Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование
  • За ущерб причиненный военнослужащими и гражданами призванными. Законодательная база российской федерации. Порядок и сроки проведения расследования

За ущерб причиненный военнослужащими и гражданами призванными. Законодательная база российской федерации. Порядок и сроки проведения расследования

Так же, как и гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность связана с возмещением вреда, однако в отличие от гражданско-правовой ответственности стороны здесь не равны. Понятие «материальная ответственность» обычно рассматривается в ракурсе трудовых отношений между работником и работодателем. В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия).

Важным в приведенной статье является и то, что к материальной ответственности могут быть привлечены обе стороны трудового договора: работник и работодатель. Поэтому говорить о материальной ответственности лишь как о такого рода ответственности только подчиненной стороны – работника неверно.

Вместе с тем, военная служба имеет специфический характер, а для всех военнослужащих, независимо от занимаемых ими воинских должностей, нанимателем является Российская Федерация. Соответственно материальная ответственность военнослужащих имеет свои особенности.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству, обусловлена задачами охраны и сбережения государственной собственности. Она предусмотрена п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и детально регламентирована Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу военной организации при исполнении обязанностей военной службы. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

Материальная ответственность направлена на формирование у военнослужащих бережного отношения к военному имуществу. Данный аспект их социально значимого поведения закреплен в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в которой установлена обязанность каждого военнослужащего беречь военное имущество. Указанная обязанность предусмотрена также в УВС ВС РФ как неотъемлемая часть большинства должностных обязанностей военнослужащих.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются только в пределах реального ущерба.

Субъектами материальной ответственности являются военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы (далее, если не оговорено особо, обе категории будут именоваться военнослужащими). Следует обратить внимание на то обстоятельство, что привлечение военнослужащих к материальной ответственности возможно лишь в том случае, если ущерб военной организации произошел именно в результате действий и бездействия военнослужащего при исполнении служебных обязанностей; если же ущерб образовался в результате действий военнослужащего не при исполнении служебных обязанностей, то такой правонарушитель должен быть привлечен к гражданско-правовой ответственности.


В то же время Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении «О некоторых вопросах применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 в качестве условия материальной ответственности военнослужащих называет причинение вреда военнослужащими при исполнении служебных обязанностей (п. 9), а не при исполнении обязанностей военной службы.

Однако не все перечисленные в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» (п. 1 ст. 37) случаи судебные инстанции считают возможным отнести к исполнению служебных обязанностей (например, такие обстоятельства, как следование военнослужащего к месту военной службы и обратно, нахождение в плену, безвестное отсутствие, нахождение на лечении и т. д.). Также необходимо иметь в виду, что, участвуя в учениях и походах кораблей, находясь в командировке, военнослужащий имеет право на отдых, т. е. в указанное время он фактически не исполняет служебные обязанности.

Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении служебных обязанностей (например, находясь на отдыхе), возмещают вред в порядке гражданско-правовой ответственности в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т. е. либо в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют повреждение вещи и т. п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые могли быть получены при нормальных условиях гражданского оборота, если бы не произошло причинения вреда.

Материальная ответственность может быть возложена на военнослужащего лишь при одновременном наличии следующих обстоятельств (признаков правонарушения): реального ущерба, противоправности его поведения, причинной связи между действием (бездействием) и ущербом, вины в причинении ущерба.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» и ч. 2 ст. 15 ГК РФ под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые она произвела либо должна произвести для восстановления (приобретения) утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. К последним относятся, в частности, суммы взысканных штрафов, денежного довольствия и заработной платы, выплаченных уволенным военнослужащим и гражданскому персоналу в связи с неправомерным увольнением с военной службы или задержкой по вине военной администрации (командования) выдачи трудовой книжки, суммы сверх установленного размера, выплаченные в результате счетной ошибки (ст. 1109 ГК РФ), и т. д.

Под военным имуществом понимаются все виды вооружения, боевой и другой техники, боеприпасы, горючее, продовольствие, вещевое, инженерное, химическое, квартирное имущество, другие материальные и денежные средства, находящиеся в ведении воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Минобороны России.

Под утратой имущества понимается его выбывание из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества.

К утратам обычно относят и случаи потери имущества военнослужащими.

Повреждение имущества означает такое причинение ему вреда военнослужащим, при котором оно утратило, полностью или частично, свои полезные свойства. От утраты повреждение отличается, во-первых, тем, что всегда осуществляется самим виновным путем прямого воздействия на предмет (например, разрушением, поджиганием и т. п.); во-вторых, тем, что может быть осуществлено виновным как по неосторожности, так и умышленно.

