Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Приказ 262 от 30.12 205. IV. Порядок заполнения акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии

Приказ 262 от 30.12 205. IV. Порядок заполнения акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии

Об утверждении Методики определения и установления величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии

По заключению Минюста РФ от 3 сентября 1999 г. N 7246-ЭР настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.99 N 664 "Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения" приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Методику определения и установления технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии. 2. Руководителям энергоснабжающих организаций руководствоваться данной Методикой при установлении технологической и аварийной брони электроснабжения. Министр топлива и энергетики Российской Федерации

Приложение

Методика определения и установления величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии

I. Общие положения

1. Методика определения и установления величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии (далее именуется Методика) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.99 N 664 "Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения". 2. Методика устанавливает общие требования по определению величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии. 3. Определение и установление величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии преследует цель предотвращения опасных последствий и сокращения возможного ущерба у потребителей от внезапного прекращения подачи электрической энергии при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения. 4. Методика предназначена для использования при составлении акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения, определяющего объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения. 5. Технологическая и аварийная броня электроснабжения не являются гарантией бесперебойного электроснабжения потребителей электрической энергии в условиях возникновения аварии в работе систем электроснабжения с автоматическим отключением (погашением) питающих центров и линий. 6. Электроснабжающие организации в соответствии с пунктом 14, абзац 5 Основных положений ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" вносят в Региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации предложения об установлении дифференцированного тарифа на бронированную электрическую мощность, исходя из уровня надежности энергоснабжения. 7. Методика является обязательной для энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии независимо от форм собственности, включая потребителей - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

II. Технологическая броня электроснабжения

8. Технологической броней электроснабжения является наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих электроприемников. 9. Технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей - юридических лиц: использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное отключение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и (или) необратимое нарушение технологического процесса; имеющих электроприемники, фактическая схема электроснабжения которых удовлетворяет требованиям, предъявляемым к электроприемникам первой категории по надежности электроснабжения. 10. Время, необходимое для завершения технологического процесса, а также максимально допустимое время перерыва электроснабжения, не приводящее к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается на основании технологических карт, проектной документации потребителя электрической энергии, заключения головного отраслевого проектного института, а при их отсутствии - по взаимному согласованию энергоснабжающей организации и потребителя электрической энергии. 11. Фактическая нагрузка (потребляемая мощность) электроприемников технологической брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем, с учетом коэффициента использования и не может быть выше суммарной нагрузки электроприемников первой категории, участвующих в непрерывном технологическом процессе. 12. Электроприемники непрерывного технологического процесса, время завершения которого превышает трое суток, должны быть выделены на отдельные питающие линии, не подлежащие временному прекращению подачи электрической энергии до завершения технологического процесса, и обеспечены приборами учета электрической энергии.

III. Аварийная броня электроснабжения

13. Аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающие безопасное для персонала и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. 14. Аварийная броня электроснабжения устанавливается для потребителей электрической энергии - юридических лиц, имеющих электроприемники, фактическая схема электроснабжения которых удовлетворяет требованиям, предъявляемым к электроприемникам первой и второй категорий по надежности электроснабжения. 15. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализации, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция, отопление в зимнее время. 16. Фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем, с учетом коэффициента использования, и не может быть выше нагрузки потребителя электрической энергии в нерабочий (праздничный) день. 17. Электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит ограничению или временному ее прекращению при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения. Питающие линии, обеспечивающие электроснабжение электроприемников аварийной брони, должны иметь приборы учета электрической энергии.

