Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Осаго
  • Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения. Организация безопасного дорожного движение на предприятии Должностная инструкция ответственного по бдд в школе

Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения. Организация безопасного дорожного движение на предприятии Должностная инструкция ответственного по бдд в школе

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

лица ответственного за работу по обеспечению безопасности дорожного движения.

I. Общие положения

1. Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения назначается приказом руководителя предприятия.

II. Обязанности:

1. Разрабатывает мероприятия по предупреждению дорожно-транспорт­ных происшествий и контролирует их выполнение.

2. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных проишествиях и принятых мерах по их предупрежде­нию.

3. Разрабатывает и представляет руководителю предприятия на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по пре­дотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения.

4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с дан­ными Госавтоинспекции.

5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов и т. д.)

7. Систематически информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, при­ чинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

8. Участвует в мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и др.).

9. Принимает участие в установлении причин и обстоятельств возникно­вения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе предприятия.

10. Организует в коллективе предприятия рассмотрение совершенных во­дителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорож­ного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

11. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутрен­них дел при рассмотрении административных материалов о нарушении пра­вил дорожного движения водителями предприятия.

12. Контролирует допуск водителей к управлению только теми транспорт­ными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями .

13. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сро­ков медицинского переосвидетельствования.

14. Осуществляет контроль за организацией проведения службой эксплу­атации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий.

15. Осуществляет контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.

16. Осуществляет контроль за стажированием водителей и работой води­телей-наставников.

17. Организует ежегодные занятия с водителями по 20-часовой програм­ме, утвержденные «Минавтотрансом» РСФСР от 01.01.2001 г, за №ДП-14/118.

18. Оказывает методическую помощь руководителям служб и подразделе­ний предприятия в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

19. Организует работу кабинета (класса) безопасности движения по пла­ну, утвержденному руководителем предприятия (хозяйства) и оборудует его в соответствии с методическими указаниями.

20. Принимает участие в работе соответствующих комиссий по обследова­нию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предпри­ятия.

21. Немедленно сообщает в органы Госавтоинспекции о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом предприятия, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.

22. Представляет в Госавтоинспекцию документы о сумме материального ущерба от повреждения транспортного средства и груза при дорожно-транс­портных происшествиях с подвижным составом предприятия.

III. Права:

1. Проводить проверки работы других служб и подразделений предприя­тия в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных проис­шествий, требовать от соответствующих руководителей и работников пред­приятия необходимых материалов, устных и письменных объяснений.

2. Проверять при необходимости у водителей ведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными сред­ствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перево­зимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в пред­приятие.

3. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы во­дителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответ­ствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или воз­вращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожа­ющих безопасности движения.

5. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении руководя­щих работников служб и подразделений за хорошую постановку и достигну­тые успехи в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности дорожного движения.

6. Рассматривать и давать заключение по проектам документов, касаю­щихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным Дру­гими службами и подразделениями предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

Планы работы по предупреждению ДТП в автотранспортных и других предприятиях, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем предприятия.

Планы отражают деятельность предприятия по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов , регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен

Ответственный за работу по обеспечению безопасности дорожного движения

Должностная инструкция инженера по безопасности дорожного движения [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.12.2009 г. N 977 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.

1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;

Правила дорожного движения;

Правила перевозки грузов и пассажиров;

Порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;

Устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;

Организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;

Передовой опыт безаварийной работы водителей;

Методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;

Порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;

Основы изобретательства;

Основы экономики, организации производства, труда и управления;

Основы трудового законодательства;

Правила по охране окружающей среды;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.

2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.

2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.

2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.

2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.

2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.

2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.

2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.

2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.

2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.

2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.

2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.

2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.

2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.

2.16. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Инженер по безопасности дорожного движения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. На другие права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность

Инженер по безопасности дорожного движения несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Кого можно назначить специалистом по безопасности дорожного движения на предприятии? Каковы требования по квалификации и как проводится аттестация? Какие обязанности выполняет сотрудник, назначенный на эту должность? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в нашей статье.

Обеспечение БДД на предприятии

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач.

Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения.

Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.

Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации.

На схеме Росстата красным цветом отмечены регионы, в которых произошел рост ДТП по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Рисунок 1. Данные с сайта статистики ГИБДД

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД .

Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица.

Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;

Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Руководитель организации сам примет решение – назначить ответственного по договору совместительства или по договору совмещения. Нельзя делать одного – вменять работнику дополнительные обязанности без дополнительной оплаты. Принудительный труд в РФ запрещается.

