Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Особенности оценки в процедуре банкротства организации. Случаи обязательной оценки имущества. Как осуществляется продажа имущества банкрота

Особенности оценки в процедуре банкротства организации. Случаи обязательной оценки имущества. Как осуществляется продажа имущества банкрота

Когда в отношении физического лица невозможно ввести процедуру реструктуризации задолженности, либо условия предоставленной судом рассрочки были нарушены должником, в отношении него вводится процедура реализации имущества. Основная цель данного этапа банкротства – максимальное погашение требований кредиторов за счет продажи имущества должника на торгах.

Опись имущества гражданина

Процедура реализации имущества должника – многоэтапный процесс, который начинается с формирования конкурсной массы или описи имущества должника. Данная процедура входит в зону ответственности назначенного судом на процесс банкротства финансового управляющего. Он обязан составить детальный перечень имущества физического лица, которое подлежит реализации на торгах в счет погашения задолженности. Сюда попадает все имущество, которое принадлежит банкроту на правах собственности и на которое может быть наложено взыскание по закону.

Если инициатива о банкротстве физического лица исходит от самого должника, то в его обязанности входит самостоятельная опись имущества. Она прилагается к исковому заявлению в арбитраж о признании гражданина банкротом. В описи отображается принадлежащие должнику квартира, загородный дом, транспортные средства, ценности, земельные участки, доли в бизнесе, продукты питания и прочая ликвидная собственность.

Физлицо несет ответственность за сокрытие принадлежащего ему имущества. Назначенный управляющий обязан проверить представленные должником сведения и скорректировать конкурсную массу. Корректировка производится по двум направлениям:

  1. Первоначально исключается имущество, не подлежащее взысканию. Это, например, единственное жилье физлица (если только речь не идет об ипотечной квартире, которая заложена в банке); вещи и техника дешевле 10000 р.; одежда и обувь гражданина, денежные средства в пределах МРОТ и некоторое другое.
  2. Предпринимаются меры по наполнению конкурсной массы за счет имущества, которое было намеренно отчуждено физическим лицом в целях недопущения его взыскания. Для этого финансовый управляющий анализирует все совершенные сделки должником за последние три года и подает запросы в уполномоченные инстанции. При необходимости он может аннулировать подозрительные сделки и вернуть имущество в конкурсную массу. К таким относятся договора дарения, заключенные в последнее время, договора купли-продажи в пользу заинтересованных лиц и близких родственников.

В финальной скорректированной управляющим описи имущества физлица содержится детальный перечень собственности с указанием ее отличительных характеристик (кадастрового номера, марки, производителя, идентификационного кода и пр.), сведений о комплектности, состоянии, наличии дефектов.

Оценка имущества

Оценка имущества должников производится самостоятельно назначенным финансовым управляющим. Также он может привлечь к процедуре внешних оценщиков, оплатив их услуги из своего вознаграждения (перекладывать эти расходы на должника он не вправе).

Для оценки управляющий может ориентироваться на представленные платежные документы должником (чеки о покупке, договора купли-продажи), скорректировав стоимость имущества на коэффициент износа. Обычно в ходе оценки управляющий опирается на три подхода:

  1. Сравнительный – в данном случае стоимость определяется с учетом рыночных цен на аналогичные объекты.
  2. Затратный – оцениваются затраты на покупку аналогичного имущества (например, приобретение квартиры и проведение там отделочных работ для приведения в схожее состояние).
  3. Доходный – учитывается потенциальный доход, который можно было бы получить от владения данным имуществом (например, от возделывания земельного участка или сдачи его в аренду).

Приведенные подходы обычно применяются в комплексе.

С полученными управляющим результатами оценки вправе ознакомиться все стороны процедуры банкротства: как физическое лицо, так и его кредиторы.

Если результаты оценки кажутся уполномоченным инстанциям, должнику или кредиторам заниженными и несправедливыми, то они вправе потребовать проведение независимой экспертизы. Для этого приглашаются профессиональные оценщики, которые обладают разрешением на занятие оценочной деятельностью. По результатам оценки они представляют официальный отчет о стоимости имущества.

Работу оценочной компании обязан оплатить инициатор независимой экспертизы: собрание кредиторов или сам должник.

Но стоит понимать, что финансовый управляющий сам заинтересован в том, чтобы имущество банкрота было выставлено на торги и продано по максимальной цене. Ведь он получает вознаграждение по итогам этапа реализации в процентном отношении от размера погашенной задолженности (7% от удовлетворённых требований кредиторов). Поэтому обычно к результатам проведенной управляющим оценки вопросов не возникает.

После того как имущество было оценено и описано, управляющий представляет в суд положение, содержащее базовые условия предстоящей процедуры реализации имущества: опись, сроки и порядок реализации имущества, начальную цену продажи. На это управляющему отводится не более месяца. Положение проверяется судом на соответствие законодательства, после чего утверждается, либо отклоняется и направляется на доработку.

Имущество, составляющее конкурсную массу, может быть реализовано в двух форматах:

  • путем прямой продажи (для вещей дешевле 100 000 р.);
  • через электронные торги (для имущества дороже 100 000 р.).

Прямая продажа происходит по следующей схеме. Например, управляющим был описан телевизор, принадлежащий должнику. Его оценочная стоимость составила 20 тыс.р., что дешевле 100 тыс.р. и дает ему право не выставлять технику на торги. Управляющий подает объявление в газету или специализированной онлайн-площадке и продает телевизор заинтересованному лицу за 20 тыс.р. Вырученные от продажи деньги включаются им в конкурсную массу.

В отношении имущества дороже 100 тыс.р. управляющий организует торги. Все торги по банкротству сейчас проводятся в формате электронного аукциона на специализированных площадках. О месте и времени проведения торгов управляющим размещается информация в открытом доступе. В торгах вправе принять участие все желающие, обладающие ЭЦП и прошедшие предварительную регистрацию (иногда требуется внесение задатка).

Первоначально все имущество выставляется по оценочной стоимости с шагом на повышение. Если первый этап не привел к продаже, первоначальная оценка снижается на 10-15% и имущество вновь выставляется на торги. Наименее ликвидная собственность продается на торгах с дисконтом до 25% и с шагом на понижение. Побеждает на них участник, сделавший первую ставку.

Вырученные от продажи имущества средства распределяются между кредиторами, пропорционально размеру их требований. Часть средств должна быть передана супруге должника, если проданное управляющим имущество было приобретено в период брачного союза и относится к совместной собственности.

