Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Компании
  • Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в доу. План работы пмпк доу Документы пмпк доу в соответствии с фгос

Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в доу. План работы пмпк доу Документы пмпк доу в соответствии с фгос

Консультация для педагогов детских садов
Работа психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются психолого-педагогические консилиумы.
Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка. Под консилиумом мы понимаем постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В подобном коллективе необходимы: понимание всеми специалистами стратегии и задач развивающей и коррекционной работы, четкая согласованность действий.
Сопровождение детей осуществляют следующие специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, медицинский работник, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования. Руководит консилиумом обычно старший воспитатель.
Педагог-психолог осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников: физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок, характеристика заболеваний за последний год.
Учитель-логопед освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с воспитанниками группы.
Воспитатель группы представляет педагогическую характеристику деятельности и поведения ребенка, фиксирует: трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях, особенности индивидуальных черт его характера, самочувствие ребенка в детском саду.
Старший воспитатель организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог – медико – педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
Организационные документы деятельности ПМПк:
- приказ Министерства образования РФ «О психолого – медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 – 6 от 27.03.2000 г.
- приказ руководителя учреждения о создании ПМПк - Положение «О психолого – медико - педагогическом консилиуме (ПМПк)
- договор о взаимодействии между ПМПк и психолого – медико – педагогической комиссией (ПМПК)
- договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.
В нашем детском саду успешно функционирует ПМПк. Для сопровождения специалистами консилиума отбираются дети, нуждающиеся в медицинской, педагогической, психологической, логопедической коррекции. Каждый специалист консилиума обследует ребенка. На основании обследования составляется программа индивидуальной работы с ребенком.
В начале года составляется план работы ПМПк. Плановые заседания ПМПк проводятся 1 раз в квартал. Внеплановые (по запросу) заседания проводятся по мере выявления проблемы.
Консилиум придерживается этапов подготовки и проведения консилиума:
1 этап - подготовительный. Проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке.
2 этап - основной. Проводится заседание консилиума, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
3 этап - контролирующий. Члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальную программу развития ребенка.
Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума сопровождает следующая документация:
- план работы ПМПк,
- протоколы заседаний ПМПк,
- протоколы первичных представлений на ПМПк,
- педагогическая характеристика,
- заключение ПМПк,
- индивидуальная программа развития ребенка всех специалистов ПМПк,
- договор с родителями
Результат работы ПМПк ДОУ – разработка стратегии помощи ребенку.
Педагоги определяют:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей,
- какую коррекционно-развивающую работу желательно осуществлять,
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения,
- какую работу могут взять на себя участники консилиума,
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива,
- что можно сделать с помощью семьи,
- каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе.
Специалисты ПМПк нашего детского сада выработали алгоритм работы ПМПк:
1) выявление проблемы у ребенка:
- беседа с родителями;
- диагностика;
2) заседание консилиума;
3) выработка индивидуальной программы сопровождения ребенка;
4) реализация намеченной программы;
5) отслеживание динамики развития ребенка;
6) при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития ребенка;
7) консультация родителей ребенка с рекомендациями по обучению и воспитанию;
8) направление к специалистам,
9) создание единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье.
На первом заседании консилиума педагоги обсуждают результаты диагностического обследования ребенка. Намечают план работы с ребенком на год. Отмечают, какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения. Какую работу могут взять на себя участники консилиума, какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива. Что можно сделать с помощью семьи. Каких специалистов различного профиля вне ДОУ привлечь к работе. Обсудив все возможные способы оказания помощи ребенку, специалисты консилиума начинают поэтапное и системное сопровождение ребенка.
Если сопровождение ребенка консилиумом не дает положительной динамики, педагоги и медицинский работник ДОУ рекомендуют пройти обследование в поликлинике. При выявлении у ребенка тяжелых нарушений речи или других отклонений в развитии, направляют его на городскую ПМПк для определения дальнейшего сопровождения ребенка.

Протокол заседания №1

МБДОУ детского сада №43

Итоги адаптации вновь поступивших дошкольников. Определение содержания ПМПк сопровождения.

От 01.09.2014г.

Присутствовали:

Повестка дня:

  1. Рассмотрение нормативно - правовой документации, регламентирующей деятельность ПМПк.
  2. Принятие плана работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
  3. Определение состава специалистов ПМПк и организация их взаимодействия.
  4. Итоги адаптации;
  5. Определение методик и сроков обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.

Слушали:

  1. Степкину Н.М. с планом работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
  2. Баландину Т.С с предложением о включении в состав психолого-медико-педагогического консилиума на 2014-2015 учебный год по сопровождению учащихся с особыми потребностями следующих педагогов: Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г., Бузину А.А, Квашину В.Г. – ст медсестру, председателем назначить воспитателя Степкину Н.М.
  3. Бузину А.А. , Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г. с итогами адаптации вновь прибывших дошкольников. Особое внимание обращали на резервные возможности развития дошкольников.
  4. Степкину Н.М. с предложением об организации обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.

