Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Страхование вкладов
  • Баллада «Людмила». Анализ. Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского («Людмила») Баллада людмила читать краткое содержание

Баллада «Людмила». Анализ. Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского («Людмила») Баллада людмила читать краткое содержание

Государь Владимир устраивает пир со своими сыновьями и близкими друзьями, так как у них наметился праздник великий – свадьба дочки Людочки. Все радуются свадьбе, кроме трех витязей. Так как все трое хотели бы быть на месте жениха Руслана.

Праздник заканчивается. Государь дает новобрачным благословение и их отводят в покои. Откуда ни возьмись, поднимается ветер, гремят раскаты грома, и сквозь сумрак доносится голос. После того как Руслан приходит в себя, он обнаруживает отсутствие своей молодой жены.


Когда отец узнает, что его дочь пропала, он отправляет витязей на её поиски, и тому, кто ее найдет, он обещает ее руку и сердце, и полцарства в подарок. Витязи уезжают.

Ратмир, один из витязей, уже предвкушает объятия спасенной. Фарлаф мечтает о великих подвигах. Рогдай, как всегда очень тих. Витязи прибывают к распутью, и каждый решает поехать в свою сторону. Руслан поехал отдельно, перед собой он замечает пещеру, в которой он находит старика. Старик говорит, что ожидает его давным-давно. Он сообщает жениху, что тот сможет спасти невесту, и сообщает, что похищена она Черномором. Но перед спасением ему предстоит пройти не мало трудностей, необходимо найти, где обитает Черномор и убить его.


Старик рассказывает по просьбе Руслана историю его жизни. Когда-то он работал пастухом на красивейших полях Финляндии. Он был не опытен в любви. По несчастливой случайности он полюбил Наину. Эта девушка не ответила ему взаимностью. После отказа он долго не мог найти себе утешения и ушел из родных мест. Собравши дружину, он отправился искать приключений на морских сражениях. Забыть коварную Наину ему не удалось, и он стал мечтать о приезде на родину. Через 10 лет, накопив достаточное количество богатств, он осмелился вновь просить руки этой женщины, но и в этот раз он получил отказ. Не оставляя надежды, он научился колдовству, но и здесь его постигла неудача, так как Наина оказалась перед ним в престарелом виде. Он даже не заметил, что пока он учился у мудрецов-колдунов, прошло сорок лет, и его любимой исполнилось семьдесят. Заклинание подействовало, но она ему такая старая уже была не нужна. Он узнал, что она тоже является колдуньей, и ошарашенный данной новостью убежал куда глаза глядят, а вслед он слышал проклятья своей бывшей возлюбленной.

Вот так он и попал в это глухое место, в котором обитает в полном одиночестве. Рассказы продлились до утра. Руслан собрал свои вещи и воодушевленный отправился в путь за своей возлюбленной.


Тем временем Рогдай замышляет убыть Руслана и освободить сердце Людмилы. Развернув своего жеребца, он скачет на встречу с Русланом.

Фарлафу предстояло тяжелое утро. Он проснулся и попытался позавтракать в тишине леса. Но, не успев доесть свой завтрак, заметил, как на него несется всадник. Всё бросив, он убежал. Несясь по пятам, всадник угрожал ему срубить голову За ним гнался Рогдай, который думал, что поймал Руслана, но, поняв, что это не его главный противник, он уходит.

Рогдай встречает дряхлую старуху, которая указывает ему путь к его врагу. А старая женщина помогает подняться Фарлафу и отправляет его домой, так как ему на таком страшном пути делать нечего и то, что красавица Людмила все равно станет его женой. Он делает все так, как сказала старуха.


Руслан, все еще воодушевленный, искал свою возлюбленную, но в один миг он понял, что ему приказывают остановиться и видит Рогдая, замахнувшегося на наго копьем.

В это время украденная Людмила просыпается в обители Черномора, в красивейшей комнате на очаровательной кровати. К ней подходят служанки, что бы помочь ей переодеться и заплести волосы. А чей-то прекрасный голос пел ей очаровательные песни. Но Людмиле от этого лучше не становилось, она подошла к окну и увидела, что она очень высоко, и видны ей только вершины снежных гор. Выйдя во двор, она оказалась у прекрасного сада. В грусти она садится на землю, чтобы поплакать, но перед ней появляется накрытый стол, а в воздухе витает красивая мелодия.