Если в ходе торгов удалось реализовать не все имущество физлица, вошедшее в конкурсную массу, то порядок действий будет следующим:

  1. Управляющий предлагает кредиторам принять имущество по его оценочной стоимости в счет погашения задолженности.
  2. Если кредиторы отказываются его принять, то нереализованное имущество подлежит возврату должнику по акту приема-передачи.

После прохождения процедуры реализации процесс банкротства физического лица считается завершенным. Даже если по результатам торгов не удалось удовлетворить все кредиторские требования, все обязательства списываются с должника и аннулируются.

Марина Апикова, Лиски

Был собственный бизнес, из-за него оказалась в долгах. Хочу начать процедуру банкротства физического лица. У меня и у мужа есть квартира и автомобиль, а еще дача, оформленная на имя мужа. Терять дачу очень не хочется. Ее ведь не отберут, если она не на мое имя? Нужно ли заказывать оценку имущества при банкротстве ? Я боюсь, что люди от банка оценят наши вещи в какие-то копейки, чтобы забрать побольше. Очень жду ответа на свой вопрос.

Ответ юриста, Центр Закон

Если в отношении вас будет открыто банкротное производство и дело дойдет до процедуры реализации вашего имущества, то оценку такого имущества в соответствии с нормами Закона о банкротстве проведет финуправляющий. Если с полученной оценкой вы будете не согласны, вы сможете оспорить ее в суде в рамках банкротного дела. У ваших кредиторов также есть право коллегиально (на собрании кредиторов) принять решение о том, чтобы провести оценку имущества неплатежеспособного физического лица силами профессионального оценщика. Расходы за проведение такой оценки будут покрываться за счет средств голосовавших за данное решение кредиторов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Я. С. Голов

Студент 3 курса экономического факультета Казанский Федеральный Университет (Набережночелнинский филиал)

Научный руководитель: С. Д. Хакимова Преподаватель кафедры Экономика предприятия Казанский Федеральный Университет (Набережночелнинский филиал)

г. Набережные Челны, Российская Федерация

ОЦЕНКА БИЗНЕСА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается оценка стоимости бизнеса при процедуре банкротства, антикризисное, арбитражное управление, его этапы, а также полномочия и обязанности арбитражного управляющего и обязательства предприятия-банкрота. Автор рассматривает важность оценки стоимости бизнеса для антикризисного управления, а также мероприятия, проводимые арбитражным управляющим после принятия решения суда о судопроизводстве и признании предприятия-должника банкротом.

Ключевые слова

Банкротство, оценка, бизнес, антикризисное управление, арбитражный управляющий

При условиях нестабильной экономики в России, отражающейся на положении отечественных предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. В частности, является необходимым осуществления оценки организации при антикризисном управлении, особенно при реструктуризации и проведении процедур банкротства.

Антикризисное управление - это управляемый процесс преодоления или предотвращения кризиса, соответствующий целям и задачам организации и отвечающий объективным тенденциям его развития. В этом процессе совмещаются предвидение кризиса, его опасности, анализ его признаков, мероприятия по снижению негативных его последствий, а также использование факторов кризиса для последующего развития.

Суть такого управления заключается в нижеперечисленных положениях:

Кризисы можно ожидать, вызывать и предвидеть;

Кризисы в определенной мере можно предварять, отодвигать и ускорять;

К кризису можно и нужно готовиться;

Последствия кризисов можно смягчать;

Кризисные процессы могут быть до определенной меры управляемыми;

Одной из главных целей в процессе данного управления является оценка предприятия и получение информации о стоимости данного предприятия. Увеличение стоимости объекта оценки значит, что объект находится на стадии развития, а ее уменьшение является показателем неблагополучного положения дел на предприятии.

Оценка бизнеса - одна из главных задач для внешних управляющих, которые назначаются решением суда для осуществления финансового выздоровления или ликвидации признанных решением суда банкротами предприятий. Принято различать следующие виды ликвидации:

Ускоренная ликвидация, при которой уменьшаются затраты на хранение и содержание имущества, но есть большая вероятность получить при продаже имущества относительно меньшую выручку;

Упорядоченная ликвидация, при которой есть большая вероятность получить относительно большую выручку от реализации имущества, но увеличиваются затраты на хранение и содержание активов.

Выделяют следующие цели оценки бизнеса, которые сильно связаны с финансовым положением предприятия:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Подготовка к продаже предприятий-банкротов;

Эмиссия новых акций;

Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов;

Оценка в целях реструктуризации предприятий

Оценка, проводимая при антикризисном управлении, исполняет ряд специфических функций. В том числе, она дает возможность определить соотношение между стоимостью имущества и размером задолженности. Знание данного соотношения нужно для принятия судебных и управленческих решений во всех процедурах арбитражного управления.

Непосредственным основанием для заключения договора арбитражного управляющего с независимым оценщиком на оценку предприятия являются положения статей 24 и 130 Закона "О не состоятельности (банкротстве)", в них предусмотрено право арбитражного управляющего нанимать для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их услуг из средств предприятия-банкрота. Основанием для проведения оценки в арбитражных процедурах также являются положения Арбитражно-процессуального кодекса, в которых говорится, что для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд имеет право назначить проведение экспертизы, в частности экспертизы по оценке стоимости предприятия-банкрота. Отчет о стоимости имущества предприятия прилагается к заявлению фирмы о признании банкротом по пункту 2 статьи 38 Закона "О несостоятельности (банкротстве)".

С момента принятия решения арбитражным судом о судопроизводстве начинаются пять главных этапов арбитражного управления:

1) Наблюдение.

2) Финансовое оздоровление.

3) Внешнее управление.

4) Конкурсное производство.

5) Мировое соглашение.

В любом случае к основным функциям арбитражного управляющего также относится проведение анализа финансового состояния фирмы, инвентаризация, а в случае конкурсного производства необходима и оценка имущества предприятия-банкрота. При этом проведение анализа финансового состояния фирмы проводится в целях определения достаточности принадлежащего предприятию имущества для покрытия судебных издержек, затрат на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности фирмы.

Объектом оценки бизнеса на различных этапах арбитражного процесса банкротства несостоятельного предприятия могут быть либо отдельные активы предприятия, либо его имущественный комплекс, либо предприятие как бизнес.

Статья 110 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает продажу имущественного комплекса объекта оценки, его филиалов, а также иных его структурных подразделений, включая обозначения, индивидуализирующие предприятие-банкрота, его работы, продукцию и услуги: название фирмы, знаки обслуживания, товарные знаки и прочие принадлежащие предприятию исключительные права, которые в конечном итоге могут быть переданы другим лицам. Стартовая цена предприятия-банкрота, выставленного на торги, устанавливается решением комитета или собранием кредиторов на основании рыночной стоимости имущества предприятия, определенной сторонним независимым оценщиком, привлеченным внешним управляющим и действующим на основании заключенного договора с оплатой его оказываемых услуг за счет имущества фирмы.

