Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Жизнь и работа лука пачоли. Отец современного учета, бухгалтер, изобрел принцип «двойной записи. Внедрение математической системы

Жизнь и работа лука пачоли. Отец современного учета, бухгалтер, изобрел принцип «двойной записи. Внедрение математической системы

Итальянский математик, один из основоположников бухгалтерского учёта.

«С 1490 по 1493 г. Лука Пачоли живёт в родном Борто Сан-Сеполькро. Он много работает, пишет книгу, ей суждено прославить его имя.

Во время работы в 1492 г. два события потрясли его: одно было радостным-генуэзец Христофор Колумб нашёл «путь в Индию» (современники воспринимали эту новость так, как в наше время - первый полёт человека в космос); второе событие свершилось не в далёкой Америке, а здесь, рядом, в родном Борго Сан-Сеполькро - умер Пьеро делла Франческа. […]

В 1493 г. тридцатилетняя работа над книгой была закончена. Подобно большинству авторов он считал, но, в отличие от большинства, не ошибался, что без его книги образование находится в упадке. Симптомом упадка он считал неудачный выбор предметов исследования и неэффективность методов обучения. Написав книгу, Лука Пачоли выезжает в Венецию. При покровительстве претора республики святого Марка мецената Марко ди Сануто 10 ноября 1494 г. большой многолетний труд Л. Пачоли из типографии «мудрого Паганино ди Паганини» вышел в свет. Он назывался «Summa dе Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportiona lita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»

Какова же математическая концепция Луки Пачоли ?

В те времена были широко распространены взгляды Джованни Пико делла Мирандола (1463- 1494), выражаемые им в серии тезисов: «математика не есть настоящее знание», она «не ведёт к блаженству», математические науки «не существуют ради них самих», «нет ничего более вредного для теолога, чем частые и усидчивые занятия математикой Евклида », а вне Евклида Мирандола даже не представлял себе математики.

Однако в обществе получают всё большее признание другие идеи. Так, широко известно изречение Леонардо : «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».. Менее известно высказывание Луки Пачоли : «Из всех истинных наук, как утверждают Аристотель и Аверроэс, наши математические науки наиболее истинны и имеют первую степень достоверности и им следуют все другие естественные науки».

Трактат XI, который нас интересует, состоит из 36 глав.

Для коммерческих школ средневековья нужны были учебники. Первым прототипом такого учебника была знаменитая «Книга счёта» («Liber Abaci»), принадлежащая Леонардо Фибоначчи (1202). […]

Л. Пачоли трактует бухгалтерский учёт как прикладную математическую дисциплину; в этом отношении он не был первым и не был последним […]

Л. Пачоли снабдил свою книгу множеством примеров, имевших сугубо практическую направленность. […]

Существенно, что книга Л. Пачоли написана не на латинском языке, на котором тогда делалась наука, а на вольгаре, насыщенном латинскими выражениями и формами. […]

Лука Пачоли, будучи самоучкой (математике он учился в мастерской художники, а церковнослужителем стал, когда ему было уже больше тридцати лет}, просто не владел достаточно свободно латинским языком. […]

Итак, Л. Пачоли на закате XV столетия подытоживал математические знания средневековья Влияние времени чувствуется в тексте книги, автор которой подчас начинает производить впечатление стареющего и немного грустного педанта . […]

Самым важным было то, что Лука Пачоли стремился к выработке теоретического знания. Здесь мысли великого математика вполне созвучны записям Леонардо да Винчи : «Влюблённый в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Это глубоко понимал и Л. Пачоли, хотя ему часто не хватало именно хорошей теории.

В 1494 г. Италия начала читать «Сумму арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»; в это же самое время войска «христианнейшего короля Франции» Карла VIII переходили Альпы: начиналась эпоха итальянских войн (1494- 1559). Скоро в них примут участие почти все страны Европы. […]

В это время в Милане жили замечательные люди: Джорджо Валла , Фацио Кардано (отец Джероламо Кардано – Прим. И.Л. Викентьева), Пьетро Монти . При дворе герцога Людовнко Моро Сфорца - «красе мира и войны», как его именовали, сияло солнце Леонардо да Винчи . Л. Пачоли читает учебные лекции студентам и публичные лекции всем желающим. Количество его слушателей росло с каждым днём».

Он знает математику и при этом умеет говорить и ладить с людьми; он становится популярным. Его приглашают читать во дворец, придворные собираются посмотреть и послушать человека, ставшего модным. Это была внешняя жизнь, но была и другая жизнь - жизнь для собственной радости и науки, а радостей вне науки он не знал. «Так же, как еда без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти повреждает память, которая становится неспособной удерживать то, что она схватывает». Эти слова записал в своим дневнике Леонардо да Винчи - третий великий человек на жизненном пути Л. Пачоли. […]

В Милане Лука Пачоли начал писать «Божественную пропорцию», свою вторую великую книгу. Под влиянием бесед с Леонардо да Винчи и воспоминаний об уроках Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли занялся разработкой теории перспективы, геометрии и архитектуры. Леонардо да Винчи иллюстрировал новую книгу. Постепенно деловые отношения перешли в дружбу».

Соколов Я.В., Лучка Пачоли: мыслитель и человек, в книге: Лука Пачоли, трактат о счетах и записях, М., «Финансы и статистика», 1983 г., с. 200-207.

Чтобы оценить значение трактата Луки Пачоли «О счетах и записях» нужно, прежде всего, посмотреть на то, какое место заняли принципы, предложенные Пачоли в системе бухгалтерского учёта, а так же оценить их с позиции новизны вклада автора в бухгалтерский учёт. Практически все авторы признают, что двойная запись счетов, которую считают основной заслугой Луки Пачоли, существовала и до него. Тогда в чём его заслуга? Это я и попытаюсь проанализировать в этой главе.

Лука Пачоли (в отличие от своих великих современников и соотечественников Леонардо Да Винчи и Микеланджело) придерживался взглядов, о том, что всё самое важное уже изобретено, и что основной задачей учёного является наиболее эффективное построение курса обучения. Пачоли не мыслил научное творчество вне педагогического процесса, и сам посвятил значительную часть своей жизни преподаванию в университетах Падуи, Милана, Флоренции, Венеции, Болоньи и Перуджи. Такие представления о науке и работе учёного полностью определяли научный подход Луки Пачоли, как в математике, так и смежных дисциплинах, которые он считал приложением к математике, точнее одним из её практических проявлений. Если Леонардо Да Винчи считал математику важной постольку, поскольку она приносит пользу в практических делах, прежде всего, в художественном и инженерном творчестве, то Пачоли придерживался иной позиции. Эту позицию впоследствии наиболее точно сформулировал Галилей, сказав, что мир написан Богом на языке математики. Таким образом, познание математики было для Пачоли тесно связано с познанием гармонии мира. А правильность геометрических фигур, так же как и сходимость баланса были для него проявлениями этой гармонии. Получается, что основная новизна книги Пачоли, по сравнению со всеми существовавшими до него книгами по бухгалтерскому учёту заключается, прежде всего, в том, что не просто фиксировал существующие практики, а описывал их научным языком. В чём заключается преимущество такого подхода?