Людмила, сама того не замечая, наедается. Привстав с земли, она заметила, что угощения пропали. Она устала и что-то невесомое отнесло ее в покои. Людмила чувствует опасность. И, вдруг, перед ней появляются арапы, несущие в своих руках чью-то седую бороду. В конце она замечает старика. Она кричит и карлик пугается, запутавшись в собственной бороде, и его тут же уносят слуги.

Руслан бьется с Рогдаем не на жизнь, а на смерть. Руслан побеждает, а противник находит свою смерть в реке.


В обители Черномора слуги причесывают бороду, на пороге появляется змей, которой в мгновение ока превращается в Наину. Она предупреждает Черномора, но тот уверен в своей силе, пока его борода на месте. Змей улетает, а бородатый старик идет на поиски Людмилы в своих владениях, но больше ее не находит. Она никуда не пропала, просто спряталась под шапкой-невидимкой, которая упала при испуге Черномора.

Руслан попадает на поле боя, где разбросаны мечи и щиты рядом с костями бывших воинов. Он находит для себя снаряжение и продолжает свой путь. Недалеко он замечает холм. Но, как чуть позже оказывается, это не холм, а огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову, и та, хохоча, сдула его в поле.


Руслан бросает свое оружие и прокалывает язык воина.

Голова потеряла контроль, и Руслан со всего размаху ударил по ней. Голова воина покатилась в сторону, а на ее месте Руслан нашел шлем.


Он очень хотел добить голову, но пощадил ее и пошел дальше. Голова рассказала историю. Давно она ходила воином великаном, но у нее был злобный брат карлик. Брат поделился секретом, что убить их можно пари помощи специального меча, но как только они его нашли, то нерадивый родственник отрубил ему голову. Черномор поставил голову здесь, чтобы охранять меч.

Третий витязь Хан Ратмир по пути увидел замок, на стене которого стояла прекрасная дева. Как только он подошел ближе, то огромная толпа не менее красивых девушек роскошно встретили его.


Всю ночь Руслан проводит с головой.

Людмила проводит время, дразня рабов. Черномор не глуп, он принимает образ раненого возлюбленного и ловит нерадивую пленницу. Раздается зов рога и Черномор оставляет Людмилу в покое.


Два дня и две ночи они бились, Черномор ослаб и просил пощады. Спустившись, Руслан обрубает бороду и идет навстречу невидимой невесте. Случайно задевает шапку-невидимку с головы Людмилы и возлюбленный обнимает невесту. Старик из пещеры объясняет, что проснется она в Киеве на родной земле.

На обратном пути Руслан встречает Ратмира, который тоже нашел свое счастье с прекрасной девой. И желая друг другу счастья бывшие враги расходятся.


Наина учит Фарлафа, как убить Руслана. Фарлаф убивает спящего Руслана, и уезжает с Людмилой. Киевляне встречают новую беду - вокруг города толпы печенегов. Старик из пещеры оживляет Руслана живой и мертвой водой, также он дает Руслану колечко, которое поможет снять с возлюбленной заклятие.

Руслан немедля отправляется в Киев. Враги налегают на стены города, но в этой войне нет победителя. На утро из толпы печенегов выходит всадник. Руслан побеждает всех русских врагов, бросая мертвых злодеев у стен города.


Прибыв на место он ищет в тереме свою любимую, чтобы пробудить ее, но встречает на пути Владимира и Фарлафа. Фарлав начинает каяться, что он убил Руслана и забрал Людмилу. Руслан же, ослепленный желанием увидеть вновь свою красавицу, бежит к Людмиле и одевает кольцо. Людмила просыпается.

В 1808 году в России открылся мир романтических ужасов. Сюжет баллады «Людмила» заключил в себе интересную легенду. Наряду с живыми персонажами, в произведении присутствуют мертвецы и невидимая сила. Краткое содержание и тему стихотворения перескажет представленный материал.

Немецкий фольклор

Василий Андреевич Жуковский - один из лучших русских поэтов. Он был основателем отечественного романтизма, который в его работах приобрел совсем другой вид. Произведения автора сразу получили известность из-за исключительного стиля. Писатель уже раньше пробовал сочинять баллады, однако ни одна из них не получила всеобщего признания. Однако это произведение стало своеобразным экспериментом, который оказался удачным.