IV. Порядок заполнения акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии

18. Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения (далее именуется "Акт") является: двухсторонним соглашением, определяющим объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения; исходным документом для формирования графиков ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности); приложением к договору энергоснабжения. 19. Акт составляется со всеми потребителями электрической энергии, независимо от форм собственности, включаемыми в графики ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности), с целью определения величины и очередности ограничения потребления и временного отключения электрической энергии, включая потребителей - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). 20. Акты могут составляться и с другими потребителями электрической энергии, не включенными в указанные графики, как по инициативе потребителя, так и энергоснабжающей организации. 21. Оформленные экземпляры акта хранятся у потребителя и в энергоснабжающей организации. Количество экземпляров акта определяется сторонами при его составлении, исходя из местных условий. 22. Срок действия акта не ограничен. 23. Пересмотр акта производится по инициативе одной из сторон в следующих случаях при: изменении схемы внешнего и (или) внутреннего электроснабжения потребителя; изменении технологии производства; изменении категории надежности электроснабжения потребителя или его токоприемников; реорганизации предприятия (производства), изменении формы собственности или собственника; снижении нагрузки у потребителя ниже уровня технологической или аварийной брони электроснабжения; других случаях, которые определяются при составлении акта. 24. К акту прикладывается принципиальная однолинейная электрическая схема электроснабжения предприятия в нормальном режиме, подписанная представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя электрической энергии. На схеме должно быть указано: границы эксплуатационной ответственности между потребителем электрической энергии и энергоснабжающей организацией; все питающие потребителя электрические линии с указанием допустимых нагрузок; связи между подстанциями, на которые заведены питающие линии, связи с другими потребителями или источниками электроснабжения с указанием допустимых нагрузок; положение коммутационной аппаратуры в нормальном режиме работы (включено, отключено); наличие секционирования шин и АВР (с указанием одностороннего или двустороннего его действия); наличие аппаратуры ручного переключения; сечение питающих электрических линий; подключение электроприемников технологической и аварийной брони электроснабжения к питающим линиям; место установки приборов учета электрической энергии, потребляемой электроприемниками технологической и аварийной брони электроснабжения. 25. При составлении акта: требуется четкое заполнение всех предусмотренных показателей. Незаполненные графы или строки - прочеркиваются; должны быть выявлены питающие линии, которые могут отключаться немедленно (без предупреждения) и временное отключение которых не вызовет несчастных случаев с людьми или тяжелых экологических последствий. С этой целью проводится анализ всех случаев ранее происшедших внезапных отключений питающих электрических линий и их последствия. 26. Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения подписывается представителями энергоснабжающей организации и потребителя электрической энергии и утверждается руководителями энергоснабжающей организации (или директором Энергосбыта) и потребителя электрической энергии. 27. Спорные вопросы, возникающие между потребителем и энергоснабжающей организацией при определении и установлении величины технологической и аварийной брони электроснабжения и схем внутреннего электроснабжения, рассматриваются органами государственного энергетического надзора.

Заполнение раздела I "Акта" - Общие сведения

28. По строкам 1 - 7 заполняется: наименование предприятия, юридический адрес, номер абонента (договора), форма собственности, принадлежность к отрасли, наименование электрических сетей, от которых осуществляется электроснабжение потребителя, фамилия, имя, отчество и телефоны руководителей, дежурного по предприятию и подстанции. 29. По строке 8 указывается фактическое количество смен, время начала и окончания каждой смены в часах и минутах (при необходимости), выходные дни недели потребителя. 30. По строкам 9 - 11 проставляется нагрузка (потребляемая мощность) и суточное потребление электрической энергии по последним зимнему и летнему замерам раздельно. При необходимости учесть все происшедшие с того времени изменения в потреблении электрической энергии и мощности в результате ввода дополнительных мощностей или демонтажа оборудования. Если потребитель в последний замер имел нехарактерную нагрузку из-за проводимых энергоснабжающей организацией регулировочных мероприятий по ее снижению, или по другим причинам, то при определении нагрузки в часы максимума необходимо внести соответствующие коррективы или по согласованию с энергоснабжающей организацией перенести день замера. 31. По строкам 12 - 13 определяется величина аварийной и технологической брони электроснабжения методом суммирования нагрузок электроприемников по 6 и 9 графам раздела II акта соответственно. По строке 12.1 указывается нагрузка (потребляемая мощность) электроприемников аварийной брони электроснабжения, включение которых требуется только в экстремальных ситуациях, например насосы пожаротушения. Нагрузки аварийной и технологической брони электроснабжения рассчитываются раздельно. В нагрузку технологической брони электроснабжения нагрузка аварийной брони не включается.

Заполнение раздела II "Акта" - Технические характеристики электроснабжения потребителя электрической энергии

