Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Государственная регистрация права оперативного управления на объект. Порядок оформления оперативного управления на недвижимое имущество. Что такое право оперативного управления

Государственная регистрация права оперативного управления на объект. Порядок оформления оперативного управления на недвижимое имущество. Что такое право оперативного управления

УДК 347.195

Е. А. Терещенко

Момент возникновения и прекращения права оперативного управления

В статье рассмотрены отдельные основания возникновения и прекращения права оперативного управления, момент возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, возможность добровольного отказа от оперативного управления и определение момента прекращения права.

In the article discusses some of the base and the termination of the right of operational management, the moment of the beginning of the right of operational management, the possibility of voluntary renunciation of operational management and definition the termination of the right.

Ключевые слова: вещные права; право оперативного управления; учреждение; казенное предприятие.

Key words: property rights, the right of operational management; institution; government enterprise.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Применительно к казенным предприятиям п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

© Терещенко Е. А., 2013

В отношении возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество следует учитывать одновременно и норму п. 2 ст. 8 ГК РФ, устанавливающую, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество складывалась противоречивая судебная практика, о чем неоднократно указывалось и в юридической литературе1.

Суды указывали, что п. 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило о возникновении права оперативного управления с момента передачи имущества (постановления ФАС Московского округа от 21.12.2007 г. № КГ-А40/12735-07, ФАС Центрального округа от 18.03.2009 № А14-5591/2008/193/6). Государственная регистрация названного права в данном случае не является актом подтверждения государством факта возникновения указанных прав у учреждений. Спорные помещения в действительности учреждению не переданы, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления на спорный объект у учреждения не возникало.

Анализ судебно-арбитражной практики по подобным делам позволяет говорить о наличии длительного периода в правоприменительной практике России различных подходов в толковании судебными инстанциями спорного вопроса об установлении момента возникновения и прекращения права оперативного управления.

Однако в настоящее время преобладает точка зрения о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество с момента его государственной регистрации. Она основывается на том, что закон (ст. 131 ГК РФ) устанавливает иное по сравнению с нормой п. 1 ст. 299 ГК РФ правило о возникновении права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права, и ст. 299 ГК РФ не исключает действие правил о государственной регистрации вещных прав на недвижимые вещи (постановления ФАС Уральского округа от

24.08.2009 № Ф09-6094/09-С6, ФАС Волго-Вятского округа от 21.08.2009 по делу №А17-6783/2008, ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2009 № Ф03-2355/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2010 № А03-7498/2009).

1 Болдырев В.А. Юридические лица-несобственники в системе субъектов гражданского права: моногр. / под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омск. акад. МВД России, 2010. 340 с.

Право оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В случае если недвижимое имущество в оперативное управление на основании решения собственника передано до введения в действие закона о государственной регистрации прав и начала деятельности территориального регистрирующего органа и в решении не установлен момент возникновения соответствующего права, указанные права считаются возникшими с момента передачи имущества (п. 1. ст. 6. Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Если такая передача произведена собственником после введения в действие названного закона и начала деятельности территориального регистрирующего органа, соответствующее вещное право возникает с момента его государственной регистрации (п. 1. ст. 131 Гражданского кодекса, п. 2 ст. 4, п. 6 ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Неопределенность, сохранившаяся и в настоящее время, и даже после опубликования Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» может негативно сказаться на защите интересов кредиторов казенных предприятий и учреждений.

Так, исходя из положений п. 1. ст. 296 ГК РФ, суд пришел к выводу, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, обязано оплачивать услуги по содержанию и обеспечению коммунальными ресурсами переданного ему помещения за период его использования. Суд отметил, что отсутствие зарегистрированного права оперативного управления не освобождает учреждение от обязанности по содержанию помещения и общего имущества в доме, поскольку такая обязанность наступает с момента получения этих помещений и их фактического использования (постановление ФАС Поволжского округа от 06.06.2012 по делу № А55-16922/2011). Факт пользования помещениями ответчиком в спорный период подтвержден материалами дела, в том числе перепиской сторон, связанной с заключением договоров на снабжение коммунальными ресурсами, оказание эксплуатационных услуг.