Хотя точное отражение существующих фактов является более точным, однако, оно не способствует дальнейшему развитию этих же самых практик, ибо метод познания направлен в прошлое, на наиболее точное фиксирование уже свершившегося и существующего. Научный подход, который применял Пачоли, позволяет оценить ситуацию не только в плане развития, но и в плане перспектив, а так же с позиций целостности и системности. Конечно, Пачоли упустил в своём трактате многие важные моменты, в нём содержатся ошибки (которые будут рассмотрены ниже), в нём описана не флорентийская (более прогрессивная), а устаревающая венецианская система. Однако именно Пачоли показал, что и в бухгалтерском учёте возможен научный подход. Он превратил бухучёт из полумагической практики в одну из отраслей точных наук. Это привело к тому, что многие великие люди Нового Времени, такие как Кардано и Лейбниц, проявляли значительный интерес к теории бухгалтерского учёта.

Кроме того, такой подход позволил использовать современный математический аппарат для развития и совершенствования бухучёта. Сам Пачоли привнёс в бухучёт более совершенное представление о дробях, которые применялись в бухучёте того времени по причине использования одновременно нескольких валют (талеров, гульденов, цехинов, дукатов, риалов и безналичной лиры), однако при проведении бухгалтерских операций они просто округлялись. Так же Пачоли дополнил методы бухгалтерского учёта представлениями о комбинаторике. Но, пожалуй, самым главным вкладом Луки Пачоли в методологию бухгалтерского учёта было представление о целостности системы, а так же о том, что сходимость баланса есть признак гармонии системы. Гармония в то время понималась не только как эстетическая, но и как инженерная категория. Этот подход Лука Пачоли, скорее всего воспринял от Леонардо Да Винчи, который был его другом. Представление о гармонии у Леонардо было связано как с идеальными пропорциями («золотое сечение»), так и с теми представлениями, которые в последствие нашло своё отражение в законе сохранения энергии. Рассмотрение торгового баланса с этих позиций позволило рассматривать всё предприятие как целостную систему.

Но при этом сам подход, предложенный Пачоли, предусматривал применение метода двойной записи счетов не только для отдельного торгового предприятия, но и для любого предприятия, и вообще для всей экономики. Получается, что сам подход, описанный Пачоли, предопределил развитие не только бухгалтерского учёта, но и экономической мысли. Да и не только экономической. Ибо представление о том, что из ничего, ничего не берётся, чуждое мистическим представлениям Средневековья, в эпоху Возрождения получила своё распространение в науке и искусстве. И в двойной записи счетов и сведении балансов были воплощены те же принципы, что позднее легли в основу всех экономических учений. Более чем примечательно, что этот подход в бухгалтерском учёте и экономике был принят гораздо более легко, чем законы сохранения в физике, принятие которых происходило не менее тяжело, чем арабских чисел в европейских финансах.

Но всё-таки труд Луки Пачоли был, прежде всего, теоретической книгой. Поэтому в нём и не нашли отражения многие элементы бухгалтерского учёта встречавшиеся в то время. Перечислю их.

1. Учёт затрат в промышленности

2. Ведение параллельных и дополнительных книг

3. Ведение счетов лоро и ностро

4. Ведение баланса в аналитических целях, так как уже тогда баланс составлялся не только для закрытия книги выверки записей, но и служил орудием контроля и управления

5. Правила проверки и основы ревизии баланса

6. Порядок резервирования хозяйственных средств и распределения результатов по смежным периодам

7. Методики расчётов связанных с распределением прибыли

8. Подтверждение отчётных данных инвентаризационными методами.

Отсутствие этих элементов свидетельствует, прежде всего, о недостаточном опыте работы в коммерции самого Пачоли. А так же, возможно, и о том, что он просто отбросил некоторые детали не совсем вписывавшиеся в его целостную систему.

В заключении этой главы мне бы хотелось слегка коснуться вопроса об авторстве «Трактата о счетах и записях», который достаточно широко дискутируется в современной литературе по истории бухгалтерского учёта. Основными аргументами противников авторства Луки Пачоли является его недостаточный опыт работы в коммерческой сфере, наличие других, якобы существовавших в то время книг, с которых Пачоли просто переписал всё в свою книгу, а так же некоторые лингвистические особенности труда Пачоли. Оценить аргументацию, как сторонников, так и противников авторства Пачоли по последнему аргументу для меня достаточно затруднительно. Скажу лишь, что трактат был написан на смеси венецианского диалекта и латыни. Труд Пачоли является одной из первых книг, в которой итальянский язык употреблён как язык науки. Получается, что Пачоли так же внёс вклад в развитие и формирование современного итальянского языка. Что же касается первого аргумента, то Пачоли всё-таки имел определённый опыт работы в коммерции, который мог оказаться вполне достаточным для написания трактата. Кроме того, собственно «Трактат о счетах и записях» является лишь одной из глав его математического труда, так что он при написании исходил не столько из конкретного опыта работы в торговле, сколько из общих принципов. Кроме того, использование комбинаторики так же свидетельствует о математическом образовании автора трактата.

Теперь немного о втором аргументе противников Пачоли. В качестве возможных авторов трактата называют Трайло де Канцеляриуса (преподавателя двойной бухгалтерии в одной из коммерческих школ Венеции), Пьеро делла Франческа (художника, математика и учителя Пачоли), так же Бенедето Котрульи (настоящее имя Бенко Котрулевич, купца из Дубровника (Хорватия), бывшего в то время венецианской колонией). Мне кажется, что в основе этих обвинений Пачоли в плагиате лежит недопонимание методики Пачоли. Прежде всего, он никогда не выдавал себя за автора двойной бухгалтерии, а писал, что всего лишь описывает принятый в Венеции способ записи счетов. Что вполне гармонировало с подходом Пачоли к науке, ведь он был систематизатором и методистом, а не изобретателем. Если Пачоли даже и вставил куски из чужих текстов в свой трактат, то в то время такой приём считался вполне допустимым и был весьма распространён. Косвенным аргументом в авторстве Пачоли мне кажется то, что в Венеции «Трактат о счетах и записях» неоднократно переиздавался ещё при жизни Пачоли, что свидетельствует об интересе именно к этой главе его математического сочинения. И поэтому весьма странно, что никто из венецианской публики не заметил явного плагиата. Да и противники Пачоли внутри францисканского ордена, отравлявшие ему последние десятилетия жизни, так же не упустили бы случая найти на него компромат. На основании всего вышеизложенного гипотезы о наличии у «Трактата о счетах и записях» иных авторов кажутся мне не совсем обоснованными.

3. Основные принципы, заложенные в «Трактат о счетах и записях»

Теперь рассмотрим основные принципы, заложенные в «Трактате о счетах и записях» и ставшие по сути дела основными принципами всего бухгалтерского учёта. Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, бухгалтерский учёт у Пачоли представлен как строго упорядоченная последовательность процедур. Наиболее полно процедурность отражается в принципах ведения трёх основных книг учёта. Мемориала – книги, в которой находят отражение все дела в хронологическом порядке. Ведению этой книги посвящена шестая глава трактата. Однако в последствие, когда вместо Мемориала стали использовать первичные документы, то возникла рассогласовка между тремя датами – датой выписки документа, датой совершения факта хозяйственной жизни и датой его регистрации. Другой книгой бухгалтерского учёта был у Пачоли – Журнал. Это была книга только для внутреннего пользования. В неё заносились все хозяйственные операции, описанные в Мемориале, но уже с учётом их хозяйственного смысла (прибыли, убытков и т.п.). Журнал предназначался для составления проводок и составлялся, так же как и Мемориал, в хронологическом порядке. Третья книга, Главная, ведению которой посвящена четырнадцатая глава трактата, предназначалась для записи уже не в хронологическом, а в систематическом порядке. Таким образом, бухгалтерский учёт, представляет собой процедуру по систематизации в хронологическом и систематическом разрезах.

