Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ДМС
  • Командировка иностранца с патентом в году. Командировка иностранных граждан с патентом. Особенности направления иностранных граждан в командировки

Командировка иностранца с патентом в году. Командировка иностранных граждан с патентом. Особенности направления иностранных граждан в командировки

Отправить в командировку или сменить регион действия патента?

В заметке на примере Санкт-Петербурга дается разъяснение, что надо делать мигранту, если он получил патент в одном регионе, а работать собирается в другом.

Сегодня мы хотим разъяснить один из самых распространенных вопросов: что делать, если патент выдан на Санкт-Петербург, а работать надо в Ленинградской области?

Существует приказ Минздравсоцразвития «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающими в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу». Однако министерство еще не отреагировало на изменения Миграционного законодательства 2015 года и введение системы патентов. На данный момент перечень командируемых профессий относится к иностранцам, прибывшим по визе . Безвизовые граждане, работающие по патенту, не могут быть направлены компанией в командировки без внесения изменений в регион его действия.

Итак, напоминаем, помимо информации о гражданине, которому он был выдан, патент включает в себя следующие особые отметки:

  • Территория действия (СПб, ЛО и т.п.)
  • Профессия (повар, строитель и т.п.)
  • Вид работодателя (физическое лицо, юридическое лицо)

Территория действия патента распространяется только на один регион. Это значит, что по выданному на Санкт-Петербург патенту, в других субъектах РФ, в том числе в Ленинградской области, работать нельзя. Территорию действия патента надо обязательно менять, если она не соответствует фактическому месту работы мигранта. Работа вне пределов субъекта РФ, на который выдан патент, является серьезным нарушением , которое влечет за собой аннулирование патента и крупные штрафы на иностранного гражданина, компанию и должностное лицо за незаконное привлечение к труду иностранного гражданина.

ВАЖНО: если требуется смена территории действия, то технически это считается процедурой получения нового патента , хоть и с меньшим количеством подаваемых документов. В зависимости от даты выдачи предыдущего патента, иностранец может не нуждаться в получении: полиса ДМС , сертификата о знании русского языка , новой миграционной карты и т.п.

В особых отметках нового патента будет указана дата выдачи патента на первый регион. Это значит, что срок действия второго патента на новую территорию не будет превышать срок действия первого. Например, если первый патент был выдан в феврале 2015 г., и иностранный гражданин получает на новый регион второй патент, то он будет действовать до февраля 2016 г.


Публикуем ответы на вопросы участников интернет-брифинга, касающиеся командировок иностранных сотрудников.

Эксперт данной темы:
Володин Евгений Владимирович – юрист-консультант по миграционным вопросам, руководитель Отдела правовой поддержки юридических лиц Группы Компаний «ОСТ», член научно-экспертного Совета НП «Международный альянс «Трудовая миграция».

ВОПРОС В соответствии с действующим законодательством иностранный работник (гражданин дальнего зарубежья, временно пребывающий на территории Российской Федерации, не высококвалифицированный специалист, занимающий должность руководителя предприятия или руководитель департамента) может находиться в командировке в других субъектах федерации только 10 дней в год.

Можно ли увеличить этот срок? В ПП № 97 от 17.02.2007 указано, что можно, если у него разъездной характер работы и мы оформляем вместо командировок служебные поездки (и тогда он может проводить в служебных поездках не более 60-и дней календарных дней)? Как правильно это оформить? Относится ли это к субъектам федерации с особым режимом въезда (Мурманск).

Например, если наш работник, который работает в С.-Петербурге поедет в служебную поездку в Мурманск и наоборот? Мандрусова Елена Владимировна, Менеджер по персоналу, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая Елена Владимировна! Довожу до Вашего сведения, что Постановление Правительства от 17.02.2007г. № 97, на которое Вы ссылаетесь в своем вопросе утратило силу (см. Постановление Правительства от 13.11.2010г. № 904).

В настоящее время интересующая Вас процедура регламентируется Приказом Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н. Хотя смысл остался тот же:

Необходимо принимать во внимание, что указанные преференции – осуществлять трудовую деятельность вне региона, на территории которого иностранному гражданину выдано разрешение на работу, распространяются только на иностранных работников, осуществляющих деятельность по указанным в Приказе профессиям, должностям.