Разрешить указанную неопределенность в вопросе удовлетворения прав кредиторов субъекта, фактически владеющего вещью, но не зарегистрировавшего право оперативного управления, может специальное регу-

лирование института владения (гл.13 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации). В ст. 209 ГК РФ в редакции проекта закона устанавливается, что владение - это фактическое господство лица над объектом. Владение принципиально отграничивается от права на объект владения.

Владение может приобретаться либо вручением (передачей), либо поступлением вещи во владение иным образом (п. 1 ст. 212 ГК РФ в ред. проекта закона). Владение также может быть получено в результате односторонних действий приобретателя владения, а также в результате действий судов или иных государственных органов.

Согласно проекту ГК РФ передача вещи во владение может подтверждаться соответствующим документом, к примеру передаточным актом. Такая передача может подтверждаться и иными документами. Однако лицо, указанное в таком документе, является лишь предполагаемым владельцем, если не доказано иное. Различные передаточные документы в соответствии с положениями проекта ГК РФ вводят лишь презумпцию владения.

Право оперативного управления на имущество может возникнуть как в силу передачи такого имущества учреждению собственником, так и в порядке приобретения учреждением данного имущества по иным основаниям, в том числе в силу возведения объекта недвижимого имущества самим учреждением.

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности, а применительно к рассматриваемому случаю право оперативного управления на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, подлежит государственной регистрации.

Вполне обоснованно применяется в данных случаях аналогия закона, так как решение вопроса о признании вещных прав за лицами, которые не признаются законом собственниками имущества и владеют им на иных правах, законом прямо не предусмотрено, и в этом случае подлежит применению ст. 6 ГК РФ, в соответствии с которой следует применять нормы права, регулирующие сходные отношения.

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в

судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определена правовая позиция относительно момента возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество, а именно: с момента их государственной регистрации.

Между тем в практике деятельности хозяйствующих субъектов ставится вопрос о моменте возникновения права оперативного управления, связанного с постановкой имущества на баланс юридического лица или включением имущества в реестр государственной или муниципальной собственности.

Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447. В силу п. 3. Положения № 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество: недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Пунктом 36 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от

29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более того, следуя правовой позиции, изложенной в абз. 7 п. 61 указанного выше постановления, закреплен приоритет регистрации права собственности над передачей владения, законным владельцем недвижимости является лишь то лицо, право собственности либо хозяйственного ведения которого зарегистрировано в ЕГРП, но не то лицо, которое получило владение по акту приема-передачи.

При этом законом установлены определенные требования для возникновения права собственности (а применительно к казенному предприятию и учреждению - права оперативного управления) на объект недвижимого имущества, лишь при соблюдении которых вещь может считаться созданной для себя с соблюдением требований закона и иных правовых актов, в том числе наличие документов, указанных в ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе волеизъявления собственника имущества на передачу данного объекта предприятию или учреждению в случаях, когда такое предприятие или учреждение не является застройщиком объекта.

Таким образом, факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе юридического лица судебными доказательствами возникновения права оперативного управления не является.

Прекращение права оперативного управления обусловлено: 1) общими основаниями для любых вещных прав и 2) специальным, таким как решение собственника об изъятии имущества у учреждения при условии его правомерности (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Изъятие имущества у учреждения его собственником возможно как с согласия самого учреждения (п. 3 ст. 299 ГК), так и без такого согласия (п. 2 ст. 296 ГК).

Согласно п.2 ст.296 ГК собственник вправе изъять имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества только в трех случаях: если это имущество является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению.2

Прекращение права оперативного управления возможно и по таким предусмотренным ст. 235, 236 ГК РФ основаниям, как отказ от права, гибель или уничтожение имущества.

В практике встречались и будут встречаться случаи, при которых унитарные предприятия отказываются от хозяйственного ведения, а казенные предприятия и учреждения - от оперативного управления. В данном случае правильнее говорить о возврате имущества собственнику, ибо отказ абстрактный в пользу неограниченного круга лиц или конкретного лица -

2 Сумской Д.А. Особенности изъятия имущества у учреждения // Рос. юстиция. 2010. № 1. С. 19-21.

