Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование жизни и здоровья
  • Система законодательства регулирующая инновационную деятельность. Источники правового регулирования отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности. Расходы по обычным видам деятельности формируют

Система законодательства регулирующая инновационную деятельность. Источники правового регулирования отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности. Расходы по обычным видам деятельности формируют

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. Единого федерального законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ, услуг). Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, принципы ее регулирования, формирование и порядок реализации государственной научно-технической политики.

В Москве действует Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве»2 (далее - Закон об инновационной деятельности Москвы).

Закон об инновационной деятельности Москвы регулирует инновационную деятельность в городе Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики органов государственной власти города Москвы с целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет перехода к инновационному пути развития на основе принятых приоритетов.

Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является также законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов3, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров6, коммерческой тайны.

Вместе с тем, специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Подзаконными актами разного уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности. Так, Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельно-сти1. Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 8632.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19 июля 2004 г. № 31 утверждена форма государственного федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».

Кроме того, данные отношения регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Следует иметь в виду, что законодателем по-разному решен вопрос о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существуют три системы правовой охраны :

  1. регистрационная система, действующая в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества и он может быть повторен, то для возникновения правовой охраны необходима формализация. Чтобы закрепить право на такие объекты, следует провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);
  2. созидательная система, заключающаяся в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Эта система применяется в отношении объектов авторского права;
  3. система конфиденциальности, при которой основанием охраны является факт сохранения объекта в тайне и защиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Такая система применяется, например, для охраны «ноу-хау». К «ноу-хау» относится не защищенная охранными документами и не опубликованная (полностью или частично) техническая, организационная или коммерческая информация, которая составляет секрет производства и обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами.

Сложнее обстоит дело с правовым регулированием передачи, внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого федерального законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем прослеживается стыковка правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав гражданско-правовые отношения переходят в коммерческую сферу. Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются от полутора до двух тысяч нормативных актов. «Согласно оценке экспертного совета по кодификации и систе­матизации законодательства при Председателе Государственной Думы, законодательство Российской Федерации на современном этапе включает порядка 1 млн. нормативных актов, причем федеральное за­конодательство составляет не более 10 процентов, а остальное — законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления» .


Большое количество нормативных документов, упоминающих в своем контексте словосочетания «инновация», «инновационный продукт», «инновационная деятельность», значительно усложняет их изучение, а так же делает непростым применение на практике. Вот почему законодательная деятельность должна состоять не только в принятии очередных нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования инновационной деятельности. Только тщательный анализ действующего инновационного законодательства поможет понять и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.


Основным источником права является Конституция РФ, которая гарантирует свободу предпри­нимательской деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг, поддержку конкуренции.


Конституция РФ закрепляет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственно­сти, а так же гарантирует равенство всех форм собственности. Каждый может использовать находящееся в собственности имущество для любой не запрещенной законом экономической деятельности.


Конституция РФ отнесла правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и ин­теллектуальной собственности к исключительному ведению Российской Федерации. Такой подход объ­ясняется как важностью регулируемых общественных отношений, так и заинтересованностью всех субъ­ектов Федерации и самой Федерации в едином правовом пространстве в сфере гражданско-правового регулирования.


Основополагающим законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс РФ. В нем более детально регламентируются отношения в сфере пред­принимательства, дается определение предпринимательской деятельности и закреплена классификация хозяйствующих субъектов. Важным событием является принятие четвертой части Гражданского ко­декса РФ, в которой закреплены материальные нормы, регулирующие отношения в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.


К числу специальных федеральных законов, регулирующих инновационную предпринимательскую деятельность, необходимо отнести следующие:


1.Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.


2.Федеральный закон «Об инновационном центре "Сколково"» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.


3.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ.


4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.



7. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ.


8. Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.


9. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.


10. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ» от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.


11. Налоговый кодекс: часть первая от 31.07.1998 № 146 -ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 № 117-ФЗ.


12. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу от 30 марта 2002 г. Пр-576.


Представленный перечень нормативно-правовых актов не является исчерпывающим. Правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется и иными правовыми актами принятыми как федеральными органами власти, так и на региональном уровне.


