Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование жизни и здоровья
  • Как определить предложный падеж. Как определить падеж у несклоняемых существительных? Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении

Как определить предложный падеж. Как определить падеж у несклоняемых существительных? Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении

Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.

Категория падежа

Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.

В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.

Наименование падежа

Вопросы падежей имен существительных

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Предложный

О ком? О чем?

Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.

Значение и форма выражения падежей. Именительный падеж

Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.

Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.

Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.

Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).

Значения родительного падежа

Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:

  • вещество, у которого обозначается мера: литр кваса ;
  • принадлежность: мамина обув ь;
  • объект какого-либо действия: кипячение воды ;
  • отношения определения: красота полей .

Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.

Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:

  • обозначает конкретный объект, когда связан с переходным глаголом: выписать квитанцию ;
  • употребляется после таких глаголов, как бояться, добиваться, лишатьс я и др.: добиваться (чего?) разрешения.

Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .

Значения дательного и винительного падежей

Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).

Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .

Творительный и предложный падежи

У существительного в творительном падеже будут следующие значения:

  • орудие или способ действия: бить (чем?) кулаком (способ), бить (чем?) молотком (орудие);
  • субъект, выполняющий действие: пишется (кем?) мамой ; отмывается (чем?) тряпкой ;
  • входит в состав именной части сказуемого: она была (кем?) врачом.

Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:

  • тему разговора, мысли и проч.: поговорим (о чем?) о творчестве Гете ; думаю (о ком?) о прекрасной незнакомке ;
  • временные и географические показатели: встретились (когда?) на прошлых выходных ; работать (где?) в кафе .
  • используется для обозначения даты, но не полной, а с указанием года: я родилась (когда?) в тысяча девятьсот девяностом году.

Склонение существительных

Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.

Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.

Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.

Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.

Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .

Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.

К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.

Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.

Склонение существительных единственного числа

Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.

Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.

Первое склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Провокаци-я

Родительный

Провокаци-и

Дательный

Провокаци-и

Винительный

Провокаци-ю

Творительный

Провокаци-ей

Предложный

О првокаци-и

Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.

Второе склонение

Мужской род

Средний род

Твердый тип

Твердый тип

Мягкий тип

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.

Третье склонение

Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.

Склонение существительных множественного числа

Разберем падежи имен существительных множественного числа.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Твердый тип

Мягкий тип

Мужской род

Средний род

Именительный

Кастрюли

Родительный

Кастрюль

Дательный

Картинам

Кастрюлям

Винительный

Кастрюли

Творительный

Картинами

Кастрюлями

Бараками

Предложный

О картинах

О кастрюлях

О бараках

Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.

Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.

Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).

Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.

Разносклоняемые существительные

В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .

Единственное число

Множественное число

Именительный

стремена

Родительный

стремени

Дательный

стремени

стременам

Винительный

стремена

Творительный

стременем

стременами

Предложный

о стремени

о стременах

Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.

Неизменяемые существительные

Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).

Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:

1. Пешеходы спешили по новому шоссе.

2. Проложены новые шоссе.

В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).

Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .

Непостоянные признаки.

Как определить склонение имени существительного.

1. Поставь имя сущ. в И.п., в ед.ч. (в начальную форму).

2. Определи род.

3. Определи окончание.

4. Определи склонение.

Например: Ребёнок спал в колыбели .

1. Начальная форма – колыбель.

2. Род – женский.

3. Окончание – нулевое.

4. Склонение – 3

Падежи имён существительных.

Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма имени существительного. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.


ЗАПОМНИ!

1. Найди слово, к которому относится имя сущ.

2. Поставь от этого слова к сущ. оба падежных вопроса.

3. По вопросам определи падеж.

Например: Они остановились на пороге дома.

1. Слово, к которому относится имя сущ. – остановились.

2. Задаем оба падежных вопроса – остановились (на ком? на чем?) на пороге.

3. Вопросы предложного падежа.

Окончания имен существительных.

падеж вопросы 1–е скл. 2–е скл. 3–е скл. мн. число
ж.р., м.р. -а, -я м.р., ср.р. , -о, -е ж.р. ь, все склонения
И. п. кто? что? -а, -я , -о, -е -а, -я, -и, -ы
Р. п. кого? чего? (чей? из чего? откуда?) -ы, -и -а, -я, -о, -е -ов, -ев, -ей,
Д. п. кому? чему? (где?) -у, -ю -ам, -ям
В. п. кого? что? (куда?) -у, -ю -о, -е, -а, -я, -а, -я, -и, -ы, -ей, -ов, -ев, нулевое
Т. п. кем? чем? (где? когда?) -ой, -ей, -ою, -ею -ом, -ем, -ём -ами, -ями
П. п. о ком? о чем? (где? как? какая?) -ах, -ях

Число имён существительных.