несобственника имущества является прямым нарушением норм о распоряжении имуществом субъектов права оперативного управления.

В литературе и судебной практике по вопросу возможности добровольного отказа от оперативного управления и определения, соответственно, момента прекращения права обосновываются противоположные позиции.

Отсутствие права на отказ аргументировано следующими доводами: во-первых, установлением п.2 ст.9 ГК РФ отступления от принципа свободного распоряжения правами в пользу принципа целевой правоспособности; во-вторых, нарушением права собственности на данное имущество учредителя; в-третьих, невозможностью прекращения права оперативного управления без встречного действия собственника по принятию такого имущества3.

По мнению В.А. Болдырева, попытка судов оценить безвозмездную передачу имущества унитарного предприятия собственнику как отказ от права является неверной, противоречащей смыслу закона. Отказ от права собственности или права хозяйственного ведения безусловен, осуществляется вообще, а не в пользу нового приобретателя. «Сам волевой акт унитарного предприятия - отказ от права хозяйственного ведения можно было бы рассматривать как одностороннюю сделку при его безадресности»4.

В судебных актах со ссылкой на применимость к возникновению и прекращению права хозяйственного ведения и права оперативного управления норм, относящихся к праву собственности (п.3 ст.299 ГК РФ), делается вывод о возможности отказа от права хозяйственного ведения и оперативного управления в пользу собственника.

Однако, учитывая публичный характер и цели создания учреждения, рассматриваемый возврат имущества собственнику возможен только при согласии собственника, что подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2010 г. по делу № А46-23376/2009). Несмотря на наличие добровольного отказа учреждения от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, суды пришли к правильному выводу об отказе в изъятии имущества, так как в перечень видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, входит оказание услуг по содержанию жилого

3 Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. СПб.: Юрид. центрПресс, 2004. 451 с.

4 Болдырев В.А. Возврат имущества унитарного предприятия собственнику и его оспаривание: проблемы материального и процессуального права // Рос. юстиция. 2009. № 12. С. 14-17.

фонда и объектов социальной сферы, уплата налога на имущество производится за счет федерального бюджета и исполнение обязанности по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности в отношении спорного имущества не нарушает права и законные интересы истца.

Отказ от права оперативного управления не может повлечь правовых последствий и при невозможности дальнейшего осуществления уставной деятельности (Постановление Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 8 мая 2009 г. по делу №А56-14156/2008).

С какого же момента прекращается право оперативного управления -с момента подписания формы ОС-1 или государственной регистрации перехода права к новому владельцу? Для определения момента прекращения права оперативного управления именно на недвижимое имущество следует руководствоваться особыми правилами: в соответствии с п. 1. ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на объекты недвижимости, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, право оперативного управления на здание прекратится только в тот момент, когда указанное право возникнет у нового владельца либо это право будет прекращено по решению собственника. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 по делу № А82-10696/2008-30).

Особыми основаниями прекращения права оперативного управления является гибель или уничтожение имущества, порча, и в результате, непригодность имущества. Особенности порядка принятия решения о списании федерального имущества установлены Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834 «Об особенностях списания федерального имущества». Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения. До утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается. Выбытие федерального имущества в связи

с принятием решения о списании имущества отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете организацией в установленном порядке.

Моментом прекращения права оперативного управления является в данном случае является момент гибели, выбытия, уничтожения имущества и указанное правило распространяется на недвижимое имущество. В силу ст. 235 ГК РФ гибель или уничтожение имущества прекращают право собственности лица на это имущество. По смыслу приведенной нормы зарегистрированное право на несуществующие (уничтоженные, разрушенные или в том числе на использованные в ходе реконструкции) объекты недвижимости не имеет правового значения, а право, в том числе право оперативного управления на объект, прекращается.