Решение об установлении доплаты за обеспечение БДД должен принять руководитель организации совместно с кандидатом на должность. Как правило, ответственным назначают либо начальника транспортного цеха (участка, отдела), либо главного механика. Это правильное решение.

Ответственный должен досконально знать технологический процесс. Необходимость доплаты за совместительство связана с повышенными требованиями к этой должности. Существенное расширение должностных обязанностей – это ответственность, необходимость подготовиться к аттестации, умение решать все проблемные вопросы в УГАДН и ГИБДД.

По общему правилу совместителю выплачивают заработную плату пропорционально отработанному им времени (). Поэтому размер такой доплаты может быть любым исходя из фактических обстоятельств и ценности труда.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗ по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок.

При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и , и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Инженер БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Для этого ответственный должен пройти подготовку по 360 вопросам. Во время тестирования необходимо дать правильный ответ на 18 вопросов. После тестирования специалист должен написать заявление на выдачу выписки из протокола аттестации. Протокол действителен пять лет, без привязки к конкретному работодателю. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор».

Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам. В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д.

Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется.

Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки. Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора.

Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств.

Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации.

На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.

Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному .

Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик.

После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС.

Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД. Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда.

Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников. Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте. Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива).

Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей

Основание для наказания

В отношении кого применяется

Вид наказания

Размер штрафа

Норма

Нарушение режима труда и отдыха

Предупреждение или штраф

От 30 000 до 50 000 руб.

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ

Должностное лицо

От 1000 до 5000 руб.

От 1000 до 5000 руб.

Водитель

От 1000 до 3000 руб.

Часть 2 статьи 11.23 КоАП РФ

Повторное нарушение режима труда и отдыха

Организация (юридическое лицо)

От 50 000 до 70 000 руб.

Часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ

Индивидуальный предприниматель

От 10 000 до 20 000 руб.

Должностное лицо

Дисквалификация от одного года до трех лет или штраф

От 10 000 до 20 000 руб.

Контроль выпуска ТС на линию – еще одна из задач ответственного за БДД.

Контролер ТС вместе с диспетчером находятся в оперативном подчинении у ответственного за БДД. Именно поэтому для назначения на данную должность требуется высшее образование – в ВУЗах преподают менеджмент, право, управление персоналом, финансы предприятий, маркетинг, основы информационных технологий, организацию документооборота и отраслевые технологии. Все эти знания должны помочь ответственному за БДД не только успешно сдавать аттестацию каждые пять лет, но и быть наставником для диспетчера и контролера ТС, уметь находить слабые звенья в допуске водителей, в проведении планово-профилактического ремонта ТС и оборудования.

> Кого назначить ответственным по БДД > Дата публикации: 2017-08-24 11:54:00

Обеспечение БДД на предприятии.

Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач. Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.

Назначение специалиста по БДД

Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения. Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.

ВАЖНО! Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.
Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.

Данные с сайта статистики ГИБДД:

Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД.
Как правило, хотя бывают и исключения, таким лицом назначается начальник транспортного участка. Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.

Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица. Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:

  • Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;
  • Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.

Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.

Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД:

Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗа по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок. При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и аттестацию, и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.

Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Специалист БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.

Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.

Должностная инструкция ответственного за БДД.

При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор». Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам.

В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д. Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется. Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки.

Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.

ВАЖНО! Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.

Обязанности ответственного за БДД.

Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора. Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.

Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, путевые листы должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства.

Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации. На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.
Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному медицинскому осмотру. Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.

Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик. После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС.

После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда.

За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС. Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД.

Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда. Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.

Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.

Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте.

Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива). Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей

АНО ДПО "ЦПР ПРОФИ" ПРОВОДИТ ОБУЧЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОХРАНА ТРУДА:

В случае, если юридическое лицо или ИП осуществляет деятельность, связанную с перевозками пассажиров и грузов, назначение должностного лица, ответственного за БДД - обязательно! Кроме того, такое лицо должно быть аттестовано, т.е. иметь удостоверение, выданное террит. органом УГАДН (управление гос.автодорожного надзора), с удостоверением о прохождении курсов повышения профессиональной квалификации.

Если же юридическое лицо или ИП не осуществляет перевозки, а эксплуатирует автомобили для собственных нужд, то назначение ответственного по БДД осуществляется по усмотрению руководителя. Он может закрепить такие функции за другим сотрудником, но если обязанность ни на кого не возложена, то, по умолчанию, обязанность по обеспечению БДД несет сам руководитель или Индивидуальный предприниматель.

