Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Путешествия
  • Федеральный закон в сфере земельных отношений. Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации. Нормативно-правовая база земельных отношений

Федеральный закон в сфере земельных отношений. Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации. Нормативно-правовая база земельных отношений

Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в Российской Федерации Вопрос: Какое законодательство регулирует земельные правоотношения в настоящее время в Российской Федерации? Ответ: Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и... 63853 / Ноя. 7, 2008, полночь

Понятие и функции земли ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЗЕМЛИ Объектом земельного кадастра в любом государстве является его земельный фонд. В жизни современного государства и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство... 37327 / Окт. 26, 2011, полночь

Понятие и признаки жилого помещения ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ Понятие жилого помещения также установлено п. 2 СТ. 15 ЖК РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение согласно ЖК РФ, обладает целым... 32625 / Апрель 16, 2010, полночь

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения НОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЕТНАЯ НОРМА ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В отличие от ЖК РСФСР ЖК РФ не определяет размер минимальной нормы жилой площади. Он вводит новый критерий определения площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма. Таким критерием является норма предоставления... 29792 / Апрель 14, 2010, полночь

Социальная норма жилой площади на одного человека По Жилищному кодексу социальная норма жилой площади на одного человека - минимальный размер общей жилой площади, устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от уровня обеспеченности жилой площадью и других факторов. Кроме того, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации категориям... 25307 / Окт. 29, 2010, полночь

Недвижимость с обременением Недвижимость с обременением Различные операции с недвижимостью и земельными участками нередко сопровождаются обременениями. Обременения – именно так в градостроительной практике называют установленные законом условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. ... 20821 / Фев. 27, 2009, полночь

Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 20166 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

Как «выписать» старого хозяина при покупке квартиры? Общеизвестно, что при приобретении квартиры на вторичном рынке покупатель сталкивается с проблемой - как вытурить с занимаемой площади продавца. Причем освобождение необходимо не только физическое (вывез свои вещи и передал ключи), но и юридическое чтобы снялся с регистрации по месту... 16552 / Ноя. 9, 2010, полночь

Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности. Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют... 16503 / Окт. 23, 2008, полночь

Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты жилищного права - это лица, участвующие в данных правоотношениях. Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с... 16330 / Июль 26, 2010, полночь

Классификация земельного фонда страны КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК. Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % ... 14462 / Ноя. 7, 2011, полночь

Особенности строительства на садовых участках Строительство на садовых и дачных участках имеет определенные особенности, которые обусловлены их нахождением на ограниченной территории садового (дачного) объединения. Особенности планировки и застройки садовых участков определяются СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (актуализированная... 14253 / Июль 8, 2013, 5:19 п.п.

Функции, методы и принципы управления земельными ресурсами ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с созданием конкретных форм и условий... 13927 / Март 15, 2012, полночь

Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок До принятия нового Земельного кодекса РФ действовал (с 1991 года) Земельный кодекс РСФСР. Но действовали также еще 40 законов России, касающихся земельных правоотношений и имеющих, в принципе, такую же юридическую силу, как и Земельный кодекс РСФСР. Кроме того, земельные вопросы... 13195 / Ноя. 29, 2010, полночь

ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым признается земельный участок, который без изменения разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок неделимым признается земельный участок, ... 12972 / Май 16, 2012, 8:25 п.п.

Виды и задачи управления земельными ресурсами ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА РАЗЛИЧНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все... 12104 / Март 15, 2012, полночь

Линии Градостроительного регулирования Градостроительная деятельность деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Территориальное планирование планирование развития территорий, в том числе для... 12080 / Сен. 23, 2013, 1:10 п.п.

Программа доступное жилье Программа доступное жилье. По причине остро стоящей проблемы обеспечения жильем своих граждан, правительство Росси в 2006 году приняло национальные проект «Доступное комфортное жилье – гражданам России». В рамках этого проекта утверждены различные ипотечные, а также социальные программы приобретения жилья. Было... 11869 / Ноя. 5, 2008, полночь

Понятие и виды жилищного фонда ПОНЯТИЕ и ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Согласно СТ. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Существует классификация жилищных фондов по различным основаниям. В зависимости от формы собственности: частный жилищный фонд: индивидуальные жилые... 11495 / Апрель 16, 2010, полночь

Понятие источника – это внешняя форма выражения воли государства, которая проявляется в велениях (обязательность) рассчитанных на широкий круг лиц и рассчитан для многократного применения .

Источники земельного права – это законодательные и иные нормативные правовые акты , принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие (содержащие) земельные (нормы) правоотношения .

