Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Виды операторов по переводу денежных средств. Оператор по переводу денежных средств. Оператор электронных денежных средств

Виды операторов по переводу денежных средств. Оператор по переводу денежных средств. Оператор электронных денежных средств

1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

4. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга (при их привлечении).

4.1. Оператор электронных денежных средств обязан предоставлять Банку России отчетность по операциям, осуществляемым в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, в соответствии с установленными Банком России требованиями к составу, объему и порядку предоставления такой отчетности.

5. Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая:

1) порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

За исключением отдельных положений Законы N 162-ФЗ и N 161-ФЗ вступают в силу 29 сентября 2011 г.

60;физических лиц в банках Российской Федерации"" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D108932">закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.

60;платежной системе" ------------------ Не вступил в силу" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D115625%3Bdst%3D100142">ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

5. Особые требования к переводу электронных денежных средств

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств может быть любая организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, указанная в п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности. Такое лицо обязано уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. На это отведен срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. Закона N 161-ФЗ устанавливает, что оператор электронных денежных средств обязан разработать правила осуществления перевода таких средств, которые должны включать:

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с их переводом;

Порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

Порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

Порядок рассмотрения оператором претензий (включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами);

Порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

В качестве главной и безусловной обязанности оператора электронных денежных средств установлена обязанность обеспечивать бесперебойное осуществление перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России (ч. 6 ст. 12

Проводить инспекционные проверки поднадзорных организаций;

Осуществлять действия и применять меры принуждения, если поднадзорные организации нарушили требования законодательства в сфере НПС.

Для осуществления этих полномочий Банк России вправе определять формы и сроки предоставления специальной отчетности, методику ее составления. Кроме того, он может запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, а также издавать нормативные акты, касающиеся осуществления надзора в НПС (ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Закона N 161-ФЗ).

Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждаемым Банком России планом проверок (ч. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). Внеплановые проверки должны осуществляться при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы.

Также ч. 3 ст. 33 Закона N 161-ФЗ установлено, что инспекционные проверки могут проводиться комплексно либо по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций.

Закона N 161-ФЗ).Б) Наблюдение

Наблюдение в НПС Банк России проводит с целью совершенствования субъектами НПС своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ).

Наблюдение в НПС включает следующие виды деятельности:

Сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг);

Оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка);

Подготовку по результатам оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений).

О банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона N 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона N 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Закон N 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств

Действующая процедура осуществления безналичного расчета в своей основе определяется двумя актами ЦБ РФ (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств и Положение о платежной системе Банка России) и основывается на недавно принятом ФЗ «О национальной платежной системе». Закон регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Основные понятия следующие.

1. Национальная платежная система - совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы).

2. Оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

Операторами по переводу денежных средств являются:

  • Банк России;
  • кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;
  • государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Внешэкономбанк).

Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.

Кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе», ФЗ «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.

Внешэкономбанк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

3. Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Оператором платежной системы может являться кредитная организация, организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, Банк России или Внешэкономбанк.

Оператор платежной системы, являющийся кредитной организацией, Банком России или Внешэкономбанком, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Оператор платежной системы, не являющийся кредитной организацией, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора услуг платежной инфраструктуры (за исключением расчетного центра) и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Оператор платежной системы обязан:

  • определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;
  • осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением случая, когда оператор платежной системы совмещает функции оператора услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечивать контроль за оказанием услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;
  • организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе;
  • обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

4. Перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.

Другие понятия:

  • оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;
  • операционный центр - организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями (далее - операционные услуги);
  • платежный клиринговый центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • расчетный центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (расчетные услуги);
  • электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;
  • электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологии, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Основные положения о переводе денежных средств . Согласно ст. 5 ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств осуществляет перевод денежных средств по распоряжению клиента (плательщика или получателя средств), оформленному в рамках применяемой формы безналичных расчетов.

Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.

Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (ранее этот вопрос регулировался в законе о ЦБ РФ).

В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (посредники в переводе).

Оператор по переводу денежных средств до осуществления перевода денежных средств обязан предоставлять клиентам возможность ознакомления в доступной для них форме с условиями осуществления перевода денежных средств в рамках применяемой формы безналичных расчетов, в том числе:

  1. с размером вознаграждения и порядком его взимания в случае, если оно предусмотрено договором;
  2. со способом определения обменного курса, применяемого при осуществлении перевода денежных средств в иностранной валюте (при различии валюты денежных средств, предоставленных плательщиком, и валюты переводимых денежных средств);
  3. с порядком предъявления претензий, включая информацию для связи с оператором по переводу денежных средств;
  4. с иной информацией, обусловленной применяемой формой безналичных расчетов.

Клиент обязан предоставить оператору по переводу денежных средств достоверную информацию для связи с клиентом, а в случае ее изменения своевременно предоставить обновленную информацию. Обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.

Особенности осуществления перевода электронных денежных средств . При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.

Клиент - физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием своего банковского счета или без использования банковского счета. Клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).

Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту. Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента.

Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком - физическим лицом и получателем средств - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 ст. 5, осуществляются неодновременно (автономно). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом - физическим лицом обязан предоставить ему следующую информацию:

  • о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
  • об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
  • о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
  • о способах и местах предоставления денежных средств клиентом - физическим лицом оператору электронных денежных средств;
  • о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
  • о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.

Распоряжение клиента. Распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизит перевода). Перечень реквизитов перевода устанавливается нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.

Распоряжение клиента может передаваться, приниматься к исполнению, исполняться и храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом или между операторами по переводу денежных средств.

Оператор по переводу денежных средств вправе составить распоряжение от своего имени для исполнения распоряжения клиента. Прием распоряжения клиента к исполнению подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором.

Распоряжение клиента исполняется оператором но переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.

Исполнение распоряжения клиента подтверждается оператором по переводу денежных средств клиенту в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и договором.