Число указывает на количество предметов.

Роль в предложении (синтаксическая роль)

Имя существительное в предложении может быть:



подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством.

Схема разбора имени существительного (морфологический разбор)

I. Часть речи.

II. Морфологические признаки.

(предмет, явление природы и т.д.)

Начальная форма (И. п., ед. ч.)

Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

г) склонение.

Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая роль.

Например: Река протекает с севера на юг.

I. С севера – сущ.

II. (откуда? – с чего?) с севера, н. ф. – север

Пост. – нариц., неодуш., м. р., 2 скл.

Непост. – Р. п., ед. ч.

III. В предложении – обстоятельство места

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.

Рассмотрим вкратце все падежи.

  • Именительный падеж. Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
  • Родительный падеж. Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
  • Дательный падеж. Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
  • Винительный падеж. Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
  • Творительный падеж. Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
  • Предложный падеж. Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
Итак, чтобы правильно определить, в каком падеже существительное, необходимо:
  • найти то слово, к которому существительное относится;
  • задать от найденного слова вопрос к существительному.
Теперь о различных значениях косвенных падежей (это все падежи, кроме именительного).
  1. Родительный падеж. Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
    • для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
    • для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
    • для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
    В приименном употреблении родительный падеж применяется:
    • для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
    • для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
    • для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
    • для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
    Если родительный падеж употребляется рядом с прилагательным в сравнительной степени, он обозначает предмет такого сравнения: ярче (чего?) солнца, больше (чего?) километра.
  2. Дательный падеж. Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
    • объект действия: помощь друзьям;
    • назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
    Дательный падеж также применяется для обозначения субъекта в определенном состоянии. Матери не спалось. Девочке хотелось играть.
  3. Винительный падеж. Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
    • для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
    • для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
    Бывает, что слова в именительном и винительном падеже пишутся одинаково, а вспомогательные вопросы к ним очень похожи. В парке рос (что?) клен. Ураган сломал (что?) клен. Клен – существительное с нулевым окончанием и не изменяется в именительном и в винительном падеже. Попробуйте подставить любое другое слово, у которого есть окончание, чтобы проследить за его изменением. В парке росла (что?) береза («-а»/ «-я» - окончание им. п.). Ураган сломал (что?) березу («-у»/ «-ю» - окончание вин.п.). Еще одно важное указание на падеж: перед нами предмет (клен), на который направляется действие (ломать). И еще: в предложении слово в винительном падеже играет роль дополнения (а не подлежащего, как в именительном падеже).
  4. Творительный падеж. Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
    • предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
    • того, кто действует: текст написан школьником;
    • объект, на который направляется действие: руководить отделом;
    • признак: казаться красавцем;
    • пространство: пройти стороной;
    • способ действия: говорить басом;
    • сравнение: ходить петухом.
    Творительный падеж может использоваться с отглагольными существительными: руководство отделом, вышивка крестиком. Он может выражать и различные отношения: недовольный работой, обрадованный успехом.
  5. Предложный падеж. Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
    Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:
    • объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
    • место действия: бродить по полю;
    • время действия: приехать в ноябре;
    • предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
    • способ действия: передавать на словах;
    • образ действия: закричать в ярости.
    Существительное в предложном падеже обычно соседствует с существительными, образованными от глаголов: встреча на дороге, плавание в бассейне, игра на скрипке. Данный падеж может обозначать и признак или качество: мальчик в очках, куртка на меху.
При определении падежа могут возникать некоторые трудности. Но если запомнить вспомогательные вопросы и усвоить признаки, характерные для каждого падежа, его определение станет несложной задачей.

У существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять - это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на -а или -я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена - подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. - «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж - именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае - дательный (чему?), во втором - предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения слова.

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях - им. сущ.
  • Начальная форма (что?) - соревнование.
  • Постоянные признаки:

Не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

Неодушевленное;

Сред. род (оно);

Имеет окончание -е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.

  • Непостоянные признаки:

Множ. число;

Отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

  • В предложении будет выполнять роль второстепенного члена - дополнения.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное

Лучшие статьи по теме