Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ОМС
  • Должностная инструкция школьного психолога. Должностная инструкция. Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего диагностическое обследование

Должностная инструкция школьного психолога. Должностная инструкция. Функциональные обязанности педагога-психолога, осуществляющего диагностическое обследование

Конфликтные ситуации в школе и проблемы, связанные с образовательным процессом, - это распространенные явления. Педагоги не всегда могут разрешить такие проблемы по причине своей загруженности, а родители не имеют достаточного количества знаний в области детской психологии, чтобы грамотно подойти к решению возникшей проблемы.

Профессия педагог-психолог

Педагог-психолог - это сотрудник образовательного учреждения, который осуществляет наблюдение за социальной адаптацией учащихся, проводит работу по коррекции отклоняющегося поведения детей, предпринимает меры, направленные на профилактику психологических отклонений.

В школе включают ведение личных дел учащихся, наблюдение за детьми и проведение мероприятий по устранению проблемных ситуаций. Личностные качества психолога играют большую роль для организации его работы. Взаимопонимание, умение слушать и принимать решения - обязательные качества, которыми должен обладать педагог-психолог.

Личностные качества психолога должны соответствовать занимаемой должности. Ребенок с большей вероятностью пойдет на контакт, если педагог-психолог будет обладать следующими качествами:

  • коммуникативность;
  • дружелюбие;
  • справедливость;
  • толерантность;
  • современность;
  • интеллигентность;
  • оптимистичность.

Стать талантливым специалистом в этой области сможет далеко не каждый, так как продуктивность работы педагога-психолога в школе зависит от личностных качеств самого человека.

Должностные обязанности педагога-психолога

Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего или среднего специального образования по направлению "Педагогика и психология". Федеральный государственный образовательный стандарт, или ФГОС, педагога-психолога в школе регламентирован Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функциональные обязанности педагога-психолога в школе не ограничиваются только разрешением конфликтных ситуаций и работой с проблемными детьми.

Перечислим основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся.
  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учащимися.
  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
  • Контроль образовательного процесса.
  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
  • Оценка эффективности работы педагогов.

Это только небольшая часть обязанностей педагога-психолога. Полный перечень прописывается в должностных инструкциях при приеме на работу специалиста на данную должность.

Программа педагога-психолога

Рабочая программа составляется на один учебный год в соответствии с требованиями закона "Об образовании". Каждая программа разрабатывается с определенной целью. Для достижения поставленной цели назначается список задач, выполнение которых приводит к желаемому результату.

Каждая программа имеет несколько направлений работы, а деятельность педагога-психолога в школе подразделяется на следующие направления: коррекционно-развивающее, психолого-педагогическое, аналитическое, консультирование и просвещение. По каждой категории деятельности составляется подробный план действий. Перечисляются средства и методы, которые необходимо применить для достижения поставленной цели.

Указываются прогнозируемые результаты работы для каждой категории учащихся. Программа составляется на основе индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Программа должна включать планирование работы с родителями учащихся, учитывая индивидуальные особенности семей, выявление неблагополучных, неполных семей. в школе является и наблюдение за воспитанием ребенка в семье.

Психологическое просвещение

Для того чтобы социализация и развитие личности протекали гармонично, необходимо создать для этого все необходимые условия. В частности, позаботиться о формировании положительных установок к психологической помощи ребенку у родителей, педагогов и самих детей. В большинстве случаев родители, не имеющие знаний в области детской психологии, при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести. Иногда происходит так, что взрослые усугубляют ситуацию своей реакцией или неправильным поведением. В обязанности педагога-психолога в школе входит проведение занятий по психологическому просвещению учителей и родителей с постоянной периодичностью. При возникновении конфликтных ситуаций психолог должен начать индивидуальную работу с учащимся и его родителями.

Психологическая диагностика

На данном этапе психолог проводит диагностику психологического состояния учащихся. Выявляет особенности эмоционального состояния, уровень развития, а в некоторых случаях и степень социальной запущенности или наличие психических отклонений. проводится в разных вариациях. Это может быть тестирование, мероприятие, групповое занятие и т. д. Педагог-психолог обрабатывает полученную в ходе диагностики информацию и выделяет группу риска. В такую группу могут попасть дети, которые не имеют друзей среди сверстников, учащиеся, создающие конфликтные ситуации, дети со слабой эмоциональной устойчивостью. Любое отклонение от нормы может стать поводом для начала индивидуальной работы с ребенком и его родителями.