При определении конкретного вида реального ущерба, причиненного военнослужащим, необходимо иметь в виду, что утрата и повреждение военного имущества отдельных категорий (оружие, боеприпасы и предметы военной техники), а также повреждение такого имущества при наступлении тяжких последствий (например, в случае причинения имущественного вреда в крупном размере, снижения боеспособности подразделения и пр.) имеют признаки преступлений, предусмотренных ст.ст. 346 – 348 УК РФ, что, однако, не исключает возможности возложения на виновных и материальной ответственности.

Помимо стоимости утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества, реальный ущерб включает в себя также расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. К таким расходам, например, следует отнести расходы по ремонту поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск (сил).

Излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью, могут быть представлены в следующих формах:

– штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба по гражданско-правовым договорам в случае причинения вреда другим лицам и их имуществу;

– суммы денежного довольствия (заработной платы), выплаченные военнослужащим (лицам гражданского персонала) в связи с их незаконным увольнением;

– компенсации за причинение вреда жизни и здоровью военнослужащих (лиц гражданского персонала) при исполнении служебных (трудовых) обязанностей.

Под противоправностью понимается поведение (действие или бездействие) военнослужащего, при котором он не исполняет или неправильно исполняет нормативно установленные обязанности.

Наличие прямой причинной связи между противоправным действием (или бездействием) военнослужащего и наступившим ущербом является обязательным условием наступления материальной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму во времени и порождает его. Для выявления такой связи проводится административное расследование (если ранее она не была установлена результатами ревизии, проверки, дознания или следствия).

В п. 1 ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» указывается, что материальная ответственность военнослужащего наступает за ущерб, причиненный по его вине. Он признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или неосторожно. Установление умысла или неосторожности имеет значение при определении размера возмещаемого ущерба. Обязанность доказать факт причинения воинской части реального ущерба, а также наличие других указанных выше условий возлагается на командиров и начальников, т. е. действует принцип презумпции невиновности.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Служебный риск признается оправданным, если: 1) действие совершалось для достижения общественно полезной цели (например, испытание новых образцов оружия); 2) поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями; 3) лицо, допустившее риск, приняло все возможные меры для предотвращения ущерба. Не признается оправданным риск, связанный с угрозой для жизни людей, с угрозой экологической катастрофы (например, загрязнения значительных площадей земли).

Не являются оправданным служебным риском действия во исполнение принятых необоснованных решений ради выполнения поставленных задач любой ценой.

Под действиями непреодолимой силы следует понимать наступление событий, не зависящих от воли человека (наводнение, пожар, обвал в горах и др.).

Другими правомерными действиями признаются:

необходимая оборона;

– причинение ущерба при задержании лица, совершившего преступление;

крайняя необходимость;

– причинение ущерба в результате физического или психического принуждения, если вследствие такого принуждения военнослужащий не мог руководить своими действиями (ст.ст. 37 – 40 УК РФ).

Материальная ответственность военнослужащих исключается за ущерб, возникший в результате исполнения приказа командира (начальника). Приказ может быть как законным, так и незаконным. Военнослужащий освобождается от материальной ответственности за исполнение законного приказа, а также незаконного, если в момент выполнения приказа он не сознавал его незаконный характер. Материальную ответственность за причинение такого вреда несет сам командир (начальник). Этот вывод можно сделать из анализа пп. 3 и 4 ст. 4, абз. 3 и 4 ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», а также ст. 38 УВС ВС РФ. Однако военнослужащий, причинивший ущерб умышленно во исполнение заведомо незаконного приказа, отвечает на общих основаниях (абз. 4 ст. 5 вышеназванного Закона).

Закон предусматривает два вида материальной ответственности – ограниченную и полную.

Ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный по неосторожности (например, в связи с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, нарушением командирами (начальниками) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и в некоторых других случаях, указанных в ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»).

Ущерб в данном случае подлежит возмещению в размере, не превышающем пределы:

– не более одного (двух, трех) оклада(ов) месячного денежного содержания и одной (двух, трех) месячной(ых) надбавки(ок) за выслугу лет – для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или граждан, призванных на военные сборы;

– не более двух окладов месячного денежного содержания – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

К полной материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:

– военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

– действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством;

– в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством;

– умышленными действиями военнослужащего, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

– военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Условия и порядок уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению, изложены в ст. 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, если ущерб причинен в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (абз. 4 ст. 5 вышеназванного Закона).

Порядок привлечения к материальной ответственности предусматривает проведение административного расследования, издание приказа или подачу иска в суд, удержание денежных сумм. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что проведение указанного административного расследования предусмотрено Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Административное (служебное) расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия (п. 2 ст. 7 указанного Закона).