Перечень необходимых документов, направляемых заявителем в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации прав, определен Законом № 122-ФЗ. В целях государственной регистрации права оперативного управления организации (учреждения) на объект, созданный в результате реализации бюджетных инвестиций путем передачи органом власти полномочий государственного (муниципального) заказчика организации (в случае, если ранее указанные права не были зарегистрированы в установленном Законом № 122-ФЗ порядке), в качестве документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя (организации) на объект, может быть представлена копия решения органа, осуществляющего полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования, о закреплении объекта на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организацией.

Право оперативного управления на объекты недвижимости: порядок регистрации

В силу положений пункта 2 статьи 8.1 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности, иные вещные права на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента такой регистрации (с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В целях государственной регистрации права оперативного управления на объект организации, являющейся правообладателем земельного участка (и, соответственно, правообладателем созданного объекта), указанная организация (от ее имени иное лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности) обращается с заявлением в орган государственной регистрации (его территориальный орган).

Документы необходимые для прекращения права оперативного управления

Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы. Процедура передачи имущества Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником.

Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи.
В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества. Выводы Право оперативного управления объектами недвижимости является одним из видов имущественных прав.
Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

Регистрация прекращения права оперативного управления

А мы, как Право хозяйственного ведения, право оперативного управления 2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

  • Транспорт: передача в оперативное управление

311. Подлежит ли право оперативного управления регистрации в качестве права или в качестве обременения права собственности? Указанный вопрос возник в практике ФАС СЗО (см.
постановление от 18.12.2002

Важно

NА56-21117/02) в связи с отказом в регистрации права оперативного управления за учреждением. Свой отказ регистрирующий орган мотивировал тем, что запись о таком праве вносится в соответствии с п.6 ст.12 и п.2 ст.13 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество в подразд.


III ЕГРП в качестве записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, а в конкретном случае право собственности на недвижимое имущество еще не было зарегистрировано.

Post navigation

Хотя регистратор должен запрашивать это разрешение у органа, уполномоченного его выдавать, рекомендуем представить данный документ. Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано.
Документ о полномочиях представителя на подачу заявления Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то для подтверждения его полномочий необходимы учредительные документы либо их копии, заверенные нотариусом или самим руководителем. Рекомендуем также представить приказ, распоряжение или иной документ о назначении руководителя, однако требовать его регистратор не вправе.
Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности.

В случае осуществления на основании пункта 13 статьи 241 Бюджетного кодекса бюджетных инвестиций в объект организацией в рамках полномочий государственного заказчика, переданных ей органом власти, не осуществляющим в отношении указанной организации функции и полномочия учредителя или права собственника имущества Российской Федерации, предложение о закреплении объекта в оперативное управление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти может быть представлено органом власти, являющимся государственным (муниципальным) заказчиком, либо на основании письменного согласия указанного органа - организацией. Для консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г.

Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд. Порядок регистрации прав Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление.

Внимание

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено.

При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи. Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг.

Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка. Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Для регистрации права оперативного управления на недвижимость нужно:

Шаг 1. Подготовить пакет документов

Шаг 2. Определить, кто будет подавать документы

Шаг 3. Выяснить, куда представлять документы

Шаг 4. Подать документы

Шаг 5. Получить свидетельство о госрегистрации права на недвижимость или выписку из ЕГРП

Какие документы нужны для регистрации

Документы, необходимые для регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. ст. 16 и 18 Закона о регистрации недвижимости и Административным регламентом по регистрации недвижимости.

Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается. Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется.

Документы на недвижимость

Ситуация Документы Требования
Имущество учреждению или казенному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (п. 1 ст. 299 ГК РФ) Две копии, заверенные собственником или нотариусом
Акт приема-передачи, подписанный собственником и учреждением (казенным предприятием) Подлинник и копия
Договор о передаче имущества на праве оперативного управления <1>
Недвижимость приобретена в результате сделки <2> Договор купли-продажи (отступного, дарения) Не менее двух экземпляров подлинника. Подлинник и копия, если право возникло до введения в действие Закона о регистрации недвижимости или договор удостоверен нотариально
Имущество присудил суд Решение суда с отметкой о вступлении в силу Две копии, заверенные судом
Имущество переходит в порядке реорганизации Передаточный акт Подлинник и копия
Учреждение либо казенное предприятие построило объект для себя <3> Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если объект возведен на основании разрешения на строительство) <4> Подлинник и копия
Декларация об объекте недвижимости (в случаях, когда разрешение на строительство не требуется) Два экземпляра подлинника
Права учреждения или казенного предприятия на земельный участок под объектом, который учреждение или казенное предприятие построило для себя, не зарегистрированы Документ на земельный участок (например, договор аренды на срок менее года или на неопределенный срок) (ст. 25 Закона о регистрации недвижимости) Подлинник и копия