Психологическая коррекция

После выявления проблемы начинается этап коррекции поведения. Педагог-психолог должен подготовить программу по исправлению имеющегося отклонения. Деятельность специалиста, педагогов должна осуществляться в комплексе с деятельностью родителей. Положительным результатом психологической коррекции будет полное исправление отклоняющегося поведения.

Коррекция отклонений выполняется индивидуально или внутри группы. В 1 классе, например, практикуется групповая коррекция, которая позволяет детям познакомиться поближе и сплотиться в один коллектив. Мероприятие этой направленности проводится в форме игры.

Коррекционная работа направлена на детей, которые имеют следующие отклонения от нормального поведения:

  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • чрезмерная тревожность;
  • чрезмерная стеснительность;
  • наличие постоянного страха;
  • дефицит внимания;
  • плохая память;
  • трудности в усвоении материала;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение проявляется очень остро, не поддается коррекции и при этом наблюдается комплексная неуспеваемость ребенка в рамках школьной программы, тогда психолог должен поставить вопрос о переводе учащегося в специализированное образовательное учреждение.

Психологическая профилактика

Включает комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития, социальной адаптации и обучения. Педагог-психолог должен предотвратить отклонения или проблемы, которые могут возникнуть у ребенка при общении со сверстниками или педагогами.

Профилактические меры могут включать в себя следующие тактики поведения:

  • доброжелательность в общении с детьми;
  • обучение правильному поведению на личном примере взрослого;
  • проявление большего интереса и внимания по отношению к гиперактивным детям;
  • обеспечение состояния покоя детям, которые склонны к быстрому утомлению;
  • постепенное развитие у детей навыков самоконтроля.

Лояльное отношение к детям должны проявлять не только сотрудники школы, но и родители и родственники ребенка. Занятия по психологической профилактике проводятся как внутри класса, так и между параллельными классами.

Работа психолога с родителями учащихся

Если в семье ребенка происходят ситуации, которые провоцируют какие-либо отклонения, тогда педагог-психолог обязан провести беседу с родителями учащегося. Без комплексного подхода исправить отклоняющееся поведение не получится. Особое внимание психолог должен уделять детям из неблагоприятных семей. Проблемные родители не всегда готовы пойти на взаимодействие, поэтому необходимо выбрать подходящую тактику общения, обозначить доводы и перспективы эффективного сотрудничества.

Психолог должен активно взаимодействовать с родителями, помогать им разрешать спорные ситуации с ребенком. Консультирование по вопросам воспитания может происходить в индивидуальном порядке, если есть такая необходимость. Тактика поведения родителя не должна отличаться от схемы поведения педагогов в школе. Сам процесс сотрудничества со школьным психологом родители должны рассматривать как возможность восполнения своих знаний в области детской психологии и педагогики. Психолог не должен загружать работой родителей, это может отпугнуть их. Интерес к такому сотрудничеству быстро пропадет.

Работа психолога в начальной школе

Начало обучения в школе - это очень ответственный этап для ребенка и его родителей. Именно в школе малыш начинает активно развиваться и адаптироваться в социуме. Отношения со сверстниками строятся на основе определенной схемы, которую прорабатывают педагоги и родители. Перед поступлением ребенка в первый класс психолог должен определить готовность к обучению в школе.

На этапе начала обучения детей задача психолога будет заключаться в адаптации ребенка в среде своих сверстников и учителей. Одаренным детям с высоким уровнем развития нужно уделять особое внимание, чтобы у них не пропал интерес к обучению. Ученикам, испытывающим затруднения в освоении школьной программы, нужно оказывать своевременную помощь. Отслеживание школьной успеваемости детей - это одна из обязанностей педагога-психолога в школе.

Если психолог наблюдает несоответствующее поведение детей или учителей, он должен немедленно отреагировать. Деятельность педагога-психолога в начальной школе основывается на особенностях восприятия и развития детей данного возраста. Между ребенком и учителем должны складываться доверительные отношения сотрудничества.

Внеклассное мероприятие, в зависимости от его специфики, может иметь разные цели. Педагог-психолог подбирает такие задания или игры, которые могут дать необходимую информацию о детях. В этом случае целью мероприятия будет диагностика, выявление проблемных ситуаций в коллективе, наблюдение за общением детей. Для этой цели подойдут командные задания. Ребята сразу определят несколько лидеров, которые будут возглавлять команды.

