Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Осаго
  • Белая пища и чистые помыслы. Как встречать Сагаалган – восточный Новый год. Белая пища родной земли Классический вариант диеты

Белая пища и чистые помыслы. Как встречать Сагаалган – восточный Новый год. Белая пища родной земли Классический вариант диеты

Это низкокалорийная методика похудения, получившая свое название благодаря цвету продуктов, являющихся основой пищевого рациона. Существует несколько разновидностей такой диеты, но все они рассчитаны на срок до 7 дней, поскольку подразумевают несбалансированный рацион. При правильном подходе данная система похудения позволяет за неделю сбросить несколько лишних килограммов, укрепить иммунную систему и наладить обмен веществ.

Что такое белая диета

Эта система похудения предполагает употребление продуктов исключительно белого цвета . Используют диету не только для борьбы с лишним весом, но и в лечебных целях. По сути, она представляет собой питание с высокой долей белковой еды, при минимальном употреблении углеводов и жиров. В идеале, употребляемая пища должна содержать исключительно нужный для мышц чистый белок.

Плюсы и минусы

Белая диета эффективна за счет употребления преимущественно белковой еды, на усваивание которой организм тратит много энергии, тем самым, запуская процесс жиросжигания. Основными плюсами рациона на белых продуктах являются такие:

  • укрепление костной системы, мышечных тканей;
  • снижение веса на 3-5 кг в течение недели;
  • улучшение кишечной микрофлоры, нормализация пищеварительного процесса;
  • ускорение метаболизма;
  • очищение организма от токсинов, шлаков, ядов, пестицидов и других вредных веществ;
  • улучшение состояния кожи (повышение ее эластичности, упругости, запуск процессов омоложения и обновления клеток кожи).

Быстрое и относительно комфортное похудение, тем не менее, имеет и минусы. К недостаткам белой системы питания относятся:

  • возможные проблемы с ЖКТ (метеоризм, запоры);
  • дефицит витаминов, микроэлементов, минеральных веществ;
  • перенасыщение организма кальцием, вследствие чего могут откладываться шлаки и нарушиться усвоение белковой пищи;
  • методика противопоказана к применению людям с гастритом, язвой желудка, при других патологиях пищеварительного тракта.

Правила

Рацион белковой диеты больше подходит мясоедам с активным образом жизни – спортсменам, бодибилдерам, мужчинам, работа которых связана с тяжелым физическим трудом. В сочетании с занятиями спортом белая система питания увеличивает или сохраняет мышечную массу, расщепляя жировые отложения . Диета разрешена даже для родивших женщин, но не должна длится дольше 7 дней. Обязательные правила белой методики похудения:

  • кислые, цитрусовые фрукты употреблять запрещено;
  • кисломолочные и молочные продукты не должны иметь жирность выше 4%;
  • за 15 минут до приема пищи следует употреблять стакан минеральной негазированной воды, чтобы запустить метаболизм и сократить количество употребляемой пищи, притупив голод;
  • из рациона должны быть полностью исключены сахар и соль;
  • в сутки показано выпивать не меньше 1,5-2 литров воды;
  • общее суточное число калорий должно быть меньше 1200;
  • во время диеты следует соблюдать дробное питание (оптимальное количество приемов пищи – 5-6), при этом ужин должен завершаться за 3 часа до сна;
  • во время похудения рекомендуется вести дополнительный прием витаминно-минерального комплекса;
  • для улучшения результата белой диеты следует заниматься спортом;
  • важно придерживается режима питания (кушать в одно и то же время).

Разрешенные и запрещенные продукты

Белая диета для похудения не является сбалансированной, поэтому требует дополнительного приема витаминов и микроэлементов. Для диетической системы питания подходят следующие продукты:

Тип продуктов

Что можно кушать

Отварной рис, овсяная каша, белая фасоль.

Белые сорта (путассу, хек, минтай, камбала).

Молочные и кисломолочные продукты

Сыр, нежирный творог, йогурт, кефир.