———————————

<1> Законом заключение данного договора не предусмотрено, однако на практике регистрирующие органы могут потребовать представить его.

<2> Если сделка по приобретению недвижимого имущества является для учреждения или казенного предприятия крупной, представляется также документ, подтверждающий ее одобрение. При совершении сделки в рамках проведения закупки для государственных нужд рекомендуем представить документы, которыми оформляется завершение процесса определения поставщика при конкурентных способах закупки (например, протокол подведения итогов).

<3> В случае когда объект построен по заключенному до 01.01.2011 договору на строительство или реконструкцию, который предусматривает привлечение внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами договора, необходимо представить также подлинник и копию документа, подтверждающего исполнение сторонами принятых обязательств (ст. 24.2 Закона о регистрации недвижимости).

Созданное недвижимое имущество, за исключением случаев регистрации на основании декларации, заявитель должен заранее поставить на кадастровый учет. Иначе права на это имущество не могут быть зарегистрированы. По той же причине должен быть учтен участок, на котором возведен такой объект. Исключением здесь также является регистрация по декларации и случай, если право на земельный участок ранее зарегистрировано.

<4> Хотя регистратор должен запрашивать это разрешение у органа, уполномоченного его выдавать, рекомендуем представить данный документ.

Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано.

Документ о полномочиях представителя на подачу заявления

Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то для подтверждения его полномочий необходимы учредительные документы либо их копии, заверенные нотариусом или самим руководителем.

Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности.

Доверенность от учреждения или казенного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Доверенность от учреждения, которое является органом власти, или от органа, осуществляющего полномочия собственника, нотариально не удостоверяется, если составлена на бланке органа и скреплена печатью и подписью руководителя.

В случаях, когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано.

Лицо, подающее документы, должно также представить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то к ним прилагается копия документа, удостоверяющего личность.

Документы юридического лица

Учреждение или казенное предприятие представляет устав или положение, если иное не предусмотрено законодательством. Могут быть поданы:

— подлинник и копия;

— нотариально удостоверенная копия;

— копия, заверенная лицом, которое имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности, — если документы представляет такое лицо.

Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем представить следующие документы учреждения или казенного предприятия:

— свидетельство о госрегистрации юридического лица;

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

— информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;

— документ о назначении руководителя.

Кто представляет документы на регистрацию

Документы на регистрацию права на имущество, которое передано в оперативное управление собственником, может подать как представитель собственника, так и представитель учреждения или казенного предприятия.

Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подавать документы может только его представитель.

В случае когда объект приобретен по сделке, заявление подается представителем учреждения или казенного предприятия совместно с представителем другой стороны такой сделки.

(П. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости.)

Куда представляются документы

Рекомендуем подавать документы по месту нахождения недвижимости, хотя не запрещается представить их в любой офис приема. В территориальном управлении Россреестра можно уточнить, в какую из организаций нужно подавать документы: органы Росреестра, кадастровую палату или МФЦ. Необходимо иметь в виду, что в Росреестр нельзя представить документы только в Республике Северная Осетия — Алания, Алтайском и Красноярском краях, Воронежской, Владимирской и Костромской областях, Еврейской автономной области в связи с передачей функции по приему документов кадастровой палате.

Если объект недвижимости расположен на территории более чем одного округа, документы подаются в центральный аппарат Росреестра.

Как представить документы

Документы можно подать одним из трех способов:

лично представителем предприятия или собственника в офисе приема;

Лицо, принявшее документы, обязано выдать расписку в их получении. Она должна содержать перечень документов, а также дату и время приема с точностью до минуты (п. 217 Административного регламента по регистрации недвижимости). Рекомендуем предъявлять расписку при выдаче документов (п. 289 Административного регламента по регистрации недвижимости).

