования, определение плана дообследования для уточнения диагноза, назначение лечения, оформление документов.

    Работа врача на амбулаторном на приеме может быть представлена в виде схемы деятельности - алгоритма (схемы ориентировочной основы действий) по диагностике заболевания и ведению больного, состоящей из последовательности действий, их результата и обоснования.

    Приложение №4


    Алгоритм первичного приема больного в поликлинике (на примере ОРВИ)

    Ориентировочная

    Результат мыслительной

    Патоморфологическое и

    основа действий

    операции

    патофизиологическое

    (последовательность

    (результат действий)

    обоснование действий и

    действий)

    технологии вмешательства

    1. Определить цель

    Получение информации о

    Интоксикация и катаральные

    визита

    состоянии здоровья,

    явления нарушают качество

    рекомендаций по лечению,

    жизни и препятствуют

    документа, подтверждающего

    выполнению профессионального

    освобождение от работы

    труда

    2. Провести опрос

    Повышение температуры до

    Интоксикация вирусными или

    больного, выявить

    37,8"С, першение и боль в

    бактериальными токсинами,

    жалобы общие и

    горле, сухой кашель, слабость

    раздражение терморегуляторного

    местные,

    центра, воспалительный отек

    детализировать

    слизистой носа, зева, бронхов

    жалобы

    3. Собрать анамнез

    Болен второй день: вчера

    Заболевание началось остро,

    заболевания

    вечером появились

    возможна вирусная этиология и

    вышеописанные симптомы, На

    воздушно-капельный путь

    работе имел контакт с

    заражения

    пациентом с подобными

    симптомам. Вчера

    самостоятельно принимал

    аспирин.

    4. Собрать анамнез

    Хронические заболевания

    Симптомы, явившиеся

    жизни: выявить

    отсутствуют

    основанием для обращения, могут

    хронические

    быть проявлением остро

    заболевания,

    возникшего заболевания или

    обострение которых

    обострения хронического

    может вызвать

    подобные симптомы

    5. Осмотреть

    Т 37,3. Кожа горячая влажная,

    Выявлены объективные признаки

    больного по

    при осмотре сухой кашель,

    поражения верхних дыхательных

    системам, обратить

    явления ринита, в зеве

    путей, (явления ринита и

    особое внимание на

    гиперемия, задняя стенка

    фарингита) объективные

    пораженные

    мелкозерниста, в легких

    признаки интоксикации

    системы

    дыхание жесткое, хрипов нет.

    В остальном - по органам без

    особенностей

    6. Поставить

    ОРЗ: легкой степени тяжести,

    Предварительный (рабочий)

    предварительный

    тонзилло-фарингит, период

    диагноз - это диагноз наиболее

    диагноз - диагноз,

    разгара

    вероятного заболевания,

    основанный на

    требующий уточнения и

    данных анамнеза и

    детализации. Острое начало,

    физикальных

    наличие катарального (тонзилло-

    методов

    фарингит) и интоксикационного

    исследования

    синдромов свидетельствуют за

    диагноз ОРЗ. ОРЗ - синдром

    поражения верхних дыхательных

    путей, нозологическая

    спецификация синдрома в

    условиях поликлиники

    невозможна и не имеет

    практического значения.

    7. Определить набор

    Этиологию заболевания

    Метод парных сывороток

    дополнительных

    можно установить, используя

    позволяет определить этиологию

    методов,

    метод парных сывороток

    заболевания по возрастанию в

    позволяющих

    Анализ крови общий

    динамике титра антител к

    подтвердить или

    Анализ мочи

    известным антигенам. Наличие

    поставить диагноз

    Флюорография органов

    лейкоцитоза и ускоренного СОЭ

    грудной клетки

    заставит усомниться в диагнозе

    ОРЗ, нормальный анализ крови

    или лейкопения будет

    свидетельствовать за ОРЗ,

    нормальный анализ мочи будет

    свидетельствовать за ОРЗ,

    наличие лейкоцитов будет

    свидетельствовать за поражение

    мочевыводящих путей, отсутствие

    патологии на флюорографии

    позволит исключить пневмонию.

    8. Составить план

    Отсутствие хронических

    При отсутствии осложнений ОРЗ

    обследования с

    заболеваний и характерная

    заканчивается выздоровлением

    учетом

    клиника ОРЗ позволяют

    через 5-7 дней (при

    предварительного

    предположить выздоровление

    аденовирусной инфекции,

    диагноза

    пациента через 5-7 дней, что

    инфекционный процесс

    не потребует дополнительных

    продолжается до трех недель), но

    исследований, но, если

    при наличии осложнений

    выздоровление затянется, то,

    катаральный и интоксикационный

    для исключения возможных

    синдромы сохраняются, что

    осложнений могут

    может потребовать

    потребоваться

    дополнительных исследований

    дополнительные

    (анализ крови, мочи,

    обследования.

    флюорография легких и рентг.

    обсл. придаточных пазух носа).

    Исследование парных сывороток

    не имеет практического значения,

    так результат исследования будет

    получен, после выздоровления

    пациента.