3.1. Организация деятельности операторов по переводу денежных средств

В настоящее время национальная платежная система строится в соответствии с потребностями субъектов национальной платежной системы и их клиентов в платежных услугах, при оказании которых широко использовались возможности современных технологий.

Количественная характеристика субъектов национальной платежной системы на 1.01.2014 года представлена на рис. 3.1.1.

Рис. 3.1.1. Субъекты национальной платежной системы России.

При этом сеть учреждений субъектов национальной платежной системы, предоставляющих платежные услуги, насчитывала: по Банку России – 505 подразделений Банка России, по кредитным организациям – 956 головных офисов, 2,3 тыс. филиалов и 42,6 тыс. внутренних структурных подразделений, по ФГУП «Почта России» – 41,6 тыс. стационарных отделений почтовой связи. За январь-сентябрь 2013 года через национальную платежную систему было проведено 3,2 млрд. платежей на сумму 321,3 трлн. рублей. В среднем ежедневно осуществлялось 15,1 млн. платежей на сумму 6,4 трлн. рублей. В рамках национальной платежной системы функционировали две системно значимые платежные системы: платежная система Банка России и Платежная система НКО ЗАО НРД.

В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

Операторами по переводу денежных средств являются:

1) Банк России;

2) кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств;

3) государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Отметим, что право кредитной организации на осуществление перевода денежных средств должно быть прописано в лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России.

Кредитные организации осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Федеральным законом № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами Банка России.

Внешэкономбанк осуществляет деятельность оператора по переводу денежных средств в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и Федеральным законом N 82-ФЗ «О банке развития».

Количество учреждений операторов по переводу денежных средств на 01.10.2013 составило 46897 ед., на 01.01.2013 – 46 451 ед., т. е. за 9 мес. увеличилось на 1 %. Из этого количества: 504 учреждения Банка России, 942 кредитные организации, 2093 филиала кредитных организаций, 24521 дополнительный офис, 18837 иных внутренних структурных подразделений кредитных организаций. Количество учреждений операторов по переводу денежных средств в расчете на 1 млн. жителей составило 327 ед..

В 2013–2014 годах продолжилось сокращение числа кредитных организаций (с 956 на 01.01.2013 до 923 на 01.01.14) и их филиалов (на 16,3 %, до 2005). Во многом эта тенденция связана с проводимой Банком России санацией банковского сектора и продолжающейся оптимизацией крупными многофилиальными банками сети своих региональных подразделений.

Характеризуя деятельность операторов по переводу денежных средств, необходимо рассмотреть вопрос об открытии и ведении счетов клиентов.

Для осуществления переводов денежных средств в безналичной форме операторы по переводу денежных средств открывают своим клиентам следующие виды счетов :

1. Текущие предназначены для учета денежных средств физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. В зависимости от того является клиент резидентом или нерезидентом банки могут открывать 2 типа текущих счетов: текущие счета резидентов, текущие счета нерезидентов.

Текущие счета открываются и ведутся в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на основании заключенного сторонами (банком и клиентом-физическим лицом) договора банковского счета.

2. Карточные текущие счета предназначены для учета денежных средств физических лиц на банковской карте, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Так же как и для текущих счетов в зависимости от того является клиент резидентом или нерезидентом банки могут открывать 2 типа карточных счетов: карточные счета резидентов; карточные счета нерезидентов.

Карточные счета аналогично текущим счетам могут быть рублевыми и валютными. Основанием для открытия карточного текущего счета может быть договор банковского счета, заключенный между банком и клиентом-физическим лицом, а также другие формы двусторонних соглашений, например, акцептованное банком заявление (анкета) на открытие карточного счета.

3. Расчетные счета. В практике основной группой счетов, которые открываются банками фактически на ежедневной основе, являются расчетные счета. Назначение таких счетов весьма многообразно. Они открываются:

– для совершения любых расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью;

– для совершения расчетов, связанных с финансовой деятельностью, имеющей коммерческий характер;

– для совершения расчетов, связанных с некоммерческой деятельностью;

– для учета переводных операций организаций федеральной почтовой связи, а также средств, направляемых уполномоченными органами на выплату пенсий и пособий;

– для учета сумм поступлений и расходования денежных сумм физических лиц – индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществлением в установленном законодательством РФ порядке частной практикой;

– для учета денежных средств и расчетов юридических лиц – нерезидентов без использования специальных банковских счетов.

Подробнее остановимся на характеристиках основных расчетных счетах, которые могут открываться банками в зависимости от статуса клиента и характера его деятельности:

А) Расчетные счета финансовых организаций открываются для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью финансовых организаций, как в рублях, так и в иностранной валюте. При этом к финансовым организациям относят таких юридических лиц, которые представляют услуги финансового характера. В их состав входят: инвестиционные фонды и компании, трастовые, лизинговые, факторинговые компании, товарные и валютные биржи, брокерские организации, оперирующие на фондовом рынке, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и ряд других. Основанием для открытия банковского счета данного типа должен быть заключенный между банком и клиентом-финансовой организацией договор банковского счета.

Б) Расчетные счета коммерческих организаций. Основная цель открытия таких расчетных счетов – совершение с их использованием расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью. Подобные счета открываются коммерческим организациям, а именно, юридическим лицам, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (среди них – хозяйственные товарищества и общества, полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Расчетные счета могут открываться для коммерческих организаций как в рублях, так и в иностранной валюте на основании договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом-юридическим лицом.

В) Расчетные счета некоммерческих организаций. Напомним, что некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в виде общественных, религиозных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, объединений – юридических лиц (ассоциации, союзы), а также в других формах, предусмотренных действующим законодательством.

Банки открывают рублевые и валютные расчетные счета таким организациям с целью совершения расчетов, связанных с их некоммерческой деятельностью. Счет некоммерческой организации также как и многие банковские счета открывается на основании договора банковского счета, заключенного между банком и клиентом.