Куриная грудка.

Зеленый чай, вода негазированная, белое вино.

Белокочанная, пекинская капуста.

Для насыщения рациона клетчаткой, натуральным сахаром и витаминами, к перечисленным продуктам допускается добавление небольшого количества ягод и фруктов. Изредка разрешается употребление:

  • бананов;
  • персиков;
  • белой смородины;
  • абрикосов;
  • груш;
  • зеленых яблок;
  • белого винограда (изюма).

Крайне важно соблюдение питьевого режима. Рекомендуется употреблять чистую воду, несладкий зеленый чай, компот без сахара, натуральный виноградный сок (из белых сортов) . Запрещенными продуктами при диете являются следующие:

Тип продуктов

Что нельзя кушать

Жирное мясо, сало, мясные бульоны.

Жирные сорта.

Овощи, фрукты

Картофель, сладкие фрукты, соки из последних.

Любые с солью.

Сладости

Другие продукты

Шоколад, копченья, консервы, колбасные изделия, жареные, жирные молочные продукты (сливки, сливочное масло, сыры, пр.), хлеб, выпечка.

Алкоголь, кофе, черный чай.

Примерное меню

Пищу рекомендуется отваривать, запекать, готовить на пару или гриле. Некоторые блюда можно поджаривать на сухой сковороде. В салатах не должно быть много соуса (допускается лишь немного растительного масла), исключено добавление соли или уксуса. Приправы разрешены исключительно натуральные и в небольшом количестве. Существует несколько видов белой диеты, о каждой из них более подробно написано ниже.

Белая молочная диета

Перед началом похудения таким способом следует проконсультироваться с врачом, чтобы убедиться, что такая диета не принесет вреда для ваших органов ЖКТ . Молочный рацион соблюдают в течение 7 дней, за которые можно сбросить от 3 до 5 лишних килограммов. Примерное меню молочной диеты на неделю:

Творог (100 г), кефир (150 мл), овсянка на нежирном молоке (100 г).

Банан, натуральный йогурт без сахара и наполнителей (100 г), курага (2 шт.).

Творог (150 г), 2 вареных яйца, чашка чая несладкого зеленого.

Стакан кефира.

Чай с молоком без сахара (чашка), 100 г риса с 1 ч. л. жидкого меда, простокваша (1/2 ст.).

1 персик, ½ чашки йогурта.

Стакан молока, сырники (200 г).

Банан, пломбир (70 г).

Стакан молока, тушеная капуста с нежирной сметаной (150 г).

3 сливы, ½ чашки ряженки.

Овсянка на молоке с медом (150 г), зеленый несладкий чай (200 мл).

2 отварных яйца, пара ломтиков нежирного сыра.

Чашка кефира, рисовый пудинг с медом (150 г).

Чернослив (2 шт.), 100 г творога.

Рыбное филе на пару (150 г), картофельное пюре (70 г), салат из капусты (100 г), молоко (1 ст.).

Йогурт несладкий, пюре из банана и яблока.

На белой фасоли

Этот вариант белой диеты рассчитан на неделю и предполагает комбинирование фасоли с молочными продуктами, фруктами, овощами, супами и незначительным количеством злаков. Пример суточного диетического меню:

На белом рисе

Основным продуктом этой диеты является вареный рис, суточная норма которого составляет 500 г. Рекомендуется кушать максимальное количество каши утром и в обеденное время, а на ужин оставлять лишь 100 г крупы . Гарнир можно подавать с постным куриным мясом, отварными яйцами, салатом из капусты, некоторыми фруктами. Допускается небольшое количество кисломолочных продуктов и молока. Примерное меню белой диеты на день выглядит так:

Кефирная

За неделю такая диета помогает сбросить до 10 кг лишнего веса. Основа рациона – белые продукты, главное место среди которых занимает кефир. Жирность продукта должна составлять 2,5%. Кефирная белая диета имеет следующие преимущества:

  • улучшение пищеварения, ускорение переваривания пищи;
  • быстрая чистка организма, удаление нитратов, шлаков, токсинов, лишней жидкости;
  • оказание жиросжигающего эффекта;
  • восполнение в организме кальция;
  • отсутствие чувства голода.

