Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Каско
  • Развитие связной речи у детей с тнр. Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Симптомы тяжелого нарушения речи у детей

Развитие связной речи у детей с тнр. Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Симптомы тяжелого нарушения речи у детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на-ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР.

В зависимости от того, какой из анализаторов является веду-щим, различают зрительное, слуховое, тактильное и другие виды восприятия, нарушение которого имеет свою специфику в зависимости от формы речевого расстройства. Так, нару-шение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. Кроме того, наблюдается снижение остроты слуха, причиной чего являются частые отиты, что наряду с иными факторами на-кладывает отпечаток на формирование других компонентов речи, приводя к ОНР.

Несформированность фонематической системы языка, ОНР - основные препятствия в овладении грамотным чте-нием и письмом.

Нарушение слухового восприятия при дизартрии характе-ризуется ещё большим многообразием проявлений, чем при ринолалии. Кроме нарушения фонематического слуха и сни-жения остроты слуха в ряде случаев имеет место повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.

Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблю-даются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы не-речевого характера. В других случаях понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развёрну-того высказывания. Третьи относительно легко выполняют требуемое простое задание, но при этом не понимают слова инструкции вне конкретной ситуации, т. е. общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов.

На первый взгляд, не наблюдается грубых нарушений слухового восприятия у детей с моторной алалией. Однако более тщательное обследование обнаруживает у многих из них диффузность фонематических представлений, нечёткость слу-хового восприятия, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия об-ращенной речи, замедленности и затруднённости понимания грамматических форм и развёрнутого текста. Нередко дети из - за нечёткости фонематического восприятия улавливают только отдельные элементы фразы и не могут связать их в единую смысловую структуру. Эта ограниченность понимания является вторичным проявлением основного нарушения — не-доразвития собственной речи.

Необходимое условие для обучения детей грамоте — разви-тие зрительного восприятия , которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей. Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктир-но, в условиях наложения, зашумления и т. д.

Недостаточность зрительного восприятия , приводящая к стойкому отставанию в развитии семантической стороны речи, имеет место у детей с оптической алалией. Для них характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем дру-гую природу, чем при сенсорной алалии.

Отставание в развитии зрительного восприятия, зритель-ных предметных образов у детей с ТНР часто сочетается с нарушением пространственных представлений . В частности, дети с дизартрией затрудняются в дифференциации понятий справа, слева, с трудом усваивают многие пространственные понятия — спереди, сзади, между, не могут сложить из части целое и т. д.

Особенно стойко пространственные нарушения проявляют-ся в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизар-трией, но и с алалией.

У некоторых детей с ТНР наблюдаются недоразвитие вре-менных представлений , нарушение их вербализации, а так-же несовершенство субъективного ощущения времени, что оказывает отрицательное влияние на развитие устной речи. Нарушается употребление предлогов и наречий, выражающих временные отношения, глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

Существенным сопутствующим признаком при ТНР явля-етсян арушение памяти.

Структура расстройства памяти зависит от формы речево-го нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нор-мально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выражен-ными нарушениями зрительного восприятия, слабостью про-странственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур.

Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития. В част-ности, весьма низкие показатели в объёме кратковременной и долговременной памяти обнаруживают дети с моторной алалией, развитие речи которых соответствует I—II уровням речевого развития.

Запоминание словесного материала у детей с алалией протекает значительно труднее, чем запоминание образов, что обнаруживается уже при узнавании — наиболее низком уровне мнестической деятельности. В целом по сравнению с нормально говорящими у детей с ТНР снижен объём всех видов памяти (слуховой, зрительной, тактильно -кинестетической).

Нарушение структуры деятельности, неточное и фрагмен-тарное восприятие инструкции связаны не только со сни-жением мнестической деятельности, но и с особенностями внимания.

Внимание у детей с ТНР характеризуется рядом особен-ностей: неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем произвольного внимания и т. д. Так, у детей с ди-зартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятель-но замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, по-следующего). Причём наиболее страдают упреждающий (свя-занный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.

Следует отметить, что для детей с алалией весьма трудным является распределение внимания между речью и практиче-ским действием, что и приводит к несформированости или значительному нарушению структуры деятельности.

ТНР особенно влияют на формирование высших уровней познавательной деятельности, обусловливая специфические особенности мышления.

Контингент детей с дизартрией по уровню мыслительной деятельности крайне неоднороден. Одни из них близки к нормально развивающимся сверстникам, другие, составляю-щие большинство, отличаются низкой познавательной актив-ностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения и т. д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недоста-точно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно - логического мышления, что проявляется в трудностях установления сход-ства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий, в результате чего снижена способность к запомина-нию и концентрации внимания.