Часть 1 - Таблица 32. В графах 2 и 3 указываются диспетчерские наименования и номера питающих центров и питающих линий энергоснабжающей организации, а также других источников электроснабжения, в том числе и автономных. 33. В графе 4 проставляется нагрузка питающих линий в нормальном режиме работы, определяемая по последнему летнему и зимнему замерам из ведомости электросетевого предприятия энергоснабжающей организации или потребителя (с учетом коррекции по п.28 раздела I акта). 34. В графе 5 перечисляются все электроприемники, отнесенные к аварийной брони электроснабжения при полном останове работы потребителя. Электроприемники аварийной брони электроснабжения указываются по каждой питающей линии раздельно, в т.ч. и субабонента. 35. В графе 6 проставляется нагрузка электроприемников, определенная замерами или расчетным путем по номинальной мощности с учетом коэффициента использования и одновременности их работы (потребляемая мощность). Нагрузка определяется для зимнего и летнего периодов. 36. В графе 7 указывается полное наименование питающей линии, на которую может быть переведено электроснабжение электроприемников аварийной брони и способ переключения (в том числе при переводе на автономный источник). 37. В графе 8 перечисляются электроприемники, обеспечивающие потребителю завершение технологического процесса. 38. В графе 9 проставляется нагрузка электроприемников, определенная замерами или расчетным путем по их номинальной мощности с учетом коэффициентов использования и одновременности работы (потребляемая мощность). Нагрузка определяется для зимнего и летнего времени. 39. В графе 10 из технологических карт определяется время, необходимое для завершения технологического процесса, после чего могут быть отключены соответствующие электроприемники. 40. В графе 11 указывается максимально допустимое время перерыва электроснабжения установки, не приводящее к необратимому нарушению технологического процесса. Часть 2 41. В пункте 1 указываются питающие линии, которые могут быть немедленно (без предупреждения) отключены с питающих центров энергоснабжающей организации или потребителя электрической энергии. 42. В пункте 2 указываются питающие линии, которые могут быть отключены немедленно, но на определенное время, по истечении которого они должны быть вновь включены. 43. В пункте 3 указываются питающие линии из числа остающихся в работе, которые могут быть отключены по истечении времени, необходимого для завершения технологического процесса. 44. В пункте 4 указывается суммарная нагрузка отключаемых потребителем электроприемников и общее количество точек (пунктов), из которых проводится отключение. 45. В пункте 6 указываются конкретно разрешенные и запрещенные в работе АВР.

Заполнение раздела III "Акта" - Особые замечания

46. При заполнении данного раздела необходимо указать: номера питающих линий, не подлежащих временному отключению электрической энергии (мощности); предельно допустимую нагрузку каждой из этих питающих линий, раздельно для зимнего и летнего периодов; соответствие фактической схемы электроснабжения требованиям, предъявляемым к электроприемникам потребителя соответствующей категории; основные объекты (потребителей), относящиеся к непромышленной нагрузке, электроснабжение которых осуществляется от питающих линий данного потребителя. 47. Электроприемники аварийной брони электроснабжения, присоединенные к питающим линиям, большая часть нагрузки которых по технологии производства допускает временное прекращение подачи электрической энергии, должны быть переведены на другие источники электроснабжения.

Приложение

к Методике

Акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии

Раздел I - Общие сведения

1. Наименование предприятия 2. Юридический адрес 3. Номер абонента (договора) 4. Форма собственности 5. Принадлежность к отрасли 6. Наименование электрических сетей, осуществляющих электроснабжение 7. Фамилия, имя, отчество и телефоны: Руководителя Технического руководителя (главного инженера) Ответственного за электрохозяйство Дежурного в вечернее и ночное время Дежурного по подстанции 8. Сменность работы потребителя (фактическая) 9. Нагрузка, тыс.кВт.: по замеру в зимний период по замеру в летний период 10. Суточное электропотребление, тыс.кВт.ч.: по замеру в зимний период по замеру в летний период 11. Потребление электрической энергии (мощности) нерабочего (праздничного) дня, тыс. кВт.ч. (кВт.): зимний период летний период 12. Нагрузка аварийной брони электроснабжения, тыс.кВт. в зимний период в летний период 12.1. Нагрузка электроприемников аварийной брони электроснабжения, не участвующая в работе потребителя в нормальном режиме, тыс.кВт. 13. Нагрузка технологической брони электроснабжения, тыс.кВт: зимний период летний период

Раздел II - Технические характеристики электроснабжения потребителя

Часть 1 -Таблица

Наименование (номер) питающего центра энерго­снабжающей организации и других источников электро­снабжения

Наименование (номер) питающей линии энерго­снабжающей организации и других источников электро­снабжения

Нагрузка линии в нормальном режиме работы, кВт

Аварийная броня электроснабжения

Технологическая броня электроснабжения

Перечень электро­приемников, внезапное отключение которых может привести к опасности для жизни людей и окружающей среды

На какие линии может быть переключена нагрузка и какими средствами (АВР или вручную)

Перечень электро­приемников, обеспечивающих потребителю завершение технологического процесса

Время завершения технологического процесса, час

Допустимое время перерыва электро­снабжения электро­установки, час


1. При возникновении или угрозе возникновения аварии в системе электроснабжения могут быть немедленно отключены с питающих центров энергоснабжающей организации: питающие линии NN _______; 2. Питающие линии NN ______ на время, указанное в графе 11; 3. Питающие линии NN ______ по истечении времени, указанного в графе 10; 4. По требованию энергоснабжающей организации потребитель немедленно отключает ______ кВт. из _______ точек; 5. При отключении питающих линий при возникновении или угрозе возникновения аварии в системе электроснабжения переключение отключенной нагрузки на оставшиеся в работе линии производится потребителем с разрешения энергоснабжающей организации; 6. Использование имеющихся в работе АВР, разрешено ________; запрещено _____

Раздел III Особые замечания

  • Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба
  • МДС 41-4.2000 Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения
  • "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений"

    В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291) и на основании пункта 52 Плана мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243) приказываю:

    1. Настоящие требования являются минимально допустимыми и должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, учебных, зрелищных, лечебных учреждений и поликлиник, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-бытовых и спортивных сооружений), а также других зданий общественного назначения, складских зданий с расчетной температурой внутреннего воздуха в них выше 12°С и технопарков полезной площадью более 50 кв.м независимо от высоты с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха (далее - зданий или здания).