В большинстве государств, в том числе федеративных, законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе строго централизовано, поскольку в этом секторе правоотношений единообразное регулирование служит интересам личности и государства в целом, гарантирует защиту творческой деятельности человека, производителей и создателей продукции. Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне создает условия для сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны, предотвращения его утечки за рубеж. Однако отнесение названных вопросов к исключительному ведению Российской Федерации не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах не вправе касаться этих вопросов. Напротив, они должны на региональном уровне расширять права и свободы, но сужать и ущемлять их они не вправе. Многие субъекты Федерации воспользовались этим правом .


Ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятель­ность - деятельность коммерческая, связанная с получением нового продукта и реализацией его другим участникам рынка. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей. Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности явля­ется не только социально-экономический эффект от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Следовательно, необходимыми компонентами инновационной деятельности являются:


Развитие прикладной науки;


Создание пилотного образца;


Оформление технической документации на новый продукт;


Юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность;


Серийное производство;


Передача инновационного продукта в коммерческий оборот.


Таким образом, инновационную деятельность как процесс преобразования научного знания в новшество и доведение полученного интеллектуального продукта до рынка можно представить в виде последовательно сменяющихся правовых отношений, опосредующих действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации. Инновационный процесс, в отличие от иных видов деятельности, имеет достаточно необычный правовой механизм. Дело в особом характере инновационной деятельно­сти, являющейся процессом, где один вид отношений сменяется другим, равно как и участники этой деятельности.


Объектами правового регулирования выступают: порядок создания и использования инноваци­онной продукции; механизм взаимодействия между участниками инновационного процесса; защита интеллектуальной собственности и прав субъектов инновационного процесса.


Изучение правового механизм регулирования инновационной деятельности в современных россий­ских условиях позволяет выявить главный пробел российского законодательства в данной области - отсутствие системности. Имеющаяся в России правовая база инновационного развития во многом носит декларативный характер, инструктивные документы нередко вступают в противоречие с законодатель­ными актами, а некоторые предметные области отношений субъектов инновационной деятельности вообще остались вне правового регулирования. Так, правовое регулирование российской науки и отечественной системы образования осуществляется вне связи с другими важнейшими элементами инновационной системы: рыночным сектором, производством, инновационной инфраструктурой .


Правовое регулирование в сфере инноваций должно обеспечивать комплексное регулирование во всех направлениях, начиная с создания и использования инновационных продуктов, и заканчивая отношениями, возникающими в процессе их реализации: в области производства, бизнеса, торговли, обновлением образования, науки. Только комплексное правовое регулирование способно обеспечить эффективность инновационной предпринимательской деятельности и создать конкурентоспособную экономику.


Список литературы


1. Волынкина М. В. Правовой инновационный опыт регионов / Журнал российского права, 2006.


2. Шкатулла В. И. Право. М.: Высшая школа, 2004. С. 55.


3. Курочкин В. Н. Правовое обеспечение инновационной деятельности в интересах экономической безопасности России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 05.26.02. М., 2004. 27 с.


4. Сушкова О. В. Гражданско-правовой режим инноваций в научно-технической сфере: на приме­ре деятельности высших учебных заведений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2010. - 22 с.

2.2 Нормативные акты регулирования инновационной деятельности в России

Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности .

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает: - Конституцию Российской Федерации;

Гражданский кодекс РФ;

Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;

Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;

Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1. < О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; - Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.) Этот и нижеследующие в перечне законы действуют до вступ-ления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;

Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 <-О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);

Но даже наличие этой законодательной базы не снижает обоснованности выводы Ю.В. Яковца о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных» . Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:

Внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»;

Восприятие методик бизнес-управления;

Большая ориентация на клиентов и сервис;

Перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление. Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.;

Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;

Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в сфере предпринимательства в России.

Законодательство об интеллектуальной собственности. В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности -- изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.

Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров -- главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002--2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002--2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности. В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов. К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разно- отраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей -- главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

Административно-правовое регулирование управления обороной и безопасностью

Конституция РФ. Федеральный закон „ Об обороне “ от 31 мая 1996 г. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ). Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)...

Источники (формы) права. Статус прокурора в Российской Федерации

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой...

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Источники гражданского права

Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности...

Источники земельного права

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации...

Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана. В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения...

Источники конституционного права России

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления входят в систему источников конституционного права и в порядке иерархичности (после Конституции Российской Федерации и федерального...

Источники трудового права

Организация работы отдела вневедомственной охраны

За время прохождения практики я ознакомился с основными положениями нормативно-правовых актов...

