Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование 
  • Неполные предложения. Тире в неполном предложении. интонационное тире. соединительное тире Тире в неполном предложении таблица с примерами

Неполные предложения. Тире в неполном предложении. интонационное тире. соединительное тире Тире в неполном предложении таблица с примерами

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

РЯ. 11. Ур.18-19.

Тема: Тире в неполном предложении. Соединительное тире.

Интонационное тире. (2 ч)

Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении; дать понятие соединительного, интонационного тире; формирование пунктуационных навыков; воспитание языкового чутья.

Х од урока

1. Орг.момент. Тема и цели урока.

2. Анализ предложения.

Россия - это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих).

3. Тире в неполном предложении.

1. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения).

1) Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчишки. (А. Толстой.)

3) О, я хочу безумно жить, все сущее - увековечить, безличное - вочеловечить, несбывшееся - воплотить! (А. Блок.)

4) Молочный суп - на первое, блинчики с творогом - на второе.

2. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных - в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. (Лыжникам - хорошую базу. Массам - культуру. Молодежи - образование.) Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.

3. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто - чему?», «кто - куда?», «что - куда?», «что - как?», «что - где?» и т. п.

1) Туризм - для всех.

2) Герои - рядом.

3) Заботы и радости - пополам.

4) Новые книги - нарасхват.

4. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза.

1) Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я - довольно плохо. (Л. Толстой.) 2) Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова - резче, аргументы - непримиримее (С. Голубов.)

3) Подберите еще несколько примеров, каких - не имеет значения.

4) У него в глазах - как бы поскорее отделаться от меня.

5) Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, - непреклонностью.

При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится:

1) Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку. (А. Чехов.)

2) Алеша смотрел на них, а они на него. (Ф. Достоевский.)

5. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена и даже без пропуска:

1) Они смотрели друг на друга: Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством. (И. Гончаров.)

2) В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой - в радиорубке, третий - в геологической партии, четвертый - в море, пятый - в небе, на скрещении воздушных дорог. (В. Горбатов.)

4. Интонационное тире.

1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен.

Сравните:

Ходить - долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например, после тяжелой болезни).

Ходить долго - не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой).

Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения:

Тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым.

Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа.

К станции приближались пешеходы - с узлами, мешками, чемоданами.

Однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему:

Я - что, это вы крупный специалист. (Ср.: Он что - не согласен на отъезд?)

2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения:

И щуку бросили - в реку. (И. Крылов.)

Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел - Швабрин. (А. Пушкин.)

5. Соединительное тире.

1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от... до» ):

а) пространственных:

Беспосадочный перелет Москва - Хабаровск.

Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск - Лбищенск - Сахарная - Гурьев (Д. Фурманов.);

б ) временных :

Крестовые походы ХI-ХIII веков.

Репертуар театра на январь - март;

в) количественных:

Рукопись объемом десять - двенадцать авторских листов.

Груз массой 300-350 тонн.

Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от...до , а слово или , то они соединяются дефисом:

Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: ... 5-6 дней.)

2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:

Физический закон Бойля - Мариотта; Матч Карпов - Каспаров; Матч «Спартак» - «Торпедо».

3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними:

Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура - человек - окружающая среда».

Наблюдения над употреблением знаков препинания в художественном тексте, анализ пунктуационной системы того или иного автора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять высказывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индивидуально-авторских особенностей того или иного мастера.

Наблюдать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей.

Например, обратимся к индивидуально-авторской пунктуации в произведениях М. Цветаевой - это явление довольно сложное, многообразное и неоднородное. Для ранней Цветаевой характерны непосредственность, лиричность, плавность, что находит свое отражение в пунктуации; такую пунктуацию можно назвать «спокойной»: как правило, в ранних произведениях мы не встретим отступлений от нормы. Нерегламентированные знаки препинания употребляются крайне редко, наиболее часто используется запятая.

Для Цветаевой - зрелого мастера характерны упругость, напряженность стиха, стих как бы рвется наружу, отражал состояние внутреннего мира, смятение автора. И пунктуация становится другой.

