Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Пенсионное страхование
  • Конспект логопедического занятия «Буква «С. Конспект логопедического занятия. Тема "Звук С" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Конспект логопедического занятия звук с

Конспект логопедического занятия «Буква «С. Конспект логопедического занятия. Тема "Звук С" план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Конспект логопедического занятия звук с

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебный лес. Знакомство с буквой С»

Цели:

Коррекционные: Закрепить звуки [с] [с’]. Познакомить детей с новой буквой «С». Учить детей составлять и читать односложные слова. Формировать навык чтения слогов, односложных слов.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг к другу, любовь к природе, лесу.

Оборудование: Предметные картинки: лиса, сурок, соболь, синица, сук; схема на звук «С»; буква «С», кассы букв на количество детей; наборное полотно, мольберты, мяч.

Предварительная работа: Проводились игры: «Летает – не летает», «Будь внимательным», «Придумай слова со слогами», загадывание и отгадывание загадок; заучивание двустиший.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Игра «Летает – не летает»: Собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

Логопед. А теперь назовите, одним словом перечисленные мною летающие предметы.

Дети. Птицы.

Логопед. А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети. Сорока, синица.

II . Артикуляция звука [с]

Логопед. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие.

Отгадайте, куда мы пойдем.

Его зимой и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. (Лес)

Логопед. Мы с вами оказались в волшебном лесу. На лесной полянке много пенечков.

Присаживайтесь на пенечки. Какой последний звук в слове лес?

Дети. С-с-с.

Логопед. Посмотрите на схему и расскажите об этом звуке по схеме.

Дети. При произнесении звука «С».

а). Губы в улыбке;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты;

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

г). Передняя часть спинки языка поднимается к верхнимбугоркам и образует с ними щель;

д). Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам;

е). Посередине языка идет плавная струя воздуха;

III .Характеристика звука

Логопед. Дайте характеристику звуку [С].

Дети. Звук [С] — согл., глух., бывает и тв. и мяг.

Логопед. А как я произнесу звук [С] твердо или мягко в словах: Собака, санки, рысь,

IV . Игра «Будь внимательным»

Логопед. Если услышите звук [С] в словах поднимите синий кружок, а звук [С’] –

Лиса, лось, солнце, лист, синица, собака, аист, сентябрь.

V . Знакомство с буквой С

Логопед. В лес волшебный на прогулку нас приглашает пойти новая буква.

Какой мы звук повторили сегодня на занятии? А чем обозначается звук на письме?

Значит, приглашает нас на прогулку в лес буква С. (демонстрирует букву). Скажите на что

похожа буква С? (чтение двустиший о букве С детьми). Назовите букву.

VI . Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(физкультминутка выполняется 2 раза).

VII . Звукобуквенный анализ

Логопед. У всех людей есть школы, где учатся ребята. В этом лесу тоже есть своя «Лесная

школа». И в эту школу приглашает вас буква С. Послушайте, какая история произошла с

буквой С.

Однажды буква С пошла, гулять в лес, и повстречала там гласную А.

Какой слог образовали эти буквы? Составьте из букв разрезной азбуки слог СА.

Мелькнула между соснами рыжая лиСА. (Логопед ставит изображение лисы, соболя,

прочитайте. (дети составляют слог СО). По веткам Соболь пробежал.

Вышла на полянку буква С и встретила гласную У. (дети составляют слог СУ).

Прислушайтесь как посапывает Сурок.

СИ) тут же желтогрудая синица прилетела, звонко засвистела. Идет дальше буква видит

на суку сосны, висит табличка. На табличке изображен сук.

Составьте в кассе слово сук. Вместо буквы У поставьте букву О. Какое слово у вас

получилось? (слово сок).

VIII . Чтение слогов, слов

Логопед. Солнышко светит ослепительной красой. Направила буква С солнечные лучи

на гласные буквы.

Подружите буквы и прочитайте, что получилось (чтение по цепочке). В лесу мы

побывали, А слова не прочитали. (чтение слов друг за другом, по цепочке).

IX . Дид. игра «Придумай слово»

Логопед кидает мяч детям называет слоги –са, -со, -су, -си. Дети придумывают слова с

этими слогами: сад, сорока, сушка, сироп и т.д. X. Итог занятия Логопед. Какой звук мы

повторили? Чем обозначается звук на письме? С какой буквой мы сегодня

познакомились? Что вам понравилось на этом занятии?