Понятие и сущность источников права. Место нормативно-правовых актов Республики Казахстан в системе действующего права страны

Среди нормативных актов РК важную роль (после законов), играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РК. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер...

Понятие, предмет, источники гражданского права

Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее...

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью на сегодняшний день один из самых популярных видов юридического лица, созданного для осуществления предпринимательства. В настоящее время в РФ, по данным регистрирующих органов...

Правовое регулирование инновационной деятельности в современной России

инновационный нормативный регулирование товарный Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения...

Правовое регулирование создания и функционирования хозяйственных обществ при высших учебных заведениях

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.3 Б.А. Коканов

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность развивается бурными темпами, но не имеет должного правового регулирования. Анализируется сложившаяся ситуация по регулированию инновационной деятельности в мире и в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, малые инновационные предприятия.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности работающих. Их доля в ВВП превышает 50%. Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

В странах Восточной Европы резкое сокращение государственных средств, выделяемых на научные разработки, привело к созданию альтернативных исследовательских и инновационных структур в форме малых государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий. Подобная система инновационного бизнеса обладает большими возможностями при организации производства на переходном этапе. Она способствует оживлению предпринимательской деятельности, созданию дополнительных рабочих мест.

В Чехии, например, реализуется программа «Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий», в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса. Договор об объединении Германии предусматривал специальную статью по созданию общегерманского научно-технического пространства, что позволило трансформировать инновационные структуры бывшей ГДР под западногерманскую модель.

В Г ермании на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. В части финансирования они имеют наиболее высокую долю расходов на НИОКР (6,1%). Малые фирмы стоят ближе к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспособляемость к требованиям рынка, быстрее перестраивают производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике. Государство стремится не столько защитить малый и средний бизнес, сколько создать для него равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается важное значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. Министерство экономики Германии разработало программу «ЕвроФИТНЕС», задача которой заключается в оказании помощи малым и средним предприятиям в подготовке к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. Таким образом, обеспечиваются стимулирование инновационной деятельности, расширение масштабов НИОКР, рост конкурентоспособности продукции.

В настоящий момент в мире можно проследить тенденцию активного стимулирования государством осуществления инновационной деятельностьи. Во Франции, например, были разработаны проекты о стимулировании изобретательства и поощрении новаторов, где для независимых новаторов предусматривается дополнительная скидка с налогов около 30 - 40%. Французское страховое общество предложило для мелких и средних фирм два новых вида контракта, разработанных совместными усилиями Патентного ведомства Франции и агентством ANVAR (Национальное агентство по использованию научных исследований). Первый из этих контрактов предусматривает страхование от различных видов риска, возникающего при реализации инноваций. Второй - гарантирует лицам, подавшим заявление на патентование или получившим патент, выплату судебных издержек, связанных с юридической защитой их прав в случае контрафакции. Кроме этого, во Франции же в соответствии с Законом от 23 декабря 1985г. №85-1376 научные исследования и технологическое развитие при-

знаются общенациональными приоритетными задачами. В приоритетном порядке предоставляются государственные ассигнования и создаются рабочие места для продолжения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, а также для поддержки новаторских предприятий и усилия передачи технологии малым и средним предприятиям.

Особое внимание необходимо обратить на стимулирование активности к занятию инновационной деятельностью со стороны государства в США посредством принятия многочисленных законодательных актов. Поскольку именно в этой стране с 80-х гг. развитию инновационного сектора уделяется особое внимание, так как инновационный путь, по мнению американских представителей, является одним из перспективных для поддержки экономических позиций государства . В качестве примера можно назвать следующие законодательные акты США:

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе 1982 г. (Small Bussiness Innovation development act of 1982, Public law 97-219) , согласно которому малый бизнес является двигателем экономического роста. Закон обязывает Федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР;

Закон Бай-Доула 1980 г. (Bayh-Dole Act of 1980, Public Law 96-517) предоставил университетам, коммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства;

Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980, Public Law 96-480) сыграл значительную роль в создании благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами экономики. Этот законодательный акт предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций в коммерческих и государственных целях, поддержке их трансфера.

Малые фирмы США, действующие в сфере науки, дополняют традиционные научноисследовательские и конструкторские комплексы промышленных предприятий и университеты, бесприбыльные исследовательские организации, государственные лаборатории, другие целевые структуры. По оценкам американских специалистов, не менее 1/8 ежегодно создаваемых в США малых фирм специализируются на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. Административные механизмы предусматривают распределение средств в пользу малых инновационных фирм. В настоящее время государством в той или иной форме финансируется до 1/3 расходов малых фирм на научно-технические исследования и разработки.