У Цветаевой свое восприятие, понимание знаков препинания, свое отношение к ним:

«Что такое кавычки? Знак своей непричастности - данному слову или соединению слов. Подчеркнутая чуждость их общепринятому толкованию. Знак своего превосходства над попросту, без кавычек, их произносящим. Кавычки - ирония. То же самое, «так называемая жалость». «Так называемая» - мною не так называемая, мною так не называемая, мною называемая - слабость (либо глупость).

… Стихи эти я читаю наоборот: без кавычек, и вовсе никакого за правдою их трафарета не чувствую. Перечтите их без кавычек сами - и увидите человеческое сердце, вечное. Простая болевая правда их! уничтожает трафарет, слова эти здесь - звучат заново, совершенно без кавычек. (Как я хотела бы, чтобы они так были написаны, и до чего они так внутри написаны!)» (Из письма А. Штейгеру.)

Стилистически значимым может быть любой знак препинания, но только в условиях контекста. По мнению исследователей, у Цветаевой наиболее активным и многофункциональным является тире. Тире у Цветаевой может быть ритмомелодическим; тире может использоваться для выражения жестких пауз, чеканности слога и т. д.

Сравните:

Зверю берлога,

Страннику - дорога,

Мертвому - дроги,

Каждому свое.

Женщине - лукавить.

Царю - править,

Мне - славить

Имя твое.

(Стихи к Блоку .)

Цветаева часто употребляет тире для создания антитезы.

Тире эмфатическое:

Мало - тебе дня,

Солнечного огня!

(Бессонница.)

Эмфатическое тире используется Цветаевой вместо наиболее типичного, привычного, нормативного дефиса:

По аллее вздохов -

Поволокой к столбу -

Телеграфное: лю-ю-блю...

(Провода.)

Наконец, на стыке морфем тире может выполнять только ритмическую, точнее, ритмико-мелодическую функцию:

Для беглеца

Мне сад пошли:

Без ни - лица,

Без ни - души!

(Сад.)

Знаки препинания у Цветаевой значимы, они в соединении с иными изобразительно-выразительными средствами и создают тот неповторимый колорит, то неповторимое звучание, которое и притягивает читателей к стихотворениям М. Цветаевой.

Задание.

Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным

В себя, в единоличье чувств.

Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком

Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!

Остолбешевши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,

Роднее бывшее - всего.

Все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег


Родимого пятна не сыщет!



Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...

7. Итог урока. Д/з.

Д/з: записи в тетради знать; п.76-77; упр.354, 356.

Приложение

Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...».

1) Выделите индивидуально-авторские знаки препинания. Какова их роль в тексте?

2) Как знаки препинания влияют на смысл и экспрессивное восприятие текста? Какие душевные переживания автор отражает в этом стихотворении и какими языковыми средствами это представлено? (Звукопись, лексика, синтаксис, пунктуация.)

Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться - мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!
Остолбешевши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все - равны, мне всё - равно,
И, может быть, всего равнее -
Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё - равно, и всё - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...


1. Тире ставится в неполном предложении, которое является частью сложного предложения, в том случае, когда пропущенный член (чаще всего сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы. В месте пропуска необходимо делать паузу. Например:

Они стояли друг против друга. Михаил – отчужденный и безразличный, Мария – с добротой в глазах.
Портмоне было двойным – внутреннее – из ткани, внешнее – из экокожи.
У войны – короткий путь, у любви – далекий.
За окнами - снега, степная гладь и ширь, на переплётах рам - следы ночной пурги.

Если пауза отсутствует, то тире не ставится. Например:
Степан смотрел на них, а они на него.
Лолита долго осматривала Петра, а он её.
Ты все делаешь медленно, а я быстро.

2. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске или без какого-либо члена, например:

За столом говорили соседи – бесцеремонно, торопясь высказать как можно больше слов, хозяева – тихо и неохотно.
Деньги – исчезают, работа – остается.
Концерт закончился, и наступило время для одних – радоваться победе, для других – грустить о проигрыше.

3. Тире ставится в эллиптических предложениях особой структуры, основу которых образуют два члена предложения – в дательном и винительном (реже именительном) падежах, без сказуемого, с четким интонационным делением на две части, например:

Богу – богово, кесарю – кесарево.
Каждой семье – отдельную квартиру.