Кроме должностной инструкции ответственного за БДД , в пакет документов должны входить следующие должностные инструкции:

  • Должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов.
  • Должностная инструкция лица ответственного за обеспечение технического состояния и эксплуатацию ТС.
  • Должностная инструкция водителя легкового автомобиля.
  • Должностная инструкция водителя грузового автомобиля.
  • Должностная инструкция водителя автобуса.

Должностная инструкция обязательно должна иметься среди других документов по БДД. При проверке, УГАДН всегда проверяет д окументы , подтверждающие возложение обязанностей за обеспечение безопасности дорожного движения на конкретных должностных лиц, а также документы, подтверждающие квалификацию таких сотрудников.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ответственного за безопасность движения

ФБ

УТВЕРЖДАЮ

Директор

И. О. Фамилия

00.00.20__г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ответственного за безопасность движения

00.00.20__ №__

1. Общие положения

1. Ответственный за безопасность движения назначается приказом директора школы.

2. На должность ответственного за безопасность движения назначается лицо имеющее высшее образование и прошедшее специальное обучение по организации перевозок.

2. Должностные обязанности

Ответственный за безопасность движения обязан:

1. Организовывать стажировку водителей, контролировать работу водителей.

2. Проводить проверку деятельности работников школы в части предупреждения ДТП, нарушений ТБ и исключения случаев терактов.

3. Проводить анализ данных медицинских осмотров водителей с целью выявления водителей склонных к употреблению алкогольных напитков или страдающих хроническими заболеваниями.

4. Принимать меры для повышения профессионального мастерства водителей, для чего:

Принимать участие в организации 20-часового обучения водителей по БДД.

Совместно с комиссией принимать экзамены у водителей на подтверждение профессионального мастерства.

5. Комиссионно контролировать техсостояние автобусов, качество их техобслуживания и ремонта.

6. Принимать меры к устранению выявленных недостатков в благоустройстве и содержании в надлежащем состоянии автомобильных дорог на маршрутах работы автобусов (путем внесения соответствующих предложений по подчиненности).

7. Осуществлять контроль за соблюдением водителями ПДД, трудовой и транспортной дисциплины, правил технической эксплуатации автобусов.

8. Совместно с директором выезжать на места ДТП для проведения служебного расследования и составления необходимых документов.

9. Организовывать в соответствии с нормативно-правовыми документами учет и анализ ДТП, нарушений ПДД, совершенных водителями.

10. Оперативно доводить до сведения водителей причины совершения ДТП, нарушения правил ДД и других норм БДД.

11. Систематически осуществлять контроль за работой водителей на маршрутах.

12. Организовывать и контролировать сопровождение учащихся при перевозках.

13. Принимать участие в проведении технических осмотров автобусов.

14. Контролировать выполнение мероприятий по противопожарной защите.

15. Регулярно, совместно с водителями проводить осмотр салонов автобусов на предмет обнаружения посторонних предметов.

16. Проводить учебные занятия по эвакуации пассажиров, методах и способах оказания первой помощи пострадавшим по графику проведения учебно-тренировочных мероприятий.

17.Организовывать расследование несчастных случаев.

18. Проводить предрейсовые инструктажи с водителями, вести соответствующие журналы учета.

3. Права

Ответственный за безопасность движения имеет право:

1. Запретить выпуск на линию водителей в состоянии алкогольного опьянения или на технически неисправном автобусе.

2. Запретить выпуск на линию водителей не сдавших экзамены на подтверждение категорий, не прошедших обучение по 20-ти часовой программе.

4. Запретить выпуск на линию автобусов при погодных условиях, не отвечающих требованиям безопасности при перевозке школьников.

5. При проведении контроля на линии останавливать автобусы, управляемые водителями школы.

6. Принимать необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.

7. Повышать свою квалификацию.

4. Ответственность

Ответственный за безопасность движения несет ответственность:

1. За выезд на линию водителей без соответствующей категории.

2. За несвоевременное оформление надлежащих документов по ДТП и нарушениям ПДД, за непринятие мер к водителям, допустившим нарушения трудовой дисциплины.

3. За непринятие мер по обследованию маршрутов.

4. За несвоевременную организацию обучения водителей по 20-ти часовой программе.

5. За несвоевременное проведение сверки с ГИБДД по фактам нарушений ПДД и совершенных ДТП.

6. За невыполнение настоящей должностной инструкции.

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПК

И. О. Фамилия.

Дата согласования

С должностной инструкцией ознакомлен(а), копию должностной инструкции получил(а):

Дата

____________________ / ____________________/ ____________

Дата

____________________ / ____________________/ ____________

Дата

____________________ / ____________________/ ____________

Дата

Лучшие статьи по теме