Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование вкладов
  • Флаги военно морского свода сигналов российской федерации. Нарукавные повязки службы корабельных нарядов. Петлицы и нарукавные знаки ркка и нквд

Флаги военно морского свода сигналов российской федерации. Нарукавные повязки службы корабельных нарядов. Петлицы и нарукавные знаки ркка и нквд

В далеком 1857 году была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота». Так, 18 флагов из этого документа активно использовали такие страны, как Британия, Канада, США и Франция. В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в название «Международный свод сигналов» (МСС), сохранившееся до наших дней. Его используют многие страны мира, однако в последнее время на ВМФ все чаще флажковая сигнализация заменяется световой сигнализацией. К примеру, на ВМФ РФ флажковую сигнализацию полностью заменили световой в 2012г.

Международный Свод Сигналов (МСС) представляет собой справочник, деленный на три самостоятельных блока. В первый и основной блок входят 26 буквенных флагов, второй блок представлен десятью цифровыми флагами и третий самый маленький блок представляет три заменяющих флага. МСС предназначен: во-первых, для передачи сообщения подбирается нужный текст из свода сигналов, и записываются стоящие напротив текста сигнальные сочетания флагов, сигналы бывают однофлажные, двухфлажные и трехфлажные, а также сигналы существуют четырехфлажные (как правило, они информируют, о государственной принадлежности судна), дальше следует заключительная фаза, сигнальщик набирает нужный набор сигнальных флагов и вывешивает их на специальных крепежах — фалах.

Сигнальщик принимающего судна, пишет на бумаге замеченные сочетания, и находит их значения в МСС, данный свод на сегодняшний день представлен десятью наиболее распространенными языками мира. С помощью МСС преодолеваются возникающие языковые трудности общения. Дальность флажковой сигнализации при хорошей видимости достигает 4-5 морских миль. В настоящее время судовые флаги подобного назначения изготавливаются в соответствии с действующими стандартами — из нейлоновых тканей. Кроме этого, МСС дает инструкцию пользования сводом (объяснения и общие замечания, определения, и способы сигнализации, а также правила производства сигналов средствами флажной сигнализации), МСС содержит азбуки Морзе и процедурных сигналов, однобуквенных сигналов (таблиц цветных изображений флагов свода, расположенных в порядке латинского алфавита), общего раздела (двухбуквенные сигналы латинского алфавита) и медицинского раздела (в таблицах дополнений приведены обозначения пострадавших частей тела, список общих болезней, список медикаментов). В конце МСС имеется алфавитный указатель слов-определителей к общему и медицинскому разделам. Отдельно во вкладках для вывешивания на видном месте к каждой книге даются сигналы бедствия и спасательные сигналы.

МСС служит главным образом для связи с иностранными кораблями и судами вобстановке, повышенной опасности и обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, МСС как нельзя лучше подходит в случаях, возникновения языковых трудностей общения между представителями различных государств. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал.

А (Аз) — буквенное значение первого флага в списке буквенных флагов МСС, по своду ВМФ определение сигнала как - «Нет, Не согласен. Не имею. Не разрешаю». Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, придает сигналу отрицательное значение. По международному своду сигналов флаг «А» значит: «Я произвожу испытание скорости».

Данный сигнальный флаг представляет собой красный флажок с изображенным поверх него белым прямоугольником.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так А-A (Alfa, Альфа), представляет собой бело-синий треугольный флаг с двумя косицами и имеет значение «Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости».

Б (Буки) — буквенное значение второго флага относящегося к своду сигналов ВМФ и МСС. Значение сигнала этого флага в переводе с военно-морского свода означает — «Сняться с якоря», «Больше ход» (если корабли на ходу) или «Дать ход» (если машины застопорены). По МСС флаг «Б» значит: «Я гружу или выгружаю взрывчатые вещества».

Флаг «Б» представлял собой белый треугольник с красным кругом посередине.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так B- Б (Bravo, Браво), представляет собой красный треугольный флаг с двумя косицами и имеет значение «Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз».