При продаже части имущества предприятия в момент внешнего управления требуются результаты оценки рыночной или ликвидационной стоимости отдельных активов предприятия. При оценке имущества предприятия-банкрота необходимо выделять такое имущество, которое относят к ограниченно ликвидному, и продается на закрытых торгах, а расчет его стоимости происходит по специальным методикам.

Имущество унитарного предприятия или акционерного общества, более четверти акций, которого находятся в муниципальной или государственной собственности, если его продажа предусмотрена планом

внешнего управляющего, подлежит оценке независимым сторонним оценщиком с предоставлением отчета финансового контрольного органа по выполненной оценке.

Также планом внешнего управления может быть предусмотрено формирование нескольких малых предприятий с оплатой уставного капитала имуществом предприятия-банкрота. Размер их уставных капиталов в таком случае определяется на оценке рыночной стоимости с учетом предложений органа управления должника.

Функция оценки на всех этапах арбитражного управления обладает своими особенностями. На стадии досудебной санации определяются величина залога в процессе кредитования предприятия-банкрота, а также доли инвесторов.

На стадии наблюдения результаты проведенной оценки используются в следующих целях:

Обоснование отсутствия или наличия возможностей восстановления платежеспособности предприятия-банкрота, заключающееся в установлении размеров конкурсной массы и ее сравнении с задолженностью фирмы;

Установление долей вкладов в уставный капитал при формировании новых фирм на базе несостоятельной фирмы;

Установление стоимости организации при определении достаточности имущества предприятия для погашения судебных издержек и выплат на вознаграждение арбитражным управляющим.

На стадии внешнего управления устанавливается стоимость предприятия в целом как бизнеса при его продаже и стоимость отдельных его активов, оцениваются денежные обязательства и обязательные платежи при продаже долгов предприятия, а также определяется реальная стоимость акций при их продаже.

На последнем этапе процедуры банкротства - конкурсном производстве управляющий должен привлечь независимого оценщика для проведения оценки имущества. В таком случае необходимо определить степень ликвидности активов предприятия-банкрота с целью определения сроков их реализации при установлении общего срока конкурсного производства.

В условиях конкурсного производства иногда невозможно установить рыночную стоимость по нижеперечисленным причинам:

Продажа имущества не рассматривается в качестве добровольной сделки, так как имущество реализуется по решению суда;

Реализуемое имущество обычно продается в сроки, ограниченные периодом конкурсного производства, которые зачастую меньше обычных сроков реализации аналогичных объектов;

Ограниченность сроков продажи не позволяет конкурсному управляющему реализовывать активы по максимально возможным ценам.

Немаловажным фактором является определение даты оценки. Она может быть установлена на момент подачи заявления о признании банкротом, но применительно к отдельным этапам банкротства при установлении размера и состава обязательств предприятия Закон "О несостоятельности (банкротстве)" придает юридическое значение не дате подачи заявления в суд, а моменту принятия судом решения о введении соответствующей процедуры. Иным фактором, устанавливающим дату оценки, может быть дата осмотра объекта оценки экспертом-оценщиком или дата проведения инвентаризации имущества предприятия.

Если оценка предприятия-банкрота проводится в целях определения запрашиваемой за предприятие или его часть цены, то важны следующие аспекты:

Цена, по которой фирма или доля в ней предлагаются на продажу, не должна быть занижена во избежание нанесения прямого имущественного ущерба кредиторам фирмы;

Цена, по которой фирма или доля в ней предлагаются на продажу, не должна быть завышена, так как и в таком случае может быть нанесен ущерб кредиторам фирмы;

Если известны потенциальные покупатели, то оценка подготавливающейся к продаже несостоятельной фирмы должна проводиться с учетом их осведомленности, предполагаемых планов и деловых возможностей;

Меньший или больший комплекс проводимых мероприятий по санации такого предприятия также может влиять на величину стоимости объекта оценки.

Санация предприятий-банкротов предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение стоимости объекта предполагаемой продажи. Задачи оценки бизнеса в данном случае специфичны. Прогнозируется оценочная стоимость объекта оценки с учетом конкретных инвесторов и запланированного комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению.

Итак, проанализировав роль и место оценки бизнеса при банкротстве предприятия в системе антикризисного управления, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, оценка стоимости объекта, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, очень важна для антикризисного управляющего в качестве начальной информации для принятия каких-либо решений, а также разработки плана действий. Например, в рамках внешнего управления по результатам оценки арбитражный управляющий может принять одно из следующих решений: закрытие нерентабельных участков, продажа бизнеса, перепрофилирование производства и т.д.

Во-вторых, оценка стоимости является критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мероприятий.

В-третьих, оценка стоимости играет важную роль в арбитражном управлении на различных этапах процедуры банкротства. Например, на стадии внешнего управления управляющий для определения дальнейшего хода процесса банкротства с помощью метода дисконтированных денежных потоков может рассчитать разные варианты развития предприятия с учетом сумм и условий инвестирования. Принимать решения относительно дальнейшего использования активов помогут результаты затратного подхода к оценке бизнеса. На стадии конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет календарный график реализации активов предприятия и оперирует с величиной ликвидационной стоимости бизнеса. Список использованной литературы

1. Лаврухина Н.В., Размахова А.В. Особенности системного подхода к управлению предприятиями в процедуре банкротства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 191-196.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «Консультант- Плюс».

3. Размахова А.В. Реструктуризация неплатежеспособных предприятий: основные направления и оценка эффективности // Вестник финансовой академии. 2009. № 6 (54).

© Голов Я.С., Хакимова С.Д., 2016

О.Н. Горбунова

магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Уфа, РФ

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ СБАЛАНСИРОВАННЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена методология анализа бизнес-процессов в структуре системы сбалансированных показателей предприятия. Говорится о том, что бизнес-процессы необходимо оценивать и оптимизировать,


«Арбитражный управляющий», 2013, N 2

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА

До недавнего времени при установлении начальной цены продажи объектов в процедурах банкротства (внешнего управления и конкурсного производства) привлечение независимого оценщика являлось обязательным в целях определения их рыночной стоимости.