Учитель-логопед

Багаутдинова Айсылу Фаритовна

МАДОУ Детский сад №12 г. Учалы РБ

Автоматизация звука [с]

Автор: Гребенщикова Ольга Анатольевна, учитель - логопед
Место работы: КОУ ВО «Бобровская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах и словах".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
1. артикуляция звука [с];
2. физкультминутка « В пучине морской»;
3. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(стихотворение читает учитель - логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.

(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)

1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.

«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.

2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.

«Лопата» (стихотворение читает учитель - логопед):
Язык «лопаткой» положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!

3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).

4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.

5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.

«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.

6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).

«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):

Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. (уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. (учитель – логопед использует мнемотаблицу).

4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем - десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.

5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных, которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
(следи за произношением звука [с]).

5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).

Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко - слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV. Подведение итогов
(с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк» п. г. т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект фронтального логопедического занятия

Звуки [С] - [С‘]”

Учитель-логопед:

Миннегалиева Г.А.

Тема: Звуки [с] и [с"].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

Учить детей различать звуки [с] и [с"];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического слуха;

зрительной, слуховой памяти и внимания;

развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, картинка Незнайки цветные фишки для звукового анализа, корзина и ваза,домик.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Логопед - Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Логопед - Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с"]).

Логопед - Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с"] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

II. Основная часть

Игра «Гости»

Логопед - Посмотрите, к нам кажется,кто-то пришёл в гости. Кто это?

Дети: Незнайка

Логопед - Незнайке 6 лет, он осенью тоже пойдет в школу. Но он не умеет правильно произносить звуки С и СЬ. Научим его правильно произносить звуки?

Логопед -Давайте берите зеркала и все вместе произносим звук С и звук СЬ.

Логопед - Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, обозначаем синий фишкой)

Логопед - Азат дай характеристику звуку [с"]. (Звук [с"]- согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленой фишкой)

Логопед -Найдите и покажите значок звука С и звука СЬ.

Игра «Светофор»

Логопед - Сейчас я буду называть слова со звуками [С] - [С‘], а вы если услышите звук С поднимите синий звуковой сигнал, звук СЬ– зелёный звуковой сигнал.

Слон, сумка, гусь, персик, сок.

Игра «Угостим гостя».

Логопед - Наш гость проголодался.Незнайка очень любит кушать только те овощи и фрукты, в названиях которых есть звук [С] или [СЬ]

Надо овощи со звуками[С] [С‘] разложить в корзину, а фрукты со звуками[С] [С‘] в вазу.

Гость наш теперь сыт.

Произношение звуков [с] в чистоговорках. Словотворчество детей.

Логопед - Захотелось Незнайке посмеяться вместе с нами. И придумал он чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.

Физкультминутка «Незнайка»

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

Игра «Чей домик?»

Логопед -Незнайка не знает кто где живет? Давайте ему поможем. Покажем кто где живет.

Сом в пруду, собаке в будке, девочка Сима в доме и мальчик Саша тоже в доме.

Логопед- Ребята, давайте сделаем звуковую схему слов и научим Незнайку.

Звуковой анализ слов.Сом,Сима.

Логопед – Незнайка не знает букву С, давайте покажем ему букву С.Выкладываем букву из цветочков.

Логопед: Незнайке о чень понравилось гостить у нас вы помогли ему получить знания,н о ему пора собираться в дорогу.

Скажем Незнайке: «До свидания! До новых встреч!»

Подведение итога занятия.

Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

Какие это звуки? (Звуки [С] - [С‘] согласные, глухие, могут быть твёрдыми и мягкими)

Молодцы! Все хорошо занимались.

Список детей

Асылбаев Владислав

Александров Александр

Галявов Алмаз

Беляндин Азат

Бикмуллина Самира

Боженкова Самира

Вдовин Илья

Кудряшов Дима

Зиннатуллина Айсылу

Степанова Ангелина

Нарушения речи у младших школьников имеют разные причины, различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Нередко у школьников, которые имеют нарушения речи, наблюдаются следующие признаки:

  • бедность словарного запаса,
  • нарушения грамматического строя речи,
  • связной речи,
  • несформированность звукопроизношения,
  • неполноценность фонематического восприятия.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых дефектов можно условно выделить группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью. К таким нарушениям относятся: дислалии, ринолалия и дизартрия.