В (Веди) — буквенное значение третьего флага в алфавите буквенных флагов военно-морского и международного сводов сигналов. По своду ВМФ этот флаг сигнализирует об опасности — «Курс ведет к опасности». По МСС флаг «В» означает: «Да» (утвердительный).

Флаг «В» (Веди) представлял собой «тройной треугольник» синий треугольник с двумя треугольниками внутри него белого и красного цветов.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так V-В (Whiskey, Уиски), представляет собой прямоугольный синий с белым прямоугольником в центре, на который наложен малый красный прямоугольник и имеет значение «Требуется медицинская помощь».

Г (Глаголь) — данный флаг относится к разряду буквенных флагов сводов сигналов ВМФ и МСС. Точное его значение этого флага, как сигнала, по своду ВМФ — брандвахтенный. Держится кораблями (судами), занимающими брандвахтенный пост. По своду МСС «Г» значит «Держитесь на некотором расстоянии от меня, я маневрирую с трудом».

Флаг «Г» представлял собой треугольник голубого цвета.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так G - Г (Golf, Гольф), представляет собой флаг из жёлтых и синих вертикальных полос (имеется уже в таблице 1901 года); видимо, этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве, и имеет значение «Мне нужен лоцман».

Д (Добро) (Affirmative) — буквенное значение этого сигнала относится к буквенным флагам военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага, по своду ВМФ трактуется как — «Да, согласен, разрешаю». По МСС флаг «Д» означает: «Я изменяю свой курс вправо».

Флаг «Д» (добро) представляет собой флажок желтого цвета, прямоугольной формы.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так D - Д (Delta, Дэлта), представляет собой флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос и имеет значение «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом».

Е (Есть) — буквенное значение флага сводов сигналов ВМФ и МСС, флаг «Е» по международному своду сигналов означает: «Мое судно потеряло способность управляться. Установите со мной связь».

В Военно-морском флоте СССР сигнал "Е" представлял из себя треугольный жёлтый флажок с синей каёмкой, а ранее, в 1901-1911 гг.,этот сигнал обозначался - желтым флажком с продольной синей полоской и двумя косицами.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так E-Е (Echo, Эко), представляет собой флаг из синей и красной горизонтальных полос и имеет значение «Я поворачиваю направо».

Ж (Живете) — буквенное значение, принадлежащее одному из 26 - ти буквенных сигнальных флагов сводов ВМФ и МСС. Флаг «Ж» по МСС означает: «Нужен лоцман».

В Военно-морском флоте СССР сигнал "Ж" являл собой квадратный белый флаг с красным ромбом. В начале ХХ века 1901-1911 гг., этот флажок представлял собой - красный треугольной формы с тремя продольными белыми полосами.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так V-Ж (Victor, Викта), представляет собой белый флаг с красным косым крестоми имеет значение «Прошу помощи.».

З (Земля) — буквенное значение одного из сигнальных флагов сводов ВМФ и МСС. Значение сигнала дающееся в своде ВМФ: «Дать задний ход». Флаг «З» по МСС значит: «У меня есть на борту лоцман».

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так Z-З (Zulu, Зулу), представляет собой белый флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольникии имеет значение «Мне нужен буксир».

И (Иже) — буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Флаг «И» по международному своду сигналов означает: «Я изменяю свой курс налево».

Сигнал "И" был в видефлага треугольной формы из жёлтых и красных половин, в 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался флажком треугольной формы, красного цвета с белым кругом в центре. Его значением было "Ясно вижу".

По действующему, МСС данное буквенное значение флага звучит так I-И (India, Индия), представляет собой жёлтый прямоугольник флаг с черным кругом и имеет значение «Я меняю курс».

К (Како) — буквенное значение одного из флагов свода ВМФ и МСС. Его значение по своду ВМФ — «Не могу управляться». По своду МСС флаг «К» означает: «Я собираюсь сделать сообщение по семафору».