ЗК РФ, принятый в 2001 году, как ЗК, является четвертым ЗК кодифицированным актом в истории России, до этого земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

1922г. установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче-крестьянского государства. ЗК 1922г. нес в себе отпечаток НЭПа. Он допускал аренду земли, правда сроком не более 6 лет и при условии обработки земли собственным трудом без применения наемной рабочей силы.

ЗК РСФСР 1970 г. направлен на борьбу с нерациональным использованием земель, на проведение мероприятий по защите почв.

ЗК РСФСР 1991 г., ввел ряд статей, касающихся права собственности на землю . Были перечислены цели, для которых земля может предоставляться в собственность гражданам. Что касается купли-продажи и других сделок с землей, то Кодекс просто отсылал к ст.12 Конституции РСФСР , установившей мораторий на сделки с землей.

ЗК РФ 25.10.2001 г. был принят с пятой попытки. Это – головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи . Ст. 1 – принципы, 5 – участники, 6 – объекты, 7 – состав земель, 15 – собственность на землю, 20-24 иные права на землю. Ориентирован на рыночную экономику, становление и развитие рынка земли.

На федеральном уровне определил права иностранцев и юридических лиц на землю (ч. 3 ст. 15). Создал определенные юридические гарантии получения в собственность землю (для строительства) граждан и юридических лиц путем установления исчерпывающего перечня оснований, по к-м земельные участки в частную собственность не передаются. Вводный закон предусмотрел порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при переходе их в собственность граждан и юридических лиц. Оборот земель регулируется на уровне ФЗ.

Недостатки: ряд внутренних и внешних противоречий, большое количество отсылочных норм, не решающих вопроса, пренебрежение правилами юр. техники. В нем много бланкетных норм, потребовавших впоследствии принятия иных федеральных законов и прочих актов, в том числе ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (см. ст.ст. 8,9 Федерального закона «О введении в действие ЗК »).


ЗК в целом был введен в действие со дня официального опубликования (ст.1 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ»), то есть с 29 октября 2001 года. С его введением в действие признаны утратившими силу ЗК РСФСР (1991 год), Закон РСФСР «О земельной реформе» (1990 год), Закон РФ «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 год).

К земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК, ЗК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О введении в действие ЗК» (ст.7 ФЗ «О введении в действие ЗК»).

Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась ранее подзаконными актами. В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 ФЗ от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового ЗК не применяются. ЗК РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;

2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;

3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001), Водный (2006), Лесной (2006), Градостроительный (2004) кодексы,) ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, ФЗ об особо охраняемых природных территориях.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 ЗК РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законов субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Но эти законы – не единственная часть законов как источников земельного права.

В системе земельного законодательства заметное место занимают текущие законы, посвященные регулированию определенных вопросов.

Унифицированные источники земельного права ЗК – 9 законов

ФЗ о введении в действие ЗК 2001

ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 1998;

ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1997;

ФЗ о государственном земельном кадастре 2000

ФЗ о государственном кадастре недвижимости

ФЗ о земельном кадастре (2000).

ФЗ о крестьянском и фермерском хозяйстве 2003;

ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

ФЗ об обороте земель с/х значения (угодья) 2002

ФЗ о землеустройстве 2001

ФЗ о государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х значения

ФЗ о мелиорации земель

ФЗ об ипотеке

ФЗ о разграничении государственной собственности на землю 2001

ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества 2001;

Источниками земельного права являются федеральные законы входящие в иные отрасли права, но предусматривыающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1. законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это Федеральные законы «О недрах» 1992, «О животном мире» 1995, «Об охране атмосферного воздуха» 1999 и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2. законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, их становится все больше.

Группы федеральных законов, регулирующих земельные отношения:

1. Направленные на непосредственное регулирование земельных отношений :

Земельный кодекс России 2001 года. Ранее земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

ФЗ о введении в действие ЗК.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 год, с изменениями 2003-2004 годов).

Градостроительный кодекс РФ.

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (2001 год).

ФЗ «О землеустройстве» (2001 год).

ФЗ «О государственном земельном кадастре» (2000 год).

Под источниками земельного права понимают законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

2) федеральные законы: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с послед, изм. и доп.); Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с послед, изм. и доп.);

3) законы РФ, например Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с послед, изм. и доп.);

4) указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 5 марта 2001 г. № 262 «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» (с послед, изм. и доп.);

5) постановления Правительства РФ

6) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

7) общие принципы права,

8) нормативные договоры и соглашения,

9) некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, принятое на всех уровнях, государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Вторую группу образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Договоры и соглашения носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане.