Г) Расчетные счета организаций Федеральной почтовой связи. Это расчетные счета особого рода, открываются с целью учета переводных операций организаций Федеральной почтовой связи, а также учета средств, направляемых уполномоченными органами на выплату пенсий и пособий. Счета открываются в банках только в том случае, если в нормативных правовых актах предусмотрено открытие подобных счетов именно в этих в кредитных организациях.

Основанием для открытия банковского счета данного типа является заключенный между банком и клиентом-организацией Федеральной почтовой связи договор банковского счета.

Д) Расчетные счета индивидуальных предпринимателей открываются индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (например, адвокатам, нотариусам). На основании заключенного между банком и предпринимателем (адвокатом, нотариусом) договора банковского счета расчетный счет может быть открыт как в рублях, так и в иностранной валюте, в зависимости от потребностей потенциального клиента.

Основная цель открытия таких счетов – это учет сумм поступлений и расходования денежных сумм физических лиц – индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществлением в установленном законодательством РФ порядке частной практики.

Е) Расчетные счета юридических лиц – нерезидентов открываются для учета денежных средств и расчетов юридических лиц – нерезидентов без использования специальных банковских счетов, как в рублях, так и в иностранной валюте. Основанием для открытия банковского счета данного типа является заключенный между банком и организацией-нерезидентом договор банковского счета.

4. Бюджетные счета. В зависимости от государственного органа, которому открывается счет, уровня бюджета (федеральный, субъекта РФ, местный) и непосредственно самой цели открытия бюджетного счета можно выделить следующие их виды:

– бюджетные счета Федерального казначейства и его территориальных органов;

– бюджетные счета Министерства финансов РФ;

– бюджетные счета распорядителей и получателей средств бюджета;

– прочие бюджетные счета.

Практически все бюджетные счета могут открываться кредитными организациями в валюте Российской Федерации или иностранной валюте. Основанием для их открытия служит заключенный сторонами договор банковского счета.

5. Счета внебюджетных фондов. К ним относятся банковские счета, открываемые Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ, Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, фондам социальной поддержки населения, внебюджетных фондов субъектов РФ и муниципальных образований для учета поступления и расходования средств указанных внебюджетных фондов.

6. Корреспондентские счета и субсчета открываются на основании договора о корреспондентских отношениях, кредитным организациям и их филиалам. Во втором случае и появляется приставка «суб-», как бы показывая статус открываемого корреспондентского счета («счет» – головной банк; «субсчет» – филиал). Основное назначение корреспондентских счетов (субсчетов) – учет денежных средств кредитной организации (филиала кредитной организации) и расчетов с ней (с ним – относительно филиала).

7. Счета доверительного управления. Для ведения учета операций с имуществом, полученным банком в доверительное управление, открываются счета доверительного управления. Благодаря этому имущество, принадлежащее учредителям управления, учитывается обособленно от имущества самого банка, выступающего доверительным управляющим.

Счета доверительного управления делятся на активные, на которых учитывается имущество, полученное в траст (денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и прочее имущество), и пассивные, отражающие источники покрытия этого имущества. Кроме того, в числе счетов доверительного управления предусмотрено открытие счетов для учета расчетов по доверительному управлению, расходов и доходов, прибылей и убытков по доверительной деятельности.

8. Специальные банковские счета. Специальные банковские счета имеют специальное назначение и поэтому могут быть открыты в настоящее время коммерческим банком ограниченному кругу лиц и для реализации определенных целей. К специальным банковским счетам среди прочих относятся специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

9. Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством Российской Федерации деятельности и в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

10. Счета по вкладам (депозитам) открываются физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.

Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов. Договор банковского счета предполагает, что банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Деятельность операторов по переводу денежных средств напрямую связана с организацией денежных переводов, о правилах осуществления которых подробно изложено в п.2.3. настоящего пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рынок ценных бумаг. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

62. Организация денежных расчетов Любая национальная система денежных расчетов обслуживает весь платежный оборот той или иной страны.Денежные расчеты по операциям с цененными бумагами – только часть выполненных его функций.Ценные денежные бумаги – это коммерческие и

Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

1. Размещение денежных средств Сутью банковской деятельности является трансформация сбережений в инвестиции. Поэтому законодателю важно было подчеркнуть правомочие кредитной организации направлять привлеченные во вклады денежные средства в качестве инвестиций и

автора

7.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ Сельскохозяйственные предприятия ведут расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые

Из книги Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве автора Бычкова Светлана Михайловна

7.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ВАЛЮТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ, ПЕРЕВОДОВ В ПУТИ Кроме расчетных счетов, у сельскохозяйственных предприятий могут быть открыты в банках валютные и специальные счета.Сельскохозяйственные предприятия могут открывать валютные

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

3.6 Учет денежных средств Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.Порядок хранения и расходования денежных средств,

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

79. Анализ денежных средств В бухгалтерском балансе отражают денежные средства, находящиеся на дату составления отчетности в кассе, на расчетных и валютных счетах, на специальных счетах в кредитных организациях (за исключением, отражаемых на депозитных счетах, которые в

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

2.2 Учет денежных средств Денежные средства организации могут находиться в виде наличных денег и денежных документов на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, в выставленных аккредитивах, чековых книжках и т. д.Порядок хранения и расходования денежных средств,

автора Коллектив авторов

3.3. Организация деятельности операторов платежной системы Согласно определению, изложенному в п. 6 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, определяющее правила

Из книги Платежные системы автора Коллектив авторов

3.4. Организация деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры Раскрывая понятие «оператор услуг платежной инфраструктуры», Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» перечисляет возможные статусы операторов, а именно – операционный

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

14.4.8. Потоки денежных средств Диаграмма потоков денежных средств представлена на рис. 14–15. Согласно ранее сказанному, эти потоки мы используем лишь для оценки работы системы в оставшейся части модели. Предполагается, что состояние кассовой наличности, темпы изменения и