    9. Определить сроки

    Наличие острого

    Наличие катарального и

    временной нет

    воспалительного заболевания

    интоксикационного синдромов

    рудоспособности, ее

    и катарального и

    определяет невозможность

    причину

    интоксикационного синдромов

    любого профессионального труда

    является основанием для

    определения временной

    нетрудоспособности

    10. Обосновать

    Прогноз благоприятный,

    Учитывая неизвестную этиологию

    тактику ведения

    выздоровление возможно

    заболевания, лечение является

    больного, методов

    через 5-7 дней. Больному

    синдромальным, биопарокс

    лечения и

    показаны: домашний режим,

    оказывает противоспалительное

    профилактики,

    обильное витаминизированное

    действие и местное

    определить прогноз

    питье, легкоусвояемое

    бактерицидное, уменьшая

    питание,

    симптомы заболевания и

    противовоспалительная и

    препятствуя активизации местной

    местная антибактериальная

    бактериальной флоры,

    терапия: биопарокс по 1

    профилактируя возможные

    ингаляции 4 раза в день, при

    бактериальные осложнения.

    повышении температуры

    Если имеются основания

    выше 38° С 1 таблетка

    предполагать бактериальную

    парацетамола. Явка в

    этиологию ОРЗ, в комплекс

    поликлинику через 4 дня для

    лечения необходимо включить

    оценки эффективности

    антибиотик - эритромицин,

    лечения и восстановления

    макропен или полусинтетические

    трудоспособности

    пенициллины)

    11. Составить план

    Назначенное лечение пациент

    Саногенез заболевания

    лечения больного с

    будет применять 5 дней, после

    обусловлен уничтожением

    учетом

    чего его следует повторно

    вирусных или бактериальных

    предварительного

    осмотреть для определения

    агентов системой иммунитета

    диагноза

    эффективности лечения и

    пациента. При естественном

    отсутствия осложнений

    течении заболевания ОРЗ

    заканчивается

    самовыздоровлением через 5-7

    дней. Выздоровление

    затягивается при присоединении

    осложнений

    12. Определить

    Отсутствие синдрома

    Отсутствие объективных

    критерии

    интоксикации и катарального

    проявлений этих синдромов будет

    выздоровления

    синдрома

    свидетельствовать об отсутствии

    воспалительной инфильтрации

    верхних дыхательных путей

    13. Оформить

    Жалобы на повышение

    Амбулаторная карта - первичный

    медицинскую

    температуры до 37,8"С,

    медицинский документ,

    документацию:

    насморк, першение в горле,

    документирующий факт

    амбулаторную

    сухой кашель, слабость. Болен

    обращения за медицинской

    карту, талон

    второй день.

    помощью, по амбулаторной карте

    амбулаторного

    Об-но: Т 37,3 кожа горячая,

    эксперт страховой компании

    пациента,

    влажная. Пульс 90 в 1 минуту,

    оценивает качество оказания

    больничный лист,

    ритмичен. АД 120/80. Тоны

    медицинской помощи.

    рецепты

    сердца звучные. При осмотре

    сухой кашель. Явления

    ринита. Вокруг зева

    гиперемия, задняя стенка

    мелкозерниста, в легких

    дыхание везикулярное, хрипов

    нет. В остальном - без

    особенностей.

    Диагноз: ОРЗ

    б/л№ ...с... по...,

    явка... (дата)

    Рекомендовано:

    Режим амбулаторный,

    обильное витаминизированное

    питье, биопарокс 1 ингаляция

    4 раза в день, парацетомол - 1

    табл. при повышении Т выше

    38"С.

    В талоне амбулаторного

    Талон амбулаторного пациента

    пациента указать №№

    является основанием для оплаты

    страхового полиса и паспорта,

    страховой компанией

    адрес и место работы

    медицинской услуги

    пациента, категорию -

    работающий, код услуги

    прием, повод обращения -

    лечебно диагностический.

    Лист нетрудоспособности

    Лист нетрудоспособности

    оформить как первичный, вид

    является документом,

    нетрудоспособности -

    обосновывающим отсутствие на

    заболевание, режим

    работе и документом, по

    амбулаторный, в графе

    которому проводится оплата дней

    освобождение от работы

    нетрудоспособности из фонда

    арабскими цифрами с какого

    социального страхования

    числа, месяцы и года и

    Пациент не относится к категории

    прописью - по какое число

    пациентов, пользующихся

    включительно освобожден от

    льготами при лекарственном

    работы пациент. Указать

    обеспечении, поэтому рецепты

    должность и фамилию врача,

    выписываются на обычных

    поставить подпись.

    бланках

    Одна из задач обучения и воспитания студента - это развитие критического отношения к имеющимся знаниям, понимание того, что существующие знания устаревают, появляются новые научные факты. Учебно-исследовательская работа студента (УИРС) имеет цель сравнить реальные жизненные ситуации с теми теоретическими знаниями, которые получены за время обучения в академии. Поэтому

    Лучшие статьи по теме