Решение ПМПк:

  1. Принять к сведению Положение о ПМПк.
  2. Утвердить предложенный график работы и план работы консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями.
  3. Утвердить предложенный состав психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями. Назначить председателем ПМПк Степкину Н.М.
  4. Оформлять необходимую документацию ПМПк, отражающую развитие ребенка, динамику его состояния по мере необходимости в течение 2014-2015 учебного года.

Члены ПМПк:

Бузина А.А

Протокол заседания №2

психолого - медико - педигагического консилиума (ПМПк)

МБДОУ детского сада №43

Анализ результатов обследования детей специалистами.

От 04.03.2015г.

Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна

Члены ПМПк:

Кузьменко Елена Владимировна воспитатель

Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель

Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель

Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра

Повестка дня:

  1. Обсуждение результатов обследования детей специалистами МБДОУ;
  2. Определение образовательных маршрутов и характера помощи данным детям;
  3. Анализ предварительной готовности к школьному обучению.

Слушали:

  1. Квашину В.Г. с отчетом о результатах обследования детей специалистами МБДОУ.
  2. Квашину В.Г. с предложениями о характере помощи, данным детям.
  3. Ковальчук Н.Г. с анализом о предварительной готовности детей подготовительной группы школьному обучению.

Решение ПМПк:

  1. По результатам обследования детей нуждающихся в сопровождении ПМПк по образовательным потребностям не выявлено.
  2. Воспитателям подготовительной группы учитывать в своей работе индивидуальные особенности развития ребенка, его возможности, потребности и строить учебно- воспитательный процесс в соответствии с ним. Отношения с детьми строить с опорой на эмоциональный контроль и контакт.

Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.

Члены ПМПк:

Кузьменко Е.В.

Ковальчук Н.Г.

Бузина А.А

Квашина В.Г.

Протокол заседания №3

психолого - медико - педигагического консилиума (ПМПк)

МБДОУ детского сада №43

Коррекционная психолго-педагогическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии. Консультативные занятия для родителей.

От 04.03.2014г.

Присутствовали:

Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна

Присутствовали: Баландина Татьяна Сергеевна заведующий

Кузьменко Елена Владимировна воспитатель

Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель

Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель

Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра

Повестка дня:

  1. Анализ результатов диагностики и определение динамики работы с детьми, нуждающимися в коррекции.
  2. Анализ итоговой диагностики ребенка к школе (состояние здоровья и физического развития детей группы риска).
  3. Подготовка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
  4. Формирование коллегиальных заключений.

Слушали:

  1. Степкину Н.М. о результатах диагностики детей нуждающихся в коррекции, и определение дальнейшей работы с детьми.
  2. Ковальчук Н.Г. о результатах готовности детей подготовительной группы к школе, диагностика здоровья, физическое состояние детей.
  3. Бузину А.А о подготовки рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
  4. Кузьменко Е.В. о формировании коллегиальных заключений.

Решение ПМПк:

  1. Согласно результатам диагностики организовать воспитательно- образовательную работу с детьми, нуждающимися в коррекции.
  2. В работе с детьми подготовительной группы учитывать индивидуальные особенности ребенка, а та же его физическое и соматическое состояние.
  3. Подготовить необходимые консультации для родителей и педагогов, о работе с детьми нуждающихся в коррекции.
  4. Оформить коллегиальные заключения.

Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.

Члены ПМПк:

Кузьменко Е.В.

Ковальчук Н.Г.

Бузина А.А

Квашина В.Г.

Предварительный просмотр:

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДОУ

№_____ ОТ «____»________20__Г. ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК МОУ ЦДК «ДЕТСТВО».

Ф.И.О. ребенка ______

Дата рождения _____________ Домашний адрес____________________________

ДОУ №________ Вид группы____________________________________________

С какого возраста посещает ДОУ________________________________________

Выписка ПМПК №___________за______год (в случае повторного обращения).

Длительные перерывы в посещении ДОУ (указать причину) _________________

__________________

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ*

Общая осведомлённость и социально – бытовая ориентация

Сформирована по возрасту, не сформирована____________________________

Навыки самообслуживания____________________________________________

Умеет самостоятельно одеваться / не умеет

Ест самостоятельно / с помощью

Моторная ловкость ___________________________________________________

Умеет /не умеет/ правильно держать карандаш, проводит горизонтальные, вертикальные линии

Застёгивает /не застёгивает/ пуговицы, умеет / не умеет/ шнуровать

Знания и навыки по программному материалу*

По какой программе занимается _______________________________

Развитие речи _______________________________________________

Обращённую речь понимает в полном объёме / на бытовом уровне / понимание затруднено / отсутствует

Фраза отсутствует /простая / распространённая / аграмматична / лепетная речь

Рассказ-описание / по картинке / по серии картинок / из личного опыта составляет / не составляет / составляет с помощью

Математика _________________________________________________

Счёт в пределах ____ механический / сформирован / не сформирован / обратный

Число с количеством соотносит / не соотносит

Основные цвета узнаёт / не узнаёт; называет / не называет

Геометрические формы узнаёт / не узнаёт; называет / не называет

ИЗО __________________________________________________

На листе бумаги ориентируется / не ориентируется / с помощью

С заданиями справляется самостоятельно / с помощью / задания не понимает

Особенности познавательной сферы**

Восприятие: _________________________________________________

Цвет_____________________Форма______________Величина________________

Дифференциация пространственных представлений: много-мало, больше-меньше, вверх-вниз, вправо-влево, назад-вперёд - сформированы / не сформированы / в стадии формирования