Исходя из мировой практики инвестиционные средства должны вкладываться в основном в капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на разработку, коммерциализацию и внедрение технологий наукоемких продуктов. Наглядным примером венчурных инвестиций является зарубежный опыт: например, в США большинство ведущих компаний в области компьютерных техники и технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе своего возникновения были профинансированы именно венчурными фондами. Для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этого являются, во-первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет основу для обращения венчурного капитала, во-вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса.

В России правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

В отношении научной и научно-технической деятельности существуют нормы правового регулирования, которые закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Инновационные отношения же в основном регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Источники правового регулирования инновационной деятельности ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Г осударственной Думой РФ был принят ряд федеральных законов в области науки и инноваций: «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 г. №316-Ф3; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ; «О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”» от 27 июля 2010 г. №220-ФЗ; «Об инновационном центре “Сколково”» от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ.

Все эти документы обеспечивают формирование правовых основ осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности отдельными субъектами (элементами) инновационной системы. Как отмечалось ранее, специального федерального закона, регулирующего инновационную деятельность в целом по стране, пока не принято. При этом более чем в 50 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы об инновационной деятельности .

Несмотря на это специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Задачей региональных органов власти в таких условиях будет являться разработка необходимых механизмов, способных привлечь коммерческие инвестиционные компании к инвестированию в малый бизнес в инновационной сфере (например, с помощью частичного гарантирования, разделения с инвестором определенных видов рисков, присущих отрасли).

Мировой опыт показывает, что все страны с развитой рыночной экономикой применяют определенные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, из которых мы выделяем экономические и организационные.

Государственное и правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им нормативных актов (законы, постановления, указы и т.д.). Государственное экономическое регулирование предполагает внедрение в практику системы мер экономического и финансового воздействия на деятельность и развитие предпринимательства для установления оптимальных пропорций в национальной системе экономики, регулирование системы налогообложения и финансово-кредитных отношений, создание равных условий для осуществления хозяйственной деятельности предприятий.

С каждым годом усиливается роль негосударственной поддержки малого бизнеса. Негосударственная поддержка малого бизнеса включает в себя ассоциации, союзы, гильдии, российское агентство по поддержке малого бизнеса, лизинговые и франчайзинговые фирмы, бизнес-инкубаторы, учебные центры, страховые компании и т.д.

Однако без государственной поддержки и регулирования малый бизнес не в состоянии противостоять крупному и даже среднему капиталу, отстаивать свои экономические и социальные интересы. Об этом свидетельствует весь опыт развития мировой экономики.

Малое предпринимательство формирует в стране средний класс и способствует становлению инновационной экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие места, стимулировать спрос и предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. На федеральном уровне не существует официального документа, регулирующего инновационную деятельность, несмотря на то что во многих регионах такие законы приняты. В настоящее время существуют более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика». Таким образом, прослеживается необходимость принять единый нормативноправовой акт, регулирующий данную область.

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. № 7.

2. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. №5.

3. Тодосийчук А.В. Правовые основы формирования инновационной экономики // Менеджмент инноваций. 2011. № 1.

4. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/

5. URL: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/bdquery/D?d096:2/temp/

6. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Bayh-Dole_Act

7. URL: http://www.csrees.usda.gov/about/offices/legis/techtran.html

Поступила в редакцию 07.07.11

Sources of legal regulation of innovative activity

Nowadays, innovative activity develops very quickly but it does not have a proper legal regulation. The author aims to analyze a current situation on the regulation of innovative activity both in the world and in the Russian Federation.

Keywords: Innovation, innovative activity, intellectual property, the small innovative enterprises.

Коканов Бауржан Ахметович, аспирант Kokanov B.A., postgraduate student

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» Astrakhan state university

414041, Россия, г. Астрахань, ул. Восточная, 38 414041, Russia, Astrakhan, Vostochnaya st., 38

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Вопросы к теме:

Тема 2

Правовое регулирование научной деятельности

Вопросы к теме:

1.Понятие научной деятельности.

2.Законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

3.Субъекты научной деятельности.

4.Объекты научной деятельности.

