Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Пенсионное страхование
  • Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде Согласование прилагательных с существительными в падеже

Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде Согласование прилагательных с существительными в падеже

Конспект открытого фронтального логопедического занятия

Тема:

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

Цель:

Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

Задачи:

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

Формировать и развивать УУД

Оборудование:

нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

Ход занятия

1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

Основная часть

Откройте свои тетради и запишите число.

(Снег+сугроб)*Д.п

(Снег+пурга) *Р.п

Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

Упражнение на подбор окончаний с Логошей

С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

5. Гимнастика для глаз

М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

Слова для справок:

Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

Какие знания мы с вами закрепили?

Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

7.Физминутка

8.Площадь рассказов

Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

Зима, стояла, суровая.

Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

Итог:

У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

Комфортно ли вам было?

Что было сложного?

Что нового узнали?

Что было сложного?

прислала

Кулагина Е.Г.

Учитель-логопед

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Цели:

    1. Расширение словаря глаголов, прилагательных по теме
    "Семья".

    3. Практическое употребление предложений, распространен­ных однородными членами.

    5. Развитие фразовой речи.

    6 зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти, эмоций, тактильных ощущений.

    Оборудование:

    Кусочки ткани: шелк, мех, фланель, мешковина, шерсть; игра "Чьи вещи"; контурное изображение членов семьи: папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки, сына; предметные картинки: красное платье, синий костюм, желтый фартук, голубой свитер, зеленая ру­башка, розовый сарафан; карандаши и бумага по количеству детей; фишки.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Развитие слухового внимания,
    логического мышления.

    Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку, сестру, брата)?

    Кто старше - мама или бабушка? (Ты или твоя сестра?) И так далее.

    Кем ты приходишься своей маме (бабушке, сестре или брату)?

    2. Введение в тему . Активизация словаря глаголов.

    Игра "Назови свое слово". За каждое слово дается фишка.

    Что делает мама дома?

    Дома мама готовит (стирает, читает, смотрит телевизор,
    убирает, пылесосит, шьет, вяжет и т. д.).

    Чем дома занимается папа?

    Читает (спит, ремонтирует кран, обедает и т. д.).

    Что делает дедушка (бабушка)?

    О ком мы будем говорить на занятии?

    3. Повторение пройденного
    тельных, развитие тактильных ощущений, воображения.

    Потрогайте кусочки ткани. Подумайте и скажите, кого из чле­нов семьи напоминает какой-то кусочек?



    Из какой ткани этот кусочек?

    Этот кусочек из фланелевой ткани.

    Какой он на ощупь?

    На ощупь он мягкий, теплый.

    Кого он тебе напоминает?

    Он напоминает мне бабушку.

    Почему ты так думаешь?

    Я так думаю, потому что моя бабушка ласковая, добрая,
    спокойная.

    Кусочек из шелка какой?

    Кусочек из шелка гладкий, холодный, тонкий.

    Кого он тебе напоминает?

    Он напоминает мне сестру.

    Почему ты так считаешь?

    Я так считаю, потому что сестра строгая, серьезная и т. д.

    4. Изучение нового материала . Согласование прилагательных
    с существительными. Развитие фразовой речи, зрительного вни­
    мания.

    Игра "Чьи это вещи".

    На фланелеграфе логопед закрепляет контурные фигуры ма­мы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика. На ковре лежат предметные картинки с изображением предметов одежды.

    Чье это красное платье?

    Это мамино красное платье.

    Куда пойдет мама в красном платье?

    Мама пойдет в красном платье в театр.

    Какая мама в этом красном платье?

    Нарядная,красивая,стройная.

    Чей это синий костюм?

    Это папин синий костюм.

    Каким папиным костюмом любуется мама?

    Мама любуется папиным синим костюмом.

    Какой папа в этом костюме?

    Красивый, подтянутый, стройный.

    Чей это желтый фартук?

    Это бабушкин желтый фартук.

    Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? И так
    далее.

    (Дети отвечают на вопросы и закрепляют предметы одежды возле названных членов семьи). Игра "Что спряталось".

    Что убрала мама в шкаф?

    Красное платье.