Кефирная методика похудения предполагает шестиразовое питание. При желании можете повторять белую диету каждые 3 месяца. Пример рациона на неделю выглядит так:

Стакан кефира, сырники несладкие (2 шт.), кофе с молоком несладкий.

Кефир (150 мл), творожное суфле с заменителем сахара (150 г).

Чашка кефира, вареное куриное филе (250 г).

Кефир (150 мл), нежирный творог, заправленный йогуртом (150 г).

Кефира стакан, запеченное филе индейки (250 г).

Стакан кефира.

Чашка кефира, творожная запеканка (150 г), кофе с молоком (чашка).

Кефира чашка, диетические сливочные домашние конфеты (3 шт.).

Стакан протеинового коктейля на кефире.

Отварная говядина (200 г), стакан кисломолочного напитка.

Кефир (200 мл), запеченная грудка с творогом (150 г).

Стакан кисломолочного напитка.

Порция кисломолочного напитка, паровой омлет из 2 яиц.

Протеиновый коктейль (200 мл).

Кефира чашка, суфле творожное без сахара (150 г).

Отварная говядина (150 г), 1 порция кисломолочного продукта.

Кефира чашка, нежирный сыр (50 г).

Кисломолочный напиток (150 мл).

Стакан кефира, сырники, шиповниковый отвар несладкий (100 мл).

Кефира чашка, фаршированные 2 яйца с семгой.

Кисломолочный напиток (150 мл), куриный бульон с отварным филе курицы (200 мл).

Стакан кефира, отварная говядина (200 г).

Порция кисломолочного напитка, запеченное филе индейки (200 г).

Стакан кефира.

Кефира 200 мл, обезжиренный творог с йогуртом (150 г).

5 крабовых палочек, стакан кисломолочного продукта.

Кефира 150 мл, салат с куриным филе и яйцами, заправленный сметаной (150 г).

Отварная куриная грудка (150 г), кисломолочный напиток (1 стакан).

Говядина запеченная (150 г), чашка кефира.

Кисломолочный напиток (150 мл), творожное суфле (150 г).

Кефира чашка, крабовые палочки – 3 шт.

Кефир (200 мл), говядина запеченная (250 г).

Кисломолочный напиток (200 мл), сырники – 2 шт.

Отварная индейка (150 г), стакан кефира.

Порция кисломолочного напитка.

На белом мясе

При таком варианте диеты рекомендовано ограничиться 1200-1400 ккал в сутки. Прогнозируемый результат – минус 5 кг за неделю . Белая еда, которую разрешено употреблять во время похудения, представлена яичными белками, курицей, индейкой, кефиром, несладкими яблоками, молоком. Примерное меню на день:

Правильный выход из диеты

Чтобы предотвратить проблемы с пищеварением и закрепить результат, завершать похудение следует правильно. Продолжайте отказываться от сладостей, мучного, не увлекайтесь жирной едой. Перед завтраком желательно выпивать стакан воды, а спустя полчаса кушать овсяную кашу с фруктами или нежирный творог. На обед идеальным вариантом станут нежирные супы, запеченная или паровая рыба, постное мясо. Овощи разрешаются в любом виде – сыром, тушеном, вареном, пр.

Первые несколько недель лучше воздержаться от употребления картофеля, поскольку в нем много крахмала. Постепенно начинайте вводить в меню привычные продукты, но кушать продолжайте маленькими порциями по 4-6 раз за день – это сильно облегчит работу желудка. Обязательно занимайтесь спортом хотя бы трижды в неделю, тогда эффект от похудения сохранится надолго и самочувствие будет отличным.