4. Тире ставится в эллиптических предложениях при желании автора подчеркнуть обстоятельство места (что обычно сопровождается наличием паузы), например:

Вокруг месяца – бледные круги.
За ночным окном - туман.
Олимпийский огонь - на нашей земле!
В ответ - полное молчание.
Над площадью – низко повисшая пыль, на площади – порожние бутылки казенки, бумажки дешевых конфет.

Если пауза отсутствует, то тире можно не ставить, например:
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.
В углу старое кожаное кресло. В другом углу, позади письменного стола, платяной шкаф. На полу выцветший ковер.
  • 2.2. Лексическая синонимия, антонимия, паронимия
  • Запомните!
  • 2.3. Нарушения в использовании слов и фразеологизмов: многословие, лексическая неполнота, алогизм. Стилистическая оценка заимствованных слов
  • Стилистическая оценка заимствованных слов
  • Правильное употребление фразеологизмов
  • 2.4. Словари русского языка
  • Тема iiі. Орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка
  • 3.1. Правописание гласных и согласных Правописание гласных
  • Внимание!
  • I. Гласные о  е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в корне слова
  • II. Гласные о  е(ё) после шипящих ж, ч, ш, щ в окончаниях и суффиксах
  • Запомните!
  • Запомните! Буква ы после ц в корне слова:
  • Правописание согласных
  • Внимание! Для запоминания глухих согласных:
  • Запомните!
  • Непроизносимые согласные в корне слова:
  • 3.2. Правописание приставок Правописание приставок
  • 3.3. Правописание сложных слов Правописание сложных слов
  • 3.4. Правописание частей речи
  • Внимание! Прилагательные с суффиксом -ян-: исключения:
  • В окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
  • Запомните! Дефис в неопределенных местоимениях:
  • Внимание! Для верного определения начальной формы глагола:
  • I спряжение II спряжение
  • Правописание нн и в причастиях и отглагольных прилагательных Запомните! н и нн в прилагательных:
  • Внимание! Вопросы, на которые отвечают наречия:
  • Запомните! Наречия на шипящую – исключения:
  • 3.5. Знаки препинания в простом предложении
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Тире в неполном предложении
  • Интонационное и соединительное тире
  • Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  • Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения
  • Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения
  • 3.6. Знаки препинания в сложном предложении
  • 3.7. Знаки препинания при прямой речи. Сочетания знаков препинания
  • Сочетания знаков препинания
  • Орфографический минимум
  • Тема IV. Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка
  • 4.1. Особенности произношения безударных гласных и согласных
  • Произношение безударных гласных звуков
  • Произношение согласных звуков
  • 4.2. Произношение иностранных слов, имён и отчеств Особенности произношения иностранных слов
  • Как звучат имена и отчества
  • 4.3. Литературные ударения
  • 4.4. Нарушения акцентологических и орфоэпических норм русского литературного языка и пути их преодоления
  • Основные орфоэпические ошибки
  • Тема V. Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка
  • 5.1. Употребление словоформ разных частей речи
  • Колебания в грамматическом роде имён существительных
  • Вариантность падежных окончаний
  • Ошибки в образовании и употреблении форм имён прилагательных
  • Ошибки в употреблении местоимений
  • Употребление глагольных форм
  • 5.2. Многообразие синтаксических конструкций
  • 5.3. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого. Правильное построение предложений Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого
  • Правильное построение предложений
  • 5.4. Варианты согласования определений и приложений. Варианты управления Варианты согласования определений и приложений
  • Варианты управления
  • Модуль II. Устное и письменное речевое общение
  • Тема VI. Культура речевого общения
  • 6.1. Речевой этикет. Формулы речевого этикета
  • 6.2. Обращение в русском речевом этикете
  • 6.3. Речевая культура вопросов и ответов
  • Типы вопросов
  • Перспективная стратегия ответов на вопросы
  • 6.4. Деловая беседа. Деловые переговоры Деловая беседа
  • Деловые переговоры
  • Тема VII. Мастерство публичного выступления
  • 7.1. Композиция публичного выступления
  • 7.2. Контакт оратора с аудиторией
  • 7.3. Подготовка публичного выступления
  • 7.4. Выступление с публичной речью
  • Тема VIII. Научный стиль речи
  • 8.1. Языковые и структурные особенности научного стиля речи
  • 8.2. Виды научных текстов. Их характеристики и оформление
  • Образец оформления титульного листа научной работы в вузе
  • Нормы ударения в русском языке
  • 8.3. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
  • 8.4. Презентация результатов учебной и научной деятельности
  • Этапы подготовки презентации:
  • Тема iх. Официально-деловой стиль речи
  • 9.1. Деловая документация. Образцы документов
  • Личные документы
  • Заявление
  • Доверенность
  • Резюме Субботина Юлия Константиновна
  • Автобиография
  • Распорядительные документы
  • Структура и содержание распорядительного документа
  • Административно-организационные документы
  • Информационно-справочные документы
  • Объяснительная записка
  • 9.2. Деловое письмо. Виды деловых писем
  • 9.3. Формы деловых коммуникаций
  • Речевая самопрезентация
  • 9.4. Унификация языка документов
  • Склонение числительных
  • Литература основная
  • Дополнительная
  • Словари и справочные издания
  • Информационные ресурсы
  • Учебные пособия в электронном варианте
  • Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
  • Тире в неполном предложении

