Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • ФСС
  • Булгаков М.А. Основные даты жизни и творчества. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь В каком веке родился м а булгаков

Булгаков М.А. Основные даты жизни и творчества. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь В каком веке родился м а булгаков

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891- 1940), писатель, драматург.

Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в многодетной и дружной семье профессора, преподавателя Киевской духовной академии. Окончив гимназию, в 16 лет Булгаков поступил в университет на медицинский факультет.

Весной 1916 г. «ратником ополчения второго разряда» он был выпущен из университета и пошёл работать в один из киевских госпиталей. Летом того же года будущий писатель получил первое назначение и осенью приехал в маленькую земскую больницу Смоленской губернии, в село Никольское. Здесь он начал писать книгу «Записки юного врача» - о глухой российской провинции, где порошки от малярии, выписанные на неделю, глотают сразу, рожают под кустом, а горчичники ставят поверх тулупа… Пока вчерашний студент превращался в опытного и решительного земского врача, в российской столице начались события, на много десятилетий определившие судьбу страны. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его», - писал Булгаков 31 декабря 1917 г. сестре.

В 1918 г. он вернулся в Киев. Через город прокатывались волны петлюровцев, белогвардейцев, большевиков, гетмана П. П. Скоропадского. В конце августа 1919 г. большевики, покидая Киев, расстреляли сотни заложников. Булгаков, до этого всеми правдами и неправдами избегавший мобилизации, отступал с белыми. В феврале 1920 г., когда началась эвакуация Добровольческой армии, его свалил тиф. Очнулся Булгаков в занятом большевиками Владикавказе. В следующем году он переехал в Москву.

Здесь одна за другой появляются три сатирические повести с фантастическими сюжетами: «Дьяволиада», «Роковые яйца» (обе 1924 г.), «Собачье сердце» (1925 г.).

В эти годы Булгаков работал в редакции газеты «Гудок» и писал роман «Белая гвардия» - о распавшейся семье, о минувших годах «беспечального поколения», о гражданской войне на Украине, о страданиях человека на земле. Первая часть романа вышла в журнале «Россия» в 1925 г., но журнал вскоре был закрыт, и роману - почти на 40 лет - суждено было оставаться недопечатанным.

В 1926 г. Булгаков инсценировал «Белую гвардию». «Дни Турбиных» (так называется пьеса) с огромным успехом были поставлены во МХАТе и сошли со сцены лишь с началом Великой Отечественной войны, когда под бомбёжкой погибли декорации спектакля.

«Пролетарские» драматурги и критики ревниво следили за успехами талантливого «буржуазного подголоска» и приняли все меры к тому, чтобы уже поставленные пьесы («Зойкина квартира», 1926 г., и «Багровый остров», 1927 г.) были сняты, а только что написанные «Бег» (1928 г.) и «Кабала святош» (1929 г.) не увидели света рампы. (Только в 1936 г. пьеса «Кабала святош» под названием «Мольер» появилась на сцене Художественного театра.)

С 1928 г. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», посмертно принёсшим ему мировую славу.

Умер 10 марта 1940 г. в Москве от тяжёлой наследственной болезни почек, не дожив и до 49 лет. Лишь немногие знали, сколько у него неопубликованных рукописей.

(3(15).05.1891-10.03. 1940), писатель, драматург. Родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве - духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество Булгакова Киев войдет как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923). Решающее влияние на формирование будущего писателя оказали: дружная обстановка большой интеллигентной семьи, душой которой была мать, Варвара Михайловна, учительница по профессии; город на Днепре, где все дышало русской стариной; учеба в Первой киевской гимназии (1901-09), из которой вышли многие знаменитые люди (впоследствии она займет свое место в одном из центральных эпизодов романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных»); медицинский факультет Киевского университета (1909-16), по окончании которого Булгаков получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924); культурная среда (университетская и офицерская), окружавшая его. Все это воспитало в Булгакове человека, который смолоду превыше всего ценил честь, достоинство и независимость личности. Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. По словам его сестры Н. А. Земской, в 1913 он читал ей свой рассказ «Огненный змей», что свидетельствовало о приобщении к литературным занятиям. Ко времени первой мировой войны, когда «внезапно и грозно наступила история» («Киев-город»), Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губ., где стал врачом сначала сельской больницы (с. Никольское), затем с сент. 1917 - Вяземской городской больницы. Эти наполненные напряженным ежедневным трудом годы послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, составивших цикл «Записки юного врача» (1925-27). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губ., регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными.
,

Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918. В условиях калейдоскопической смены властей в столице Украины 1918-19 остаться в стороне от схватки было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: «В 1919, проживая в Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город». О ключевом значении для его творчества этих крайне нестабильных и исключительно тревожных полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных», рассказ «Необыкновенные приключения доктора» (1922).

После взятия Киева генералом Деникиным (авг. 1919) Булгаков был мобилизован в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация - газетная статья под примечательным заглавием «Грядущие перспективы» («Грозный». 1919. № 47. Нояб.). Написана она с позиции неприятия «великой социальной революции» (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Крушение монархии во многом означало для Булгакова крушение самой России, родины - как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В тревожные годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор - расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1910-21, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил 5 пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, «с голодухи», были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной - «Сыновья Муллы». Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с «левыми» критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова и др.