Что касается вопроса о субъектах с особым режимом въезда для иностранных граждан, Вы очевидно имеете в виду территории, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение.

В настоящий момент это в том числе:

1. Территории закрытых административно-территориальных образований (перечень утвержден Постановлением Правительства от 5.07.2001 г. N 508).
2. Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (перечень утвержден Постановлением Правительства от 4.07.1992г. № 470).
3. Территории закрытых военных городков.
4. Пограничная зона.

Постановление Правительства от 4.07.1992г. № 470 содержащее перечень территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан (у меня с изменениями на 11 июня 2004 г.) под пунктом 8 указаны:

Мурманская область и Республика Карелия - береговая полоса Кольского полуострова шириной 10 километров от мыса Крестовый до р. Воронья, район к западу от р.Воронья, ограниченный с юга и запада автомобильной дорогой Туманный - Кола, железной дорогой Кола - Печенга и линией Печенга - бухта Долгая Щель (за исключением названных населенных пунктов, автомобильной, железной дорог и г.Мурманска с проездом в него по железной дороге, автомобильным транспортом от Колы и транзитом по автомобильной дороге Заполярный - Кола - Мурманск).

Район Кандалакшского залива с прибрежной полосой шириной один километр в границах: с запада - мыс Кочинный - мыс Титов, с востока - мыс Носок - мыс Шарапов.

Постановление Правительства от 5.07.2001 г. N 508
Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508) (у меня с изменениями на 16 июля 2009 г.)
Указаны территории в Мурманской области (собственно Мурманск в перечне отсутствует).

В связи с изложенным, полагаю, что собственно в Мурманск Ваш иностранный работник может быть направлен в командировку без ограничений со стороны органов ФСБ.

На настоящий момент не готов дать ответ на вопрос о разъездном характере работы. Информация у меня имеется на бумажном носителе, необходимо только найти в какой из папок. Если Вам интересно прошу написать в личку.


ВОПРОС Добрый день. Вопрос следующий:
В ЗАО, расположенном в Москве, Генеральный директор - иностранец из дальнего зарубежья. Квота на него оформлена, разрешение получено. У этой компании есть 3 филиала в регионах. Филиалы - с ограниченной степенью самостоятельности, не имеющие своего баланса, расчетного счета и т.п. Управляются из центрального офиса в Москве.

Если в эти филиалы генеральным директором назначается тот же иностранец, нужно ли на него оформлять разрешения на работу в данных регионах (в дополнение к московскому разрешению)? М. Николаева, г. Москва.

ОТВЕТ: Уважаемая г-жа Николаева! В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

В настоящее время таким органом исполнительной власти является Минздравсоцразвития РФ, который Приказом от 28.07.2010г. № 564н установил перечень должностей, профессий, обладая которыми иностранные граждане могут работать вне региона получения ими разрешения на работу в случаях:
- нахождения в командировке или если их трудовая деятельность носит разъездной характер, что указано в трудовом договоре.

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

В случае, если указанные сроки Вас не устраивают – необходимо оформлять разрешение на работу в каждом названном Вами регионе.

Как выход из ситуации – оформите Генеральному директору разрешение на работу высококвалифицированного специалиста – ВКС (если заработная плата за 365 дней не менее 2 000 000 рублей).

В случае, если в соответствии с трудовым договором будет предполагаться осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации (более подробную информацию Вы можете почерпнуть из моего ответа по теме «высококвалифицированные специалисты» либо напишите мне на личную почту).

Разрешение на работу выдается сроком до 3-х лет в течение 14 рабочих дней с момента подачи документов, что уменьшает Ваши контакты с ФМС минимум в 3 раза.


ВОПРОС : Организация находится в п. Тучково Рузского р-на Московской области. Оформлены разрешения на работу иностранным работникам. Строительный объект находится в г. Лобня Московской области. Иностранные работники должны жить в общежитии в г. Лобня. Договор с общежитием есть. Где оформлять уведомления по УФМС? В п. Тучково или в г. Лобня? Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г. Лобня? Андосова Инна Леонидовна, Начальник отдела кадров, г. Руза.
ОТВЕТ: Уважаемая Инна Леонидовна! Попробую ответить, хотя не понял о каких уведомлениях идет речь - полагаю, что уведомления о прибытии иностранных граждан в место пребывания, а не о заключении трудового договора (если ошибаюсь – напишите в личку).