Особенно сильно читателям нравится баллада «Людмила». Жуковский написал ее в 1808 году. За основу автор взял произведение «Ленора», принадлежащее перу немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера. Его работа была создана на фундаменте народного фольклора, где истории о том, что девушка выходила замуж за мертвеца, были не редкостью. Начальной задачей немца было воспроизвести родной быт и традиции. Однако русский поэт не собирался просто перевести чужое произведение на родной язык. Василий Андреевич пытался передать сюжет через русские мотивы.

Завязка истории

Опираясь на немецкий первоисточник, очень легко проводить анализ баллады Жуковского. Людмила в оригинальном произведении носила имя Ленора. Место действия автор переносит на славянские земли. Время не имеет значения. Читая балладу, аудитория может легко представлять события, поскольку они не привязаны к определенным годам.

Главная героиня - девушка. Сюжет начинается с того, что молодая женщина ждет своего любимого, который воюет в далеком краю. Стоя на распутье и высматривая солдата, Людмила думает: возможно, любимый ее забыл, изменил, или еще хуже - погиб. Затем на горизонте появляется войско. Оно идет домой с победой. Однако среди солдат нет ее любимого.

С этих событий начинается баллада «Людмила». Краткое содержание первой части и знакомство читателей с главной героиней нагоняет тревожные чувства.

Двусторонний диалог

С горем и печалью красавица идет домой, говоря, что дважды любить нельзя. Она готова умереть. Унылую барышню встречает встревоженная мать, и спрашивает, что случилось. Девушка отвечает, что Бог забыл о ней и не желает ей счастья. Людмила клянет Господа и говорит, что он не милосерден.

На это мама ей отвечает, что Всевышний знает, что делает и если он послал страдания, следовательно, так должно быть. Но дочь заявляет, что молитвы и просьбы, которые она повторяла перед иконами, силы не имели и были бесплодны. В жизни больше не будет радости - уверена Людмила. Баллада полна болью и отчаянием. Но пожилая женщина сообщает, что страдания не вечны, и тем, кто их переживет, прямая дорога в рай. В свою очередь, ад ждет тех, кто не повинуется судьбе. Однако дочь не соглашается, она уверена, что с любимым найдет счастье везде. Девушка продолжала проклинать Бога.

Долгая дорога

Наступила ночь, и все уснули. Когда пробило полночь, в долине показался всадник. Вдруг кто-то подошел к дому и начал говорить. Людмила сразу узнала голос любимого. Парень спрашивал, спит ли его любимая, плачет ли из-за него, а возможно уже и забыла о горе. Когда печальная девушка увидела жениха, то подумала, что Бог сжалился над ней. Так встретились главные герои баллады «Людмила».

Солдат сказал, что нужно ехать. Они оседлали коня и начали путешествие. Мужчина отметил, что дорога очень дальняя и медлить нельзя. В пути всадник рассказал о своем доме. Его новое жилье в Литве. Дом тесный, сбит из шести досок, а над ним стоит крест. Однако девушка не боится мертвого друга. Она счастлива, что любимый рядом.

Месяц уже прятался, и на землю пришел рассвет, когда пара добралась до места. Барышня рассмотрела все вокруг. Это было кладбище с гробами и крестами, а посередине стояла церковь. Конь довез девушку до могилы. Там гроб открылся, и ее ждал возлюбленный - мертвый и холодный. Не такого конца ждала Людмила. Баллада подошла к кульминации.

Трагический финал

Вместо уютного дома девушка получила могилу, а ее жених - труп. Когда-то красивый и живой человек превратился в холодное синее тело. Его руки были сложены крестом, взгляд затуманен. Вдруг мертвец поднялся и поманил девушку к себе пальцем. Также он сказал, что отныне их дом - холодная и сырая земля. Камнем девушка упала в гроб. Другие мертвые поднялись из могил и завили, что Бог слышит абсолютно все, что говорят и думают люди. Он правосуден и за упреки наказал барышню.

Так заканчивается баллада «Людмила». Краткое содержание частично передает эмоции, которые вызывает произведение.

Главная героиня не послушалась матери и продолжала проклинать судьбу, следовательно, небеса, выполнили страшную просьбу. Смерть девушки была ужасной и трагической. Красавица отнюдь не ожидала такого конца. В финале произведения автор не оставляет места для альтернативы. Финиш четкий и понятный. Девица поплатилась за свои беззаконные мысли и упреки.

