Автострахование. КАСКО. ОСАГО. ОМС. Пенсионное страхование. Медицинское
  • Главная
  • Автострахование
  • По какому принципу аристотель построил лестницу существ. Представление о «лестнице живых существ. «Лестница живых существ»

По какому принципу аристотель построил лестницу существ. Представление о «лестнице живых существ. «Лестница живых существ»

Для истории эволюционной идеи огромное значение имеет тот факт, что биологические явления рассматривались Аристотелем под углом зрения определенной философской системы.

Становясь в этом вопросе на материалистическую почву, Аристотель рассматривал материю в ее движении. Вне проблемы движения он считал невозможным ставить проблему познания природы, ибо «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Подобная постановка проблемы познания природы, несомненно, содержит в себе элементы диалектического понимания ее.

Однако в определении причин движения Аристотель уходит в сторону и от диалектики и от материализма. Причину движения материи Аристотель искал в существовании особого нематериального фактора - «Первого двигателя». Под последним Аристотель понимал некоторое высшее, но в то же время входящее в систему природы, активное начало, обусловливающее стремление последней к движению.

«Первый двигатель» есть чистая, вечно существующая Форма . Последняя и определяет сущность каждой природной вещи. Природная вещь (например, животные, растения) есть единство косной Материи и Формы . Форма обусловливает прежде всего чувственно воспринимаемые свойства вещи. Во-вторых, она есть причина вещи, т. е. фактор, обусловивший самое ее развитие, ее формирование. В-третьих, «Форма» есть цель, которая в данной вещи осуществляется («ради чего»).

В этих представлениях явно сказываются колебания Аристотеля между материализмом и идеализмом. С одной стороны, всякая вещь рассматривается в движении, ей необходимо свойственном. Она и ее движение понимаются, как нечто объективно существующее и потому поддающееся чувственному восприятию. Аристотель в этом вопросе целиком стоит на материалистической почве. Он идет от природы к человеку, от материи к идеям. Однако, с другой стороны, причина движения, «Форма», есть начало нематериальное. Следовательно, проблема «Формы» решается Аристотелем на почве идеализма, который еще усугубляется учением о целях, якобы осуществляемых природой, обладающей стремлением к совершенству, т. е. к чистой «Форме».

По Аристотелю тела (вещи) природы отличаются друг от друга по степеням сложности организации, выражая собою различные ступени ее совершенства, различные степени приближения к чистой «Форме».

Отсюда идея Аристотеля о ступенеобразном расположении существ, как общем законе живой природы, отражающей ее ступенчатое многообразие.

Этот общий закон выражен Аристотелем в его книге «О частях животных» следующим образом: «Природа переходит непрерывно от тел неодушевленных к животным, через посредство тех, которые живут, но не являются животными, таким образом, что одно совсем мало отличается от другого вследствие их близости друг к другу».

Выраженная в этой формуле идея известна в истории науки под названием идеи лестницы существ . На низших ее ступенях расположены минералы, далее следуют растения, затем «зоофиты» («животно-растения», к которым Аристотель относил, например, актиний, асцидий и другие формы); далее последовательно идут низшие животные, высшие животные (воздуходышащие четвероногие, т. е. млекопитающие) и человек.

Несомненно, что лестница существ Аристотеля далека от идеи исторического развития органической природы. Ступени лестницы образуют ряд постепенных переходов, но высшие ступени вовсе не происходят от низших. Весь ступенчатый ряд «лестницы» Аристотеля не есть генетический, преемственный ряд, он знаменует собою лишь разные, вечно существующие степени приближения к чистой «Форме», конкретизируемые природой в определенных живых телах.

Однако идея лестницы существ должна расцениваться, как способ объяснения опытно познаваемой природы и ее закономерностей - ее «порядка». Если отбросить философское содержание, которое вкладывал в нее Аристотель, то все же окажется, что в идее лестницы он подчеркнул основную закономерность многообразия живых форм, а именно, ее восходящую ступенчатость, совершенно правильно выдвинув на первый план ведущую мысль о прогрессе в организации живых форм.

Несомненно, что наиболее выдающимся представителем аристотелевской школы был Теофраст (371-286 до н. э.), продолживший работы Аристотеля в области ботаники.

Рассматривая природу в ее движении, Теофраст защищал идею ее единства. Он указывал, что закономерности развития, питания и размножения животных и растений подчиняются единому плану. Семя растения Теофраст трактовал как растительное яйцо и т. п.