Необходимость определения начальной цены продажи объекта в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве, Закон) возникает в следующих случаях: при продаже предприятия целиком (согласно ст. ст. 110 и 139 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно); при продаже части имущества должника (согласно ст. ст. 111 и 139 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно); при осуществлении уступки права требования должника путем их продажи (согласно ст. ст. 112 и 140 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно); при замещении активов должника (согласно ст. ст. 115 и 141 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно).

С учетом рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика, решением собрания (комитета) кредиторов устанавливалась начальная цена продажи объекта.

Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ (далее по тексту - Закон N 144-ФЗ) внесены существенные поправки в статьи Закона о банкротстве, регулирующие процедуру проведения оценки и установления начальной цены продажи объектов, а именно: снято жесткое требование об обязанности привлечения оценщика.

Бесплатная юридическая консультация:


Согласно изменениям, внесенным Законом N 144-ФЗ, арбитражный управляющий обязан привлечь оценщика только в следующих случаях.

Если в течение десяти рабочих дней в конкурсном производстве и в течение тридцати рабочих дней во внешнем управлении с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган (размер требования которого превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) направил арбитражному управляющему требование о привлечении оценщика. При этом такое требование должно быть направлено с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка. Соответственно, только в отношении указанного в требовании имущества проводится оценка независимым оценщиком.

Таким образом, в настоящее время обязанность арбитражного управляющего по привлечению оценщика для определения рыночной стоимости объекта в целях последующего установления собранием (комитетом) кредиторов начальной цены продажи объекта возникает только по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа и только в отношении указанного в требовании имущества.

Вместе с тем с принятием Закона N 144-ФЗ ни в коей мере не подвергается сомнению право арбитражного управляющего привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, установленное абз. 6 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве. Следовательно, если от конкурсного кредитора или уполномоченного органа не поступило требования о привлечении оценщика, арбитражный управляющий может (если считает это целесообразным) привлечь оценщика для определения стоимости объекта в целях последующего установления собранием (комитетом) кредиторов начальной цены его продажи. Только в таком случае оплата услуг оценщика будет осуществляться во вторую очередь по текущим платежам (в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве).

Анализ положений Закона о банкротстве в редакции Закона N 144-ФЗ позволил выявить следующую правовую коллизию.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с п. 7.1 ст. 110 и п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве в редакции Закона N 144-ФЗ при продаже предприятия (имущества) должника в процедуре внешнего управления и конкурсного производства соответственно внешний и конкурсный управляющий представляют собранию (или в комитет) кредиторов предложение о продаже предприятия (имущества), включающее в себя помимо всего прочего сведения о начальной цене его продажи. На основании этого предложения собрание (комитет) кредиторов утверждает начальную цену продажи предприятия (имущества) должника.

При этом согласно п. 7.1 ст. 110 Закона о банкротстве во внешнем управлении предложение о продаже предприятия должника для утверждения представляется внешним управляющим собранию (в комитет) кредиторов после включения отчета об оценке в ЕФРСБ в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве. В отличие от внешнего управления, согласно п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве в конкурсном управлении предложение о продаже имущества должника для утверждения представляется конкурсным управляющим собранию (в комитет) кредиторов в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве.

В то же время, как уже было отмечено, в соответствии с п. 5.1 ст. 110 во внешнем управлении в течение тридцати рабочих дней и в соответствии с п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в конкурсном управлении - в течение десяти рабочих дней с даты включения в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган (размер требования которого превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) вправе направить внешнему или конкурсному управляющему соответственно требование о привлечении оценщика.

В связи с вышеизложенным представляется вполне вероятной ситуация, когда во внешнем управлении предложение о продаже предприятия должника с указанием начальной цены его продажи внешний управляющий представляет собранию (в комитет) кредиторов без привлечения оценщика, так как на момент представления этого предложения требования от конкурсного кредитора или уполномоченного органа не поступало. Если при этом собрание кредиторов не согласилось с результатами проведенной внешним управляющим оценки имущества должника и предложенной им начальной ценой продажи и еще не прошло тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в ЕФРСБ, то конкурсный кредитор или уполномоченный орган (размер требования которого превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) может потребовать оценки с привлечением оценщика.

Теперь рассмотрим аналогичную ситуацию в конкурсном производстве. Если предложение о продаже имущества должника с указанием начальной цены его продажи конкурсный управляющий представляет собранию (в комитет) кредиторов в течение месяца с даты окончания инвентаризации, но при этом уже прошло более десяти рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ, то, даже если собрание кредиторов не согласно с результатами проведенной конкурсным управляющим оценки имущества должника (с предложением начальной цены продажи), конкурсный кредитор или уполномоченный орган уже не имеет возможности потребовать оценки с привлечением оценщика.

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, коллизия рассмотренных положений Закона о банкротстве в редакции Закона N 144-ФЗ может привести в ряде случаев к тому, что конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обладая правом потребовать привлечения оценщика для проведения оценки, не сможет этим правом воспользоваться в связи с истечением установленных для заявления соответствующих требований о проведении независимой оценки сроков.

Однако наиболее вероятными представляются изложенные ниже два варианта развития событий при установлении начальной цены продажи объекта в ходе процедур банкротства.

Первый вариант: конкурсный кредитор или уполномоченный орган направляют арбитражному управляющему требование о привлечении оценщика, оценщиком проводится оценка имущества должника <1>, рыночная стоимость имущества должника, определенная в отчете оценщика, является основанием для утверждения собранием (комитетом) кредиторов ее в качестве начальной цены продажи.

<1> Статья С.Н. Рубцовой «О формировании начальной цены продажи в процедурах банкротства».

Второй вариант: арбитражному управляющему не поступает требования от конкурсного кредитора или уполномоченного органа о привлечении оценщика. В таком случае арбитражный управляющий может сам определить стоимость объекта (для последующего ее утверждения собранием (комитетом) кредиторов в качестве начальной цены продажи) или привлечь оценщика для обеспечения данной возложенной на него обязанности.

Бесплатная юридическая консультация:


Соответственно, начальная цена продажи объекта в процедурах банкротства устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости объекта, определенной оценщиком и представленной в отчете оценщика, либо на основании стоимости объекта, определенной арбитражным управляющим.

Следовательно, определение некоторой исходной (базовой) стоимости объектов имущества должника, подлежащих продаже в процедурах банкротства, по существу, вменяется в обязанность арбитражному управляющему, особенно ввиду отмены обязательности привлечения оценщика в ходе процедур, применяемых в деле банкротстве. Одним из возможных подходов к определению этой базовой стоимости, которая лежит в основе предложений арбитражного управляющего (внешнего или конкурсного) по начальной цене продажи этих объектов, является использование результатов проведенной арбитражным управляющим инвентаризации.