Задания выполняет самостоятельно / с помощью / хаотично

Интерес присутствует / поверхностный / отсутствует

Внимание ___________________________________________________

Концентрация слабая_________средняя____________высокая______________

«Что изменилось?», «Чего не стало?»_______________________________________

Объём слабый_________средний___________высокий_____________

Распределение достаточное_______недостаточное________нарушено__________

Переключаемость низкая___________средняя____________высокая_____________

Устойчивость достаточная_______недостаточная________нарушена__________

Инертность процесса__________________________________________________

Не удерживает внимание на задании нужное время_________________________

При увеличении объёма материала значительные трудность сосредоточения___

Память _____________________________________________________

Зрительная (5-6 к.)_________________Слухо – речевая______________________

Запоминает быстро / прочно / медленно

Инструкцию понимает / не понимает

Стремиться преодолеть трудности / работу бросает / плачет

Мышление__________________________________________________

Наглядно – действенное

почтовый ящик_________доска Сегена_______пирамидка (5-7колец)_____

Наглядно – образное

Разрезные картинки____________________нелепицы___________________

Словесно – логическое_________________________________________________

Ориентировка во времени: части суток, дни недели, времена года

Сформированы____ не сформированы_____в стадии формирования_______

Обобщения

Сформированы на уровне бытовых представлений_______________________

Не сформированы________________не понимает инструкции_____________

Классификация

Сформирована на уровне бытовых представлений________________________

Не сформирована____________________не понимает инструкции__________

Исключение

Исключает__________не исключает___________не мотивирует____________

Включается после обучающего эксперимента___________________________

Не понимает инструкции____________________________________________

Задания выполняет самостоятельно / с помощью / не выполняет

Интерес стойкий / поверхностный / отсутствует

Особенности эмоционально – волевой сферы**

Уравновешенность

Спокоен________________уровновешен_____________суетлив____________

Самооценка

Адекватная (неадекватное снижение оценки после указанной ошибки)

Отказ от самооценки (неадекватно завышенная самооценка)

Поведение

Организован / гиподинамичен / двигательно беспокоен_____________________

Расторможен_________________________________________________________

Эмоциональность

Спокоен / дурашлив / эмоционально вял / безразличен / холоден / без чувства дистанции / раздражителен / склонен к аффектам / негативен

Тревожность________________________________________________

Агрессивность_______________________________________________

Особенности психо – речевого развития***

Речевое окружение __________________________________________

Артикуляционный аппарат__________________________________

Выполнение артикуляционных поз: точное / не точное

Мышечный тонус: достаточный / слабый / синкинезия / гиперкинез / саливация

Прикус: прогения / прогнатия / открытый / прямой / боковой

Губы: толстые / мясистые / короткие / малоподвижные

Зубы: редкие / мелкие / крупные / с большими промежутками / отсутствуют резцы (верхние или нижние)

Нёбо: узкое / высокое (готическое) / плоское / низкое

Язык: массивный / маленький / подъязычная уздечка массивна, укорочена, оперирована

Устная речь ________________________________________________________

Общее звучание речи__________________________________________________

Темп: нормальный / ускоренный / замедленный

Ритм: нормальный / дисритмия

Активный словарь____________________________________________________

Точность употребления слов: употребляет слова точно / с ошибками:

платье – сарафан, чайник – кофейник, платье – воротник, зашивает – шьёт

Грамматический строй речи___________________________________________

Словоизменение____________________________________________

4 года – образование множественного числа существительных именительного падежа:

Кот- окно- дом- лист-

5 лет – игра «1, 2, 5»:

Шар- ключ- берёза- ложка- окно-

6-7 лет - игра «1, 2, 5»:

Карандаш- лист- дерево- вилка- оса-

Ведро- пчела- ухо-

Словообразование____________________________________________

3-4 года: -

Чашка- кукла- кот- ведро- стол-

Образование приставочных глаголов: глядя на картинку, ответить на вопрос «Что делает?»

5 лет: образование уменьшительно-ласкательных слов - выполняет / не выполняет

Забор- кровать- лента- окно- дерево-

6 лет: - образование приставочных глаголов - выполняет / не выполняет, называет / не называет

Переходит- подходит- заходит- приходит- сходит-

Образование уменьшительно-ласкательных слов - выполняет / не выполняет

Лист- трамвай- кресло- суп- изба-

Образование прилагательных – выполняет / не выполняет

Из дерева- из кирпича- из резины-

Понимание предлогов__________________________________________

3-4 года: на в под над к

5 лет: на за перед под с около у по

6-7 лет: под из-под из-за между

Слоговая структура речи_________________________________________

3 года: кот- вода- стук- банка-

4 года: мост- фантик- тропинка- самолёт-

5 лет: скворец- фотограф- погремушка-

В универсаме продают продукты.

Парашютисты готовятся к прыжку.

6 лет: тротуар- фотоаппарат- регулировщик-

7 лет: университет- водопровод- кораблекрушение-

Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

Экскурсовод проводит экскурсию по Екатеринодару.