Теофраст в еще большей мере, чем Аристотель, придавал значение опыту и наблюдению, как единственным источникам истинного знания. Он горячо защищал индуктивный метод исследования и, несомненно, был одним из основоположников научной ботаники. Труды Теофраста по зоологии, к сожалению, не сохранились.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ

идея о ступенях иерархии объектов природы в соответствии с уровнем сложности организации. Впервые представление о Л. с, или «лестнице природы», - существующем в природе постепенном переходе от неорганических тел ко всё более сложным органическим до высших животных и человека - развил Аристотель. В эпоху средневековья и особенно в 17-18 вв. это представление было одним из ведущих в философии и естествознании. Однако уже во 2-й пол. 18 в. Л. с, построенная Ш. Бонне, подверглась критике за теологич. содержание (высшие ступени иерархии в своей Л. с. Бонне отводил ангелам и архангелам). Впервые Л. с. как отражение прогрессивного развития живой природы, связанного с повышением уровня организации (градация), была представлена Ж..Б. Ламарком. С развитием эволюц. учения и систематики живых организмов истолкование накопленных данных об их родстве и строении с позиции Л. с. стало неприемлемым и было оставлено, а для отражения эволюц. отношений между разл. группами организмов стали использовать филогенетическое древо.

.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)

  • - идея о ступенях иерархии объектов природы в соответствии с уровнем сложности организации...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - распространённое среди натуралистов и философов 18 в. представление о иерархич. расположении тел природы от простых неорганич. до сложнейших живых существ. Идея Л. с. восходит к Аристотелю...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - Фельетон, имеющий подзаголовок «»...

    Энциклопедия Булгакова

  • - В мистических философиях и системах имеется много "лестниц", которые все употреблялись - а некоторые и поныне употребляются - в соответствующих мистериях разных народов...

    Религиозные термины

  • - Означает переход от одного плана бытия к другому, прорыв на другой онтологический уровень, сообщение Земли с Небесами в обоих направлениях: восхождение человека и нисхождение божества...

    Словарь символов

  • - мифопоэтический образ связи верха и низа, разных космических зон. В завершённом виде Л. пересекает три космические зоны, связывая мир богов, людей и умерших или злых духов, демонических сил, хтонических животных,...

    Энциклопедия мифологии

  • - трап. ...

    Морской словарь

  • - распространённая среди натуралистов и философов 18 в. идея иерархического расположения тел природы, начиная от самых простых неорганических тел и кончая наиболее сложными живыми существами...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Искон. Возникло по модели звонница и т. д. на основе общеслав. *lěstvica, образованного посредством суф. -ic от *lěstva < lěztva , суф. производного от lězti. См. лезть. Лестница буквально - «то, с помощью чего лезут»...

    Этимологический словарь русского языка

  • - Тв. ле/стницей...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ЛЕ́СТНИЦА, -ы, жен. Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. Мраморная л. Пожарная л. Выдвижная л. Винтовая л. . Верёвочная л. . Служебная лестница ряд должностей от низших к более высоким...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ЛЕ́СТНИЦА, лестницы, жен. Сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам. Мраморная лестница. Подниматься по лестнице...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ле́стница ж. 1. Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъема и спуска. 2. перен. Путь последовательного, постепенного продвижения кого-либо по восходящей линии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ле́стница сущ., ж., употр. очень часто Морфология: чего? ле́стницы, чему? ле́стнице, что? ле́стницу, чем? ле́стницей, о чём? о ле́стнице...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - л"...

    Русский орфографический словарь

  • - живность. тварь. букашка. козявка. таракашка. мошка. мошкара. шершень. прусак. мураш. мурашка. мотылек. червяк. гады. квакушка. рыбина. залом. частик. птичка. птаха. пташка. пичуга. пичужка. щебетунья. касатка. касаточка...

    Идеографический словарь русского языка

"ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ" в книгах

Лев Рубинштейн. Лестница существ

Из книги Критическая Масса, 2006, № 4 автора Журнал «Критическая Масса»

Лев Рубинштейн. Лестница существ 1 Ну что, начнем, что ли? 2 Господи! Да тихо же! Дайте послушать! 3 Сколько же можно, господи! Одно и то же. Одно и то же… 4 Господи! Как же ты меня напугал! 5 Ой, как чешется, господи! Не могу больше! 6 Господи! Да кто ж это тут так навонял-то? 7 Да

Иерархия небесных существ

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Иерархия небесных существ Одно из культовых мест манси было посвящено странному персонажу - Пайпын-ойке. Пайп - название берестяного туеска, и дух именовался «Старик Берестяного туеска»: туесок и хранился в культовом амбарчике. Туеса или коробы из бересты были

Изображение существ силы

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Изображение существ силы В детском саду Кеулы есть целая стена, на которую дети вешают плакаты, посвященные их занятиям по освоению навыков. На плакате указано имя ребенка и описан навык, которому он учится в данный момент. А кроме того, там нарисованы существа силы. В

3. Секрет светящихся существ

Из книги Карлос Кастанеда, книги 1-8 (самиздат, интернет-версия) автора Кастанеда Карлос