Дуализм мысли

Автор позаботился и о том, чтобы каждый герой имел свой четкий характер. Его персонажи на протяжении всего произведения имеют позицию, которой придерживаются. Анализ баллады Жуковского «Людмила» лучше всего начинать с описания главных действующих лиц.

Образ девушки - это своеобразный символ неповиновения судьбе. Героиня не может воспринять то, что любимый погиб, и предпочитает пойти вместе с ним в могилу. Из-за своей слепоты через горе барышня сама навлекает на себя беду. В одном из диалогов красавица отмечает, что без милого рая нет, а с юношей ей где угодно будет хорошо. Сначала читателю кажется, что девушка очень сильная, поскольку не желает мириться с потерей. Однако очень скоро становится понятно, что на самом деле ею руководит слабость. Девица не способна переживать неприятности и бороться с трудностями.

Тема баллады «Людмила» крутится вокруг религии и отношений человека и Господом. Если девушка ставит собственные желания выше небесной воли, то фактическим оппонентом в этой ситуации выступает ее мама. Старая женщина на стороне Бога и считает, что это страдание - своеобразный этап, который нужно пережить.

Невидимые персонажи

Еще один герой баллады - любимый Людмилы. Он солдат, погибший на чужой земле. Но в отличие от матери и дочери, у этого персонажа нет собственного характера. Он является лишь оружием в руках Бога. Об истории любви молодых людей не упоминается, однако их чувства очень сильные, поскольку девушка очень долго убивается из-за смерти жениха. Солдат выступает в образе призрака, что влечет Людмилу за собой в иной мир. Он выполняет волю небес. На самом деле, того человека, которого любила девушка, уже нет.

Жанр баллады Жуковского «Людмила» - романтизм. Этому стилю характерна тема человека и судьбы. Автор ввел в произведение еще одного персонажа, которого скрыл за деталями. Четвертый герой - Бог. Именно он был творцом этих событий. Также Всевышний, следя за разговорами и проклятиями девушки, решил исполнить желание и навеки связать ее с любимым.

Понравилось барышне такое окончание жизни или нет, рассуждать трудно. Однако автор четко указывает, что виной всему, что произошло в финале, - бессмысленные слова людей.

Мистический характер

С первых строк мастер слова не дает надежды на счастье. Пессимистический настрой усиливают словесные обороты. Например, чрезвычайно эмоциональной является та часть, где девушка говорит о собственной смерти. Без любимого ей не хочется жить, и она просит землю расступиться и образовать могилу.

Постоянно держит читателя в напряжении баллада «Людмила». Жуковский неоднократно обращался к подобным темным темам в своих работах. Также часто автор использовал мистические детали. Не лишено присутствия потусторонних сил и это произведение. Главная героиня ведет беседы с Богом, рассуждает о собственной смерти. Еще один значительный момент - Людмила встречается со своим покойным женихом. Когда влюбленные попадают на мрачное кладбище, девушка видит могилу любимого. Жуковский четко описывает покойника. Его образ страшный и ужасный. Красавица падает мертвой в гроб любимого. В целом история трагическая, но и в некоторой степени поучительная.

Роль образа природы в произведении

Читателю сразу становится понятно, что не узнает счастья без любимого Людмила. Баллада постоянно держит в напряжении. Такого эффекта автор добился и благодаря образам природы. Когда девушка поделилась горем с матерью, то день уже заканчивался. Василий Андреевич придал этому событию особое значение. Он отметил, что солнце село за горы, а долины и рощи погрустнели. Месяц то прятался, то выглядывал из-за туч, а тени были длинными и страшными. Леса в его стихах дремучие, зеркала воды трагически шаткие и холодные, а небо одето в печаль.

Поддерживает природа и тогда, когда едет в чужой край с любимым Людмила. Баллада окутана мистикой, которую читатель чувствует даже через строки. Листья шумят, в глуши слышен свист и чувствуется движение теней. Также писатель использует сравнения. Например, шепот травы очень похож на голос мертвых.

Василий Андреевич на протяжении всего произведения отлично поддерживает одну ноту чувств. Его стихотворение полно грусти и тоски. Читатель невольно проникается мистической энергией.

Поэма «Руслан и Людмила» – волшебная сказка, написанная в 1818 – 1820 годах. На создание произведения автора вдохновил русский народный фольклор, русские былины и лубочные повести. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» насыщена элементами гротескной фантастики, просторечной лексикой и добродушной иронией автора. По мнению литературоведов, произведение является пародией на рыцарские романы и романтические баллады Жуковского.