Сигнал "К" имел вид прямоугольника из синей и красной горизонтальных полос. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался флажком с красным полем и белой вертикальной полосой. Его значением было "Ясно вижу"

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так K-К (Kilo, Кило), представляет собой квадратный бело-красный вертикальный флаг, и имеет значение «Я хочу связаться с вами».

Й - Знака «Й» в МСС не существовало. В своде сигналов ВМФ этот флаг означал"Обнаружил мину" Представляет собой белый флажок с черным треугольником посередине и с косицами с краю,в таблице 1911г. в литере"Й" соответствует красный треугольный вымпел с белым крестом.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так J - Й (Juliett, Джулиэт), представляет собой квадратный флаг из синей, белой и синей горизонтальных полос и имеет значение «У меня опасный груз на борту».

Л (Люди) — буквенное значение 12 сигнального флага из списка буквенныхфлагов сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага, как сигнала по военно-морскому своду: «Держать левее». 2. «Поворачиваю влево». Флаг «Л» по МСС означает: «Остановите немедленно свое судно».

Флаг «Л» представляет собой белый прямоугольный флажок с красным крестом в середине.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так L-Л (Lima, Лима), представляет собой квадратный флаг из двух черных и двух желтых прямоугольников и имеет значение «Немедленно остановитесь».

М (Мыслете) — буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага по своду сигналов ВМФ как сигнала — 1. «Уменьшить ход». 2. «Дал малый ход». Флаг «М» по МСС означает: «Остановитесь. У меня есть важное сообщение».

Данный флаг представляет собой прямоугольное полотнище с изображением типа «шахматная доска» с белыми и красными квадратами, расположенными в шахматном порядке.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так M - М (Mike, Майк), представляет собой квадратный флаг синего цвета с белым косымкрестоми имеет значение «Я прекратил движение».

Н (Наш) — буквенное значение одного из флагов ВМФ и МСС. Его значение как сигнала по своду сигналов ВМФ — «Гружу боевой запас» (взрывчатые и огнеопасные вещества). По МСС флаг «Н» означает: «У меня есть на борту доктор».

Буквенный сигнал «Н» представлял собой флажок красного цвета.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так N-Н (November, Новэмбэр), представляет собой квадратный флаг с четырьмя белыми и четырьмя голубыми квадратами расположенными в шахматном порядке и имеет значение «Нет».

О (Он) - буквенное значение сигнального флага, из сводов ВМФ и МСС.По своду ВМФ значение этого флага - «Следовать за мной», а по своду МСС - «прошу разрешения…».

Буквенный сигнал "О" представлял собой треугольник желтого цвета с красной вертикальной полосой. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью вертикальными синими полосками.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так O-О (Oscar, Оска), представляет собой разделённый по диагонали на красный и жёлтый треугольники флаг и имеет значение «Человек за бортом».

П (Покой) — буквенное значение сигнального флага, из сводов ВМФ и МСС.По своду ВМФ значение этого флага как сигнала "Держать правее", "Поворачиваю вправо", а по своду МСС - означает: в гавани: "Все должны быть на борту, так как судно скоро снимается"; в море: "Мои сети зацепились за препятствие".

Буквенный сигнал "П" представлял собой прямоугольник с двумя вертикальными полосами желтого и синего цвета.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так P-П (Papa, Папа), представляет собой квадратный флаг с наложенным на него белым квадратом и имеет значение «Судно собирается в море, всем доложить о прибытии». В XVIII веке этот флаг был также известен как "Синий Питер" (Blue Repeater), он использовался,если нужно было попросить повторить плохо понятый сигнал.

Р (Рцы) — буквенное значение флага ВМФ и МСС. Его значение по своду ВМФ: "Дежурный корабль". Этот флаг (малого размера) поднимается на левом ноке рея дежурного корабля с восхода до захода солнца (ночью — на том же ноке рея носится синий огонь). По МСС флаг «Р» значит: "Мое судно не имеет хода; вы можете осторожно пройти мимо меня".

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так R - Р (Romeo, Роумио), представляет собой квадратный флаг красного цвета с желтым скандинавским крестом, флаг не имеет определённого значения.