Насколько я усвоил, иностранные работники Вашей организации проживают в общежитии в том же районе, где осуществляют трудовую деятельность. Соответственно, уведомления о прибытии в место пребывания необходимо направлять в местное подразделение миграционного учета в Рузском районе. Такова практика.

В теории в соответствии с п. 20 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.01.2007г. № 9 «уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы». Территориальным органом Федеральной миграционной службы является в данном случае УФМС России по Московской области.

Вторая часть вопроса: «Можно ли оформить документы по Рузскому р-ну и оформить командировочные удостоверения в г.Лобня?», мне непонятна.

Можно ли поставить их на миграционный учет в Рузском районе и выписать командировочные удостоверения для работы в г. Лобня?

С точки зрения миграционного законодательства командировочные не нужны, т.к. разрешение на работу действует на территории всей Московской области. И Лобня и Руза находятся в одном регионе. Проблем с миграционной службой не возникнет. В случае, если они прибывают в г. Лобня из Рузы более чем на 3 рабочих дня, необходимо ставить их на миграционный учет (ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Если я неверно истолковал Ваш вопрос – прошу связаться со мной по личной почте. С уважением, Евгений Володин.


ВОПРОС: Имеем ли мы право использовать привлечённого для работы иностранного специалиста для работы в разных городах страны (командировки) и если можем, то какие дополнительные меры (по регистрации, ещё какие-нибудь...) мы должны предпринимать, чтобы не нарушать законодательство. Галиуллин Эдуард Радифович, Заместитель директора, г. Екатеринбург.
ОТВЕТ: Уважаемый Эдуард Радифович!

В соответствии с п. 4.2 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Таким образом, в рамках Свердловской области Ваши иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность без ограничений (полагаю, что территория действия разрешения у них указана – Свердловская область).

В случае, если им необходимо работать в других регионах, Вы можете воспользоваться положениями Приказа Минздравсоцразвития от 28.07.2010г. № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

При этом:
а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;
б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Но относится эта преференция только к иностранным гражданам, работающим по должностям, указанным в содержащемся в Приказе Перечне.

Если указанных сроков Вам не хватает – выходов 2:
- Получить разрешение на работу в каждом интересующем Вас регионе.
- Получить для своих иностранных специалистов разрешения на работу «высококвалифицированных специалистов», для которых возможно указание в разрешении на работу нескольких регионов (при этом заработная плата указанных специалистов должна быть не менее 2 000 000 рублей в год).

Может ли иностранный работник быть направлен в командировку?

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом (ст. 327.1 Трудового кодекса РФ).

Поэтому правила, установленные трудовым законодательством для направления работников в командировки, распространяются и на иностранных работников. Однако эти правила применяются в отношении работников – иностранных граждан с некоторыми особенностями.

Иностранные граждане могут находиться на территории России в следующих статусах:

1) временно пребывающих. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

2) временно проживающих. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

3) постоянно проживающих. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

При этом для иностранных лиц, временно пребывающих и временно проживающих в РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", (далее – Закон N 115-ФЗ)) установлено следующее правило.

Так, временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и другими федеральными законами).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, которые относятся:

1) к профессиям рабочих. В числе этих профессий перечислены, например:

асфальтобетонщик;

водитель автомобиля;

водитель дрезины;

дорожный рабочий;

каменщик;

костюмер;

машинист бульдозера;

машинист катка самоходного;

машинист маркировочной машины для разметки автодорог;

машинист погрузочной машины;

2) должностям служащих, например:

консультант по экономическим вопросам;

корреспондент;

корреспондент издательства, редакции газет и журналов;

переводчик;

спортсмен-инструктор;

экспедитор;

экспедитор по перевозке грузов;

3) а также к должностям служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий, к которым относятся:

руководители специализированных производственно-эксплуатационных подразделений (служб);

При этом:

а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание, в случае выполнения ими работ по профессиям и должностям, к которым относятся:

1) профессии рабочих:

2) должности служащих:

3) а также должности служащих, относящиеся к следующим подгруппам Общероссийского классификатора занятий:

руководители учреждений, организаций и предприятий;

руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб);

руководители функциональных и других подразделений и служб;

руководители малых учреждений, организаций и предприятий.