Однако правомерен следующий вопрос: какой именно из известных видов стоимости может быть положен в основу определения арбитражным управляющим начальной цены продажи имущества должника в процедурах банкротства?

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть различные виды стоимости, установленные стандартами и применяемые на практике.

Так, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, предусмотрено, что при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастровая стоимость.

Бесплатная юридическая консультация:


Рыночная стоимость в контексте Стандартов определяется следующим образом: расчетная величина - денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

Следовательно, при определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Бесплатная юридическая консультация:


Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях: при изъятии имущества для государственных нужд; при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке; при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал; при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства; при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) в инвестиционных целях использования объекта оценки. В отличие от определения рыночной стоимости, при определении инвестиционной стоимости учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. В отличие от определения рыночной стоимости, при определении ликвидационной стоимости учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

При этом, как следует из ФСО N 2, помимо рыночной стоимости есть и другие базы оценки. В ФСО перечень признаваемых баз оценки («видов стоимости») очень ограничен, и, как отмечают некоторые специалисты в области оценки, они не только противоречат Международным стандартам оценки, но и серьезно ухудшают ситуацию по сравнению с прежними Стандартами оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 519. В частности, в прежних Стандартах признавалась «стоимость на ограниченном рынке», которая во многих ситуациях представляла собой разумную формулировку базы оценки именно в ситуации ограниченности рынка для получения и не вводящих в заблуждение результатов. В нынешних ФСО, вероятно, подразумевается, что в России все рынки открытые и находятся в условиях конкуренции. В Международных стандартах оценки (Стандарт N 2) используются базы стоимости, отличные от рыночной стоимости.

Бесплатная юридическая консультация:


Потребительская стоимость - этот тип стоимости делает акцент на том вкладе, который собственность вносит в стоимость того предприятия, чьей частью она является, без учета наиболее эффективного использования этой собственности или величины денежной суммы, которая могла бы быть получена от ее продажи. Потребительская стоимость представляет собой стоимость, которую конкретная собственность имеет для конкретного пользователя при конкретном использовании, и, следовательно, относится к нерыночной сфере.

Собственность, которая из-за особых условий рынка, своих специфических характеристик или в силу других обстоятельств на данный момент времени привлекает относительно небольшое число потенциальных покупателей. Основной отличительной чертой собственности с ограниченным рынком является не ее неспособность быть проданной на открытом рынке, а то обстоятельство, что продажа собственности такого рода, как правило, требует более длительного периода.

Специализированная собственность - собственность специального назначения или специальной конструкции. Собственность, которая в силу своей специфики обладает полезностью, ограниченной конкретным видом ее использования или конкретными пользователями, и которая редко продается (если продается вообще) на открытом рынке, помимо продажи ее в качестве части действующего предприятия. Несмотря на то что многие сооружения, включая частные жилые дома, могут быть охарактеризованы как собственность «специального назначения», это определение в первую очередь приложимо к собственности, имеющей крайне ограниченный рынок либо вообще такового не имеющей; типичными примерами являются нефтеочистительные заводы, электростанции, судоремонтные заводы, специализированные производства, церкви, музеи, а также объекты собственности, имеющие специфическое местоположение для определенной деятельности.

Инвестиционная стоимость. Стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования. Это субъективное понятие соотносит конкретный объект собственности с конкретным инвестором или группой инвесторов, имеющими определенные цели и (или) критерии инвестирования. Термин «Инвестиционная стоимость» не следует путать с рыночной стоимостью инвестиционной собственности.

Стоимость действующего предприятия. Стоимость бизнеса в целом. Это понятие включает в себя оценку функционирующего предприятия и получения из общей стоимости действующего предприятия величин для составных частей, выражающих их вклад в общую стоимость, однако сама по себе ни одна из этих компонент рыночной стоимости не образует.

Бесплатная юридическая консультация:


Страховочная стоимость. Стоимость собственности, определяемая положениями страховочного контракта или полиса.

Облагаемая стоимость. Стоимость, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в соответствующих нормативных документах, относящихся к налогообложению собственности. Хотя в некоторых юрисдикциях стоимость, используемая в качестве базы налогообложения, фигурирует как рыночная стоимость, тем не менее предписанные методы оценки могут привести к результатам, отличным от рыночной стоимости в смысле приведенного здесь определения.

Остаточная стоимость возмещения (ОСВ). ОСВ представляет собой метод оценки, основанный на расчете текущей рыночной стоимости земельного участка при его существующем использовании в сумме с общими затратами на возмещение (воспроизводство) улучшений за вычетом начислений на физический износ и всех соответствующих форм обесценения. Результат, являющийся нерыночным типом стоимости, называют остаточной стоимостью возмещения. Он определяется потенциальной рентабельностью или потенциалом услуг, оказываемых предприятием.

Утилизационная стоимость. Стоимость собственности (за исключением земельного участка), рассматриваемой не при существующем использовании, а как совокупность материалов, содержащихся в ней, без дополнительного ремонта и адаптации. Эта стоимость может рассчитываться как общие или как чистые затраты на реализацию и в последнем случае может совпадать с чистой стоимостью реализации.

Ликвидационная стоимость или стоимость при вынужденной продаже - денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателем или покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом.

Специальная стоимость. Термин, относящийся к экстраординарным добавкам к рыночной стоимости. Специальная стоимость может возникнуть, например, благодаря физической, функциональной или экономической связи объекта собственности с некоторой другой собственностью, например территориально примыкающей к рассматриваемому объекту. Специальная стоимость представляет собой дополнительную стоимость, которая может иметь смысл скорее для определенного владельца или пользователя либо будущего владельца или пользователя, нежели для рынка в целом; то есть она применима к покупателю, имеющему особый интерес. Специальная стоимость может иметь прямое отношение к стоимости действующего предприятия. Оценщик должен позаботиться о том, чтобы отделить такие подходы от рыночной стоимости и оговорить все сделанные им допущения.

Кроме того, Международными стандартами оценки используются следующие термины.

Справедливая или объективная стоимость - денежная сумма, за которую может быть продано имущество (или списана задолженность) в результате коммерческой сделки между компетентными добровольными сторонами.

Амортизационная стоимость - стоимость приобретения имущества либо другая величина, заменяющая стоимость приобретения, например переоцененная стоимость, за вычетом расчетной остаточной стоимости имущества.

Переоцененная стоимость - стоимость собственности, производственных средств и оборудования, установленная в результате оценки, как правило, проведенной квалифицированным оценщиком.

