Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Контроль замеры на границе сзз. Производственный контроль на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Контроль замеры на границе сзз. Производственный контроль на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ). Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Аттестат об аккредитации лаборатории "Охрана. Безопасность"

Лабораторный контроль самого промышленного объекта и окружающей его санитарно-защитной зоны является одним из важнейших мероприятий экологического контроля. Будучи своеобразным буфером, смягчающим последствия негативного воздействия промышленного предприятия на близлежащие жилые районы, санитарная зона является областью, к которой предъявляются особые требования.

В первую очередь, эти требования касаются атмосферного воздуха, как среды, наиболее часто подвергающейся загрязнению. Предприятия, опасные для воздушного пространства, обязаны организовать достаточно обширную СЗЗ, чтобы вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу в процессе деятельности объекта, успели рассеяться. Лабораторный контроль воздуха, взятого на границе между санитарно-защитной и жилой зонами, призван проверить чистоту и качество воздуха, а, следовательно, и подтвердить - или опровергнуть - тот факт, что СЗЗ выполняет свою основную функцию.

Цели исследования воздуха на границе СЗЗ:

  • Определение границы СЗЗ на стадии ее проектирования. Проходит с учетом объемов предполагаемых вредных выбросов в атмосферу.
  • Подтверждение границ СЗЗ. Предполагает взятие проб из определенных контрольных точек на границах зоны.
  • Сокращение границ СЗЗ. Для сокращения размера санитарно-защитной зоны предприятию необходимо представить обоснование: подтверждение безопасности и соблюдения нормативов на границе СЗЗ, подкрепленное инструментальными замерами качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и нормируемой территории.
  • Получение разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
  • Периодическое проведение производственного экологического контроля.

Нормативные документы

Эти мероприятия проводятся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

В этих постановлениях содержатся:

  1. Требования к ограничениям в работе промышленных предприятий, оказывающих негативное влияние на атмосферу;
  2. Нормативы атмосферного воздуха на границе СЗЗ;
  3. Правила организации СЗЗ;
  4. Методы проведения исследований лабораторного контроля атмосферного воздуха.
  5. Ими руководствуются компании, осуществляющие проверку проб атмосферного воздуха, взятых на границах СЗЗ.

Осуществление контроля воздуха на границе СЗЗ

Исследование воздуха является одной из составляющих комплекса мероприятий, призванных определить, насколько экологический контроль на объекте соответствует законодательным нормам. Пробы берутся при наличии определенных погодных условий, и время проведения исследования обычно согласовывается заранее.

При анализе воздуха на границах СЗЗ определяется процентное соотношение в нем вредных для здоровья химических веществ. В случае если их количество не превышает установленных норм, составляется положительное экспертное заключение.

Аккредитованная лаборатория «Охрана. Безопасность», входящие в состав компании «Аттэк», предлагает свои услуги по исследованию атмосферного воздуха на границах СЗЗ. Наши специалисты осуществляют полный спектр мероприятий - от взятия проб до оформления итогового заключения.

Лаборатория оборудована современными измерительными приборами, что, вкупе с опытом и квалификацией наших экспертов, позволяет гарантировать качество проводимых исследований.

Контроль почвы на границе СЗЗ (санитарно-защитных зон) – это мероприятие, которое предусмотрено законодательством. Необходимо это для обеспечения безопасности населения, атмосферы, культурных и иных растений и т.д.

Такая обязанность лежит на владельце объекта, являющегося источником загрязнения и имеющего подобные зоны. Сами замеры, а также их исследование, выполняются специализированными компаниями, имеющими соответствующие сертификаты и лицензии.

Контроль почвы на границе СЗЗ как мероприятие обязательно предусматривается в проекте организации этих зон. При их отсутствии проект просто не пройдет проверку.

После осуществления контроля почвы возможны следующие варианты развития событий. Если превышений загрязняющих веществ нет, то экологическая ситуация признается удовлетворительной. Если же превышения присутствуют, то необходимо установить их причины:

  • исследовать загрязняющие факторы, особенно неучтенные ранее;

  • исследовать качественное состояние ранее учтенных факторов и т.д.
  • Как только причина установлена, необходимо ее либо устранить, если имеется такая возможность, либо разработать и согласовать новые пределы санитарно-защитной зоны.

    В том случае если контроль почвы на границе ecolusspb.ru показывает превышение допустимых норм загрязняющих веществ, то возможна материальная и административная ответственность виновной компании или индивидуального предпринимателя, но с обязательствами виновника исправить ситуацию.

    Частота осуществления контроля предусматривается проектом создания СЗЗ, она в любом случае не должна быть реже, чем 1 раз в год. Особенно серьезно государственные органы относятся к радиационным объектам, проверка почв возле них регламентируется СП (санитарными правилами) 2.6.1.2216-07 (2007 года).