    1. Тире ставится в неполном предложении, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения и в месте пропуска делается пауза, например: Яков приезжал из Воронежа, Гаврила из Москвы (А.Н.Т.); Некоторые положения разъясняются во введении, другие когда излагаются соответствующие теоретические вопросы.

    2. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-нибудь члена или даже без пропуска, например: Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель есть только призрак (Л.Т.).

    3. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым), например: На столе стопочка книг и даже какой-то цветок (А.Н.Т.). Но (при отсутствии паузы): В углу старый кожаный диван (Сим.). Обычно тире ставится в однотипно построенных частях предложения, например: Во всех окнах любопытные, на крышах мальчишки (А.Н.Т.); Здесь овраги, дальше степи, еще дальше пустыня.

    Интонационное и соединительное тире

    Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения; ср.: Это общежитие для рабочих; Это общежитие для рабочих. Такое тире называется интонационным.

    Соединительное тире ставится:

    1. Между двумя или несколькими словами для обозначения пределов:

    а) пространственных: поезд Москва Минеральные Воды; космический полет Земля Венера;

    б) временных: географические открытия XV XVI веков, в июле августе;

    в) количественных: в рукописи будет десять двенадцать (10 12) страниц; весом в триста пятьсот тонн.

    В этих случаях тире заменяет по смыслу слова «от... до». Если же между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить союз или, то они соединяются дефисом, например: через два-три часа (но при цифровом обозначении ставится тире: через 2-3 часа).

    2. Между двумя или несколькими собственными именами, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п., например: учение Докучаева Костычева; космогоническая теория Канта Лапласа.

    Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    Однородные члены, не соединенные союзами

    1. Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая, например: зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило (Т.); Говорили то, се.

    Примечания. 1. Не ставится запятая:

    а) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое, например: Зайду проведаю (Л.Т.); Купи поди (М.Г.); Сидит шьет;

    б) в устойчивых выражениях, например: За всё про всё ее бранят (Кр.); поговорили о том о сём.

    2. Не являются однородными членами и не разделяются запятой, а соединяются дефисом:

    а) парные сочетания синонимического характера, например: конца-краю нет, с радости-веселья, ум-разум, правда-истина, род-племя, житье-бытье, друг-приятель, друг-товарищ, друг-знакомец, страна-держава, сила-мощь, обычаи-порядки, польза-выгода, чин-звание, свадьба-женитьба, честь-хвала, жив-здоров, такой-сякой, пошло-поехало, завертелось-закружилось, просить-молить, спать-почивать, любо-дорого;

    б) парные сочетания антонимического характера, например: купля-продажа, приход-расход, экспорт-импорт, прием-выдача, вопросы-ответы, твердость-мягкость согласных, отцы-дети, вверх-вниз, вперед-назад;

    в) парные сочетания, в основе которых лежат связи ассоциативного характера, например: песни-пляски, грибы-ягоды, птицы-рыбы, чай-сахар, хлеб-соль, чашки-ложки, ножи-вилки, руки-ноги, имя-отчество, муж-жена, отец-мать, братья-сестры, дед-бабка, поить-кормить, молодо-зелено.