Если дети уже знакомы друг с другом, но наблюдаются конфликтные ситуации между определенными представителями класса, тогда целью внеклассного мероприятия будет сплочение коллектива, формирование дружеских и доверительных отношений между учащимися. В этом случае участники конфликта должны оказаться в одной команде. Необходимо создать такую ситуацию, которая подтолкнет детей к сотрудничеству.

Программа педагога-психолога в школе должна включать разные мероприятия. Проводятся они на протяжении всего учебного года во всех классах.

Анализ работы психолога в школе

По окончании учебного года составляется подробный отчет. Анализ работы педагога-психолога в школе должен включать выводы о выполнении поставленных целей и задач. В отчете перечисляются мероприятия, которые были проведены психологом, предоставляется список проблемных детей, а также подробно расписывается ход работы с ними. В отчете психолог указывает фамилии и имена учащихся, с которыми были проведены индивидуальные занятия.

Анализ включает в себя заключение психолога о готовности учащихся старших классов к выбору профессии. Составляется список успеваемости по каждому классу и список профориентации для учеников 4 классов. Это делается в том случае, если в школе предусмотрены профориентированные классы. Также указываются перспективы развития детей на следующий учебный год.

В заключение

Продуктивность работы педагога-психолога заключается не только в сокращении случаев возникновения конфликтных ситуаций, но и в повышении успеваемости среди школьников. Это очень важный человек в учебном учреждении.

Должностная инструкция педагога – психолога школы

Общие положения

Психологическая поддержка экспериментальной деятельности по освоению технологии деятельностного метода в образовательном процессе – необходимое условие его эффективной реализации. Она представляет собой целостную систему деятельности педагогов-психологов, включающую несколько направлений, ориентированных на поддержку эффективной деятельности субъектов образовательного пространства: педагогов, родителей, детей, администрацию. Деятельность психолога носит систематический, целенаправленный характер.

Цели работы психолога ОУ:

1. Создать условия гармоничного психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства в условиях освоения и реализации ФГОС НОО.

2. Осуществить комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологии деятельностного метода.

Задачи деятельности:

1. Реализовать экспертизу эффективности внедрения и мониторинговое психолого – педагогическое сопровождение программы с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития детей.

2. Создать условия для реализации возрастных и индивидуально – личностных возможностей и способностей учащихся школы.

3. Оптимизировать условия взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности; создать условия для оказания психологической помощи всем участникам образовательной среды в реализации задач эксперимента (консультативная и информационная поддержка).

4. Исследовать теоретические и практические аспекты психолого – педагогического мониторинга, а также условия формирования надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

Организация работы педагога – психолога ОУ.

Система психологической службы по сопровождению обучения, воспитания и развития детей в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО является необходимой частью системы образования в ОУ, в значительной степени отражает его актуальное состояние и формирует запросы на необходимые методы и способы его развития.

Общие положения работы психолога ОУ:

1. Педагог – психолог относится к категории специалистов по экспериментальной деятельности, имеющих высшее психологическое образование и прошедших профессиональную подготовку.

2. Педагог – психолог реализует психологическое сопровождение непосредственно под руководством администрации ОУ.

3. В своей работе педагог-психолог руководствуется нормативными документами, правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Педагог – психолог работает по графику и плану, утвержденному руководителем ОУ.

Функциональные обязанности педагога – психолога

1. Педагог – психолог осуществляет комплексное психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях внедрения и реализации технологии деятельностного метода в соответствии с планом школы. Профессиональная деятельность направлена на сохранение и укрепление психического, соматического и социального благополучия детей ОУ, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в процессе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС НОО.

2. Педагог – психолог содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

3. Педагог – психолог создает благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития детей ОУ на каждом возрастном этапе. Осуществляет помощь в развитии у всех учеников деятельностных качеств, способностей к самоопределению и саморазвитию в соответствии с концепцией «Основной общеобразовательной программы».

4. Педагог – психолог определяет проблемные зоны и факторы, препятствующие развитию личности детей ОУ, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, развивающей, консультативной) всем субъектам учебно - воспитательного процесса.

5. Педагог – психолог проводит экспертизу занятий в технологии деятельностного метода (не реже, чем одно занятие в месяц), выявляет проблемные зоны и их причины, дает рекомендации педагогу и методисту по их устранению.

6. Консультирует педагогов при подготовке открытых занятий в соответствии с планом трансляции.