Следующим принципом бухгалтерского учёта является – ясность. То есть предоставление пользователям ясной, полной и понятной информации о хозяйственной деятельности. Все записи в книгах должны производиться таким образом, чтобы допускать то, что в современной теории бухгалтерского учёта получило название концептуальной реконструкции. Смысл этого, чтобы по записям в бухгалтерских книгах можно было восстановить кто являлся участником акта хозяйственной жизни, что являлось её объектом, когда и где это произошло. Для достижения полной ясности необходимо владение бухгалтерским языком. Пачоли использовавший для написания своей книги о венецианском способе ведения бухгалтерии венецианский диалект итальянского языка, а так же повсеместно употребляющий математический язык сделал первый шаг к созданию языка бухгалтерского учёта наиболее понятного для широких масс итальянских финансистов.

Ещё одним принципом бухгалтерского учёта у Пачоли была нераздельность имущества собственника и имущества предприятия. Для его времени это было вполне естественно, ведь тогда купец чаще всего был единственным собственником, руководителем и получателем прибылей и убытков от торгового предприятия. Получается, что бухгалтерский учёт ведется в интересах собственника фирмы. Однако в 1840 году Ипполит Ванье сформулировал и иной подход к учёту, сказав, что он ведётся в интересах фирмы, а не собственника. Этот подход отражал широкое распространение акционерного капитала во всех отраслях хозяйства.

Следующим, пожалуй, самым важным принципом у Пачоли, была двойственная запись счетов. Каждый факт хозяйственной жизни должен найти своё отражение, как в дебите, так и в кредите. Целью использования двойной записи является:

1. Контроль правильности регистрации фактов хозяйственной жизни

2. Определение величины капитала собственника без инвентаризации

3. Подсчёт финансовых результатов предприятия

Пачоли уделяет внимание первой из этих целей, и недооценивает вторую и третью, что приводит его к созданию метода искажающего правильность оборота. Пачоли, будучи, прежде всего учёным, а уж потом финансистом, рассматривает операции по двойной записи в рамках причинно-следственной парадигмы. Судя по всему, он склонен был считать дебет – причиной, а кредит – следствием. Такое понимание нашло своё применение, прежде всего в экономике, где оно было наиболее ёмко сформулировано Ф.В. Езерским – «Нет дохода, без расхода». Основными же принципами двойной записи, получившими распространение во всех системах бухгалтерского учёта, стали два постулата Пачоли:

1. Сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов

2. Сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо

В качестве предмета бухгалтерского учёта Лука Пачоли рассматривал выполнение договора купли-продажи. Сведение всех видов договоров к договору купли продажи было вполне типичным подходом для того времени. Конечно многообразие сегодняшних форм экономической жизни уже не вмешается в узкие рамки представлений о купле-продаже (например тот же бартер, взаимозачёты. Реструктуризации долгов и многое иное), но во времена Пачоли это было очень прогрессивным представлением. Кроме того, это привело к созданию достаточно адекватных тому времени представлений о стоимости, не только как о справедливой цене (этих взглядов придерживались Аристотель и св. Фома Аквинский), но и как о следствии себестоимости и рыночной ситуации.

Следующий важный принцип, который получил название адекватности, у Пачоли скорее предусматривается, чем вводится явно. Суть этого принципа заключается в том, что расходы, понесённые предприятием, соотносятся по времени с доходами им полученными. При этом в качестве доходов рассматривались только полученные деньги. Понятие об амортизации и рентабельности только начинали формироваться. Всё это привело к созданию представлений не только о денежной, но и об иных формах прибыли. Новые представления о прибыли позволяют сказать, что она формируется не только хозяйственными процессами, но и в результате использования бухгалтерской методологии.

Пачоли рассматривал бухгалтерский учёт как нечто самоценное, и поэтому ценность результатов учёта является относительной. Результаты, записанные в той или иной книге, во многом зависят от метода ведения бухгалтерии (если вдуматься это положение не противоречит идее о наиболее точном отражении в бухгалтерии актов хозяйственной деятельности, ибо во всех методах эти акты фиксируются достаточно точно, только выводы зачастую могут быть прямо противоположными). Пачоли всё это осознавал, и поэтому в качестве основного результата бухгалтерской деятельности он видел его влияние на принятие управленческих решений.

И последним принципом ведения бухгалтерии у Луки Пачоли является требование от бухгалтера абсолютной честности. Причём не столько перед нанимателем, сколько перед Богом. Поэтому и упования на бога практически в каждой главе трактата являются для Пачоли не данью традиции, и не исполнением монашеских обязанностей, а основным принципом жизни. Ведь сознательное искажение бухгалтерской информации было для Пачоли не столько финансовым нарушением, сколько нарушением божественной гармонии, которую предстояло постичь при помощи вычислений.

Заключение

Подводя итог всему вышенаписанному можно сформулировать основные выводы. Эпоха Возрождения сформировала многие принципы и категории, которыми мы мыслим и до сих пор. Эти принципы оказывают влияние на развитие науки искусства и всего нашего мышления. Лука Пачоли, будучи одним из выдающихся деятелей той эпохи, сумел отразить наиболее важные из её принципов (гармонию, математичность, причинность) в своём подходе к бухгалтерскому учёту. Это нашло своё отражение в его «Трактате о счетах и записях».

Лука Пачоли: вклад в развитие бухгалтерского учета

Известный философ Оскар Шпенглер (1880-1936) считал, что современная цивилизация возникла благодаря усилиям трех великих людей - Христофора Колумба (1451-1506), Николая Коперника (1473-1543) и Луки Пачоли (1445-1517).

По иронии судьбы все знают Колумба и Коперника, но довольно мало кто слышал о Пачоли - великом математике и отце современного учета.

Сейчас очевидно, что без учета хозяйство многих стран не могло бы развиваться, ибо как стало теперь общепризнанным: учет - это язык хозяйственной деятельности, язык бизнеса.

Пачоли родился около 1445г. в небольшом городке Борго Сан-Сеполькро на границе Тосканы и Умбрии.

Подростком он был отдан на обучение в мастерскую знаменитого художника Пьеро делла Франческа.

В Венеции Пачоли посещает лекции знаменитого математика Доменико Брагадино в школе Риальто. В 1470 году он закончил свою первую книгу, которую написал для своих воспитанников - учебник коммерческой арифметики.

С 14 октября 1477 года по 11 декабря 1480 года - профессор в университете Перуджи, где читает лекции по алгебре, геометрии.

В 1496 по приглашению герцога Лодовико Сфорца приезжает в Милан и возглавляет только что созданную при Миланском университете кафедру математики. В Милане знакомится с Леонардо да Винчи, с которым в дальнейшем очень сдружился.