Из книги Экономический анализ автора Литвинюк Анна Сергеевна

41. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации Большинство видов хозяйственных операций организации в той или иной форме связано с поступлением или выбытием де нежных средств.Для осуществления своих расходов организация должна

Из книги Бухгалтерский учет в медицине автора Фирстова Светлана Юрьевна

Глава 3. Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.) Нормативная база Организация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и

Из книги Учредитель и его фирма [От создания ООО до выхода из него] автора Анищенко Александр Владимирович

2.1.1. Внесение денежных средств Взнос денег в уставный капитал осуществляется на расчетный счет или в кассу организации. Поступление денежных взносов учредителей в кассу фирмы обязательно оформляется приходным кассовым ордером.Внесение учредителем своего вклада в

Из книги Закон о СМИ автора Автор неизвестен

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья 7. УчредительУчредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

Поток денежных средств – это всё Рассмотрите движение денежных средств и уровень прибыльности для каждого товара, услуги и области деятельности вашей компании. Растут ваши прибыли или падают? Согласуются ли они с бюджетом или выходят за его рамки? Взгляните на

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Источники денежных средств К кому вы обратитесь в поисках необходимых денег? Какие обязательства вам придется принять на себя и в чем будут состоять ваши выгоды? В представленных в конце главы таблицах вы найдете краткое описание различных источников долгового и

Валютная позиция банка

При осуществлении операций со средствами в инвалютах у банка

(его филиала) формируются активы и пассивы (требования и обязательст-

ва) в соответствующих валютах, соотношение которых носит название

«валютная позиция».

Валютная позиция – состояние остатков средств в инвалютах, кото-

рые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и

обязательств) в соответствующих валютах или драгоценных металлах и

создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или рас-

ходов при изменении обменных курсов. Различают открытую и закрытую,

короткую и длинную валютную позицию.

Закрытая валютная позиция – валютная позиция в отдельной инва-

люте, активы и пассивы (с учетом внебалансовых обязательств и требова-

ний) в которой количественно совпадают.

Открытая валютная позиция возникает в случае количественного

несовпадения активов и пассивов (с учетом внебалансовых обязательств и

требований) по отдельной инвалюте или отдельному драгметаллу и пред-

ставляет собой разницу сумм активов (и внебалансовых требований) и пас-

сивов (с учетом внебалансовых обязательств) в этой валюте или драгме-

По каждой инвалюте (драгметаллу) открытая позиция определяется

отдельно и оценивается в валюте РФ по действующим на отчетную дату

официальным обменным курсам (учетным ценам), которые устанавлива-

ются ЦБ РФ.

Открытая валютная позиция (ОВП) банка подразделяется на длин-

ную и короткую.

Короткая валютная позиция – открытая валютная позиция в отдель-

ной инвалюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количе-

ственно превышают активы и внебалансовые требования в этой инвалюте.

Короткая позиция включается в расчет ОВП со знаком «-».

Длинная валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной

инвалюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно

превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой инвалюте.

Длинная позиция включается в расчет ОВП со знаком «+».

Балансирующая позиция в рублях рассчитывается как разность меж-

ду абсолютной суммой всех коротких открытых валютных позиций в руб-

левой оценке и абсолютной суммой всех длинных открытых валютных по-

зиций в рублевой оценке.

Сумма открытых позиций в отдельных иностранных валютах и от-

дельных драгоценных металлах рассчитывается как сумма всех длинных

открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдель-

ных драгоценных металлах (включая балансирующую позицию в рублях,

если она длинная), которая должна быть равна (в абсолютном выражении)

сумме всех коротких открытых валютных позиций в отдельных иностран-

ных валютах и отдельных драгоценных металлах (включая балансирую-

щую позицию в рублях, если она короткая).

Любая ОВП означает подверженность валютному риску, и следстви-

ем ее становятся возможные прибыли или убытки. Поэтому ОВП называ-

ют «позицией валютного риска» коммерческого банка.

Регулирование позиций валютного риска – это один из важнейших

факторов обеспечения стабильности банковской системы страны и одно-

временно инструмент валютного регулирования. Главной целью регулиро-

вания ОВП является минимизация отрицательного влияния валютного

риска на результаты деятельности коммерческого банка. Данная задача

складывается из двух составляющих.

1. Собственно регулирование открытых позиций с целью управления

банковским валютным риском. Особенность управления валютным риском

характеризуется тем, что он может принести банку не только убытки, но и

доход, в т.ч. спекулятивный, в результате благоприятного изменения ва-

лютных курсов.

В зависимости от принятой в банке политики управления валютным

риском процедура регулирования ОВП может осуществляться только в це-

лях предотвращения вероятных убытков, с ним связанных, либо для извле-

чения дополнительного спекулятивного дохода. В общем же случае это

управление обеспечивает возможности для одновременного выполнения

обеих указанных задач.

2. Регулирование ОВП в целях недопущения нарушений установлен-

ных контролирующими органами требований к позициям валютного риска

– лимитов ОВП. Данный аспект полностью соответствует главной цели ре-

гулирования ОВП, т.к. направлен на выполнение обязательных норматив-

ных требований (Инструкция ЦБР от 15.07.2005 г. № 124-И «Об установ-

лении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их рас-

чета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредит-

ными организациями»)

3. Валютно-обменные операции банков

Валютно-обменные операции банки проводят в соответствии с инструкцией № 113-И.

В банке должен быть организован обменный пункт, оборудованный стендом и содержащий следующую информацию:

Наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), открывшего обменный пункт.

Режим работы обменного пункта (рабочий день обменного пункта).

В случае круглосуточного режима работы обменного пункта его операционный день заканчивается в 15.00 часов по местному времени.