Понятие, виды и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т е составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Первый элемент правовой нормы - гипотеза, т е описание условий действия правовой нормы. При этом условие не обязательно должно быть подробным описанием. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Второй элемент правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий Третий элемент правовой нормы - санкция. Санкция указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Необходимо отметить, что санкция может быть не только штрафной, но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм: 1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой; 3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Понятие, содержание и виды земельных правоотношений.

Земельные правоотношения - это урегулированные нормами земельного права общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗКРФ).

Земельным правоотношениям, как и иным, присуще наличие нескольких элементов. Никакое правоотношение невозможно без его участников - субъектов правоотношений (граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы). Правоотношения невозможны также без объекта правоотношений. Таковым считается объект, по поводу которого складываются отношения между субъектами-участниками. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; отдельные части земельных участков. Под земельным участком как объектом земельных отношений разумеется такая часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различают земельные участки делимые и неделимые. Субъекты правоотношений имеют определенные права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. Эти права и обязанности составляют содержание правоотношений.

По основным институтам земельного права выделяют: 1) правоотношения собственности на землю; 2) правоотношения землепользования, 3) правоотношения государственного земельного управления; 4) правоотношения в области охраны земель; 5) правоотношения юридической ответственности

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве: 1) по критерию содержания - на имущественные и неимущественные; 2) по критерию определенности состава субъектов - на абсолютные и относительные; 3) по степени взаимной обязанности их участников - на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений служат юридические факты - события или действия (бездействие), с которыми право связывает определенные юридические последствия

Возникновение земельных правоотношений

Перечень оснований приобретения прав на земельные участки указан в ст. 8 ГК РФ, такими основаниями могут быть договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Изменение земельных правоотношений

В процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель. Установление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) также является основанием изменения правоотношения собственности.

Прекращение земельных правоотношений

Основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина - собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка, прекращение трудовых отношений, когда объектом является служебный надел, и некоторые другие. Основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит также договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд. Прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным.

Специфические земельные правоотношения возникают между землепользователем и правоохранительными или контролирующими органами. Они возникают при осуществлении этими органами надзорных и контрольных функций. Земельные правоотношения с правоохранительными органами (прокуратурой и др.) прекращаются после того, как юридические лица или граждане устранят нарушения, отмеченные правоохранительными органами. Если нарушитель привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания тоже означает прекращение соответствующих земельных правоотношений с правоохранительными органами. Земельные правоотношения могут возникать и прекращаться по основаниям, предусмотренным гражданским и административным законодательствами. Земельное законодательство может устанавливать ограничения и запреты на гражданский оборот земель. Так, оно запрещает пускать в оборот земли, имеющие важное природоохранное значение. При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законодательстве, изменять целевое назначение земли.

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Введение

Кадастровые работы - это комплекс инженерных услуг, которые состоят из сбора информации о недвижимости, анализа полученных данных и их регистрации.

Другими словами, эти мероприятия подготавливают документацию, содержащую все необходимые сведения о недвижимости, которые используются для проведения учёта и регистрации в реестре сведений.

Главная цель кадастровых работ – внести в Росреестр сведения о земельном участке в соответствии с фактическими обстоятельствами. Результатом кадастровых работ является межевой план, содержащий актуальные сведения о земельном участке, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости. После такого внесения заказчик кадастровых работ получает возможность оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством или оформить изменения определенных характеристик земельного участка.

Выполнение кадастровых работ проводится специалистом, имеющим право на это право. Права специалиста подтверждаются лицензией.

Для чего нужны эти работы? Эти процедуры необходимы при любых формах земельных отношений: наследовании, дарении, приватизации, продаже. Они включают хранение, выдачу и обновление информации, которая используется для налогообложения, контроля и учёта.

Нормативно-правовая база земельных отношений

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.



Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного государственного управления, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами

Регулирование земельных отношений основывается на:

а) сочетании регулирования использования земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства;

б) многообразии форм собственности, владения и пользования землей, широких правомочий органов государственной власти, органов местного государственного управления и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений на своих территориях;

в) признании равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю;

г) недопустимости противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;

д) государственном управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

· собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

· землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

· землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

· арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

· обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

· право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до 1 января 1991 года в соответствии с законодательством, действовавшим на момент национализации земельных участков.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на:

1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.

Все сведения о земельных участках, их кадастровой стоимости и основных характеристиках содержатся в едином реестреГосударственном Кадастре Земель. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Лучшие статьи по теме