Прежде всего Пачоли должен быть отмечен как человек, сформулировавший две цели учета:

    получение информации о состоянии дел, ибо учёт следует вести так, "чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно долгов, так и требований

(Л. Пачоли. Трактат о счетах и записях. М. "Финансы и статистика", 1983);

    исчисление финансового результата, ибо "цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенно соответственную выгоду для своего содержания".

Первая цель приводила к трактовке всего, что писал Пачоли о бухгалтерском учете, как фиксации действий и событий, происходящих на предприятии, для управления им.

Обе цели, стоящие перед учётом, достигаются с помощью счетов и двойной записи. "Счета - писал Пачоли, - суть не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения о всех своих делах и о том, идут ли эти дела его успешно или нет" , т. е. план счетов, должна составлять администрация и она же должна приспосабливать его к целям анализа хозяйственной деятельности и управлению ею.

И тут мы подходим к главному в творческом наследии Пачоли - описанию двойной записи. В ней заложены два основных положения, получивших название постулатов Пачоли: сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов.

Говоря о роли бухгалтерского учета в системе взглядов Пачоли, почти все комментаторы ссылаются только на «Сумму», однако и в «Божественной пропорции» Волмер подметил очень важную в смысле учета, черту: характер пропорций.

Для бухгалтерии эти божественные пропорции представлены набором коэффициентов: отношение налогов к прибыли, прибыли к капиталу, оборота к запасу и т. д.

Эти пропорции придают учету не только чисто прагматический характер, но красоту и законченность, причем эстетические особенности учета наиболее полно проявляются в наше время, и эпоху компьютерной техники.

Лука Пачоли искренне считал высшим проявлением человеческого гения живопись, а учетные регистры (книги), это согласно Пачоли те же картины, раскрывающие больше тайн, чем вся живопись всех музеев мира.

Самая главная "картина", которую "рисует" счётный работник, называется баланс. И Пачоли достаточно много внимания уделяет этой категории.

Современные комментаторы затрудняются ответить на вопрос о том, составлялся ли баланс до заполнения счета прибылей и убытков или после.

Считается, что если Пачоли подразумевал первый случай, то он понимал баланс только как пробный, позволяющий убедиться в правильности разноски данных о фактах хозяйственной жизни; если же Пачоли имел в виду второй случай, то можно считать, что он трактовал баланс не только как пробный, но и как отчетный документ

Однако первая версия более вероятна, и значительное число историков полагает, что баланс как отчётный документ получил признание не ранее XIX в.

Многие положения трактата "О счетах и записях" нашли свое продолжение в трудах Кардано (1539), Манцони (1549), Катрульи (1573), Флори (1633) и других авторов Италии; Импена (1543) - в Голландии: Готлиба (1531) и Швейнера (1549) - в Германии; Ольдкастля (1543) - в Англии.

Появление бухгалтерского баланса одновременно с двойной записью в начальный период диктовалось прежде всего узким практицизмом, стремлением свести весь учет к форме.

Характерными признаками этого периода в истории бухгалтерского учета было отсутствие теоретических обобщений, выработанных практикой; неумение авторов разобраться в сущности происходящих явлений во взаимосвязи с экономической жизнью того или иного государства.

Авторам работ по учету в этот период было ясно, что ограничиваться изучением и изложением одной только формы недостаточно, нужны теоретические обоснования тех или иных практических приемов, нужно было во главу угла всего изучения хозяйственной жизни частного предприятия поставить тот фактор, который является наиболее важным в жизни предприятия, и из этой позиции исходить в исследовании деятельности отдельного частного хозяйства.

Лука Пачоли (годы жизни 1445г. – 19 июня 1517г.) – математик из Италии, имя которого стало известно с момента обнаружения профессором математики Лючини в 1869 году в Миланском университете на забытых полках библиотеки известного на сегодняшний день каждому бухгалтеру Трактата о счетах и записях .

Фра Лука Бартоломео де Пачоли был рожден в 1445 году в Апеннинах, в небольшом городе Борго – Сан – Сеполькро на пересечении Умбрии и Тосканы. Этот небольшой городок упирался в правый берег Тибра, воды которого вели к Риму, а с другой стороны была гора Монте Казале. Город славился ремесленниками, а на горе был монастырь, построенный еще в тринадцатом век францисканцами, или как они именовали себя миноритами. Его отец Бартоломео Пачоли был из весьма уважаемой семьи. Лука был одним из трех сыновей. На воспитание мальчика большое влияние оказал его дядя по материнской линии, капитан армии Альфонса V – Бенедетто.

Точно не известно сколько лет было будущему математику, когда он начал учится и работать у известного на всю Италию художника и ученого Пьеро делла Франческа (1416 – 1492) в мастерской. Характерно для эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа был не только художником, его мастерская больше напоминала своеобразный «уголок культуры», чем привычную для нас школу живописи. Лука Пачоли по многим источникам был любимчиком. Чувство прекрасного было присуще ему, однако он не стал человеком искусства, а отзвук в его сердце нашла вторая ипостась учителя. Еще в юном возрасте Лука Пачоли был прирожденным математиком, его любовь к числам позволяла видеть в них ключ к красоте и истине.

Помимо учебы Лука Пачоли посещал вместе с учителем различные празднества и поездки в другие города, она были частыми гостями в доме герцога Федерико де Монтефельтро в Урбино. Федерико де Монтефельтро был человеком, преданным искусству и науке, у него был роскошный дом, где он любил собирать архитекторов, поэтов, ученых, художников. Одним из многоуважаемых гостей в этом доме был писатель, музыкант, ученый, но в первую очередь известный зодчий — Леон Баттиста Альберти (1404-1472).

Леон Баттиста Альберти был «новым итальянцем» того времени, он относился к тем людям, для которых ценны были не герои, а желающие развиваться люди, кто умеет делать деньги и добывать сокровища. Главным лозунгом того времени являлось стремление людей не быть бедными. Один из величайших людей той эпохи Леонардо да Винчи говорил откровенно:

«Служу тому, кто больше платит» … «мне почти все равно, чем заниматься и за что получать деньги».

В девятнадцатилетнем возрасте Лука Пачоли по рекомендации Альберти становится воспитателем для сыновей купца Антонио де Ромпизани в Венеции, на этом его путь в мастерской Пьеро делла Франческа заканчивается.

Переезд в Венецию пришелся на 1464 год, новый дом и место работы Луки Пачоли находилось на острове Гвидека. Этот остров был одним из 70 островов, которые представляли в совокупности Европу того времени.

Воспитывая в доме Ромпизани трех его сыновей, Лука усердно учится сам. Вместе с учениками он ходит на публичные лекции известного математика Доменико Брагадино в школу Риальто. Именно на данных лекциях он знакомится с будущим видным математиком и своим другом – Антонио Корнаро. Кроме обучения сыновей Ромпизани, Пачоли занимается ведением конторских книг, а также как он сам позднее скажет «путешествует на торговых кораблях». В 1470 году он заканчивает работу над своей первой книгой «Учебник коммерческой арифметики» (достоверных данных о том была ли она напечатана нет) и уезжает из Венеции в Рим.

Карта Италии того времени выглядела как мозаика небольших государств, ведущих вражду друг с другом. Рим представлял центр католического мира и был столицей Папской области. Перед Пачоли предстала древняя императорская столица, средневековые здания сочетались с новыми постройками. Он остановился у своего друга Альберти. Их общение и занятия наукой оказали влияние на уже повзрослевшего математика и бухгалтера.