Булгаков не сразу осознал всю трагедию потери милой его сердцу дореволюционной России. В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, он готов был покинуть родину и уехать за границу, как это делали тысячи русских людей, не принявших большевизм. Но вместо этого осенью 1921 он неожиданно появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье в маленьком театре на окраине. Литературное дарование и исключительное упорство в достижении цели помогли ему довольно быстро освоиться в столице, стать хроникером и фельетонистом ряда известных газет: «Гудка», «Рупора», «Рабочего», «Голоса работника просвещения», «Накануне», издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней были опубликованы «Записки на манжетах» (1922-23), а также его рассказы «Похождения Чичикова», «Красная корона», «Чаша жизни» (все - 1922). Среди множества ранних произведений, написанных «журналистом поневоле», выделяется своим художественным мастерством рассказ «Ханский огонь» («Красный журнал для всех». 1924. № 2). Это был период становления Булгакова как писателя, который проходил уже в зрелом возрасте при немалом жизненном опыте. В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему глубоко чужды были и популярные тогда концепции «левого» искусства, формальные творческие эксперименты. Культурные корни Булгакова уходят в XIX в. Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа «Похождения Чичикова» и кончая инсценировкой «Мертвых душ» (1930) и киносценарием «Ревизор» (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Наследуемый им творческий опыт русской литературы не ограничивается названными именами и включает в себя, как установлено современными исследованиями, традиции Пушкина, Достоевского, Чехова и др. Многое соединяет писателя с западноевропейской литературной традицией, в частности с произведениями Мольера, Гофмана, Гёте и т. д. И все же великие русские сатирики оказали на него, пожалуй, наибольшее влияние, особенно в начале творческого пути.

Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 20-х, говоря его словами, - «бесчисленные уродства нашего быта». Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки. Тревожные симптомы этого недуга воспроизведены им в сатирических повестях «Дьяволиада» (1924) и «Роковые яйца» (1925). Подобно тому как в медицине результат лечения изначально зависит от верного диагноза, так и социальные болезни, с точки зрения Булгакова, лечатся с помощью их точного описания и анализа. В «Дьяволиаде» естественное желание делопроизводителя Короткова устранить несправедливость, допущенную по отношению к нему со стороны начальства, оборачивается для него настоящим бюрократическим кошмаром. В «Роковых яйцах» открытый проф. Персиковым «луч жизни», сулящий республике немалые блага, в результате нетерпеливого и неумелого вмешательства властей ведет к ужасной по своим последствиям катастрофе почти всероссийского масштаба. В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести Булгакова «Собачье сердце». Небывалый медицинский эксперимент проф. Преображенского (превращение дворняги Шарика в некое подобие человека путем пересадки гипофиза, взятого у пролетария Клима Чугункина) неожиданно дает очень опасный и ускользающий из-под контроля результат. С появлением на свет Шарикова, быстро адаптировавшегося к условиям «революционной разрухи», возникает реальная угроза существованию не только самого профессора, но и человеческой культуры как таковой. Насильно насаждаемому кодексу «пролетарского» поведения и морали, на словах возвышающего, а на деле принижающего человека, автор повести противопоставляет духовные и нравственные ценности гонимого «старомодного» прошлого. В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Нелепости послереволюционного бытия, находящиеся за гранью здравого смысла, естественно побуждают его переводить повествование в фантастический план, не отрываясь, однако, ни на шаг от реальности.

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман «Белая гвардия» (1925). Главная отличительная черта романа, на которую обратили внимание современники, заключалась в том, что события революции в нем максимально очеловечены. Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. Критика предпочитала ругать и поучать художника, вместо того чтобы подниматься до высоты его объективности, которая «не устраивала ни одну из воюющих сторон». Дом Турбиных для Булгакова - это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога. И хотя революционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются все же прочнее классовых.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу «Дни Турбиных» (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась 5 окт. 1926). Именно она принесла Булгакову широкую известность. «Дни Турбиных» пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против «апологетичного» по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против «антисоветски» настроенного автора пьесы. И все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещения «Дней Турбиных» И. Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к «контрреволюционному» спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном аншлаге.

«Дни Турбиных» означали рождение Булгакова-драматурга, познавшего вместе с громкой славой и горечь несправедливых обвинений, коллективной критической обструкции. Отныне его жизнь была отравлена атмосферой глухого непонимания, гонений, вражды и подозрительности. Это не могло не сказаться на судьбе его произведений, в т. ч. и театральных. Первое движение холодного ветра репрессий Булгаков почувствовал в мае 1926, когда во время обыска его московской квартиры у него изъяли рукопись повести «Собачье сердце» и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. «Турбины» были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей.

На рубеже 20-30-х Булгаков оказался в наихудшем положении: пьесы его были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти («Письмо правительству», 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. К тому времени Булгаков уже окончательно убедился в невозвратности той России, с которой связывал свои мечты и надежды. Его стремление «стать бесстрастно над красными и белыми» («Письмо правительству») в условиях тоталитарного режима оказалось неоправданной иллюзией. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (18 апр. 1930), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 30-е едва ли не главной в творчестве Булгакова становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса «Мольер», биографическая повесть «Жизнь господина де Мольера», 1933), пушкинской (пьеса «Последние дни»), современной (роман «Мастер и Маргарита»). К какой бы эпохе ни обращался писатель, отсвет трагического конфликта между деспотическим строем и художественным талантом неизбежно падал на его личную жизненную судьбу. Дело осложнялось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (напр., К. С. Станиславский) проявляли порой удивительное непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки «Мольера», из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом. Многолетние и в целом плодотворные отношения Булгакова с МХАТом имели множество разных оттенков: от упоения совместной работой до глубокого разочарования.