Перечень видов банковских операций с наличной операции с наличной валютой и чеками - Курсы иностранных валют к валюте Российской Федерации и кросс-курсы иностранных валют,

Выписка о размерах комиссионного вознаграждения.

Правила приема банком поврежденных денежных знаков

В обменных пунктах проводятся следующие операции:

1) Покупка наличной иностранной валюты за наличные рубли.

2) Продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли.

3) Продажа наличной иностранной валюты одного государства за валюту другого государства.

4) Размен денежных знаков иностранного государства.

5) Замена поврежденных денежных знаков на неповрежденные.

6) Прием денежных знаков иностранных государств и денежных знаков Банка России на экспертизу.

7) Покупка чеков за наличную валюту РФ и наличную валюту иностранных государств.

Операции с наличной иностранной валютой и чеками совершаются обменными пунктами только с теми валютами, курсы которых устанавливаются ЦБ РФ по отношению к рублю.

Кассовый работник обменного пункта ведет реестр операций с наличной иностранной валютой и чеками по всем видам операций в течение дня в электронной форме.

Обменному пункту запрещается в течение операционного дня осуществлять операции только по покупке или только по продаже наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации, за исключением случаев израсходования кассовым работником обменного пункта авансов.

Банк, проводя валютно-обменные операции, ставит целью работать на марже, на которую влияет установленные банком курсы покупки и продажи валют, объемы производимых операций. Изменяя маржу путем регулирования курса покупки или продажи, банк может не только управлять доходностью обменных пунктов, но и регулировать остатки наличной валюты в хранилище. Например, если в банке излишек наличных рублей и есть необходимость в долларах на крупные выплаты по вкладам, можно увеличить курс покупки и стимулировать клиентов продать валюту банку.

Устанавливая курсы в пунктах обмена, банк ориентируется на следующие показатели:

Официальный курс ЦБ РФ;

Стоимость валюты на межбанковском рынке;

Прогноз изменений курса на межбанковском рынке;

Себестоимость банкноты для банка.

Получаемая маржа составляет не только разницу между курсом покупки или продажи и курсом ЦБ РФ, но и затраты банка на покупку валюты. Банки, работающие с обменными пунктами, в основном не завозят наличную валюту из за рубежа самостоятельно, а покупают ее у населения, крупных операторов межбанковского рынка банкнотных сделок. Цена банкноты на межбанковском рынке зависит от вида валюты. Различают валюту двух основных видов:

BRANDNEW (БРЭНД НЬЮ) – новые банкноты в упаковке банка-эмитента;

FEDFIT (ФЭД ФИТ) – банкноты, бывшие в употреблении.

4) Банки активно работают и с такими ценными бумагами, которые мо-

гут выпускать только они. Основными бумагами такого рода считаются

банковские сертификаты – сберегательные и депозитные. Порядок их вы-

пуска и обращения был установлен письмом Банка России от 10.02.1992 г.

№ 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах

кредитных организаций»».

Депозитный и сберегательный сертификаты – это письменные сви-

детельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие

право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении уста-

новленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему.

Банки могут выпускать сертификаты только после утверждения ус-

ловий их выпуска и обращения в ТУ ЦБ РФ. Депозитные сертификаты

выпускаются для продажи только юридическим лицам, сберегательные –

только физическим лицам. Оба вида выпускаются только в рублях. Мак-

симальный срок обращения депозитных сертификатов – 1 год, сберега-

тельных – 3 года.

Сертификаты должны быть срочными, отпечатаны на бланках уста-

новленной формы и содержать все основные условия выпуска, оплаты и

обращения.

Сертификаты могут: выпускаться как в разовом порядке, так и се-

риями; быть именными или на предъявителя, принадлежать резидентам и

нерезидентам, передаваться другому лицу. Депозитный сертификат может

быть передан от юридического лица юридическому лицу, сберегательный

– от физического лица физическому лицу.

Депозитный и сберегательный сертификаты – виды доходной ценной

бумаги, поэтому не могут служить расчетным или платежным средством.

Проценты, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения

сертификата, выплачиваются независимо от времени его покупки. В случае

досрочного предъявления сертификата к оплате банк выплачивает сумму

вклада и проценты такие же, как по вкладам до востребования, если в ус-

ловиях сертификата не указан иной размер процентов.

Если срок получения вклада (депозита) пропущен, то банк все равно

обязан выплатить означенные в сертификате сумму вклада и проценты по

первому требованию его владельца.

Права по утраченному сертификату на предъявителя восстанавлива-

ются в судебном порядке, а по сертификату именному это может сделать

сам банк по письменному заявлению владельца сертификата о выдаче ему

дубликата.

Различия между сберегательным и депозитным сертификатами :

1. Право выпуска сберегательных сертификатов предоставляется

коммерческим банкам: 1) при условии осуществления ими деятельности

не менее 2 лет – это то же самое условие, которое необходимо банку для

получения разрешения работать с физическими лицами; 2) при наличии

резервного фонда в размере не менее 15% от оплаченного уставного капи-

тала. Поэтому сберегательный сертификат – это ценная банковская бумага

для населения, а депозитный сертификат – это ценная банковская бумага

для юридических лиц.

2. Платежи по сделке купли-продажи депозитных сертификатов ве-

дутся только в безналичном порядке, а в случае со сберегательными – как

безналичными, так и наличными деньгами.

3. Средства от погашения депозитного сертификата могут направ-

ляться по заявлению владельца только на его банковский (корреспондент-

ский, расчетный или текущий) счет; гражданин может получить причи-

тающиеся ему средства как путем перевода суммы на банковский счет, так

и наличными.

5 вопрос Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:

§ юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);

§ физических лиц.