Ошибки: упрощение / пропуски слов / перестановки слогов /перестановки, замены звуков в словах / не держит структуру слова

Звукопроизношение

сь

зь

ль

рь

Другие звуки

Фонематическое восприятие: грубо нарушено / снижено

А-о-у б-р-к

Повтори

Б-п-б п-б-п би-ба-бо

Звуковой анализ, синтез________________________________________

5 картинок: распределить картинки в соответствии с заданным звуком / позиция

Звука в слове

6 картинок: положение звука в слове (в начале, в конце, в середине слова)

Связная речь__________________________________________________

Составляет рассказ самостоятельно

Не понимает сюжета (по картинке)

Соскальзывание на побочные ассоциации

Пропуски членов предложения

Допускает ли аграмматизмы (какие)

Упрощение структуры фразы

Трудности переключения и «застревание»

Пересказ услышанного рассказа

Заикание (вид, степень тяжести)__________________________________________

Заключение педагога – психолога___________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение учителя – логопеда____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение педагога_____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Результаты коррекционно – развивающей работы в случае повторного обращения

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Предполагаемые причины отсутствия положительной динамики в усвоении программного материала _________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Руководитель ДОУ М.П. Ф.И.О.

Председатель ПМПк Ф.И.О.

Члены консилиума Ф.И.О.

Календарное планирование фронтальных занятий

Учитель – логопед:

Новосёлов

Календарное планирование индивидуальных

занятий

Учитель – логопед:

Новосёлова М.Ю.

Журнал записи

детей

на ПМПк

№ №

п/п

Дата,

время

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

Пол

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультирования

специалистами

МПК

2012 – 2013

уч. год

ГРУППА

№ 8

ГРУППА

№ 6

ГРУППА

Порядок деятельности ПМПк

МБДОУ «Детский сад №22 «Веселинка»

Целями деятельности ПМПк является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:

а) с нарушением речевого развития,

б) с нарушением психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи ПМПк:

Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;

Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;

Выявление резервных возможностей развития детей;

Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;

Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;

Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;

Организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Контингент детей, представленных на ПМПк :

Дети с психофизиологическими особенностями в развитии;

Дети с психосоматическими нарушениями в развитии;

Дети с речевыми нарушениями.

Обязанности специалистов консилиума

1. Председатель:

- разработка и хранение документации ПМПк;

Составление плана работы на учебный год;

Информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;

Подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;

Информирование родителей о заключении ПМПк, обсуждение рекомендаций консилиума.

2. Секретарь:

Подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями;

За две недели, информирование специалистов консилиума о предстоящем заседании;

Ведение документации консилиума (журналы, протоколы, карты сопровождения, заключения ПМПк).

3. Педагог-психолог:

4. Учитель-логопед:

Изучение состояния речевого развития ребенка;

Подготовка материалов к консилиуму (представление);

Предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;

Участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.

5. Воспитатель:

Проведение необходимой диагностики;

Подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);

Участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;

Не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.

6. Медицинский работник:

Подготовка материалов к консилиуму (выписка из мед. карты (история развития ребенка);

Обсуждение физического состояния ребенка на момент консилиума, заболеваемости за год, факторов риска.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.

Регламент работы ПМПк

Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.

Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раз в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

Определение путей психолого - медико - педагогического сопровождения детей;

Выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей;

Динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы.

Деятельность ПМПк включает в себя три этапа:

  • 1 этап - подготовительный (сентябрь)

В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов.

На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) подписывается договор на психолого - медико - педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не подписывается, оформляется отказ.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно - развивающей работы.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк , которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.

Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальный программа развития предполагает совместное определение содержания коррекционно - развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.

Также оформляются:

- Журнал записи детей на ПМПк , в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом из заседании;

- Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее чем за три дня до повторного заседания ПМПк.

Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.

При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого - медико - педагогическую комиссию (ПМПК ).

Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно - развивающая работа с детьми.

  • 2 этап - промежуточный (ноябрь, февраль)

На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.

В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.

  • 3 этап - итоговый (апрель-май)

В апреле - мае ПМПк анализирует результаты коррекционно - развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.

В течение года проводятся внеплановые заседания ПМПк по запросам специалистов, организующих коррекционно - развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.

ВАЖНО!

При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки.

Копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк.

В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Деятельность ПМПк контролируется руководителем ДОУ.

  1. Задачи ПМПк
  2. Всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализацией с целью выявления составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции).
  3. Утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов.
  4. Утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями).
  5. Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
  6. Включение родителей в деятельность службы сопровождения.
  7. Повышение компетенции специалистов в смежных с основной профессиональной деятельностью направлениях.