5.Права и обязанности научных работников.

Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой:

1. Студентам поручается выступить в молодежной аудитории и раскрыть, что понимается под научной деятельностью с последующим обсуждением темы.

2. Заслушать и обсудить по 2-3 реферата.

Подготовьте реферат по одной из тем:

1. Законодательство о науке и научно-технической политике.

2. Правовое положение научных организаций.

3. Объекты научной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение понятий “Фундаментальные научные исследования”, “научно-технический результат”, “научно-техническая продукция”, “Прикладные научные исследования”?

2. В процессе выполнения научных исследований была обнаружена невозможность получения ожидаемого результата. Заказчик оплатил исполнителю по договору 500 тыс. рублей. Какие права и обязанности в данном случае возникают у заказчика и исполнителя, возможно ли возмещение убытков и в какой форме?

5. Профессор И.Ю. Юрин отказался продолжать научные исследования и готовить свое заключение по теме научного исследования в связи с тем, что применение результатов этих исследований могут нанести вред экологии региона, в котором он проживает. Имеет ли такой отказ юридическое обоснование? Перечислите права и обязанности научных работников.

Тема 3.

Инновационное законодательство

Вопросы к теме:

1. Развитие законодательства об инновационной деятельности.

2. Источники инновационного права.

3. Соотношение инновационного законодательства с законодательством об интеллектуальной собственности.



4. Соотношение инновационного законодательства с законодательством о предпринимательской и коммерческой деятельности.

Занятие проводится в виде инновационной игры, в ходе которой инсценируются процедуры подготовки, а также принятия Положения об инновационной деятельности в конкретном хозяйствующем субъекте (Обществе с ограниченной ответственностью, товариществе на вере, полном товариществе) с анализом действующего законодательства об инновационной деятельности и моделированием идеальной ситуации.

Задания для самостоятельного изучения темы:

Составьте логическую схему базы знаний:

1. Подготовка концепции законодательного обеспечения инновационной деятельности.

2. Структура проекта закона об инновационной деятельности.

3. Формирование отдельных положений Закона об инновационной деятельности (понятие инновационной деятельности, правовое положение субъектов, объекты инновационной деятельности, ответственность в инновационной сфере и т.д.) .

Контрольные вопросы

1. Как разрабатывалась Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы?

1. Что Вам известно о Проектах законов, вынесенных на обсуждение органов законодательной власти, относящихся к правовому регулированию инновационной деятельности?

2. Как Вы оцениваете современное состояние обеспечения законодательного регулирования инновационной деятельности?

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Международные и региональные соглашения, связанные с регулированием инновационной деятельности

Вопросы к теме:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.).

2. Парижская конвенция об охране промышленной собственности(1883 г.) Соглашение о патентной кооперации (РСТ).



3.Евразийская патентная конвенция.

4.Значение вступления России в ВТО. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной деятельности (ТРИПС).

В ходе занятия:

1. Проводится дискуссия, с обсуждением основных принципов международных соглашений по охране промышленной собственности.

2. Заслушать и обсудить 2-3 реферата.

Задания для самостоятельного изучения темы:

1. Подготовить анализ международного соглашения ТРИПС.

2. Подготовить реферат по одной из тем:

Международные соглашения по промышленной собственности.

Влияние международных договоров на патентование российских изобретений за границей.

Современные тенденции развития международных отношений в плане правового регулирования инновационной деятельности. Вступление России в ВТО.

Участие России в соглашении по торговым аспектам интеллектуальной собственности

Контрольные вопросы

1.На каких принципах основаны международные соглашения по охране авторских прав?

2.Каково значение конвенционного приоритета для признания приоритета за авторами изобретений?

3.Как осуществляется оформление патента по системе РСТ?

4. В чем особенности оформления охранных документов в рамках Евразийской Патентной конвенции?

5. Каковы основные положения международного соглашения по правовым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС)?

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Понятие, предмет и метод инновационного права. Инновационная деятельность.

Вопросы к теме:

1. Понятие, необходимость и экономическая сущность инновационной деятельности в обществе.

2. История и развитие доктрин об инновационной деятельности.

3. Основные этапы развития инновационной деятельности в России.

4. Понятие, предмет и метод инновационного права. Место инновационного права в системе права.

5. Нормы инновационного права.

6. Инновационное правоотношение.

7. Основные стадии инновационного цикла.

Лучшие статьи по теме