С (слово) — — буквенное значение этого сигнала относится к буквенным флагам военно-морского и международного сводов сигналов. Свод сигналов ВМФ дает трактовку этот сигнала так - "застопорить машины, застопорил машины". По флагу МСС флаг «С» означает: "Мои машины работают полным ходом назад".

Сигнальный флаг «С» представляет собой голубой прямоугольник с белым косым крестом.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так S - С (Sierra, Сиэрра), представляет собой квадратный флаг белого цвета с наложенным на середину голубы квадратом и имеет значение «За кормой моего судна сейчас заработают винты».

Т (Твердо) — буквенное значение одного из буквенных сигнальных флагов из свода сигналов ВМФ и МСС. Флаг «Т» по МСС означает: "Не пересекайте моего курса (не проходите у меня под носом)".

Сигнальный флаг "Т" - флаг из двух черных и двух желтых прямоугольников расположенных в шахматном порядке.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так T-Т (Tango, Тангоу), представляет собой квадратный флаг из вертикальных красной, белой и синей полос и имеет значение «Держитесь от меня подальше, я несу трал».

У - буквенное значение сигнального флажка из сводов ВМФ и МСС. Значение этого флага в сводах сигналов ВМФ и МСС — "Терплю бедствие". Поднимается на гафеле под кормовым флагом. Флаг «У» по МСС означает: "Вы идете к опасности".

Сигнальный флаг «У» представляет собой трапециевидный вымпел с тремя красными и двумя белыми полосами расположенными поочередно.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так U-У (Uniform, Юниформ), оно представляет собой квадратный флаг из двух красных и двух белых квадратов расположенных в шахматном порядке и имеет значение «Вы идёте навстречу опасности».

Ф - Ферт - буквенное значение одного из флагов военно-морского флота и международного сводов сигналов. Значение этого флага по своду ВМФ как сигнала — отменительный. Поднятый без сигнала, отменяет предыдущий сигнал. Поднятый одновременно с сигналом, но отдельно от него, отменяет поднятый сигнал, а по МСС флаг «Ф» означает: "Я не управляюсь. Держите связь со мной".

Сигнальный флаг "Ф" представлял собой треугольный флаг желтого цвета с черным кругом. В своде сигналов 1901-1911 гг., этот сигнал обозначался жёлтым прямоугольным флагом с синим прямоугольником в центре.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так F-Ф (Foxtrot, Фокстрот), представляет собой квадратный белый флаг с красным ромбом. и имеет значение «Я потерял управление и возможность связи».

X (Ха) — буквенное значение флага ВМФ и МСС. Флаг «Х» по МСС означает: «У меня есть на борту лоцман».

В советском флоте "Х" обозначал белый флаг с красным крестом. В более ранние времена существования Российской империи этот флаг имел дополнительную функцию и кроме буквенного значения "Х" назывался еще и "Молитвенный" и обозначал "Богослужение на корабле".

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так H-Х (Hotel, Хотэл), представляет собой квадратный флаг поделённый по вертикали на белую и красную половины и имеет значение «У меня на борту лоцман».

Ц (Це) - буквенное значение одного из флагов военно-морского и международного сводов сигналов. Значение этого флага по военно-морскому своду как сигнала "Возвратиться". Флаг "Ц" по международному своду сигналов означает: "Да (утвердительный)".

Флаг «Ц» - своим видом являет прямоугольный триколор красно-желто-синего цветов.

По действующему, данное буквенное значение флага звучит так C-Ц (Charlie, Чарли), представляет собой квадратный флаг поделённый по горизонтали на синий, белый, красный, белый и синий цвета и имеет значение «Да».

Ч (Червь) - буквенное значение флага ВМФ и МСС. Значение данного флага как сигнала по своду ВМФ значит: "Человек за бортом". При втором значении поднимается одновременно с пушечным выстрелом или с рядом коротких гудков; кормовой флаг приспускается.

Флаг «Ч» - представляет собой прямоугольный голубой флаг с четырехугольным знаком «ромб» посередине.