Таким образом, у детей с дизартрией часто не формиру-ются основные предпосылки, на которых базируется логи-ческое мышление, что в сочетании с эмоционально - волевой незрелостью определяет структуру специфической задержки психического развития.

Своеобразно формируется мыслительная деятельность у де-тей с алалией. Первой особенностью мыслительных процессов является неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех сторон, которые особенно тесно связаны с речевой дея-тельностью: понятийного мышления и обобщающей функции слова. Вторая особенность — недостаточная динамика мыш-ления, замедление темпа мыслительных процессов, их инерт-ность.

Таким образом, всем детям с алалией в операциях вербаль-ного мышления трудно строить умозаключения, также у них снижена способность к обобщению и абстракции. Кроме того, для этих детей характерны нарушения интеллектуальной деятельности в виде недостаточной активности, целенаправ-ленности, произвольности.

Воображение , являясь непременным условием становле-ния тех черт личности, которые выражают отношение к са-мому себе и другим людям, тесно связано с речью. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития вооб-ражения.

Для детей с ОНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. Сравнительное изучение невербального и вербального творче-ского воображения учащихся младших классов с ТНР и нор-мально говорящих показало, что у учащихся с нарушением речи большинство показателей оказалось ниже, чем у кон-трольной группы. Образы, создаваемые детьми с ТНР на бумаге, отличались (по сравнению с нормально говорящими) меньшим количеством деталей, недостаточной чёткостью и тщательностью изображения, редким использованием оттен-ков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. При изучении особенностей вербального творческого во-ображения обнаружено, что оно значительно беднее у детей с ТНР по сравнению с нормально говорящими. В частности, почти половина учащихся с ТНР не смогла придумать окон-чание сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Те учащиеся, которые пыта-лись завершить сказку, как правило, не смогли ввести новых персонажей, придумать новый поворот сюжета.

Таким образом, следует, что представления и образы у детей с ТНР зачастую не имеют яркости, чёткости, логиче-ской достоверности, тонких смысловых оттенков. Отмечаются слабая гибкость, недостаточная пластичность процессов мыш-ления и воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества.

ТНР отрицательно сказываются на формировании лич-ности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы.

У детей с ринолалией нарушение речи способствует раз-витию таких качеств личности, как застенчивость, нереши-тельность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.

У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимо-сти и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раз-дражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, из-бегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой ини-циативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологи-ческие и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе.

Дети с моторной алалией весьма разнородны по особен-ностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочис-ленной является группа детей, которым свойственна повы-шенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Не-большую по численному составу группу составляют дети, у которых эмоционально - волевая сфера сохранена.

Непременной составляющей процесса социальной адапта-ции личности является социально - ролевое поведение, опреде-ляющее совокупность психологических свойств и форм по-ведения.

Расстройства в эмоционально - волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицатель-но сказывается на качестве их знаний.

В заключение следует отметить, что, хотя коррекция речи детей с ТНР является длительным и сложным процессом, тем не менее в результате логопедических занятий у детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному раз-витию и обогащению речи в процессе свободного общения.

БолотниковаЕ.С.

учитель-дефектолог

КоробейниковаИ.А.

учитель-логопед

ГБОУ Школа 1101 (Россия, г. Москва)

Шитова С.И.

учитель-логопед

ГБОУ Школа 1101 (Россия, г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье обобщаются теоретические основы по развитию связной речи. Выделяются особенности выявления описываемых нарушений. Раскрываются методы, приемы и последовательностьформирования связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дети с ОВЗ, речь, связная речь, пересказ, рассказ, предложение, фраза.

Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного и особенно школьного возраста. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что речь большинства детей дошкольного возраста нельзя назвать связной. В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь - это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

Норма речевого развития у детей разного возраста зафиксирована в различных источниках информации. Однако,специалисты рекомендуют крайне осторожно подходить к сравнительной характеристике речевых умений конкретного ребенка и информации из таблиц и справочников.

Для того чтобы определить наличие нарушений о которых мы говорим и обратиться к логопеду для дальнейшего наблюдения ребенка, не обязательно проводить серьезные диагностики, заполнять протоколы обследования. Связная речь требуется и в свободном общении, и при ответе на занятиях.