Противопоказания

Белая диета, как правило, проходит без сильного чувства голода, тем не менее ее относят к категории экстремальных из-за несбалансированного рациона. Худеть с помощью такой системы запрещается:

  • беременным;
  • людям с нарушениями работы ЖКТ;
  • тем, кто имеет лактозную непереносимость;
  • людям с нарушением функционирования почек, печени.

Видео

Что надо ставить на стол в дни празднования Сагаалгана

Считается, что для бурята-кочевника счастье - это многочисленное потомство, размножение пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная пища - это высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все живое на Земле вскормлено материнским белым молоком.

Как правильно накрыть стол для бурханов - советы дает лама Буддийской традиционной Сангхи России Радна Содномов.

Как правило, подготовка к празднованию начинается у монголов задолго, обычно за месяц до начала праздника, - говорит Радна Содномов. - Впрок заготавливают молочную пищу - сметану, аарса, масло, мясо и другие продукты. Хозяйство тщательно убирают, мусор со двора вывозят: идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости.

Как говорит лама, за три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дармапалам - десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви.

В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения - гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека "выбрасываются" все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре "Дугжууба" сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.

Также надо закупить продукты для встречи гостей. И накрыть стол для бурханов. На столе должно стоять 9 видов белой пищи (йогурты, молоко, кефир и т.д.), мясо, фрукты, торт, сладости. В начале стола надо положить друг на друга 5 хадаков: внизу желтый, далее зеленый, красный, синий и белый. Однако, как признается лама, такой порядок в идеале. На стол можно положить и один хадак - для монголоязычных народов это хадак синего цвета.

Лучше, конечно, пища, которую дала родная земля, - говорит лама. - Она предпочтительна, как с точки зрения религии, так и правильного питания. Ведь местная пища и вкуснее, и полезнее, нежели привезенная из других регионов и даже стран.

Перед бурханом нужно поставить 7 чашечек. В первой чаше вода: в ней бурхан моет руки. Во второй - также вода: в ней бурхан моет лицо. В третьей - цветок. На дно чаши надо насыпать рис, а сверху воткнуть сам цветок: бурхан вдыхает аромат цветка. В четвертой чаше - рис и сверху должны быть 9 хужэ: бурхан очищается его ароматом. Далее стоит зула. В шестой чаше - вода: ее бурхан пьет. В седьмой чаше - балин. Стол для бурханов должен стоять нетронутым 15 дней. Каждый день надо его обновлять: менять воду в чашах, еду и т.д.

В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано - в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год.

Проснувшись, после утреннего туалета необходимо зажечь зулу, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трем драгоценностям (Будде, дхарме и сангхе), хозяевам местности на улице поднести божествам сэржэм (божественный напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: "Ом а хум", что означает "Тело, речь и ум". После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.

В дни Нового года, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд "запуска коня ветров": изображение "коня ветров", освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Расписание мероприятий:

2 февраля (с 8 до 20 часов) верующие имеют возможность получить благословение XII Пандито Хамбо Ламы Даша-Доржо Этигэлова.

Николаева Татьяна Николаевна

ПИЩА "БЕЛАЯ" И "ЧЕРНАЯ" В ЯКУТСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

В данной статье рассматриваются молочная пища ("белая" пища) и мясная пища ("черная" пища) якутов не только как источник пропитания, но и как пищевой код в культуре народа. Основное внимание автор акцентирует на выявлении компонентов "белой" и "черной" пищи как составляющих материальной культуры данного народа на примере фольклорных источников. Определено, что номинации в основном молочных продуктов становятся культуроносным центром в фольклорных текстах. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/7-2/42.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(61): в 3-х ч. Ч. 2. C. 151-152. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

10.02.00 Языкознание

УДК 811.512.157

В данной статье рассматриваются молочная пища («белая» пища) и мясная пища («черная» пища) якутов не только как источник пропитания, но и как пищевой код в культуре народа. Основное внимание автор акцентирует на выявлении компонентов «белой» и «черной» пищи как составляющих материальной культуры данного народа на примере фольклорных источников. Определено, что номинации в основном молочных продуктов становятся культуроносным центром в фольклорных текстах.