    Что дедушка подарил бабушке?

    Голубую кофту.

    Физкультминутка . Пальчиковая гимнастика (по очере­ди загибают пальцы).

    Этот пальчик - дедушка, удивись, как дедушка. Этот пальчик - бабушка, улыбнись, как бабушка. Этот пальчик - папа, нахмурься, как папа. Этот пальчик - мама, рассердись, как мама. Этот пальчик - я,засмейся. Вот и вся моя семья.

    5. Закрепление . Практическое употребление предложений,
    распространенных однородными членами.

    Логопед предлагает нарисовать членов семьи.

    Какие волосы у твоей мамы: длинные или короткие, темные
    или светлые?

    У моей мамы длинные светлые волосы. И так далее.

    6. Итог . Оценка работы детей.

    34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы

    Цели:

    1. Расширение словаря существительных по теме "Семья".

    2. Образование сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

    3. Управление в образовании существительных с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

    4. Употребление существительных в косвенных падежах.

    5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

    Оборудование:

    Крупная картинка с изображением членов семьи; предметные картинки к игре "Кому что надо": телевизор, газета, кукла, кубик, спицы, молоток, гвозди, бусы, платье, духи. Предметные картинки для составления предложений: веник, пылесос, санки, расческа, книга.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Развитие слухового внимания,
    упражнение в образовании существительных с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами.

    Задание "Назови ласково": мама... (мамочка) сестра... (сестричка) папа... (папочка) брат... (братик) и т. д.

    Папа, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка - как их можно на­звать одним словом? (Семья).

    Сегодня мы будем говорить о семье.

    2. Повторение пройденного . Употребление существительных в
    косвенных падежах. Логопед ставит на мольберте картинку с изо­
    бражением членов семьи.

    Кого ты видишь на картинке?

    Я вижу маму, папу и т. д.

    У кого улыбающиеся лица?

    Улыбающиеся лица у бабушки, дедушки.

    Кем вы любуетесь?

    Мы любуемся мамой, папой, дочкой, сыном, бабушкой, де­
    душкой.

    О ком можно сказать - у них добрые лица? (О маме, папе и т. д.).
    О маме можно сказать, что у нее доброе лицо.

    3. Изучение нового материала . Составление сложноподчинен­
    ных предложений с союзом чтобы.

    Игра "Кому что надо".

    Логопед закрепляет на фланелеграфе картинки с изображени­ем членов семьи.

    Что порадует всех членов семьи? (Телевизор).

    Дети закрепляют предметную картинку на фланелеграфе.

    Чему обрадуется мама? (Духам, бусам, новому платью).

    Что надо бабушке? (Клубок и спицы).

    О чем думает папа? (О газете).

    Что возьмет дедушка? (Молоток и гвозди).

    Что нужно брату? (Книга).

    О чем мечтает сестра? (О кукле). Задание "Закончи предложение".

    Семья села у телевизора, ... (чтобы посмотреть фильм).

    Мама сделала прическу и надела новое платье, ... (чтобы пойти в театр).

    Бабушка взяла клубок и спицы,... (чтобы вязать шарф).
    -Дедушка взял гвозди и молоток,... (чтобы починить стул).

    4. Физкультминутка .

    Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем". (Вытирают шкаф, подметают пол, пылесосят, поливают цветы и т. д.).

    5. Закрепление . Составление сложносочиненных предложений
    по предметным картинкам.

    Логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки.

    Внимательно рассмотрите картинки, возьмите себе по одной
    и составьте предложение.

    Примерные ответы детей:

    Я взяла веник, чтобы подмести пол.

    Я взяла расческу, чтобы расчесаться и т. д. 6. Итог . Оценка работы детей.

    35. Составление рассказа "Как я помогаю маме" (из личного опыта ребенка)

    Цели:

    1. Активизация словаря существительных, прилагательных по теме "Семья".

    2. Согласование прилагательных с существительными.

    3. Упражнение в составлении сложносочиненных предложений с союзом "а".

    4. Составление рассказа из личного опыта ребенка.

    5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления (понимание логико-грамматических конструкций).