Если вы заметили явные проявления нарушений связной речи, обратите на этого ребенка большее внимание. Нужно понять, это отдельные нарушения речи или же они являются следствием чего-то более серьезного, например, задержки психического развития. Дети с ЗПР помимо нарушений речи отличаются сниженной работоспособностью, истощаемостью, неустойчивостью внимания, нарушением разных видов памяти, отставанием всех форм мышления. Им с большим трудом даются логические задания, сложнее учить стихотворения, они плохо воспринимают устную инструкцию, испытывают сложности самоконтроля. При обращении за помощью к специалистам, на эти особенности поведения следует обратить внимание.

В группы для детей с ТНР зачисляются дети с 3-летнего возраста. Часто речь у дошкольников в этом возрасте находится на уровне звукоподражаний или полностью отсутствует, иногда ребенок из всего слова может сказать отдельный слог.

На первом этапе идет кропотливая работа по накоплению словаря. Опираясь на лексические темы, совместно с воспитателями групп отрабатывается пассивный и активный словарь существительных. На занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке, во второй половине дня, по заданию логопеда отрабатывается номинативный словарь. Параллельно вводятся обобщающие понятия по различным лексическим темам.

Обучение выстраиванию собственного высказывания начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Наращивание глагольного словаря начинается с самых простых глаголов с постепенным усложнением: спит, едет, идет, сидит. Для этого подбирается картинный материал, который будет способствовать интересному многократному упражнению детей в построении простой двусоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении их в речи. В дальнейшем добавляется категория числа.

Чуть позже начинается работа над составлением предложения из трех слов: подлежащего, сказуемого, прямого дополнения.В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

В старшем дошкольном возрасте мы продолжаем работу по развитию связной речи (монологической и диалогической), начатую в младшем и среднем дошкольном возрасте. Старшие дошкольники используют простую или распространенную, но аграмматичную фразу (пропускают или заменяют предлоги, допускают ошибки при согласовании прилагательных с существительными и числительных с существительными в роде и падеже, искажают слоговую структуру слова). С трудом справляются с пересказом, с составлением рассказа по сюжетной картине и по серии картин, с описательными и творческими рассказами.

Для формирования связной речи, мы продолжаем учить дошкольников:

1. Составлять простые распространенные предложения по вопросам, по опорным словам, демонстрации действий, заданной картинно-графической схеме;

2. Составлять сложносочиненные предложения с союзами «а», «но», «и» и сложноподчиненные предложения с союзами и с союзными словами «что», «чтобы», «потому что», «который» и употреблять их в рассказах;

3. Работать над деформированным предложением. Слышать и исправлять ошибки, правильно составлять предложения;

4. Пересказывать тексты. Данная форма работы наиболее эффективна при формировании монологической речи и является наиболее легкой для детей с нарушениями речи. Пересказ - это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. В нем должны присутствовать элементы творчества. У детей с ТНР монологическая форма речи самостоятельно не формируется. При пересказе дошкольники затрудняются строить фразы, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Существует несколько видов пересказа, каждый из которых решает те или иные задачи.

  1. Подробный или близкий к тексту пересказ помогает научить последовательно и полно излагать текст;
  2. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. Это возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать все произведение. Данный вид пересказа рекомендован детям с высоким уровнем развития связной речи;
  3. Пересказ «по цепочке» помогает выработать устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью;
  4. Творческий пересказ развивает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.
  5. И другие виды пересказа (по опорным картинкам, по серии сюжетных картинок, по картинно-графической схеме, с изменением лица рассказчика, по ролям, краткий пересказ), которые помогают решить основные задачи по формированию связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

При подборе текстов для пересказа (сказок, рассказов), необходимо учитывать индивидуальные (речевые и интеллектуальные) возможности детей. Тексты должны быть доступны детям по своему содержанию и форме изложения.

При обучении пересказу используются следующие приемы:

  • Выразительное двух- и трехкратное чтение текста;
  • Объяснение смысла трудных слов, проговаривание их хором и индивидуально;
  • Беседа о прочитанном по вопросам педагога;
  • Показ иллюстраций, опорных картинок, графических схем;
  • Подсказка слова или предложения при затруднениях в пересказе;
  • Контроль над четким произношением звуков;
  • Оценка детского пересказа педагогом.

5. Наряду с пересказом мы обучаем детей, составлять описательные рассказы по картинкам и по схемам, используя различные лексические темы (игрушки, одежда, посуда и т.д.);

6. Учим детей составлять рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок (по вопросам, по плану логопеда), используя образец рассказа логопеда или воспитателя;

7. Уделяем внимание составлению рассказа с элементами творчества (придумыванию конца рассказа).

Развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста, способствуют пересказ по ролям, драматизация сказок и инсценировка стихотворений, сюжетно-ролевые игры.

На логопедических занятиях у детей совершенствуется навык ведения диалога с педагогом, умение самостоятельно задать вопрос.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развитие связной речи - длительный, сложный по содержанию и необходимый процесс для детей с нарушениями речи. При ее формировании у дошкольников расширяется и активизируется словарный запас, закрепляются навыки монологической и диалогической речи, развиваются слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.

Список литературы

  1. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
  2. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2012. - 72 c.
  3. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
  4. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей.Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки и наглядные материалы / Л.Г. Нуриева. - М.: Теревинф, 2012. - 112 c.
  5. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у распределения. При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (Вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию) , страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных); им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

Гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

Церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

Синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройство в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами».

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так, при отсутствии нарушений говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Дети с речевыми расстройствами нарушениями обычно имеют
функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС.
Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №26 V вида

г. Краснодар Краснодарского края

Выступление учителя-логопеда Арустамян А.А. на педагогическом совете.

Тема:

«Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи»

Краснодар - 2013

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у распределения. При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (Вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию) , страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных); им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

Гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

Церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

Синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройство в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами».

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так, при отсутствии нарушений говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Дети с речевыми расстройствами нарушениями обычно имеют
функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС.
Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.
Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дети с тяжёлыми нарушениями речи Дети с тяжелыми нарушениями речи и их особенности …

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

Дети с тяжёлыми нарушениями речи –

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

П сихолого-педагогические особенности детей с ТНР Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

Нарушения темпо-ритмической организации речи. ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к социализации и самостоятельной жизни. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.


В настоящее время около 10 % всех детей имеют отклонения в развитии. К их числу относится категория детей с тяжелыми нарушениями речи. Данное отклонение требует комплексного вмешательства специалистов и пристального внимания родителей. Каковы главные причины появления дефекта, и какие методы лечения рекомендуются при обнаружении симптомов?

Дети с тяжелыми нарушениями речи: какие они?

У детей с отклонениями речи достаточные возможности для умственного развития и хороший слух, однако присутствуют достаточные речевые дефекты. У них наблюдается небольшой словарный запах, заикание, трудности с чтением и письмом.

Речь малыша формируется под влиянием взрослых, которые окружают его. В большой степени богатство языка зависит от воспитания, обучения и практики речевого окружения. Дети, которые страдают от патологии, зачастую имеют очень маленький словарный запас или не говорят вовсе. Им трудно составлять фразы, связывать слова и предложения.

Они также с большим трудом овладевают письменной речью и освоением арифметических формул, что является причиной школьной неуспеваемости. Они стесняются общаться с другими детьми, возникают постоянные ситуации с недопониманием, из-за чего появляются комплексы и проблемы с социализацией. Таким детям проще выполнять задания в наглядном виде.

Тяжелые нарушения речи приводят к отставанию в психическом развитии, потому неопытные специалисты могут определить таких детей, как умственно отсталых. Если вовремя не распознать истинную проблему в развитии ребенка, будет сложно раскрыть их прирожденные способности и развить таланты.

Классификация тяжелых нарушений речи

Логопеды признают две современные классификации тяжелых нарушений речи у дошкольников. Клиническая классификация создана, исходя из причин патологий и их проявлений. Она разделяет речевые нарушения детей на следующие группы:

  • нарушения голоса (сюда относят дисфонию и афонию);
  • нарушения тембра речи (включают тахилалию и );
  • нарушения звукопроизношения (дизартрия, заикание);
  • нарушения чтения и письма.

В соответствии с характером патологии, специалистами выбираются методы ее коррекции. Наша страна использует другую классификацию для определения нарушения речи детей. Она называется психолого-педагогической и подразделяет дефекты на два основных группы:

  1. общее, фонетическое и фонематическое недоразвитие речи;

Чтобы в полной степени представить картину тяжелых дефектов речи, нужно изучить обе классификации и выбрать правильную логопедическую помощь.

Причины появления

Дефекты речи требуют наблюдения врачей, психологов, логопедов и педагогов, чтобы формирование психики ребенка происходило на должном уровне. Тяжелые формы нарушения речи у детей происходят вследствие действия внутренних или внешних факторов.