Стоимость перспективной отдачи - величина, которую ожидается получить от будущего использования имущества, включая остаточную стоимость реализации.

Бесплатная юридическая консультация:


Чистая стоимость реализации - расчетная цена продажи имущества при нормальном состоянии дел в бизнесе за вычетом издержек на продажу и оформление. Таким образом, чистая стоимость реализации по своей природе аналогична рыночной стоимости за вычетом затрат на реализацию, но только в том случае, если были соблюдены все условия определения рыночной стоимости. В частности, это означает наличие достаточного количества времени для совершения сделки, определяющей рыночную стоимость. Рыночная стоимость, как правило, представляет собой валовую величину, номинал, из которого потом вычитаются расходы на реализацию.

Эффективная стоимость (Deprival Value или иногда Optimal Deprival Value) - стоимость имущества с точки зрения его настоящего владельца, равная большей из двух величин - потребительской стоимости имущества для данного владельца и стоимости реализации имущества. Эффективная стоимость является примером базы оценки, отражающей нерыночный характер понятия потребительской стоимости имущества как части действующего предприятия.

Анализируя приведенные выше определения различных видов стоимости с точки зрения их соответствия той стоимости, которая может быть определена арбитражным управляющим на основе результатов проведенной им инвентаризации, необходимо отметить следующее.

Продажа объектов в ходе процедур банкротства обусловлена особыми обстоятельствами, которые не позволяют соблюсти все требования к оценке рыночной стоимости, а именно отсутствием чрезвычайных обстоятельств, таких как невынужденный характер и неограниченный срок продажи объекта.

Так, например, в условиях проведения процедуры конкурсного производства продавец, в качестве которого выступает конкурсный управляющий, обязан продавать имущество должника в целях удовлетворения требований кредиторов. В связи с этим продажа в конкурсном производстве носит вынужденный характер.

Бесплатная юридическая консультация:


Срок продажи, как правило, ограничивается сроками проведения процедуры банкротства. При этом период реализации объекта несколько короче периода проведения конкурсного производства (намесяца), поскольку конкурсный управляющий до продажи обязан провести инвентаризацию имущества, оценку, а также представить собранию (в комитет) кредиторов для утверждения предложения о продаже. Хотя при этом не стоит забывать и о возможности продления конкурсного производства (на срок до шести месяцев) по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. В качестве такого мотивированного ходатайства может выступать и необходимость дополнительного времени для реализации объекта продажи. Поэтому срочность продаж в процедурах банкротства не всегда влияет на стоимость реализуемого объекта и зависит от каждого конкретного случая. Тем не менее ограничение по сроку продажи в конкурсном производстве присутствует.

Следует отметить, что вышеизложенное в значительной степени справедливо и для процедуры внешнего управления, несмотря на ее реабилитационный, а не ликвидационный характер.

Очевидно, что продажа различных объектов имущества должника во внешнем управлении проводится (в соответствии с планом внешнего управления) в совершенно иных целях, нежели в конкурсном производстве (а именно в целях восстановления платежеспособности должника). Однако различие в целеполаганиях при осуществлении таких продаж во внешнем управлении не меняет их вынужденного характера.

Срок продажи во внешнем управлении также ограничивается сроками проведения процедуры банкротства.

Более того, на стоимость продажи объекта и в конкурсном производстве, и во внешнем управлении влияют не только объективные, но и субъективные (психологические) факторы.

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, вынужденность и срочность продаж в процедурах банкротства, как правило, снижает стоимость объекта, поэтому нередко фактическая цена (цена продажи) оказывается ниже оценочной рыночной стоимости объекта.

Как уже отмечалось ранее, влияние чрезвычайных обстоятельств учитывается при определении ликвидационной стоимости. В связи с этим та стоимость, которая должна определяться арбитражным управляющим по результатам проведенной им инвентаризации в целях установления начальной цены продажи имущества должника, близка к ликвидационной стоимости.

Однако информационная база и методы, используемые арбитражным управляющим для проведения оценки в процедурах банкротства, могут отличаться от применяемых профессиональными оценщиками. В связи с этим возникает необходимость определения специального вида стоимости имущества должника в процедурах банкротства для тех случаев, когда соответствующая оценка выполняется не профессиональным оценщиком, а арбитражным управляющим. При этом можно предложить ряд наименований данного специального вида стоимости. Это могут быть: специальная стоимость, расчетная стоимость, инвентаризационная стоимость, конкурсная стоимость, арбитражная стоимость или даже стоимостные характеристики имущества должника, выбор необходимой дефиниции представляется делом будущего научного осмысления и обсуждения данной проблемы.

Однако представляется, что уже сегодня возможно сформулировать требования, предъявляемые к данному специальному виду стоимости. Это расчетная величина, определяемая арбитражным управляющим в процедурах банкротства и отражающая, по его мнению, наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, не превышающий срока проведения процедуры банкротства, в условиях проведения процедуры банкротства. При определении такого вида стоимости (как и при определении ликвидационной стоимости) в отличие от определения рыночной стоимости учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не вполне соответствующих рыночным.

С учетом того факта, что Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 утвержден специальный Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», можно предложить разработку аналогичного специального стандарта оценки в целях определения начальной цены продажи имущества должника в процедурах банкротства.

Бесплатная юридическая консультация:


Тем не менее вне зависимости от того, как именно будет называться стоимость имущества, оценку которого необходимо дать арбитражному управляющему в целях предложения начальной цены продажи, представляется необходимым подтвердить следующий вывод: в процедурах банкротства (внешнего управления и конкурсного производства) существует необходимость проведения специальных экспертных действий по оценке имущества со стороны арбитражного управляющего.

Центра проблем банкротства,

при Правительстве РФ

заместитель исполнительного директора

Российского союза СРО

Бесплатная юридическая консультация:


Подписано в печать

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24

Оценка собственности должника

Взыскать с должника долги и удовлетворить требования взыскателей и кредиторов часто можно только через продажу его собственности. Судебные приставы прибегают к такой процедуре, если у должника нет иного дохода. Имущество может представлять собой различные вещи, материальные блага, недвижимость, транспортные средства, которые необходимо сначала оценить, чтобы потом реализовать. Для этого проводится процедура оценки собственности заемщика.

В законе приведён перечень, в каких случаях должен быть привлечён оценщик. Пристав не может самостоятельно определить цену таких объектов, как:

Бесплатная юридическая консультация:


Должниками могут выступать не только физические и юридические лица, но и лица, признанные банкротами (индивидуальные предприниматели и организации). Тогда субъектами процесса выступает собрание кредиторов банкрота и назначенный арбитражный управляющий, открывающий конкурсное производство. В таких делах процедура оценки собственности должника с последующей его реализацией закреплена Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Далее рассмотрим основы оценки имущества в исполнительном и конкурсном производстве.