    2. Распространенные однородные члены предложения, особенно если внутри них имеются запятые, могут разделяться точкой с запятой, например: На письменном столе лежала куча мелко исписанных бумаг, накрытых тяжелым мраморным прессом; какая-то старинная книга в кожаном переплете, до которой хозяин, видимо, давно не прикасался; ручка, запачканная чернилами, с пером, которым пользоваться было уже нельзя (Г.). Ср.: Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень; видел расчищенную дорожку, везде чистоту, порядок; слушал, как во всех комнатах попеременно пробили с полдюжины столовых, стенных, бронзовых и малахитовых часов (Гонч.).

    3. Между однородными членами ставится тире для выражения противопоставления, например: Здесь не житье им рай (Кр.); Не любви прошу жалости! (М.Г.).

    Однородные и неоднородные определения

    1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

    Определения являются однородными, если:

    а) обозначают отличительные признаки разных предметов, например: Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет;

    б) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны, например: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (Т.).

    Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, поэтому между ними можно вставить сочинительный союз. Ср.: чистый, спокойный свет луны; чашка густого, крепкого кофе и т.п.

    Однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.), например: Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку (Т.); Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор (Л.); В густых, темных волосах блестели седые пряди (М.Г.); бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождик и т.д.

    Как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты), например: Его бледно-голубые, стеклянные глаза (Т.).

    Однородны также синонимические (в условиях контекста) определения, например: Тихая, скромная речка (Ч.); молчаливая, несмелая, робкая девушка. В ряду таких определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию, например: Радостное, праздничное, лучезарное настроение (Сераф.); Осенью степи совершенно изменяются и получают свой необычный, особенный, ни с чем не сравнимый вид.

    В роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот, например: Вошел пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой.

    Как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова, например: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.). Исключение составляют сочетания терминологического характера, например: трубы тонкостенные электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая.

    Однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Спустя полгода долгие, холодные ночи сменяются короткими, теплыми.

    2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

    Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, например: большой каменный дом (размер и материал); белые круглые камешки (цвет и форма); красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. Такие определения могут стать однородными, если их объединяет общий признак, например: Наша терраса теперь стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак  «прочный»).

    Неоднородные определения чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного, например: новый кожаный портфель, интересная детская книга, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п. Реже неоднородные определения состоят из сочетаний качественных прилагательных, например: старый мрачный дом, интересные редкие издания и др.

    Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами

    1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами а, но, да, (в значении «но»), однако, зато, хотя и др., например: Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы (Т.); Дни стояли пасмурные, однако теплые (Акс.); Решение правильное, хотя не единственное.

    Однородный член предложения, стоящий после противительного союза и находящийся не в конце предложения, не обособляется, то есть запятая после него не ставится, например: Жил раньше не в Москве, а в Петербурге и там же учился в университете. Ср. также: важнейший, но не единственный источник информации; важнейший, хотя не единственный источник информации; важнейший, если не единственный источник информации и т.п. (после союза противительного, уступительного, условного). То же самое после однородного члена с присоединительными союзами а также, а то и, а и т.п., например: Кино, а также радио и телевидение являются средствами массовой информации для миллионов людей.

    При пропуске противительного союза ставится не запятая, а тире, например: Не птицей снарядом пролетает реактивный самолет; Ученик оказался не просто толковым талантливым.

    Вместо запятой перед противительным союзом может ставиться точка с запятой, если внутри распространенных однородных членов имеются запятые, например: В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживал мне без раболепства; но за барином наблюдал, как за ребенком (Т.).

    2. Между однородными членами предложения, связанными одиночными соединительными союзами и, да (в значении «и»), разделительными союзами или, либо, запятая не ставится, например: Ирина говорила громко и уверенно; Вася очень похудел, остались только кожа да кости; Это случится теперь или никогда.

    Перед союзом и, соединяющим два однородных сказуемых, ставится тире для указания на следствие, содержащееся во втором сказуемом, или для выражения резкого противопоставления, быстрой смены действий, например: Бегу туда и вас обоих нахожу (Гр.); В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко и тотчас отошел (П.).