3. Секрет светящихся существ Дон Хенаро развлекал меня очень долгое время какими-то предвзятыми наставлениями о том, как я должен управляться со своим повседневным миром. Дон Хуан сказал, что я должен относиться очень тщательно и серьезно к рекомендациям, которые делает

Права существ разумных

автора де Сен-Мартен Луи Клод

Права существ разумных Все сие сообразя, говорю я, не могли бы мы отнять разумения у сих двух Начал; понеже во время нашего наказания, которое мы ныне терпим, чрез них только и ощущаем наше разумение. Но ежели сии Начала разумны, то надлежит им быть сведущим и иметь понятие о

О сродстве мыслящих существ

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

О сродстве мыслящих существ Согласие и сходство идей о сих двух пунктах, Примечаемое у всех народов, суть естественные плоды сего нетленного семени, врожденного во всех людиях, которое говорило им во все времена, хотя и то неоспоримо, что люди всегда делали из него нелепые

Временное течение существ

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

Временное течение существ Сверх того, что знание квадрата может дать сведения о состоянии существ телесных, о согласии учрежденном между ими, равно как и о Причинах разрушения их, оно объемлет еще четыре различные степени, которым частное их течение порабощает, и которые

О языке существ чувственных

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

О языке существ чувственных Знаю, есть род Языка природного и единообразного, который почти все Примечатели признают, которым человек изображает разные свои движения радости и печали, обнаруживающиеся в нем чрез свойственные тому звуки. Но сей Язык, ежели можно его так

ОБНАРУЖЕНИЕ СУЩЕСТВ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

ОБНАРУЖЕНИЕ СУЩЕСТВ Одним из самых сильных по воздействию аспектов психоделического сеанса является контакт с инопланетными, бестелесными, духовными или невидимыми существами. При установлении такого контакта первой задачей должно быть восстановление равновесия

Лестница восхождения в Светлые миры Слави и Прави и лестница нисхождения в Тёмные Навные и Пекельные миры

Из книги Рок возомнивших себя богами автора Сидоров Георгий Алексеевич

Лестница восхождения в Светлые миры Слави и Прави и лестница нисхождения в Тёмные Навные и Пекельные миры Необходимо сразу понять, что, согласно древнему ведическому знанию, мы все очень похожи, если брать внешний физический аспект строения физического тела, и все мы

Из книги автора

17.2. Лестница, с которой сбросили Сербия Туллия, и лестница, у которой убили князя Андрея Боголюбского А также лестница, с помощью которой сняли тело Христа Тит Ливий говорит, что Сервия Туллия СБРОСИЛИ С ЛЕСТНИЦЫ. После чего он скоро умер. Причем был убит.ЛЕСТНИЦА

Лестница существ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУЩЕСТВ

Из книги Нерушимые истины автора Рей Реджинальд А.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУЩЕСТВ Наша связь с существами в пределах сансары Мы глубоко связаны со всеми другими обитателями шести царств, так как, помимо того что мы обладаем той же самой изначальной сущностью будды, что и они, в нас записано их специфическое предназначение и их

Глава 5. Сколько неорганических существ рядом? Серия попыток попасть в миры неорганических существ

Из книги Путешествия с неорганическими существами автора

Глава 5. Сколько неорганических существ рядом? Серия попыток попасть в миры неорганических существ 18 апреля 2011Перед тем, как войти в сновидение, настраиваюсь, что сегодня уж точно не буду тратить время на создание образов и сразу отправлюсь в мир неорганических существ.

5 Мир неорганических существ

Из книги Искусство сновидения автора Кастанеда Карлос

5 Мир неорганических существ Верный своему согласию ждать, пока дон Хуан сам решит продолжить свои объяснения сновидения, я обращался к нему за советом только в случае крайней необходимости. Однако он, как правило, производил впечатление человека, который не просто не

краткое содержание других презентаций

«Краткая история развития биологии» - Уильям Гарвей. Жан Батист Ламарк. Карл Линней. Грегор Мендель. Арабские ученые. Андреас Везалий. Илья Мечников. Рисунки из атласа Везалия. Жорж Кювье. Иван Павлов. Рисунки из атласа да Винчи. Леонардо да Винчи. Роберт Кох. Вопросы для повторения. Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин. Роберт Кох во время работы. Карл Эрнест Бэр. Гиппократ. Клавдий Гален. Матиас Шлейден. Аристотель. Клятва Гиппократа.

«История науки «Биология»» - Генетика популяций. Биология как наука. Развитие личинок мух из отложенных яиц. Биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета. Биология – наука о живой природе. Методы биологической науки. Начато клонирование животных. Способность экстрактов ячменя превращать крахмал в сахар. Предмет и объекты науки. Задачи биологии. Новые науки. Биогенетический закон. Эндоплазматическая цепь. Значение биологии. Теория филэмбриогенеза.