7. Педагог – психолог проводит экспериментальные исследования в объеме не более шести классов СОШ разных возрастных категорий (на одну ставку), включая мониторинг психического развития, надпредметных умений и деятельностных способностей детей.

8. По результатам диагностических и исследовательских работ составляет психолого – педагогические заключения с целью ориентирования всех участников УВП и координации работы ОУ в проблемах личностного развития детей. Результаты исследований доводит до сведения администрации, педагогов, воспитателей (соблюдая психологическую этику).

9. Участвует в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС НОО с учетом особенностей работы конкретного образовательного учреждения.

10. Проводит работу по социально – психологическому просвещению и повышению психологической компетентности педагогического коллектива и родителей по темам эксперимента.

11. Активно участвует в собеседованиях со всеми участниками УВП, в проведении психолого - педагогических консилиумов, педсоветов и других общих мероприятиях в ОУ.

12. Участвует в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС НОО в соответствии с требованиями конкретного мероприятия.

13. Обобщает материалы исследований и подготавливает информацию по результатам деятельности с введением ФГОС НОО.

14. Подготавливает (с предварительным согласованием) для руководителя ОУ и методиста перспективный план работы мероприятий и рефлексивный анализ по итогам года.

15. Педагог – психолог при составлении плана – графика работы на год согласовывает с руководителем ОУ присутственные дни в ОУ, а также день работы вне ОУ для участия в работе методического объединения психологов Томского района.

16. Повышает свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и семинарах.

4. Основные направления деятельности педагога – психолога в ОУ:

· информационно-аналитическое;

· консультационное;

· профилактическое;

· коррекционно – развивающее;

· просветительское;

· организационно – методическое;

· научно – исследовательское.

1. Взаимодействие с администрацией.

Повышение психологической компетентности управленческого звена (администрации ОУ, методиста по эксперименту.)

Виды деятельности:

Взаимодействие психолога с администрацией по вопросам планирования и анализа деятельности (в т. ч. психологический анализ эффективности педагогической модели при реализации ФГОС НОО);

Участие в экспертных и творческих группах (округ, район: открытые занятия, уроки, статьи, участие в творческих разработках по темам ФГОС);

Консультирование по вопросам адекватного стиля руководства в конкретном коллективе;

2. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

Формирование психологической культуры педагогов ОУ в условиях реализации ДС ДМО.

Виды деятельности:

Формирование потребности у педагогов в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании;

Создание предпосылок к овладению психологическими знаниями;

Психологическое обоснование принципов дидактической системы ДМО при обучении детей в ОУ;

Разработка игр и тренингов по развитию деятельностных способностей и творческого потенциала личности;

Разработка методического инструментария для изучения особенностей личности;

Формирование у педагогов мотивационной основы творческой работы с детьми;

Осуществление общей координации по взаимодействию всех участников воспитательно – образовательного процесса для обеспечения системного подхода к развитию с учетом задач каждого возрастного этапа;

Создание условий для осознания степени реализованности творческого потенциала педагогами;

Психопрофилактическая работа с педагогическим коллективом по вопросам развития, воспитания и обучения детей в рамках введения ФГОС НОО;

Психодиагностика развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педколлектива;

Профилактика конфликтов в педколлективе.

3. Взаимодействие с детьми.

Психологическое сопровождение детей ОУ в условиях реализации ФГОС НОО.

Виды деятельности:

Развитие познавательных способностей и эмоционально – волевой сферы детей;

Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становление личности ребенка в процессе непрерывной социализации;

Разработка, апробация и внедрение мониторинга психического развития для детей разного возраста с учетом задач каждого возрастного этапа;

Развивающие индивидуальные и групповые занятия;

Составление индивидуальных коррекционных программ;

Формирование навыков социального развития, коммуникативных способностей;

Элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, в семье;

Выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению;

Обеспечение преемственности;

Психокоррекция индивидуальных особенностей личности;

Проведение дифференциальной психодиагностики с целью выявления уровня психического здоровья и отклонений от нормы в развитии ребенка.

4. Взаимодействие с родителями.

Организация совместной деятельности с семьей в условиях реализации ФГОС НОО.