Ш (Ша) - буквенное значение одного из флагов ВМФ. В МСС нет данного флага. Означет он "Дать полный ход".

Флаг «Ш» - буквенное значение одного из флагов ВМФ. В МСС нет данного флага. Представляет собой белое прямоугольное полотно с изображенными на нем в шахматном порядке пятью квадратами голубого цвета.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Щ (Ща) В советском флоте "Щ" обозначал белый треугольный флаг с красным крестом. В Российской империи литеру "Щ" обозначал другой флаг - бело-красный, который позже стал "исполнительным флагом".

По действующему МСС данное буквенное значение флага звучит так Q - Щ (Quebec, Кэбэк) представляет собой квадратный флаг желтого цвета и имеет значение «На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина».

Ъ - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ъ" нет.

Флаг «Ъ» знак представлял собой треугольный двух полосный флаг (черная и белая полосы).

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Еры (Ы)- буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ы" нет.

Флаг «Ы» представлял собой черное полотно, деленное белой жирной косойлинией.

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так Y-Ы (Yankee, Янки)представляет собой квадратный флаг с красными косыми полосами на жёлтом фоне и имеет значение «Я поднимаю якорь».

Ь - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ь" нет.

Флаг «Ь» представлял собой треугольник с синей широкой полосой у левого края (основания).

По действующему МСС, данное буквенное значение флага звучит так X-Ь (X-ray, Эксрей)представляет собой квадратный флаг белого цветас синим скандинавским крестом и имеет значение «Прекратите выполнение того, что делаете.».

Э - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Э" нет. Э или Е оборотное.

Флаг «Э» представлял собой прямоугольное полотно с чередующимися полосками синего, белого, красного, белого синего цветов.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Ю или Юла — буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Ю" нет. Ю или Юла сигналов нет.

Флаг «Ю» представлял собой прямоугольное белое полотно с красным косым крестом.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Я или Яко - буквенное значение одного из флагов свода сигналов ВМФ. В МСС Флага "Я" нет. Я или Яко сигналов нет.

Флаг «Я» представлял собой прямоугольное красное полотно с желтым скандинавским крестом.

По действующему МСС данное буквенное значение флага отсутствует.

Цифровые флаги свода сигналов СССР:

Один (1) - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;

Два (2) - синий треугольный флаг с белым кругом;

Три (3) - треугольный флаг из красной, белой и синей вертикальных полос;

Четыре (4) - красный треугольный флаг с белым крестом;

Пять (5) - треугольный флаг из вертикальных жёлтой и синей полос;

Шесть (6) - флаг, разделённый по диагонали на красный и жёлтый треугольники;

Семь (7) - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос;

Восемь (8) - флаг из четырёх красных и белых прямоугольников;

Девять (9) - белый флаг с синим крестом;

Десять (10) - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники.

Дополнительные знаки свода сигналов СССР:

1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;

2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;

3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;

4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;

Специальные знаки свода сигналов СССР

  • гюйс - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс);
  • газ - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • дым - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • телеграфный - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос (имеется уже в таблице 1901 года); видимо, этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве.
  • шлюпочный - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года);
  • воздушный - белый флаг с синим прямоугольником в центре;
  • норд - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • зюйд - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • ост - белый флаг с чёрным ромбом;
  • вест - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • вопросительный - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос. В Российской Империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины.
  • ответный - красный трапециевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места".
  • исполнительный - флаг, поделённый по вертикали на белую и красную половины

Цифровые флаги свода сигналов МСС:

1 (unaone, унауан) - белый вымпел с красным кругом;

2 (bissotwo, биссоту) - синий вымпел с белым кругом;

3 (terrathree, тэратри) - вымпел из красной, белой и синей вертикальных полос;

4 (kartefour, картэфоур) - красный вымпел с белым крестом;

5 (pantafive, пантафайв) - вымпел из вертикальных жёлтой и синей полос;

6 (soxisix, соксисикс) - вымпел из горизонтальных чёрной и белой полос;

7 (setteseven, сэтэсэвн) - вымпел из горизонтальных жёлтой и красной полос;

8 (oktoeight, октоэйт) - белый вымпел с красным крестом;

10 (nadazero, надазэро) - жёлтый вымпел с красной вертикальной полосой.