«Краткая история биологии» - Периоды развития биологии. Революционный подход. Эмбриология беспозвоночных. Археология знаний. Эдуард Страсбургер. Основатели классической биологии. Эволюционная морфология животных. Закон роста популяций. Философские основания классической биологии. Эволюционная парадигма. Организменная парадигма. Трансформизм. Молекулярная биология и редукционизм. Индуктивно-эмпирический метод. Теории развития естественных наук.

«Основные этапы развития биологии» - Гален. «Генетический» период. Краткая история биологии. Изучение того или иного явления с помощью опыта. Сбор фактического материала. Принцип «ничего не принимать на веру». Научные методы. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. Теофраст. Основные направления современной биологии. Гуго де Фриз. Сопоставление фактов. Описательная наука. Аристотель. Период Возрождения. Наука. Гиппократ. Выявление сходства и различия.

«Этапы развития биологии» - Сфера человеческой деятельности. «Генетический» период. Биология как наука. Ответьте на вопросы. Научные методы. Этапы развития биологии. Выявление сходства и различия между организмами. Основные направления современной биологии. Гуго де Фриз. Заполните таблицу. Изучение. Аристотель. Создание клеточной теории. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи. Период Возрождения. Появление древних государств. Гиппократ.

«История и методология биологии» - Иония. Эразистрат. Аристотель. Идеи о соотношении между строением различных органов и их функциями. Анаксимен. Учение об естественных причинах болезней. Девиз Пифагора. Аристотель "О возникновении животных". Развитие биологических знаний. Аристотель «О частях животных». Египет. Анаксагор. Возникновение живых существ. Учение Аристотеля о трех родах душ. Основатель биологии как науки. Краткая история биологии.

Первая наша статья посвящена понятию "человек". Задача не из легких. Человеку проще описать другое тело, вещество, сооружения, чем самого себя. Чтобы дать характеристику человеку, нужно посмотреть на себя со стороны.

Почему мифология проводит четкую границу между четвероногими и двуногими
Не более 10 000 лет назад человек начал изображать себя. Поставленные на попа камни, столбы, стелы были первыми подтверждениями вертикальности, отличавшей человека от животного. Мифология проводит четкую границу между четвероногими (животными) и двуногими (людьми). И главное тут не столько в наличии двух ног вместо четырех, сколько в причине этого - прямохождении, вертикальном положении корпуса, чего нет у братьев наших меньших. Интересно, что человек, желая "очеловечить" животных, например, иллюстрируя сказки, заставляет их ходить на задних конечностях, а передние использовать как руки, - т. е. человек подчеркивает свою наиболее характерную видовую черту.
Где искать давние представления о человеке как не в пословицах и поговорках - образных, мудрых суждениях, имеющих переносный смысл, применяемый к человеку?!
Все мы люди, все человеки, что ни человек, то и я.
Бог - что захочет, человек - что сможет.
Людно-то людно, да человека нет.
Вчитавшись в поговорки, мы можем утверждать, что я и другие люди - все мы человеки; что по сравнению с животными, которым нужны кому вода, кому воздух, человеку нужна вся Земля; что человек не все может, что захочет, человек - не Бог; что люди, группа людей и отдельный человек чем-то отличны. И все-таки пока у нас мало данных, чтобы сказать, кто такой человек.
Представления о человеке изменялись на протяжении истории человеческой мысли. Мудрец Лаоцзы (Китай, VI-V вв. до н. э.) писал: "Есть четыре великих сферы: Путь, Небо, Земля, Человек - и Человек занимает среди сфер первое место". Согласно Библии, человек создан Богом по образу и подобию его. Древнейшая книга индусов "Упанишады" отмечает: "Поистине человек - это огонь... На этом огне боги совершают подношение пищи. Из этого подношения возникает семя".
Человек как сфера, человек - огонь. Эти выражения передают нам удивление, восторг, тайну, которую несет в себе слово "человек".

Почему биологи относят человека к животным
Стремление познать себя тревожило, будоражило разум человека. Первые рациональные подходы к человеку несут в себе античные афоризмы: Nosce te ipsum (Познай себя); Sermo datus cunctis, animi sapentia paucis (Дар речи присущ всем, мудрость души - немногим).
Аристотель (384-322 до н. э.) изучал тело человека, сравнивал его с животными, отметил прямохождение, крупный головной мозг, разум, речь. Аристотель выстроил "лестницу существ", поставив на ее вершину человека.