    Реже в этих случаях тире ставится после союза и , например: Так я это все рассудил и вдруг совсем решился (Дост.); Проси в субботу расчет и марш в деревню (М.Г.).

    Если союз и имеет присоединительное значение (часто в этом случае присоединяется неоднородный член предложения), то перед ним ставится запятая (то же перед присоединительным союзом да и), например: Но я даю ему работу, и очень интересную (Остр.); Бывало, плачет, плачет, да и успокоится; Я очень люблю свою маму, и сестер люблю тоже.

    Запятая не ставится перед присоединительным и, за которым следует указательное местоимение тот (та, то, те), употребленное для усиления предшествующего имени существительного, например: Старики и те пели вместе со всеми. Также: Стоять рядом с ним и то приятно (присоединяется часть сказуемого). Но (без союза и): Мальчишки, те не боятся темноты.

    Не ставится запятая перед союзом да и в соединительном значении, в сочетаниях типа взял да и рассердился (с одинаковой формой глагола взять и другого глагола для обозначения неожиданного или произвольного действия), в сочетании нет-нет да и, например: Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился (Т.); Образ бедной девушки нет-нет да и возникал у меня перед глазами.

    Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами

    1. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами и... и , да ... да , ни...ни , или... или , ли... ли , либо... либо , то... то и др., например: Вот уж и стука, и крика, и бубенцов не слыхать (Т.); Повсюду светились то близкие, то далекие огни (Баб.).

    2. При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов), например: Кругом было и светло и зелено (Т.); Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону (Сем.); Представляет интерес и в лексическом и в грамматическом отношении; Образцовый порядок и внутри и вне дома; Трудился он и в холод и в зной; И да и нет. При наличии пояснительных слов запятая обычно ставится, например: Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.). Также: Это может кончиться и хорошо, и плохо (и в значении «или»).

    3. Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми, например: Я сама ненавижу свое прошлое, и Орлова, и свою любовь (Ч.); Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

    4. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами (внутри таких пар запятая не ставится), например: Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде, построенной в виде раковины (Фед.).

    5. Если союз и повторяется в предложении не при однородных членах, то запятая между ними не ставится, например: Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нем сильные и смелые люди. Ср.: Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес, и Кузьму (Сераф.) (запятыми разделены только однородные члены).

    Не ставится также запятая, если два однородных члена с союзом и между ними образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную союзом и с третьим однородным членом, например: Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (Л.Т.).

    Не ставится запятая в выражениях типа 20 и 40 и 60 вместе составляют 120 (нет перечисления однородных членов). То же в выражении 20 плюс 40 плюс 60 составляют 120.

    6. Союзы ли... или , стоящие при однородных членах предложения, не приравниваются к повторяющимся союзам, поэтому запятая перед или не ставится, например: Продолжит ли он свою работу или ограничится сделанным – это вопрос, еще не решенный.

    7. Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера, образованных двумя словами с противоположными значениями, соединенными повторяющимися союзами и, ни, например: и день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и так и этак, ни рыба ни мясо, ни днем ни ночью, ни жив ни мертв, ни два ни полтора, ни много ни мало, ни то ни се, ни дать ни взять, ни взад ни вперед и т.п.

    Однородные члены, соединенные парными союзами

    1. Если однородные члены соединены парными (сопоставительными, двойными) союзами как... так и , не так... как , не только... но и , не столько... сколько , насколько... настолько , хотя и... но , если не... то , столько... сколько и т.п., то запятая ставится только перед второй частью союза, например: Нужно быть старательным как в большом, так и в малом; Мысли хотя и не новые, но интересные; Вернется если не завтра, то послезавтра; ср.: На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство (Л.Т.); Квартира Александра хотя и просторна, но не изящна и сумрачна (Ч.).

    2. После однородного члена, следующего за второй частью парного союза и не заканчивающего собой предложение, запятая не ставится, например: Ваши слова не только справедливы, но и убедительны и неоспоримы.

    3. Внутри сопоставительных союзов не то что... а , не то чтобы... а (но) запятая перед что и чтобы не ставится, например: Не то что холодно, а все-таки прохладно. Не то чтобы, спешил, но немного торопился.

    Обобщающие слова при однородных членах

    1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов ставится двоеточие, например: На столе лежали письменные принадлежности: ручки, карандаши, фломастеры.

    Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них  двоеточие, например: Гости заговорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице... (Г.)

    Если перед перечислением нет обобщающего слова, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление, например: На заседании присутствовали: ...; Собрание постановляет: ...; Для получения смеси нужно взять: ... и т.д. Обычно это встречается в деловой и научной речи.

    Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными собственными именами, если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для обобщающего слова предупреждающая пауза), например: Революционные демократы Белинский, Чернышевский, Добролюбов сыграли большую роль в общественном развитии России; Много притоков имеется у рек Волги, Дона, Днепра.

    2. После перечисления перед обобщающим словом ставится тире, например: Дети, старики, женщины все смешалось в живом потоке (Сераф.).

    Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и т.п.), то перед последним ставится тире, а после него  запятая, например: Пшеница, овес, подсолнух, кукуруза, картофель словом, на что только ни взгляни, все уже созрело, все требовало хозяйских хлопот и заботливых, старательных рук (Баб.).

    3. Если перечисление, стоящее после обобщающего слова, не заканчивает собой предложения, то перед перечислением ставится двоеточие, а после него  тире, например: И все это: и река, и лес, и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства.

    С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные .

    Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

    Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).

    Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

    Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

    Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста .

    Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

    Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

    Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан .

    – О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе! ».

    Пропущены могут быть:

    • подлежащее : Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как измениласяТатьяна! );

    Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть! ) (Н.В. Гоголь);

    • дополнение : А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила? );
    • сказуемое: Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите! );
    • сразу несколько членов предложения , в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem? )

    Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений : Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо... (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

    Неполные предложения очень распространены в разговорной речи , в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.


    – На сына я сердит.
    – За что?
    – За злое преступленье.
    (А.С. Пушкин)

    Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы.

    1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

    Например:

    - На перевязку иди.
    - Убьют.
    - Ползком.
    - Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).


    2. Предложения-ответы
    различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

    Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

    - Ты кто такой?
    - Проходящий... странствующий...
    - Ночуешь или жить?
    - Погляжу там...
    (М. Г.);

    - Что у вас в узле, орлы?
    - Раки, - ответил неохотно высокий.
    - Ого! Где вы их достали?
    - Возле плотины
    (Шол.);

    Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

    - Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?
    - Мои
    (С. Бар.);

    - А Николай Степанычу показывал? - спросил отец.
    - Показывал
    (С. Бар.);

    - Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?
    - Ничего не надо
    (Пан.).

    Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

    - Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто.
    - Нравится, - сказала он
    а (Пан.).

    И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:


    - Чем же вы жить-то будете?
    - А голова-то, а руки-то на что?
    (М. Г.)

    и ответами-переспросами:


    - Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
    - Предложение? Мне?
    (Ч.).

    Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное.

    Например:

    - А если во время сева они сломаются?
    - Тогда в крайнем случае самодельные изготовим
    (Г. Ник.).

    Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

    Эллиптические предложения

    В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис , что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др.

    Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
    Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

    Пунктуация в неполном предложении

    В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире , если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.

    Например:

    Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
    Однако при отсутствии паузы тире не ставится. Например: Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

    Тире ставится:

    1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента – обстоятельственный и подлежащими.

    Например:

    Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.); За шоссе – березовый лесок (Бун.); В большой комнате на втором этаже деревянного дома – длинные столы, над которыми висят керосиновые лампы-«молнии» с пузатыми стеклами (Кав.).

    Особенно стабилен этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: На дворе – одиннадцать лошадей, а на стойле – сивый жеребец, злой, тяжелый, грудастый (Бун.); Широкий овраг, на одном боку – избы, на другом – усадьбишка (Бун.); Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.).

    2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.

    Например:

    Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

    Сравните возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.).

    3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.


    Например: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.); В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей – хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой – обыкновенная водяная мельница. В пятой – обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой – просто обстановка крестьянской избы. В седьмой – обстановка избы, где ткали вот эти самые чергы и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.).

    4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – где и др.

    Например: Все скважины – в строю; У микрофона – сердце!; Книга – почтой; Оценки – за знания; Вам – ключ от вуза; Вслед за рекордом – авария; Поездам – «зеленый»!; Прежде всего – деловитость.

    Лучшие статьи по теме