Есть также три "заменяющих" вымпела.

1-й заменяющий (1st substitute) - жёлтый с синей каёмкой;

2-й заменяющий (2nd substitute) - сине-белый;

3-й заменяющий (3rd substitute) - белый с чёрной горизонтальной полосой.

Сигнальные флаги ВМФ Российской Федерации в своём большинстве повторяют по аналогии флаги свода сигналов ВМФ СССР. Отличия весьма незначительны.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок


    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Сигнальные флаги на корабле

Сигнальные флаги - комплект флагов установленных размеров, формы, рисунков и расцветки, предназначенный для осуществления зрительной связи между кораблями и кораблей с берегом.

Первые сигнальные флаги появились еще в IX веке, но их смысл зависел не от цвета или формы флага, а от его расположение на корабле.

В России первые специальные сигнальные флаги появились в 1696 году, а свод отечественных сигналов был создан в 1710 году.

Сигнальный флаг или их сочетание поднимается на стеньгах либо ноках реев и означает определенное слово или фразу. Расшифровка этих слов или словосочетаний происходит по наименованиям флагов, которые приведены в сводах сигналов. Таким образом, не было единой системы и применялись самые разные флаги и штандарты.

Позже был создан Международный свод сигналов, который предназначен для кораблей и торговых судов всех стран мира. Флаги этого свода впервые появились в 1857 году и до 1887 года составляли Систему кодовых сигналов для торгового флота. Но в 1901 году флаги составили Международный свод сигналов, который приняли все морские государства мира. В 1931 году свод сигналов был модифицирован международной комиссией и принял современный вид.

На данный момент Военно-Морским Флотов РФ применяются несколько различных сводов - своды военно-морских сигналов и Шлюпочная сигнальная книга. Комплект свода военно-морских сигналов насчитывает 59 различных сигнальных флагов (32 буквенных, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных), а Шлюпочной сигнальной книги - 54 флага. Кроме этого, по форме они делятся на прямоугольные (38 шт.), прямоугольные с косицами (4 шт.), треугольные (15 шт.) и вымпельные (2 шт.).

Все флаги сделаны из специальной ткани - флагдука, на которые нанесена особо стойкая краска. Используется пять различных цветов - красный, желтый, синий, черный и белый.

Существует пять различных комплектов сигнальных флагов, которые отличаются размерами.

Размеры сигнальных флагов различных комплектов

Свернутый сигнальный флаг

Первый и второй комплекты используются на больших кораблях. Малые и средние корабли комплектуются третьим и четвертым комплектами, а на катерах и шлюпках используется пятый комплект.

Хранение сигнальных флагов производится в свернутом виде в специальных ящиках на больших кораблях и в брезентовых мешках - на малых кораблях. Каждый флаг располагается в отдельной ячейке. Свертывают флаги в определенном порядке и затягивают петлей, что позволяет флагу самому развернуться во время подъема «до места». Это позволяет подымать сигнальные флаги при сильном ветре или с сигнального мостика очень малых размеров.

СВОД ВОЕННО-МОРСКИХ СИГНАЛОВ

Комплект сигнальных книг Военно-Морского флота.

  • - сборник сигналов для переговоров между кораблями и с береговыми сигнальными станциями различных государств...

    Словарь военных терминов

  • - повторение сигналов, передаваемых флажными, светосигнальными и радиотехническими средствами для подтверждения их получения или передачи на другие корабли...

    Словарь военных терминов

  • - сборник буквенных и. цифровых условных знаков, принятый в ВМФ для передачи донесений, распоряжений, оповещений и других сообщений...

    Словарь военных терминов

  • - 1) таблица для преобразования открытых текстов команд-распоряжений и кратких донесений в условный вид; документ скрытого управления войсками. Разрабатывается штабом соединения...