2. Функции ПМПк

  • Экспертно - диагностическая
  • Информационно - аналитическая
  • Организационная
  • Методическая
  • Консультативная
  • Функция сопровождения
  • Просветительская

3. Виды ПМПк

Плановые

(1 раз в год)

Внеплановые

(по запросу специалистов)

определение путей психолого - медико-педагогического сопровождения ребенка

принятие каких - либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам

выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно - развивающего маршрута

изменение направления коррекционно - развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности

динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы

изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учреждения)

4. Основные направления работы и функциональные обязанности специалистов ПМПк

  1. Педагог-психолог: осуществляет консультирование педагогов и родителей по вопросам организации помощи детям, приносит на заседание консилиума результаты своей диагностической деятельности, сообщает не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал предоставляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
  2. Медицинский работник: представляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях дошкольников:
  • физическое состояние на момент проведения консилиума, соответствие физического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок,
  • характеристика заболеваний за последний год.
  • Учитель-логопед: освещает результаты развития ребенка на момент консилиума, разрабатывает программу коррекционно - развивающих занятий с воспитанниками группы.
  • Воспитатель группы: представляет педагогическую характеристикудеятельности и поведения ребенка, фиксирует:
    • трудности, которые испытывает тот или иной ребенок в различных ситуациях;
    • особенности индивидуальных черт его характера;
    • самочувствие ребенка в детском саду.
    1. Старший воспитатель: организует взаимодействие учителей, родителей, психологической службы в форме психолог - медико - педагогического консилиума, осуществляет контроль за формами и методами работы педагогов по предупреждению и ликвидации отклонений в развитии ребенка.
    2. Председатель ПМПк определяет круг обсуждаемых вопросов.

    5. Структура проведения ПМПк

    6. Критерии деятельности ПМПк в ДОУ

    1. Нормативно - правовая база:

    Организационные документы:

    Приказ Министерства образования РФ «О психолого - медико -педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» № 27/901 - 6 от 27.03.2000 г.

    Приказ руководителя учреждения о создании ПМПк

    Положение «О психолого - медико - педагогическом консилиуме (ПМПк)

    Договор о взаимодействии между ПМПк и психолого - медико - педагогической комиссией (ПМПК)

    Договор между образовательным учреждением и родителем ребенка.

    2. Документация:

    План работы ПМПк

    Протоколы заседаний ПМПк

    Протоколы первичных представлений на ПМПк

    Педагогическая характеристика

    Направление на районный ПМПК

    Заключение ПМПк

    Программа индивидуальной работы специалиста ПМПк


    ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-
    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
    КОНСИЛИУМА В ДОУ

    ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА В ДОУ

    1.Введение



    3.Организация деятельности

    5. Формы организации ПМПк

    7. Порядок проведения ПМПк
    8.Этапы проведения ПМПк
    9. Алгоритм работы ПМПк
    ПРИЛОЖЕНИЯ

    • Методические указания к организация заседаний ПМПк.

    • Примерный методический сценарий ПМПк с присутствием родителей воспитанника.

    • Категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк..

    • Бланк заключения на дошкольника – выписка из протокола заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.

    1.Введение


      1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) организуется в ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

      2. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

      3. Основными задачами ПМПк являются:

    • выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в МДОУ) диагностика отклонений в развитии и состоянии декомпенсации;

    • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

    • выявление резервных возможностей развития;

    • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;

    • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.

      1. ПМПк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, действующим законодательством РФ, нормативно-правовыми документами Министерства РФ (образования, здравоохранения, социальной защиты населения), Уставом МДОУ, договором между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника и настоящим положением.

    2. Основные принципы деятельности ПМПк


    • Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).

    • Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.

    • Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, дейст­вующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.

    • Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПк и включении их семьи в программу обслуживания.

    • Принцип открытости – ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.

    • Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.

    • Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

    • Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.

    • Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПк ответст­венны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.

    • Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) доста­точно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.

    3.Организация деятельности

    3.1. Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации в условиях ДОУ, и осуществляют коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ.

    3.2. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

    3.3. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка и на заседание ПМПк предоставляется следующая документация:

    Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников;

    Педагогическая характеристика воспитателя на ребенка;

    Представление психолога, составленное по результатам обследования особенностей развития ребенка;

    Медицинская документация на ребенка по форме №26 (в отдельных случаях по форме №112 или выписка из истории развития ребенка);

    Представление логопеда, составленное по результатам обследования ребенка;

    Осуществляется запись воспитанника в журнал ПМПк ДОУ;

    3.4. По данным обследования каждым специалистом ПМПк составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

    3.5. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется при первичной диагностике и по мере поступления детей. Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Плановая диагностика результативности коррекционно- развивающей работы специалистов ПМПк проводится в середине и конце учебного года (декабрь, май).

    3.6. На заседаниях ПМПк обсуждаются результаты диагностической, корреционно-развивающей работы; даются рекомендации по оптимизации педагогической деятельности, по вопросам всесторонней помощи детям нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении.

    3.7. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

    3.8. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

    3.9. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседаний ПМПк.

    3.10. На заседаниях ПМПк все специалисты, участвующие в обследовании и (или) коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк 3.11. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия .

    3.12. ПМПк ДОУ готовит документы на ПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании воспитанника.

    3.13. Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума.

    3.14. Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.


    3.15. Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк и ПМПК.
    4. Основные области деятельности специалистов ПМПк

    • Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое кон­сультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён­ком с учётом данных психодиагностики.

    • Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие
      речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

    • Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформи­рованности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).

    • Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур.

    • Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.

    • Музыкальный руководитель : реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, теат­ральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.