К к. 30-х, в годы заката своей писательской славы, Булгаков закончил роман, прочитав который (в рукописи) А. Ахматова сказала об авторе: «Он гений». Роман «Мастер и Маргарита» принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на 3 десятилетия (первая публикация в сокращенном виде: «Москва». 1966. № 11; 1967. № 1). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также ценнейший художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы. Задуманный с самого начала как «роман о дьяволе» (под таким названием он упоминается в переписке Булгакова с близкими ему людьми), «Мастер и Маргарита» лишь постепенно обрел своих истинных героев, обозначенных в его заглавии. Новые герои органично вошли в ранее сложившуюся фабулу, где уже действовал Воланд и его свита. Тема «дьяволиады», начатая Булгаковым в 20-е, нашла свое завершение в московских сценах романа. Истекшие годы еще резче выявили в облике людей печальные последствия духовной и культурной самоизоляции, «нового общества», революционной нетерпимости, отбрасывания целых пластов всемирной истории ради ложно понятых ценностей. Похождения Воланда и его свиты в Москве позволили писателю оттенить все несовершенство земного мира, начиная с отнюдь не безобидного отрицания существования Бога и дьявола (Берлиоз, Иван Бездомный) и кончая такими известными общественными и человеческими пороками, как взяточничество (Босой), стяжательство (буфетчик варьете), воровство под маской респектабельности (Арчибальд Арчибальдович), приспособленчество и зависть (литераторы), нравственная нечистоплотность (Лиходеев, Семплеяров), «пустое место» вместо руководителя (Прохор Петрович) и т. д. Московские эпизоды романа - это пиршество сатиры Булгакова, но сатиры (и в этом ее особенность) веселой, не злобной, не исключающей и возможности преодоления порока. Автор не знает пощады лишь там, где обнаруживаются трусость, предательство, донос (критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель).

Основополагающей для нравственно-философской концепции романа является мысль о вечном равновесии добра и зла, света и тени; в их постоянном и неизбежном сопутствии друг другу - залог гармонии бытия. Утверждению этой идеи служат и библейские главы романа, где ощутимо влияние книг Э. Ренана, Ф. Фаррара, Д. Штрауса, Г. Буассье и др. В центре этих глав - своеобразный поединок между прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и «безумным философом» Иешуа Га-Ноцри. Обращение Булгакова к библейским мотивам для выяснения сложнейших нравственных проблем наводит исследователей на мысль об использовании им опыта автора «Братьев Карамазовых», опыта создания Достоевским «Легенды о великом инквизиторе». Тем более что имя Достоевского упоминается в романе вопреки официальному отношению в те годы к этому писателю, тоже оказавшемуся неугодным революционной эпохе. Библейские мотивы у Булгакова так или иначе сопряжены с глубоким драматизмом его собственной судьбы. Это не значит, что автор отождествляет себя с Иешуа, такая параллель наблюдается скорее между Иешуа и Мастером. Образ последнего и связанная с ним тема одинокого, ненужного и не понятого миром творца имеет несомненное автобиографическое происхождение. «Покой», обретенный ценою ухода из земной жизни, - не единственный дар и утешение Мастеру. Высшей наградой для него является любовь его верной подруги Маргариты, имя которой подчеркнуто совпадает с героиней Гете. Однако, в отличие от гетевского «Фауста», сделку с дьяволом в булгаковском романе совершает сама Маргарита, как бы заранее предуготовленная к этой миссии (ведьмины черты в ее облике и поведении). Не в пример Мастеру, она хотя и по-своему, но активно сопротивляется миру низменных стремлений и страстей, не теряя при этом любви и милосердия. Наличие в романе героев, наиболее близких Булгакову (Иешуа, Мастер, Маргарита), все же не закрепляет за кем-либо из них исключительного права на выражение авторской точки зрения. В целом она может быть адекватно воспринята и осмыслена лишь с учетом всего многообразия персонажей романа. Злу реальному, часто торжествующему Булгаков противопоставляет не какого-либо «идеального» героя, а традиционные христианские ценности: творческий дар, любовь, сострадание, нравственный стоицизм. Эти ценности всеобщи и непреходящи, о чем свидетельствует опыт почти двух тысячелетий человеческой истории, отраженный в романе.

Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер «Черное море» (1937, композитор С. Потоцкий), «Минин и Пожарский» (1937, композитор Б. В. Асафьев), «Дружба» (1937-38, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), «Рашель» (1939, композитор И. О. Дунаевский) и др., это говорило скорее о неистощимости его творческий силы, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы «Батум» (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти.


Булгаковская энциклопедия. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич" в других словарях:

    Булгаков Михаил Афанасьевич - Русский писатель, драматург Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая (по старому стилю - 3 мая) 1891 г. в Киеве, в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. В августе 1901 г., после окончания приготовительного … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Булгаков, Михаил Афанасьевич - Михаил Афанасьевич Булгаков. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 1940), русский писатель. В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (поставлена в 1926), Бег (1926 28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский советский писатель. Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1916), был земским врачом в Смоленской губернии. В 1919 начал… … Большая советская энциклопедия

    - (1891 1940) русский писатель. В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (постановка в 1926), Бег (1926 28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах белого движения. Многие произведения писателя при… … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков Дата рождения … Википедия

    - (1891 1940), русский писатель. В романе «Белая гвардия» (1925 27), пьесах «Дни Турбиных» (пост. 1926), «Бег» (1926 28, пост. 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны, крах Белого движения, драматическую судьбу русской эмиграции.… … Энциклопедический словарь

Булгаков Михаил Афанасьевич не нуждается в представлении. Этот великий прозаик и драматург известен на весь мир. Михаила Афанасьевича представлена в этой статье.