"Лестница существ" Аристотеля
Ступени лестницы Характеристика Человек Душа питающая, чувствующая, движущая и разумная Животные с кровью Душа питающая, чувствующая и движущая Животные без крови Душа питающая, чувствующая и движущая Переходные формы ("зоофиты") Душа питающая и чувствующая Растения Душа питающая Минералы, земля, вода, огонь, воздух Без души
Врачи многих веков: Гален (129-201), Везалий (1514-1564), Гарвей (1578-1657), Ванини (1585-1619) и многие другие углубляли знания об организме человека, описали строение систем органов. Но лишь в XVII веке шведский ученый Карл Линней обратил внимание на дивное сходство человека и обезьяны: "О, как схож с человеком зверь гнусный обезьяна! Если дать простор нашим предположениям, то животные - наши братья по боли, болезни, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях - все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка - нас всех можно слить вместе". Линней определил место человека в современной ему системе животных, выделив в особый род Homo (лат. homo - человек), дал видовое название - Homo sapiens - Человек разумный.
Революцию во взглядах на происхождение человека произвел Чарлз Дарвин (1809-1882), рассмотрев природные факторы его становления: изменчивость, наследственность, естественный отбор. И в то же время декабрист П.Я. Чаадаев (1794-1856) заметил: "Когда философ произносит слово "человек", всегда ли он хорошо знает, что хочет сказать?". И отвечал кратко: "Не думаю".
Уверены, что подобные сомнения свойственны и вам, не смотря на то, что философия, как и науки, продвинулась в понимании человека. Чтобы абстрактные, неполные представления о человеке наполнить содержанием, попробуем приблизить понимание человека, обратившись к современным данным.

Уникальность вида Homo sapiens
Вид - это группа особей, которые скрещиваются только между собой и не скрещиваются с особями никакой другой группы.
Современная наука определяет человека как еще один неповторимый вид.
Уникальность, как это ни парадоксально, есть свойство всех видов, а не только человека. Эволюция человека есть следствие того, что человеческие особенности позволили их носителям получить преимущество в отношении размножения над теми, кто не обладал такими чертами. Поэтому вопрос "А почему люди?" требует определения типа окружающей среды, как биологической, так и социальной, в которой преимущества бытия превышали бы затраченные усилия.
Современный человек - это, без сомнения, совершенно особый вид животных. Речь, беспрецедентная пластичность поведения, своеобразное выпрямленное положение тела, мозг, слишком большой для целей простого удобства, сложные технологические навыки - все эти черты буквально кричат о человеческой уникальности.
Процессы, с помощью которых эволюционировали все организмы, одинаковы для всех: естественный отбор ведет к адаптации, генетической изоляции и характерному набору особенностей поведения и морфологии. Сохраняет ли этот процесс свою силу в ходе эволюции человека? Мне кажется, что вы отвечаете на этот вопрос утвердительно. Тогда нужно изыскать новый уникальный эволюционный процесс, который способствовал становлению человека. Таким процессом специалисты считают культурную эволюцию.
Под культурой понимают небиологические аспекты поведения человеческого вида, включая речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов. Культура не передается через систему генетических механизмов, а только посредством обучения и усвоения. С развитием этих процессов эволюция человека оказалась отделенной от основного русла биологической эволюции.
Основные адаптивные особенности приматов - хватательная конечность, высокоразвитое зрение, редукция обоняния, высокий уровень общественных отношений. Все эти особенности свойственны и человеку. Однако у человека есть отклонения от приматов, например прямохождение, что особенно важно с точки зрения эволюции.
Пожалуй, наиболее сжато сущность человеческой эволюции можно выразить словами "человек спустился с дерева на землю". Человек стал тем, что он есть, потому что это некогда древесное животное приняло вызов наземного образа жизни - отмечает Роберт Фоули.
Из 101 вида приматов, включая и современного человека, 23,8% являются наземными животными. Характерная двуногая походка человека сформировалась у гоминид приблизительно 3,6 млн лет назад. Современные люди - охотники и собиратели - занимают более обширные территории, чем приматы.
Первобытный человек был прежде всего охотником, и открытые пространства с огромными стадами диких животных были для него более продуктивными, чем лесные территории. Та же тенденция сохранилась и в последующее время, включая эпохи цивилизаций. Человек начал уже по собственной инициативе, т. е. искусственно, сводить леса, так как пищевая продуктивность открытых пространств значительно выше. Таким образом, человек, с точки зрения оптимального удовлетворения пищевыми ресурсами, всегда являлся, условно говоря, существом открытых пространств.
Походка человека при обычной скорости ходьбы дает больший энергетический эффект, чем передвижение шимпанзе на четырех или на двух ногах, и, следовательно, можно думать, что при прочих равных условиях именно эта походка и должна была эволюционировать.
...Характерной особенностью современного человека является способность пробегать за длительное время очень большие расстояния. Этой своей выносливостью человек резко отличается от двуногих гоминидов и вообще от других животных, которые к продолжительному бегу не способны.