Другую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалия, ринолалия, дизартрия).

Расстройство письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи — явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

В школе у учащихся младших классов встречается дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках: замены рукописных букв, графически сходных в-д, л-м, ц-щ, замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки, например: т-д, п-б, г-к, с-з. Искажения звуко-буквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, например: (весена вместо весна, стана вместо страна, кулбок вместо клубок).

Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов, (например, изтеплых стран летят грачи – из теплых стран летят грачи.)

Аграмматизмы на письме (например, много карандашов, нет ключов, на ветков) вместо много карандашей, нет ключей, на ветках.

Основываясь на современные представления о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций письма.

С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:

1. — это форма дисграфии на фоне расстройства устной речи.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, если они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

2. Дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) — акустическая дисграфия .

Этот вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме, чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Б-П, Д-Т, С-З, и другие, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, З-Ж, а также гласные О-У, Е-И).

Механизм акустической дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение у детей является нормальным. Неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесения с буквой.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Механизмом явлется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:

  • деление предложений на слова,
  • слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Искажения звуко-буквенной структуры слова, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

4. Аграмматическая дисграфия .

Этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Оптическая дисграфия .

Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв, чаще всего смешиваются буквы, отличающиеся одним элементом(П-Т, Л-М, И-Ш,) или смешиваются буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С), зеркальное написание букв, письмо справа налево.

Предлагаю вам из опыта своей работы конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «С» и буква «С». Занятие можно применять на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма у младших школьников, имеющих артикуляционно-акустическую дисграфию с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [С] и буква С

Цель: Закрепление правильного произношения звука [С].

Коррекционные задачи:

1. Образовательные:

Уточнить артикуляцию звука «С» в слогах, словах, предложениях;
- закрепить правильное произношение звука «С»
- развитие фонематического слуха;
- обогащать словарный запас;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
- закрепление умения анализировать предложения.
- развитие общей моторики.
- развитие связной речи.

2. Развиващие:

Развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
- формировать самоконтроль за речью.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время урока;
- формировать активность и самостоятельность на занятии;
- прививать внимание к красивой и правильной речи.

Оборудование: карточка с изображением самоката и насоса, игрушки-Снегурочка и Снеговик, иллюстрированные картинки по данной теме, карточки со словами для придумывания новых слов.

Ход логопедического занятия.

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Встали прямо, а теперь тихонько сели, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.

Здравствуйте ребята!

Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

Какой месяц? (Декабрь.)

Какая погода? (Холодная, зимняя.)

А какое у вас сегодня настроение? (Хорошее.)

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для воздушной струи.

«Подуем на снежинки». Набрать воздух, с силой подуть на снежинку.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

Упражнения для губ.

«Покажи зубки». Губы в улыбке, зубы видны, удержать в таком положении на счет 3-4 не напрягаясь

Губы вперед на счет /У/.

Губы улыбаются, губы вперед /И-У/.

Упражнения для языка

1) «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя… Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

2) «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх».

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый год.)

Посмотрите, к нам в гости пришли сказочные персонажи: Снегурочка и снеговик, они принесли нам подарки, разные сладости: сайки, сушки, кексы, круассаны, шоколадное масло, ананасовый сок, а также игрушки для детей: самокаты для мальчиков и куклы для девочек.

Пусть Снегурочка и Снеговик погреются, а мы поговорим:

Ребятам очень понравились подарки снеговика и Снегурочки, разные сладости: сайки, кексы, круассаны, ананасовый сок.

А мальчикам также понравились подарки: самокаты и скейнворд.

Скажите, какой одинаковый звук слышится в названиях подарков?

Правильно, звук «С».

Звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С».

Ребята решили накачать колеса у самокатов, чтобы они лучше ездили.

3. Развитие общей моторики.

Давайте мы с вами тоже попробуем помочь мальчикам накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С».

Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз

Итак, сегодня мы с вами будем работать над звуком «С».

4. Закрепление правильной артикуляции звук «С»:

Давайте возьмем зеркало и посмотрим, как расположены органы артикуляционного аппарата при произнесении звука «С».

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Язык широкий. Он упирается в нижние зубы, посередине языка-канавка.

Горлышко не гудит.

Дуем на кончик языка «С-С-С».

При произнесении звука «С» ощущается холодная струя воздуха.

Давайте мы с вами произнесем звук «С».