    Оборудование:

    Набор сюжетных картинок: мама и дочка; папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук; картинка "Семья за работой".

    Ход занятия.

    1. Организационный момент . Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, понимания логически-грамматических конструкций.

    Дидактическая игра "Покажи где?"

    Логопед показывает сюжетную картинку с изображением мамы и дочки.

    Покажи, где:

    мамина дочка дочкина мама мама дочки дочка мамы (Картинка: папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук - по той же схеме).

    2. Повторение пройденного . Активизация словаря прилага­
    тельных, согласование прилагательных с существительными.

    Дидактическая игра "Подбери признак".

    Мама какая? (Добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая
    и т. д.).

    (За каждое слово дается фишка).

    Папа какой? (Брат какой? Сестра какая? И т. д.).

    3. Введение в тему . Активизация словаря существительных,
    упражнение в составлении сложносочиненных предложений с сою­
    зом "а".

    Логопед ставит на мольберт картинку с изображением семьи за работой.

    (Папа пылесосит, бабушка жарит котлеты, мама делает салат, дочка помогает накрывать на стол, сын протирает шкаф, дедушка сворачивает дорожку).

    Беседа по картинке:

    Чем заняты мама и бабушка?

    Что делает папа (дедушка, внук, внучка)? (Подробно разбирается содержание картинки). Дидактическая игра "Закончи предложение".

    Папа пылесосит, а сын... (протирает шкаф). Папа старше, а сын... (младше). Бабушка жарит котлеты, а мама... (делает салат). Мама младше, а бабушка... (старше). - А вы любите помогать маме?

    4. Физкультминутка .

    Упражнение на координацию речи с движением. (Дети выпол­няют соответствующие движения). Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу: Я стираю, полощу, Воду с ручек отряхну, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, И ни разу, и ни разу, Я словечка не скажу.

    5. Изучение нового . Составление рассказа из опыта детей "Как
    я помогаю маме".

    Что мама делает, когда вы приходите из детского сада?

    Чем занимаются другие члены семьи?

    Как ты помогаешь маме?

    Почему маме нужно помогать? Примерный рассказ:

    Вечером мама заходит за мной в детский сад. Мы идем вместе домой. Дома мама готовит ужин.

    После ужина я помогаю маме убирать со стола посуду. Посуду я ставлю в раковину.

    Мама моет посуду и ставит в сушилку, а я вытираю стол. Я люблю помогать маме.

    6. Итог. Оценка работы детей.

    Латинские прилагательные согласуются с существительными, к которым они относятся, в роде, числе и падеже. Такое сочетание называют согласованным определением. В медицинской и ветеринарной терминологии прилагательные записываются после существительного. Cогласованное определение на русский язык переводится согласованным определением. Например: musculus latus – широкая мышца; intestinum caecum – слепая кишка.

    При согласовании прилагательного с существительным нужно:

    1) записать существительное и прилагательное в словарной форме;

    2) выбрать прилагательное, соответствующее роду существительного;

    3) написать определяемое существительное и приписать выбранную родовую форму прилагательного, образовав термин в именительном падеже единственного числа.

    Примеры согласования прилагательных

    1-й группы в Nom . sing .

    термин существительное прилагательное

    cедалищный нерв nervus, i, m ischiadicus, a, um

    nervus ischiadicus

    скуловой гребень crista, a , f zygomaticus, a, um

    crista zygomatica

    правое предсердие atrium, i, n dexter, tra, trum

    atrium dextrum

    Если существительное и согласованное с ним прилагательное относятся к одному и тому склонению, они имеют одинаковые падежные окончания.

    NB ! Окончания существительного и прилагательного не всегда совпадают. Например: oculus sinister - левый глаз.

    Анатомический термин с согласованным определением

    В анатомической терминологии используется не только несогласованное, но и согласованное определение. Согласованное определение выражается прилагательным и отвечает на вопросы: какой, какая, какое?. При переводе терминов с согласованным определением необходимо соблюдать правильный порядок слов: в латинском языке прилагательное стоит после существительного, в русском языке – перед существительным, к которому оно относится. Например:

    Vertebra thoracica Грудной позвонок

    Сущ.Nom. Пр. Nom. Пр. Им. п. Сущ. Им.п.