Что говорят генетики
Современные исследования доказали правоту идеи о родстве человека с приматами в большей степени, чем можно было предположить: обезьяны сходны с человеком не только внешне и анатомически, но и на уровне ДНК, где информация передается именно копированием. Установлено, что геномы человека и его ближайших родственников - высших обезьян весьма мало различаются и представляют собой неточные, видоизмененные копии одного и того же первоисточника.
Наиболее тесное родство связывает нас с африканскими человекообразными обезьянами - шимпанзе и гориллой: по ДНК они ближе к человеку, чем к своим азиатским родичам - орангутанам и гиббонам. А различия геномов человека и шимпанзе и вовсе составляет всего 1,5%.
В поведении человека обнаруживаются некоторые черты территориальности: императив личной собственности, законы и обычаи, предписывающие ему защищать свой дом. Человек неизбежно будет противодействовать чрезмерной скученности, избегнув тем самым гибели от перенаселения.

Почему человек не может полностью видеть себя вне человечества
Часто труднее всего заметить именно то, что должно было бы бросаться в глаза. Человек не может полностью видеть ни себя вне человечества, ни человечество вне жизни, ни жизнь вне универсума (П. Тейяр де Шарден). А потому человека уже Аристотель трактовал человека как гражданина полиса. Аристотель видел назначение человека в разумной деятельности, полагая, что человек вне общества - или бог, или зверь и отмечал, что человек по своей природе есть существо общественное.
В основе социального поведения людей лежат некоторые фундаментальные характеристики, которые позволяют отличить его поведение от такового у других видов животных. Одна из них - забота родителей о потомстве, его развитии. Опыты ученых показали, что у обезьян, выросших в клетках и физически изолированных от сородичей (даже при том, что животные могли видеть, слышать и обонять себе подобных), развивалась угрюмость, замкнутость, самоубийственное поведение и другие ненормальные черты характера. То же самое наблюдается у человеческих детенышей, которые растут, не зная физической привязанности, обычно в детских учреждениях, где они, очевидно, испытывают сильные страдания. Потомство человека зависит от других людей, в первую очередь от родителей, намного дольше, чем детеныши любого другого примата. Следствием этого является длительный период обучения. Другое состоит в том, что человеческие индивидуумы в большей степени взаимозависимы, что справедливо как для детей, так и для взрослых, которых связывает помимо всего прочего присутствие детей. Поэтому кооперация является обычным элементом поведения человека. Одна из форм кооперации - способность делиться пищей, что крайне редко среди остальных приматов.
Еще одна ключевая характеристика современного человека - масштабы социальных связей, в основе чего лежит узнавание и различение индивидов среди большого их числа, а затем - коррекция своего поведения. Достигается это с помощью улыбок, смеха, нахмуренных взглядов, которые делают наше лицо эффективным источником информации. Дарвин отмечал, что человеческое лицо уникально по своей изменчивости, контролю над выражением эмоций, способности передавать большой набор сообщения.
Социальная сторона выражается в знании нравственных запретов, способности к самопринуждению и самоограничению, способности влиять на других людей.
Человек духовно богатый не позволит себе цинизма, нигилизма, глумления над тем, что связано с антропологическими пределами человеческой жизни - священность материнства, отцовства, детства, рождения и смерти, ценность человеческой жизни или с "границами" человеческого духовного образа. Снятие этих "культурных одежд" с человека есть предел его вторичного одичания.
Человек родился с той моралью, которая досталась ему от дочеловеческих предков. Семья, культура, религия развивают в человеке моральные запреты и предписывают ему правила дружелюбного, уважительного поведения по отношению к другим людям. Повышение общей культуры каждого человека - важнейшее условие дружественных отношений в группе. Однако этого мало. Уже тысячелетия назад человечество поняло, что отношения в группе зависят от степени свободы личности и от лидера группы.

Homo sapiens - Человек разумный
Появление разума - проявление эволюции мира живых организмов. Человек способен познавать окружающий мир, сознавать свое влияние на окружающий мир, в том числе и на окружающих его людей. По-видимому, последнее особенно сильно отличает его от мира животных.
Вы уже обратили внимание на видовое название человека - Человек разумный. Следовательно, он не принадлежит целиком миру животных. Так что же такое разум, рассудок?
Разум - активный характер мышления, обнаружение противоречий в старой системе знаний, выдвижение новых идей и создание новой системы знаний. А вот рассудочная сторона мышления есть умение правильно классифицировать факты и явления, способность последовательно рассуждать и делать умозаключения, приводить знания в определенную систему, подчиненную логическим законам и правилам, т. е. владеть речью.
Нельзя забывать, что разум тесно связан с чувствами и эмоциями человека. "Мне представляется разум и чувство тесно-претесно переплетенным клубком: одна нить - разум, а другая - чувство, и всюду они друг с другом соприкасаются, и когда одна из них бодрствует, а другая спит, когда в этом клубке рядом мертвое и живое, разве может быть сила, разве может быть какая-нибудь работа с помощью такого помертвелого, чуть не загнившего клубка?" - писал В.И. Вернадский.