Пачоли как и Пифагор придерживался мнения, что число лежит в основе мироздания. Обретя в это время много новых друзей, Пачоли осознает, что успех зависит от друзей, которых мы выбираем или нас выбирают. Одним из таких знакомств стала встреча с уважаемым семейством делла Ровере. Главой данного семейства был генерал ордена францисканцев Франческа делла Ровере, ставший в 1471 году папой под именем Сикста IV. Лука хорошо общался с двумя его племянниками, в будущем большое значение в его жизни сыграет общение с одним из них — Джулиано делла Ровере (1441 – 1513), который также станет позже папой под именем Юлий II. В Риме Пачоли проживет около двух лет и постарается покинуть «самый неопрятный город тогдашней Европы». Как говорилось в текстах историка и философа А. Ф. Лосева:

«В эпоху Ренессанса гадали на трупах, заклинали публичных женщин, составляли любовные напитки, вызывали демонов, совершали магические операции при закладке зданий, занимались физиогномикой и хиромантией, бросали в море распятия с ужаснейшими богохульствами и зарывали в землю ослов для вызывания дождя во время засухи. В массовом порядке верили в привидения, в дурной глаз и вообще во всякого рода порчу, верили в черных всадников, якобы намеревавшихся уничтожить Флоренцию за ее грехи, но отстраненных заклинаниями праведника; околдовывали детей, животных и полевые плоды. Верили, что женщины совокуплялись с бесами и были колдуньями, хотя иной раз и добрыми. Публичные женщины для привлечения мужчин пользовались разными снадобьями, в состав которых входили волосы, черепа, ребра, зубы и глаза мертвых, человеческая кожа, детский пупок, подошвы башмаков и куски одежды, добытые из могил, и даже трупное мясо с кладбища, которое они незаметно давали съесть своим любовникам. Протыкали фигурки из воска и золы с известными припевами для воздействия на тех, кого изображали эти фигурки, мстили пророкам за их предсказания».

В эпоху Ренессанса католическая церковь признает существование ведьм. Инквизиция развивается быстрыми темпами, за период с 1450 по 1598гг. в Италии, Испании, Германии было сожжено около 30 000 ведьм.

Лука Пачоли в эти неспокойные времена был далек от демонологии, одной из самых прогрессивных наук того времени, он полностью посвятил себя математике. Стремясь к знаниям, он уехал из Рима.

Доподлинно не известно куда именно переехал Лука Пачоли, однако существует предположение что он переехал в Неаполь заниматься торговлей. В возрасте 27 лет, поняв, что успехов в торговле ему не достичь, он надел на свои ноги сандали, ряса стала его повседневной одеждой и после принятия трех обетов: целомудрия, бедности и послушания он ушел из мирской жизни. Приняв постриг, он поселился на своей родине в Сан-Сеполькро.

Л. Пачоли нашел в монашестве все что ему было нужно: хорошая библиотеку, удобное место и общение с коллегами, а также свободное время. В ордене францисканцев состояло большое количество замечательных людей, ученых, музыкантов. Братья Луки Пачоли также были францисканцами.

Ученый Соколов Я. В. Говоря о выборе «отцом бухгалтерии» религиозного ордена францисканцев отмечает:

«Официально орден францисканцев был нищенствующим, и Лука Пачоли, становясь фра Лукой ди Борго Сан-Сеполькро, принес обет бедности. Пройдет 450 лет, и французский бухгалтер Альбер Дюпон увидит в этом глубоко символический акт: отец бухгалтерии приносит за себя и за своих будущих коллег обет бескорыстия и бедности. И в самом деле знаменательно: на заре нового времени для бухгалтеров уже прокламируется бедность как принцип, а на закате будет отмечено, что обещание сбылось».

Отличительной особенностью ордена являлось то, что францисканцы хотели внести в мир жизнь, нести людям слова Господа, так как иные монахи стремились в монастырь, чтобы уйти из жизни. Такого мнения придерживался и Пачоли, он хотел стать профессором в университете, нести людям знания.

Начало профессорско-преподавательской работы Л. Пачоли

Его мечта сбывается 14 октября 1477 года, Пачоли становится профессором в университете Перуджи, а в ноябре этого года он уже читает свои первые лекции по алгебре и геометрии. До сих пор его рукописи с лекциями хранятся в библиотеке Ватикана, под названием «Пять правил Платона» и «Алгебра». В этих книгах были отмечены такие темы как обзор денежных единиц- монет, правила определения процентов, вексельное право и др.

Изначальный оклад, который ему предложили составлял 30 гульденов, однако уже 11 января 1478 года он получил прибавку за его превосходные познания и его оклад составил 50 гульденов. Время не заставило себя долго ждать, и корпорация профессоров уже летом 1478 года предложила Пачоли остаться на занимаемой кафедре еще на два года с окладом 60 гульденов.

Достаточная плата это или нет, сложно оценить. Профессоры того времени вели кочевую жизнь, как комедианты. Они переходили из одного университета в другой, с некоторыми заключали контракт на месяц, с другими на год, а с кем-то и пожизненно.

Получив в Перудже в последний раз профессорское жалование Л. Пачоли уезжает в Зару. В профессорско-преподавательской карьере наступает перерыв. Лука полностью посвящает себя науке, начинает заниматься теологией, философией, улучшением знаний в математике. Именно в этом городе Пачоли начнет свою работу «Summa». Кроме занятия наукой он выполнял орденские обязанности, совершая поездки в различные города Италии.

В 1486 году Л. Пачоли получает звание магистра теологии. 14 декабря 1487 года он по приглашению, благодаря генерала Франческа делла Ровере приезжает в Перджу. Тут он возвращается к преподавательской деятельности. Позднее, глядя на портрет того времени, Альбер Дюпон опишет Луку Пачоли:

«Красивый, энергичный молодой мужчина; поднятые и довольно широкие плечи обличают врожденную физическую силу, мощная шея и развитая челюсть, экспрессивное лицо и глаза, излучающие благородство и интеллект, подчеркивают силу характера. Такой профессор мог заставить слушать себя и уважать свой предмет».

Пачоли подходил к обучению с особыми чувствами, он считал, что обучить чему-то намного сложнее, чем учится самому. В практике он придерживался «дедуктивного» метода обучения, объясняя сначала сложные моменты, потом переходя к более легки, если это требовалось. Он говорил:

«Не заслужил сладкого тот, кто не отведал раньше горького».

Работая преподавателем, он не оставляет и научную деятельность, продолжая работать над энциклопедическим трудом «Summa». В этот раз в Перудже ему пришлось пробыть длительное время. В 1487 году, в возрасте 42 лет он выступил перед своими студентами с просьбой быть к нему снисходительными, так как он утомился от ежедневных занятий. И уже в апреле 1488 года он, получив должность в штате епископа Пьетро Валлетари переезжает в Рим.

Переехав в Рим Пачоли продолжает писать труд, начатый в Перудже, работать над моделями геометрических тел, выступать с лекциями.

В период с 1490 по 1493гг. Лука живет и работает в Неаполе и Падуе. В это время Европу потрясли два события: одно из них было радостным – Христофор Колумб нашел «путь в Индию»; а второе было печальным – умирает Пьеро делла Франческа. Последние годы жизни он был лишен зрения, человека, который раньше мог изобразить солнечный свет так как никто другой, водили по улице за руку. На одной из его картин «Мадонна со святыми», которая была написана в 1475 году (к этому времени Пачоли уже принял постриг), как утверждается был изображен лука Пачоли в образе монаха Петра Мученика.