Главные герои

Руслан – храбрый князь, жених Людмилы, спасший ее от Черномора.

Людмила – княжна, младшая дочь князя Владимира, невеста Руслана.

Черномор – горбатый карлик с длинной волшебной бородой, «полнощных обладатель гор», похитил Людмилу.

Финн – старик-волшебник, который помогал Руслану отыскать и спасти Людмилу.

Другие персонажи

Рогдай – «воитель смелый», один из соперников Руслана.

Фарлаф – «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный», убил Руслана и похитил Людмилу.

Ратмир – «младой хазарский хан», хотел жениться на Людмиле, но влюбился в другую деву.

Наина – возлюбленная Финна, колдунья.

Князь Владимир – киевский князь, отец Людмилы.

Посвящение

Автор посвящает свое произведение «красавицам» – «царицам его души» . Поэма начинается с описания сказочного лукоморья – перед читателем раскрывается волшебный мир, где живут ученый кот, русалка, леший, Баба Яга, царь Кащей, витязи и колдуны.

Песнь первая

Князь Владимир выдает свою меньшую дочь Людмилу за «князя храброго Руслана» . Празднество в самом разгаре, гости слушают песню «сладостного певца» Баяна, прославляющего молодоженов. Однако не все веселятся, «в унынье, с пасмурным челом» сидят три витязя, соперники Руслана – Рогдай, Фарлаф, Ратмир.

После пира молодые отправились в свои покои. Неожиданно грянул гром, в комнате потемнело и «кто-то в дымной глубине / Взвился чернее мглы туманной» . Руслан в отчаянии обнаруживает, что Людмила пропала. Узнав о случившемся, князь Владимир обещает тому, кто сможет ее разыскать, руку дочери и полцарства. Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир отправляются в разные стороны на поиски Людмилы.

По пути Руслан замечает пещеру. Войдя в нее, витязь видит седого старца, читающего книгу. Старец сообщает ему, что Людмилу похитил «волшебник страшный Черномор» . Витязь остается на ночь в пещере, и старец рассказывает ему свою историю. Он был «природным финном» , пастухом, влюбленным в очень красивую и гордую девушку Наину. Однако она отказала юноше. Тогда финн отправился в далекие края и через десять лет вернулся победителем, бросив к ногам возлюбленной сокровища. Но Наина снова отказала ему. Финн решил привлечь возлюбленную чарами, много лет учился в лесах у колдунов и, наконец, смог влюбить в себя женщину. Однако с их последней встречи прошло сорок лет, и теперь перед ним была не молодая красавица, а дряхлая старуха, да еще и колдунья. Финн сбегает от воспылавшей к нему страстью женщины и с тех пор Наина возненавидела мужчину.

Песнь вторая

В это время Рогдай решает убить главного своего соперника – Руслана, и едет обратно. Фарлаф же, обедая возле ручья, увидел несущегося на него рыцаря, испугался и сбежал. Когда Рогдай, считавший, что гонится за Русланом, догнал его, то был разочарован и отпустил витязя.

По дороге Рогдай встретил старуху Наину, которая указала ему путь к Руслану на север. Явилась колдунья и Фарлафу – она посоветовала ему вернуться в Киев, так как от них «Людмила не уйдет» .

После похищения Людмила долго находилась в «тягостном забвенье» . Девушка очнулась в богатых покоях, подобных дому Шехеразады. Три девы под чудное пение заплели Людмиле косу, надели на нее перловый венец, лазурный сарафан и жемчужный пояс. Однако княжна сильно грустит и тоскует по Руслану. Ее не радует даже волшебный по красоте сад, где она проводит целый день. Ночью в ее комнату неожиданно входит «арапов длинный ряд» . Они вносят на подушках длинную бороду, принадлежавшую горбатому карлику. В испуге Людмила закричала и хотела ударить карлика, но тот, пытаясь убежать, запутался в собственной бороде. Арапы унесли его.

Руслан выезжает в чистое поле, где на него с копьем несется всадник. Это был Рогдай. Руслан побеждает соперника, и Рогдай находит свою смерть в реке.

Песнь третия

Утром к карлику Черномору прилетает крылатый змий, который «вдруг Наиной обернулся» . Женщина предлагает колдуну заключить союз, и он соглашается.

Черномор узнает, Людмила пропала – ее не было ни в палатах, ни в саду. Девушка же случайно обнаружила шапку-невидимку колдуна и теперь развлекалась, прячась от карлика и его слуг.