Ключевые слова и фразы: молочная пища; мясная пища; традиционная пища; фольклорный текст; материальная культура; продукты питания; эпос-олонхо.

Николаева Татьяна Николаевна, к. филол. н., доцент

Северо-Восточный федеральный университет ШЫ1аеуа184@таИ ги

ПИЩА «БЕЛАЯ» И «ЧЕРНАЯ» В ЯКУТСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-14-14004.

Пища как одна из важнейших сторон материальной культуры народа представляет большой интерес как в плане изучения различных форм адаптации человека к условиям существования, взаимодействия человека и природы, так и в плане определения значимости номинаций молочных, мясных и других видов продуктов в духовной культуре этноса.

В характерных для различных народов пищевых продуктах, способах их обработки и приготовления, хранения и транспортировки, в традициях предпочтения, ограничения или запретов, в связанном с ними этикете и ритуале отразилась долгая этническая и культурная история данного народа и сопредельных территорий.

В предлагаемой статье предпринята попытка рассмотреть YPW ас - хара ас («белая» пища - «черная» пища) не только как основные составляющие рациона питания якутов, но и как взаимокоррелирующие номинации аспектов традиционного бытия этноса, несущего важный культурный смысл.

В связи с поставленной проблемой статьи следует упомянуть работы Л. Л. Габышевой, в одной из которых она пишет, что «якуты делили пищу на белую и черную: YPYH" ас - хара ас, т.е. на молочную и мясную, и эта лексическая таксономия пищи определенным образом пересекалась с мифологической классификацией: "белым божествам" брызгали "белой пищей", черным силам Нижнего мира приносились кровавые жертвоприношения (хара ас)» .

В другой работе автор выдвигает предположение о разграничении жертвоприношений по признакам «молочный» - «кровавый», что, вероятно, объясняется бытовавшими представлениями об особой сакральной чистоте молочных продуктов и нечистоте крови.

Нередко для жертвоприношения духам подземной сферы выбирали тощее, больное животное, мясо которого в тюркских и монгольских языках называется "черным мясом" (турецкий - kara е^ якутский - хара борок эт, бурятский - хара мяхан) .

Таким образом, автор статей пишет об актуализации значений слов YYт, арыы, сYвгэй, сыа, хаан в фольклорном тексте, что дает большие возможности для различного рода ассоциаций и семантических приращений, на основе которых формируется глубинный смысл текста .

С точки зрения дифференциации номинации продуктов на YPYк ас - хара ас целесообразно обратиться к толкованию словаря Э. К. Пекарского о том, что YPYк ас - молочная пища (в молочных скопах различают: YPYH" ас - масло и сливки и хара ас - проквашенное молоко, тар). В свою очередь, тар (бурятский тарак "кислое молоко", монгольский тара§ "сыворотка, простокваша") автор объясняет как приготовленное из снятого вареного молока кислое молоко (суорат), которое в перебродившем за лето виде запасается на зиму, или мерзлая простокваша [Там же, т. 3, с. 2564].

Почему тар получил название хара ас? Возможно, это связано с тем, что в него подбавляли сосновую заболонь или, по мнению В. Л. Серошевского, крупу из сосновой заболони. Туда же сливают испортившееся во время варки молоко, случайно полученную простоквашу и всякие молочные остатки, а также бросают хрящи, кости, корки хлеба и съедобные корни. Все это, даже рыба и кости, растворяется в молочной кислоте и образует род студня .

Согласно словарю Э. К. Пекарского, хара ас рассматривается в качестве производного продукта из молока как тар. Можем предположить, что приведенное в вышеуказанном словаре выражение "Быаргын YPYн"нээ" (букв. «сделать печень белой») - «заморить червяка» (о проголодавшемся) - ассоциируется с «белой едой», т.е. молочной пищей, которой можно и жажду утолить, и вдоволь наесться .