Происхождение писателя

Булгаков М. А. родился 3 мая 1891 г. в городе Киеве. Родители его были представителями интеллигенции. Мать работала в Карачаевской прогимназии учительницей. Отец был преподавателем (портрет его представлен выше). После окончания он работал в ней, а также в других учебных заведениях. В 1893 году Афанасий Булгаков стал киевским областным цензором. В его обязанности входила цензура произведений, написанных на иностранных языках. В семье, кроме Михаила, было еще пятеро детей.

Период обучения, работа в полевых госпиталях

Должна быть очень подробно рассмотрена такого автора, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Таблица дат, связанных с его жизнью, мало поможет тем, кто задался целью отыскать истоки его творчества и понять особенности его внутреннего мира. Поэтому предлагаем вам прочитать подробную биографию.

Будущий писатель обучался в Первой Александровской гимназии. Уровень образования в этом учебном заведении был очень высоким. В 1909 году Михаил Афанасьевич поступил в Киевский университет, по окончании которого должен был стать медиком. В 1914 г. началась Первая мировая война.

Окончив в 1916 г. университет, Михаил Афанасьевич работал в (в Каменец-Подольском, а через некоторое время - в Череповцах). Его отозвали с фронта в сентябре 1916 г. Булгаков стал заведующим Никольской сельской больницы, находившейся в Через год, в 1917 г., Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. В созданных в 1926 году "Записках юного врача" нашел отражение этот период его жизни. Главным героем произведения является талантливый врач, добросовестный труженик. В, казалось бы, безнадежных ситуациях он спасает больных. Герой остро переживает непростое материальное положение необразованных крестьян, обитающих в смоленских деревнях. Однако он понимает, что не может ничего изменить.

Революция в судьбе Булгакова

Привычную жизнь Михаила Афанасьевича нарушила Февральская революция. Булгаков выразил свое отношение к ней в своем очерке 1923 года "Киев-город". Он отметил, что "внезапно и грозно" с революцией "наступила история".

По окончании Булгакова освободили от военной службы. Он возвратился в родной Киев, который, к несчастью, вскоре заняли немцы. Здесь Михаил Афанасьевич окунулся в омут Гражданской войны. Булгаков был очень неплохим врачом, поэтому в его услугах нуждались обе стороны. Молодой врач в любых ситуациях оставался верен идеалам гуманизма. Постепенно в его душе росло возмущение. Он не мог смириться с жестокостью белых и петлюровцев. Впоследствии эти настроения были отражены в романе Булгакова "Белая гвардия", а также в его рассказах "В ночь на третье число", "Налет" и в пьесах "Бег" и "Дни Турбиных".

Булгаков честно выполнял долг врача. Во время службы ему приходилось быть невольным свидетелем преступлений, которые были совершены в конце 1919 г. во Владикавказе. Михаил Афанасьевич не желал больше участвовать в войне. Он покинул ряды армии Деникина в начале 1920 г.

Первые статьи и рассказы

После этого решил больше не заниматься медициной Михаил Афанасьевич его продолжается работой в качестве журналиста. Он начал писать статьи, которые публиковались в местных газетах. Первый свой рассказ Булгаков завершил осенью 1919 г. Этой же зимой он создал несколько фельетонов, ряд рассказов. В одном из них, названном "Дань восхищения", Михаил Афанасьевич повествует об уличных столкновениях, которые происходили в Киеве в период революции и Гражданской войны.

Пьесы, созданные во Владикавказе

Незадолго до того как белые оставили Владикавказ, заболел возвратным тифом Михаил Афанасьевич его этого времени особенно драматична. Весной 1920 г. он выздоровел. Однако отряды Красной Армии уже вошли в город, и Булгаков не смог эмигрировать, чего очень хотел. Нужно было как-то выстраивать отношения с новым режимом. Тогда он начал сотрудничать с ревкомом, в подотделе искусств. Михаил Афанасьевич создавал пьесы для ингушских и осетинских трупп. Эти произведения отражали его взгляды на революцию. Это были агитки-однодневки, написанные главным образом с целью выжить в трудных условиях. В повести Булгакова "Записки на манжетах" отразились его владикавказские впечатления.

Переезд в Москву, новые произведения

В Тифлисе, а затем в Батуми мог эмигрировать Михаил Булгаков. Биография его, однако, пошла по другому пути. Булгаков понимал, что место писателя в трудное для страны время - рядом с народом. Биография Булгакова Михаила Афанасьевича в 1921 году отмечена переездом Москву. Его статьи с весны 1922 г. регулярно печатались на страницах журналов и газет этого города. В очерках и сатирических памфлетах отразились главные приметы жизни послереволюционных лет. Основным объектом сатиры Булгакова была "накипь нэпа" (другими словами, нувориши-нэпманы). Здесь нужно отметить такие новеллы Михаила Афанасьевича, как "Чаша жизни" и "Триллионер". Также его интересовали представители населения с низким уровнем культуры: базарные торговки, обитатели коммуналок города Москвы, служащие-бюрократы и др. Однако Михаил Афанасьевич замечал и новые явления в жизни страны. Так, в одном своем очерке он изобразил символ новых веяний в лице мальчика-школьника, который идет с новеньким ранцем по улице.