Руслан выезжает на поле старой битвы, усеянное костями, где подбирает для себя доспехи, но не находит достойного меча. Направляясь дальше, князь замечает в высокий холм, на котором спит огромная голова воина в шлеме. Руслан разбудил голову и она, сердясь, начала дуть на витязя. Сильный вихорь уносил Руслана назад, но он изловчился и вонзил копье в язык головы, а затем и опрокинул ее. Князь хотел «ей нос и уши обрубить» , но голова попросила не делать этого, рассказав свою историю. Она раньше принадлежала великану, которому очень завидовал его брат-карлик Черномор. Однажды Черномор узнал, что существует меч, который отрубит великану голову, а ему бороду (в которой «таилась роковая сила»). Великан раздобыл клинок, и пока брат спал, карлик отрубил ему голову, поставив ее здесь охранять меч. Голова просит Руслана забрать клинок себе и отмстить Черномору.

Песнь четвертая

Ратмир выезжает к долине и видит перед собой замок на скалах. Витязь замечает идущую по стене и поющую песнь прекрасную деву. Юный хан стучится в замок и его встречают красные девицы. Ратмир остается в замке.

Людмила же все это время бродила по владениям колдуна, тоскуя по возлюбленному. «Жестокой страстью уязвленный» Черномор решает поймать Людмилу, обернувшись раненым Русланом. Девушка бросается к возлюбленному, но обнаружив подмену, падает без чувств. Неожиданно раздается звон рога.

Песнь пятая

Как оказалось, на битву колдуна вызвал Руслан. В разгаре сражения витязь хватает Черномора за бороду и они подымаются в небо. Руслан не выпускал бороду колдуна три дня, и тот, устав спустился на землю. Тут же витязь обнажил меч и отсек бороду колдуна, после чего тот лишился волшебной силы.

Руслан возвращается во владения Черномора, но не может найти Людмилу. Горюя, витязь начинает все вокруг крушить мечом и нечаянным ударом сбивает с княжны шапку-невидимку. Руслан падает к ногам девушки, но она заколдована и спит.

Неожиданно рядом появляется добродетельный Финн. Он советует отвезти Людмилу в Киев, где княжна очнется. Витязь так и поступает.

На обратной дороге Руслан говорит голове великана, что отомстил, и она спокойно умирает. У тихой реки витязь встречает рыбака с милой девой, в котором узнает Ратмира. Бывшие соперники желают друг другу счастья.

К Фарлафу является Наина. Колдунья отводит витязя к спящему у ног Людмилы Руслану. Фарлаф «вонзает трижды хладную сталь» в грудь соперника и похищает княжну.

Песнь шестая

Фарлаф приезжает в Киев, но Людмила продолжает спать. Вскоре начинается восстание печенегов. В это время к убитому Руслану приходит Финн с мертвой и живой водой и оживляет витязя. Волшебник отправляет князя защитить Киев и дает с собой кольцо, которое поможет расколдовать Людмилу.

Руслан ведет войско и побеждает печенег. После победы князь зашел в палаты, коснулся чела Людмилы кольцом и девушка проснулась. Руслан и Людмила простили Фарлафа, а карлика приняли во дворец.

Заключение

В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин раскрывает вечный конфликт – противостояния добра и зла. Все герои произведения неоднозначны – у них есть и положительные и отрицательные стороны, однако то, по какому пути идти, выбирают они сами. В финале поэмы автор, следуя за традиционной волшебной сказкой, показывает, что добро всегда побеждает зло.

Краткий пересказ «Руслана и Людмилы» поможет ознакомиться с сюжетом произведения, а также подготовиться к уроку русской литературы.

Тест по поэме

Тест по краткому содержанию произведения Пушкина:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1715.