В якутско-русском фразеологическом словаре имеется выражение "Быарын харалыыр" (букв. «делает печень черной»), которое имеет значение "хараны (эти, балыгы) ер сиэбэккэ сылдьан, ахтан баран сиир. После долгого перерыва с большим удовольствием есть мясную или рыбную пищу" .

В данных выражениях прочитывается ситуация о том, что, в случае, если проголодался, можно подкрепиться молочными продуктами (YPYннээ) и мясными, рыбными продуктами (харалаа).

Знание реалий материальной жизни подсказывает и современному носителю якутского языка, что YPYк ас - это молочные продукты, хара ас - это преимущественно мясные продукты, иногда сюда относят и рыбные продукты.

ISSN 1997-2911. № 7 (61) 2016. Ч. 2

По сведениям А. А. Саввина, из молока домашних животных в начале прошлого века якуты делали более 20-ти видов различных продуктов .

Все они отличаются значительной калорийностью, содержанием питательных веществ, в том числе витаминов, устойчивыми свойствами к долгосрочному хранению, транспортировке, что позволяло якутам брать их с собой в дальний путь в сильные морозы, считалось, что молочные продукты, как и жирное мясо, предохраняли человека от мороза.

«Белую еду», т.е. молочное, молочную пищу, олицетворящую собой изобилие в продуктах питания, проливать на землю означало грех, мог начаться падеж скота, лучше было вылить ее в озеро. Якуты утверждают, что при выливании молочных продуктов в воду озерная рыба становится жирной [Там же, с. 104].

Еда, в том числе YPYW ас и хара ас, как ценностный фактор бытия и этнокультурный компонент вербализуется не только в пословицах и поговорках, во фразеологических единицах якутского языка, но и в текстах героического эпоса - олонхо.

Несмотря на то, что для эпического текста - олонхо - характерны фантастическое и гиперболическое для описания сюжетной линии, все же встречаются и реалистические описания быта людей в сочетании с мифологическим фоном описываемого. Например, в отрывке из текста олонхо «Эр Содотох (Муж Одинокий)» А. Я. Уваров-ского YPYK ас и хара ас, являясь важными составляющими материальной культуры народа саха, находят свое предметное воплощение при описании младшей дочери по имени Хотууна следующим образом :

Такас бутэй этэ квствр, Эт бутэй унуо§а квствр, Унуох бутэй силитэ квствр; Уруку ahaa6brna урукунэн квствр, Хараны ahaa6brna харанан квствр, Хаампыт сирэ хаhа буолар, Сыппыт сирэ саал буолар, Сурбут сирэ чо§очо буолар, Кврбут киЫтэ кулум гынар, Таарыйбыт киЫтэ тотон хаалар, Ууммут илитэ дьолу биэрэр.

Через одежду виднеется тело ее, Через тело - кость ее, Через кость - костный мозг;

Съеденные ею белые (молочные) продукты так и виднеются белыми,

Черная еда так и чернеет,

Место, по которому она прошлась,

превращается во внутренний конский жир,

Место, где она полежала, превращается в конский шейный жир,

Место, по которому она пробежалась, - в сальник,

Человек, на которого она взглянула, улыбается широко,

Человек, которого она задела, наестся досыта,

Протянутая человеку ее рука дарит счастье [Там же, с. 129].

В указанном описании героини олонхо представлены продукты питания молочного и мясного происхождения, т.е. дается дополнительное пояснение: YPYW ас - это белые (молочные) продукты. Автор упоминает и о хара ас как сопутствующем компоненте, входящем в рацион традиционного питания и немифологических персонажей. Внутренний конский жир, конский шейный жир, сальник считаются лакомыми частями, которыми как самостоятельными, отдельными блюдами обычно угощают гостей, но в данном контексте они объективируются как в прямом, так и в переносном смысле.