При этом:

а) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), в случае, если они являются высококвалифицированными специалистами. При этом:

а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не может превышать 30 календарных дней ежегодно, в течение периода действия разрешения на работу, при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором.

Обратим внимание, что вышеуказанные максимальные сроки командировок предусмотрены только для случаев направления иностранных работников в командировки в другие субъекты РФ, но не за границу. Для командирования иностранного работника за границу законодательством конкретных сроков и ограничений не установлено.

Несмотря на это, работодатель вправе направить иностранного гражданина – работника в командировку за пределы РФ только на срок, не превышающий 6 месяцев. Связано это с тем, что иностранному лицу – работнику может быть аннулировано ранее выданное разрешение на временное проживание в случае, если он находился за пределами РФ более 6-ти месяцев (пп. 11 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).

​1. Продолжительность командировок иностранцев, работающих в России по какому-либо разрешительному документу, за пределами России законодательно не ограничена.

Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по срокам направления работников-иностранцев в заграничные командировку. Однако, в случае их нахождения за пределами нашей страны более 6-ти месяцев разрешительный документ может быть аннулирован.

Это касается:

  • ​иностранных высококвалифицированных специалистов;
  • иностранцев, работающих в России по патенту;
  • иностранцев, разрешение на работу которым оформлено через процедуру квотирования или на внеквотные должности;
  • иностранных студентов, получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Закона № 115-ФЗ;
  • иностранцев, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство в России (исключение составляют иностранные ВКС, получившие вид на жительство в силу своего статуса, в порядке пункта 27 статьи 13.2 Закона № 115-ФЗ)​.

2. Продолжительность командировок как по территории России, так и за ее пределами не ограничена для работающих в российских компаниях граждан государств ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан).

Продолжительность командировок по территории России не ограничена:

  • ​для всех иностранных граждан, перечисленных в подпунктах 1-12 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ (которым получение разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности не требуется). Исключение составляют только иностранцы, получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, в отношении которых Законом установлен особый порядок работы за пределами региона, где им разрешено проживать;
  • для граждан государств ЕАЭС, работающих в российских компаниях.

3. Не допускается направление в командировку за пределы территории действия разрешения на работу иностранных студентов, получивших разрешение на работу в порядке статьи 13.4 Закона № 115-ФЗ (на оборотной стороне разрешения на работу этой категории работников в графе «Особые отметки» указывается «в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ»).

Исключением можно считать период их нахождения на каникулах (что подтверждается соответствующей справкой из образовательной организации), когда они имеют право работать без разрешения (и, следовательно, не связаны ограничениями, в том числе территориальными, которые Закон налагает на иностранцев, работающих по разрешениям).

4. При направлении в командировку по территории России иностранных граждан, имеющих разрешение на работу:

  • ​выданное через процедуру квотирования или на внеквотные должности;
  • выданное гражданам Республики Таджикистан в 2014 году сроком действия на 3 года в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о трудовой деятельности и защите прав граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан и граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации, при условии, что иностранец направляется за пределы территории действия выданного разрешения, необходимо исходить из сроков, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н.

Для указанных выше категорий иностранных работников Приказом установлена возможность направления их в командировки, при условии, что совокупная продолжительность таких командировок в течение срока действия выданного разрешения на работу не будет превышать 10-ти календарных дней, либо 60-ти дней при условии, если работа носит разъездной характер и это напрямую отражено в договоре.

При этом такая возможность предоставляется лишь иностранцам, работающим по профессиям/должностям, перечисленным в Приказе. Нарушение указанного порядка (установленных Приказом сроков либо направление в командировку работника по иной, нежели установлены Приказом должности) квалифицируется по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

5. При направлении в командировку иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание, необходимо также пользоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н по аналогии с учетом установленной продолжительности командировок/разъездного характера работы (только привязка происходит не к сроку действия РВП, а к календарному году) и перечня «разъездных» профессий/должностей.

Приказ устанавливает продолжительность командировки за пределы региона, где РВПшнкам разрешено проживать (в данном случае речь идет не о том регионе, в котором РВП выдано, а регионе, в котором иностранец зарегистрирован по месту жительства «прописан»).