Наследуется ли человек человечный (почему необходимо обучение и воспитание каждого)
Что делает человека человечным нельзя получить наследственно. "Человек человечный" не наследуется - в этом и его отличие от животных. Не наследуется духовность, каковую всяк созидает сам, и, сколько бы ни было за его спиной культурной истории, всегда наново: духовное - обязательно собственное, нельзя влить в себя чужой дух. В таком самосозидании - главная тягота человека в мире, ее ничем не облегчить. В муках рождается человечность, чтобы стать единственным благом. Духовный опыт предков почти ничто для индивида сравнительно с тем, каково значение для животной особи видового опыта. Слой культуры, под которым клубятся инстинкты, очень тонок и в редких случаях (число которых отнюдь не прогрессирует) способен их смирять. Семья, школа, вуз, работа призваны выковывать из человека природного человека социального, нравственного.
Философы отмечают, что растет потребность в людях, умеющих быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибких, способных. Работать больше, чем в одной профессиональной позиции, в том числе и в роли руководителя, любознательные, пытливые, стремящиеся выяснить, что происходит, и оказывать влияние на происходящее, способные сохранять самообладание в условиях неопределенности (вплоть до полного беспорядка и абсолютной неясности), способные, не имея навыка в какой-то пожизненной специальности, вместе с тем обладать опытом в нескольких областях, способные перемещать идеи из одной области в другую. Другими словами, в грядущем устройстве мира будут вознаграждаться прежде всего индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее.

Проверь себя
1. Как может выглядеть разумное существо на других планетах? Наши фантастические фильмы показывают телесно разнообразных инопланетян, особенно хищных и коварных. Но лишь дело касается положительных персонажей, всю фантазию авторов как рукой снимает: это или чуть-чуть измененные люди (так сказать, иной антропологический тип), или просто наши земные индоевропейцы (непонятно только, как их занесло на другие планеты).
Объясните, почему человекоподобных нигде больше быть не может.
2. Из перечисленных ниже признаков вида Homo sapiens подчеркните те, которые говорят об уникальности человека: речь изготовление орудий пластичность поведения обмен веществ; самовыражение с помощью символов размножение; обучаемость способ передвижения духовный потенциал; жизнь на суше сравнимое с человекообразными число хромосом способность всех рас к смешению и социальному обмену места обитания - практически все пригодные для этого участки Земли; интеллект орудийное и техническое освоение природной среды; ослабление естественных экологических связей; овладение огнем; развитие земледелия и скотоводства.
3. Составьте таблицу: место человека в современной системе животных.
4. "Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней" (Софокл, древнегреческий писатель). А я думаю, что человек чудесней всех чудес на свете, потому что... (Продолжите.)
5. "Что есть человек?.. Человек - самая большая загадка и самое большое чудо света" (В.С. Степин, российский философ). А по моему мнению загадка человека, заключается в том, что... (Продолжите.)
6. "Человек, глядя в глубины, улыбается, потому что он видит тень на земле и отражение в воде, потому что и тень, и отражение есть Его Образ" (Мэнли П. Холл, английский писатель XX века). А я мыслю образ человека как... (Продолжите.)
7. Есть люди, которые удивляются тому, что "голенький без шерсти, тонконогий, с маленькой пастью, с нестойкими зубишками, с мускулатурой куда более слабой, чем у зверей, бегающий и прыгающий куда хуже, чем они, стал Властелином Земли". Что вы можете возразить оппоненту, который высказывает подобные мысли?
8. "Космос может быть плотно населен разумными существами. Но преподанный Дарвином урок очевиден: в других местах не будет человека. Только здесь. Только на этой маленькой планете. Мы столь же редки, как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Каждый из нас драгоценен в масштабах космоса. Если человек не согласен с вами, пусть он живет. Среди миллиардов галактик вы не найдете другого такого" (Карл Саган).
Объясните пафос высказывания американского астрофизика. О каком уроке Дарвина упоминает Карл Саган?

И.Т. Суравегина

Шарль Бонне – последователь учения Лейб­ница. Ш.Бонне принадлежит главная роль в распространении и развитии идеи «лест­ницы существ». Аналогия с «лестницей» – это довольно распространенный образ, который имел корни в средневековье. Его работы пользовались большой популярностью в Европе.