Административное (служебное) расследование назначается для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. В ходе его должны быть установлены все указанные выше условия привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Расследование назначает командир (начальник) воинской части. Оно должно быть назначено немедленно после обнаружения ущерба и закончено в месячный срок, с продлением этого срока в необходимых случаях не более чем на месяц. Результаты расследования оформляются письменно.

Административным (служебным) расследованием должно устанавливаться:

– в чем заключается материальный ущерб и какова его денежная оценка;

– какими конкретно неправильными действиями причинен ущерб;

– какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или другие правовые акты при этом были нарушены;

– умышленно или по небрежности причинен ущерб;

– явились ли действия (бездействие) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, причиной возникновения ущерба;

– степень вины каждого – в случае причинения ущерба несколькими лицами;

– находился ли виновный при исполнении служебных обязанностей;

– какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

К материалам административного (служебного) расследования во всех случаях прилагается письменное объяснение виновного или акт об отказе давать объяснение.

Закон предусматривает внесудебный и судебный порядок привлечения к материальной ответственности.

Внесудебный порядок . Военнослужащие привлекаются к материальной ответственности на основании письменного приказа командира воинской части путем удержания размера ущерба из денежного довольствия. Оно применяется, если размер возмещаемого ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

Внесудебный порядок привлечения к материальной ответственности заключается в следующем:

– во-первых, после того как командиру (начальнику) стало известно о причинении вреда имуществу воинской части, он должен назначить по этому факту административное расследование для установления непосредственных причин ущерба, его размера и виновных лиц (ст. 7 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»);

– во-вторых, командир должен издать приказ о внесении указанного ущерба в книгу учета недостач;

– в-третьих, командир должен ознакомить военнослужащего, признанного виновным в причинении ущерба, с установленным размером ущерба и порядком его возмещения; разъяснить военнослужащему его право на возмещение ущерба в добровольном порядке в денежной форме (п. 6 ст. 8 вышеназванного Закона);

– в-четвертых, командир должен издать приказ о возмещении ущерба путем удержания из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона).

Приказ о возмещении ущерба необходимо издать в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования (поступления решения суда, материалов ревизии, проверки, дознания или следствия), объявить военнослужащему под роспись и обратить к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему (абз. 1 п. 2 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»). Первым из семи дней считается следующий за днем, в который военнослужащему будет объявлен приказ под роспись (ст. 191 ГК РФ). В том случае, когда приказ о возмещении ущерба не будет издан в двухнедельный срок, командир (начальник) утрачивает свое право на привлечение виновного военнослужащего к материальной ответственности в административном порядке и обязан решить этот вопрос путем обращения с соответствующим иском в суд.

Судебный порядок применяется, если размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет. В этом случае командир подает иск в суд. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части. Иски воинских частей о привлечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, к материальной ответственности рассматриваются военными судами.

Удержание из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производится на основании исполнительного листа. Иначе говоря, решения суда о привлечении военнослужащего к материальной ответственности еще недостаточно для производства удержания (за исключением ситуации, когда военнослужащий добровольно его возмещает после состоявшегося судебного решения). В последнем случае после поступления решения суда, а также в двухнедельный срок после окончания административного расследования, поступления материалов ревизии (проверки, дознания, следствия) командир издает приказ о возмещении ущерба, который объявляется военнослужащему под роспись и обращается к исполнению по истечении семи дней после этого.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 % месячного денежного довольствия. В размере 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего производятся удержания для возмещения ущерба, причиненного в случаях, когда ущерб причинен умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.

Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 % месячного денежного довольствия военнослужащего.

В случае когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий не возместил ко дню увольнения с военной службы причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, т. е. на основании исполнительного листа, выданного на основании судебного решения.

Сумма ущерба, превышающая сумму возможных удержаний с виновного, относится за счет государства решением командиров (начальников) в пределах предоставленных им прав.

В случае когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску командира воинской части. При этом, размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в денежном аттестате военнослужащего.

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке регресса.

Не относится к материальной ответственности обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования (учебных военных центров) за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, поскольку в результате таких действий реального ущерба у воинской части не образовалось.

Контрольные вопросы и задания :

1. Назовите основные отличия материальной ответственности военнослужащих от иных видов юридической ответственности.

2. Охарактеризуйте основания и условия привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

3. Раскройте содержание основных видов материальной ответственности.

4. Охарактеризуйте порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

5. Расскажите о порядке удержания денежного довольствия военнослужащего в счет возмещения причиненного ущерба.