По форме изъятия депозиты подразделяются на:

§ до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

§ срочные (обязательства, имеющие определенный срок);

§ условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

К депозитам до востребования относятся:

§ средства на расчетных (контокоррентных), текущих и бюджетных счетах негосударственных предприятий, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности;

§ средства на счетах физических лиц - предпринимателей;

§ средства на счетах фондов различного назначения;

§ средства на корреспондентских счетах других банков (счета ЛОРО);

§ средства на счетах депозитов до востребования финансовых органов (федеральных и местных), коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности, негосударственных предприятий;

§ средства в расчетах (аккредитивы, чеки) и обязательства в расчетах по отдельным операциям (факторинговым, форфейтинговым, конверсионным)вклады населения до востребования.

6. Оператор платежной системы и требования к его деятельности

Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе».

Банк как оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры.

Оператор платежной системы обязан:

1) определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр), за исключением случая, если оператор платежной системы сам выполняет их функции;

3) вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивать бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также информировать Банк России, участников платежной системы о случаях и причинах приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры в день такого приостановления (прекращения);

3) организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке;

4) обеспечивать возможность рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России.

К регистрационному заявлению прилагаются следующие документы:

1) решение органа управления кредитной организации об организации платежной системы;

2) бизнес-план развития платежной системы на ближайшие два календарных года с указанием целей и планируемых результатов организации платежной системы, включая анализ рыночных и инфраструктурных факторов;

3) правила платежной системы;

4) перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, которые будут привлекаться для оказания услуг платежной инфраструктуры в платежной системе.

В случае принятия решения о регистрации организации в качестве оператора платежной системы Банк России присваивает оператору регистрационный номер, включает информацию в реестр операторов платежных систем, который является общедоступным, и направляет организации регистрационное свидетельство, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Со дня получения регистрационного свидетельства Банка России банк вправе стать оператором платежной системы.

Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении информации о платежной системе.

Платежная система должна иметь наименование, указанное в правилах платежной системы, содержащее слова "платежная система". Ни одна организация в РФ, за исключением организации, зарегистрированной в реестре операторов платежных систем, не может использовать в своем наименовании (фирменном наименовании) слова "платежная система" или иным образом указывать на осуществление деятельности оператора платежной системы. Операторы услуг платежной инфраструктуры, участники платежной системы вправе указывать на принадлежность к платежной системе в соответствии с правилами платежной системы. Банк России вправе использовать слова "платежная система" в отношении платежной системы Банка России.

Банк России отказывает в регистрации в качестве оператора платежной системы в случае:

1) непредставления требуемый документов;

2) несоответствия разработанных правил платежной системы требованиям закона о национальной платежной системе.

В случае отказа в регистрации в качестве оператора платежной системы Банк России в письменной форме уведомляет об этом организацию с указанием оснований отказа и приложением представленных для регистрации документов в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе в регистрации.

Банк России вправе принимать решения об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем по следующим основаниям и в следующие сроки:

1) на основании заявления оператора платежной системы с указанием им рабочего дня, в который сведения об организации исключаются из реестра операторов платежных систем, - в рабочий день, указанный в заявлении, но не ранее дня представления заявления оператора платежной системы ;

2) в случае установления Банком России при осуществлении надзора факта существенного несоответствия сведениям, на основании которых осуществлялась регистрация оператора платежной системы, - в рабочий день, следующий за днем принятия решения Банком России;

3) при отзыве Банком России лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, являющейся оператором платежной системы, - в рабочий день, следующий за днем отзыва лицензии Банком России;

4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица - в рабочий день, следующий за днем, в который Банку России стало известно о ликвидации юридического лица, являющегося оператором платежной системы .

При исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем Банк России вносит соответствующую запись в реестр и не позднее дня, следующего за днем такого исключения, направляет организации уведомление. Не позднее дня, следующего за днем получения уведомления Банка России, организация обязана возвратить Банку России свое регистрационное свидетельство.

Реестр операторов платёжных систем
Номер Оператор Расчётный центр Платёжная система Статус
ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» Contact исключена из реестра
ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» Юнистрим
ЗАО «Национальные кредитные карточки» NATIONAL CREDIT CARDS национально значимая
ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» ОАО Банк ВТБ, ОАО НКО «ОРС», ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» Вестерн Юнион
ЗАО «Процессинговая компания «Юнион Кард» ОАО «УРАЛСИБ» Юнион Кард национально значимая
ООО КБ «Анелик РУ» ООО КБ «Анелик РУ» Anelik
ОАО НКО «ОРС» ОАО НКО «ОРС» ОБЪЕДИНЕННАЯ РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА
ОАО КБ «Тульский Расчетный Центр» Regional Payment System
ЗАО «ХэндиСолюшенс» ЗАО Банк «Новый Символ» HandyBank национально значимая
ОАО АКБ «Связь-Банк» ОАО АКБ «Связь-Банк» BLIZKO национально значимая
ООО «Платежная система «Виза» ОАО Банк ВТБ Виза социально значимая
ООО РНКО «Платежный Центр» ООО РНКО «Платежный Центр» Золотая Корона социально значимая
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» ЗАО МКБ «Москомприватбанк» PrivatMoney исключена из реестра
НКО ЗАО «НРД» НКО ЗАО «НРД» НКО ЗАО НРД системно значимая, национально значимая
НКО ЗАО «МИГОМ» НКО ЗАО «МИГОМ» Migom, СМАРТИ исключена из реестра
ООО «Таможенная карта» ООО НКО «Межбанковский Кредитный Союз» ТАМОЖЕННАЯ КАРТА национально значимая
НКО ЗАО «ЛИДЕР» НКО ЗАО «ЛИДЕР» Международные Денежные Переводы ЛИДЕР социально значимая
ООО «МастерКард» ОАО «Сбербанк России» МастерКард социально значимая
ОАО «УЭК» ОАО «Сбербанк России» Универсальная электронная карта национально значимая
ООО «СПС» ОАО «Альфа-Банк» Страховая платежная система
ОАО АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» ОАО АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» InterExpress
ООО «Мультисервисная платежная система» ОАО Банк ВТБ, ОАО Банк «Возрождение», ОАО «НОТА-Банк», ОАО «Альфа-Банк», ЗАО «Нефтепромбанк» Мультисервисная платежная система национально значимая
ЗАО «Петербургский Расчетный Центр» ЗАО ПРЦ исключена из реестра
ОАО Банк ВТБ ОАО Банк ВТБ Система ВТБ социально значимая, национально значимая
ОАО «Сбербанк России» ОАО «Сбербанк России» Система Сбербанк системно значимая, социально значимая
ОАО «АМБ Банк» ОАО «АМБ Банк» АМБ БАНК
ООО «Америкэн Экспресс Банк» Америкэн Экспресс
ООО «ЮнионПэй» АКБ «БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)» UnionPay
ООО КБ «Геобанк» ООО КБ «Геобанк» REXPAY
ЗАО «Райффайзенбанк» ЗАО «Райффайзенбанк» Быстрая Почта исключена из реестра
ЗАО «Платежная система Дельта Кей» ООО КБ «Метрополь», ЗАО РНКО «ФРЦ» Дельта Кей
ООО «БЭСТ» ОАО НКО «ОРС» БЭСТ
ООО НКО «Рапида» ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК», ООО НКО «Рапида», ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», ОАО Банк ВТБ Contact
ООО «Объединенный национальный банк» F5
ООО «Цифровой платеж» ООО «Дил-банк» ДИПЕЙ
ПАО Банк ВТБ24 ОАО Банк ВТБ МультиКарта
ООО «Джей Си Би Интернэшнл (Евразия)» ОАО «АЛЬФА-БАНК» Джей Си Би