    Наружная косая мышца. Musculus obliquus externus

    Пр.Им.п. Пр.Им.п. Сущ.Им.п Cущ.Nom. Пр.Nom. Пр.Nom.

    УПРАЖНЕНИЯ

    Упражнение 1 . Согласуйте прилагательные с существительными и просклоняйте.

    Fascia (latus, a, um), palatum (durus, a, um), musculus (rectus, a,um), lamina (palatinus, a, um), membrum (dexter, tra, trum), sulcus (cavernosus, a, um).

    Упражнение 2. Переведите с русского языка на латинский, запишите в Nom. и Gen. sing.

    Глубокая связка, длинное ребро, правый глаз, тазовая конечность, резцовая ямка, левый угол, срединная перегородка.

    Упражнение 3. Просклоняйте по-латыни и по-русски.

    Nodus lymphaticus – лимфатический узел, сosta vera – истинное ребро, intestinum caecum – слепая кишка.

    Контрольные задания

    1. Назовите вид определения.

    Fundus ventriculi, musculus obliquus, cavum cranii, septa ossea, intestinum rectum, fracturae vertebrarum, medulla rubra.

    2. Переведите письменно на латинский язык.

    Внутренняя и наружная артерия, истинные и ложные рёбра, блуждающие нервы, красное и жёлтое ядро, грудная и тазовая конечность, сложные переломы, глубокие поперечные связки, правый и левый желудочек.

    3. Просклоняйте, согласовав прилагательное с существительным.

    Фиброзная капсула, поперечная ободочная кишка, средний палец, барабанная перепонка, твердое нёбо, правая доля.

    Урок по теме

    «Согласование имён прилагательных и существительных»

    русский язык

    4 класс

    Иродовская Татьяна Николаевна,

    учитель начальных классов

    КГУ «Новосветловская средняя школа»

    Айыртауский район

    Северо-Казахстанская область

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным, умений выделять окончания имён прилагательных. Развитие орфографической зоркости у

    Задачи урока:

    1. Способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, умения сравнивать;

    3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

    Методы: словесный и наглядный

    Форма: индивидуальная и коллективная

    ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point.

    Ход урока:

    I.Психологический настрой (Слайд 1)

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    Подравнялись, тихо встали,

    Глазки на меня подняли! Садитесь!

    II. Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)

    Что называется именем существительным?

    Как изменяются имена существительные?

    Что называется именем прилагательных?

    (Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

    Как изменяются имена прилагательные?

    (По родам, числам, падежам)

    Как определить род, число и падеж имен прилагательных?

    (По имени существительному, с которым оно согласуется)


    III. Ввод в тему. (Слайд 3)

    Ребята, к вам прилетели снежинки. Соберите их вместе и прочитайте тему нашего урока.

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».


    IV. Запись в тетрадь числа. (Слайд 4)

    Восьмое декабря.


    V. Минутка чистописания. (Слайд 5)

    ___________________________________

    Кружась легко и неумело,

    Снежинка села на стекло.

    Шел ночью снег густой и белый -

    От снега в комнате светло.

    (Александр Твардовский «Опять зима»)

    Спишите.

    Найдите в четверостишие имена прилагательные.

    С каким существительным они согласуются? Определите род, число и падеж имен прилагательных.

    (густой и белый снег – м.р., ед.ч., Имен.падеж.)

    VI. Словарная работа. (слайд 6)

    Одежда

    Одежда - совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.),

    которыми покрывают тело или которые надевают на него.

    Одежда – существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения.

    О –приставка

    дежд – корень

    а - окончание

    Какой бывает одежда?

    (Ответы детей)


    Игра «Раскрась слово» (Слайд 7)


    VII. Работа над темой урока.

    1.Слово учителя. (Слайд 8)

    «Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой. Прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Сегодня на уроке мы будем упражняться согласовывать имена прилагательные с именами существительными». Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным, поэтому имеет те же грамматические признаки, что и существительное, с которым оно связанно. Называется эта особенность согласование.