«Summa de Arithmetica, Geometria, proportioni et Proportionalita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях»

В 1493 году Пачоли закончил работу над книгой, которую писал в течении тридцати лет. Покинув монастырь с рукописями своих книг, он уезжает в Венецию. 10 ноября 1494 года выходит его многолетний труд «Summa de Arithmetica, Geometria, proportioni et Proportionalita» - «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». При подготовке рукописи в типографии возникли проблемы, т.к. там еще не научились набирать геометрические фигуры. До сих пор бытуют различные мнения на счет того, кто придумал изображать рисунки на полях страниц сам Пачоли или Паганини-издатель книги. Эта выдающаяся инкунабула до наших дней сохранилась только в семи экземплярах. Так один из экземпляров хранился в духовном училище в Киеве до начала 20-х гг. ХХ века, в дальнейшем он был передан в библиотеку в Академию наук в СССР в Ленинград.

Данная книга в первую очередь была для математиков, напечатана она была на 300 листах в две колонки и первоначально включала в себя 5 частей:

Позднее Лука Пачоли пересмотрел данное деление, и книга делилась уже разбивалась на две части: алгебра и геометрия. Каждая из данных частей включала в себя отделы, отделы в свою очередь делились на трактаты, а те на главы. Так одним из трактатов данной книги являлся «Трактат о счетах и записях» .

Подобно другим ученым того времени Пачоли наивно полагал, что все возможные знания уже получены и в своей работе он хотел всего лишь объединить все что было накоплено человечеством до пятнадцатого века.

Данная работа способствовала славе Луки Пачоли и в 1496 году его приглашают преподавать на кафедру математики в университет в Милан. Именно в Милане он начинает работать над другой своей книгой «Божественная пропорция», иллюстрации для которой делал Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи также занимался наукой и хотел выпустить учебник элементарной геометрии, но в период написания он увидел работу «Summa» Пачоли и понял, что его книга является бесполезной. Леонардо и Лука были друзьями, однако в 1499 году их пути разошлись, когда они переехали во Флоренцию.

Наука и религия в жизни Л. Пачоли

Переехав в 1501 году в Болонью Пачоли начинает работать на кафедре математики в старейшем университете Европы до 1505 года. В библиотеке этого университета и сейчас хранится работа Пачоли «О силах и количестве», которая так и не была издана. Работа Пачоли, посвященная графу и графине Мантуанским «Трактат о шахматной игре» и вовсе была утеряна.

В 1505 году Лука переезжает во Флоренцию в братию монастыря Святого Креста. Там ему покровительствует его давний друг Юлий II и Лука просит его освободить от некоторых обетов, которые он давал, принимая монашество, 28 апреля 1508 года ему дают разрешения и в свет выходит соответствующая булла.

В 1508 году Лука Пачоли получает место настоятеля в Сан-Сеполькро, однако умиротворения ему это не принесло. Монахи были недовольны тем, что настоятель большую часть своего времени посвящал науке, а не религии и они обратились с челобитной к генералу ордена францисканцев Ринальдо Грациани, попросив лишить Луку привилегий, которые он получил от папы Юлия II.

Поскольку наш монастырь освящен именем славного и св. Франциска и поскольку наши люди привязаны к нашему ордену сверх обычной меры, мы не можем без горя слышать и видеть вещи, которые являются позором для нашего ордена. Поэтому мы просим святейшего отца обратить внимание на честь вашего и нашего ордена св. Франциска и особенно проследить, чтобы фра Лука Пачоли был лишен привилегий, вытекающих из папской буллы, и всех административных обязанностей, во всяком случае тех, которые получил от папы, либо через ваше посредничество, либо кого-то еще, поскольку мы считаем, что таковые обязанности не приносят пользу монастырю, а скорее, напротив, ведут к несчастью и вреду, особенно если принять во внимание тот факт, что этот маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими, и у него нет таких навыков, чтобы он подвергал наказанию или исправлял других, так как сам он, соответственно тому, что мы видим ежедневно, является человеком, которого надо исправлять, и по этой причине вышеупомянутый монастырь терпит ущерб при собирании подаяний и других вещей, которые перечислять было бы слишком долго… Таким образом, мы просим Ваше святейшество позаботиться о нуждах монастыря, о коих Вас более полно проинформирует податель этого письма, который придет к Вам не только по общему согласию братьев, но, как и понукаемый всеми нами, которые несут особую ответственность за Ваш Орден.

Мы уверены, что Вы, со свойственной Вам деликатностью, примете участие в этом деле и все выйдет как должно. Это все. Из Бурго, декабрь 12, 1509 года.

Генерал не стал принимать никаких мер и 22 февраля 1510 года Лука Пачоли получает повышение, становится приором монастыря в Сан-Сеполькро. Однако дело Пачоли закрыто не было и в октябре 1512 состоялось новое слушание. Доподлинно не известно, чем оно закончилось, но пост приора Пачоли в 1514 году не занимал.

Помимо работы настоятелем Лука Пачоли не переставал читать лекции, а также не забывал о работе над двумя рукописями. В 1508 году вышел в свет перевод Евклида.

Данная работа была не очень успешной, в ней было много ошибок и темных мест. Вторая рукопись оказалась более удачной.

Книга «Божественная пропорция» была менее популярной чем «Summa», она подводила итого бесед Пачоли с Л. Б. Альберти, П. делла Франческа, Леонардо да Винчи.

С вхождением на папский престол Льва Х, Луку Пачоли отзывают в Рим то ли для работы, то ли для вразумления. Любимчиком он стать скорее всего так и не смог, так как в 1514 году его имя в списке лекторов уже отсутствует. Скорее всего почти 70-летний старик получил приглашение в Рим, просто из-за желания помочь ему и изменить те унизительные условия, в которых он находился последнее время.

Последние годы жизни великого математика и бухгалтера

Спустя некоторое время он вернулся в Сан-Сеполькро. Точных данных о том, как умер Лука Пачоли нет, однако есть относительно недавние сведения, полученные японскими исследователями, о том, что умер он 19 июня 1517 года. Данные записи были сделаны в церковных книгах монастыря Святого Креста во Флоренции. Похоронили его в Сан-Сеполькро в возрасте 72 лет в церкви. Как церковь данное место не сохранилось, но здание осталось, на его месте сделали склад. До этого считалось, что Л. Пачоли умер в 1508 году в Сан-Сеполькро.

Пачоли запомнят, как бухгалтера, нежели математика, однако это произойдет не сразу. Известный всем на сегодняшний день в бухгалтерских кругах «Трактат о счетах и записях» затеряется в истории и будет обнаружен только в 1869 году профессором математики Лючини. Это станет невероятным событием и в 1878 году в Сан-Сеполькро будет установлена мемориальная доска на стене муниципалитета с надписью:

«Луке Пачоли, который был другом и советником Леонардо да Винчи и Леона Баттиста Альберти, который первым дал алгебре язык и структуру науки, который применил свое великое открытие к геометрии, изобрел двойную бухгалтерию и дал в математических трудах основы и неизменные нормы для последующих исследований. Население Сан-Сеполькро по почину исполнительного комитета общины, в исправление 370-летнего забвения, водрузило своему великому согражданину, 1878».