    2. Настоящие требования также относятся к малоэтажным домам не выше трех этажей: блокированной застройки, к многоквартирным домам и к домам индустриального изготовления.

    3. Обеспечивают выполнение настоящих требований юридические лица независимо от формы собственности, граждане (физические лица), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющие индивидуальное строительство, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области проектирования и строительства на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, (застройщик, собственник здания, строения, сооружения) в срок не менее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

    4. Настоящие требования не распространяются на:

    1) культовые здания, строения, сооружения;

    2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

    3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

    4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

    5) строения, сооружения вспомогательного использования;

    6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

    7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

    5. Возможность применения настоящих норм при реконструкции, капитальном ремонте и модернизации зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, определяется на основании согласования с органами государственного контроля в области охраны памятников истории и культуры в каждом конкретном случае.

    6. При проектировании и строительстве новых жилых и общественных зданий, а также при реконструкции (модернизации) существующих зданий в качестве базового уровня 2007 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 889 от 4 июня 2008 г. "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 23, ст. 2672) следует принять нормативы по таблицам 1 и 2 удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов. Нормы базового уровня устанавливают требования к энергетической эффективности и теплозащите зданий по классу энергетической эффективности С ("нормальный") и соблюдении требуемых санитарно-гигиенических и комфортных условий.

    Для вновь возводимых зданий:

    дополнительно на 15% с 2016 г. согласно и ;

    Для реконструируемых зданий и жилья экономического класса:

    дополнительно на 15% с 2020 г. согласно и .

    8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности В ("высокий") и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции.

    9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 г. по классу В ("высокий") достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замене окон на энергоэффективные (с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56-0,8 м2×°C/Вт. Далее с 2016 г. переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче 1,0-1,05 м2×°C/Вт), дополнительным повышением сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применением устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения.

    10. Устанавливается снижение удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 01.01.2008 - 320 л/(чел×сут) поэтапно до 45% к 2020 г., то есть до 175 л/(чел×сут), в том числе горячей воды со 150 до 80-85 л/(чел×сут) Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах.

    Таблица № 3 - Нормируемый с 2011 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, кДж/(м2 ×°С×сут)

    С числом этажей

    60 и менее

    1000 и более

    ×°С×сут) или [кДж/(м3×°С×сут)]

    Типы зданий и помещений

    Этажность зданий:

    Жилые, гостиницы, общежития

    По таблице № 3

    72 для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице 3

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 4.

    D

    Таблица № 5 - Нормируемый с 2016 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления , кДж/(м2×°С×сут)

    Отапливаемая площадь домов, м2

    С числом этажей

    60 и менее

    1000 и более

    При промежуточных значениях отапливаемой площади дома в интервале 60 1000 м2 значения должны определяться по линейной интерполяции.

    Таблица № 6 - Нормируемый с 2016 г. удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий , , кДж/(м2×°С×сут) или [кДж/(м3×°С×сут)]

    Типы зданий и помещений

    Этажность зданий:

    Жилые, гостиницы, общежития

    По таблице № 5

    59,5 для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице № 5

    Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Поликлиники и лечебные учреждения дома-интернаты

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Административного назначения (офисы)

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 6.

    Для регионов, имеющих значение D d=8000°C×сут и более, нормируемые следует снизить на 5%.

    Таблица № 7 - Нормируемый с 2020 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления , кДж/(м2×°С×сут)

    Отапливаемая площадь домов, м2

    С числом этажей

    60 и менее

    Должны определяться по линейной интерполяции.Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Административного назначения (офисы)

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 8.

    Для регионов, имеющих значение D d=8000°C×сут и более, нормируемые следует снизить на 5%

    11. Годовое электропотребление Еу, кВт×ч, определяется по удельной расчетной мощности с учетом годового числа часов использования максимума.

    12. Для жилых зданий допускается принимать исходя из среднерасчетного электропотребления 0,015 кВт/м2 общей площади в квартирах с электроплитами и 0,01 кВт/м2 в квартирах с газовыми плитами при годовом максимуме использования плит 3500 и 3000 часов соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовой максимум использования увеличивается до 4800 часов).

    13. Общие годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей определяются суммированием годовых удельных расходов: тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, тепловой энергии на тепловые завесы (при наличии), тепловой энергии на горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение и бытовые нужды, сетевого газа (при наличии).