Постановление

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП. Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве».

Если в результате исполнительных действий будут обнаружены объекты имущества должника, определение цены которых находится вне компетенции пристава, он обязан будет в месячный срок привлечь специалиста. Перед процедурой оценки пристав сначала должен наложить арест на эту собственность, описать её и определить предварительную стоимость. После того, как оценщик определит цену указанных вещей, пристав в трёхдневный срок должен сделать постановление об оценке, и разослать его копии в адрес сторон процесса на следующий день.

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

Далее в постановлении указываются обстоятельства установления рыночных цен, какие данные были для этого использованы. После этого пристав определяет окончательную стоимость единицы каждого объекта и вычисляет итоговую величину стоимости в рублях.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок оценки имущества должника

Кроме Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» специалист оценщик руководствуется ещё несколькими Федеральными стандартами оценки, которые были утверждены Приказами Минэкономразвития и торговли. Федеральный стандарт оценки (ФСО №1), регламентирующий требования проведения процедуры и её этапы, был введён в действие Приказом № 297 от 20 мая 2015 года.

В соответствии с принятыми стандартами оценка должна состоять из следующих действий:

  1. Заключается договор с заказчиком (службой судебных приставов). Договор должен обязательно содержать подробное задание.
  2. Подготавливается и анализируется вся необходимая информация, собираются документы.
  3. Выбираются подходы и методы расчётов;
  4. Согласуются полученные результаты процедуры (когда необходимо).
  5. Составляется отчёт и заключение оценки.

В зависимости от специфики объекта могут применяться два и более подхода для его оценивания. В этом случае специалист должен согласовать полученные предварительные результаты. Если они будут существенно различаться, проводится дополнительный анализ результатов для выявления причины различия, что также отражается потом в заключении. Применение итоговой стоимости такого объекта будет находиться в пределах, указанных оценщиком.

Требование о проведении оценки имущества должника

В соответствии со ст. 139 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» существует понятие требования о проведении оценки имущества должника. Его может выдвинуть один из кредиторов (конкурсный кредитор или уполномоченный орган) при определённых условиях.

Такое требование должно быть выдвинуто в десятидневный срок после того как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве появятся результаты инвентаризации собственности банкрота. После получения документа у конкурсного управляющего есть два месяца на то, чтобы привлечь оценщика и обеспечить проведение процедуры. Оплата услуг специалиста должна осуществляться за счёт средств от продажи имущества банкрота.

Бесплатная юридическая консультация:


Оценка собственности в конкурсном производстве

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом. Данная процедура призвана удовлетворить кредиторов соразмерно их требованиям. Оценка имущества должника в этом случае проходит в соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

  • поручить оценку имущества банкрота профессиональному оценщику;
  • включить отчёт оценщика в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • согласовать полученный отчёт с органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчётам оценщиков, если банкротом является предприятие, четверть акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
  • отчитаться перед кредиторами о своей деятельности.

После проведения оценки собственности банкрота собрание кредиторов назначает начальную цену продажи предприятия в соответствии с рыночной стоимостью, которую определил оценщик. Привлечение специалиста в делах о банкротстве не всегда является обязательным: кредиторы сами могут оценить конкурсную массу, если балансовая стоимость её на момент признания банкротства составляла менее 100 тысяч рублей.

Издержки, связанные с привлечением оценщика, покрываются за счёт имущества должника. При этом из числа кредиторов может быть добровольно выдвинуто лицо, которое заплатит специалисту за работу. Этот кредитор в последующем имеет право получить возмещение указанных расходов в первую очередь.

Издержки

Все расходы по исполнительному производству, которые можно обосновать по закону, должны совершаться за счёт средств должника. В соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав либо сам оценивает имущество, либо привлекает специалиста, когда речь идёт об определённых объектах собственности.

Любая из сторон процесса может не согласиться с оценкой объектов, произведённой в ФССП, тогда и в этом случае требуется участие профессионального оценщика. При этом его услуги должна оплачивать несогласная сторона, то есть бремя расходов ложится на плечи того, кто оспаривает постановление пристава, будь то взыскатель или сам должник.

Бесплатная юридическая консультация:


Однако в соответствии со ст. 117 закона «Об исполнительном производстве» предусматривается возмещение понесённых расходов, если они были обоснованы. Это значит, что если, например, взыскатель возразил против оценки, произведённой приставом, добился привлечения специалиста оценщика, и оплатил его услуги, он имеет право в дальнейшем подать на возмещение этой платы за счёт средств должника. Основанием для этого становится постановление, которое утверждает старший судебный пристав отдела или его заместитель.

Стороны процесса могут обжаловать не только постановление пристава, но и отчёт оценщика. Если при разбирательстве дела будет выявлены нарушения, допущенные приглашённым специалистом, то тогда судебные издержки можно будет взыскать с него. Заказчик процедуры в лице службы судебных приставов имеет право требовать с оценщика возмещения затрат в связи с некачественной работой.

Срок оценки имущества должника

Если у должника удалось обнаружить имущество, которое в соответствии со ст. 85 Закона № 229-ФЗ должно быть оценено специалистом в данной области, судебный пристав выбирает и назначает его в течение месяца. В данном случае ФССП выступает заказчиком оценочной процедуры, а оценщик – исполнителем. Между ними заключается государственный контракт, где оговариваются сроки предоставления услуги.

В этот же срок он должен известить взыскателя и должника об окончании процесса, отправив им копии отчёта оценщика. Копии постановления с результатами определения цены объекта пристав направляет сторонам не позднее суток после его вынесения.

Выбор оценщика имущества

Только судебный пристав может назначить специалиста оценщика, если того требуют обстоятельства. Он отражает свой выбор в постановлении. Это следует из ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: привлечённый специалист не должен быть заинтересован в исходе дела, при этом он должен обладать специфическими знаниями и опытом в определённой области. Проведение оценки объектов собственности должно возлагаться на конкретное лицо с указанием его личных данных и квалификации.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок отбора оценщиков происходит на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственный контракт заключается с тем специалистом, саморегулируемая организация которого выиграет конкурс.

В обязанности пристава не входит согласование кандидатуры оценщика с участниками дела. Он только должен поставить их в известность о том, кого он назначил проводить процедуру. Делается это путём направления копий принятого постановления в адреса взыскателя и должника.