Что же великого сделал Лука Пачоли?

С точки зрения развития практического учета его книга была устаревшей и элементарной. В ней не было ценных практических достижений. Написана она была на итальянском и латинском языках, что делало ее сложной для восприятия. Кроме того, она содержала много противоречий, так к примеру, в третьей главе при описании системы заполнения данных об инвентаре автор игнорирует ценовой момент, однако при описании порядка открытия счетов в главной книге в двенадцатой главе он говорит о необходимости указания цен. Были и другие не схождения, однако вклад Пачоли в развитие бухгалтерского учета невозможно переоценить.

Что же выдающегося сделал известный на весь мир бухгалтер Лука Пачоли? Наиболее значимыми моментами являются:

  1. Он впервые изложил в теории принцип двойной записи и попытался раскрыть сущность таких понятий как дебет и кредит, хотя сами термины он не употреблял. Он персонифицировал учет и создал базу для его юридического обоснования.
  2. Персонификация позволила создать условия для дальнейшего выделения бухгалтерского учета в самостоятельную науку.
  3. В работе Пачоли учет рассматривался как метод, позволяющий отражать хозяйственные процессы как на отдельном предприятии, так и за его пределами.
  4. Появление двойной записи определило систему учета, которая формируется преследуемыми целями.
  5. Представление учета в виде общей системы. Моделирование, основанное на комбинаторике, позволило рассматривать каждую отдельную задачу как частный случай общей системы.

Эти и другие правила, изложенные в книге, получили название — «правила Пачоли».

Содержание

Введение………………………………………………… …………………3
    Биография Луки Пачоли………………………………………….……4
    Вклад в бухгалтерский учет……………………………………..……7
Заключение…………………………………………… …………….…….13
Список использованной литературы……………………………………18

Введение

Известный философ Оскар Шпенглер (1880-1936) считал, что современная цивилизация возникла благодаря усилиям трех великих людей - Христофора Колумба (1451-1506), Николая Коперника (1473-1543) и Луки Пачоли (1445-1517). По иронии судьбы все знают Колумба и Коперника, но довольно мало кто слышал о Пачоли - великом математике и отце современного учета, зародившегося в XIII-XV вв. в городах северной Италии, там, где формировалась рыночная экономика. Сейчас очевидно, что без учета хозяйство многих стран не могло бы развиваться, ибо как стало теперь общепризнанным: учет - это язык хозяйственной деятельности, язык бизнеса.
Хотя вот уже пятьсот лет, как этот язык развивается, усложняется и совершенствуется, имя человека, впервые его описавшего, внесшего огромный вклад в становление современного общества, все еще остается в тени.