Виды деятельности:

Психологическое просвещение родителей по теме ООП НОО: проведение тематических вечеров, бесед, собраний, лекций консультаций, семинаров и практикумов, тренингов;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по проблемам развития детей, особенностям их обучения в условиях освоения и реализации ФГОС НОО;

Формирование потребности в психологических знаниях и их практическом применении, а также желания родителей использовать приобретенные знания в общении с ребенком, в развитии у него деятельностных способностей;

Развитие рефлексивного общения родителей с ребенком;

Диагностика, опрос, анкетирование родителей с целью выявления стиля воспитания, запроса родителей к психологу.

Права психолога

1. Педагог – психолог имеет права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка и Положения об образовательном учреждении.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции, педагог – психолог имеет право вносить на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности ОУ в рамках введения ФГОС НОО и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; предлагать варианты устранения проблемных зон, имеющихся в деятельности ОУ недостатков.

3. Привлекать к совместной деятельности специалистов структурных подразделений.

4. Запрашивать необходимую информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ (детском саду) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования », утвержденного Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26 августа 2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации » в редакции от 27 декабря 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология " без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология " без предъявления требований к стажу работы.

1.4. В процессе работы педагог-психолог руководствуется законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению, инструментарием.

Также, педагог-психолог руководствуется данной должностной инструкцией педагога-психолога ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Уставом детского сада, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, приказами заведующего и другими локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.

1.5. Педагог-психолог ДОУ при выполнении обязанностей должен знать:

  • важнейшие направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
  • Декларацию прав и свобод человека;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ в редакции от 29.06.2013г "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ";
  • нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости детей и их соцзащиты;
  • общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
  • основы дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психогигиены, психологической консультации и психологической профилактики;
  • новейшие методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы, приемы и способы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • методы и приемы применения образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • актуальные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, осуществление компетентностного подхода;
  • основы работы с персональным компьютером, принтером, электронной почтой и браузерами, текстовым редактором и презентациями, мультимедийным оборудованием;
  • методику убеждения, обоснования своей позиции, установления контакта с детьми разных возрастов, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
  • методы выявления причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и решения;
  • правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, порядок эвакуации при чрезвычайной ситуации в учреждении;
  • Также, психолог должен знать свою должностную инструкцию педагога-психолога в детском саду, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.

1.6. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 ч в неделю. Из них 18 ч в неделю отводится на диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ; оставшиеся 18 ч в неделю проводит подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, готовится к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями детей, осуществляет организационно-методическую деятельность, участвует в методических объединениях, ведёт документацию.

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог должен выполнять ниже перечисленные должностные обязанности:

2.1. Осуществлять свою профессиональную деятельность, направленную на сохранение психологического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в детском саду, на создание психологически комфортных условий для развития личности ребенка в ходе воспитания, образования, социализации в условиях реализации ФГОС ДО.

2.2. Принимать участие при приеме детей в образовательные учреждения с целью своевременного выявления психологических проблем, вместе с воспитателем разрабатывает программу.

2.3. Согласно годовому плану работы детского образовательного учреждения самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию с руководством психологической службы и последующим утверждением руководителем ДОУ).

2.4. Оказывать содействие охране прав личности согласно Конвенции о правах ребенка.

2.5. Помогать гармонизировать социальную сферу детского сада и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дизадаптации.

2.6. Выявлять факторы, препятствующие развитию личности детей и принимать меры по оказанию им разных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.7. Предоставлять консультативную помощь воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении определенных проблем.

2.8. Осуществлять психологическую диагностику, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.

2.9. Выполнять диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, учитывая достижения в сфере педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также новейших информационных технологий.

2.10. Составлять психолого-педагогические заключения в целях ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

2.11. Принимать участие в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС ДО, развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности учитывая индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников, в обеспечении соответствующего уровня подготовки детей, согласно федеральным государственным образовательным требованиям.

2.12. Проводить психологическую поддержку творчески талантливых воспитанников, оказывать содействие их развитию и организации развивающей среды.

2.13. Выявлять у детей степень нарушений (умственного, физиологического, эмоционального характера) в развитии, а также разного вида отклонений социального развития и осуществлять их психолого-педагогическую коррекцию.

2.15. Формировать психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей, способствовать повышению социально-психологической грамотности педагогов, родителей (законных представителей).

2.16. Проводить консультации работников детского образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического использования психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей).

2.17. Давать оценку эффективности образовательной деятельности педагогов, учитывая развитие детей, применяя в своей работе компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.