Молодцы! Звук «С» получился.

5. Характеристика звука «С»:

Звук «С» согласный, парный, бывает твердый, а бывает и мягкий, если после согласного стоят гласные первого ряда А О У Ы Э, то звук «С» твердый, а если после согласного стоят гласные второго ряда Я Е Ю И Е или Ь, то звук мягкий.

А как вы думаете звук «С» звонкий или глухой?

Давайте проверим, приложим ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесем звук «С», скажите, горло дрожит, голос песни поет или горлышко не дрожит, голос спит?

Звук мы слышим и произносим.

6. Определите звук «С».

Я буду произносить звуки, а если вы услышите среди них звук «С» поднимите руку:

А-И-У-О-В-Н-С-Т-Х-Ш-А-Ф-ЛЬ-З-Ш-С-Щ-Ч-ЛЬ-ТЬ-ЗЬ-Ы-Щ-Ц-С.

Определите звук «С» в словах, я буду называть слова, а вы если услышите звук «С» в словах, то хлопните в ладоши: сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.

Я буду называть слова и показывать картинки, если в них слышится звук «С», то отложите эти картинки себе, а те картинки, в которых нет звука «С» отложите в сторону: сом, капуста, кот, слива, дом, снеговик, сахар, гусь, сапог, снежинка.

Давайте поиграем в игру «Улиточки». (Если звук «С» находится в начале слова, то «Улиточка» в начале полоски, если звук в середине слова, то «Улиточка» в середине полоски, а если звук находится в конце слова то «Улиточка» в конце полоски.

Игра «Вагончики». (Если в вагончике одно окошко, то один слог, если в вагончике два окошка-то два слога, если в вагончике три окошка-три слога, если в вагончике четыре окошка-четыре слога.)

Выберите три любых слова со звуком «С». (Сом, масло, капуста.)

Итак, в слове сом звук «С» находится в начале слова, в слове сом один слог.

Физкультминутка.

На кокосы, на кокосы,
Налетели мы, как осы. (Руки поднимаем вверх)
А кокосы далеко, далеко, (Прыжки на двух ногах)
А кокосы высоко, высоко.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик левой рукой»).

7. Знакомство с буквой «С».

Мы произносили звук «С», он похож на то, как работает насос.

У звука «С» есть свой письменный знак.

Послушайте стихотворение И.Блюмкина про букву «С».

Купил я сушек килограмм,
А в нем все сушки пополам.
Смешно смотреть на сушки.
Все буквы «С» подружки.

Вот так, буква «С» похожа на половинку сушки, букву мы видим и пишем.

Давайте попробуем нарисовать букву «С» в воздухе, можно попробовать сложить ее из ниточек или вылепить из соленого теста.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

Давайте нарисуем стакан с соком.

А теперь давайте проведем звуко-буквенный анализ слова СОК цветными карандашами, определим, сколько гласных в слове, сколько согласных звуков, сколько слогов.

В слове СОК три звука, три буквы, один гласный звук, два согласных звука,
один слог.

С — согласный, парный, глухой, твердый.
О — гласный, ударный
К — согласный, парный, глухой, твердый.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Придумывание слов из слогов.

а) Посмотрите — это карточка, где написаны слоги:

СА-…, ЛИ-…,…-СА, …-СА, …СА, …-СА.

Придумайте слова и допишите слоги. Получившиеся слова прочитайте и объясните значение каждого слова (сапог, лиса, полоса, колбаса, коса.).

б) Сложение слов из слогов.

Посмотрите, здесь на этой карточке написано слово из слогов:

СА-КАТ-МО (самокат)

Составь из слогов слово, объясни значение этого слова.

Посмотрите, как я произношу это слово, потом вы произнесите, глядя на себя в зеркало. (Закрепление правильной артикуляции звука «С»).

Слово произносим медленно и записываем в тетрадь по слогам.

Скажите, о каком звуке мы с тобой сегодня говорили?

О звуке «С».

На что похож звук «С»? (На то, как работает насос: «С-С-С».)

Скажите, у звука «С» какой свой письменный знак? (Буква «С».)

На что похожа буква «С»? (На половинку сушки.)

Скажите, а чем отличается звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Найдите букву «С» в разрезной азбуке и покажите ее.

10. Работа с предложением.

Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?

Снегурочка.

Скажите, что принесла Снегурочка детям? (Подарки.)

Какие подарки? (Новогодние).