    14. Вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здание должно быть оборудовано:

    отопительными приборами, используемыми в местах общего пользования, с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);

    лифтами с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);

    устройствами автоматического регулирования подачи теплоты на отопление, установленными на вводе в здание, строение, сооружение, а также по фасадного или части здания;

    термостатами и измерителями расхода потребляемой тепловой энергии, установленными на отопительных приборах вертикальных систем отопления, термостатами на отопительных приборах и измерителями расхода теплоносителя в горизонтальных, поквартирных системах отопления квартир общей площадью до 100 м2, либо теплосчетчиками в квартирах большей площади;

    теплообменниками для нагрева воды на горячее водоснабжение с устройством автоматического регулирования ее температуры, установленными на вводе в здание или части здания;

    электродвигателями для вентиляторов вентсистем, лифтов, перемещения воды во внутридомовых системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, систем кондиционирования.

    приборами учета энергетических и водных ресурсов, установленными на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования и сдаваемых в аренду;

    устройствами, оптимизирующими работу вентсистем (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах, автоматически обеспечивающие подачу наружного воздуха по потребности, утилизаторы теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного, использование рециркуляции);

    регуляторами давления воды в системах холодного и горячего водоснабжения на вводе в здание, строение, сооружение (для многоквартирных домов - на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования);

    устройствами автоматического снижения температуры воздуха в помещениях общественных зданий в нерабочее время в зимний период;

    устройствами, позволяющими снижать пиковую нагрузку в системах холодоснабжения за счет использования охлаждаемых перекрытий для аккумуляции холода в ночное время;

    энергосберегающими осветительными приборами в местах общего пользования;

    оборудованием, обеспечивающим выключение освещения при отсутствии людей в местах общего пользования (датчики движения, выключатели);

    устройствами компенсации реактивной мощности при работе электродвигателей;

    дверными доводчиками (в многоквартирных домах - для всех дверей в местах общего пользования);

    второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;

    ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов - в помещениях общего пользования; квартирах).

    В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291) и на основании пункта 52 Плана мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

    2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

    3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.

    И.о. Министра В.А. Токарев

    Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
    (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262)

    1. Настоящие требования являются минимально допустимыми и должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, учебных, зрелищных, лечебных учреждений и поликлиник, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-бытовых и спортивных сооружений), а также других зданий общественного назначения, складских зданий с расчетной температурой внутреннего воздуха в них выше 12°С и технопарков полезной площадью более 50 кв.м независимо от высоты с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха (далее - зданий или здания).

    2. Настоящие требования также относятся к малоэтажным домам не выше трех этажей: блокированной застройки, к многоквартирным домам и к домам индустриального изготовления.

    3. Обеспечивают выполнение настоящих требований юридические лица независимо от формы собственности, граждане (физические лица), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющие индивидуальное строительство, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области проектирования и строительства на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, (застройщик, собственник здания, строения, сооружения) в срок не менее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

    4. Настоящие требования не распространяются на:

    1) культовые здания, строения, сооружения;

    2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

    3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

    4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

    5) строения, сооружения вспомогательного использования;

    6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

    7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

    5. Возможность применения настоящих норм при реконструкции, капитальном ремонте и модернизации зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, определяется на основании согласования с органами государственного контроля в области охраны памятников истории и культуры в каждом конкретном случае.

    6. При проектировании и строительстве новых жилых и общественных зданий, а также при реконструкции (модернизации) существующих зданий в качестве базового уровня 2007 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 889 от 4 июня 2008 г. "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 23, ст. 2672) следует принять нормативы по таблицам 1 и 2 удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов. Нормы базового уровня устанавливают требования к энергетической эффективности и теплозащите зданий по классу энергетической эффективности С ("нормальный") и соблюдении требуемых санитарно-гигиенических и комфортных условий.

    Таблица № 1 - Нормируемый базовый уровень удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

    Таблица № 2 - Нормируемый базовый уровень удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий *, * или
    [* ]

    № п.п. Типы зданий и помещений Этажность зданий:
    1-3 4,5 6,7 8,9 10,11 12 и выше
    1 Жилые, гостиницы, общежития По таблице № 1 85 для 4-этажных одноквартирных и блокированных домов - по таблице 1 80 76 72 70
    2 -
    3 ; ; соответственно нарастанию этажности -
    4 Дошкольные учреждения - - - - -
    5 Сервисного обслуживания ; ; соответственно нарастанию этажности - - -
    6 ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 2

    7. Для новых жилых и общественных зданий высотой до 75 м включительно (25 этажей) предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности В ("высокий") по отношению к базовому уровню (таблицы № 1 и № 2):

    Для вновь возводимых зданий:

    на 15% с 2011 г. согласно таблице № 3 и № 4;

    дополнительно на 15% с 2016 г. согласно таблице № 5 и № 6;

    и еще на 10% с 2020 г. согласно таблице № 7 и № 8.