Бонне следующим образом понимал идею «лестницы существ»: между самыми простейшими и совершеннейшими проявлениями природы существуют постепенные переходы и все тела составляют всеобщую непрерывную цепь. Основание лестницы составляют неделимые- монады, а вершину венчает Бог. От «невесомых материй» че­рез природные стихии: огонь, воз­дух, воду, землю, металлы, камни - к промежуточ­ным формам между минералами и расте­ниями, от растений к промежуточным формам ме­жду растениями и низшими животными (зоофитам) и через них к высшим животным и человеку тянется единая нить без скачков и пе­рерывов. Каждое царство природы со­ставляет свою лестницу, непосредственно примыкающую концами через промежуточ­ные формы к лестнице соседнего царства. Всеобщее единство и со­гласованность в при­роде обеспечивается гармонией, предустановленной богом

Самое интересное в его утверждениях состоит в том, что при благоприятных условиях вполне возможно развитие какого-либо вида из этой лестницы. Он считал, что со вре­менем из обезьян и слонов некогда произошли Ньютоны и Лейбницыв, а из бобров –Вобаны.

«Самобытность, всемогущество и бесконечно премудрое изволение суть благовейные Свойства Первой Вины .

Вселенная существенно проистекает от сей Вины . Тщетно бы во всем прочем мы ис­кали причины всех существ; повсюду мы созерцаем порядок и намерение.. »(Кн.1.2)

«Гармония Вселенной, или соотносительность между собой всех частей сего велико­лепного здания доказывает, что Вина есть Едина . Происхождение от сей Вины так же есть Едино ; а сие Происхождение есть Вселенная.(Кн.1.3)

«..Деятельная Воля овеществила все то, что могло быть. Единое действие сей Воли произвело Вселенную; и сие же действие оную сохраняет. Бог есть то, что он был и что будет; и чего он желал, того и ныне желает. Разумение, вдруг объемлющее все соотно­шения возможностей, от вечности видело Истинно Доброе , а не нарочно избирало оное. Оно действовало; в действие же употребило высочайшую свою Волю; и Вселен­ная получила Бытие.

Таким образом Вселенная все то имеет совершенство, каковое она могла получить от той Вины , коей одно из первых свойств есть Премудрость , и в коей Доброта есть та­коже Премуд­рость .

Таким образом во Вселенной нет совершенного зла; потому что оныя ничего такого не заключает, чтобы не было происхождением, или виною какого-либо блага, кое бы не существо­вало без именуемого нами злом : если бы все было одно от другого независя­щее, то бы не имело в себе Гармонии.»(Кн.1.4)

«Видимые и понимаемые нами во Вселенной Существа разделяются ни три разряда, и суть или чистые Духи , Существа невещественные и разумные; или Тела , кои суть Су­щества протяжен­ные и грубые; или Существа смешанные , происходящие от соединения невещественного существа с телесным.(Кн.1.33-34)

«Земные существа естественно распределены на четыре Разряда,на

1.Существа грубые или неорганические .

2.Существа органические ,неодушевленные .

3.Существа органические , одушевленные и умствующие.»(Кн.1.39)

«Совершеннейшее организование есть то, кое производит более деяний при равном или меньшем числе разнородных частей.

Таково есть из земных Существ Человеческое Тело .»(Кн.1.41)

О духовном совершенстве.

«Способность образовать общие умопредставления, или отвлекать от какого-либо предмета то, что он с другими имеет общего

Имеет смысл тут вспомнить лейбницеанца Шарля Бонне, который утверждал, что и среди обезьян при определенных условиях могут появиться свои Ньютоны.

Ш. Боннэ ввел термин «эволюциЯ», в который вкаладывал смысл – как расширение «невидимого в видимость2 – т.е какмпостеепенное развитие признаков путем эпиге­неза.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вольф К.Ф. Теория зарождения. М., 1950

2. Дорфман Я.Г. Лавуазье. М.: Наука. 1962.

3. Старосельская-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода Француз­ской буржуазной революции 1789-1794 гг. М.-Л. 1946.

4. Собуль А. Философы и Французская революция\\ Французский ежегодник 1982. М.,1984.

5. Равикович А.И. Развитие основных теоретических представлений в геологии XIX в. М., 1969.

6. Канеев И.И. Основные черты эволюционной концепции Ж. Бюффона \\ Анналы био­логии. Т.1 1959 (982490)

7. Лаплас Изложение системы мира. Т.1-2. СПб., 1861.

8. Лаплас Опыт философии теории вероятности. М., 1902.

9. Созерцание природы сочинения Г.Бозанкета Кн1,2 Спб, 1792 ОРК 281973

10. Созерцание природы сочинения Г.Бозанкета» Кн 3,4 Смоленск 1804 ОРК 282781

11. Механика и цивилизация XVII-XIX вв. М., 1979. (1898416)

Лучшие статьи по теме