    Биография Луки Пачоли
Пачоли родился около 1445 в небольшом городке Борго Сан-Сеполькро на границе Тосканы и Умбрии. Подростком он был отдан на обучение в мастерскую знаменитого художника Пьеро делла Франческа . Здесь его заметил великий итальянский зодчий Леон Батиста Альберти , который в 1464 году рекомендовал молодого человека богатому венецианскому купцу Антонио де Ромпиази в качестве домашнего учителя. В Венеции Пачоли посещает лекции знаменитого математика Доменико Брагадино в школе Риальто. В 1470 году он закончил свою первую книгу, которую написал для своих воспитанников - учебник коммерческой арифметики. В этом же году он оставил Венецию и перебрался в Рим, где был принят Альберти и поселился в его доме. Однако через два года Пачоли покинул Рим и принял монашеский постриг, став францисканцем .
С 14 октября 1477 года по 11 декабря 1480 года - профессор в университете Перуд жи , где читает лекции по алгебре, геометрии. Развёрнутые конспекты двух курсов: «Алгебра» и «Пять правил Платона» были оформлены им в виде отдельной книги, которую автор посвятил «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Затем в течение восьми лет он живёт в Заре (ныне - Задар в Хорватии), где занимается теологией и математикой, иногда совершая по делам ордена поездки по другим городам Италии.
В 1494 г. Пачоли публикует на итальянском языке математический труд под названием «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и пропорциональности» (Summa di arithmetica, geometrica, proportione et proportionalita), посвященный герцогу Урбинскому Гвидобальдо да Монтефельтро . В этом сочинении излагаются правила и приемы арифметических действий над целыми и дробными числами, пропорции, задачи на сложные проценты, решение линейных, квадратных и отдельных видов биквадратных уравнений. Примечательно то, что книга написана не на обычной для учёных трудов латыни, а на итальянском языке.
В арифметической части «Суммы» излагаются приёмы выполнения арифметических действий; эта часть опирается на многочисленные «Книги абака», принадлежавшие разным авторам. Алгебраические задачи, решаемые в «Сумме», не выходят за пределы круга задач на линейные и квадратные уравнения, рассматривавшегося в арабских трактатах по «алгебре и альмукабале»; в Европе эти задачи были известны по «Книге абака» Леонардо Пизанского (1180–1240). Из задач, привлёкших внимание математиков последующих поколений, следует отметить задачу о разделе ставки при незавершённой игре, которую сам Лука решил неправильно. Пожалуй, самое существенное нововведение Пачоли состоит в систематическом использовании синкопированной алгебраической записи - своеобразной предшественницы последующего символического исчисления. Книга содержит таблицу монет, весов и мер, принятых в разных частях Италии, а также руководство по венецианской двойной бухгалтерии. Что касается геометрической части Суммы, она следует за «Практической геометрией» Леонардо Пизанского.
В 1496 по приглашению герцога Лодовико Сфорца приезжает в Милан и возглавляет только что созданную при Миланском университете кафедру математики. В Милане знакомится с Леонардо да Винчи , с которым в дальнейшем очень сдружился. В Милане Пачоли написал послание «О божественной пропорции», адресованное герцогу Лодовико Сфорца , а Леонардо выполнил к нему иллюстрации. Трактат был завершён 14 декабря 1498 года. К нескольким рукописным экземплярам трактата, вручённым властительным особам, прилагался набор правильных многогранников и других геометрических тел, о которых брат Лука говорит, что изготовил их собственноручно. Сохранилось две рукописи этого трактата - одна в Публичной библиотеке в Женеве, вторая - в Амброзианской библиотеке в Милане.
В 1499 году, после оккупации Милана французской армией, Лука Пачоли и Леонардо да Винчи уехали во Флоренцию , после чего их пути разошлись. В последующие годы Пачоли читает лекции в Пизе (1500), Перудже (1500), Болонье (1501–1502) и Флоренции (1502–1505).
В 1508 году в Венеции Пачоли издаёт латинский перевод «Начал» Евклида , принадлежащий Джованни Кампано . Этот перевод, сделанный ещё в 1259 году с арабского языка, уже издавался в 1482 году и затем несколько раз переиздавался, но издание изобиловало опечатками и ошибками. Пачоли отредактировал перевод и по этой редакции, снабжённой многочисленными комментариями, читал свои университетские лекции.
В 1509 году в Венеции была издана ещё одна книга Пачоли: «Божественная пропорция. Сочинение, весьма полезное всякому проницательному и любознательному уму, из коего каждый изучающий философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку или другие математические предметы извлечёт приятнейшее, остроумное и удивительное учение и развлечёт себя различными вопросами сокровеннейшей науки».
В 1508 году, благодаря своему давнему знакомству с папой Юлием II , получает должность местоблюстителя монастыря в родном городе Сан-Сеполькро. Однако в декабре 1509 г. два монаха его монастыря передали генералу ордена письмо, в котором указывали на то, что «маэстро Лука неподходящий человек, чтобы управлять другими», и просили освободить его от административных обязанностей. Но поддержки у начальства они не нашли, и в феврале 1510 года Лука Пачоли становится полноправным приором родного монастыря. Впрочем, распри внутри монастыря продолжались и далее.
В 1514 году на некоторое время уезжает в Рим по вызову только вступившего на папский престол Льва X и вновь возвращается в Сан-Сеполькро, где и умирает в 1517 году.
    Вклад в бухгалтерский учет
Обычно значимость трудов Пачоли связывали с описанием двойной бухгалтерии. Это правда, но не вся. Попытаемся перечислить основные его достижения, провести как бы историческую инвентаризацию его бухгалтерского наследия.
Прежде всего Пачоли должен быть отмечен как человек, сформулировавший две цели учета:
получение информации о состоянии дел, ибо учёт следует вести так, "чтобы можно было без задержки получать всякие сведения как относительно долгов, так и требований (Л. Пачоли. Трактат о счетах и записях. М. "Финансы и статистика", 1983);
исчисление финансового результата, ибо "цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенно соответственную выгоду для своего содержания".
Первая цель приводила к трактовке всего, что писал Пачоли о бухгалтерском учете, как фиксации действий и событий, происходящих на предприятии, для управления им. В самой "Сумме" можно встретить разбор множества чисто коммерческих задач, решение которых требует от администратора или собственника учетных знаний. Вторая цель не приводит к формированию того, что получит название финансового учета, но подчеркивает роль прибыли не столько как показателя, оценивающего успешность хозяйственной деятельности, сколько как средства, ограничивающего рост цен, и обуздания непроизводительного и расточительного потребления купцов, с одной стороны, и пресечения эксплуатации покупателей, с другой. Здесь Пачоли не оригинален и, в сущности повторяет идеи Св. Фомы Аквинского (1225-1274), который считал, что цена должна быть справедливой, понимая под ней себестоимость и прибыль, которая обеспечивает прожиточный минимум купца (минимум соответствует общественному положению того или иного купца).
Обе цели, стоящие перед учётом, достигаются с помощью счетов и двойной записи. "Счета - писал Пачоли, - суть не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получает сведения о всех своих делах и о том, идут ли эти дела его успешно или нет" , т. е. план счетов, говоря нашим языком, должна составлять администрация и она же должна приспосабливать его к целям анализа хозяйственной деятельности и управлению ею. Но счета только элементы системы, а связи между этими элементами, т.е. счетами раскрываются благодаря двойной записи.
И тут мы подходим к главному в творческом наследии Пачоли - описанию двойной записи. В ней заложены два основных положения, получивших название постулатов Пачоли: сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов. Говоря о роли бухгалтерского учета в системе взглядов Пачоли, почти все комментаторы ссылаются только на «Сумму», однако и в «Божественной пропорции» Волмер подметил очень важную в смысле учета, черту: характер пропорций. В самом деле, для Пачоли, который ссылается на Платона, весь Божий мир состоит из определенных соотношений, каждый элемент бытия находится на каком-то заданным природой, Богом отношении к другим элементам. Для бухгалтерии эти божественные пропорции представлены набором коэффициентов: отношение налогов к прибыли, прибыли к капиталу, оборота к запасу и т. д. Эти пропорции придают учету не только чисто прагматический характер, но красоту и законченность, причем эстетические особенности учета наиболее полно проявляются в наше время, и эпоху компьютерной техники. Лука Пачоли -ученик Пьеро делла Франческа и друг Леонардо да Винчи искренне считал высшим проявлением человеческого гения живопись, а учетные регистры (книги), это согласно Пачоли те же картины, те же рисунки, раскрывающие больше тайн, чем вся живопись всех музеев мира. С живописью, по Пачоли, бухгалтерию роднит и субъективизм художника и счетовода, и объективность того, что один изображает, а другой описывает.
Самая главная "картина", которую "рисует" счётный работник, называется баланс. И Пачоли достаточно много внимания уделяет этой категории. Современные комментаторы затрудняются ответить на вопрос о том, составлялся ли баланс до заполнения счета прибылей и убытков или после. Считается, что если Пачоли подразумевал первый случай, то он понимал баланс только как пробный, позволяющий убедиться в правильности разноски данных о фактах хозяйственной жизни; если же Пачоли имел в виду второй случай, то можно считать, что он трактовал баланс не только как пробный, но и как отчетный документ. Однако первая версия более вероятна, и значительное число историков полагает, что баланс как отчётный документ получил признание не ранее XIX в
Выдающийся русский ученым профессор А. П. Рудановский в середине 20-х годов писал: "Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование котором не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственик осознает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большее, видит своими глазами". История возникновения бухгалтерского баланса есть и история возникновения двойной записи.
Мы уже говорили о трактате о счетах Луки Пачоли. Многие положения трактата "О счетах и записях" нашли свое продолжение в трудах Кардано (1539), Манцони (1549), Катрульи (1573), Флори (1633) и других авторов Италии; Импена (1543) - в Голландии: Готлиба (1531) и Швейнера (1549) - в Германии; Ольдкастля (1543) - в Англии.
Появление бухгалтерского баланса одновременно с двойной записью в начальный период диктовалось прежде всего узким практицизмом, стремлением свести весь учет к форме. Характерными признаками этого периода в истории бухгалтерского учета было отсутствие теоретических обобщений, выработанных практикой; неумение авторов разобраться в сущности происходящих явлений во взаимосвязи с экономической жизнью того или иного государства. Bcё это сводило весь учет хозяйственных операций, как указывал выдающийся русский ученый А.М.Галаган, к безжизненному формализму, в то время как жизнь шла вперед, формы и размеры хозяйственных операций постепенно менялись и увеличивались и, наконец, хозяйства как экономическое явление достигли таких размеров, что уловить все эти операции с помощью тех примитивных средств, которыми располагала наука счетоведения, представлялось совершенно невозможным. Следствием этого стала реакция против установившихся учетных традиций. Этот период охватывает конец XVIII и первую половину XIX века. Этому в значительной мере способствовало значительное развитие производительных сил общества, расширение международной торговли.
Авторам работ по учету в этот период было ясно, что ограничиваться изучением и изложением одной только формы недостаточно, нужны теоретические обоснования тех или иных практических приемов, нужно было во главу угла всего изучения хозяйственной жизни частного предприятия поставить тот фактор, который является наиболее важным в жизни предприятия, и из этой позиции исходить в исследовании деятельности отдельного частного хозяйства. Первым, кто выступил с научно построенной теорией счетоводства, стал Е. Дегранже (1795). Его теория, развившаяся впоследствии в юридическую теорию двойной бухгалтерии, характеризуется тем, что главным фактором хозяйственной жизни частного предприятия становится субъект этого хозяйства. Дегранже частое хозяйство предложил рассматривать с позиции собственника. Это положение нашло отражение во многих последующих работах по учету того периода.
и т.д.................

Лучшие статьи по теме