Таким образом, можно заключить, что YPYW ас и хара ас как компоненты рациона питания народа традиционно являются составляющими материальной культуры саха, и, как показывает анализ представленного материала, номинации в основном молочных продуктов становятся культуроносным центром фольклорного материала.

Список литературы

1. Бётлингк О. Н О языке якутов / пер. с нем. В. И. Рассадин. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1990. 646 с.

2. Габышева Л. Л. Пищевой код в якутской культуре: семантика и функции // Этнография, фольклористика и религиоведение Сибири и сопредельных регионов: материалы I Алексеевских чтений «Этнография, фольклористика и религиоведение Сибири и сопредельных регионов». Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. С. 97-106.

3. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск: Наука, 2009. 143 с.

4. Нелунов А. Г. Якутско-русский фразеологический словарь. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. Т. 1. 287 с.

5. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. 2-е изд. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. Т. I. 1280 с.; Т. Ш. 3858 с.

6. Саввин А. А. Пища якутов до развития земледелия (опыт историко-этнографической монографии). Якутск: ИГИ АН РС(Я), 2005. 376 с.

7. Серошевский В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 1993. 736 с.

8. Уваровский А. Я. Ахтыылар. Дьокуускай: Бичик, 2003. 208 с.

"WHITE" AND "BLACK" FOOD IN THE YAKUT LINGUOCULTURE

Nikolaeva Tat"yana Nikolaevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor North-Eastern Federal University tnikolaeva184@mail. ru

The article considers dairy food (white food) and meat products (black food) of the Yakut as not only the source of subsistence but as a food code of the people"s culture. The author focuses main attention on revealing the components of "white" and "black" food as parts of the people"s material culture by the example of folklore sources. It is exposed that mainly the nominations of dairy products become a cultural and cumulative center in folklore texts.

Key words and phrases: dairy food; meat products; traditional food; folklore text; material culture; foodstuff; epos-olonkho.

Цыдыпов Тумэн

О традиционной белой пище бурят

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

Тема

«Полезна ли белая пища»

Выполнил: Цыдыпов Тумэн

Ученик 3 класса

Руководитель: Рабданова Ц. Б.

с. Сахюрта

2014-2015 г.г.

Здоровье - это вершина, к которой нужно стремиться самому.

«У бурят есть древний обычай: на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, просто молоко. С него начинается любое угощение. У нас чай пьют не иначе как с молоком. Недаром говорится: «Чай с молоком – для друга!» У бурят белая пища из молока занимает особое место. Она считается священной, символизируя чистоту, достаток, благие намерения. Ее также подносят богам, угощают самых дорогих гостей и родственников .

К белой пище относятся молоко и кисломолочные продукты: простокваша, творог и другие.

Актуальность темы:

В прошлом году у меня возникли проблемы с желудком. Врач посоветовал мне включить в свой рацион питания натуральные молочные продукты как профилактические средства.

Поэтому наиболее доступный и очень эффективный способ сохранить свое здоровье - это внести в свой рацион питания молочные продукты т.е белую пищу. Я задумался: что же в молоке такого полезного, о чем я часто слышу от родителей.

Чтобы узнать я поставил цель:

  • Выяснить, в чём польза молока;
  • Изучить состав молока;
  • Найти информацию о молоке и молочных продуктах

Для выполнения цели поставил задачи:

Гипотеза:

Действительно ли молоко и молочные продукты являются ценными продуктами.

Объект исследования: молоко.

Методы:
1. Поиск и изучение специальной литературы.
2. Наблюдение.

3. Социологический опрос учащихся.

История молока.

История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад . Испокон веков люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни».

Что содержится в молоке?

  • В молоке есть всё, что нужно человеку: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины
  • . Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
  • Молочный белок усваивается из молока очень легко.
  • Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить.
  • Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Чем ценно молоко для человека?

Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.

Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. В питании человека используется молоко различных животных, в большей степени коров, коз, верблюдиц, кобылиц, и оленей.

КОЗЬЕ МОЛОКО.