2.18. Осуществлять психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных согласно плану работы, запросам администрации, педагогов и родителей и в рамках консультативного процесса:

  • определять уровень психического развития воспитанников и готовности их к обучению в учебном заведении;
  • наблюдать и проводить индивидуальную работу с детьми в течение периода их адаптации к детскому саду;
  • выявлять у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также разного рода отклонений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию;
  • проводить дифференциальную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей с задержкой психического развития (по запросу специалистов соответствующего профиля);
  • индивидуально обследовать детей по запросам родителей (законных представителей) и педагогических работников.

2.19. Разрабатывать и использовать: коррекционно-развивающие (апробированные и авторские) программы и технологии.

2.20. Проводить специальные развивающие и коррекционные занятия с воспитанниками по познавательному и эмоционально – личностному развитию на основании диагностических показаний, в т.ч. в группах компенсирующего вида; тренинги для педагогов и родителей (законных представителей).

2.21. Вести требуемую отчетно-учетную документацию по специальной форме и использовать ее по назначению:

  • карты психологического обследования детей;
  • годовой план работы;
  • заключения по результатам проведенных психологических обследований;
  • журнал консультаций с родителями (лицами, их замещающих);
  • журнал консультаций с педагогическими работниками;
  • карты психолого-медико-социальной помощи воспитанникам;
  • журнал коррекционной работы (отражает ход коррекционного обучения);
  • программу коррекционно-развивающих мероприятий;
  • аналитические справки (анализ работы за год).

2.22. Участвовать в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии детского дошкольного учреждения, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвовать в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС ДО.

2.23. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.

2.24. В случаях, не входящих в профкомпетенцию, направлять детей на консультацию в медицинские, психолого – медико – педагогические центры.

2.25. Педагог-психолог, реализующий образовательную программу ДОУ, должен уверенно обладать основными знаниями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в ФГОС ДО.

2.26. Соблюдать профессиональную этику, сохранять профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.

2.27. Соблюдать этические нормы психолога и этические нормы поведения в ОУ, в быту и в общественных местах;

2.28. Соблюдать требования должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ по ФГОС, выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.

3. Права

Педагог-психолог имеет право:

3.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов согласно воспитательно-образовательной программе.

3.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.

3.4. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.5. Ознакомиться с жалобами и иными документами, содержащими оценку его работы, давать по ним пояснения.

3.6. На защиту своих интересов самостоятельно или с помощью представителя в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

3.7. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.8. Предоставлять на рассмотрение руководителя ДОУ предложения по улучшению работы Учреждения.

3.9. На получение от работников детского сада информации, необходимой для осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.10. Участвовать в родительских собраниях воспитанников, в оздоровительных, воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ;

3.11. На получение от руководителя дошкольного образовательного учреждения достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

3.12. На повышение своей профессиональной квалификации, проходить оценку знаний.

4. Ответственность

4.1. Педагог – психолог несет персональную ответственность за неисполнение или нарушение без уважительных причин Устава, должностной инструкции психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений заведующей детского сада, других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.

4.2. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим или физическим насилием над ребенком, педагог – психолог освобождается от занимаемой должности согласно трудовому законодательству Российской Федерации и Законом «Об образовании ».

4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно – гигиенических норм и правил, педагога – психолога привлекают к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством РФ.

4.4. За виновное нанесение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба связанного с исполнением (неисполнением) своей должностной инструкции педагога-психолога в детском саду сотрудник несет материальную ответственность в порядке и пределах, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

4.5. Педагог – психолог несет гражданско-правовую ответственность за причинение морального ущерба участникам образовательного процесса, действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог-психолог:

5.1. Выполняет работу в режиме выполнения объема установленной ему нормы в соответствии с расписанием, участия в обязательных плановых мероприятиях и самопланирования деятельности, на которую не установлены нормы выработки.

5.2. Во время, не совпадающее с отпуском, может привлекаться администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени.

5.3. Получает от руководства детского сада информацию нормативно – правового и организационно – методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

5.4. Отчитывается перед заведующим ДОУ и руководителем психологической службы органов управления образованием.

5.5. Получает от руководства психологической службы управления образованием информацию организационно-методического характера.

5.6. Действует в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского сада.

5.7. Предоставляет информацию заведующему ДОУ, руководителю ПС и в вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников.

1.3.На должность педагога-психолога назначается лицо:

Имеющее высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».

Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

Не признанное недееспособным в установленном федеральном законом порядке (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ).