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ,

от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
  • командиры (начальники) — командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;
  • имущество воинской части (далее — имущество) — все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;
  • реальный ущерб (далее также — ущерб) — утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

  • военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
  • действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)
  • военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, — в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), — разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1.1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, — в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г. № 10661-Х «О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Материальная ответственность военнослужащих – это вид юридической ответственности, подразумевающей полное или частичное возмещение лицом нанесенного государству ущерба. В процессе несения службы гражданину вверяется техника, оружие и другие материальные ценности, за которые он отвечает.

Ограниченная материальная ответственность военнослужащего

Материальная ответственность военнослужащего может быть ограниченной или полной. Привлечь к ограниченной ответственности могут в таких случаях:

  • - Вред, причиненный по неосторожности, военнослужащими-контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы, должен быть компенсирован в размере нанесенного ущерба, но не более чем 1 оклада месячного содержания и надбавки за выслугу лет. Для солдат срочной службы сумма не должна быть больше двух окладов месячного содержания.
  • - Контрактники, виновные в нанесении ущерба, вызванного уплатой штрафов за простои техники, вагонов или судов, заведомо завышающие объемы выполненных работ и несвоевременно внесшие налоги или другие бюджетные платежи обязаны возместить материальный ущерб. Сумма компенсации не может превышать двух окладов и двух месячных надбавок за выслугу лет.
  • - Командиры, исполнение приказов которых привело к нарушению порядка учета, хранения, применения и расходования имущества, которые не смогли предотвратить его хищение и порчу, обязаны компенсировать нанесенный ущерб в сумме, не более одного оклада и надбавки за выслугу.
  • - Начальник воинской части, виновный в незаконном увольнении, переводе на другую работу военнослужащих или гражданских сотрудников, назначении на должность, которая не предусмотрена штатным расписанием, в также ряде других действий, несет материальную ответственность в размене трех денежных месячных содержаний и трех доплат за выслугу лет.

Такие меры финансовой ответственности призваны воздействовать на военнослужащих российской армии с целью предотвращения более серьезных нарушений законодательства.

Полная материальная ответственность

Основанием для привлечения в полной материальной ответственности могут быть ситуации, когда ущерб нанесен:

  1. Ответственным лицом, которому под отчет было передано для хранения, транспортировки и распределения имущество;
  2. Бездействием или действием военнослужащего, содержащим признаки уголовно-наказуемого преступления;
  3. Умышленной порчей, повреждением или незаконным использованием вверенного имущества, не зависимо от того, попадают ли данные деяния под юрисдикцию Уголовного кодекса РФ;
  4. Деяниями, повлекшими затраты на лечение в медицинских учреждениях лиц, пострадавших от действий военнослужащего;
  5. Военнослужащим российской армии, который выполнял свои функции в состоянии алкогольного, токсического или наркологического опьянения (при условии, что до такого состояния он бы доведен добровольно).

После обнаружения вреда, следует провести административное расследование, которое позволит выявить виновное лицо и основания привлечения военнослужащего к материальной ответственности.

Порядок и сроки проведения расследования

Привлечение к ответственности может быть осуществлено только после проведения административного расследования. Командир военной части, после обнаружения проблемы, должен организовать его проведение. Процедура позволит:

  • - установить основания для привлечения к ответственности;
  • - определить причины возникновения нарушения законодательства;
  • - выяснить размер ущерба и лиц, виновных в его нанесении.

Проведения подобных действий можно избежать, когда недостача или нарушение были установлены судом или выявлены в результате проведения ревизии, проверки или следственных действий.

Порядок возмещения ущерба

Возмещение нанесенного ущерба, размер которого не превышает одного оклада и надбавки, производится по приказу командира части путем удержания из денежного довольствия лица виновного в причинении материального ущерба.

Если возникает вопрос о компенсации более серьезного вреда, то он решается исключительно судом. Исковое заявление подается командиром воинской части.

Приказ должен быть издан в 14-дневный срок после проведения расследования, вступления в законную силу решения суда, получения материалов и актов ревизии. С его содержанием нарушителя знакомят под роспись. Приказ должен быть принят к исполнению не позднее семи дней с момента его издания.

Такой приказ может быть обжалован вышестоящему командиру или в судебный орган. Важно помнить, что оспаривание не приостанавливает удержание материальных средств. Последующее изучение материалов должно дать ответ, правильно ли определены основания для привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Удержание из денежного довольствия правонарушителя, которое осуществляется по решению суда, выполняется на основании исполнительного листа.

Как осуществляется удержание денежных средств?

Удержание средств производится из ежемесячного денежного довольствия военнослужащего. Размер не может превышать 20% при возмещении ограниченной материальной ответственности и 50%, если за нанесенный ущерб полагается полная ответственность.