Укрепляет кости, ногти и волосы, не вызывает аллергии, укрепляет сердце, лечит желудок.

КУМЫС (МОЛОКО ЛОШАДИ)

Помогает при простуде, сердечных и кожных заболеваниях,

Полезно для желудка

ВЕРБЛЮЖЬЕ МОЛОКО

Помогает при диабете, аллергии,

Богато витаминами С и Д,

Хорошо утоляет жажду

ОЛЕНЬЕ МОЛОКО

Богато белками,

Предохраняет человека от многих болезней,

Прекрасное средство против старения.

Мои наблюдения:

Каждый человек должен сам решить для себя вопрос пользы белой пищи, что оно ему несет . Мы провели анкетирование в начальной школе. Попросили их ответить на несколько вопросов. В опросе принимали участие 41 учеников.

Анкета

Да Нет

Пьёте ли вы молоко? 34 7

Пьют ли молоко в твоей семье? 41 -

Как считаешь, молоко полезно? 41 -

Эксперимент

Я решил выяснить, что происходит с молоком в течение нескольких дней при комнатной температуре, и полезно ли то, что получается в процессе эксперимента .

Опыт №1. Коровье молоко поместил в банку и поставил в тёплое место.

1 день – молоко имеет обычный вид и запах молока. Нет ни каких изменений.

2 день – появился кисловатый запах, а к вечеру и вкус. Если наклонить банку, на стенках остаётся белый налёт. Молоко становится гуще.

3 день – молоко скисло. Оно загустело и при наклоне банки не стекает. Появился кислый запах. К вечеру третьего дня из молока я получил простоквашу.

Я сделал вывод: в тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания – простоквашу.

Простокваша . При систематическом употреблении простокваши у человека улучшаются обмен веществ и пищеварение, укрепляется нервная система.

Опыт №2. У меня возник вопрос: что будет с простоквашей, если её нагреть? Я поставил банку с простоквашей в кастрюльку с тёплой водой и довел до кипения. В простокваше появились густые белые хлопья и отделилась жёлто-зелёная жидкость. Я процедил эту массу через дуршлаг. Жидкость стекла, осталась густая масса. Я попробовала её на вкус. Оказалось, что это творог.

Творог

Творог как продукт кормления необходим всем, необыкновенно детям. и людям пожилого возраста. Широко используют творог в целебном кормленью больных язвенной хворью желудка и двенадцатиперстной кишки, хроническим гастритом, хроническими заболеваниями желчного пузыря, панкреатитом, хворями кишечника. Он входит практически в любую диету.

Полезные свойства творога заключаются в его лечебном составе

Я сделала вывод: чтобы получить творог, надо простоквашу нагреть до кипения, а потом процедить.

Опыт №3 Эксперимент – изобретение. Я попробовал сделать сам молочный коктейль. В свежее коровье молоко добавил размороженные ягоды брусники, немного сахара и взбил миксером. Получился очень вкусный напиток. Я его назвал «Фантазия».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В результате своих исследований я пришёл к выводу, что молоко – это самый полезный для человека продукт питания, это - «эликсир жизни».

Стакан молока в день – это проверенный веками рецепт долголетия!

2. С молоком можно экспериментировать в домашних условиях и получать новые молочные продукты питания: творог, простоквашу, молочный коктейль и другие.

Реализуй свое право на здоровье!

Введение……………………………………………………………………

1. История молока.……………………………

  1. Что содержится в молоке?
  2. Питательные ценности молока.
  3. Молоко сельскохозяйственных животных.
  4. Исследовательская часть:

1.Наблюдение………………………………………………………………

2.Эксперименты ………………………………………………………..........

Заключение……………………………………………………………

Литература……………………………………………………………

Литература

1. Шалыгина А. М., Калинина Л. В. Общая технология молока

И молочных продуктов,М.: Колос, 2007

2. http://dic.academic.ru

3. http://www.kakest.com

Лучшие статьи по теме