    Для реконструируемых зданий и жилья экономического класса:

    на 15% с 2016 г. согласно таблице № 3 и № 4;

    дополнительно на 15% с 2020 г. согласно таблице № 5 и № 6.

    8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности В ("высокий") и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции.

    9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 г. по классу В ("высокий") достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замене окон на энергоэффективные (с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56-0,8 *. Далее с 2016 г. переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче
    1,0-1,05*), дополнительным повышением сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применением устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения.

    10. Устанавливается снижение удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 01.01.2008 - 320 * поэтапно до 45% к 2020 г., то-есть до 175 *, в том числе горячей воды со 150 до 80-85 * Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах.

    Таблица № 3 - Нормируемый с 2011 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

    Таблица № 4 - Нормируемый с 2011 г. удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, *, * или [* ]

    № п.п. Типы зданий и помещений Этажность зданий:
    1-3 4,5 6,7 8,9 10,11 12 и выше
    1 Жилые, гостиницы, общежития По таблице № 3 72 для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице 3 68 65 61 59,5
    2 Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы ; ; соответственно нарастанию этажности -
    3 Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты ; ; соответственно нарастанию этажности -
    4 Дошкольные учреждения - - - - -
    5 Сервисного обслуживания ; ; соответственно нарастанию этажности - - -
    6 Административного назначения (офисы) ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 4.

    Для регионов, имеющих значение * и более, нормируемые * следует снизить на 5%.

    Таблица № 5 - Нормируемый с 2016 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

    Таблица № 6 - Нормируемый с 2016 г. удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, *, * или [*]

    № /п.п. Типы зданий и помещений Этажность зданий:
    1-3 4,5 6,7 8,9 10, 11 12 и выше
    1 Жилые, гостиницы, общежития По таблице № 5 59,5 для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице № 5 56 53 50,5 49
    2 Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы ; ; соответственно нарастанию этажности -
    3 Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты ; ; соответственно нарастанию этажности -
    4 Дошкольные учреждения - - - - -
    5 Сервисного обслуживания ; ; соответственно нарастанию этажности - - -
    6 Административного назначения (офисы) ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 6.

    Для регионов, имеющих значение * и более, нормируемые * следует снизить на 5%.

    Таблица № 7 - Нормируемый с 2020 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

    Таблица № 8 - Нормируемый с 2020 г. удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий, *, * или [*]

    № /п.п. Типы зданий и помещений Этажность зданий:
    1-3 4,5 6,7 8,9 10, 11 12 и выше
    1 Жилые, гостиницы, общежития По таблице № 7 51 для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице 7 48 45,5 43 42
    2 Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы ; ; соответственно нарастанию этажности -
    3 Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты ; ; соответственно нарастанию этажности -
    4 Дошкольные учреждения - - - -
    5 Сервисного обслуживания ; ; соответственно нарастанию этажности - - -
    6 Административного назначения (офисы) ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 8.

    Для регионов, имеющих значение * и более, нормируемые * следует снизить на 5%

    11. Годовое электропотребление Еу, *, определяется по удельной расчетной мощности с учетом годового числа часов использования максимума.

    12. Для жилых зданий допускается принимать исходя из среднерасчетного электропотребления 0,015 * общей площади в квартирах с электроплитами и
    0,01 * в квартирах с газовыми плитами при годовом максимуме использования плит 3500 и 3000 часов соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовой максимум использования увеличивается до 4800 часов).

    13. Общие годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей определяются суммированием годовых удельных расходов: тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, тепловой энергии на тепловые завесы (при наличии), тепловой энергии на горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение и бытовые нужды, сетевого газа (при наличии).

    14. Вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здание должно быть оборудовано:

    отопительными приборами, используемыми в местах общего пользования, с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);

    лифтами с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);

    устройствами автоматического регулирования подачи теплоты на отопление, установленными на вводе в здание, строение, сооружение, а также по фасадного или части здания;

    термостатами и измерителями расхода потребляемой тепловой энергии, установленными на отопительных приборах вертикальных систем отопления, термостатами на отопительных приборах и измерителями расхода теплоносителя в горизонтальных, поквартирных системах отопления квартир общей площадью до 100 *, либо теплосчетчиками в квартирах большей площади;

    теплообменниками для нагрева воды на горячее водоснабжение с устройством автоматического регулирования ее температуры, установленными на вводе в здание или части здания;

    электродвигателями для вентиляторов вентсистем, лифтов, перемещения воды во внутридомовых системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, систем кондиционирования.