Повесть "Роковые яйца" и особенности творчества 1920 годов

Повесть "Роковые яйца" Булгакова была опубликована в 1924 г. Ее действие происходит в воображаемом недалеком будущем - в 1928 г. К этому времени результаты нэпа были уже очевидны. В частности, уровень жизни населения резко повысился (в повести, которую создал Михаил Булгаков). Биография писателя не предполагает подробного знакомства с его творчеством, но сюжет произведения "Роковые яйца" мы все-таки перескажем в двух словах. Профессор Персиков сделал важное открытие, которое могло бы принести большую пользу всему человечеству. Однако, попав в руки самоуверенных, полуграмотных людей, представителей новой бюрократии, расцветшей при военном коммунизме, а в годы нэпа усилившей свои позиции, это открытие оборачивается трагедией. Практически все герои повестей Булгакова, созданных в 1920 годы, терпят неудачи. В своем творчестве писатель стремится передать читателю мысль о том, что общество не готово усвоить новые способы взаимоотношений, которые основаны на уважении к знаниям и культуре, к усердному труду.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах Булгакова "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-28 гг.) Михаил Афанасьевич показал, что интеллигенции враждебны все власти, которые сменяли друг друга в период Гражданской войны. Героями этих произведений являются типичные представители так называемой "новой интеллигенции". Сначала они либо настороженно отнеслись к революции, либо боролись против нее. М. А. Булгаков и себя относил к этому новому слою. Об этом он с юмором в рассказал в своем фельетоне под названием "Столица в блокноте". В нем он отметил, что появилась новая интеллигенция, "железная". Она способна и дрова колоть, и мебель грузить, и заниматься рентгеном. Булгаков отметил, что верит в то, что она выживет, не пропадет.

Нападки на Булгакова, звонок Сталина

Нужно сказать, что Булгаков Михаил Афанасьевич (биография и творчество его подтверждают это) всегда чутко отзывался на изменения в советском обществе. Он очень тяжело переживал торжество несправедливости, сомневался в оправданности тех или иных мер. Однако Булгаков всегда верил в человека. С ним вместе переживали и сомневались его герои. Критика восприняла это неблагожелательно. Нападки на Булгакова усилились в 1929 г. Все его пьесы были исключены из репертуаров театров. Оказавшись в трудном положении, Михаил Афанасьевич вынужден был написать письмо правительству с просьбой выехать за границу. После этого биография Булгакова Михаила Афанасьевича была отмечена важным событием. В 1930 году Булгаков удостоился звонка самого Сталина. Результатом этого разговора стало назначение Михаила Афанасьевича на должность режиссера-ассистента в МХАТ. Снова на сценах театров появились постановки его пьес. Через некоторое время постановкой созданной им инсценировки "Мертвых душ" была отмечена такого писателя, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Жизнь его, казалось бы, налаживается. Однако все было не так просто...

Булгаков - запрещенный автор

Несмотря на внешнее покровительство Сталина, в советской печати после 1927 г. не появилось ни одного произведения Михаила Афанасьевича, за исключением отрывка из пьесы "Бег" ("Седьмой сон") в 1932 г. и перевода мольеровского "Скупого" в 1938 г. Дело в том, что Булгаков был включен в список запрещенных авторов.

Чем еще примечательна биография Булгакова Михаила Афанасьевича? Кратко рассказать о нем непросто, ведь его жизнь отмечена множеством важных событий и интересных фактов. Стоит сказать, что, несмотря на все трудности, писатель не думал покидать Родину. Даже в самый тяжелый период (1929-30 гг.) его практически не посещали мысли об эмиграции. В одном из своих писем Булгаков признался, что нигде больше, кроме СССР, он невозможен, так как в течение одиннадцати лет черпал из него вдохновение.

Роман "Мастер и Маргарита"

Михаил Афанасьевич в 1933 г. попытался издать свое произведение в серии "ЖЗЛ". Однако его вновь постигла неудача. После этого он больше не предпринимал попыток опубликовать свои творения до самой смерти. Писатель всецело посвятил себя созданию романа "Мастер и Маргарита". Это произведение стало величайшим его достижением, а также одним из лучших произведений русской и мировой литературы 20 столетия. Двенадцать лет своей жизни Михаил Афанасьевич отдал работе над ним. Замысел "Мастера и Маргариты" появился у него еще в конце 1920-х как попытка философского и художественного осмысления социалистической действительности. Автор посчитал неудачными первые варианты произведения. В течение ряда лет Михаил Афанасьевич постоянно возвращался к персонажам, примерял новые конфликты и сцены. Только в 1932 году приобрело сюжетную завершенность это произведение, автор которого известен всем (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Полная биография Булгакова предполагает рассмотрение вопроса о значении его творчества. Поэтому расскажем и об этом.

Значение творчества Булгакова

Показав, что белое движение обречено на поражение, что интеллигенция непременно перейдет на сторону красных (роман "Белая гвардия", пьесы "Бег" и "Дни Турбиных"), что обществу грозит опасность, если культурно и нравственно отсталая личность будет иметь право навязывать другим свою волю ("Собачье сердце"), Михаил Афанасьевич сделал открытие, которое вошло в систему национальных ценностей нашей страны.

Чем еще интересен Булгаков Михаил Афанасьевич? Биография, интересные факты, связанные с ним, и его творчество - на всем лежит печать боли за человека. Это чувство было неизменно свойственно Булгакову как продолжателю традиций отечественной и мировой литературы. Михаил Афанасьевич принимал только ту литературу, которая показывает страдания реальных героев. Гуманизм был идейным стержнем произведений Булгакова. А истинный гуманизм настоящего мастера близок и дорог читателю всегда.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Михаила Афанасьевича не покидало ощущение того, что его творческая судьба была загублена. Несмотря на то что он продолжал активно творить, практически не доходили до современных ему читателей. Это надломило Михаила Афанасьевича. Его болезнь обострилась, что привело к скорой смерти. Скончался Булгаков в Москве 10 марта 1940 г. На этом завершилась биография Булгакова Михаила Афанасьевича, но творчество его бессмертно. Останки писателя покоятся на Новодевичьем кладбище.