    При этом в нашей стране большое количество предпринемателей и компаний, которые имеют предприятия подходящих под данный список. Но чаще всего данные предприятия действительно необходимы общественности.

    Просто в данной ситуации важно сделать все с умом и по закону. Исходя из частотности проверки СЗЗ, можно единожды год выплачивать комиссию или штраф, но при этом продолжать свою деятельность, чем изначально избегать оплаты, и потом довести все дело под суд.

    Лучше всего изначально обеспечить свое производитство всем необходимым обрудованием, которое поможет реализоывать работу, без выбросов опасных веществ. Ведь прогресс не стоит на месте и в мире появилось большое количество средств, которые могут помочь в данной ситуации.

    Не смотря на дороговизну оборудование и средств, потраченные деньги окупятся в процессе производитсва. Тем более там будет легче получиь легальный доступ к реализации своей производственной деятельности.

    Согласно санитарным правилам и нормам «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов» СанПиН 2.1.7.722-98 санитарная зона принимается - 0,5 км. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей.

    Для полигонов ТБО разрабатывают экомониторинг для осуществления контроля за качественным и количественным составом поступающих на полигон отходов; техническим состоянием инженерных сооружений; за изменением качества поверхностных, подземных вод и атмосферного воздуха; почвенным и растительным покровом; шумовым загрязнением.

    На основании динамики изменения показателей, характеризующих состояние отдельных компонентов природной среды (атмосферного воздуха, почвы и биосферы, и поверхностных и подземных вод), составляется оперативный или среднесрочный прогноз дальнейшего изменения экологической ситуации как на самом полигоне, так на прилегающих к нему территориях. Система мониторинга служит информационной основой при определении эффективности проведенных экологических мероприятий, а также базой данных для разработки технических и технологических решений по совершенствованию эксплуатации полигона. Программа мониторинга включает следующие наблюдения за:

      химическим составом и количеством образующегося в свалочном теле фильтрата;

      изменением качества грунтовых вод за пределами полигона;

      загрязнением атмосферного воздуха, как в рабочей зоне на территории полигона, так и за ее пределами;

      соответствием отходов, поступающих на полигон, заявленной степени опасности.

    Мониторинг химического состава фильтрата должен проводиться как на выходе из каждой очереди полигона для определения времени наступления метановой фазы, так и на выходе со всего полигона для определения его влияния на очистные сооружения и систему очистки. Периодичность измерений - один или два раза в год. С резким изменением качественного и количественного составов фильтрата периодичность наблюдений увеличивают.

    Качество грунтовых вод контролируют периодически через наблюдательные скважины, пробуренные за пределами полигона, позволяющие обнаруживать изменения химического состава подземных вод.

    Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально производят анализы проб воздуха, отбираемого в приземном слое в зоне перекрытого участка свалки и на границе с санитарно-защитной зоной, на содержание в нем соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО представляющих наибольшую опасность

    Определение количества и состава газов в атмосферном воздухе производится систематически с привлечением специализированной организации.

    В атмосферном воздухе определяют в обязательном порядке: содержание пыли, микробную обсемененность, аммиак. В отдельных случаях этот порядок может быть расширен за счет поступления в атмосферный воздух фенола, формальдегида, серы и сероводорода, диоксида азота, метана, диоксида углерода и других соединений.

    В случае установления степени загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны выше ПДК должны быть приняты соответствующие меры, направленные на снижение уровня загрязнения.

    Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния свалки. С этой целью контролируют качество почвы и растений на содержание экзогенных химических веществ (ЭХВ), которые не должны превышать ПДК в почве и, соответственно, остаточные количества вредных ЭХВ в растительной товарной массе не должны быть выше допустимых пределов. Контроль содержания загрязняющих веществ в растениях и почве проводят не реже одного раза в год (июль-август).

    В почве определяют содержание тяжелых металлов и мышьяка, углеводородов (суммарное содержание), нефтепродуктов, бензпирена, коли-титры, наличие патогенных микроорганизмов и яиц гельминтов.

    В программу мониторинга не включен анализ поверхностных вод, так как предполагается, что полигон не будет оказывать влияние на этот тип вод из-за достаточно большого удаления полигона от поверхностных водных объектов.

    Ввиду того, что полигон находится на довольно значительном отдалении от населенных пунктов, а при его строительстве и эксплуатации используют обще строительные машины и механизмы, определение уровней шумовых воздействий на окружающую среду в курсовом проекте не проводится.

    Химические и токсичные отходы, недопустимые для захоронения на полигоне, контролируются визуально при их поступлении на полигон. Визуальный осмотр проводится на участке приема отходов, а также на участке их захоронения машинистами бульдозеров и катков.

    Если отходы не соответствуют заявленным требованиям, то такие отходы к захоронению на данном полигоне не принимаются.

    Мониторинг фильтрата и подземных вод. Цель мониторинга фильтрата - получение информации о степени его токсичности для назначения метода его очистки.