    • Педагог дополнительного образования: выполнение рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

    • Председатель ПМПк : ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк , перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельно­сти и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эф­фективности.

    5. Формы организации ПМПк

    Первичный консилиум – проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов.

    Цель – определение особенностей развития учащегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психологического, логопедического и иного сопровождения педагогического процесса.

    Плановые консилиумы – проводятся не реже одного раза в полугодие.

    Цель – оценка динамики обучения и коррекции, внесение, в случае необхо­димости, поправок и дополнений в коррекционную работу, изменение формы, ре­жима или программы обучения, назначение дополнительных обследований.

    Задачи:


    • Выявить детей «группы риска».

    • Проанализировать качественный и количественный состав детей с призна­ками дезадаптации, неусваивающих и слабоусваивающих программу.

    • Определить психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с
      трудностями адаптации.

    • Определить специальный образовательный маршрут ребёнка.

    • Отследить динамику развития ребёнка в процессе реализации индивидуа­льной коррекционно-развивающей программы, внести необходимые из­менения в эту программу.
    Внеплановые консилиумы (срочные) – собираются по запросам специали­стов (в первую очередь учителя), непосредственно работающих с ребёнком.

    Поводом для проведения ПМПк является выявление или возникновение но­вых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребёнка в данных образо­вательных условиях (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, воз­никновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

    Цель – выяснение причин возникших проблем, оценка размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления; определение допустимых нагру­зок, необходимости изменения режима или формы обучения.

    Основная задача внепланового консилиума – решение вопроса о необходи­мости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

    В течение 3 дней с момента поступления запроса на диагностическое обсле­дование ребёнка председатель ПМПк согласовывает этот вопрос с родителями (иными представителями) и, при отсутствии возражений с их стороны, организует проведение планового или внепланового ПМПк (в соответствии с графиком пла­нового ПМПк).

    ПМПк проводится не позже 10 дней с момента согласования вопроса с ро­дителями (иными законными представителями).

    Заключительный консилиум – проводится в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в 5 класс) или в связи с завершением коррекционной работы.

    Цель – оценка статуса учащегося на момент окончания обучения: приобре­тённые знания по всем учебным предметам, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций; ре­комендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем. Материалы заключительного ПМПк используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.
    6. Подготовка к проведению ПМПк

    Представление ребёнка на ПМПк планируется не позднее 10 дней до даты его проведения.

    Ведущий специалист представляет ребёнка по согласованию с председате­лем ПМПк, составляет список специалистов, участвующих в ПМПк, непосредственно рабо­тающих с ребёнком и знающих его проблематику.

    Участники ПМПк обязаны не позднее чем за 3 дня до проведения заседания представить ведущему специалисту характеристику динамики развития ребёнка и динамики коррекционной работы за период, прошедший с момента последнего заседания ПМПк по данному ребёнку, и заключение с оценкой эффективности проводимой работы, а также рекомендации по дальнейшему проведению коррекционно-развивающей работы. Ведущий специалист готовит своё заключение с учётом представленной ему дополнительной информации к моменту заседания ПМПк.


    План подготовки ребёнка к представлению на ПМПк

      1. Анализ первичной информации:

        • Изучение анамнеза.

        • Изучение педагогического представления на ребёнка.

        • Изучение сведений о социальных условиях жизни ребёнка.

        • Изучение ри­сунков.

      2. Формирование диагностической гипотезы.

      3. Определение условий обследования (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или без них).

      4. Коллегиальное обследование.

    7. Порядок проведения ПМПк

    7.1. ПМПк проводится под руководством председателя.

    7.2 Каждый специалист ПМПк готовит своё представление на ребёнка.

    7.3. Последовательность представлений специалистов определяется пред­седателем ПМПк.

    7.4. Заключения всех специалистов являются равнозначными для ПМПк.

    7.5. На основании заключений всех специалистов составляется коллеги­альное заключение ПМПк.

    7.7. Результаты ПМПк доводятся до сведения родителей (иных законных


    представителей).

    7.8.Протокол ПМПк оформляется не позднее чем через 2 дня после его проведения и подписывается председателем ПМПк, членами ПМПк.

    7.9. На плановых ПМПк на основании уст­ных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребёнком, в дневник динамического наблюдения, Карты развития вносятся сведения об изме­нении в состоянии ребёнка в процессе реализации рекомендаций, и составляется краткое обобщённое письменное заключение и перечень корректировок, внесён­ных в рекомендации.

    7.10.При направлении ребёнка в городскую ПМПК или областную ПМПК заключение ПМПк ДОУ, составленное на основании сведений, содержащихся в его Карте развития, представляется одним из специалистов ПМПк, сопровождаю­щим ребёнка вместе с родителями.


    8.Этапы проведения ПМПк

    • В работе консилиума можно выделить ряд последователь­ных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
    1.П редва­рительный этап сопровождения ребенка.

    • Описание проблем или жалоб, которое происходит при записи ре­бенка на консультацию с целью диагностики и обследования ребенка, если поступил за­прос от родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с со­ гласия родителей . Последнее должно быть документально заре­гистрировано (договор).
    2.Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.