Если при сложившихся обстоятельствах имеет место удержание средств другого характера, то действующее законодательство РФ не допускает, чтобы они превышали 50 % довольствия. Порядок и очередность снятия средств регулируется Федеральными законами.

При возникновении каких-либо проблем на службе, следует обращаться к юристу, специализирующемуся на военном праве. Он способен дать разъяснения по всем вопросам, и подсказать, как выйти из сложившейся ситуации и отстоять свои права.

Материальная ответственность военнослужащих является одним из видов юридического обязательства по возмещению ущерба, который был причинен виновными действиями военнослужащего имуществу государства. Более подробно о — в статье далее.

161 ФЗ о материальной ответственности военнослужащих

12.07.1999 в силу вступил ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих ». Согласно данному акту граждане, которые проходят службу (неважно — по контракту или по призыву), должны отвечать за виновные действия, которыми был нанесен ущерб государственному имуществу. В законе всего лишь 4 главы и 14 статей, однако он довольно четко прописывает и порядок привлечения к ответственности, и способы возмещения причиненного ущерба.

Важно! В рамках военной службы гражданин может быть привлечен к ответственности только в течение 3 лет со дня, когда был обнаружен ущерб. Если будет установлено, что физическое лицо причинило вред имуществу, не находясь на службе, то оно будет привлекаться к гражданско-правовой ответственности.

Для справки: законодатель не признает обязательств военнослужащих, если ущерб был нанесен в результате:

  • исполнения приказа руководства;
  • действия непреодолимой силы;
  • оправданного служебного риска.

Закон об ограниченной материальной ответственности военнослужащих

Законодатель определил, что если военнослужащий по неосторожности причинил ущерб имуществу государства, то отвечать он должен в размере причиненного вреда, но не более оклада и надбавки за выслугу за один месяц. Если же речь идет о гражданах, служащих по призыву, то с них могут удерживать до 2 окладов. Исключением из ситуации могут быть лишь случаи, когда установлены иные размеры ответственности.

Не знаете свои права?

Так, военнослужащие-призывники отвечают за простой контейнеров, машин или иных судов, в результате которого на воинскую часть были наложены штрафы, в пределах 2 окладов и 2 надбавок за выслугу в месяц.

Если начальник (командир) своими действиями допустил незаконное увольнение/перевод граждан, а также назначение на должность лиц без соблюдения требований законодательства, то он отвечает в полном размере за чрезмерное расходование средств бюджета в виде дополнительных неправомерных выплат. За это из его денежного довольствия могут вычитать до 3 окладов и надбавок за выслугу лет в месяц.

Если командир был виновен в непринятии должных мер по охране имущества и содержанию его в целости и сохранности, а также не предотвратил хищение, то максимальный вычет из зарплаты составляет не более одного оклада и надбавки за выслугу в месяц.

Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут ответственность в полном объеме, если ущерб нанесен:

  • лицом, которому вверено хранение имущества;
  • при совершении преступления;
  • в результате совершения умышленных действий, которые направлены на хищение, порчу, незаконное использование имущества и т. п.;
  • умышленного другим военнослужащим, в результате чего им потребовалась медицинская помощь;
  • в состоянии опьянения.

Как ФЗ о материальной ответственности регулирует вопрос привлечения к ответственности?

Величина вреда, нанесенного военнослужащим государству определяется исходя из обстоятельств дела и его вины в произошедшем. Конкретно же материальная ответственность военнослужащих , вернее ее размер, устанавливается с учетом следующих обстоятельств:

  1. Фактических потерь, которые были нанесены имуществу, с учетом степени его износа.
  2. Цен, которые установлены в конкретной местности на аналогичный товар. Если речь идет об оружии и боеприпасах, то стоимость должен определить уполномоченный орган.
  3. Если речь идет о незаконном назначении на должность, то ущерб определяется по разнице между прежним довольствием назначенного и новым окладом.

При рассмотрении обстоятельств проступка по приказу начальника учреждения создается специальная комиссия для проведения административного расследования. Расследование при этом должно быть осуществлено в срок не более 1 месяца со дня обнаружения причиненного вреда.

Если военнослужащий совершил проступок или преступление, обстоятельства которого доказаны в суде, повторная проверка в рамках учреждения не проводится. Кроме того, если размер ущерба, виновные лица и все обстоятельства известны, достаточно дисциплинарного разбирательства.

После выяснения всех деталей руководитель учреждения издает приказ о привлечении к материальной ответственности военнослужащего и из заплаты последнего производится удержание в соответствующем размере.

Лучшие статьи по теме