Дело в том, что РВПшникам Законом разрешено менять место проживания. Например, человек получил РВП в Москве, а работу нашел в Московской области. В такой ситуации ему возможно (хотя законодательно процедура не установлена) обратиться в орган, выдавший РВП, с ходатайством в произвольной форме о смене места проживания. При этом ходатайство должно быть мотивировано не просто желанием проживать по другому адресу. В таком случае к нему, как правило, прилагается гарантийное письмо от собственника жилья в регионе (субъекте РФ) где намерен проживать РВПшник с обязательством зарегистрировать его по месту жительства и копиями документов на жилое помещение, а также проект договора с потенциальным работодателем, гарантирующий трудоустройство по новому месту жительства.

Рассматривается такое ходатайство, на практике, до 2-х месяцев, и в итоге человек получает уведомление о разрешении временного проживания, в рассматриваемом случае, в Московской области. С этого момента он вправе работать на территории субъекта, где ему разрешено временное проживание, то есть в Московской области. При этом штапм «Разрешено временное проживание» не переставляется, происходит лишь «перепрописка» иностранца.

6. Порядок направления в командировки иностранных ВКС (высококвалифицированных специалистов) также регулируется Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н.

В последнее время многие компании отходят от указания в разрешении на работу тех регионов России в которые ВКС могут быть направлены в командировку, а предпочитают прописывать в заключенном с ним договоре разъездной характер работы. В таком случае продолжительность нахождения работника за пределами региона местонахождения работодателя не ограничивается.

7. Не допускается направление в командировку за пределы территории действия разрешительного документа иностранцев, работающих в России на основании патента.

Если работника с патентом, выданным, например для работы в Воронежской области необходимо командировать в Краснодарский край, ему необходимо будет дополнительно получить патент для работы в Краснодарском крае. Такое положение вещей привязывает эту категорию иностранных работников к региону выдачи патента.

  • ​Пункт 10 статьи 13.2 и подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ)
  • Подпункт 2 пункта 22 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ и подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ
  • Подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ
  • Пункт 4 статьи 13.4 и подпункт 9 пункта 9 статьи 18 Закона № 115-ФЗ
  • Подпункт 11 пункта 1 статьи 7 и подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Закона № 115-ФЗ
  • Пункт 20 статьи 13.4 Закона № 115-ФЗ
  • Пункт 16 статьи 13.3 Закона № 115-ФЗ

Отличие служебной командировки от служебной поездки

В соответствии со статьей 166 Трудового Кодекса Российской Федерации можно выделить два основных понятия относительно рабочих поездок:

Служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Служебная поездка – это поездка работника, постоянная работа которого осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

При этом служебные поездки не признаются служебными командировками.

Отличиями служебной командировки от служебной поездки можно считать следующие :

  1. Командировки носят редкий, нерегулярный характер, могут быть длительными,
  2. Служебные поездки являются частью функционала работника и неотъемлемой частью его работы, имеют регулярный характер и, в основном, бывают короткими.

Что нужно учесть перед оформлением разрешения на работу для иностранного специалиста

В первую очередь, если у вашей компании есть филиалы, представительства, обособленные подразделения в разных регионах России, то при оформлении разрешения на работу лучше сразу походатайствовать от выдаче разрешения с территорией действия на все регионы, в которых есть обособленные подразделения. Такое ходатайство будет одобрено, если заявитель предоставит документы, подтверждающие легальное существование таких подразделений в других регионах, например, устав компании, где прописаны все офисы, свидетельства о постановке на налоговый учет обособленных подразделений и т.д.

Если с государством, гражданином которого является привлекаемый специалист, у России заключены международные договоры, позволяющие оформлять разрешения на работу с территорией действия сразу на всю страну (такие соглашения, например, есть с Францией, Южной Кореей), то важно воспользоваться такой возможностью и оформить разрешение на всю Россию.

Если вышеуказанных возможностей нет, то дальнейшие поездки иностранного специалиста в другие субъекты Российской Федерации нужно будет оформлять как командировки или служебные поездки. Однако для этого необходимо знать об ограничениях для иностранных работников.

Ограничения по командировкам в России для иностранных высококвалифицированных специалистов

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 564н г. Москва (п.3):

«Иностранные граждане – высококвалифицированные специалисты вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание), если:
а) непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не превышает 30 календарных дней ежегодно в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку;

б) общая продолжительность трудовой деятельности иностранных граждан вне пределов субъекта (субъектов) РФ, на территории которого (которых) им выдано разрешение на работу, не ограничивается, если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено трудовым договором.»