К внутренним факторам относят разные формы внутриутробной патологии:

  • кислородное голодание;
  • тяжело перенесенный токсикоз;
  • травмы плода;
  • заболевания женщины, связанные с эндокринной системой;
  • прием алкогольных напитков или наркотических веществ во время беременности;
  • курение женщины;
  • прием недопустимых лекарств;
  • несовместимость резус-фактора матери и ребенка;
  • постоянное влияние ионизирующей радиации.

Также к внутренним причинам можно отнести наследственные факторы.

Среди внешних факторов главными считаются асфиксия или родовая травма, которые происходят вследствие тяжелых родов или ошибок врачей и приводят к кровоизлиянию внутри черепа. Другими причинами могут быть:

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

  1. инфекционные, энцефалитные, вирусные болезни в первые годы жизни;
  2. сильная травма черепа, сотрясение головного мозга;
  3. плохие бытовые и социальные условия для развития;
  4. неправильно сформированный прикус;
  5. неграмотная речь в семье.

Также причиной плохой речи могут быть глухие родители, потому малыш воспитывается с серьезными дефектами произношения. Самыми предрасполагающими условиями для срыва речи ребенка считается возраст с 1 до 2 годиков, а также 6-7 лет.


Признаки и симптомы

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи:

  • нарушение мыслительных процессов;
  • интеллектуальное отставание от сверстников;
  • трудности с письмом;
  • тяжелое восприятие учебного материала;
  • нарушенная моторика (неуклюжесть, импульсивность);
  • замкнутость, стеснительность;
  • отсутствие мотивации;
  • неустойчивость интересов;
  • раздражительность, агрессивность;
  • трудности в налаживании отношений со сверстниками.

Таким образом влекут за собой проблемы во всех аспектах речевой деятельности, включая фонетику, грамматику и лексику. Они ограничивают мыслительные процессы, вызывают сложности при социализации.

Методы лечения

Обнаружив данную проблему, родители должны осознать все сложности, которые несет дефект для полноценной жизни. Очень важно как можно раньше выявить отклонение и приступать к лечению не позднее 5 лет. Тогда можно добиться самых лучших результатов. Исправлением дефекта, помимо родителей, должны заниматься следующие специалисты:

  1. логопеды;
  2. педагоги;
  3. дефектологи;
  4. психологи.

Детей с ТНР можно условно разделить на тех, кто может учиться в общеобразовательной школе, и тех, кто требует специального обучения. Дети с ТНР обучаются в специальных учебных заведениях, другие просто регулярно посещают логопедический кабинет. Домашние методы лечения включают такие важные этапы:

  • налаживание правильного питания, восполнение необходимых питательных веществ;
  • обязательный дневной сон;
  • регулярное общение со сверстниками;
  • семейные походы в музеи, кино, на пикники;

Заикание, что относится к тяжелым нарушениям речи, требует создания

спокойной и комфортной обстановки. Нельзя торопить ребенка, нужно учить его не громко и четко. Нельзя говорить о дефекте при ребенке или акцентировать на нем при других людях. Важно любым способом поддерживать интерес сына или дочки к общению, не запрещать ему/ей общаться со сверстниками.

ФГОС для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой совокупность требований, которые должны учесть образовательные учреждения при составлении учебной программы для детей с ТНР. Примерная схема АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи:

  1. Развитие дыхания, голоса, формирование умения опознавать и различать звуки, развитие мышц артикуляторного аппарата.
  2. Постановка звука, закрепление произношения.
  3. Формирование навыков коммуникации.

Основные направления занятий, необходимые для нормального развития речи:

  • . Педагоги используют дыхательные упражнения Стрельниковой, чтобы сформировать правильное речевое дыхание.
  • Развитие малкой моторики. Деятельность, направленная на развитие пальцев и рук (например, рисование, пазлы, мозаика), помогают развить внимательность и стремление к достижению цели.
  • Мимическая гимнастика.
  • Стимуляция координации движений в виде танцев под музыку и игр.
  • Упражнения и игры для развития наблюдательности.
  • Развитие связного языка на основе упражнений и дидактических игр.
  • Расширение словарного запаса в виде дидактических игр, которые позволяют ребенку не только узнать больше слов, и преодолеть стеснение, развить навыки общения.

Данные занятия должны сопровождаться положительным настроем, соблюдением режима дня, подачей информации звуковым и наглядным способом. 3 года - самый оптимальный возраст для начала занятий.

В заключение

Раннее обнаружение речевых патологий позволяет справиться с проблемой и сформировать здорового ребенка без комплексов. Дружественная атмосфера в семье, внимание, регулярные занятия с логопедом - важные компоненты при лечении тяжелых нарушений речи.

Лучшие статьи по теме