    • Важной проблемой этого этапа является определение после­довательности «прохождения» ребенком различных специали­стов. Кто из них должен первым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием? Практика консульта­тивно-диагностической деятельности показывает, что целесооб­разно первичный прием проводить пси­хологу с опытом работы.. Он определяет, кто из специали­стов должен обследовать ребенка, а в некоторых случаях и по­следовательность их консультаций. Психолог, осуществляющий первичное обследование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье. В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнес­тические данные.
    Этот этап заканчивается составлением индивидуальных за­ключений всеми специалистами консилиума.

    3.Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

    Коллегиальное обсуждение результатов обследования позво­ляет выработать единое представление о характере и особенно­стях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.

    При необходимости определяется последовательность рабо­ты с ребенком различных специалистов.

    Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их замещающих) на коллегиальном об­суждении? Если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специали­стами (в течение 3-5 дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей.

    Родителям сообщается заключение в понятной для них фор­ме. Как правило, это делает председатель ПМПк или пси­холог. В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понят­ные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предос­тавить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

    Направление ребенка на городскую ПМПК.

    Ребенок направляется на комиссию более высокого уров­ня в том случае, если:


    • ПМПк ДОу не приходит к общему мнению;

    • родители не принимают решений и рекомендаций ПМПк ДОУ.
    Общее заключение ПМПк ДОУ передается в городскую ПМПК. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреж­дение с рекомендациями специалистов.

    4. Согласование деятельности специалистов по коррекци­онно-развивающей работе.

    Функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на психолога, так как он в большей степени является выразите­лем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить уси­лия всех специалистов требует от психолога особых психотера­певтических навыков, умения создать деловую атмосферу в ра­боте консилиума.

    Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как вне занятий, так и включенными в процесс обучения . Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. Наиболее важной задачей психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ре­бенка или группы детей. На каждого ребенка заводятся соответ­ствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.В завершение этого этапа работы проводится

    6. д инамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обсле­ дование.

    По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк про­водится только в следующих случаях, если:

    Отмечается явно недостаточная или отрицательная дина­мика развития;


    • были получены значительные изменения состояния ребенка;

    • произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.
    7.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

    На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продол­жается, то она проходит по этой же схеме.


    9. Алгоритм работы ПМПк

    1. Подготовка диагностических данных, аналитически обобщённых мате­риалов по обозначенной теме каждым специалистом ПМПк отдельно.

    2. Информационный обмен специалистов ПМПк.

    3. Определение сути проблемы ребёнка (диагноз).

    4. Разработка представлений о предполагаемых результатах коррекционной
      работы (задачи).

    5. Методы работы, которые соответствуют поставленным зада­чам.

    6. Конкретные виды коррекционной работы (упражнения, техники, задания).

    7. Формы, объём, сроки работы по сопровождению воспитанника каждым специа­листом ПМПк.

    8. Формы, объём консультационной работы с педагогами, родителями.

    9. Оформление документов.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Методические указания к организация заседаний ПМПк

    Организация заседаний проводится в два этапа.

    На первом (подготовительном) этапе осуществляется сбор предварительных диагностических данных (трудности об­щения, неадекватное поведение, низкая активность в игре, неус­пешность, педагогическая трудность), которые будут уточнены и дифференцированы на заседании.

    Способ «диагностический мозговой штурм»: собираются вместе все лица, задействованные в воспитании проблемного воспитанника. В ходе устного обсуждения, обмена мнениями запол­няется каждая графа программы изучения личности воспитанника. Наблюдения, сделанные в ходе обсуждения, заносятся в диагно­стическую карту.

    Способ «диагностическая цепочка»: диагностическая карта заполняется последовательно в письменной форме воспитателем группы, а затем экспертами - лицами, так или иначе зна­ющими воспитанника.

    Способ «диагностический монолог»: диагностическую кар­ту заполняет один воспитатель (воспитатели группы) в том случае, если он глубоко и разносторонне осве­домлен о воспитаннике и его проблемах.

    На втором (основном) этапе проводится заседание комиссии, на которое приглашаются родители воспитанника. Про­цедурная схема заседания состоит из организационного момента (заслушивание характеристики, ее дополнение ст. медсестрой, психологом, др. членами ПМПк), собеседования с родителями, постановки педагогического диагноза, обмена мне­ниями и предложениями по коррекции поведения воспитанника, вы­работки рекомендаций. Обсуждение одного воспитанника длится в среднем один час.

    Подготавливая заседание, важно правильно распределить главные роли: ведущего заседание консилиума в организационном плане, то есть осуществляющего режиссуру заседания, и ведущего не­посредственно диагностическое собеседование с воспитанниками и ро­дителями. Жестко закреплять эти обязанности за каким-то чле­ном комиссии не стоит. Все зависит от личных возможностей педагогов, вошедших в состав комиссии.

    В обязанности режиссера заседания входит следующее: от­крыть заседание комиссии, создать условия для обмена мнениями, для взаимодействия и полноценного общения всех участников со­вещания, суммировать мнения и предложения по воспитанию ребенка. Для выполнения этих обязанностей необходимо обла­дать организационно-коммуникативными способностями и опы­том проведения совещаний. С позиции этих требований в дан­ной роли может выступать председатель консилиума или педагог, имеющий вышеназванные умения и навыки.