Биография Булгакова Михаила Афанасьевича, кратко изложенная в этой статье, надеемся, вызвала у вас желание поближе познакомиться с его творчеством. Произведения этого автора очень интересны и важны, поэтому их, безусловно, стоит прочесть. Михаил Булгаков, биография и творчество которого изучаются в школе, - один из величайших русских писателей.

Кто такой Михаил Афанасьевич Булгаков? Великий писатель, сатирик, драматург, режиссёр и актёр. Биографию Булгакова кратко изложить очень сложно. Булгаков, интересные факты жизни которого сложно описать вкратце, достоин уважения и памяти потомков. Рассмотрим же его биографию чуть более подробно, чем написано на страницах википедии.

Вконтакте

Из-под его пера вышло немыслимое количество инсценировок, пьес, повестей, оперных либретто, киносценариев и рассказов. Для многих людей этот человек до сих пор остаётся мистической загадкой, в основном, благодаря своим бесподобным произведениям, таким как «Мастер и Маргарита» и многие другие. Теперь мы попытаемся подробнее разобраться в биографии писателя.

Детские годы писателя

Жизнь и творчество Булгакова берёт начало с 3 (15) мая 1891 г . Ребёнок был очень красивым и обладал запоминающейся внешностью. Голубые бездонные глаза и худощавая фигура прекрасно подчёркивали артистичность Михаила. Мальчик с детства был очень заинтересован, если не влюблён в литературу. Одним из первых произведений большого объёма, которое прочитал юный Михаил, была книга «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго. На тот момент мальчику было всего восемь лет. А ещё раньше, в семилетнем возрасте, из-под его детской руки вышло первое произведение – рассказ «Похождения Светланы».

Отец будущего писателя был доцентом Киевской духовной академии, а мать преподавала в Карачаевской прогимназии. Михаил Афанасьевич был самым старшим ребёнком в многодетной семье. У писателя было четыре сестры – Варвара, Лена, Вера и Надежда, и два брата – Коля и Ваня.

Семья маленького Миши была из потомственных колокольных дворян, их предки были священниками и служили в орловской губернии.

Образование Михаила Булгакова

В восемнадцать лет Михаил Афанасьевич окончил Первую Киевскую гимназию, после чего поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На его выбор повлияло то, что большинство его родных работали в медицинской сфере и жили довольно-таки обеспечено.

Интересный факт. У Михаила Афанасьевича Булгакова был дядя Н. М. Покровский, который работал врачом-гинекологом в Москве и был очень уважаемым и опытным доктором. Именно по его образу был описан профессор Преображенский.

Человеком Булгаков был довольно-таки замкнутым, скрытным, не любящим говорить о личном, страдающим от частых неврозов. Возможно, свою лепту в формирование именно такого образа писателя внесли такие беды, как преждевременная смерть отца (он скончался в сорок восемь лет в связи с серьёзным воспалением почек) и суицид близкого товарища Бориса Богданова из-за невзаимной любви к сестре мастера – Варваре Булгаковой.

Первая свадьба

Эта свадьба была бы прекрасным сюжетом для фильма. Двадцать шестого апреля 1913 года М. А. Булгаков женился на Татьяне Лаппа . Михаилу на тот момент было двадцать два года, а его избранница была на год младше любимого.

Татьяна была не из бедной семьи, и денег на свадебный наряд у неё должно было хватать с головой, но в день свадьбы невеста стояла перед алтарём в платяной юбке и блузке, которую возмущённая мать успела купить перед самой церемонией.

Но, несмотря ни на что, со слов очевидцев, это была одна из самых счастливых свадеб. Было много радости и смеха.

Позже Татьяна вспоминала, что Булгаков был человеком расточительным и не умеющим рационально распоряжаться финансами. Он не боялся потратить последние деньги на такси, если у него появлялось желание прокатиться по городу.

Мать невесты была не в восторге от зятя. Если она видела, что у дочери пропало очередное ювелирное украшение, то сразу было понятно — оно уже заложено в ломбарде.

Врачебный талант писателя

М. А. Булгаков был на удивление талантливым врачом. В день он принимал не менее сорока человек. Но, судьба была не особо благосклонна к его стремлениям. Михаил Афанасьевич был очень подвержен разнообразным заболеваниям.

Страсть к наркотикам

В 1917 Булгаков заражается дифтерией . Чтобы избавиться от заболевания писатель принимает сыворотку, вследствие чего у него начинается сильная аллергическая реакция, сопровождаемая сильными болями.

Чтобы избавиться от мучений, Михаил начинает вводить себе морфий, а после, просто подсаживается на него.

Спастись из наркотического плена ему героически помогает верная Татьяна Лаппа. Она осознанно уменьшала вводимую дозу наркотика, заменяя его дистиллированной водой. Это было очень непросто, ведь писатель не раз покушался на любимую, однажды, он бросил в Татьяну горячим примусом, а также не раз угрожал ей пистолетом. На это девушка реагировала с ангельским спокойствием, обосновывая такие поступки тем, что писатель не хотел причинить ей вред, просто ему было очень плохо.

Жизнь без морфия

Благодаря огромным стараниям суженной, в 1918 году Михаил Афанасьевич прекращает принимать морфий. В этом же году заканчивается его обучение у Покровского, своего дяди по маминой линии. Булгаков возвращается в Киев врачом-венерологом.