    Задача программы мониторинга подземных вод заключается в получении информации об изменении их состава, вызванного возможным просачиванием фильтрата через защитный экран.

    Параметры, характеризующие качество подземных вод: прозрачность; рН; количество взвешенного вещества; химическая потребность в кислороде (ХПК); биохимическая потребность в кислороде (БПК полн); колифаги; общие колиформные бактерии; яйца гельминтов.

    К этому перечню добавляются вещества, повышенное содержание которых обусловлено их присутствием в свалочных грунтах: нефтепродукты, толуол, этилбензол, фенол, крезолы, хлорбензол, дихлорбензол, тяжелые металлы, мышьяк и др.

    Для создания системы слежения за изменением качества подземных вод наблюдательные скважины бурят в санитарно-защитной зоне полигона в количестве не менее 5 штук. Две скважины располагают выше полигона относительно притока подземных вод (которые будут характеризовать их исходное состояние) и три - располагают ниже полигона относительно оттока подземных вод на расстоянии 50 - 100 м от полигона (которые будут характеризовать степень влияния полигона на изменение качества подземных вод).

    Для того чтобы иметь достоверную информацию о качестве грунтовых вод, скважины должны быть пробурены в процессе строительных работ. Периодичность отбора проб воды должна быть не реже 2 раз вгод.

    Согласно СанПиН за номером 2.1.7.722-98, радиус санитарной зоны не должен быть менее 500 метров. На этой территории нельзя размещать жилые дома, бурить скважины для добычи воды с целью использования этой воды для орошения или употребления.

    У Вашего предприятия имеет полигон твердых бытовых отходов или крупное производство? Не представляете, как грамотно организовать мониторинг санитарно-защитной зоны во избежание нарушений санитарных норм и загрязнения окружающей среды? Воспользуйтесь советом профессионалов компании «Сатурн»!

    Мониторинг СЗЗ подразумевает постоянно наблюдение за следующими параметрами:

    • химический состав и объемы фильтрата,
    • изменения химических и физических параметров грунтовых вод на близлежащей территории,
    • качество воздуха, как внутри полигона, так и за его границей,
    • проверка указанного класса опасности поступающих отходов (повторное определение классов опасности отходов).

    Отдельно может быть организован мониторинг СЗЗ по химическим факторам , а также мониторинг СЗЗ по физическим факторам . На основании полученных данных проводится общий анализ состояния окружающей среды и ее составляющих (воды, атмосферного воздуха и почвы), прогнозируются дальнейшие изменения экологического состояния, разрабатываются мероприятия для поддержания нужного уровня показателей.

    Мониторинг санитарно-защитной зоны актуален для:

    • аэропортов,
    • производственных предприятий,
    • котельной,
    • кладбища,
    • ЛЭП, электроподстанций,
    • полигонов ТБО.

    Вам нужен проект СЗЗ? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

    Скидка 5% при договоре до конца месяца

    Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

    По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

    Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

    За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

    Размеры санитарно-защитных зон

    Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

    Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

    Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

    Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

    Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

    Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала “Экология производства”:

    Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

    Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

    Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

    Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

    Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

    СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    Кому требуется санитарная зона предприятия

    Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

    • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
    • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

    Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

    Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

    Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ – письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

    Объекты, которым требуется СЗЗ:

    • фермы
    • водопроводы
    • водозаборы
    • карьеры
    • свалки (полигоны)

    Санитарная классификация предприятий и объектов

    Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

    Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
    Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
    Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
    Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
    Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
    Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

    Примеры предприятий промышленности по классам опасности

    Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

    Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

    Задачи, которые решает проект СЗЗ:

    1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
    2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
    3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

    Проект сокращения санитарно-защитной зоны

    Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

    Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

    Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

    • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
    • Совершенствование технологической цепочки предприятия
    • Создание очистных сооружений на территории предприятия

    Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

    • жилые застройки
    • ландшафтные зоны
    • зоны курортов, пансионатов
    • территории садоводческих организаций
    • коттеджи
    • дачные индивидуальные и коллективные участки
    • спортивные сооружения
    • детские игровые площадки
    • детские учреждения
    • лечебно-профилактические учреждения, больницы

    Этапы разработки проекта СЗЗ

    1. Сбор сведений о выбросах ВВ

    Первый этап разработки СЗЗ – сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

    Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

    Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

    Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ – Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

    В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

    Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

    На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП “Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве”, которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП “О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы”.

    На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

    Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

    В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

    С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


    Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

    В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

    2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

    Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

    Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

    В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

    При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

    3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

    После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

    30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

    Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

    После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

    4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

    Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

    При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

    5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

    Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

    В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

    В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

    1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
    2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
    3. просто перенести свое производство на другое место.

    Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

    Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

    Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

    Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

    Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

    6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

    После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

    Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

    Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

    Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

    Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

    При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

    На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

    • Припромышленное защитное озеленение;
    • Приселитебное защитное озеленение;
    • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

    Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

    В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

    Лучшие статьи по теме