    Словарь военных терминов

  • - система буквенных, цифровых и иных условных знаков, принятая в ВМФ и в органах морской охраны ПС РФ, для передачи донесений, распоряжений, оповещений и других сообщений...

    Пограничный словарь

  • - сигнальная книга, заключающая в себе собрание визуальных и звуковых сигналов, а также свод радиосигналов. Служит для переговоров между собой судов различных стран...

    Морской словарь

  • - 1...

    Телекоммуникационный словарь

  • - морской сборник сигналов для связи между морскими судами, а также судами и береговыми объектами. Устанавливает порядок сигнализации. Принят в 1965, вошел в силу с 1969...

    Большой энциклопедический словарь

  • - собрание законов и законоположений, регламентировавших деятельность военно-морского ведомства и ВМФ России в последней четверти 19 - начале 20 в. Издавался в 1887-1915...

    Морской словарь

  • - повторение сигналов вслед за поднявшим сигнал кораблем. Р. С. бывает общее или производится специально назначенными кораблями...

    Морской словарь

  • - система буквенных и цифровых условных знаков принятая в ВМФ для передачи донесений, распоряжений, оповещений и других сообщений...

    Морской словарь

  • - процесс преобразования аналоговых и/или дискретных сигналов. может осуществляться аналоговыми и дискретными методами.По-английски: Signal processingСм. также: Обработка данных Сигналы  ...

    Финансовый словарь

  • - соответственно полной обособленности управления морским ведомством, у нас принята система такой же полной обособленности и морского законодательства от законодательства военного, т. е. касающегося сухопутной...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сборник сигналов для переговоров между морскими судами, между судами и береговыми сигнальными станциями различных государств...

    Большая Советская энциклопедия

  • - сигнализация,...

    Словарь синонимов

"СВОД ВОЕННО-МОРСКИХ СИГНАЛОВ" в книгах

Последние действия германских военно-морских сил

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Последние действия германских военно-морских сил В последний период войны немецкому флоту приходилось в усложнившихся условиях и с большими потерями продолжать выполнение своих задач по охране судоходства вдоль всего побережья, находившегося во владении Германии, -

Глава VIII Авиация военно-морских сил

Из книги Воздушная мощь автора Эшер Ли

Глава VIII Авиация военно-морских сил Нетрудно понять, что коммунистические государства в решении проблемы строительства военно-морской авиации должны исходить из стратегических потребностей, в корне отличных от потребностей западных стран. Маршал Британских

ГЛАВА VIII Авиация военно-морских сил

Из книги Воздушная мощь автора Ли Эшер

ГЛАВА VIII Авиация военно-морских сил Нетрудно понять, что коммунистические государства в решении проблемы строительства военно-морской авиации должны исходить из стратегических потребностей, в корне отличных от потребностей западных стран. Маршал Британских

Призраки и военно-морских училищах

Из книги Привидения среди нас автора Ильин Вадим

Призраки и военно-морских училищах Через несколько месяцев после описанных выше событий стоявший в карауле у оружейного склада курсант Военно-морского училища имени адмирала П. С. Нахимова увидел в осенних сумерках человека, одиноко бредущего по усыпанной опавшими

4.1. Оборона военно-морских баз и островов

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

4.1. Оборона военно-морских баз и островов Балтийский флот являлся для немецкого командования серьезной противоборствующей силой, способной помешать осуществлению военно-политических замыслов Германии по разгрому советских войск в Прибалтике и захвату Ленинграда и

Глава 5 В Военно-Морских силах республики

Из книги Канарис. Руководитель военной разведки вермахта. 1935-1945 гг. автора Абжаген Карл Хайнц

Глава 5 В Военно-Морских силах республики Капповский путч не прошел для Канариса бесследно. Если до сих пор, несмотря на безусловную интеллигентность, у него еще порой проявлялись остатки лейтенантского легкомыслия, совершенно не соответствующего ни его 33-летнему