Краткий пересказ

«Людмила» Жуковский В.А. (Очень кратко)

Людмила ждёт на распутье своего любимого, он должен вернуться из военного похода в далёкие страны. Но пришла дружина, мимо прошёл ратный строй, а друга Людмилы в нём не оказалось. Печальна пошла она домой, с мыслями "Расступись моя могила; Гроб откройся, полно жить; Дважды сердцу не любить". Мать, увидев, в каком она состоянии, вскрикнула: " Что с тобой моя Людмила?" Девушка объяснила, что жизнь ей больше не мила, не слышит Бог её молитви немилостив к ней Творец. Мать пытается её образумить, говорит, что жизнь земная коротка, пройдут её страданья, а после смерти смиренные попадают в рай, бунтовщики же отправляются в ад.Людмила ответила, что с милым вместе всюду рай, а без него и "райский край, безотрадная обитель". Засиделась Людмила со своими невесёлыми мыслями до полуночи. Вдруг слышит, что кто-то входит и знакомый голос обращается к ней: "Спит иль нет моя Людмила?" Девушка удивляется: " Ты ль? Откуда в час полночи?" Жених отвечает, что его холодный, тесный дом находится близ Наревы, в Литве и зовёт её скорее в путь. Людмила просит переждать ночь, но любимый говорит, что у них мало времени, а дорога дальняя.До рассвета мчался конь по полям, долинам и мостам. Несколько раз Людмила спрашивала "Близко ль, милый?" - "Путь далёк". Наконец, когда уже потухли звёзды, примчал конь их к воротам. Что же увидела Людмила за ними? Камни, кресты и могилы. Подлетел конь к свежей могиле и прямо с седоком в неё упал.Видит Людмила в могиле труп своего возлюбленного, окоченевший, посиневший, страшен милый прежде вид. Покойник вдруг привстал и поманил её " Кончен путь: ко мне, Людмила; Нам постель - темна могила;" Людмила каменеет, хладеет её кровь и падает замертво на прах жениха. Из могил толпой потянулись усопшие и их страшный хор завыл: "Твой услышал стон Творец; Час твой бил, настал конец".

Перед вами краткое содержание баллады «Людмила» В.А. Жуковского. Основные места даны, что называется, «в оригинале», чтобы вы смогли прочувствовать лирический стиль автора и насладиться красотой этого литературного произведения.

ЛЮДМИЛА – читать краткое содержание.

Людмила ждет своего возлюбленного. Она гадает, что же с ним могло произойти, - или изменил ей, или его нет в живых. Ее «милый друг» с «грозной ратию» уехал воевать уже давно.

Людмила видит, как многие воины возвращаются домой: проходит мимо одна дружина за другой, но, к сожалению, ее возлюбленного среди этих воинов нет.

Мать спрашивает Людмилу, что с ней происходит.

Людмила жалуется на Бога, который «нас забыл». Мать говорит, что большой грех - роптать на Бога. Но Людмила стоит на своем - она и молилась перед иконами, и плакала, но мольбы ее Всевышний не услышал.

Нет, забыл меня спаситель! -

Так Людмила жизнь кляла,

Так Творца на суд звала…

Ночь. Людмила слышит, что «борзый конь и ржет и пышет». Затем она слышит знакомый голос - это вернулся ее жених. Людмила рада, спрашивает его, как случилось, что он вернулся.

Жених отвечает:

Близ Наревы дом мой тесный.

Только месяц поднебесный

Над долиною взойдет,

Лишь полночный час пробьет -

Мы коней своих седлаем,

Темны кельи покидаем.

Поздно я пустился в путь

Ты моя; моею будь…

Жених зовет Людмилу с собой, но та предлагает переждать ночь, а уж потом пустится в путь. Однако жених говорит, что ему дан очень короткий срок, - нужно срочно ехать. Людмила спрашивает, где его дом. Ее возлюбленный отвечает:

Там, в Литве, в краю чужом:

Хладен, тих, уединенный,

Свежим дерном покровенный;

Саван, крест и шесть досток…

Людмила и всадники мчатся. Они скачут рвами, полями, кустами и буграми.

Путь их неблизкий. Наконец они достигли цели. Людмила с ужасом видит, что оказалась на кладбище:

Камней ряд, кресты, могилы,

И среди них Божий храм.

Она и ее жених примчались к свежей могиле и вместе с конем упали в нее.

Дом твой - гроб; жених - мертвец.

Видит труп оцепенелый:

Прям, недвижим, посинелый,

Длинным саваном обвит.

Страшен милый прежде вид;

Впалы мертвые ланиты;

Мертвый взор полуоткрытый;

Руки сложены крестом.

Вдруг привстал… манит перстом…

«Кончен путь: ко мне, Людмила;

нам постель - темна могила;

Завес - саван гробовой;

Сладко спать в земле сырой.

Людмила каменеет и умирает. Завыл страшный хор о том, что смертным не следует роптать на Бога.

Вот такое, странное и мистическое произведение.

Лучшие статьи по теме