Составьте предложение по картинке.

Снегурочка принесла детям новогодние подарки.

Скажите, сколько слов в предложении получилось? (Пять слов.)

Давайте составим графическую схему предложения.

Слово Снегурочка с какого звука начинается? (Со звука «С».) Напишите в тетради букву «С».

Молодцы, сегодня на занятии вы очень хорошо работали и со всеми заданиями справились, скажите, что на занятии вам больше всего понравилось?

Янкина Наталья Валерьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №1,
г. Новый Уренгой, ЯНАО

Литература:

1. Р.И. Лалаева Л.В. Ведиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Издательство «Союз» Санкт-Петербург 2001 года.
2. «Загадки в картинках». Издательство Астель г. Москва.
3. Е.В. Колесникова «От звука к букве». Серия «Опыт работы практического педагога». Москва 2011 год.
4. Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия». Москва ООО ГД «Издательство Мир книги»; 2008 год.
5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2004.
6. М.В. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Москва «Просвещение» 1989».

Филиппова Л.Н., учитель-логопед МБДОУ№866 “Семицветик” г. Мытищи.

1.Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .

2.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.

2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .

3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.

4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.

5. Учить детей составлять предложения.

6. Развивать память, мышление, воображение;

Ход занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Дети становятся около магнитной доски

    Л о г о п е д: Ребята, послушайте и договорите словечко:

    Если стали дни короче,

    И уже длиннее ночи,

    В снег укуталась земля-

    Значит, к нам пришла …

    Д е т и: Зима.

    Л о г о п е д: Какое сейчас время года?

    Д е т и: Зима.

    Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме.(дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)

    Затем логопед просит детей сесть на свои места.

  3. Сообщение темы занятия.
  4. Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?

    Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.

    Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук.

  5. Характеристика и артикулирование звука С
  6. Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?

    Д е т и: Губы, зубы, язык.

    Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?

    Д е т и: Внизу.

    Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.

    Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.

    Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.

    Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?

    Д е т и: Синим цветом.

    Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить, что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.

    Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись “Вьюга”. Играем музыка.

    ЗАДАНИЯ СНЕЖИНОК

    Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?

    Д е т и: Снегопад.

    Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?

    Д е т и: Да.

  7. Произношение звука С в слогах.
  8. Логопед берёт первую снежинку и читает задание.

    Снежный ком лови, а потом ты повтори,

    И ко мне опять верни!

    Логопед читает цепочки слогов и бросает детям “снежный ком”. Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно “снежный ком” логопеду.

    СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА

    АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ

    СПА-СПЫ-СПУ СПЭ-СПО-СПЫ

  9. Нахождение звука С в словах. Определение места звука С в слове.
  10. Логопед читает задание на второй снежинке.

    Снеговику ты помоги,

    Все его картинки назови.

    Лишнюю картинку убери.

    Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.

    Д е т и: Лиса.

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.

    Д е т и:Санки.

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.

    Д е т и: Ананас.

    Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.

    Д е т и: Дом.

    Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.

    Дети закрывают картинку “дом” белым кружком.

    Логопед читает задание на третьей снежинке .

    Оставшиеся картинки назови,

    И где слышится звук С – определи!

    Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?

    Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.

    Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?

    Д е т и: Звук С слышится в начале слова.

    Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?

    Д е т и: Звук С слышится в конце слова.

  11. Физкультминутка.
  12. Логопед читает задание на четвёртой снежинке.

    Вместе с нами веселитесь,

    Потанцуйте и покружитесь.

    Мы снежинки, мы пушинки,

    (Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)

    Покружиться мы не прочь –

    (Поворот на месте)

    Мы снежинки - балеринки,

    (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

    Мы танцуем день и ночь.

    (Ставить правую потом левую ногу на пятку)

    Мы деревья побелили-

    (Потрясти кистями над головой)

    Крыши пухом замели.

    (Опускать руки вниз)

    Землю бархатом укрыли,

    И от стужи сберегли.

    (Показать на землю, развести руками)

  13. Звуковой анализ слова САНИ.
  14. Логопед читает задание на пятой снежинке.

    Голубые карточки возьмите

    И слово сани разберите.

    Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.

  15. Составление деформированных предложений.
  16. Логопед читает задание на шестой снежинке.

    Вы ребята, помогите,

    Предложения все правильно скажите.

    Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.

    Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)

    Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)

    Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)

  17. Итог занятия.

Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.

Лучшие статьи по теме