    приборами учета энергетических и водных ресурсов, установленными на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования и сдаваемых в аренду;

    устройствами, оптимизирующими работу вентсистем (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах, автоматически обеспечивающие подачу наружного воздуха по потребности, утилизаторы теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного, использование рециркуляции);

    регуляторами давления воды в системах холодного и горячего водоснабжения на вводе в здание, строение, сооружение (для многоквартирных домов - на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования);

    устройствами автоматического снижения температуры воздуха в помещениях общественных зданий в нерабочее время в зимний период;

    устройствами, позволяющими снижать пиковую нагрузку в системах холодоснабжения за счет использования охлаждаемых перекрытий для аккумуляции холода в ночное время;

    энергосберегающими осветительными приборами в местах общего пользования;

    оборудованием, обеспечивающим выключение освещения при отсутствии людей в местах общего пользования (датчики движения, выключатели);

    устройствами компенсации реактивной мощности при работе электродвигателей;

    дверными доводчиками (в многоквартирных домах - для всех дверей в местах общего пользования);

    второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;

    ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов - в помещениях общего пользования; квартирах).

    Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262 "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений"

    Настоящий приказ носит нормативный характер и подлежит регистрации в Минюсте РФ

    Текст приказа размещен на сайте Министерства регионального развития в Internet (http://www.minregion.ru)

    Приказ Министерства регионального развития РФ
    от 28 мая 2010 г. № 262
    "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений"

    В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291) и на основании пункта 52 Плана мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

    2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

    3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.

    И.о. Министра

    В.А. Токарев

    Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

    1. Настоящие требования являются минимально допустимыми и должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, учебных, зрелищных, лечебных учреждений и поликлиник, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-бытовых и спортивных сооружений), а также других зданий общественного назначения, складских зданий с расчетной температурой внутреннего воздуха в них выше 12 °С и технопарков полезной площадью более 50 кв.м независимо от высоты с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха (далее - зданий или здания).

    2. Настоящие требования также относятся к малоэтажным домам не выше трех этажей: блокированной застройки, к многоквартирным домам и к домам индустриального изготовления.

    3. Обеспечивают выполнение настоящих требований юридические лица независимо от формы собственности, граждане (физические лица), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющие индивидуальное строительство, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области проектирования и строительства на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, (застройщик, собственник здания, строения, сооружения) в срок не менее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

    4. Настоящие требования не распространяются на:

    1) культовые здания, строения, сооружения;

    2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

    3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

    4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

    5) строения, сооружения вспомогательного использования;

    6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

    7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

    5. Возможность применения настоящих норм при реконструкции, капитальном ремонте и модернизации зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, определяется на основании согласования с органами государственного контроля в области охраны памятников истории и культуры в каждом конкретном случае.

    6. При проектировании и строительстве новых жилых и общественных зданий, а также при реконструкции (модернизации) существующих зданий в качестве базового уровня 2007 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 889 от 4 июня 2008 г. "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 23, ст. 2672) следует принять нормативы по таблицам 1 и 2 удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов. Нормы базового уровня устанавливают требования к энергетической эффективности и теплозащите зданий по классу энергетической эффективности С ("нормальный") и соблюдении требуемых санитарно-гигиенических и комфортных условий.

    для 4-этажных одноквартирных и блокированных домов - по таблице

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 2

    qhred следует снизить на 5 %.

    7. Для новых жилых и общественных зданий высотой до 75 м включительно (25 этажей) предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности В ("высокий") по отношению к базовому уровню (таблицы № и № ):

    Для вновь возводимых зданий:

    на 15 % с 2011 г. согласно таблице № и № ;

    дополнительно на 15 % с 2016 г. согласно таблице № и № ;

    и еще на 10 % с 2020 г. согласно таблице № и № .

    Для реконструируемых зданий и жилья экономического класса:

    на 15 % с 2016 г. согласно таблице № и № ;

    дополнительно на 15 % с 2020 г. согласно таблице № и № .

    8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности В ("высокий") и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции.

    9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 г. по классу В ("высокий") достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замене окон на энергоэффективные (с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56 - 0,8 м2×°С/Вт. Далее с 2016 г. переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче 1,0 - 1,05 м2×°С/Вт), дополнительным повышением сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применением устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения.

    10. Устанавливается снижение удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 01.01.2008 - 320 л/(чел×сут) поэтапно до 45 % к 2020 г., то есть до 175 л/(чел×сут), в том числе горячей воды со 150 до 80 - 85 л/(чел×сут) Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах.

    Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Административного назначения (офисы)

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 4

    Для регионов, имеющих значение Dd = 8000 °С×сут и более, нормируемые qhred следует снизить на 5 %.

    для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице №

    Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Административного назначения (офисы)

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 6

    Для регионов, имеющих значение Dd = 8000 °С×сут и более, нормируемые qhred следует снизить на 5 %.