А) с Расчетным Центром ОРЦБ

Договор банковского счета (дополнительное соглашение к договору) , предусматривающий (ее) право Банка России на взыскание суммы штрафа за неисполнение Участником обязательств по депозитной сделке инкассовым поручением без распоряжения Участника – владельца счета.

Региональные Расчетные Центры ОРЦБ:

  • ЗАО ”Петербургский расчетный центр” (г. Санкт-Петербург);
  • ЗАО ”Сибирский расчетный центр” (г. Новосибирск);
  • Нижегородский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Нижний Новгород);
  • Ростовский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Ростов);
  • Уральский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Екатеринбург);
  • Приморский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Владивосток);
  • ЗАО ”Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи” (г. Самара).

Кредитные организации могут использовать для осуществления расчетов по депозитным сделкам банковский счет, уже открытый в вышеперечисленных РЦ ОРЦБ для проведения операций с госбумагами или иностранной валютой, либо открыть его по собственному выбору в любом из указанных РЦ ОРЦБ, заключив договор банковского счета.

Б) C Банком России

Генеральное соглашение о заключении депозитных сделок в рублях с использованием СЭТ ММВБ (в целях его заключения кредитной организации следует обратиться в территориальное учреждение по месту открытия своего корреспондентского счета);

Договор корреспондентского счета/корреспондентского субсчета (ов) (дополнительное (ые) соглашения к договорам), открытого в ЦБ, предусматривающий право Банка России на взыскание со счета без распоряжения кредитной организации суммы штрафа за неисполнение обязательств по депозитной сделке инкассовым поручением Банка России в очередности, установленной законодательством.

В) с ММВБ:

  • Договор об участии в СЭТ ЗАО ММВБ по заключению сделок с Банком России.
  • Договор о присоединении к Правилам электронного документооборота , если такой договор не был заключен ранее.

Г) с Техническим центром (ММВБ, либо организация – региональный представитель ММВБ):

  • Договор ”Об обеспечении технического доступа к программно-техническому комплексу ЗАО ММВБ” если такой Договор не был заключен ранее.

Договоры оформляются в двух экземплярах, скрепляются печатью и подписью руководителя Организации. В случае если лицо, подписавшее Договоры со стороны Участника, имеет право подписи на основании доверенности или иного документа, необходимо предоставление нотариально заверенной копии такого документа.

Список документов, необходимых для предоставления на ММВБ:

Карточка с образцами (либо ее нотариально заверенная копия);

Удостоверенная подписью уполномоченного лица и заверенная печатью кредитной организацией копия доверенности, выданной представителю кредитной организации;

Нотариально удостоверенная копия лицензии на осуществление банковских операций, если она не была предоставлена ранее;

Нотариально удостоверенная копия Устава кредитной организации (включая зарегистрированные изменения и дополнения);

Заявление о допуске к участию в Системе электронного документооборота;

Карточка учета основных сведений Участника торгов;

Доверенности на Трейдеров, уполномоченных на заключение депозитных сделок Банка России с кредитными организациями с использованием СЭТ ММВБ;

Доверенности на должностных лиц, уполномоченных от имени Участника получать отчетные документы по результатам депозитных сделок.

Заключение депозитных сделок с Банком России не требует предварительного резервирования денежных средств в РЦ ОРЦБ. По итогам заключенных депозитных сделок кредитная организация перечисляет со своего банковского счета в РЦ ОРЦБ на счет по учету депозитов в Банке России сумму депозита в соответствии с платежными реквизитами, указанными в выписке из реестра сделок. Возврат суммы депозита и начисленных на нее процентов осуществляется Банком России на банковский счет кредитной организации в РЦ ОРЦ

Заключение сделок осуществляется путем регистрации заявок участников в СЭТ и встречных заявок центрального банка. Встречная заявка – заявка, введенная ЦБ РФ в СЭТ в ответ на зарегистрированную заявку участника. Подача заявок обеими сторонами означает их согласие заключить сделку на условиях встречной заявки ЦБ РФ.

20)Лизинг – это комплекс возникающих имущественных отношений, а именно – передача имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. Это своеобразная альтернатива банковскому кредитованию.
Отличие в том, что банковская ссуда носит денежный характер, а лизинг – товарный либо смешанный.

29.10.98 г. принят Закон о лизинге, согласно которому лизинг – это инвестиционная деятельность, связанная с приобретением имущества и предоставлением его на основе договора лизинга.

Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений. Первой стороной является собственник имущества (лизингодатель), второй – пользователь имущества(лизингополучатель) и третьей – продавец имущества (рисунок8).

Компания, желающая арендовать оборудование с использовани-ем финансовых средств лизинговой компании, выбирает продавца необходимого оборудования(1). Заключается договор об аренде с лизинговой компанией(2). Лизинговая компания договаривается с по-ставщиком о покупке оборудования(3) с поставкой его арендатору (4). Стоимость товара выплачивается поставщику, и лизинговая компания становится владельцем оборудования(5). Арендатор вносит арендные платежи на протяжении всего периода использования оборудования(6).

Рисунок8 – Схема организации лизинговых отношений

Все стороны, участвующие в операции, получают выгоды. Про-давец продает товар и получает его стоимость. Арендатор получает возможность эксплуатировать оборудование, не затрачивая крупных сумм на инвестирование и не замораживая капитал на длительные сроки.

Коммерческие банки участвуют в лизинговой сделке непосредственно в роли лизинговой фирмы, гаранта лизингополучателя, либо контролируют лизинговую фирму, предоставляя ей кредиты.

Интересы лизингодателя-банка состоят в следующем:

§ получение чистого дохода в виде части лизинговой маржи и рисковой премии;

§ снижение риска неплатежей лизингополучателя за счет гарантий и возможности изъятия объекта лизинга из эксплуатации;

§ повышение степени защиты лизинговой операции за счет юридического владения предметом лизинга;

§ расширение рынков сбыта объектов лизинга;

§ повышение своей конкурентоспособности и диверсификации своего кредитно-инвестиционного портфеля;

§ расширение сферы предоставляемых услуг за счет выполнения наиболее сложных лизинговых операций;

§ повышение оборачиваемости кредитно-инвестиционного портфеля и, как следствие, увеличение объема прибыли и размера дохода;

§ ликвидность деятельности в течение лизингового периода и по его окончании, возможность демонтажа оборудования и его продажи по приемлемой цене;

§ генерирование дополнительных денежных потоков в банке, вызванное повышением эффективности деятельности лизингополучателя за счет внедрения технологически прогрессивного оборудования и совершенствования технологии производства.

Интересы гаранта могут заключаться в следующем:

§ получение агентского вознаграждения при выдаче гарантий или поручительства;

§ повышение степени защиты гарантий по лизинговой операции, т.к. получение имущества в лизинг обеспечивается(гарантируется) самим предметом лизинга;

§ минимизация принятия рисков при выдаче гарантий или поручительства.

Различают следующие виды лизинга .

По типу имущества :

§ лизинг движимого имущества;

§ лизинг недвижимого имущества.

По объему обслуживания :

§ чистый лизинг– все обслуживание предмета аренды берет на себя лизингополучатель;

§ лизинг с полным набором услуг – полное обслуживание объекта сделки берет на себя лизингодатель;

§ лизинг с частичным набором услуг – на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию объекта сделки.

Услуги по лизингу могут быть:

§ технические(монтаж, наладка, обслуживание, текущий ремонт);

§ консультационные(по вопросам налогообложения, оформления сделки и др.).

В зависимости от сектора рынка:

§ внутренний лизинг;

§ международный лизинг(экспортный, импортный)

  • 21 вопрос . Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему межфилиальных оборотов. На балансе ЦБР открываются два счета по межбанковским расчетам: “Начальные межфилиальные обороты” и“Ответные межфилиальные обороты”. Расчетный центр, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу – филиалом Б.
  • Операции банков осуществляются на основании специальных документов - авизо (официальное извещение о выполнении расчетной операции). Они могут быть дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).
  • Правильность совершения расчетов РКЦ подтверждается совпадени­ем начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопо­ставления каждого ответного провода с начальным. Иными словами, должно быть обеспечено равенство общего итога остатков по счету начальных МФО через РКЦ общему итогу остатков по счету сквитованных ответных МФО. Такое соответствие достигается на балансах главных управлений ЦБ РФ только после завершения квитовки в межфилиальных оборотах за истекший год. Контроль за правильно­стью совершения расчетов между хозяйственными органами осущест­вляют коммерческие банки и их учреждения. В необходимых случаях привлекаются РКЦ и РЦИ Банка России.
  • Деятельность РКЦ тесно связана и напрямую зависит от качества работы вычислительных центров (ВЦ). В настоящее время коммерче­ские банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки инфор­мации, так и различные варианты локальных сетей либо сочетание обеих этих систем.

22. Порядок открытия и ведения металлических счетов

Проведение банками любых операций с драгоценными металлами связано с открытием металлических счетов.

Металлический счет – счет, открываемый в уполномоченном банке, на котором учитывается физическое количество принадлежащих клиенту аффинированных драгоценных металлов.

Виды металлических счетов:

- Металлические счета ответственного хранения.

Предназначены для учета драгоценных металлов клиентов, переданных в банк на ответственное хранение с сохранением их индивидуальных признаков (наименование, количество, проба, производитель, серийный номер).

Для открытия и ведения таких счетов, а также для приема драгоценных металлов (ДрагМе) банку необходимо иметь сертифицированное хранилище, оборудованное специальными приборами, например, для измерения веса. ДрагМе, принятые на хранение не могут рассматриваться банком как привлеченные средства и, следовательно, не могут быть размещены от имени и за счет банка. Доход по этим счетам складывается исключительно из комиссии за ведение счета и обеспечение сохранности ДрагМе.

- Обезличенные металлические счета.

Предназначены для учета ДрагМе без указания их индивидуальных признаков. ДрагМе в данном случае имеют только количественную характеристику массы металла в граммах и стоимостную оценку в рублях. Счета используют для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению ДрагМе. По обезличенному счету проводятся следующие операции.

Лучшие статьи по теме