    2. Работа с учебником. (Слайд 9)

    Страница 108 упражнение 282 (у доски и в тетрадях)

    Прочитай неполные предложения. Вставь нужные по смыслу имена прилагательные. Спиши. Определи их род.

    1. Река ….., а ручей …. . 2. Камень …., а вата … 3.Сметана …, а чай …. .

    4. Сажа …, а снег …. 5. Зимой день …., а ночь ….. 6. Нитка …., а канат …. .

    7. Ворона ….., а воробей …...

    3. Игра с мячом (Слайд 10)

    (превращение формы единственного числа в форму множественного числа, и наоборот). Дети образуют формы единственного и множественного числа.


    Сильный мороз - … Родные просторы - …

    Выносливый парень - … Любимые страны - …

    Храбрый волк - … Надежная подруга - …

    Пушистый снег - … Снежные зимы - …

    Огромный сугроб - … Красивые дома - …

    Морозный день - … Зимние узоры - …

    4. Физминутка «Грамматический чай». (Слайд 11)

    Ребята, как вы уже, наверное, заметили, наш урок украшает зимняя тема. И чтобы нам немного согреться, давайте на нашей физминутке попьем чай. Но чай будет не простой – грамматический.

    С кем же мы сегодня будем пить грамматический чай? Давайте познакомимся. Поднимите руку те гости, которые…

    Считают русский язык своим любимым школьным предметом

    Имеют дома словари русского языка

    Знают, сколько букв в русском алфавите

    Могут без запинки и правильно произнести все буквы русского алфавита

    Умеют разгадывать ребусы

    Могут произнести слово «звонит» с правильным ударением

    Никогда не произносят слово «блин» в качестве ругательного

    (Дети и гости пьют чай)


    5. Задание «Склоняем ….. лимон» (Слайд 12)

    Ребята, посмотрите, что у вас находится в чае? (Лимон)

    Подберите прилагательные к слову лимон. (Кислый, вкусный, желтый, сочный и т.д.)

    Давайте, просклоняем словосочетание кислый лимон по падежам и выделим окончания прилагательных.

    И.п. лимон (какой?) кислый

    Р.п. лимона (какого?) кислого

    Д.п. лимону (какому?) кислому

    В.п. лимон (какой?) кислый

    Т.п. лимоном (каким?) кислым

    П.п. о лимоне (каком?) кислом

    6. Задание «Работаем быстро!!!» (Слайд 13)

    А теперь внимание.

    Новое испытание.

    Вставьте окончания

    В эти словосочетания.

    В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание и прочитать словосочетание в быстром темпе.


    утренн ___ туман

    после грибн ___ дождя

    к русск ___ человеку

    в космическ ___ корабле

    долгожданн ___ телеграмму

    красн ___ карандашом

    от зимн____ мороза

    с лучш…. приятелем

    в ночн_____ небе

    современн____ кино

    новогодн____ песни

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    в больш____ сугробе

    7. Задание «Исправь ошибки» (Слайд 14)

    Мальчик Боря на доске написал такое:

    Плывёт лодка по реке серое, большое,

    А на лодке плывут весёлая друзья,

    И везут они с собой забавная игра.

    Что же это за игра?

    Вам я не скажу.

    В небе звёзды яркая светят и горят,

    А друзья с вопросами к вам уже спешат.

    Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

    Но ошибок не нашёл.

    Он решил запутать вас.

    Кто исправит весь рассказ?

    Чего не знал Боря?

    Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.

    Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).

    8. Задание «Образуй прилагательное». (Слайд 15)

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

    (Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда)


    VIII. Обобщение (Слайд 16)

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    В чем согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    Выставление оценок.

    IX. Рефлексия (Слайд 17)

    В конце занятия давайте немного пошутим, ответим на мои вопросы.

    Это верно или нет?

    Что как сажа чёрный снег?

    Сахар горький, уголь белый?

    Ну а трус, как заяц смелый?

    Урок сегодня был удачный?

    Не прошёл для вас он зря?

    Вы все очень постарались?

    Вам понравилось, друзья?

    X. Домашнее задание (Слайд 18)

    Страница 109 упражнение 284

    Лучшие статьи по теме