    для 4-этажных одноквартирных и сблокированных домов - по таблице

    Общественные, кроме перечисленных в позиции 3, 4 и 5 настоящей таблицы

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Поликлиники и лечебные учреждения, дома-интернаты

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Дошкольные учреждения

    Сервисного обслуживания

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Административного назначения (офисы)

    ; ; соответственно нарастанию этажности

    Примечание к таблице № 8

    Для регионов, имеющих значение Dd = 8000 °С×сут и более, нормируемые qhred следует снизить на 5 %.

    11. Годовое электропотребление Еу, кВт×ч, определяется по удельной расчетной мощности с учетом годового числа часов использования максимума.

    12. Для жилых зданий допускается принимать исходя из среднерасчетного электропотребления 0,015 кВт/м2 общей площади в квартирах с электроплитами и 0,01 кВт/м2 в квартирах с газовыми плитами при годовом максимуме использования плит 3500 и 3000 часов соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовой максимум использования увеличивается до 4800 часов).

    13. Общие годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей определяются суммированием годовых удельных расходов: тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания за отопительный период, тепловой энергии на тепловые завесы (при наличии), тепловой энергии на горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение и бытовые нужды, сетевого газа (при наличии).

    14. Вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте здание должно быть оборудовано:

    отопительными приборами, используемыми в местах общего пользования, с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);

    лифтами с классом энергетической эффективности не ниже первых двух (в случае, если классы установлены);

    устройствами автоматического регулирования подачи теплоты на отопление, установленными на вводе в здание, строение, сооружение, а также по фасадного или части здания;

    термостатами и измерителями расхода потребляемой тепловой энергии, установленными на отопительных приборах вертикальных систем отопления, термостатами на отопительных приборах и измерителями расхода теплоносителя в горизонтальных, поквартирных системах отопления квартир общей площадью до 100 м2, либо теплосчетчиками в квартирах большей площади;

    теплообменниками для нагрева воды на горячее водоснабжение с устройством автоматического регулирования ее температуры, установленными на вводе в здание или части здания;

    электродвигателями для вентиляторов вентсистем, лифтов, перемещения воды во внутридомовых системах отопления, горячего и холодного водоснабжения, систем кондиционирования.

    приборами учета энергетических и водных ресурсов, установленными на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования и сдаваемых в аренду;

    устройствами, оптимизирующими работу вентсистем (воздухопропускные клапаны в окнах или стенах, автоматически обеспечивающие подачу наружного воздуха по потребности, утилизаторы теплоты вытяжного воздуха для нагрева приточного, использование рециркуляции);

    регуляторами давления воды в системах холодного и горячего водоснабжения на вводе в здание, строение, сооружение (для многоквартирных домов - на вводе в здание, в квартирах, помещениях общего пользования);

    устройствами автоматического снижения температуры воздуха в помещениях общественных зданий в нерабочее время в зимний период;

    устройствами, позволяющими снижать пиковую нагрузку в системах холодоснабжения за счет использования охлаждаемых перекрытий для аккумуляции холода в ночное время;

    энергосберегающими осветительными приборами в местах общего пользования;

    оборудованием, обеспечивающим выключение освещения при отсутствии людей в местах общего пользования (датчики движения, выключатели);

    устройствами компенсации реактивной мощности при работе электродвигателей;

    дверными доводчиками (в многоквартирных домах - для всех дверей в местах общего пользования);

    второй дверью в тамбурах входных групп, обеспечивающей минимальные потери тепловой энергии, или вращающимися дверями;

    ограничителями открывания окон (для многоквартирных домов - в помещениях общего пользования; квартирах).

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ И ГОРОДСКИМ НАЗЕМНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ЯНВАРЯ 2014 Г. N 7, И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Внести изменения в Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2014 г., регистрационный N 32585), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 10 марта 2016 г. N 53 (зарегистрирован Минюстом России 30 мая 2016 г., регистрационный N42349), согласно приложению к настоящему приказу.

    2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

    Министр
    М.Ю. СОКОЛОВ

    осуществление перевозки веществ и изделий, которые допускаются к перевозке только с соблюдением предписанных в приложениях А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов <1> (далее - ДОПОГ) условий. Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ;

    <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 508).

    осуществление перевозки транспортными средствами, отвечающими требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" <2> и раздела 9 ДОПОГ. В случаях, предусмотренных ДОПОГ, соответствие конструкции транспортных средств подтверждается свидетельством о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов;

    <2> Утвержден решением Комиссии Таможенного союза 9 декабря 2011 г.

    осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ ;

    осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;

    осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом.

    60.2. Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.

    60.3. При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.

    Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности <3>".

    <3> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2016, N 1, ст. 74).

    Лучшие статьи по теме