Первая мировая война

Когда началась Первая мировая война Булгаков работал врачом рядом с фронтом, но в скором времени его мобилизовали в армию УНР (Украинской Народной Республики), а после – на юг России, где Михаил Афанасьевич был назначен врачом третьего Терского казачьего полка, в составе этого полка побывал на севере Кавказа и успел поработать врачом в Обществе Красного Креста.

В 1920 году писатель заболевает тифом, в связи с чем, вынуждено остаётся на Кавказе. В это же время печатается в газетах, начинает писать драматургию. В письме двоюродному брату, Булгаков говорит о том, что он нашёл то, чем должен был заниматься уже вот как четыре года – писать.

В честь великих трудов Булгакова, даже поставлена мемориальная доска на здании областной больницы в Черновцах (Украина), где он работал хирургом.

Карьера писателя

В 1921 году Михаил Афанасьевич Булгаков переезжает в Москву, где начинает зарабатывать на жизнь тем, что пишет фельетоны для многих знаменитых, и не очень, газет и журналов, таких как:

  1. Гудок;
  2. Россия;
  3. Рабочий;
  4. Красный журнал для всех;
  5. Возрождение;
  6. Медицинский работник.

Немного статистики. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было опубликовано более 120 фельетонов , очерков и статей М.А. Булгакова.

Булгаков вступает во всероссийский союз писателей (1923), где знакомится с Любовью Белозерской, которая уже в 1925 году становится второй женой писателя.

В октябре 1926 года во МХАТе с головокружительным успехом проходит постановка «Дни Турбиных», которая пользовалась особой популярностью даже у Сталина. Вождь говорил, что это антисоветская штука, и Булгаков «не наш», но при этом посещал представление постановки около пятнадцати раз. Правда, кроме как во МХАТе, постановка больше нигде не ставилась.

В 1929 году писатель знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, она и стала третьей, последней женой писателя в 1932 году.

Гонение Булгакова

Удачная карьера недолго тешила самолюбие гениального писателя. Уже в 1930 году произведения Булгакова перестают публиковаться, постановки подвержены запретам .

С этого момента у писателя начинается трудное материальное положение. В этом же году Булгаков пишет брату в Париж о своих проблемах. Также он отправляет письмо самому И. Сталину, говоря в нём о том, что вождь должен определить его будущее либо разрешить выехать за границу, либо дать возможность зарабатывать на хлеб в родной стране.

Почти через месяц Булгакову позвонил сам Сталин, и посоветовал обратиться в МХАТ с просьбой предоставления рабочего места.

В МХАТе писатель принимается на работу в качестве режиссёра-ассистента, а через пять лет сыграл роль в спектакле «Пиквикский клуб».

Спектакль «Каббала святош» репетировался на протяжении пяти лет и вышел с громаднейшим успехом в 1936 году , но после семи представлений, в газете «Правда» выходит статья, в пух и прах критикующая постановку. После этого Булгаков уходит из МХАТА и устроился в Большой театр в качестве либреттиста и переводчика.

В 1939 году Булгаков готовит к постановке пьесу «Батум», посвящённую И. Сталину, но перед самой премьерой приходит телеграмма о том, что Сталин запрещает постановку, потому как считает неуместным пьесу о себе.

Смерть писателя

После этого у М. Булгакова резко ухудшается здоровье, он перестаёт видеть, врачи диагностируют воспаление почек. Писатель снова начинает принимать морфий, чтобы снять боль.

В это же время жена Е. С. Булгакова под диктовку мужа дописывает последний и окончательный вариант «Мастера и Маргариты».

10 марта 1940 года писатель скончался . На тот момент ему было всего-навсего 49 лет. М. А. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище, на его могиле, по просьбе жены писателя, установлен надгробный камень с могилы Н. В. Гоголя, который впоследствии получит название «голгофа».

Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова

За свою непозволительно короткую жизнь писатель успел оставить потомкам неоценимый литературный вклад. Имя такого великого писателя не может быть забыто, а рукописи, как известно, не горят. Вот небольшой список шедевров, великого литератора:

  • Мастер и Маргарита;
  • Белая гвардия;
  • Записки юного врача;
  • Морфий;
  • Роковые яйца;
  • Театральный роман;
  • Дьяволиада;
  • Я убил;
  • Красная корона;
  • Площадь на колёсах;
  • Приключения покойника.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве в профессорской семье, так что хорошее образование было для будущего писателя не роскошью, а скорее вынужденной необходимостью. Несмотря на то, что большинство источников утверждает, будто Булгаков пришёл к писательству в зрелом возрасте, это не совсем так. С детства Булгаков тяготел к литературе, его сестра, находясь уже в преклонном возрасте, не раз повторяла, что самостоятельно научившись читать, ещё до поступления в гимназию, Булгаков осилил «Собор парижской богоматери», а в семь лет и вовсе создал первое собственное произведение под названием «Похождения Светланы». В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», будущий писатель охотно сочинял эпиграммы, сатирические стихи, однако, главным своим призванием считал медицину и мечтал о профессии врача.

Булгаков и морфий

Михаил Булгаков действительно выучился на доктора и довольно долго занимался медицинской практикой. По окончании медицинского университета в 1916 году студента Михаила Булгакова направили по распределению земским врачом в Смоленск, куда он отправился с первой женой Татьяной. Спустя год Булгаков впервые принял морфий. Постоянная работа с дифтерийными больными заставляла молодого врача принимать антидифтерийные препараты, которые в свою очередь неожиданно спровоцировали сильнейшую аллергию, чтобы облегчить боль Булгаков воспользовался морфием. По некоторым данным, отказаться от спасительного и смертоносного наркотика он не мог до конца жизни.