В итоге, если у высококвалифицированного специалиста в трудовом договоре не указан разъездной характер работы, то пребывать в командировках в регионах России, не указанных в его разрешении на работу, он сможет не более 30 календарных дней в году, однако если в трудовом договоре есть ссылка на разъездной характер работы, то ограничение по количеству дней в других регионах пропадает.

Также необходимо помнить, что на территории России существует множество запретных зон для посещения иностранными гражданами, а также территории с регламентированным посещением иностранными гражданами. В районы, города и субъекты РФ с регламентированным посещением иностранными гражданами нельзя въезжать и вставать на миграционный учет без специального разрешения (согласования) от Федеральной Службы Безопасности (например, Одинцовский и Балашихинский районы Московской области).

Оформление командировки высококвалифицированного специалиста

Если специалисту не требуется больше тридцати дней в году для поездок в другие регионы, то его поездки по работе будут оформляться как командировки. Для оформления такой командировки необходимо подготовить такие же документы, как для любого российского работника:

служебное задание;
– приказ о направлении работника в командировку;
– командировочное удостоверение.

Оформление разъездного характера работы и служебных поездок высококвалифицированного специалиста

Согласно ст. 168.1 Трудового кодекса РФ конкретный перечень работ, профессий, должностей разъездных работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами внутри компании. Легче всего закрепить этот перечень в отдельном приказе. Таким образом законодательством не установлено каких-либо прямых признаков или ограничений по разъездному характеру работы, в связи с чем работодатель вправе установить такие критерии самостоятельно, а также выбрать должности для данного характера работы.

На разъездной характер служебной деятельности работника должно быть указание и в его должностной инструкции (либо в приложении к трудовому договору, содержащем перечень должностных обязанностей работника).

Общий список документов для правильного оформления разъездного характера работы в компании:

  1. Трудовой договор, где указано на разъездной характер работы;
  2. Должностные инструкции, в которых прописаны обязанности сотрудника, связанные со служебными поездками;
  3. Приказ, где закреплен перечень «разъездных» работников;
  4. Коллективный договор или положение о поездках работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, где утверждены конкретные размеры и порядок возмещения затрат, связанных со служебными поездками.

О миграционном учете высококвалифицированных специалистов в командировках и служебных поездках

В случае, если иностранный высококвалифицированный специалист планирует посетить другой город вне основного места работы с целью командировки или служебной поездки, то необходимо следовать правилам миграционного учета в такой ситуации:

  1. С даты въезда в Россию высококвалифицированный специалист может не вставать на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней. Однако, если планируется поездка в другой город, то необходимо встать на миграционный учет в субъекте РФ, где находится его основное место работы и где выдано разрешение на работу.

Например, если разрешение на работу было получено в г. Москва и основным местом работы является Москва, то нужно встать на учет в г. Москва.

  1. После постановки на миграционный учет по основному месту пребывания, специалист приезжает в другой субъект РФ и с даты приезда начинается отсчет 30 дней, в течение которых он освобожден от постановки на миграционный учет в данном регионе. По истечение указанных 30 дней, у специалиста (его принимающей стороны) будет еще 7 рабочих дней для постановки на учет по месту пребывания.
  2. Если высококвалифицированный специалист останавливается в гостинице, то администрация гостиницы обязана по закону осуществить его постановку на миграционный учет в течение 24 часов. Желательно всегда уточнять данный вопрос на ресепшн, чтобы администрация предоставляла гостю на руки корешок уведомления о прибытии в место пребывания («регистрацию») до момента его выезда из гостиницы.

Рекомендуется по возможности не пользоваться привилегиями постановки на миграционный учет находясь в регионах России, которые не указаны в разрешении на работу. Желательно с собой всегда иметь местную регистрацию из гостиницы, миграционные документы (паспорт, миграционную карту, визу), также необходимо с собой иметь разрешение на работу, полис добровольного медицинского страхования, копию трудового договора, командировочные документы или другие документы, свидетельствующие о служебной поездке.

Александра Коробецкая

Лучшие статьи по теме