по почте;

Документы отправляются в Росреестр, территориальный орган Росреестра, его отдел или филиал кадастровой платы заказным письмом с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Установлены следующие специальные требования к составу и форме документов:

1) необходимо нотариально заверить подпись лица на заявлении, а также доверенность заявителя;

2) к пакету документов нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность заявителя;

3) следует нотариально заверить сделку, на основании которой возникает право, и доверенность, если эта сделка совершена представителем, действующим на основании доверенности.

с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Документы в электронной форме направляются через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), через официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru), посредством веб-сервисов. При этом применяется усиленная квалифицированная электронная подпись (Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2013 N 723).

В какой срок проводится регистрация и чем она удостоверяется

Срок регистрации по общему правилу составляет 10 рабочих дней, в случае регистрации по нотариально удостоверенным документам — три рабочих дня.

По истечении срока регистрации заявитель вправе по своему выбору получить свидетельство о государственной регистрации права или выписку из ЕГРП. При этом нужно иметь в виду, что свидетельство оформляется только на бумажном носителе (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости).

Документы, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. ст. 18 и 21 Закона о госрегистрации недвижимости. Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается. Следовательно, документ об уплате госпошлины не представляется. Созданное недвижимое имущество должно быть поставлено на кадастровый учет одновременно с государственной регистрацией объекта. Исключение составляют случаи, когда кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Такое разрешение в регистрирующий орган представляет уполномоченный орган. Если документы на недвижимость не представлены или содержащееся в них описание не позволяет идентифицировать объекты недвижимости, в регистрации может быть отказано. Если от имени учреждения или казенного предприятия действует руководитель, то необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица. Рекомендуем также представить учредительные документы либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные самим руководителем. Вместе с тем требовать их регистратор не вправе. Представителю собственника, учреждения либо казенного предприятия, который действует по доверенности, нужно подать оригинал и копию доверенности. Доверенность от учреждения или казенного предприятия должна быть удостоверена нотариально. Доверенность от учреждения, которое является органом власти, или от органа, осуществляющего полномочия собственника, нотариально не удостоверяется, если составлена на бланке органа и скреплена печатью и подписью руководителя. В случаях, когда доверенность не представлена или в ней не указаны необходимые полномочия, в регистрации может быть отказано. Лицо, подающее документы, должно также предъявить документ, удостоверяющий личность. Если документы направляются по почте, то к ним прилагается копия документа, удостоверяющего личность. Учреждение или казенное предприятие представляет документ, подтверждающий полномочия заявителя без доверенности действовать от имени данного юридического лица, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, для полноты сведений о юридическом лице рекомендуем подать следующие документы: - свидетельство о госрегистрации юридического лица (для юрлиц, зарегистрированных с 1 января 2017 г., - лист записи ЕГРЮЛ); - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; - информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата; - учредительные документы (устав, положение). Документы на регистрацию права на имущество, которое передано в оперативное управление собственником, подает представитель собственника. Если объект недвижимости построило само учреждение или казенное предприятие, подать документы может его представитель. Документы на регистрацию права на имущество, которое перешло к учреждению или казенному предприятию в порядке реорганизации или было присуждено судом, может подать представитель учреждения (предприятия). В случае, когда объект приобретен по сделке, заявление подается представителем учреждения или казенного предприятия совместно с представителем другой стороны такой сделки. Если право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление может подать нотариус или его уполномоченный работник, либо любая из сторон сделки.

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права хозяйственного ведения (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов


Форма: Заявление в арбитражный суд о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения (или: оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования) на имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)

Судебная практика : Регистрация права хозяйственного ведения

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Регистрация права хозяйственного ведения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
2.2. Вывод из судебной практики: По вопросу о том, может ли лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, сдать его в аренду до государственной регистрации такого имущественного права, существует две позиции судов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Нормативные акты : Регистрация права хозяйственного ведения

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Лучшие статьи по теме