В первый же день службы в госпитале на приём к молодому врачу Булгакову поступила роженица в сопровождении мужа, который, размахивая заряженным пистолетом, угрожал Булгакову: «Если она умрет, убью!». История, к счастью, закончилась благополучно.

Булгаков и Сталин

Загадочные отношения связывали писателя с Иосифом Сталиным. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее пятнадцати раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова. И в то же время, по уверениям историков в квартире Булгакова не раз проводились обыски, на Лубянке писатель был практически завсегдатаем, а роману «Мастер и Маргарита» и вовсе было не суждено увидеть свет. Наличие такого заклятого друга тяготило Булгакова, лишало возможности быть услышанным, и всё-таки вырваться из замкнутого круга не было никакой возможности. Свои отношения с Вождём, Михаил Афанасьевич не раз сравнивал с дружбой с Сатаной, полагая, что подчинение тирану равносильно продаже души дьяволу.

Отсутствующий персонаж

В 1937 году, в годовщину смерти А. С. Пушкина, несколько действующих драматургов представили вниманию широкой общественности пьесы, посвящённые поэту, среди них был и Булгаков. Правда, в отличие от своих коллег, он решил взять искушённых критиков своей оригинальностью. Сочтя, что пьеса о Пушкине вполне может обойтись без одного персонажа, он немедленно исключил его. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно. Отсутствующим персонажем был сам Александр Сергеевич. Пьесу эту играют в театрах страны по сей день.

Кадр из фильма "Белая гвардия"

Клад в доме Турбиных

В романе «Белая гвардия», Булгаков довольно точно изобразил дом Турбиных, за основу он взял свои воспоминания из юности – описания полностью соответствовали тому дому, где жил он сам в Киеве. Правда в романе присутствовала одна деталь, не существовавшая в реальности, но, тем не менее, сильно испортившая жизнь хозяевам дома. Дело в том, что ознакомившись с произведением писателя, владельцы практически полностью разрушили постройку в попытке отыскать клад, описанный в «Белой гвардии». Вполне естественно, что незадачливые искатели сокровищ остались ни с чем.

Маргарита и её прототип

Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Михаил Булгаков женат был трижды, но только третья супруга, Елена Сергеевна Шиловская, которую писатель увёл у влиятельного чиновника, стала ему не просто верным другом, но и музой. Их встреча случилась в квартире художников Моисеенко. Спустя 40 лет Елена Сергеевна так вспоминала об этой встрече: «…Когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на всё, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва… мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».

Именно она является прототипом Маргариты из знаменитого романа, а Мастер, как нетрудно догадаться, сам Булгаков. В обществе, где вращался Булгаков, к Шиловской относились неоднозначно. Конечно, времена святой инквизиции давно канули в лету, но вот слухи запретить не мог никто. Михаила Афанасьевича, а вместе с ним и Елену искренне побаивались. Ещё бы, после появления удивительно реалистичного текста о дьяволе, который к тому же в одной из первых редакций назывался «Сатана», вкупе с полным отсутствием проблем с властью (в сравнении с другими деятелями искусства, Булгаков жил практически в раю), писателя и его супругу нередко обвиняли в связи с нечистой силой.

История Воланда

Культовый роман «Мастер и Маргарита» изначально задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а любовная линия отсутствовала в нём вовсе. С годами простая и одновременно с этим жуткая концепция усложнялась, трансформировалась, впитывая в себя, как губка, судьбу писателя. Воланд, центральный персонаж произведения, получил своё имя от гётевского Мефистофеля. Правда, в поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем - Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «...Может быть, Фаланд?»

К слову, в первой редакции, где не было ещё ни Мастера, ни Маргариты, детальному описанию Воланда посвящено было целых 15 страниц (сейчас этот текст безвозвратно утрачен). У тех, кому довелось ознакомиться с первым вариантом, сомнений не оставалось: такие подробности о дьяволе может написать лишь тот, кто знаком с ним лично.

Олег Басилашвили в роли Воланда

История с примусом

О романе «Мастер и Маргарита» ходит немало легенд, чем дольше живёт творение Булгакова, тем больше слухов и всякого рода мистических и жутковатых подробностей. Одну из историй, связанных с созданием произведения рассказывают так часто, что, вполне вероятно, она произошла на самом деле. Все мы отлично помним невероятно обаятельную сцену с котом Бегемотом, который недовольно заявлял потрясённым его суровым видом гражданам: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Оказывается, в момент, когда Булгаков в очередной раз редактировал эпизод, в квартире этажом выше неожиданно начался пожар. Огонь успели вовремя затушить, при попытке же отыскать источник возгорания выяснилось – на кухне соседей писателя загорелся самый обыкновенный примус.

Кадр из сериала "Мастер и Маргарита"

Загадочная смерть

Точно так же как и жизнь, кончина Михаила Булгакова окутана тайной. Конечно, существует и официальная версия – писатель скончался от наследственного почечного заболевания, в связи с этим перед смертью он практически ослеп и испытывал невыносимую боль, что заставило его вновь начать принимать морфий. Нередко, однако, утверждают, что умер Булгаков от обыкновенной наркотической передозировки. Существует и ещё одна версия, мистическая: вспомните финал «Мастера и Маргариты», там Мастер со своей возлюбленной переместились в небытие, где можно было спокойно вместе провести вечность, говорили, что своего «писаря» Булгакова Сатана забрал к себе и в реальности, правда без жены.

Лучшие статьи по теме