1.4.Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность педагога-психолога.

1.5.Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора техникума по представлению заместителя директора по УВР.

1.6. Педагог-психолог подчиняется руководителю Психологической службы техникума. В отсутствие руководителя Психологической службы техникума педагог-психолог подчиняется лицу, назначенному приказом директора техникума ответственным за руководство Психологической службой.

1.7.Педагог-психологдолжен знать:

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

Методы и приемы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Правила внутреннего трудового распорядка техникума;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8.В своей работе педагог-психолог руководствуется;

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

Международными и российскими нормативными правовыми актами в области защиты прав детей;

Нормативными правовыми документами органов управления образованием;

Положением «О службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы»;

Уставом техникума;

Положением о психологической службе техникума;

Нормами и правилами охраны труда и техники безопасности,

Настоящей инструкцией.

1.9.На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

  1. 2. Функции

2.1.Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе их обучения в техникуме.

2.2. Содействует охране прав личности обучающихся в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

2.4.Оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем.

2.5.Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

2.6.Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.7.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску.

2.8.Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития, по мере возможности проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.9.Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих).

2.10.Консультирует администрацию техникума по вопросам развития техникума, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

  1. 3. Должностные обязанности

Педагог-психолог обязан:

3.1.Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не решать проблемы, невыполнимые с точки зрения современной психологической науки и практики, а также проблемы, решение которых находится в компетенции представителей других специальностей.

3.2. Использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, фармакологических средств и т.п.).

3.3.Знать новейшие достижения психологической науки в целом, возрастной и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

3.4.Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов психологической работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

3.5.В решении всех вопросов исходить из интересов обучающегося, задач его полноценного психического развития. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу техникума, а также родителям (лицам, их заменяющим) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся и реализацией индивидуализированного подхода.

3.6.Оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем.

3.7.В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом "не навреди", т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству.

3.8.Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб обучающемуся или его окружению.

3.9.Информировать администрацию и педагогических работников техникума о задачах, содержании и результатах проводимой работы.

3.10.Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

3.11.Распределять рабочее время, исходя из36-часовой недельной нагрузки, в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 01.03.2004г. №945.

3.12.Выполнять требования в соответствии с должностной инструкцией по охране труда.

3.13.Исполнять другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.

  1. 4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право:

4.1.Самостоятельно определять приоритетные направления своей работы с учетом конкретных условий техникума и т.п..

4.2.Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися, педагогическим коллективом, родителями (лицами, их заменяющими), выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ в соответствии с годовым планом работы Психологической службы техникума;

4.3.Отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения и требовать от администрации техникума оказания содействия в исполнении указанных обязанностей;

4.4.Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования и администрации техникума, в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

4.5.Знакомиться с необходимой документацией, получать от руководителей и специалистов техникума информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.6.Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения, обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающегося.

4.7.Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогического консилиума и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся. В случае несогласия с решением комиссии педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

4.8.Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, а также в оценке их эффективности.

4.9.Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в исследовательских целях.

4.10.Публиковать материалы из опыта своей работы в научных журналах и других изданиях.

4.11.Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.

4.12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

4.13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам, связанным с защитой прав и интересов обучающихся.

  1. 5. Ответственность

Педагог-психолог привлекается к ответственности:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба- в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных - в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения - в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

5.6.Педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

5.7. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность и оформление в установленном порядке протоколов обследований и прочей документации.

5.8.Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента (обучающихся, сотрудников техникума, родителей (лиц, их заменяющих)).

  1. 6. Взаимодействия

Педагог-психолог:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума.

6.2.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и полугодие. План работы утверждается заместителем директором по учебно-воспитательной работе техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней до окончания полугодия и учебного года.

6.4. Получает от заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5.Систематически взаимодействует по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора техникума.

6.6.Передает заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.

6.7.Соблюдает конфиденциальность.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции педагога психолога, образец 2019/2020 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности педагога психолога, права педагога психолога, ответственность педагога психолога.

Должностная инструкция педагога психолога относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции педагога психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности педагога психолога

1) Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику; используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведёт документацию по установленной форме, используя её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одарённых обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Педагог психолог должен знать

2) Педагог психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты; общую психологию; педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации педагога психолога

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция педагога психолога - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности педагога психолога, права педагога психолога, ответственность педагога психолога.

Лучшие статьи по теме