    К педагогу, ведущему заседание, предъявляются наиболее жесткие специальные требования: он должен обладать высокой личной психолого-педагогической культурой, психологической зоркостью, владеть техникой педагогического общения. Жела­тельно, чтобы диагност хорошо знал внутрисадовые проблемы, происшествия, особенности группы, которою посещает проблемный воспитанник, стиль работы воспитателей группы, самого воспитанника. .

    Примерный методический сценарий ПМПк с присутствием родителей воспитанника

    Заседание начинается с заслушивания характеристики на воспитанника, которую дает воспитатель группы в присутствии приглашенных родителей. Характеристика дополняется сведе­ниями о здоровье воспитанника, которые, сообщает медсестра ДОУ, и уточняют родители.

    Затем проводится собеседование с родителями. Его цель - выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности, подключить родителей к совместному обсуждению внутрисадовых трудностей и проблем ребенка. Методика собеседования с родителями состоит из трех этапов:

    Первые два этапа - контактный и аналитический - осу­ществляются до беседы с ребенком.

    Третий этап - совместной выработки решений - осуществляется после беседы с ребенком.

    На первом (контактном) этапе ведущий беседу должен снять барьер общения, вызвать готовность родителей к взаимодейст­вию с педагогами консилиума. Сделать это непросто, ведь, как правило, родители уже имели сложную предысторию взаимоот­ношений с воспитателями группы и часто находятся в оппозиции к ДОУ. Само ожидание пуб­личного обсуждения семейных проблем, стремление защитить ребенка вызывают напряженность, настороженность, готовность к борьбе, противостоянию. Для достижения согласия сторон можно рекомендовать следующие методические приемы.

    Прием «нейтральная платформа».

    Беседа с родителями начинается не с обсуждения результа­тов их деятельности по воспитанию ребенка, а с темы, по кото­рой у родителей и членов комиссии не должно быть разногла­сий, например о сложности воспитания в современных условиях. Педагог, ведущий собеседование, должен избегать оценочных суждений.

    Беседа переходит на второй этап, аналитический, на кото­ром необходимо разобраться в особенностях и проблемах семей­ного воспитания, определить влияние семьи на отклонения в по­ведении воспитанника.

    Но нередко у родителей, испытывающих затруднения в вос­питании детей, отсутствует личностное отношение как к своему ребенку, так и другим детям. Личностные особенности собст­венных детей ими плохо осмысливаются и переживаются, они не умеют и не хотят отождествлять себя с ребенком. Поэтому ведущему комиссии необходимо добиться состояния психоло­гической подключенности родителей к обсуждению проблем, побудить их вспомнить свое детство. Представить себя на месте ребенка, погрузиться в атмосферу детских переживаний с по­мощью таких речевых формул: «Вспомните себя в детстве... Разве Вам самим в этом возрасте... Наверное, Вы через это прошли в свое время... У Вас в семье как эти вопросы реша­лись?».

    Совместное обсуждение педагогов и родителей должно ка­саться следующих вопросов:



    • После анализа ошибок родителям даются рекомендации по их устранению.

    п.п

    Критерии

    Основания

    1

    Семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет

    Медицинская карта воспитанника

    2

    Замещающие семьи (опекунские, патронатные, приемные)

    Справка о статусе несовершеннолетнего (ребенок-сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей)

    3

    Семьи, использующие неконструктивные методы воспитания

    Результаты наблюдения воспитателя (педагога) за процессом общения ребенка и родителей утром и вечером

    4

    Семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

    Результаты психолого-педагогической диагностики ребенка

    5

    Неблагополучные семьи:

    Один из родителей злоупотребляет алкоголем,

    В семье частые ссоры, скандалы, конфликты, нарушающие условия договора с ДОУ (родители систематически поздно забирают ребенка из ДОУ, приходят за ним в нетрезвом состоянии, эпизодически одевают ребенка не по сезону и/или в грязную одежду).


    Докладная воспитателя на имя заведующего ДОУ о нарушении условий договора с ДОУ родителями несовершеннолетнего

    Заключение на дошкольника – выписка из протокола

    заседаний психолого-медико-педагогической

    консилиума ДОУ
    Ф. И. ребенка _________________________________________ Дата рождения_____________________

    ДОУ _______________________________Группа ___________________________________

    Дата обследования _______________________________________________________________________________

    Причины направления на ПМПк:

    Жалобы родителей________________________________________________________________________________

    Мнение воспитателей:_____________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Заключение: _____________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


    Председатель ПМПк: _____________(______________________)


    Члены ПМПк:

    ____________________(______________________)

    ____________________(______________________)
    ____________________(______________________)
    ____________________(______________________)


    Литература:

    1.Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 27/901-6 от


    1. В.В. Лебединский. «Нарушения психического развития», М.: Изд-во МГУ, 1985.

    2. Г.Грибанова. "Школьный психолог" N 26/2002 .

    3. Нам А.Б. Система психолого-медико-педагогических консилиумов как продуктивная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по комплексному сопровождению ребенка//Администратор образования (ОвД).-2008.- №15..

    4. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.- №1.

    Лучшие статьи по теме