Обязанности оценщика имущества

Выбранный приставом оценщик не может уклониться или отказаться от возложенных на него обязанностей, ему следует сразу явиться по вызову в ФССП. Он несёт за это персональную ответственность, о чём его ставит в известность судебный исполнитель, ведущий дело. Оценщик также отвечает за достоверность своего заключение, за правильность определения итоговой стоимости объекта.

В процессе работы специалист должен следовать нормам, закреплённым в Федеральном законе № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В обязанности оценщика собственности должника входит:

  • провести процедуру оценки надлежащим образом;
  • сообщать о невозможности участия в процессе в силу каких-то обстоятельств, например, конфликта интересов;
  • отвечать на заданные приставом вопросы, консультировать его, оказывать необходимую помощь в сфере своей компетенции;
  • обеспечить сохранность представленных ему документов;
  • оформить отчёт по итогам процедуры в соответствии с принятыми стандартами;
  • не разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе работы, если она является конфиденциальной.

Работа специалиста не является безвозмездной. Его вознаграждение относится к расходам за совершение действий по исполнительному производству. При этом оценщик работает только с приставом, направляет ему свой отчёт. В его обязанности не входит извещать стороны об окончании процедуры оценки имущества и направлять им своё заключение. Это делает сам судебный исполнитель, который должен в трёхдневный срок после получения отправить его копии сторонам.

Отчёт

Результат своей работы оценщик отражает в отчёте. Это документ, на основе которого судебный пристав в дальнейшем делает постановление об оценке имущества должника. Нормативная база данного документа закреплена Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года №299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)».

Среди требований к составлению документа выделяют следующие нормы:

  • стоимость объекта (рыночная или иная) должна быть достоверной, обоснованной профессиональным суждением специалиста;
  • при работе оценщик должен использовать только подтверждённую информацию, существенно влияющую на стоимость объекта, чтобы её можно было изложить однозначно;
  • допустимо оформлять документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме, подписанной электронной подписью;
  • отпечатанный на бумаге отчёт должен иметь нумерацию страниц, подпись и печать специалиста оценщика или его организации, а также прошивку с наклейкой с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Отдельные объекты оценки могут подразумевать использование специальных форм отчётов.

Отчёт оценщика должен содержать следующие реквизиты и пункты:

  • дату и номер;
  • задание;
  • стандарты и допущения;
  • сведения о лице, заказавшем услугу;
  • общая и контактная информация о самом исполнителе, сведения об его членстве в организации оценщиков;
  • данные обо всех привлечённых в ходе процедуры специалистах;
  • описание объекта;
  • результаты оценки в виде итоговой величины стоимости с ограничениями и пределами её применения;
  • перечень документов, характеризующих качественные и количественные признаки объекта, которые были использованы специалистом.

К отчету могут прилагаться копии различных правоустанавливающих и подтверждающих документов, экспертных заключений или документов по технической инвентаризации объектов.

Обжалование оценки имущества должника

Закон предоставляет право любой стороне исполнительного производства обжаловать результат оценки собственности должника. Раньше такая возможность могла быть предоставлена только в том, случае, если процедуру произвёл судебный пристав самостоятельно. После получения копии постановления лица могут в десятидневный срок обжаловать стоимость имущества, если она, по их мнению, не соответствует рыночным ценам.

Таким образом, сторона исполнительного производства может обжаловать процесс двумя способами:

  1. Подать в суд иск о неправомерности стоимости, указанной в оценочном отчёте.
  2. Обжаловать постановление судебного пристава в судебном порядке.

Суд будет рассматривать претензии заявителя, и проверять правильность оценки вне зависимости от того, каким из этих способов он подал иск. В качестве заинтересованной стороны при оспаривании первым способом привлекается судебный пристав, для второго способа – сам оценщик. При этом истец может представить в суде основания для отвода этого специалиста, такие как, например, несоответствие квалификации или заинтересованность стороны.

После того, как суд вынесет окончательное решение по результатам исковых производств об обжаловании оценки объектов собственности, ранее вынесенное постановление должно быть отменено старшим судебным приставом. На основании решения суда выносится новое постановление.

В рамках закона о банкротствах физических лиц. Вопрос оценки имущества во время процедуры банкротства становится все более актуальным. Какова роль оценщика и в чем особенности проведения этого вида оценки, рассказал в своей колонке наш постоянный эксперт, генеральный директор юридической компании «Деловой дом», к.ю.н., Алексей Кузнецов.

Проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Особых правил и специальных стандартов на федеральном уровне на сегодняшний день не разработано.

Но это вовсе не свидетельствует о том, что оценка реализуемого на торгах имущества производится в общем порядке и не имеет никаких специфических особенностей.

Ряд нюансов в данной деятельности все же имеется. Разберем каждый из них.

1. Объект оценки ничем не ограничен

Известно, что на федеральном уровне разработан ряд стандартов оценки, определяющих особенности оценки того или иного объекта (недвижимого имущества, акций и долей, нематериальных активов и т. д.).

Должник в банкротном деле может иметь имущество различного рода, причем все оно подлежит реализации в счет удовлетворения требований кредиторов. Поэтому, если оценке подлежит специфический объект, для которого предусмотрены специальные правила, установленные федеральными стандартами, их необходимо учитывать и основывать подготовку отчета, помимо общих положений, на положения соответствующего стандарта оценки.

2. Вид определяемой стоимости

До проведения оценки составляют задание на оценку, требования к содержанию которого установлены в частности в ФСО № 1. К одному из таких требований относится необходимость указания стоимости, подлежащей определению. В рамках процедуры банкротства устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества.

В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Однако процедура банкротства порождает возникновение таких чрезвычайных обстоятельств, как вынужденное отчуждение объекта оценки. Поскольку объект реализуется на торгах, то времени на его реализацию может быть меньше, чем при обычных условиях. При определении ликвидационной стоимости ключевую роль как раз играют сжатые сроки, отведенные для продажи объекта оценки. Стоимость объекта снижается, а значит, ликвидационная стоимость всегда будет ниже рыночной.

3. Сроки реализации

Большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно продать имущество должника.

4. Обязательность привлечения оценщика

В ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, т. е. право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность.

В законе указано несколько таких случаев:

Должник - унитарное предприятие;

Должник - акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.

Подлежит обязательной оценке независимым оценщиком и имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает 100 тыс. руб.

5. Особенности отчета об оценке

Если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет. Заключение готовится по результатам анализа отчета на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также на предмет соответствия сведений, представленных в отчете, сведениям, содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае оно направляется арбитражному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет.

Лучшие статьи по теме