Реорганизация военно-морских сил Германии

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Реорганизация военно-морских сил Германии Надводные корабли немецкого флота постепенно были переведены в норвежские базы. Отсюда они могли противодействовать вторжению союзников в Норвегию, которого так опасался Гитлер, и наносить удары по арктическим конвоям,

№171 Тезисы доклада начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича в РВС СССР «О мобилизационной готовности Военно-морских сил РККФ»

Из книги Реформа в Красной Армии Документы и материалы 1923-1928 гг. [Книга 2] автора Военное дело Коллектив авторов --

№171 Тезисы доклада начальника Военно-морских сил РККА Р.А. Муклевича в РВС СССР «О мобилизационной готовности Военно-морских сил РККФ» №96/сб/сс1 апреля 1927 г.Сов. секретноМобилизация боевого ядра Военно-морских сил РККАа) Сравнительно незначительное мобилизационное

Словарь военно-морских терминов и сокращений

Из книги Смерть у пирса автора Шигин Владимир Виленович

Словарь военно-морских терминов и сокращений АСО – аварийно-спасательный отделБЗО – боевое зарядное отделениеБПЛ – бригада подводных лодокБЧ – боевая частьБЧ-5 – электромеханическая боевая частьВВД – воздух высокого давленияВСОН – вспомогательное судно особого

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

ФЛАГИ ВОЕННО-МОРСКОГО СВОДА СИГНАЛОВ СССР

Международный свод сигналов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

§ 8. Международный свод сигналов

Из книги Морские катастрофы автора Сидорченко Виктор Федорович

§ 8. Международный свод сигналов МСС был принят Международной морской организацией в 1965 г., введен в действие с 1 апреля 1969 г. и предназначен для поддержания связи в случаях бедствия или возникновения опасности для мореплавания, особенно когда в общении возникают

Группировка военно-морских сил

Из книги Нокдаун 1941. Почему Сталин «проспал» удар? автора Суворов Виктор

Группировка военно-морских сил Черноморский флот - командующий вице-адмирал Ф. С. Октябрьский, член Военного совета дивизионный комиссар Н. М. Кулаков, начальник штаба контр-адмирал И. Д. Елисеев - в своей главной базе - Севастополе имел линкор, 5 крейсеров, 2 лидера, 10

СЛОВАРЬ ВОЕННО-МОРСКИХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ

Из книги Отсеки в огне автора Шигин Владимир Виленович

СЛОВАРЬ ВОЕННО-МОРСКИХ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ АСО - аварийно-спасательный отдел.БЗО - боевое зарядное отделение.БПЛ - бригада подводных лодокБЧ - боевая часть.БЧ-5 - электромеханическая боевая часть.ВВД - воздух высокого давления.ВСОН - вспомогательное судно особого

§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

§ 3. Классификация кораблей военно-морских сил Корабли военно-морского флота входят в систему вооруженных сил государств, имеющих границы, проходящие по водным пространствам. Основной задачей военноморских сил является защита интересов своей страны на водных

К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1799 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот. Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота" (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов (видимо, заменяющих). С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций».

Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году британским министерством торговли была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов..." была переименована в Международный свод сигналов (INTERCO). Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. Обозначения Международного свода сигналов - МСС-65 или ICOS-69.

Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов. Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой "YV1". Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы

Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР.

Подъем и спуск флагов расцвечивания. При торжественном подъеме Военно-Морского флага России поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания. Стеньговые флаги поднимаются на стеньгах всех мачт; при этом поднятые на них флаги должностных лиц должны располагаться ниже стеньговых флагов. Расцвечивание кораблей флагами производится между клотиками мачт и от последних к штевням корабля. От форштевня до клотика фок-мачты поднимаются треугольные флаги, между клотиками мачт - прямоугольные, от клотика, грот- или бизань-мачты к ахтерштевню - треугольные и прямоугольные с косицами. При расцвечивании не употребляются: - Государственный флаг - флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск; - гюйс; - флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел; - иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц; - флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э Исполнительный, 3, 4, 7, 9. Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.

Лучшие статьи по теме